УДК: 339 ГРНТИ: 06.51
СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
И. А. Гулиев*, Э. Т. Мехдиев, И. И. Литвинюк
Московский государственный институт международных отношений (У) МИД РФ Россия, 119454, г. Москва, пр. Вернадского, 76 * email: [email protected]
В статье рассматриваются основные тенденции и вопросы формирования единого пространства стран Таможенного Союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) в сфере энергетики, а также проводится анализ основных преимуществ интеграции энергетических систем стран ТС и ЕЭП. Особое внимание уделяется особенностям развития энергетических рынков России, Казахстана и Белоруссии. В конце статьи приводится ряд рекомендаций (организационных предложений) по реализации внешней политики России по вопросу формирования энергетической стратегии в рамках евразийской интеграции.
Ключевые слова: Евразийская интеграция, энергетика, Таможенный Союз, Единое экономическое пространство, постсоветское пространство.
COOPERATION OF THE CUSTOMS UNION AND THE COMMON ECONOMIC SPACE IN THE ENERGY SECTOR
I. A. Guliyev*, E. T. Mehdiyev, I. I. Litvinyuk
Moscow State Institute of International Relations (University) 76 Vernadsky prospect, 119454, Moscow, Russia * email: [email protected]
The article discusses the major trends and issues of forming a common space of the Customs Union countries and the Common Economic Space in the energy sector. The author also analyzes the main advantages of the energy systems integration within the Customs Union and the Common Economic Space. Particular attention is given to the specific features of the energy markets development in Russia, Kazakhstan and Belarus. The author concludes with a number of recommendations for Russian foreign policy on shaping the energy strategy within the framework of Eurasian integration.
Keywords: Eurasian integration, energy, Customs Union, Common Economic Space, former Soviet Union.
Реализация стратегии единого энергетического пространства является одним из важнейших этапов евразийской экономической интеграции. На сегодняшний день нормативно-правовая база ТС и ЕЭП в сфере энергетики в значительной степени сформирована и регулируется в соответствии с действующими соглашениями 2010 г. и в соответствии с дополнительными двусторонними договоренностями, которые будут подписаны до формирования общего рынка нефти и газа1. Однако дальнейший процесс в этой сфере тормозится расхождениями имеющихся межправительственных соглашений с внутренним законодательством и нормами создаваемого Евразийского Союза. Одним из важных договоров по созданию общего рынка нефти и газа в рамках ТС и ЕЭП можно считать соглашение об организации и развитии общего рынка нефти и нефтепродуктов и о доступе к газовой инфраструктуре .
Предполагается, что единый рынок углеводородов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будет создан к 2025 г. По словам председателя коллегии евразийской экономической комиссии В. Христенко «вопросы, связанные с взаимодействием в сфере нефти и газа, будут урегулированы в соответствии с действующими соглашениями 2010 года и соответствующими двусторонними договоренностями, которые обеспечат должный статус взаимодействия
1 Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики (подписано сторонами 9 декабря 2010 г.) // Министерство экономического развития Российской Федерации
в этих сферах на весь период до формирования общего рынка, также не позднее 2025 года начинают функционировать общие рынки газа, нефти, нефтепродуктов, к 2016 году концепции каждого рынка президенты стран-членов ЕАЭС его утвердят» . Как предполагалось, к 1 января 2015 г. должен был заработать евразийский экономический союз без изъятий и ограничений. Однако в итоге при подписании договора о ЕАЭС было принято решение перейти на принцип поэтапного формирования общих рынков энергоресурсов до 2025 г. Это коснулось также и рынка электроэнергии, который планируется запустить к 2019 г.
Рассматривая вопросы сотрудничества стан ТС в энергетической сфере, необходимо проанализировать особенности развития региональных энергетических рынков.
Россия занимает одно из ведущих мест в мировой торговле топливно-энергетическими ресурсами, что делает ее важным звеном в обеспечении энергетической безопасности, особенно на евразийском пространстве.
Согласно зарубежным оценкам, страна занимает шестое место в мире по запасам нефти (6,0% мировых запасов), первое место по объемам ежегодной добычи (12,4% мировой добычи) и обеспечивает свыше 13,5% мирового нефтяного экспорта. Россия занимает второе место в мире по доказанным запасам природного газа (17,3% мировых запасов), второе место после США по объемам ежегодной добычи (16,1% мировой добычи) и является безусловным мировым лидером по экспорту природного газа, обеспечивая 27,4% мировой торговли «голубым топливом». Россия также занимает второе место в мире по запасам угля
(17,6% мировых запасов), шестое место по объемам его ежегодной добычи (4,8%), поставляя 51,9% объема его добычи (95,8 млн т) на внешние рынки2.
