9(51) - 2011
Страховое дело
УДК 631.157:368.5
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО АГРОСТРАХОВАНИЯ
о. в. матушкина,
преподаватель кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Оренбургский государственный аграрный университет
В статье рассматриваются основные проблемы российского агрострахования с государственной поддержкой. Проводится анализ причин низкой эффективности данного вида страхования.
Ключевые слова: агрострахование, риск, страхование посевов, страховой рынок.
Роль страхования в обеспечении продовольственной безопасности России сложно переоценить, поскольку это мощный финансовый стабилизатор, позволяющий компенсировать убытки, возникающие вследствие наступления неблагоприятных событий техногенного и природного характера. В полной мере это относится к страхованию сельскохозяйственных рисков.
На сегодня страхование сельскохозяйственных рисков в России — сложнейшая проблема в агропромышленном комплексе и необходимый признак цивилизованной, современной и эффективной системы хозяйствования.
При страховании урожая сельскохозяйственных культур за счет страховых выплат возмещаются в неблагоприятные годы затраты по выращиванию сельскохозяйственных культур, обеспечивается возврат кредитов банков, таким образом приобретается устойчивость всего цикла сельскохозяйственного производства.
Популяризация страхования сельского хозяйства — один из самых сложных, но необходимых
элементов перехода к стабильной экономике в сельскохозяйственном производстве.
Данная проблематика приобретает особую важность, поскольку одним из аспектов участия в сфере международных отношений является ожидаемое вступление России во Всемирную торговую организацию. Существующая финансовая поддержка сельскохозяйственной отрасли в значительной степени представлена льготным кредитованием и субсидированием части премий в области страхования урожая, что является недостаточной защитой от потерь отечественных агропредприятий при снятии торговых барьеров.
Целостное представление о современных проблемах страхования сельскохозяйственных рисков, а также о самой их сущности и природе сформировали исследования современных российских и зарубежных авторов Л. Н. Бондаренко, Н. А. Борхунова, Л. Н. Вологдина, Ю. С. Воловика, А. П. Задкова, Е. И. Ивашкина, М. П. Казакова, А. К. Камаляна, А. Я. Кибирова, Э. Н. Крылатых, Л. А. Кошолкиной, И. В. Курцева, А. П. Курносова, А. Н. Лебедева, Ю. И. Линина, М. Л. Лишанского, Т. П. Ломакиной, Н. З. Милащенко, А. С. Минд-рина, В. Г. Плющикова, В. Н. Семенова, Е. В. Серовой, Н. И. Слюсаревой, В. А. Сплетухова, В. В. Щербакова, Э. Боди, Э. Касла, Р. Мертона, Д. Скиза и др.
Одной из наиболее очевидных причин, по которым агрострахование до сих пор не стало эф-
финансовая аналитика
проблемы и решения
9(51) - 2011
Страховое дело
фективным инструментом финансовой защиты в отрасли, на взгляд автора, является недостаточная информированность производителей сельскохозяйственной продукции. Из-за этого на этапе заключения договора страхования зачастую неверно оценивается уровень страхового покрытия. В результате при урегулировании убытков сельхозпроизводитель сталкивается с тем, что страховая сумма неадекватна реальным потерям.
Другая причина кроется в устоявшейся практике заключения договоров страхования во время посевных работ, т. е. в период, когда сельхозпроизводитель несет наибольшие сезонные расходы. Если говорить о страховании с господдержкой, то согласно существующему положению производитель сельхозпродукции покрывает расходы на страхование за свой счет. Государственную субсидию он получает только через несколько месяцев, причем процесс этот связан с необходимостью предоставления ряда обоснований.
Все это делает страхование слишком затратным, а чаще всего и вовсе неподъемным для большинства аграриев, несмотря на государственную поддержку.
Необходимо также обратить внимание на то, что государственные субсидии относятся только к страхованию урожая. Господдержка не распространяется на страхование имущества, составляющее основные средства производства. То же можно сказать и о других рисках, страхование которых требуется при заключении договоров лизинга и получении банковских кредитов.
Об эффективности сельскохозяйственного страхования можно будет говорить только тогда, когда оно станет комплексным. Сегодня страховщики готовы предложить сельхозпроизводителям в рамках добровольного страхования комплексные программы, предусматривающие полную страховую защиту имущественных интересов аграрных предприятий. Комплексные страховые программы покрывают большинство рисков, связанных с производственной деятельностью сельхозпредприятий, а также с лизингом и кредитованием.
