Научная статья на тему 'Страхование как основной метод регулирования сельскохозяйственных рисков'

Страхование как основной метод регулирования сельскохозяйственных рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
201
25
Поделиться
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РИСКИ / СТРАХОВАНИЕ УРОЖАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Углицких О.Н., Клишина Ю.Е.

Современное состояние системы страхования сельскохозяйственных рисков диктует необходимость обобщения методов и инструментов регулирования сельскохозяйственных рисков, а также технологий, которые могут быть использованы производителями как самостоятельно, так и с государственной поддержкой. Государственная поддержка может концентрироваться не только на выделении средств из бюджета. В статье представлена краткая информация о страховании сельскохозяйственных рисков в некоторых странах и об основных тенденциях регулирования аграрных рисков в России.

Текст научной работы на тему «Страхование как основной метод регулирования сельскохозяйственных рисков»

35 (173) - 2013

Страховое дело

УДК 368.5

СТРАХОВАНИЕ

КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ

«-» _ _ ,

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РИСКОВ*

О. Н. УГЛИЦКИХ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела E-mail: kolga_u@mail. ru

Ю. Е. КЛИШИНА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов, кредита и страхового дела E-mail: yuliya_klishina@mail. ru Ставропольский государственный аграрный университет

Современное состояние системы страхования сельскохозяйственных рисков диктует необходимость обобщения методов и инструментов регулирования сельскохозяйственных рисков, а также технологий, которые могут быть использованы производителями как самостоятельно, так и с государственной поддержкой. Государственная поддержка может концентрироваться не только на выделении средств из бюджета. В статье представлена краткая информация о страховании сельскохозяйственных рисков в некоторых странах и об основных тенденциях регулирования аграрных рисков в России.

Ключевые слова: страхование, сельскохозяйственные риски, страхование урожая сельскохозяйственных культур, государственная поддержка.

Аграрный сектор отличается высокой степенью рисков. Сельскохозяйственные товаропроизводи-

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Ставропольском государственном аграрном университете.

тели сталкиваются с множеством рисков, которые влияют на изменение доходов из года в год. Кроме того, аграрное производство напрямую зависит от влияния стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Гибель урожая или его повреждение случаются в результате бурь, ураганов, вымокания, излишнего увлажнения, заморозков, вымерзания, засух, недостатка тепла, града, ливней, наводнений, селей, выпревания, безводья или маловодья в источниках орошения и в результате других необычных для отдельной местности метеорологических или иных природных условий, а также от болезней, вредителей растений и пожара.

Преобладающими видами рисков в сельском хозяйстве являются риски:

1) социального значения;

2) снижения плодородия почв и изменения посевных площадей;

3) природно-климатического направления;

4) изменения цен на сельскохозяйственную продукцию;

5) снижения конкурентоспособности российской аграрной продукции на международных рынках;

6) финансовой несостоятельности сельхозпроизводителей;

7) недостаточности финансовой поддержки государством аграриев;

8) низкой обеспеченности основными фондами, сельскохозяйственной техникой и сокращения производственно-технического потенциала.

По природе возникновения

Природно-климатические: пожары, ливни, бури, сели, засуха и т.д.

Геологические: извержения вулкана, землетрясения и т.д.

Санитарные (биологические): болезни и эпидемии

Финансовые: инфляционные, инвестиционные и т.д.

Общественные: забастовки, митинги, войны и т.д.

Трудовые: потери рабочего времени, квалификация трудовых ресурсов и т.д.

Рыночный и ценовой: снабжения и сбыта

Информационный: отсутствие информации, она недостоверна и т.д.

Технологии и устаревание оборудования

По величине воздействия

Безрисковая зона

Критический

Допустимый

Катастрофический

По возможности ответной реакции на риск со стороны организации

V,

Со средней вероятностью ответной реакции

С большой вероятностью ответной реакции

По характеру ответной реакции со стороны организации

Управляемый

Неуправляемый

Частично управляемый

Рис. 1. Классификация рисков при страховании сельскохозяйственных организаций

Важным моментом в создании системы управления сельскохозяйственными рисками является их классификация, под которой понимают распределение на конкретные группы по определенным признакам.

