Научная статья на тему 'Состояние и направления совершенствования государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в республике Башкортостан'

Состояние и направления совершенствования государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / СУБСИДИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков Сергей Викторович

В статье рассмотрены состояние и направления совершенствования государственной поддержи сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Башкортостан. Автором сформулированы принципы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, проведен анализ связи размера субсидий и урожайности сельскохозяйственных культур. Рассмотрены возможные направления совершенствования государственной поддержки в регионе (Республика Башкортостан) на основе долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013 2020 годы. Автором предложена методика распределения субсидий, которая в отличие от существующей, учитывает эффективность по ряду показателей (путем соотнесения фактических данных с аналогичными за прошлый период) и предполагает определение интегрированного показателя эффективности субсидий по каждому сельскохозяйственному товаропроизводителю. Внедрение рекомендованных мероприятий даст двойной эффект: вопервых, улучшатся инфраструктура, условия жизни сельских жителей, во-вторых, увеличатся производственные показатели сельскохозяйственных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волков Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и направления совершенствования государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в республике Башкортостан»

Состояние и направления совершенствования государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Башкортостан

Б

а

2 о

Волков Сергей Викторович

соискатель, кафедра финансов и кредита, Башкирский государственный аграрный университет, [email protected]

В статье рассмотрены состояние и направления совершенствования государственной поддержи сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Башкортостан. Автором сформулированы принципы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, проведен анализ связи размера субсидий и урожайности сельскохозяйственных культур. Рассмотрены возможные направления совершенствования государственной поддержки в регионе (Республика Башкортостан) на основе долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013 - 2020 годы. Автором предложена методика распределения субсидий, которая в отличие от существующей, учитывает эффективность по ряду показателей (путем соотнесения фактических данных с аналогичными за прошлый период) и предполагает определение интегрированного показателя эффективности субсидий по каждому сельскохозяйственному товаропроизводителю. Внедрение рекомендованных мероприятий даст двойной эффект: во-первых, улучшатся инфраструктура, условия жизни сельских жителей, во-вторых, увеличатся производственные показатели сельскохозяйственных товаропроизводителей. Ключевые слова. Государственная поддержка, сельское хозяйство, Республика Башкортостан, сельскохозяйственный товаропроизводитель, субсидия, эффективность

Актуальность темы исследования. Сельское хозяйство, вследствие присущих ему специфических особенностей (зависимость от природных факторов, сезонность, технологическая отсталость), не может за счет реализации своей продукции получить доход, достаточный для возмещения вложенного в него капитала, для сохранения плодородия земель и для воспроизводства поголовья животных. Бесспорной является ведущая роль государственного регулирования в таких сферах, как развитие сельской инфраструктуры, научно-исследовательские и проектные работы, образование и повышение квалификации и информационно-консультационное обеспечение [2], [3], т.е. в сферах, относящихся к «зеленой корзине». У каждого региона РФ есть свои особенности организации государственной поддержки сельского хозяйства. Они зависят от многих факторов, среди которых можно выделить природно-климатические условия, курс развития региона, уровень экономического развития и другие. Необходимость совершенствования государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей регионов РФ с учетом этих факторов обусловливает актуальность темы исследования.

Степень разработанности темы. Несмотря на достаточно большое количество работ по рассматриваемой проблематике[1], [5], [6], следует отметить, что решение проблемы повышения эффективности государственной поддержки, особенно отдельных ее мер на региональном уровне с учетом приоритетных отраслей сельского хозяйства, требует дальнейшего изучения.

Цель - на основе изучения современного состояния государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей теоретически обосновать и разработать рекомендации по ее совершенствованию.

Основная часть.

При регулировании проблем сельского хозяйства должны быть приняты во внимание как специфические особенности аграрного сектора - сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного земледелия, - так и особенности региона.

Объективная необходимость государственного регулирования экономики подтверждается всем ходом ее исторического развития. В различные периоды истории господствовали разные точки зрения о допустимом уровне участия государства в управлении экономикой, методах такого участия. Оказываемая в настоящее время государственная поддержка сельскому хозяйству находится не на должном уровне. Об этом свидетельствуют нынешнее состояние отрасли и исследования ученых.

