Научная статья на тему 'Развитие мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей республики Башкортостан в рамках требований ВТО'

Развитие мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей республики Башкортостан в рамках требований ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЗЕЛЁНАЯ КОРЗИНА" / ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / ВТО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / "GREEN BASKET" / FINANCING / BUDGET / FARMING / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / WTO / FARM COMMODITY PRODUCERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сираева Раиса Рафаиловна, Волков Сергей Викторович

Проведён анализ мер государственной поддержки в Республике Башкортостан на соответствие критериям «корзин» ВТО. Выделены меры, относящиеся к «зелёной корзине». Показано, что из 29 направлений государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, осуществляемых в республике в 2011 г., к этой «корзине», относятся только 8. Обнаружено неравномерное распределение мер «зелёной корзины» по муниципальным районам республики, что отражается на уровне доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно растениеводческого направления. Рассмотрено распределение бюджетных средств, относящихся к «зелёной корзине» по муниципальным районам республики и составлен прогноз механизма государственной поддержки на перспективу. Обосновано утверждение республиканской программы устойчивого развития сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сираева Раиса Рафаиловна, Волков Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MEASURES OF STATE SUPPORT OF FARM COMMODITY PRODUCERS IN BASHKORTOSTAN WITHIN THE REQUIREMENTS OF THE WTO

The analysis of measures of state support in the Republic of Bashkortostan from the viewpoint of their being in conformity with the criteria of the WTO “baskets” has been carried out. Special attention has been drawn to the measures related to the «green basket». It is shown that only 8 of the 29 trends of state support of farm commodity producers, having been implemented in the country in 2011, could be referred to the “green basket”. It is found that the distribution of the “green box” measures in the municipal districts of the Republic was uneven, which was reflected in the level of profitability of farm commodity producers, especially of plant growers. The distribution of the budgetary funds related to the “green basket” of municipal districts of the Republic has been considered and the prognosis of the mechanism of state support for the future has been made. The approval of the republican program of sustainable development of rural areas has been substantiated.

Текст научной работы на тему «Развитие мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей республики Башкортостан в рамках требований ВТО»

Развитие мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей Республики Башкортостан в рамках требований ВТО

РР. Сираева, к.э.н., Башкирский ГАУ, СВ. Волков, менеджер, ООО «Сибмонтаж»

Современные условия государственной поддержки сельского хозяйства в Республике Башкортостан (в России также) таковы, что в первую очередь необходимо ориентировать бюджет на меры «зелёной корзины». Освоение инструментария «зелёной корзины» во многом может явиться ключом к успеху отрасли на внешнем и внутреннем рынке.

Меры «зелёной корзины» должны отвечать следующим фундаментальным требованиям: не оказывать искажающего влияния на внешнюю торговлю, осуществляться за счёт финансируемых из государственного бюджета правительственных программ, не предусматривать перераспределение средств потребителей и поддерживание цены производителей. В приложении 2 к Соглашению по сельскому хозяйству ВТО приведён примерный перечень таких правительственных программ и мер, направленных на поддержание цен производителей. В этот перечень входят: научные исследования; борьба с вредителями сельского хозяйства; подготовка кадров; услуги по продвижению товаров на рынках; услуги по общедоступному инфраструктурному обеспечению (электроснабжение, дороги, водоснабжение, дренажные системы, охрана окружающей среды и др.) при условии, что в расходы по услугам не включается субсидирование инфраструктуры внутри фермерских хозяйств; финансовое участие правительства в программах страхования и обеспечения доходов; помощь при стихийных бедствиях; программы региональной помощи.

Кроме того, в «зелёную корзину» включаются прямые платежи производителям, если они увязаны с фиксированным и неизменным базовым периодом и не зависят от текущих объёмов производства.

Таким образом, можно выделить два критерия соответствия — это, во-первых, финансирование должно осуществляться из государственного бюджета в рамках правительственной программы, а не за счёт средств потребителей, и, во-вторых, поддержка не должна иметь своим последствием поддержку цен производителей [1].

В нашей стране утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г. [2], целью разработки которой является определение ключевых проблем развития сельских территорий и выработка необходимых мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера. Эти меры позволяют вывести сельские территории на качественно новый уровень развития,

обеспечивающий комплексное, сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач.

Таким образом, благодаря этим мерам, относящимся к «зелёной корзине», предполагается достичь следующих целей (по мнению разработчиков концепции): создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других функций территориального развития; устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны; рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды; сохранение и приумножение культурного потенциала села.

