УДК 631.14:633.1:368.9
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА ГОСПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
© 2010 г. И.Б. Рудская
Рассмотрены основные направления совершенствования государственной поддержки сельскохозяйственного страхования, в том числе перечисление государственных субсидий непосредственно на счета страховых компаний после уплаты 50% страховых взносов сельхозпредприятиями, принятие закона об агростраховании, развитие перестраховочной системы аграрных рисков, расширение спектра страховых услуг для сельскохозяйственных организаций с господдержкой и др.
Ключевые слова: страхование, сельскохозяйственные риски, совершенствование, государственная поддержка, субсидии.
These are considered basic directions of improvement of agricultural insurance’s state support, including transfer of state subsidiaries directly on insurance companies’ accounts after payment of 50% of insurance fees by agricultural insurance, development of reinsurance system of agro risks, widening of insurance services for agricultural organizations with state support, etc.
Key words: insurance, agricultural risks, improvement, state support, subsidiaries.
Страхование - важнейший и необходимый элемент обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, а вместе с ними и всего аграрного сектора экономики. В связи с фактическим отсутствием системы комплексной страховой защиты сельхозпредприятий в нашей стране назрела необходимость совершенствования государственной поддержки страхования сельскохозяйственных рисков. На наш взгляд, стратегической целью аграрной политики государства должно быть становление эффективной системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, обеспечивающей предоставление доступных для подавляющей части сельхозтоваропроизводителей услуг по страхованию и комплексную защиту сельхозпроизводства от основных рисков.
В части решения задачи по совершенствованию форм и механизмов предоставления государственной поддержки в области сельскохозяйственного страхования, на наш взгляд, должны быть осуществлены следующие основные меры, которые схематически представлены в виде рисунка.
Как видно из рисунка, первой из представленных мер является совершенствование системы льгот при страховании сельскохозяйственных рисков.
Во-первых, целесообразно было бы вернуться к правилам агрострахования с господдержкой, применявшимся до 2007 г., так как введенное Государственной программой развития сельского хозяйства [і] условие предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета для возмещения 40% затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов только в случае финансирования не менее 10% данных затрат за счет средств бюджетов субъектов РФ приведет к сокращению объемов рассматриваемого вида страхования вследствие невыполнения своих обязательств рядом экономически неблагополучных регионов. Поэтому гарантированный государством 50%-ный уровень компенсации затрат на страхование должен быть обеспечен за счет средств федерального бюджета, а остальные затраты сельхозпредприятий на уплату страховых премий могут быть компенсированы в том числе и за счет региональных бюджетов.
Во-вторых, необходимо, на наш взгляд, вернуться к правилам страхования сельскохозяйственных культур, действовавшим до 2004 г., при которых после оплаты 50% страховых взносов сельхозпредприятиями за счет собственных средств на счета страховых компаний перечислялось 50% страховых взносов за счет средств федерального бюджета. При этом необходимо обеспечить одновремен-
но жесткие условия выполнения государственных обязательств по оплате части страховой премии и законодательному закреплению условия получения страхователем полного страхового возмещения при наступлении страхового случая при условии уплаты им своей части страховой премии в соответствии с условиями договора страхования.
Основные меры, направленные на развитие страхования сельскохозяйственных рисков
В-третьих, разработка мер по сокращению сроков предоставления субсидии на компенсацию части затрат по уплате страховых взносов сельхозтоваропроизводителям или их перечисления непосредственно страховщикам до 1-2 месяцев после вступления договора страхования в силу, чтобы государственная поддержка сельскохозяйственного страхования была действенной и своевременной.
На наш взгляд, назрела необходимость создания целостного механизма гос-
ударственной поддержки агрострахования, преодоления разрозненности, несвоевременности принятия его правил. Необходим специальный правовой акт, который унифицировал бы страховую документацию, ввел единые условия страхования, покрываемые виды страховых рисков и другие вопросы организации и проведения сельскохозяйственного страхования в нашей стране. При этом в указанном акте необходимо предусмотреть ужесточение контроля за деятельностью страховых компаний
ввиду массовости случаев их отказа от выплаты страховых возмещений, а также было бы целесообразным разработать несколько видов типовых договоров, обязательных для всех страховых компаний, где были бы более четко защищены интересы сельскохозяйственных предприятий-стра-хователей.