Анализ нормативных правовых актов в области государственной поддержки сельского хозяйства и специальной литературы позволил нам сформулировать следующие принципы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в регионе:

- принцип учета региональных особенностей - при разработке мер и направлений государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей должны быть учтены такие особенности региона, как направление развития экономики региона, природно-климатические условия, демографическое положение, уровень экономического развития и другие;

Рис. 1. угодий

Урожайность зерновых и зернобобовых и субсидии в расчете на 1 га сельскохозяйственных в Республике Башкортостан

- принцип достижения результата -государственная поддержка преимущественно должна быть оказана тем, кто ее эффективно использует и добивается результата, выражающегося в улучшении экономических показателей, качества и повышении конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;

- принцип устойчивого развития -государственная поддержка должна сбалансированно охватывать экономическую, социальную и экологическую составляющие. Несоблюдение принципа ведет к сокращению масштабов производства, снижению эффективности производства основных видов сельскохозяйственной продукции;

- принцип множественности источников финансирования и распределения финансовой поддержки по уровням бюджетной системы - при разработке программ государственной поддержки в качестве источников средств указываются федеральный и региональные бюджеты и внебюджетные источники;

- принцип адресности поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей - в правилах предоставления субсидий подробно описываются критерии для претендентов на тот или иной вид государственной поддержки, алгоритм предоставления документов, порядок их рассмотрения;

- принцип доступности информации о мерах государственной поддержки -на сайтах Министерства сельского хозяйства РФ, министерств сельского хозяйства регионов приведена информация обо всех видах государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, порядке их получения; созда-

ны центры сельскохозяйственного консультирования, которые осуществляют информационно-консультационное обслуживание сельских товаропроизводителей всех форм собственности;

- принцип согласованности - согласованное взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации аграрной политики в области государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Нельзя допускать распыления средств, дублирования функций и выделения бюджетных средств для достижения одних и тех же целей по разным каналам.

Выяснены региональные особенности структуры производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств. Выявлено, что в Республике Башкортостан почти 60% продукции производится в хозяйствах населения. За анализируемый период доля сельскохозяйственных организаций здесь снизилась с 50 до 33,1%. Незначительную долю (7,2%) занимают К(Ф)Х. Подобное положение наблюдается и в Курганской области. В Республике Татарстан и в Тюменской области число сельскохозяйственных организаций и хозяйств населения почти одинаковое. В Свердловской области преобладает продукция, произведенная сельскохозяйственными организациями. Это единственный регион среди анализируемых, где доля сельскохозяйственных организаций в производстве продукции растет. К(Ф)Х во всех регионах занимают незначительную долю - в пределах 7-10%.

Следует сказать, что в предыдущие годы развитие сельского хозяйства страны происходило в сложной социально-экономической ситуации в силу ряда факторов внешнего и внутреннего характера. В совокупности эти условия создали новую социально-экономическую ситуацию на селе, что вызвало дополнительный интерес со стороны государства к развитию сельского хозяйства в связи с задачей ускоренного импортозамещения. На сегодняшний день главная проблема поддержки российских сельхозтоваропроизводителей - это нестабильное финансирование. По данным Минфина, объем помощи сократился в 2017 году до 204 млрд.руб., это в 1,4 раза меньше, чем закладывалось изначально в Программу на 2013-2020 годы, и на 20 млрд. руб. меньше реального финансирования в прошлом году.

Без поддержки фермеру и крупному сельхозтоваропроизводителю сложно добиваться серьезных и стабильных результатов. Поэтому на правительственном уровне проводятся системные финансовые вливания - субсидирование отрасли по всем направлениям. Такая поддержка характеризуется распределительным характером по принципу приоритета отрасли.

Что касается законодательной базы, основным регулятором сельскохозяйственной отрасли является закон «О развитии сельского хозяйства» [10], [11]. Стратегия поддержки АПК РФ представлена Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы[7], [8]. Именно в ней собраны все государственные инициативы и планы на предстоящую семилетку. Документ включает подпрограммы по всем направлениям сельского хозяйства. Ожидания от претворения задуманного масштабные: расширить сырьевой рынок, увеличить зарплаты в отрасли, создать новые рабочие места и сферы деятельности, освоить заброшенные земли.

Для оценки эффективности мер государственной поддержки в сельском хозяйстве мы проанализировали степень тесноты связи между уровнем господдержки и показателями эффективности деятельности сельхозтоваропроизводителей. Важнейшим показателем является урожайность[4], поскольку ее рост при ограниченности земельных ресурсов является основным фактором увеличения объемов производства продуктов питания, кормов для животноводства и сырья для промышленности, а также фактором

О £

Я

3

9

2 е

7

г-

сэ

сч

£

а

2 о

снижения затрат на единицу продукции.