На рис. 1 предложена классификация рисков сельскохозяйственных организаций. При этом выделен информационный риск, который представляет собой опасность неправильной организации денежных потоков из-за сбоев в информационных системах; неверной организации или умышленного нарушения потоков данных в результате воздействия людей и внешних событий на информационную систему.

Недостаточная информированность, использование недостоверной информации или отсутствие необходимых сведений могут привести к принятию ошибочного решения и повлечь за собой большие потери.

Страхование является одним из инструментов, применение которого не является нарушением требований ВТО и выступает одним из эффективных инструментов стабилизации доходов сельскохозяйственных производителей [3, с. 47-51].

В то же время имеется ряд важных моментов, которые должны учитываться при совершенствовании как сельскохозяйственного страхования, так и аграрного сектора в целом.

Одним из эффективных инструментов сниже-

ния рисков и обеспечения стабильного производства на селе является страхование рисков сельскохозяйственных организаций, имеющее длительную историю.

С нулевой вероятностью ответной реакции

В последние годы страхование выступает в качестве одного из методов управления рисками в сельском хозяйстве с целью повышения финансовой устойчивости товаропроизводителей в условиях высокой неопределенности.

Ситуацию на нынешнем этапе развития системы сельскохозяйственного страхования в России в целом можно оценить положительно.

В этом сегменте в 2011 г. работало 54 страховых организации в 62 субъектах Российской Федерации (рис. 2, 3) [5].

Сельскохозяйственное страхование поддерживается и субсидируется во многих странах, которые приняли решение о развитии системы аграрного страхования. Основные принципы сходны, хотя есть небольшие организационные и системные различия. Базовым правилом является соответствие государственной поддержки требованиям ВТО.

Программа страхования с государственной поддержкой должна быть направлена на стабилизацию доходов сельскохозяйственных предприятий, а не цен на их продукцию. Поддержка доходов отдельной организации должна проводиться на уровне дохода за долгосрочный период и базироваться на средней урожайности и средней цене реализации продукции за последние пять лет. Система государственной поддержки агрострахования должна основываться на основных принципах страхования и стремиться к исключению искажающих факторов [6, с. 114-117].

Анализ мирового опыта показывает, что в большинстве развитых стран страхование сельскохозяйственных рисков осуществляется при активной поддержке и участии государства (Канада, Испания, США, Франция и др.) или в форме субсидирования части страховой премии, уплачиваемой сельскохозяйственными товаропроизводителями, или в виде участия государства в возмещении ущерба, возникшего в результате наступления страховых случаев.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», системы сельскохозяйственного страхования с элементами государственной поддержки существуют в большинстве развитых и развивающихся стран [1]. Наиболее удачными являются системы Испании, США и Канады. Ограничения сложившейся системы аграрного страхования в России и способы их преодоления на примере других стран изложены в таблице.

В 1993 г. в России была введена первая система государственной поддержки - компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей при страховании урожая. В основу этой модели

Рис. 2. Количество страховых компаний в Российской Федерации, заключивших договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур в 2005-2011 гг

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рис. 3. Статистика заключенных в 2005-2011 гг. договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений с государственной поддержкой в Российской Федерации

Способы преодоления наиболее существенных проблем сельскохозяйственного страхования в зарубежных странах

