Научная статья на тему 'Сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации в энергетической сфере'

Сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации в энергетической сфере Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
992
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / БЕЛАРУСЬ / РОССИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР / НЕФТЬ / ГАЗ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курбанов Рашад Афатович, Лалетина Алла Сергеевна

В статье авторами рассмотрены правовые основы сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в энергетической сфере, осуществляемое двумя странами в рамках Союзного государства Беларуси и России. Авторами проанализированы соглашения, заключенные странами-участницами Союзного государства в таких отраслях энергетического сектора, как нефтяная и газовая отрасли, электроэнергетика, возобновляемые источники энергии и атомная энергетика. В контексте стремительно развивающихся интеграционных процессов как в мире, так и на евразийском пространстве, многолетний опыт сотрудничества Беларуси и России весьма актуален и может быть использован при реализации взаимодействия стран в рамках других региональных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION IN THE ENERGY SPHERE

The article examines the legal bases of cooperation of the Republic of Belarus and the Russian Federation in the energy sphere undertaken by the two countries in the framework of the Union State of Belarus and Russia. The authors analyzed the agreements concluded by the countries-participants of the Union State in such energy sectors as oil and gas, power generation, renewable energy and nuclear power. In the context of the rapidly developing integration processes in the world and in Eurasian space, long-term experience of cooperation between Belarus and Russia is very relevant and can be used to implement the interactions between states in the framework of other regional associations.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации в энергетической сфере»

СОТРУДНИЧЕСТВО БЕЛАРУСИ И РОССИИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Курбанов Р.А. Лалетина А.С.

9. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10)

9.1. СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Курбанов Рашад Афатович, д-р юрид. наук, профессор. Должность: директор, заведующий кафедрой. Место работы: Институт правовых исследований и региональной интеграции, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]

Лалетина Алла Сергеевна, д-р юрид. наук. Должность: профессор. Место работы: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье авторами рассмотрены правовые основы сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в энергетической сфере, осуществляемое двумя странами в рамках Союзного государства Беларуси и России.

Авторами проанализированы соглашения, заключенные странами-участницами Союзного государства в таких отраслях энергетического сектора, как нефтяная и газовая отрасли, электроэнергетика, возобновляемые источники энергии и атомная энергетика.

В контексте стремительно развивающихся интеграционных процессов как в мире, так и на евразийском пространстве, многолетний опыт сотрудничества Беларуси и России весьма актуален и может быть использован при реализации взаимодействия стран в рамках других региональных объединений.

Ключевые слова: Союзное государство, Беларусь, Россия, сотрудничество, евразийское пространство, энергетический сектор, нефть, газ, электроэнергетика, возобновляемые источники энергии.

COOPERATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE

RUSSIAN FEDERATION IN THE ENERGY SPHERE Kurbanov Rashad Afatovich, Dr of Law, Professor. Position: Director, Head of chair. Place of employment: Research Institute of Legal Studies and Regional Integration, Russian University of Economics named after G.V.Plehanov. Department: Civil Legal Disciplines chair. E-mail: [email protected] Laletina Alla Sergeevna, Dr of law. Position: professor. Place of employment: Russina university of Economics named after G.V.Plekhanov. Department: Civil Legal Disciplines chair. E-mail: [email protected]

Annotation

The article examines the legal bases of cooperation of the Republic of Belarus and the Russian Federation in the energy sphere undertaken by the two countries in the framework of the Union State of Belarus and Russia.

The authors analyzed the agreements concluded by the countries-participants of the Union State in such energy sectors as oil and gas, power generation, renewable energy and nuclear power.

In the context of the rapidly developing integration processes in the world and in Eurasian space, long-term ex-

perience of cooperation between Belarus and Russia is very relevant and can be used to implement the interactions between states in the framework of other regional associations.

Keywords: Union State, Belarus, Russia, cooperation, Eurasian space, energy sector, oil, gas, power generation, renewable energy sources.

Договор о создании Союзного государства1 (ст. 17) предусматривает создание объединенной энергетической системы как одной из приоритетных целей Союзного государства, относящейся к исключительному ведению Союзного государства.

Ст. 30 Договора о создании Союзного государства указывает на функционирование в пределах Союзного государства объединенных энергетической и транспортной систем, порядок управления которыми наряду с некими «едиными элементами инфраструктуры» регулируется на основании актов Союзного государства.