На рис. 1 показаны среднемноголет-няя урожайность зерновых и зернобобовых за 2008-2014 гг. и субсидии, направленные на растениеводство в 2008-2014 гг. в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий по муниципальным районам Республики Башкортостан.

Муниципальные районы выстроены по мере уменьшения субсидий. Средне-многолетняя урожайность тоже имеет тенденцию к снижению, о чем свидетельствует полиномиальная линия тренда. Как видно на рисунке 1, связь между показателями прослеживается. Количественно оценить степень связи позволило проведенное нами исследование.

Для выяснения характера влияния государственной поддержки на урожайность сельхозкультур нами проведен корреляционно-регрессионный анализ. В качестве результативного признака выбрана среднемноголетняя урожайность зерновых и зернобобовых культур, в качестве факторного признака - субсидии за 2008-2014 гг. в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий в муниципальных районах.

По результатам описательной статистики нами проведен расчет коэффициента эластичности. Рассчитанный нами коэффициент показывает, что при увеличении субсидии на 1% урожайность зерновых и зернобобовых увеличивается на 0,23%.

В соответствии с курсом, взятым в Республике Башкортостан, государственная поддержка будет оказана тем, кто добивается результата. Как известно, результативность выражается в отношении полезных конечных результатов к затраченным ресурсам. В нашем случае в качестве затраченных ресурсов выступают государственные субсидии, а в качестве полезных конечных результатов - урожайность, продуктивность животных, создание новых рабочих мест в сельском хозяйстве, рост заработной платы, увеличение площади обрабатываемых земель, снижение себестоимости, рост прибыли в расчете на 1 га земли.

При оценке эффективности выданных субсидий предлагаем определять эффективность по каждому из вышеприведенных показателей путем соотнесения фактических показателей с показателями за прошлый период, и рассчитать интегрированный показатель эффективности выданных субсидий по каждому получателю (сельхозтоваропроизводителю). По предлагаемой нами шкале определить степень эффективности и, исходя из это-

го, распределять субсидии в следующем году.

Нами предлагается определить эффективность по каждому виду продукции животноводства, по каждой сельскохозяйственной культуре.

Эффективность по отдельным показателям:

Эп = ФЗ/ПЗ,

где ФЗ - фактическое значение показателя;

ПЗ - значение показателя за прошлый период.

Эта формула для показателей, желаемой тенденцией развития которых является рост значений.

Государственная поддержка в республике в прошлом году была оказана в 41 направлении. Предлагаем применять для каждого направления государственной поддержки свою систему показателей оценки эффективности.

Так, при предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства такими показателями служат посевная площадь, уровень интенсивности использования посевных площадей. Последний используется при определении размера субсидии бюджету региона, предоставляемой из федерального бюджета. Если уровень интенсивности использования посевных площадей (а это урожайность сельхозкультур) будет выше в регионе, значит, и ставка этой субсидии будет выше. Отсюда следует, что в целях увеличения размеров субсидий сельхозтоваропроизводителям регионов нужно ставить сразу две задачи - увеличение посевных площадей и повышение урожайности. Нами предлагается следующая шкала оценки показателя эффективности, определенного по вышеприведенной методике. Если показатель оценки эффективности меньше 0,8 по итогам года - получатель субсидии неэффективно их использует. Необходимо поставить вопрос о возврате денежных средств по этому направлению в бюджет. На сегодняшний день в республике установлено, что сельхозтоваропроизводитель, получивший субсидии и допустивший уменьшение общей посевной площади в текущем году по сравнению с предыдущим годом, обеспечивает возврат субсидии из расчета 1% полученной субсидии за каждый процентный пункт снижения посевных площадей на лицевой счет Министерства. А если сельскохозяйственный товаропроизводитель, наоборот, увели-

чивает посевные площади, предлагаем пропорционально площади увеличивать субсидии с применением коэффициента 1,2, чтобы стимулировать увеличение посевных площадей. Показатель от 1 до 2 - получатель субсидии работает эффективно, можно в дальнейшем увеличить объем субсидий. Показатель больше 2 - получатель работает очень эффективно. Субсидии можно в дальнейшем увеличить.