Ограничение Решение

Проблема 1. Отсутствие у сельхозпроизводителей стимулов заключать договор страхования: - наличие альтернативной системы поддержки сельхозпроизводителя на случай неурожая - плохая продуктовая линейка - неудобные условия оплаты - значительное число спорных случаев при урегулировании убытков Канада. Если страховщики предлагают страхование определенной культуры, то сельхозпроизводитель больше не сможет обратиться к государству за помощью. При решении страхователя об отказе от участия в субсидированной программе страхования он теряет право на получение любых сельскохозяйственных государственных субсидий на протяжении следующих трех лет США. Минимальное страховое покрытие - катастрофическое - предполагает возмещение убытков при недоборе 50 % урожая. Вся премия по этому продукту субсидируется правительством США, фермер вносит только фиксированную плату за участие в программе. Всего в стране существует более 370 страховых продуктов в сфере сельскохозяйственного страхования. Покрытие разработано более чем для 100 культур. Канада. Страхователь может выбрать уровень покрытия в 50, 60, 70, 80, 85 и 90 %. Испания. Сельхозпроизводитель заключает договор страхования с АО «Агросегу-ро», выступающим от имени страховых компаний и обращающимся напрямую к государству за субсидиями. США. Субсидии выплачиваются страховым компаниям. Фермер должен уплатить только свою часть суммы премии. Австрия. В случае отсутствия выплат субсидии по премиям возвращаются правительствам Федерации и провинций, из которых каждое получает по 25 %о от возвращаемых сумм. Европа, Латинская Америка, Африка и Азия. Индекс погоды. Страховым событием признается падение показателя ниже установленного расчетами значения. Преимущества: не нужны осмотр посевов, уточнение ущерба, нет антивыбора и морального риска

Проблема 2. Отсутствие стимулов к повышению уровня производительности аграрных хозяйств Канада. Премия для страхователя основывается на параметрах риска по культуре, региону и его отдельному хозяйству. Австрия. Фермеры предоставляют данные по их деятельности (урожайности), которые используются для определения дисконтов (скидок)

Проблема 3. Финансовая несбалансированность системы Испания. Планы аграрного страхования разрабатываются агентством ENESA на трехлетний и годовой сроки и утверждаются министерствами сельского хозяйства и экономики

Проблема 4. Финансовая неустойчивость системы США. Правительство предоставляет страховым компаниям перестрахование первого уровня. Австралия. Удержание рисков местными филиалами страховых компаний составляет около 20 %. Остальные 80 % перестраховываются компаниями с рейтингом надежности не ниже уровня «А», присвоенным S&P.

Проблема 5. Коррумпированность и непрозрачность системы -

Проблема 6. Низкий уровень развития инфраструктуры: - отсутствие института независимой экспертизы - неразвитая статистическая база Испания. Оценка убытка на местах выполняется независимыми экспертами, которые работают на основании соглашения с АО «Агросегуро», а не с отдельными страховыми компаниями. Австралия. Урегулирование и оценка убытков производятся несколькими специализированными компаниями (loss-adjusters), которые отчитываются в первую очередь перед андеррайтинговыми компаниями. Канада. Покрытие предоставляется фермеру в виде гарантии собираемого урожая и базируется на индивидуальной статистике фермера. Австралия. Тарифы страхования полевых культур и хлопка базируются на многолетней статистике убытков, нанесенных градом. Подобные сведения о пшенице собираются с 1965 г Это является базой для всех полевых культур, даже для садов и виноградников

СевероЗападный ФО: Южный ФО' о 8 10,8

СевероКавказский ФО 13,5

сельскохозяйственного страхования был заложен принцип софинансирования, который предусматривает выделение средств из федерального и (или) регионального бюджетов на возмещение части затрат по выплате аграриями страховой премии при заключении договоров страхования.

Значительную долю рынка агрострахования занимает Приволжский регион - 47,3 % от общего количества заключенных договоров страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой.

В 2011 г. в Приволжском федеральном округе было заключено более 3 тыс. договоров страхования сельскохозяйственных рисков; в Северо-Западном -более 50, что составляет менее 1 % от общего количества договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур в целом по России (рис. 4) [4, с. 12-15].

С учетом того, что одним из главных препятствий для развития системы страхования сельскохозяйственных рисков является тяжелое финансовое положение основной части возможных страхователей, первоочередной задачей является обеспечение доступности страхования максимально широкому кругу сельхозпроизводителей.

С 2005 г. средства, выделяемые из федерального бюджета на компенсацию части затрат по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой, повышались и к 2011 г. составили 5,0 млрд руб. Из бюджетов субъектов Российской Федерации на эти же цели было выделено 0,89 млрд руб. (рис. 5).

В 2011 г. субсидии распределялись согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сель-

скохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1199.

Для компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на страхование за счет бюджетных средств предоставлялись субсидии в размере не менее 50 % от уплаченной страховой премии по договору страхования [2, с. 40-45].