Выгодное географическое расположение, объединенные системы энергоснабжения2 являются определяющим фактором сотрудничества государств - участников Союзного государства в сфере транзита энергетических ресурсов из России (прежде всего нефти и газа) на территорию государств Европы. Как указывает В.Ф. Дашкевич, находясь территориально между Европейским Союзом с его растущим энергетическим потреблением и Россией - с ее запасами энергетического сырья, а также будучи «привязанной» к обширным рынкам этих соседей, экономика Беларуси, включая ее энергетический сектор, останется зависимой от них3.

Целью сотрудничества между сторонами в энергетической сфере является развитие экономических связей в газовой, нефтяной, электроэнергетической отраслях, атомной энергетике, обеспечение потребностей внутреннего рынка государств-членов СГ в энергоресурсах на взаимовыгодных условиях, укрепление энергетической безопасности. Завершено объединение газотранспортных систем, создана необходимая правовая основа сотрудничества в области ядерной энергетики.4

Соглашение о взаимодействии энергетических систем между государствами-участниками Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г.5, участниками которого являлись Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан обязало государства - участников «...принять меры, направленные на сближение и гармонизацию национальных законодательств в области энергетики.» и т.д.6

1 СЗ РФ от 14 февраля 2000 г., N 7, ст. 786

2 Магистральные нефтепродуктопроводы, расположенные на территории Республики Беларусь, являются неотъемлемой технологической частью системы магистральных нефтепродуктопрово-дов Нижний Новгород - Рязань - Орел, Самара - Унеча - Вентс-пилс, Самара - Унеча - Мозырь - Ровно - Брест - Ужгород.

3 Дашкевич, В. Ф. Энергетическая зависимость Беларуси: последствия для экономики и общества / В. Ф. Дашкевич. - Мн.: Логвинов, 2005. С. 20

4 Еще в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Республики Беларусь о сотрудничестве в развитии топливно-энергетических комплексов от 1 сентября 1994 г. стороны договорились о развитии сотрудничества в отраслях топливно-энергетических комплексов.

5 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 35, 3/77.

6 В том числе меры, обеспечивающих единые принципы форми-

рования, развития и функционирования энергетического рынка, а

также создание общей системы информационного обеспечения и

статистической отчетности; обеспечение возможностей межгосу-

дарственных перетоков электроэнергии в условиях функциониро-

вания энергетического рынка; разработку и реализацию совмест-

ных программ в отраслях электроэнергетики с использованием

Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства предполагала объединение энергетической и транспортной систем7. В рамках Союзного государства ежегодно с 2001 г. принимаются и подписываются союзные топливно-энергетические балансы. Постановление СМ СГ от 4 апреля 2006 г. № 5 «О балансах топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на период до 2020 года»8 утвердило балансы топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на период до 2020 г. Начиная с 2013 г. топливные балансы начинают именоваться индикативными - в них учитываются уголь, газ, электрическая энергия, топочный мазут, нефтяное сырье, дизельное топливо, автомобильный бензин9.

Как в Беларуси, так и в России приняты национальные государственные программы, определяющие стратегию развития энергетического сектора, в том числе и в области

разработанных предприятиями по утвержденной Сторонами методике.

Данным соглашением была создана единая система управления поставками (ст. 5). В том, что не было охвачено нормами указанного соглашения в части транзита нефти через территорию Беларуси ст. 9 данного документа распространила «законы и правила, действующие на территории Республики Беларусь»13.

На развитие сотрудничества в газовой сфере были направлены Соглашение о транспорте природного газа через территорию Республики Беларусь и поставках его потребителям Беларуси от 20 июля 1992 г.14

Ст. 3 соглашения относит цену поставок газа и цену на его транзит через территорию Беларуси к предмету межправительственных соглашений без указания на их периодичность, что также позволяет оперативно менять соотношение цены, уплачиваемой Республикой Беларусь за газ, и

привлечения инвестиций в топливно-энергетический ком- вычитаемой из нее платы за транзит природного газа по ее

плекс .

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ НЕФТИ И ГАЗА

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об основных принципах и условиях взаимоотношений в области транспортировки нефти от 20 июля 1992 г11 Беларусь и Россия сохранили на своих территориях действие правил, инструкций, положений, стандартов, технических условий и других нормативных актов, которые регламентируют работу трубопроводного транспорта (ст. 1). Согласно ст. 3 названного документа Беларусь и Россия уполномочили государственные предприятия по транспортировке нефти на совместные и скоординированные дей-12

ствия.