Далее предлагаем определить интегрированный показатель эффективности выданных субсидий по конкретному направлению:

I = Эп * Эп * ... Эп

Значение этого показателя зависит от количества множителей. Шкала оценки эффективности будет зависеть от их числа. Для субсидий на оказание несвязанной поддержки множителей будет два: первый характеризует эффективность по посевной площади, второй - по интенсивности использования посевных площадей.

Чтобы получить субсидию, сельхозтоваропроизводитель должен подготовить бизнес-план. Предлагаем составить бизнес-план на пятилетний период. В качестве оценочных критериев бизнес-планов предложены следующие:

1) обеспечение в 2017-2019 годы объемов производства (выполнения работ) не ниже уровня 2016 года;

2) обеспечение в 2017-2019 годы рентабельной деятельности;

3) обеспечение в 2017-2019 годы объема платежей налогов и сборов в бюджетную систему не ниже уровня 2014 года;

4) продолжение в 2017-2019 годы реализации начатых инвестиционных проектов.

Нами проведен анализ мер государственной поддержки в Республике Башкортостан на соответствие критериям «корзин» ВТО. Мы выделили меры, относящиеся к «зеленой корзине». Из 41 направления государственной поддержки, оказываемых в республике в прошлом году, к этой «корзине», по нашему мнению, относятся 11.

В Республике Башкортостан в прошлом году на не подлежащие сокращению меры, по нашим расчетам, было направлено 1558,7 млн. руб. (таблица 1). Это 24% всего объема государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Как видим, меры «зеленой корзины» составляют четвертую часть всего объема государственной поддержки. Соглашение с ВТо не наклады-

Таблица 1

Субсидии на государственную поддержку сельского хозяйства в рамках «зеленой

корзины»

Субсидии Всего, тыс. руб. В том числе:

федеральный бюджет республиканский бюджет

тыс. руб. % тыс. руб. %

Субсидии на ЗЭК ладку и уход За многолетними насаждениями 1453,6 261,7 18,0 1191,9 82,0

Субсидии на приобретение средств химизации 76446,0 76446,0 100,0 0,0 0,0

Возмещение части затрат на раскорчевку старых садов 1354.1 243,8 18,0 1110,3 82.0

Государственная поддержка кадрового потенциала ЛПК 30174,0 30174,0 100,0 0,0 0,0

Страхование в области растениеводства 139929,2 25187,3 18,0 114742,0 82,0

Страхование в области животноводства 1472,8 265,1 18,0 1207.7 82.0

Оказание несвязанной поддержки в области растениеводетва 1129033,2 416613.3 36,9 712419,9 63.1

Возмещение части затрат при оформлении в собственность земельных участков 237,1 117,5 49,6 119,6 50,4

Субсидии на прокедение научное сопровождения 450,0 450,0 100.0 0,0 0,0

ФЦП «Развитие мелиорации земель с.-х. назначения России» 76094,3 24349,9 32,0 51744,4 68.0

Субсидии на строительство объектов инфраструктуры свиноводческих комплексов 56000,0 56000,0 100,0 0,0 0,0

Итого 1558711,8 676176,0 43,4 882535.8 56.6

вает на них ограничений [9], поэтому их увеличение не влечет за собой никаких нарушений.

Выделяя бюджетные средства на поддержку кадрового потенциала, мы увеличим лишь приток квалифицированных кадров в сельское хозяйство, что в конечном счете отразится в более рациональном ведении хозяйства и повышении эффективности производства.

Поддержание, восстановление плодородия почв - это путь к увеличению урожайности и качества сельскохозяйственных культур. Это в свою очередь приведет к повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции собственного производства. Конечным результатом этой меры для сельхозтоваропроизводителя станет рост доходов от реализации продукции.

Предоставление субсидий на закладку и уход за многолетними насаждениями приобретает большое значение сегодня, так как ягоды, выращенные в своих садах, намного привлекательнее для нас, чем привозимые в огромных количествах в законсервированном или замороженном виде из любой страны. Поэтому результатом данной меры является не только качественная сельскохозяйственная продукция, но и создание дополнительных рабочих мест и увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации и химической защиты растений приведут

к сохранению и росту урожайности сельскохозяйственных культур.