Сегодняшняя наша задача — проанализировать проводимые меры «зелёной корзины» в Республике Башкортостан и предложить пути их расширения. При этом в приоритете должно быть повышение конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей, т.е. стимулирование модернизации предприятий, обеспечение АПК квалифицированными кадрами, приоритетное государственное инвестирование инновационных проектов, энерго-, ресурсосберегающие технологии, развитие сельской инфраструктуры.

Нами проведён анализ мер государственной поддержки в республике на соответствие критериям «корзин». Мы выделили меры, относящиеся к «зелёной корзине». Из всех 29 мер, осуществляемых в республике в 2011 г., к этой «корзине», по нашему мнению, относятся 8 (табл.).

В Республике Башкортостан в 2011 г. на не подлежащие сокращению меры, по нашим расчётам, было направлено 677 млн руб. Это 16% всего объёма государственной поддержки. Как видим, меры «зелёной корзины» составляют шестую часть всего объёма государственной поддержки. Соглашение с ВТО не накладывает на них ограничений, поэтому их увеличение не влечёт за собой никаких нарушений.

При выделении бюджетных средств на поддержку кадрового потенциала будет увеличен лишь приток квалифицированных кадров в сельское хозяйство, что в конечном счёте отразится на более рациональном ведении хозяйства и повышении эффективности производства.

Поддержание, восстановление плодородия почв — путь к увеличению урожайности и качества сельскохозяйственных культур [3]. Это, в свою очередь, приведёт к повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции собственного производства и увеличению спроса со стороны потребителей. Конечным результатом этой меры

Субсидии из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан на государственную поддержку агропромышленного комплекса в 2011 г. в рамках «зелёной корзины», тыс. руб.

Субсидии Всего В том числе:

федеральный бюджет республиканский бюджет

Государственная поддержка кадрового потенциала АПК РБ 37141 0 37141

Поддержание почвенного плодородия 64757 0 64757

Субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями 2316 1737 579

Субсидии на компенсацию части затрат за подачу воды на полив сельскохозяйственных культур 1743 0 1743

Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации 171170 0 171170

Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений 5880 4409 1472

Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая 104941 78706 26235

ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв» 289488 217116 72372

Итого 677436 301967 375469

для сельскохозяйственного производителя станет рост доходов от реализации продукции.

Выделение субсидий на закладку и уход за многолетними насаждениями приобретает важное значение сегодня. К примеру, ягоды, выращенные в своих садах, намного привлекательнее для потребителей, чем привозимые в огромных количествах в законсервированном или замороженном виде из Китая или любой другой страны. Если предоставить потребителю выбор между привозными ягодами и произведёнными в республике, уверены, население сделает выбор в пользу отечественной продукции. Поэтому результатом данной меры является не только качественная сельскохозяйственная продукция, но и создание дополнительных рабочих мест, и увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации и химической защиты растений приведут к сохранению и росту урожайности сельскохозяйственных культур.

Было рассмотрено распределение бюджетных средств, относящихся к «зелёной корзине», по муниципальным районам республики и составлен прогноз механизма государственной поддержки на перспективу.

Размеры мер «зелёной корзины» и их доля в общем объёме государственной поддержки сельского хозяйства в муниципальных районах республики различаются. Вариация показателя доли в общем объёме государственной поддержки составляет от 0 до 22,8%. В абсолютном выражении вариация составляет от 0 до 87 млн руб. В Белорецком районе, по результатам наших исследований, вообще отсутствуют меры «зелёной корзины», а в Гафурийском

районе их доля оказалась наибольшей — 22,8%. В Мелеузовском районе меры «зелёной корзины» составили 87 млн руб., что соответствует 18,2% объёма государственной поддержки.

Таким образом, нами обнаружено неравномерное распределение мер «зелёной корзины» по районам, что отражается в конечном счёте на уровне доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно растениеводческого направления. Дело в том, что большая часть принятых мер — это субсидии на повышение плодородия почв.

Долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013 — 2020 гг. содержит следующие мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий:

— улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

— развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;

— поддержка комплексной компактной застройки сельских поселений;

— грантовая поддержка инициатив сельских сообществ по улучшению условий жизнедеятельности;

— поощрение и популяризация достижений в сфере сельского развития.

Считаем, что меры «зелёной корзины» необходимо расширять, учитывая положения вышеназванной концепции и программы. На наш взгляд, надо утвердить республиканскую программу устойчивого развития сельских территорий, ежегодно проводить научные исследования и конференции в сфере

устойчивого развития сельских территорий и смежных вопросов. В рамках этой республиканской программы мы предлагаем выделить бюджетные средства на следующие мероприятия:

— усиление первичного звена здравоохранения в сельских поселениях;

— создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в сельское хозяйство;

— модернизация рабочих мест на объектах инфраструктуры агропродовольственного рынка (хранение, транспортировка, сбыт сельскохозяйственной продукции), в сельском строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также на объектах транспортной и энергетической инфраструктуры;

— стимулирование закрепления в сельской местности трудоустраивающихся молодых специалистов на основе предоставления субсидируемых кредитов организациям-работодателям на строительство жилья для молодых специалистов.