Для становления и развития агрострахования как важнейшего звена в системе продовольственной безопасности России, повышения его доступности для сельхозпроизводителей необходимо объединение усилий всех участников рынка как в части популяризации этого финансового инструмента, так и в части совершенствования законодательства и разработки эффективного механизма реализации мер государственной поддержки.
Емкость рынка агрострахования в России составляет от 10 до 12 млрд руб. при потенциале в 50—60 млрд руб. Таким образом, одна из наиболее рискованных отраслей экономики обеспечена страховой защитой лишь на пятую часть.
Участники страхового рынка отмечают, что страхование сельхозкультур и животных наиболее важны для стабильного развития АПК. Кроме того, важна защита от бедствий стихийного и техногенного характера: урожая — от недобора и гибели, животных — от падежа и забоя, сельхозтехники — от кражи и повреждения, строений — от пожара, запасов зерна — от залива.
Однако более 70 % рынка страхования приходится на растениеводство. Остальное примерно поровну распределено между страхованием животных, имущества, товарных запасов и сельхозтехники.
Причины неравномерного развития российского рынка агрострахования объективны. Страхование урожая сельхозкультур и многолетних насаждений поддерживается государством. Согласно Федеральному закону от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» фермеры получают субсидию в размере 50 % от суммы оплаченной страховой премии: 40 % — из федерального бюджета, 10 % — из регионального. Именно эти ассигнования и обеспечивают развитие данного сегмента страхового рынка.
Страхование сельскохозяйственных животных, техники, запасов напрямую государством не поддерживается, и рост этих сегментов обеспечивается за счет кредитных организаций. Добровольно свои активы фермеры страхуют крайне редко. Главная причина медленного развития добровольного страхования — отсутствие свободных средств у крестьян для уплаты страховых взносов (особенно по весне) и непонимание фермерами самой сути страхования как механизма защиты финансового благополучия.
Эксперты отмечают, стимулировать развитие рынка агрострахования можно двумя путями. Первый — введение обязательного страхования. Оно применялось в стране в советские годы, однако было отменено в 1991 г. Система предполагала обязательное страхование сельхозпроизводителей всей страны, что позволяло государственному страховщику накапливать огромный портфель рисков и формировать адекватные страховые резервы. За счет обширной географии риски внутри этого портфеля диверсифицировались, распределялись между регионами. Однако сейчас некоторые экс-
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
Страховое дело
9(51) - 2011
перты рынка все же сомневаются в эффективности возврата к обязательному страхованию: это может вызвать разрушение рыночных механизмов, убить конкуренцию, а значит, привести к повышению стоимости страхования и снижению качества обслуживания фермеров.
Второй путь — увеличение объемов добровольного страхования. Кроме недостаточной финансовой устойчивости агропредприятий развитие этого сегмента тормозит отсутствие единой системы оценки рисков, что не позволяет фермерам надеяться на гарантированные выплаты.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 предусмотрено, что к 2012 г. объем субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат для осуществления сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой увеличится до 6 млрд руб.
Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой незначительно в масштабах страны и отрасли в целом. Низкий охват сельхозпроизводителей позволяет говорить о фактическом отсутствии системы комплексной страховой защиты производителей в рамках всей отрасли сельского хозяйства и на территории всей страны. Это сопряжено с целым комплексом причин, в том числе и с тем, что зачастую затраты производителя на страхование даже с учетом государственной поддержки оказываются неподъемными для многих сельхозпроизводителей.
По сложившейся практике договоры страхования заключаются сельхозпроизводителями в период посевных работ, т. е. в период, когда сезонные расходы страхователя имеют наибольшие значения. При этом по существующему положению производитель должен за свой счет покрыть расходы на страхование в 100 %-ном размере.
Поэтому необходимо создание более эффективной системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, обеспечивающей предоставление доступных для подавляющей части производителей услуг по страхованию и комплексную защиту агропроизводства от основных рисков.
Для решения этой задачи приказом Минсель-хоза России от 29.06.2010 № 235 «Об утверждении методик определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений и ставок для расчета размера субсидий» были утверждены методики определения страховой стоимости и размера утраты
(гибели) или частичной утраты урожая и посадок многолетних насаждений и ставки для расчета субсидий при определении размера страховой премии (страхового взноса), подлежащего субсидированию при страховании.