Далее нами рассмотрено распределение бюджетных средств, относящихся к «зеленой корзине», по муниципальным районам республики. Размеры мер «зеленой корзины» и их доля в общем объеме государственной поддержки сельского хозяйства в муниципальных районах различаются. Вариация показателя доли в общем объеме государственной поддержки составляет от 4,2 до 50%. В абсолютном выражении вариация составляет от 522,6 до 108171 тыс. руб. В муниципальном районе, где наблюдается максимальная доля мер «зеленой корзины» в относительном выражении, абсолютное значение этих мер составляет 25098 тыс. руб. (Бакалинский район), что в 4 раза меньше показателя Мелеузовс-кого района (108171 тыс. руб.).

Таким образом, нами обнаружено неравномерное распределение мер «зеленой корзины» по районам, что в конечном счете отражается на уровне доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно растениеводческого направления. Дело в том, что большая часть принятых мер - это субсидии на повышение плодородия почв.

Так как все предлагаемые нами мероприятия - это меры «зеленой корзины», увеличение их финансирования не противоречит требованиям ВТО. Мы предлагаем направлять в плановом году на эти цели не менее 50% (максимальное значение доли мер «зеленой корзины»,

оказываемых в 2014 году) от объема государственной поддержки, предоставленной в прошлом году.

Выводы и заключение

Место и роль сельского хозяйства как отрасли экономики предопределяют необходимость научно-обоснованного механизма государственной поддержки сельского хозяйства региона. Для оценки эффективности мер государственной поддержки в сельском хозяйстве проанализирована степень тесноты связи между уровнем господдержки и показателем эффективности сельскохозяйственных товаропроизводителей на материалах Республики Башкортостан - среднемно-голетней урожайностью сельскохозяйственных культур. В качестве результативного признака выбрана среднемного-летняя урожайность зерновых и зернобобовых культур, в качестве факторного признака - субсидии за 2008-2014 гг. в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий в муниципальных районах. Связь между урожайностью и субсидиями (гух1 = 0,72) прямая, сильная.

Большинство сельхозпредприятий благодаря субсидиям достигли положительного значения показателя рентабельности (вплоть до 40%). Однако есть районы, сельхозпредприятия которых получили убыток в результате своей деятельности, и даже ощутимая господдержка не смогла улучшить ситуацию, показатель рентабельности остался отрицательным. Эти неэффективные сельхозпредприятия сводят на нет общий эффект от государственных субсидий.

Рассмотрены возможные направления совершенствования государственной поддержки в регионе (Республика Башкортостан) на основе долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013 - 2020 годы. Сельскохозяйственное производство в республике размещено на огромной территории, отдельные части которой по своим природным условиям неоднородны. В целях совершенствования государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей предлагается произвести оценку эффективности не в целом по республике, а по сельскохозяйственным зонам.

Предложена методика оценки результативности (эффективности) выданных субсидий. Так, рекомендуется определять эффективность по каждому виду продукции животноводства, по каждой сельскохозяйственной культуре путем соотне-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© 3

В

S

9

2 е

7

г-

сэ

сч

£

Б

ей

сения фактических показателей с показателями за прошлый период, и рассчитать интегрированный показатель эффективности выданных субсидий по каждому получателю (сельхозтоваропроизводителю). По предлагаемой нами шкале определить степень эффективности и, исходя из этого, распределять субсидии в следующем году.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что при разработке предложений по совершенствованию государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Башкортостан и в других регионах РФ целесообразно учитывать структуру сельскохозяйственных товаропроизводителей, направляя большую часть помощи тем категориям, которые являются основными по конкретному виду сельскохозяйственной продукции, учитывая при этом эффективность использования ими бюджетных средств.

Литература

1. Борнякова, Е.В. Механизмы поддержки агропромышленного комплекса на региональном уровне и тенденции его развития / Е.В. Борнякова // Вестник Удмуртского университета. - 2012. - Вып. 3 - С. 15-19.

2. Буздалов, И.Н. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития / И.Н.Буздалов, Э.Н. Крылатых, А.А. Никонов [и др.]. - М.: Наука, 1993. - 270 с.

3. Гайсин, Р.С. Эволюция аграрного рынка: закономерности, формы государственного регулирования. Автореф. дисс. ... д-ра экон. наук / Р.С. Гайсин - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1998. - 46 с.

4. Гусманов, У.Г. Система ведения агропромышленного производства в Республике Башкортостан / У.Г. Гусманов, И.А. Ахатова, Н.А. Коваленко и др. - Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. - 528 с.