Соглашением сторон определяется объем поставки нефти из России в Беларусь, тогда как цены поставок согласно ст. 4 - соглашениями. Последняя оговорка не случайна -она позволяет регулярно пересматривать цены. В то же время оплата Россией Беларуси услуг по транспортировке нефти осуществляется на основе согласованных тарифов,

энергетических мощностей, линий электропередач, оборудования и других объектов энергетики. Прим: с 1 января 2015 г. его действие приостановлено.

7 В том числе принятие «...мер по подготовке к объединению газотранспортных систем государств - участников с вхождением газотранспортных систем Республики Беларусь в состав открытого акционерного общества «Газпром» к 2000 г. и создание Объединенной электроэнергетической системы государств - участников с учетом завершения в 2000 г. реструктуризации энергетической отрасли Республики Беларусь к 2001 г.». Вошла в практику ежегодная разработка и реализация прогнозов социально-экономического развития Союзного государства, прогнозных балансов спроса и предложения по важнейшим видам продукции, а также балансов топливно-энергетических ресурсов Союзного государства (свод данных, фиксирующих наличие и использование всех видов энергоресурсов. В число ресурсов включаются: добытое топливо, произведенная электроэнергия, импорт. В расходе ресурсов показываются: затраты на производство других видов энергии, на производственно-технологические нужды, на прочие нужды, экспорт, потери при хранении и транспортировке). См., напр., постановления СМ СГ № 2 «О балансах топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на 2001 год», № 13 «О балансах топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на 2002 год».

8 URL: http://www.postkomsg.com.

9 См., напр., постановления СМ СГ от 29 сентября 2015 г. № 11 «Об индикативных балансах топливно-энергетических ресурсов Союзного Государства по углю и электрической энергии», № 16 «Об индикативных балансах топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на 2015 год», № 9 от 12 мая 2016 г. «Об индикативных балансах топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на 2016 год».

10 Иностранные инвестиции и ТЭК: вопросы государственно-правового и международно-правового регулирования в странах СНГ / под общ. ред. Р.А. Курбанова. Изд-во РГТЭУ, 2010. С. 363.

11 Бюллетень международных договоров. № 10. 1993.

12 Данные действия направлены на обеспечение «.бесперебойного и устойчивого снабжения нефтью потребителей Российской Федерации, Республики Беларусь и третьих стран путем транзита нефти по территории Республики Беларусь с использованием сложившейся системы магистральных нефтепроводов».

территории .

Ст. 4 и 5 двустороннего соглашения посвящены процедуре приемки газа (ст. 444 ГК РБ) с подписанием актов и оформлением сертификатов о качестве природного газа (по результатам анализа свойств природного газа, осуществляемого на газоизмерительной станции (ГИС) "Смоленская"). Газ, переданный для целей транзита, является согласно ст. 10 соглашения собственностью Российской Федерации, однако к транзитным отношениям, не подпадающим под регулирование данного соглашения, применяется право Республики Беларусь16.

Подписанное в г. Сургуте Тюменской области Соглашение о сотрудничестве в развитии нефтяной и газовой промышленности от 2 марта 1993 г. обязало Беларусь и Россию «.способствовать проведению единой согласованной нормативной и технической политики в нефтяной и газовой промышленности...(ст. 5 и 6)» 17.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о поставке российского природного газа в республику Беларусь и создании системы транзитных газопроводов на территории Республики Беларусь18 от 5 января 1994 г. предусмотрено, что «.стороны будут оказывать поддержку Российскому акционерному обществу «Газпром» и Государственному предприятию «Белтрансгаз»» 19.

14 марта 2000 г. между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов Российской Федерации было подписано Соглашение о сотрудничестве в об-20

ласти недропользования20.

13 Иностранные инвестиции и ТЭК: вопросы государственно-правового и международно-правового регулирования в странах СНГ / под. ред. Р.А. Курбанова. М.: Изд-во РГТЭУ. 2011. С. 341.

14 Бюллетень международных договоров. № 10. 1993.

15 Там же.

16 Там же.