На евразийском пространстве значение российских энергоресурсов и энергетической инфраструктуры еще выше.
Основным направлением экспорта российских нефтепродуктов является европейский рынок. Так, свыше 80% российской нефти экспортируется в страны Европы, причем доля России на данном рынке составляет около 30%. Ведущими импортерами российской нефти являются Германия, Италия, Франция, Польша и Нидерланды. В рамках восточного вектора развития происходит диверсификация направлений экспорта российской нефти преимущественно за счет развития экспортных поставок в Китай.
Газовый экспорт России также почти исключительно замкнут на газовых рынках Европы и СНГ, на которые приходятся все трубопроводные российские поставки. Помимо них, благодаря началу в последние два года поставок сжиженного природного газа (СПГ), Россия представлена, хотя и незначительно, на рынке Северо-Восточной Азии (Япония, Республика Корея, в символических объемах Тайвань и КНР), где по итогам 2015 г. заняла долю в 6,1% от совокупного объема их импорта СПГ3.
На рынке СНГ, как и на всем постсоветском пространстве, Россия остается доминирующим внешним поставщиком природного газа с долей в международной региональной торговле 52,7%, по данным ВР. Следует отметить, что на рынке СНГ Россия традиционно играет и роль крупного импортера газа, хотя объемы закупок остаются на исторически минимальном уровне из-за резкого сокращения импорта туркменского газа с весны 2009 г. По данным ВР, всего в 2015 г. Россия импортировала 16,9 млрд куб. м природного газа из Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, что составило 2,4% от мировой торговли, или 8,8% от собственного экспорта России. Вместе с тем для Казахстана поставки природного газа в Россию сегодня играют ключевую роль, обеспечивая почти 100% от общего объема экспорта страны4.
На долю европейских стран (включая Турцию) приходится 82,8% экспортных поставок природного газа из России. При этом, тогда как европейские страны зависят от российского газа, в среднем, только на 39,8%, для ряда стран (Финляндия, Венгрия) зависимость от российского газа достигает 100%.
По экспорту энергетических углей Россия занимает третье место в мире, существенно уступая только Индонезии и Австралии. Доля России в мировой торговле энергетическими углями составляет 12,9%. Поставки из России доминируют в структуре импорта энергетических углей ЕС-15, достигая доли в 28,9%5.
Экспорт электроэнергии из России (1,8% от общего объема ее выработки в стране) не играет существенной роли в мировом масштабе, но имеет важное значение в энергетическом взаимодействии с республиками ЕЭП. Ос-
2 По данным ВР Statistical Review of World Energy, June 2016.
3 См. подробнее: В.В. Бушуев, А.М. Мастепанов, А.И. Громов (ред.) (2012) Топливно-энергетический комплекс России. 2000-2011 годы (справочно-аналитический обзор).
4 По данным ВР Statistical Review of World Energy, June 2016.
5 Н.Н. Кулбатыров, А.А. Тулепбекова. Энергетический аспект евра-
зийской интеграции. // Евразийская экономическая интеграция. №1( 22). 2014 г. стр. 75
новным потребителем российской электроэнергии является Казахстан (более 50%), который использует закупаемую электроэнергию для энергообеспечения ряда северных областей. Российскую электроэнергию для собственных нужд закупает и Беларусь, правда, в последние годы объемы закупок резко сократились в связи с общим падением спроса на электроэнергию в этой стране.
Обладая богатыми запасами энергетических ресурсов, Казахстан также играет значительную роль в энергетике Евразии. Так, если газовые ресурсы страны находятся в начальной стадии освоения, то нефть, уголь и уран уже сегодня являются основой энергетического экспорта республики.
Общие прогнозные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья в Республике Казахстан составляют 17 млрд т. Основные запасы нефти в Казахстане (более 90%) сконцентрированы в 15 крупнейших месторождениях - Тенгиз, Кашаган, Карачаганак, Узень, Жетыбай, Жанажол, Ка-ламкас, Кенкияк, Каражанбас, Кумколь, Бузачи Северные, Алибекмола, Прорва Центральная и Восточная, Кенбай, Королевское. Более 87% добываемой в Казахстане нефти направляется на экспорт. Основные действующие экспортные маршруты: трубопроводы Атырау-Самара, Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), Атасу-Алашань-коу, порт Актау.
Наибольший объем казахстанской нефти экспортируется по нефтепроводу КТК и Атырау-Самара через Россию и Закавказье в Европу. Стремительно развивается экспорт нефти в Китай (15% от общего объема экспорта казахстанской нефти).