5. Киселев, С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. Дис. ... доктора экон. наук / С.В. Киселев. - М., 1994. - 252 с.

6. Милосердов, В.В. Законы и законотворческая деятельность / В.В. Милосердов // Аграрный вестник Урала. -2008. - № 2 (44). - С. 9.

7. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717. (ред. от 29.07.2017 г.) [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс.

8. О долгосрочной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013 - 2020 годы: постановление Правительства РБ от 17.12.2012 № 458. [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс.

9. О мерах государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства в ВТО [Электронный ресурс] // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2012. - № 14 (457). - Режим доступа: http://www.budgetrf.ru

10. О развитии сельского хозяйства в Республике Башкортостан: закон Республики Башкортостан от 31.10.2007 № 472-з. (ред. от 21.09.2015). [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс.

11. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ (ред. от 01.07.2017). [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс.

State and directions of improving state support for agricultural producers in the Republic of Bashkortostan Volkov S.V.

Bashkir State Agrarian University The article examines the state and directions of perfection of state support for agricultural commodity producers in the Republic of Bashkortostan. The author formulated the principles of state support for agricultural producers, analyzed the relationship between the size of subsidies and crop yields. The possible directions of improving the state support in the region (the Republic of Bashkortostan) are considered on the basis of the long-term target program «Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets» for 2013-2020. The author suggests a methodology for distributing subsidies, which, unlike the existing one, takes into account efficiency in a number of indicators (by comparing actual data with similar ones over the previous period) and involves determining

an integrated indicator of subsidy effectiveness for each agricultural producer. The introduction of recommended measures will have a dual effect: first, the infrastructure and living conditions of rural residents will improve, and secondly, the production indicators of agricultural producers will increase. Keywords. State support, agriculture, the Republic of Bashkortostan, agricultural commodity producer, subsidy, efficiency References

1. Bornyakova, E.V. Mechanisms of support of an

agro-industrial complex at the regional level and a tendency of his development / E.V. Bornyakova//the Messenger of the Udmurt university. - 2012. - The issue 3 - Page 1519.

2. Buzdalov, I.N. Agrarian relations: theory, historical

practice, prospects of development / I.N. Buzdalov, E.N. Krylatykh, A.A. Nikonov [etc.].

- M.: Science, 1993. - 270 pages.

3. Gaixing, R.S. Evolution of the agrarian market:

regularities, forms of state regulation. Avtoref. yew. ... Dr.s экон. sciences / R.S. Gaysin -M.: Lomonosov Moscow State University, 1998. - 46 pages.

4. Gusmanov, U.G. Sistema of conducting agro-

industrial production in the Republic of Bashkortostan / U.G. Gusmanov, I.A. Akhatova, N.A. Kova-lenko, etc. - Ufa: RB AN, Gily, 2012. - 528 pages.

5. Kiselyov, S.V. state regulation of agriculture in

the conditions of a transitional economy. Yew. ... doctors экон. sciences / S.V. Kise-lev. -M, 1994. - 252 pages.

6. Miloserdov, V.V. Laws and legislative activity /

V.V. Miloserdov//Agrarian bulletin of the Urals.

- 2008. - No. 2 (44). - Page 9.

7. About the State program of development of

agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food for 2013 - 2020: resolution of the Government of the Russian Federation from 7/14/2012 No. 717. (an edition from 7/29/2017) [An electronic resource] / Union of Right Forces ConsultantPlus.

8. About the long-term target program «Development of Rural Economy and Regulation of the Markets of Agricultural Production, Raw Materials and Food» for 2013

- 2020: resolution of the government of RB from 12/17/2012 No. 458. [Electronic resource] / Union of Right Forces ConsultantPlus.

9. About measures of the state support of agriculture

in conditions of WTO membership [An electronic resource]//the Analitical bulletin of the Federation Council of Federal Assembly of the Russian Federation. - 2012. - No. 14 (457). - Access mode: http://www.budgetrf.ru

10. About development of agriculture in the Republic of Bashkortostan: law of the Republic of Bashkortostan from 10/31/2007 No. 472-z. (an edition from 9/21/2015). [Electronic resource] / Union of Right Forces ConsultantPlus.

11. About development of agriculture: The federal law of December 29, 2006 No. 264-FZ (an edition from 7/1/2017). [Electronic resource] / Union of Right Forces ConsultantPlus.

2 о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.