17 В том числе, проведение унификации действующих стандартов и технических условий, обеспечивая единство норм и правил строительства объектов в этих отраслях, их эксплуатации, технологического управления и безопасности, а также принимать меры по разработке и реализации государственных экологических программ в нефтяной и газовой промышленности на основе единого методологического подхода. См: Бюллетень международных договоров. № 5. 1994.

18 URL: http://docs.cntd.ru.

19 Соглашение предусматривает поддержку в рамках строительства и эксплуатации новой системы транзитных газопроводов через территорию Республики Беларусь, реконструкции действующей газотранспортной системы на территории Республики Беларусь для транзита российского природного газа.

20 В документе были определены основные направления сотруд-

ничества, в числе которых «.научно-исследовательские и опытно-

конструкторские работы; технико-технологическое обеспечение и совместное выполнение геологоразведочных работ на различные

виды полезных ископаемых; разработка методик, технологий, ап-

паратуры, геологоразведочного оборудования; гидрогеологические

и геоэкологические исследования; геолого-экономические исследо-

вания в области недропользования; гармонизация нормативно-правовой базы недропользования и водопользования; подготовка и повышение квалификации специалистов.» и др. См: Соглашение

СОТРУДНИЧЕСТВО БЕЛАРУСИ И РОССИИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Курбанов Р.А. Лалетина А.С.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов, расположенных на территории Республики Беларусь от 8 июня 2004 г.21 был введен в правовой оборот принцип равнодоступности к системе магистральных нефтепродуктопроводов, расположенной на территории Республики Беларусь, при транспортировке нефтепродуктов. При этом

правовой режим «транспортировки» отличается от «тран-

22

зита»

Согласно ст. 5 рассматриваемого документа транспортировка нефтепродуктов по магистральным нефтепродукто-проводам осуществляется согласно договорам между акционерным обществом «Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов «Транснефтепродукт» с грузоотправителями или грузополучателями.

В соответствии с нормами ст. 1 и ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством РБ о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г.23 сырая нефть, вывозимая из Российской Федерации в Беларусь, облагалась до 2014 г. вывозной таможенной пошлиной, тогда как при экспорте сырой нефти и нефтепродуктов (включая сжиженный попутный газ) с территории Республики Беларусь на территории третьих государств взимаются вывозные таможенные пошлины по ставкам, установленным равными ставкам, применяемым в Российской Федерации, и в порядке, установленном аналогичном действующему в Российской Федерации.

Согласно Протоколу о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г., подписанное в Астане 29 мая 2014 г.24, компетентные органы Беларуси и России до 1 октября каждого текущего года на следующий календарный год согласовывают индикативные балансы добычи (производства), потребления, поставки, импорта и экспорта нефти и нефтепродуктов и т.д.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством РБ о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь было подписано 25 ноября 2011 г.25 Оно определило, что с 1 января 2012 г. цены на газ для Республики Беларусь, а также тарифы на транспортировку газа через территорию Республики Беларусь определяются в контрактах между хозяйствующими субъектами государств-сторон в соответствии с настоящим соглашением и устанавливаются в долларах США.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности Открытого акционерного общества «Белтрансгаз» было заключено в г. Москве 25 ноября 2011 г.26 В соответствии со ст.1 Соглашения в собственность ОАО «Газпром» переходит

о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов РФ и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (заключено в Минске 14.03.2000) // СПС «КонсультантПлюс».

21 Бюллетень международных договоров. № 6. 2005.

22 К транспортировке относится «.деятельность по перемещению нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам из пунктов приемки от грузоотправителей до пунктов сдачи их грузополучателям, технологического хранения, налива и перевалки на другой вид транспорта, тогда как «транзит нефтепродуктов» - перемещение через территорию Беларуси нефтепродуктов, происходящих из другого государства и предназначенных для грузополучателей на территории третьего государства, которое не является стороной соглашения».

Бюллетень международных договоров. № 6. 2007.

24 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

Ратифицировано Федеральным законом РФ от 30 декабря 2012 г. № 299-ФЗ.

26 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru.

100% акций ОАО «Белтрансгаз» без получения каких-либо дополнительных согласований и разрешений, требуемых по законодательству Республики Беларусь, в том числе согласований органов антимонопольного регулирования. ОАО «Белтрансгаз» приобретает исключительное право закупки природного газа, вывозимого с территории России для потребителей на территории Беларуси.

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о создании Объединенной электроэнергетической системы от 22 ноября 1999 г.27 Беларусь и Россия договорились о совместной синхронной работе электроэнергетических систем двух государств, а также о координированном диспетчерском управлении электростанциями и магистральными электросетями (ст. 2 указанного соглашения).

В целом данный документ носит целевой характер. Ст. 4, например, содержит указание на некое «акционирование белорусской энергетики», что, по всей видимости, означало наличие планов по передаче прав собственности на имущество энергетических объектов от РУПов (республиканских унитарных предприятий) акционерным обществам.

30 декабря 2002 г. была принята Резолюция № 1 Совета министров Союзного государства «О ходе выполнения Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании Объединенной электроэнергетической системы»28. Данная Резолюция рекомендовала Министерству энергетики Республики Беларусь разработку и внесение в установленном порядке проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь, предусматривающих создание условий для акционирования находящихся в государственной собственности объектов электроэнергетики Республики Беларусь и определяющих порядок и принципы установления регулируемых государством цен и тарифов на продукцию (услуги) предприятий данной отрасли.

Соглашение о некоторых мерах по обеспечению параллельной работы Единой энергетической системы Российской Федерации и объединенной энергетической системы Республики Беларусь от 15 марта 2011 г.29определило меры, направленные на обеспечение параллельной работы ЕЭС России и ОЭС Беларуси. Наибольший удельный вес в общем объеме экспорта ТЭР из России в Беларусь составляет нефть (около 30% в среднем по 4-м годам), затем экспорт газа, и лишь на третьем месте - электроэнергия30. Беларусь занимает второе место после России по экспортным поставкам электроэнергии в третьи страны. При этом Беларусь обеспечивает электроэнергией Эстонию и Латвию без участия России, а также Литву с 9%-ной долей участия31. Беларусь также и сама импортирует данный ресурс как с территории государств СНГ - Украина, так и стран вне СНГ, из которых основным партнером является Литовская Республика32. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ Развитие сотрудничества в области возобновляемых источников электрической энергии, в том числе пилотных проектов по возобновляемой энергетике предусмотрено в рамках Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014-2017 гг.), утвержденными

27 Бюллетень международных договоров. № 11. 2000.

28 Документы, принятые и одобренные на заседании СМ СГ (протокол заседания СМ СГ от 10 декабря 2002 г. № 4). С. 14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 Бюллетень международных договоров. № 12. 2011.

30 Годовой отчет Евразийской экономической комиссии, ЕЭК. 2012.

31 Левыкина Т.С. Приоритеты международного сотрудничества в сфере энергетики в рамках формирования Евразийского экономического союза: дис. ... докт. эк. наук. М., 2015. С. 90.

32 Там же. С. 92.

постановлением Высшего Государственного Совета от 3 марта 2015 г. № 3.

Минэнерго Республики Беларусь реализует 5 государственных программ на 2011-2015 гг. и на период до 2020 г. по возобновляемым источникам энергии (строятся Полоцкая и Витебская ГЭС, ветроэнергетический парк в Гродненской области, рассматривается вопрос по строительству солнечной фотоэлектрической станции в Гомельской области). В Российской Федерации реализуется 8 проектов по строительству солнечных электростанций и ветроэнергетических станций.

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ Беларусь и Россия являются участниками Соглашения об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии от 26 июня 1992 г.33 Данное соглашение определило «компетентные правительственные органы» как «государственные органы сторон данного соглашения, действующие на паритетных началах и

34

имеющие равные права».34

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях от 28 мая 2009 г.35 предусматривает дополнительные сферы сотрудничества для России и Беларуси в сфере использования атомной энергетики36.

15 марта 2011 г. на заседании Совета Министров Союзного государства было подписано межправительственное Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Беларусь в Островецком районе Гродненской области атомной электростанции (Островецкой АЭС)37.

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь создали в соответствии с пунктом 5

33 Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». № 6. 1992.

34 Ст. 2 Соглашения об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии определила закрытый перечень форм межгосударственного сотрудничества «.в сфере мирного использования атомной энергии: осуществление совместной промышленной деятельности; совместное владение или эксплуатацию ядерных установок, оборудования, объектов промышленной собственности и промышленных предприятий; осуществление совместных мероприятий по предотвращению ядерной аварии и ликвидации ее последствий; предоставление и обмен информацией, в частности по ядерной безопасности, эксплуатации ядерных установок, аварийному планированию, защите окружающей среды и подготовке персонала; координация и проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; разведка и разработка урановых месторождений» и др.

