Научная статья на тему 'Теоретические аспекты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей'

Теоретические аспекты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
642
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / GOVERNMENT SUPPORT / REGULATION OF ECONOMY / FARM COMMODITY PRODUCERS / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сираева Раиса Рафаиловна, Волков Сергей Викторович

В статье проанализированы точки зрения деятелей государства, экономистов и учёных по проблеме роли государства в поддержке экономики. Авторы сформулировали определение государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей как совокупности прямых и косвенных форм и методов экономического и административного воздействия государства, направленных на обеспечение развития сельскохозяйственных товаропроизводителей и формирование эквивалентного межотраслевого обмена в системе агропромышленного производства. Определены принципы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей: устойчивого развития, множественности источников финансирования и распределения финансовой поддержки по уровням бюджетной системы, доступности и адресности поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, доступности информации о мерах государственной поддержки, согласованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сираева Раиса Рафаиловна, Волков Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCERS

The stand point of state officials, economists and scientists on the problem of the government’s role in supporting the state economy has been analyzed. The authors defined the notion of state support of agricultural commodity producers as a set of direct and indirect forms and methods of economic and administrative impact of the state, directed at the development of agricultural commodity producers and the formation of an equivalent intersectoral exchange in the system of agro-industrial production. The principles of state support of farm commodity producers are determined, among them: sustainable development, multiplicity of financing sources and distribution of financial support according the levels of the budget system, availability and targeting of support to agricultural producers, information availability on the measures of state support and consistency.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей»

Теоретические аспекты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей

Р.Р. Сираева, к.э.н, С.В. Волков, аспирант,

Башкирский ГАУ

Государственная поддержка в современных условиях хозяйствования является объективной необходимостью. Сельское хозяйство вследствие присущих ему специфических особенностей (зависимость от природных факторов, сезонность, технологическая отсталость) не может за счёт реализации своей продукции получить доход, достаточный для возмещения вложенного в него капитала, для сохранения плодородия земель и для воспроизводства поголовья животных.

Особое место в системе государственной поддержки должны занимать регионы с неблагоприятными природно-климатическими условиями, к числу которых можно отнести Республику Башкортостан, как регион, находящийся в зоне рискованного земледелия. Место и роль сельского хозяйства как отрасли экономики предопределяют необходимость исследования теоретических аспектов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Ведь цель государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей как раз состоит том, чтобы создать финансовую основу для устойчивого развития сельскохозяйственного производства, его инфраструктуры, создания предпосылок для экономического роста и становления конкурентной среды, что невозможно достичь без теоретической базы [1—4].

Существуют различные теории о роли государства в регулировании экономики. Каждая из них имеет свои предпосылки возникновения. Рассмотрим классическую теорию. Она возникла в XVIII в. и объединяет многих представителей экономической науки, наиболее яркие из них —

Адам Смит и Давид Риккардо. Сторонники данной теории утверждают, что вмешательство государства в экономику должно быть минимальным, рынок способен к саморегулированию по принципу «невидимой руки», свободная конкуренция и невмешательство государства в хозяйственную жизнь восстанавливают в экономике уровень производства автоматически.

Неоклассическая теория, в отличие от классической, не представляет собой единой концепции. Она объединяет представителей нескольких школ. Дж. Милль отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором. Ключевая идея этой теории — взаимодействие спроса и предложения, определяющих все процессы на рынке. В условиях свободной конкуренции автоматическое движение цен обеспечивает равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Поэтому регулирование цен государством вызывает нарушение равновесия. Таким образом, неоклассическая теория провозглашает принцип невмешательства государства в экономику.

Что касается кейнсианской теории, сформировавшейся в 30-е годы XX в. в условиях мирового экономического кризиса, её основатель Дж. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, сглаживания циклических колебаний, поддержания темпов роста экономики.

Сторонники монетаристской теории (М. Фридман) считают, что деньги являются главным инструментом, определяющим развитие экономики, что основное внимание должно уделяться борьбе с инфляцией. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной массой.