Достаточно активно развивается на территории Казахстана добыча и экспорт природного газа, главным образом за счет развития новых и основных базовых месторождений углеводородов, таких как Карачаганак, Тенгиз, Жанажол, Толкын. Всего за несколько лет доля казахстанского газа в общем объеме его трубопроводных поставок в Евразии возросла с 0 до 2,3%. При этом Казахстан выполняет важнейшую транзитную функцию. Только за 2010 г. объем международного транзита газа по территории республики превысил 82 млрд куб. м (в том числе российского - 55,2 млрд куб. м; туркменского - 10,8 млрд куб. м; узбекского -11,7 млрд куб. м)6.
Уголь остается важнейшим энергетическим ресурсом Республики Казахстан. Обладая значительными доказанными запасами углей всех марок, которые составляют 3,8% от мировых доказанных запасов (33600 млн т), Казахстан является важным поставщиком угля на мировой рынок, в первую очередь, на рынки соседних России, Китая, а также на рынок Европы.
Стратегически важным экспортным ресурсом Казахстана (в первую очередь для России) является уран. Республика обладает почти 20% мировых ресурсов данного сырья, необходимого для функционирования атомной энергетики. Более того, с 2009 г. Казахстан занимает первое место в мире по объемам добычи природного урана. Учитывая ожидаемые темпы развития атомной энергетики в мире, а также истощение запасов урана в ряде стран, обладающих развитой атомной энергетикой, роль Казахстана как одного из ведущих поставщиков урана на мировой рынок будет только возрастать.
Благодаря наличию общей электроэнергетической ин-
6 По данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан.
фраструктуры с Россией и соседними странами Центральной Азии Казахстан активно вовлечен в межстрановые перетоки электроэнергии, закупая электроэнергию в России для своих северных областей и в Кыргызстане - для южных. При этом сама республика также поставляет электроэнергию своим соседям практически в эквивалентных объемах (2,6-2,8 млрд кВт/ч, или 3% от общего объема производства электроэнергии в стране).
Беларусь не обладает сколь-нибудь значимыми энергетическими ресурсами. Практически 100% своих потребностей в нефти и газе республика покрывает за счет импорта, главным образом из России.
Вместе с тем Беларусь является ключевым звеном в транзите нефти и газа из России, Казахстана и других стран Центральной Азии в Европу.
На сегодняшний день основными вопросами в создании единого рынка нефти и газа стран ТС и ЕЭП являются:
1. эффективное использование транзитного потенциала стран;
2. формирование общих энергетических балансов;
3. разработка и принятие общих правил доступа;
4. отмена пошлин и создание единой тарифной политики;
5. устранение различного рода протекционистских мер в отношении нефтепродуктов;
6. создание единого информационного поля для всех участников рынка;
7. унификация норм и стандартов на нефть, нефтепродукты и газ путем принятия технических регламентов;
8. гармонизация национальных законодательств, касающихся сферы энергетики.
На современном этапе система регулирования поставок углеводородов в рамках ТС имеет следующий вид. Россия поставляет нефть в Белоруссию беспошлинно по квоте. Экспортируемые из Белоруссии нефтепродукты должны облагаться пошлиной, которая поступает в российский бюджет. Казахстан, напротив, поставляет в Россию нефть, экспортная пошлина остается в российском бюджете в обмен на беспошлинные поставки нефтепродуктов в Казахстан. Ожидается, что в ближайшие годы большую часть вопросов по снятию ограничений и снижению экспортных пошлин на нефтепродукты удастся согласовать. С другой стороны, вопрос с Белоруссией остается открытым и упирается в цену компенсаций, которую она получает ежегодно от беспошлинных поставок углеводородов из России и Казахстана. Реакция на перенос даты по созданию единого рынка нефти и газа ТС к 2025 г. была воспринята в Белоруссии с неким разочарованием и критическим замечанием ее президентом, что интеграция превращается в «процесс ради процесса» и «Таможенный Союз должен быть полноформатным без каких-либо ограничений, в том числе и на энергоносители»7.
С подписанием 29 мая 2014 г. договора о Евразийском экономическом союзе было решено отложить введение беспошлинной торговли по поставкам энергоресурсов в Беларусь до 2016 г. Также принята договоренность, что 1,5 млрд долл. США, которые Белоруссия ранее перечисляла в российский бюджет в виде пошлин от продажи нефтепродуктов, в 2016 г. останутся в бюджете страны, а самой ре-
7 Официальный сайт президента Беларусь. 24.04. 2014. Заседание Высшего Евразийского экономического совета. http://president.gov. by/ru/news_ru/view/zasedanie-vysshego-evrazijskogo-ekonomicheskogo-soveta-na-urovne-glav-gosudarstv-2g-aprelja-sostoitsja-v-86o4
спублике будет предоставлен кредит в 2 млрд долл. США для пополнения ее золотовалютных резервов.