Для обеспечения эффективной защиты финансово-экономических интересов сельхозпроизводителей, а также создания рационального, устойчивого и сбалансированного аграрного производства в некоторых субъектах Российской Федерации разработаны и приняты законодательные акты о региональных целевых программах развития сельскохозяйственного страхования с государственной

Центральный

ФО, 7,4^_ Дальневосточный ФО; 1,1

Сибирский ФО, 17,7

Уральский ФО, 1,4

Приволжский ФО, 47,3

Рис. 4. Доля федеральных округов (ФО) в портфеле договоров сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в 2011 г., %

5 ППП

5 000 4 500 4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1000 500 0

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Рис. 5. Субсидии, предоставляемые из федерального бюджета в 2005-2011 гг. на компенсацию товаропроизводителям части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, млн руб.

поддержкой, которые регулируют порядок выделения средств из бюджетов субъектов РФ.

При этом остается проблема применения отдельными страховыми компаниями «серых» схем при сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой. Рис. 6 показывает, что за 2005-2009 гг. размер страховых возмещений, выплаченных сельхозпроизводителям, на одном уровне - в среднем 49-67 % от уплаченных страховых премий независимо от сложившихся погодных особенностей года, т. е. воздействия на урожай явлений, негативных для производства и реализации аграрной продукции. Так, в 2008 г. была объявлена чрезвычайная ситуация в Южном федеральном округе в связи с засухой и жарой, а в 2009 г. -в Центральном и Приволжском округах. В 2010 г. страховые выплаты составили 73 % от уплаченных страховых премий. Объем взносов по сельскохозяйственному страхованию в 2011 г. составил 13,7 млрд руб., что на 56 % больше, чем в 2010 г.

Несмотря на меры, направленные на развитие сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в 2011 г. остался ряд нерешенных проблем, препятствующих эффективному использованию финансовых ресурсов, выделяемых на поддержку страхования госу-

16

£

о.

ч о. е;

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Сумма уплаченных страховых взносов

ыплаченное страховое возмещение

-^Субсидии, перечисленные из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ

Рис. 6. Отношение выплаченных страховых возмещений, объема государственной поддержки к уплаченным страховым премиям по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений

в 2005-2011 гг.

дарством и обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственного страхования [7, с. 27-29]:

- несовершенство действующей нормативно-правовой базы, регулирующей систему сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой;

- высокая стоимость страхования и необходимость оплаты 100 % страховой премии при заключении договора страхования и, как следствие -повышенная финансовая нагрузка на сельскохозяйственного товаропроизводителя во время проведения сезонных полевых работ. При этом средства в виде субсидий из федерального и регионального бюджетов зачастую возвращаются только через 3-6 мес.;

- отсутствие страховых инструментов для системы перераспределения рисков и покрытия крупномасштабных убытков, что приводит к высокой вероятности невыплаты страховых платежей пострадавшим сельхозпроизводителям и банкротству отдельных страховых компаний в случае возникновения убытков;

- отсутствие единой системы независимой экспертизы нанесенного ущерба и порядка возмещения убытков по договорам страхования, обеспеченных государственной поддержкой;

- отсутствие единых стандартов страхования и оценки ущерба, приемлемых для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- существование различных «серых» схем, применяемых в сельхозстраховании с целью получения средств государственной поддержки без реального страхования сельскохозяйственных рисков.

Основной функцией страхования является обеспечение страхователей адекватным страховым покрытием в случае негативных экономических последствий, обусловленных отдельными рисками. Страхование играет ключевую роль в обеспечении социальной и экономической защиты и является важным инструментом повышения экономической стабильности аграрного сектора экономики [3].

2011

с

Методы регулирования сельскохозяйственных рисков

V7

Сокращение рисков е сельскохозяйственных организациях

Разделение рисков с прочими субъектами экономики

Инструменты управления сельскохозяйственными рисками

I I

Поддержание достаточной ликвидности Производство на контрактной основе

Поиск дополнительных источников дохода Хеджирование на рынках фьючерсов и опционов

_

( о '.ланис резервов Страхование

Поэтапное инвестирование Вертикальная интеграция

Диверсификация видов и способов производства

Выбор продуктов и способов производства с наименьшей подверженностью рискам, укороченными производственными циклами

В мировом сообществе система агрострахова-ния формируется и развивается с государственной поддержкой. Существует точка зрения, что более эффективным является оказание помощи только в случае наступления катастрофических погодных событий. Как сами производители сельскохозяйственной продукции, так и правительство могут управлять рисками с помощью различных инструментов и стратегий [8, с. 73-77].