Важным условием развития сельхоз-страхования, на наш взгляд, является создание федерального страхового сельскохозяйственного резерва с начальным капиталом, полученным из федерального бюджета, в размере не менее 1 млрд руб., исходя из расчетов авторов [2, с. 44]. Этот резерв нужен для предоставления средств на уплату субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в случае недостаточности для этого средств федерального бюджета в текущем году, а также на случай значительных убытков, которые могут понести сельхозтоваропроизводители от стихийных бедствий. Резерв должен быть накопительным. Его размер должен быть равен сумме самого значительного убытка, понесенного в течение 5 лет. При этом, по нашему мнению, необходимо предусматривать участие страховых организаций в его наполнении, например в размере 5% от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам сельскохозяйственного страхования.
Помимо создания федерального страхового резерва, возможно создание и региональных страховых резервов. Их средства могут предоставляться не только страховым компаниям, но и банкам, кредитным кооперативам и другим организациям, инвестирующим сельскохозяйственное производство.
Указанные страховые резервы позволят сформировать единую сельскохозяйственную перестраховочную систему. Ее создание будет служить гарантом финансовой устойчивости страховых компаний.
Как видно из рисунка, следующей мерой является совершенствование организации агрострахования в самих страховых компаниях. Страховые взносы, не использованные на страховые выплаты в период страхования за вычетом расходов на
ведение дела, должны в полном объеме оставаться в распоряжении страховых компаний и накапливаться в виде страховых фондов для обеспечения страховых выплат в неблагоприятные годы (а не направляться в доходную базу страховых компаний).
На наш взгляд, необходимо существенно расширить спектр страховых услуг с господдержкой, предоставляемых сельскохозяйственным предприятиям для страхования кредитных и коммерческих рисков, рисков недополучения доходов в связи с изменением рыночной конъюнктуры, рисков сельхозтоваропроизводителей в сфере животноводства и рыбоводства, ухудшения качества продукции и т.д.
В качестве возможного аспекта страхования доходов сельхозпредприятий может быть рассмотрена следующая схема. Производитель сельхозпродукции устанавливает минимальный гарантированный уровень доходов на гектар пашни, который определяется на основе средней пятилетней урожайности страхуемой культуры, плановой цены (средней цены реализации за предыдущие 5 лет) и соответственно посевной площади страхуемой культуры. Страховой случай наступает в том случае, если после уборки урожая полученная выручка от реализации продукции будет меньше, чем минимальный плановый уровень, который был указан в договоре страхования. В этих условиях страховая компания покроет эту разницу в соответствии с уровнем страхового обеспечения.
Заключительным направлением совершенствования агрострахования, представленным на рисунке, является создание системы независимой экспертизы для обеспечения большей эффективности предоставления государственной поддержки и организации инфраструктуры сельхоз-страхования.
Система независимой экспертизы при страховании в агропромышленном производстве необходима для достижения следующих целей:
- адекватной оценки уровня принимаемого страховщиком страхового риска и, соответственно, определения базы для
применения тех или иных условий страхования, основанных на рекомендациях независимого источника экспертизы;
- независимой и качественной оценки потерь урожая при наступлении страховых случаев и определении объема ответственности страховщика;
- обеспечения высокой степени исполнения технологии производства, при которой обеспечивается максимальная устойчивость производственного процесса к неблагоприятным агроклиматическим явлениям и другим факторам, снижающим урожайность сельскохозяйственных культур и др.
Экспертиза должна проводиться независимыми экспертами по утвержденным единым методикам, что позволит избежать возникновения конфликта интересов страховщика и страхователя.