Что касается беспошлинной торговли нефтегазовыми ресурсами между Россией и Казахстаном в рамках ТС, то можно отметить, что между сторонами достигнута договоренность по поставкам нефти в рамках механизма своп. Российские нефтяные компании обязуются беспошлинно экспортировать до 1,5 миллиона нефтепродуктов в Казахстан, а Казахстан берёт обязательства по экспорту сырой нефти в Китай от имени России. Однако в последнее время остается сложным вопрос по беспошлинной торговле нефтепродуктами, в отношении которых зачастую применяются протекционистские меры для защиты местной монополии на внутреннем рынке. Особенность ситуации заключалось в том, что от беспошлинных поставок нефтепродуктов в Казахстан ежегодно Россия не досчитывалась порядка 700 млн долл. США бюджетных поступлений. В этом году продолжаются переговоры между Россией и Казахстаном в рамках ТС по применению схемы, согласно которой Казахстан в обмен на нефтепродукты поставляет в Россию нефть. Та затем идет на экспорт, а полученная экспортная пошлина покрывает потери российского бюджета от беспошлинных поставок нефтепродуктов. Однако схема так и не заработала, поскольку не была достигнута договоренность о цене нефти.
Таким образом, продолжение интеграции стран ТС и ЕЭП в энергетической сфере усилит необходимость проведения согласованной политики, направленной на повышение энергоэффективности и создание единой стратегии инфраструктурного развития экономик стран ТС.
Среди основных направлений в рамках ТС и ЕЭП, на которых России следует сосредоточить свое внимание, можно выделить:
1. создание общей стратегии со странами Центральной Азии в экспорте энергоресурсов не только на рынки Европы, но и на рынки быстроразвивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона;
2. активное продвижение в рамках ТС и ЕЭП трансконтинентальных проектов, в которых могли бы использоваться транзитные преимущества и конкурентоспособность России;
3. создание со странами ТС и ЕЭП на определенном этапе экономической интеграции транснациональных компаний или международная кооперация производства;
4. устранение законодательных ограничений в странах ТС, касающихся сдерживания конкуренции и ограничивающих приход зарубежных компаний в стратегически важные отрасли;
5. развитие транспортной инфраструктуры на евразийском пространстве;
6. расширение присутствия российских энергоресурсов, энергетического оборудования и технологий на рынки ТС и ЕЭП.
7. участие российского капитала в топливно-энергетическом секторе стран ТС в виде инвестиций в разработку нефтяных месторождений.
Не менее важным видится участие российского бизнеса в процессах приватизации объектов ТЭК.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боришполец К.П., Мехдиев Э.Т. Евразийский тренд регионального сотрудничества / К. П. Боришполец, Э. Т. Мехдиев // В сборнике: Евразийская интеграция: перспективы межгосударствен-
ного сотрудничества. Приложение к периодическому изданию «Ежегодник ИМИ». Сер. "Книги и брошюры ИМИ" Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, Центр военно-политических исследований. Москва, - 2014. - С. 8-20.
2. Боришполец К., Чернявский С. Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана: реальность и перспективы / К. Боришполец, С. Чернявский //Центральная Азия и Кавказ. -2012. Т. 15. - № 1. - С. 142-152.
3. Рустамова Л.Р. «Умная сила» России набирает обороты / Л. Р. Рустамова // Право и управление. XXI век. - 2014. - № 3 (32). - С. 53-58.
4. Гулиев И.А. Некоторые аспекты развития стратегических предприятий стран СНГ (на примере газовой отрасли) / И. А. Гулиев // Нефть, газ и бизнес. - 2011. - № 10. - С. 24-28.
5. Гулиев И., Литвинюк И. Роль России в развитии мировой нефтеперерабатывающей промышленности / И. Гулиев, И. Литвинюк // Мировое и национальное хозяйство. 2015. № 2 (33). С. 83-100.
6. Муханов В. Состояние энергоносителей в каспийском регионе и роль России в их транспортировки на мировой рынок / В. Муха-нов // Аналитические записки Института международных исследований МГИМО (У) МИД России. - 2008. - № 6. - С. 22.
Поступила в редакцию 08.07.2016