Одной из задач сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, является обеспечение устойчивости операций по страхованию урожая сельскохозяйственных культур благодаря накоплению, целевому и полному использованию страховых резервов, образуемых за счет взносов сельскохозяйственных товаропроизводителей, и по созданию централизованных государственных страховых резервных источников.
Потребность в специализированном и рациональном формировании резервов вызвана прежде всего неравномерностью и высокими потерями урожая в результате действия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений. В результате этого в отдельные годы образуется превышение страховых взносов над выплатами, а в другие — их может быть недостаточно для компенсации понесенных убытков.
Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой в России на протяжении практически всего своего существования было безубыточным, хотя неблагоприятных с природно-климатической точки зрения лет было немало. Данное обстоятельство подтверждает, что существенная доля бюджетных средств используется неэффективно.
Вместе с тем образование у страховщиков указанного страхового резерва не решает вопросов полного возмещения потерь урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений в отдельные годы, когда накопленных у них средств недостаточно для компенсации катастрофических убытков. В этой связи возникает вопрос о создании федерального сельскохозяйственного страхового резерва, который позволит стабилизировать процесс страхования, а точнее процесс компенсации убытков.
Несмотря на работу по развитию сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, остается ряд нерешенных вопросов и проблем, тормозящих эффективное использование финансовых ресурсов, выделяемых на поддержку страхования государством и обеспечение финансовой устойчивости этого страхования.
1. Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям носят компенсационный характер и предоставляются только два раза в год после оплаты страхового взноса в размере 100 %, что, учитывая
финансовая аналитика
проблемы и решения
9(51) - 2011
Страховое дело
финансовое состояние большинства товаропроизводителей, особенно сложно осуществить при подготовке и проведении сезонных сельхозработ.
2. Высокие затраты на страхование и отсутствие разнообразных страховых программ, в том числе недорогих, делают сельскохозяйственное страхование недоступным для большого числа товаропроизводителей.
3. Уплату страховой премии (взноса) в размере 100 % сложно осуществить в период сезонных сельскохозяйственных работ.
4. Отсутствует единая линейка страховых продуктов, в том числе недорогих, по которым предоставляется государственная поддержка.
5. Несбалансированная тарифная политика.
6. Нет единых стандартов организации и проведения сельскохозяйственного страхования, в том числе независимой системы оценки ущерба, что приводит к недобросовестному выполнению рядом страховщиков обязанностей по выплате страхового возмещения.
7. Не скоординирована система возмещения ущерба от стихийных (катастрофических) бедствий с использованием средств страховых компаний, федерального, регионального бюджетов. Отсутствие страховых инструментов для покрытия катастрофических убытков.
8. Отсутствует система независимой оценки ущерба и единого порядка урегулирования убытков по договорам страхования, обеспеченным государственной поддержкой.
9. Не учитываются почвенно-климатические особенности регионов.
10. Сохраняется практика применения различных «серых» схем в целях получения средств государственной поддержки без реального страхования сельскохозяйственных рисков, что, в частности,
отмечено в материалах проверок Росфиннадзора и Счетной палаты РФ.
Таким образом, требуется не только участие государства в программах страхования. Российское сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой должно быть четко организованной системой, в которой взаимодействуют страховые организации, общества взаимного страхования и кредитования, региональные консультационные центры, кредитные организации, агрохолдинги, сельхозпроизводители, органы государственной власти. Необходимо сформировать Федеральный сельскохозяйственный страховой резерв (ФССР), средства которого направлялись бы на урегулирование убытков по договорам страхования с государственной поддержкой и на организацию займов. Средства ФССР нужно предоставлять как сельским производителям товаров, так и страховым организациям на возвратной и безвозвратной основах.
Список литературы
1. Богомазова О. И. Сельскохозяйственное страхование в системе управлении рисками // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 313.
2. Крылатых Э. Н. Проблема экономических рисков в агропромышленном комплексе // Журнал аграрной экономики и маркетинга. 2002. № 1.
3. МадаеваР. Л. Теоретические аспекты сельскохозяйственного страхования // Страховое дело. 2007. № 10.
4. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120.
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!
При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки
(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 [email protected]
ФИНАНСОВАя АНАлИтИкА
проблемы и решения