Ярким представителем русского меркантилизма считается Иван Тихонович Посошков (1652—1726), экономические мысли которого основывались на полном понимании ситуации в России и деятельности Петра I и также выражали интересы только появляющегося торгового и промышленного предпринимательства в стране. Посошков писал о государственном хозяйстве в своём труде «Книга о скудости и богатстве», пытаясь выяснить причины экономической отсталости страны и определить, при каких обстоятельствах возможно достигнуть её роста и развития. В отличие от западных меркантилистов, Посошков не отождествлял богатство только с деньгами. Богатство государства он видел в создании таких институциональных условий в стране, при которых путём повышения благосостояния всего народа будет обеспечен рост государственных доходов. Именно в богатстве всего народа видел Посошков могущество государства. По мнению Посошкова, полезнее заботиться об увеличении материальных благ (в чём и состоит богатство), чем об увеличении денег, обогащении казны. Также он полагал необходимым ввозить из-за границы только то, что не производится в России либо без чего обойтись совершенно невозможно. Он был решительным противником импорта предметов роскоши, стеклянной посуды и т.п., объявляя их ввоз ненужной тратой денег. Чтобы освободиться от ввоза этих предметов и тем самым сохранить деньги в стране, Посошков рекомендовал создавать соответствующее производство в самой России.

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем следующее определение: государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей — это совокупность прямых и косвенных форм и методов экономического и административного воздействия государства, направленных на обеспечение развития сельскохозяйственных товаропроизводителей и формирование эквивалентного межотраслевого обмена в системе агропромышленного производства.

Анализ нормативных правовых актов в области государственной поддержки сельского хозяйства и литературы позволил нам сформулировать следующие принципы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей:

— принцип устойчивого развития — государственная поддержка должна сбалансированно охватывать экономическую, социальную и экологическую составляющие. Последствия нарушения этого принципа проанализированы в исследованиях Х.Э. Таймасханова [5] Несоблюдение принципа ведёт к сокращению масштабов производства, снижению эффективности производства основных видов сельскохозяйственной продукции;

— принцип множественности источников финансирования и распределения финансовой поддержки по уровням бюджетной системы — при разработке программ государственной поддержки

в качестве источников средств указываются федеральный и региональные бюджеты и внебюджетные источники;

— принцип доступности и адресности поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей — в правилах предоставления субсидий подробно описываются критерии для претендентов на тот или иной вид государственной поддержки, алгоритм предоставления документов, порядок их рассмотрения;

— принцип доступности информации о мерах государственной поддержки — на сайтах Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан приведена информация обо всех видах государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, порядке их получения; в Республике Башкортостан создан Центр сельскохозяйственного консультирования, который осуществляет информационно-консультационное обслуживание сельских товаропроизводителей всех форм собственности;

— принцип согласованности — означает согласованное взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации аграрной политики в области государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Нельзя допускать распыления средств, дублирования функций и выделения бюджетных средств для достижения одних и тех же целей по разным каналам.

Таким образом, необходимость государственной поддержки производства подтверждается ходом развития экономики. В различные периоды истории господствовали разные точки зрения о необходимости и допустимом уровне участия государства в регулировании экономики, всего производства, сельскохозяйственного производства, формах и методах такого участия [6]. Нами сформулированы принципы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Литература

1. Волков С.В., Сираева Р.Р. Государственная поддержка молочного скотоводства в Республике Башкортостан // Молочное и мясное скотоводство. 2012. № 8. С. 2—4.

2. Волков С.В., Сираева Р.Р. Оценка влияния мер государственной поддержки на эффективность деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Башкортостан // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 2 (40). С. 208-210.

3. Сираева Р.Р., Волков С.В. Субсидирование сельского хозяйства: тенденции в условиях свободной торговли // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2013. № 2 (26). С. 139-142.

4. Шихсаидов Д.Х. Совершенствование методов и механизмов государственной поддержки сельского хозяйства Дагестана: автореф. дисс.... кан,д. эконом. наук. Махачкала, 2009.

5. Таймасханов Х.Э. Государственная поддержка как механизм обеспечения устойчивого развития АПК депрессивного региона (теория, методология, практика): автореф. дисс. ... докт. эконом. наук: 08.00.05. М., 2011. 45 с.

6. Исаков И.Я. Теоретические дискуссии о необходимости государственного регулирования инвестиционной деятельности // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.