На наш взгляд, в целях совершенствования системы страхования аграрных рисков необходимо использовать и зарубежный опыт государственной поддержки сельхозстрахования. Например, в США с 1938 года действует Федеральная корпорация страхования урожая. Следует подчеркнуть, что в программах страхования сельскохозяйственных рисков государство принимает активное финансовое участие - 50-100% страховых взносов фермеров субсидируется государством [3, с. 61]. Государство обеспечивает также компенсацию страховых расходов страховым компаниям и затрат на проведение страхования, жестко регулирует весь процесс страхования и выполняет все взятые на себя обязательства. В Канаде федеральное правительство и региональные органы управления субсидируют по 25% страховых премий и 50% административных расходов страховщиков. В Италии, Франции, Австрии и Германии сельскохозяйственное страхование осуществляется частными компаниями. Субсидии государства достигают 50% к оплаченным хозяйствами страховым премиям. Убытки полностью компенсируются: на две трети страховщиками и на одну треть
- государством по программе перестрахования [4, с. 50].
Высокая эффективность и разнообразные программы страхования стимулируют фермеров к активному участию в них. Так, например, если в 2000 г. американскими фермерами было застраховано только 85,5 млн га посевов, то в 2008 г. -уже 109,7 млн га, что составляет более 83,6% всей посевной площади [3, с. 57]. При этом объем финансирования государством этих программ в 2003 году составлял 41 млрд дол., а в 2008 г. превысил уже 60 млрд дол., которыми охвачено около 100 различных видов сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений [5, с. 90].
Опыт зарубежных стран-участниц ВТО показывает, что величина расходов на развитие системы аграрного страхования, относящихся к мерам «зеленой корзины», постоянно возрастает. Исходя из этого, в России имеется аналогичная возможность даже при вступлении в ВТО оказывать государственную поддержку собственным производителям сельскохозяйственной продукции через механизм страхования, в котором они нуждаются.
Основным результатом реализации предложенных мероприятий будет являться рост застрахованных посевных площадей и поэтапное увеличение охвата сельхозтоваропроизводителей страхованием с государственной поддержкой.
Достижение указанной цели будет способствовать становлению сельскохозяйственного страхования как одного из основных системных элементов стимулирования сельского хозяйства в целом, повышению инвестиционной привлекательности отраслей сельского хозяйства, большей эффективности деятельности сельхозтоваропроизводителей, стимулированию технологической и технической модернизации сельхозпроизводства, созданию мер финансового поощрения эффективных агропроизводителей и, как следствие, большей конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Литература
1. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. [Текст]: Постановление Правительства РФ: принято 14 июля 2007 г. № 446 // Собр. Законодательства РФ. - 2007. - № 31 (30 июня). - Ст. 4080.
2. Кошолкина, Л.А. Страхование в сельском хозяйстве: состояние и проблемы [Текст] / Л.А. Кошолкина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 2. - С. 44-46.
3. Камалян, А. Страхование сельскохозяйственных культур: опыт США [Текст] / А. Камалян, Ю. Парахин, А. Оробинский // АПК: экономика и управление. - 2009. - № 1.
- С. 57-63.
4. Зонова, А.В. Целевая государственная помощь сельскохозяйственным организациям по страхованию урожая сельскохозяйственных культур [Текст] / А.В. Зонова, Р.В. Ливанова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2009. - № 2. - С. 50-52.
5. Семкин, А. Государственные программы управления рисками в зарубежном аграрном секторе [Текст] /А. Семкин, Г. Быков // АПК: экономика и управление. - 2009. -№ 4. - С. 89-91.
Сведения об авторах
Рудская Ирина Борисовна - канд. экон. наук, ассистент кафедры «Бухучет, анализ и аудит» Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерноград). Тел. 8(86359) 40-7-84; 8-928-155-91-51.
Information about the authors
Rudskaya Irina Borisovna - Candidate of Economy, assistant of the department of accounting, analyses and audit, Azov-Blacksea State Agroengineering Academy (Zernograd). Phone: 8(863 59) 40784, 8 928 155 91 51.