— содействие сбыту сельскохозяйственной продукции, расширение сети приёмозаготовительных пунктов по закупке сельскохозяйственной продукции, создание торговой и логистической системы на кооперативной основе и содействие организации кооперативных рынков;

— расширение сети информационно-консультационных служб для предоставления правовых, экономических и технологических консультаций сельским предпринимателям;

— содействие продвижению на рынок продукции сельского хозяйства, ремёсел и народных промыслов под местными торговыми марками;

— повышение уровня обеспечения сельского населения теплом на основе более эффективного использования источников теплоснабжения (угля, газа, электроэнергии) с учётом природно-климатических условий и природно-ресурсной базы регионов;

— с целью развития производства экологически чистой продукции разработка новых стандартов экологически безопасного сельскохозяйственного производства, проведение сертификации сельскохозяйственных производителей, совершенствование системы сертификации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также мер финансовой поддержки производства экологически чистой продукции.

Так как все предлагаемые нами мероприятия — это меры «зелёной корзины», увеличение их финансирования не противоречит требованиям ВТО. Мы предлагаем направлять в плановом году на эти цели не менее 22,8% (максимальное значение доли мер «зелёной корзины» в 2011 г.) от объёма государственной поддержки, предоставленной в 2011 г.

Наши расчёты показали, что в плановом году на осуществление мероприятий «зелёной корзины»

целесообразно направить в целом по республике 1252 млн руб., что в 2 раза больше аналогичного показателя 2011 г. По предложенной нами методике максимальную государственную поддержку сельскохозяйственные товаропроизводители получат в начале реализации программы — в первые 4 года.

Внедрение рекомендованных нами мероприятий даст двойной эффект: во-первых, улучшатся условия жизни сельских жителей, во-вторых, увеличатся производственные показатели сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Уравнение регрессии, описывающее связь между объёмом государственной поддержки и сальдированным финансовым результатом сельскохозяйственных товаропроизводителей, позволило спрогнозировать объёмы сальдированного финансового результата по муниципальным районам по годам.

Наши расчёты показали, что сальдированный финансовый результат сельскохозяйственных товаропроизводителей в республике в 2013 г. составит 2167 млн руб. В 2011 г. аналогичный показатель (по данным Башкортостанстата) составил 1643 млн руб. Т.е. благодаря увеличению финансирования сельскохозяйственных производителей в рамках программы по предлагаемой нами методике финансовый результат увеличится на 32%.

При разработке предложений по распределению государственной поддержки между сельскохозяйственными товаропроизводителями мы исходим из предположения, что эффективно использующие свои ресурсы товаропроизводители должны получать больше средств из бюджета [4 — 7]. Поэтому мы считаем, что чем выше степень тесноты связи между урожайностью и объёмом государственной поддержки, тем обоснованнее распределение бюджетных средств. Степень тесноты связи между среднемноголетней урожайностью зерновых культур и расчётным объёмом государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей выше, чем между среднемноголетней урожайностью зерновых культур и фактическим объёмом государственной поддержки. Поэтому смело можем утверждать, что предлагаемый нами механизм распределения государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей обоснованный.

Литература

1. Антонова А.А., Фазрахманов И.И. Вступление России во Всемирную торговую организацию: плюсы и минусы / Вестник Башкирского государственного аграрного университета.

2012. № 2. С. 78 - 80.

2. Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 N 2136-р.

3. Лукманов Д.Д. Рациональное использование земельных ресурсов аграрной сферы: вопросы теории и практики / Аграрный вестник Урала. 2010. № 3 (69). С. 27 - 29.

4. Сираева Р.Р., Волков С.В. Субсидирование сельского хозяйства: тенденции в условиях свободной торговли // Вестник Башкирского государственного аграрного университета.

2013. № 2 (26). С. 139 - 142.

5. Волков С.В., Сираева Р.Р. Государственная поддержка молочного скотоводства в Республике Башкортостан // Молочное и мясное скотоводство. 2012. № 8. С. 2 — 4.

6. Волков С.В., Сираева Р.Р. Оценка влияния мер государственной поддержки на эффективность деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Башкортостан // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 2 (40). С. 208 — 210.

7. Волков С.В., Сираева Р.Р. Государственная поддержка развития молочного скотоводства как перспективного направления в Республике Башкортостан // Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства: матер. Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием (19 — 20 апреля). Уфа: ФГБОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2013. С.114 - 116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.