35 Бюллетень международных договоров. № 3. 2010.

36 А именно: разработка, проектирование, строительство, эксплуатация и вывод из эксплуатации атомных электростанций, исследовательских реакторов и других ядерных установок; поставка ядерного топлива для атомных электростанций, исследовательских реакторов и других ядерных установок; поставка оборудования, материалов и оказание услуг по направлениям сотрудничества, предусмотренным настоящей статьей; обращение с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами; осуществление совместной промышленной деятельности; унификация законодательств государств-сторон в области использования атомной энергии в мирных целях; подготовка специалистов в области использования атомной энергии в мирных целях и персонала по эксплуатации атомных электростанций; регулирование ядерной и радиационной безопасности и т.д.

37 Следует также отметить Соглашение между Правительством

Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию облученного и свежего высокообогащенного ядерного топлива исследовательских

реакторов и поставке в Республику Беларусь свежего низкообога-щенного ядерного топлива от 8 октября 2010 г., Соглашение о сотрудничестве в сфере ядерной безопасности в целях развития инфраструктуры ядерной безопасности Республики Беларусь от 1 февраля 2013 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об оперативном оповещении о ядерной аварии и обмене информацией в области ядерной и радиационной безопасности от 13 декабря 2013 г. и др.

ст. 2 Соглашения совместный Координационный комитет для осуществления координации и контроля за его реализацией. 25 ноября 2011 г. было заключено межправительственное соглашение «О предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции на территории Республики Беларусь»38. 31 января 2012 г. был подписан договор на изыскательские работы, разработку проектной документации и первоочередной рабочей документации Белорусской АЭС. По результатам заседания Совета Министров Союзного государства 18 июля 2012 г. в Минске был подписан генеральный контракт на сооружение Белорусской АЭС№77-598/1110700.

Содействие созданию благоприятной обстановки для строительства Белорусской АЭС предусмотрено в рамках Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014-2017 гг.), утвержденными постановлением Высшего Государственного Совета от 3 марта 2015 г. № 3, в том числе обеспечение мониторинга строительства Белорусской АЭС, рассмотрение в рамках совместного Координационного комитета по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15 марта 2011 г. о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Беларусь атомной электростанции проблемных вопросов, возникающих в процессе строительства и эксплуатации атомной станции, с приглашением представителей заинтересованных ведомств и организаций

В ходе заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства 3 марта 2015 г. Президент РФ В. Путин назвал данный проект примером успешного сотрудничества между двумя государствами. По его мнению, промышленная кооперация России и Беларуси приобретает более глубокий, структурный характер, страны вплотную приблизились к формированию единого инновационного

39

пространства.39

Список литературы:

1. Вельяминов Г.М. Международное право: опыт. М.: Статут: Рос. акад. наук: Ин-т государства и права, 2015. 1006 с.

2. Дашкевич В. Ф. Энергетическая зависимость Беларуси: последствия для экономики и общества / В. Ф. Дашкевич. -Мн.: Логвинов, 2005. - С. 68.

3. Иностранные инвестиции и ТЭК: вопросы государственно-правового и международно-правового регулирования в странах СНГ / под общ. ред. Р.А. Курбанова. Изд-во РГТЭУ, 2010. - С. 508.

4. Курбанов Р.А. Евразийское право. Теоретические основы: монография / Р.А. Курбанов; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 847 с.

5. Курбанов Р.А. Региональная интеграция и право: монография / Р.А. Курбанов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 235 с.

6. Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: монография / В.А. Жбанков, С.Ю. Кашкин, В.Ю. Слепак и др.; под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 224 с.

7. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В. Вольского. М.: Дрофа, 2003. 560 с.

8. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997. 255 с.

9. Шевченко Л.И. Проблемы определения существенных условий при заключении договоров в сфере топливно-энергетического комплекса // Право и экономика. 2013. № 6. С. 29-35.

10. Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. - М.: Междунар. отношения, 2003. 271 с.

38 Бюллетень международных договоров. № 11. 2012.

39 URL: www.postkomsg.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.