Развитие страхования должно происходить в двух направлениях. С одной стороны, должен формироваться спрос на страховые продукты: у страхователей - производителей сельскохозяйственной продукции должен быть страховой интерес. С другой стороны, должно быть достойное предложение, т. е. страховые компании с участием государства призваны предлагать различные варианты страховых программ и услуг.

Большинство стран поддерживают своих производителей сельскохозяйственной продукции, выполняя одну из основных функций - обеспечение продовольственной безопасности страны. Кроме

Рис. 7. Инструменты и методы регулирования сельскохозяйственных рисков

того, для повышения конкурентоспособности такой продукции на мировых рынках выделяют государственные дотации. В связи с этим большой интерес представляет международный опыт в этой сфере страхования.

В целом у сельскохозяйственных товаропроизводителей имеется много возможностей регулировать риски. Основные из них представлены на рис. 7.

Следует отметить, что инструменты регулирования риска в сельскохозяйственных организациях могут быть использованы производителями самостоятельно, в то время как инструменты разделения рисков предполагают наличие соответствующей институциональной среды и рыночной инфраструктуры.

В последнее время распространение в агропромышленном комплексе получает вертикальная интеграция. Образование агрохолдингов, объединяющих предприятия и организации различных сфер агропромышленного комплекса, позволяет решить часть проблем, связанных с ценовыми

рисками, в организациях как сельского хозяйства, так и перерабатывающей промышленности. Это сокращает финансовые риски организаций - членов агрохолдингов.

Положительный эффект достигается также посредством диверсификации, которая подразумевает комбинирование различных производственных направлений с целью сокращения серьезных колебаний в уровне доходов.

Этот инструмент сокращения рисков базируется на теории портфельных инвестиций и позволяет сократить угрозы посредством инвестирования в сферы производства, где ситуация развивается в разных направлениях и выражается в отрицательной корреляции доходов при наступлении определенных событий.

Важным инструментом разделения или трансфера рисков является эффективно функционирующий рынок срочных стандартных контрактов, позволяющий публично формировать цены на многие товары, в том числе сельскохозяйственные.

Срочные контракты позволяют агропроизво-дителям специализировать свое производство (и использовать эффект масштаба, что не всегда удается при диверсификации), в то время как рыночные спекулянты специализируются на несении рисков. В данном случае наиболее распространенным инструментом разделения рисков является страхование производства, направленное на обеспечение страхователей адекватным страховым покрытием

в случае негативных экономических последствий, вызванных отдельными рисками.

Список литературы

1. Будущее страхования сельскохозяйственных рисков в России: бюллетень. М.: Эксперт РА, 2010. 34 с.

2. Глотова И. И., Томилина Е. П. Проблемы развития сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой: сб. научн. трудов по материалам межд. науч.-практ. конф. 2012. Т. 30. № 4.

3. Грищенко Н. Б., Гриценко Г.М., Зимина А. П. Система сельскохозяйственного страхования: теоретический аспект // Финансы и кредит. 2007. № 11.

4. Грищенко Н. Б., Сергеева Н. В. Региональные аспекты страхования // Страховое дело. 2010. № 8.

5. Доклад о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в Российской Федерации в 2011 году. Минсельхоз России. М.: ФАГПССАП, 2012. 33 с.

6. Егоров Д. И., Ивашкин Е. И. О формировании правовой базы сельскохозяйственного страхования с финансовой поддержкой государства // Вестник РЭА. 2010. № 2.

7. Еремина О. И. Перспективы развития страхования в агропромышленном секторе Российской Федерации // Актуальные проблемы современной науки. 2011. № 6.

8. Куренная В. В., Рыбасова Ю. В. Эффективность аграрного сектора экономики: социальный аспект // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 3.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru