Научная статья на тему 'Состояние и направления развития рынка яиц Иркутской области'

Состояние и направления развития рынка яиц Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ЯИЦ / ПРОИЗВОДСТВО / ПОТРЕБЛЕНИЕ / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / ОПРОС / АНКЕТИРОВАНИЕ / РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленский В. О.

В статье рассмотрена динамика производства и потребления куриных яиц в Иркутской области, описаны результаты маркетингового исследования, на основании которых разработаны рекомендации по совершенствованию рекламной деятельности и стимулированию спроса, переработке яиц, внедрению в фирменную торговую сеть и в производственные процессы яичных птицефабрик Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и направления развития рынка яиц Иркутской области»

УДК 338.439.4:637.4(571.53)

В.О. Зеленский, аспирант ФГБОУ ВПО Иркутская ГСХА

СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЯИЦ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассмотрена динамика производства и потребления куриных яиц в Иркутской области, описаны результаты маркетингового исследования, на основании которых разработаны рекомендации по

совершенствованию рекламной деятельности и

стимулированию спроса, переработке яиц, внедрению в фирменную торговую сеть и в производственные процессы яичных птицефабрик Иркутской области.

Ключевые слова: рынок яиц, производство, потребление, маркетинговое исследование, Иркутская область, опрос, анкетирование, рекомендации.

Рынок яиц Иркутской области характеризуется высокой степенью самообеспеченности. В 2010 году в области было произведено свыше 900 млн. шт. куриных яиц, что составило свыше 370 штук в расчете на 1 жителя региона. По отношению к 1990 в 2010 было произведено больше на 46,6 млн. шт., что составило прирост 5,4%. Таким образом, на протяжении последних 15 лет наблюдается рост объемов производства яиц в Иркутской области (рис. 1).

Млн. шт.

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ Годы

Рисунок 1 - Производство яиц в Иркутской области в 1990— 2010 годы [3]

Основными производителями яи в регионе являются сельскохозяйственные организа ии, на долю которых по итогам 2010 года приходится около 90% произведенных в области яи .

На долю личных подсобных хозяйств приходится около 10% от общего объема производства, а на крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей — менее 0,1% (рис. 2).

Крупнейшими производителями яиц в Иркутской области являются СХ ОАО «Белореченское» и СПК «Окинский», производящие соответственно около 550 и 200 млн. шт. яи ежегодно.

In the article dynamics of production and consumption of eggs in the Irkutsk region is considered, results of marketing research on which basis recommendations about enhancement of advertizing activity and to demand stimulation, processing of eggs, introduction in a firm trading network and in production processes of egg integrated poultry farms of the Irkutsk region are developed are described.

Key words: the market of eggs, production, consumption, marketing research, the Irkutsk region, poll, questioning, recommendations.

□ Сельскохозяйственные организации

□ Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели

□ Хозяйства населения

0,1%

10,1%

9,9%

Рисунок 2 — Структура производства яиц по категориям хозяйств Иркутской области в 2010 году [3]

Несмотря на высокие производственные показатели, уровень среднедушевого потребления яиц в Иркутской области достаточно мал — лишь 203 шт. по итогам 2010 года (рис. 3). Для сравнения, в 1990 году этот показатель составлял 298 шт. яиц в год, что на 14,6% превышает ныне действующую рациональную норму потребления, составляющую 260 шт. яи [2].

Ср еднедушево е потребление яиц, шт./год

Рисунок 3 - Среднедушевое потребление яиц в Иркутской области за 1990-2010 годы [3]

Таким образом, одной из главных причин, тормозящих развитие отрасли яичного птицеводства Иркутской области, является недостаточный уровень платежеспособного спроса на яйца и продукты их

0

переработки. Поэтому елесообразно выявить основные факторы, влияющие на мотива ию (демотива ию) потребителя при выборе, покупке и потреблении яичной продукции.

Для определения потребительских предпочтений на рынке яи было проведено анкетирование 385 респондентов, представляющих домохозяйства Иркутской области совокупной численностью около 1200 человек. Исследование охватило территорию 34 городских округов и районов или свыше 50 населенных пунктов Иркутской области.

Исходя из ответов на вопросы об объемах потребления яи и количестве человек в семье, нами была проведена группировка домохозяйств по уровню среднедушевого потребления яи в меся (табл. 1).

Таблица 1 — Группировка обследуемых домохозяйств по уровню среднедушевого потребления яи

Уровень среднедушевого потребления яиц, шт./мес. Число домохозяйств Всего потребляется яи в среднем за мес.

ед. в % к итогу шт. в % к итогу

до 10 214 66,0 5103 47,8

от 10 до 20 76 23,5 3355 31,4

свыше 20 34 10,5 2213 20,7

Всего 324* 100,0 10671 100,0

* 61 респондент из 385 не указали уровень потребления или количество членов семьи

Наиболее многочисленной (214 домохозяйств) оказалась группа, в которой потребляют менее 10 яиц в меся в расчете на 1 члена семьи. На ее долю приходится около 48% суммарного потребления. Свыше 20 яи в меся потребляют лишь 10,5% домохозяйств.

На следующем этапе были выделены предпочтения потребителей при покупке яи определенной категории (табл. 2).

Таблица 2 — Предпочтения потребителей при покупке яиц определенной категории

Категория Количество ответов В % к итогу

2 категория 40 9,5

1 категория 97 23,2

Отборные 111 26,5

Высшая категория 81 19,3

Любая или какая есть в продаже 90 21,5

Всего 419* 100,0

*некоторые респонденты указали 2 и более

предпочтительные категории

Самыми популярными среди опрошенных оказались отборные яйца. В меньшей степени покупатели предпочитают 2 категорию яи .

С елью выявления наиболее значимых факторов, учитываемых потребителями при покупке яи , опрашиваемым было предложено о енить каждый фактор по 10-балльной шкале (где 0 — совсем не имеет значение; 10 — имеет первостепенное значение). Полученные результаты отражены в табли е 3.

Таблица 3 — Значение отдельных факторов, учитываемых потребителями при покупке куриных яи

Факторы Доля респондентов, ответивших на вопрос, % Сред. балл Рейтинг

Производитель 79,2 7,4 3

Цена 74,8 7,8 4

Свежесть 86,8 9,6 1

Чистота скорлупы 77,1 7,8 2

Цвет скорлупы: белый 47,3 6,7 5

коричневый 15,8 6,0 8

Цвет желтка: светлые оттенки желтого 10,4 6,0 9

ярко-желтый, оранжевый 27,0 7,1 7

Упаковка 45,5 5,5 6

В связи с тем, что большая часть анкет была заполнена самими респондентами, на некоторые вопросы либо не было получено ответов, либо в ответах не указывался балл.

Тем не менее, для 86,8% респондентов наиболее важным фактором при покупке является свежесть яиц

— ее значимость оценили в 9,6 баллов. При этом необходимо отметить, что 89,2% опрошенных предпочитают покупать столовые яй а или любые, какие есть в продаже. И лишь 10,8% выбирают диетические яй а.

Из этого следует, что потребители либо не знают об отличиях диетических и столовых яи , либо не имеют доступа к диетическим яй ам, либо поставили завышенную о енку фактору свежести или отвечали на вопрос «машинально» (т.к. практически все люди предпочитают покупать и потреблять свежие продукты питания).

Вторым по значимости фактором (7,8 баллов) оказалась чистота скорлупы, влияющая на выбор 77,1% респондентов. Далее следует марка и производитель яй а, которые были о енены 79,2% опрошенных на 7,4 балла. Цена на яйца заняла 4 пози ию по степени воздействия на потребительский выбор, хотя ее средняя о енка и составила 7,8 балла. При этом доля респондентов, выбравших данную категорию, составила 74,8%.

Свыше 47% опрошенных предпочитают яй а с белой скорлупой (6,7 балла), 15,8% — с коричневой (6 баллов). Упаковка яи (5,5 баллов) имеет значение для 45,5% респондентов. Предпочтения потребителей по вету желтка были выражены весьма слабо, т.к. корректно ответили на данный вопрос только 37,4% всех опрошенных. 27% анкетируемых указали, что им больше нравятся яй а с ярко-желтым или оранжевым цветом желтка (7,1 балла).

При выборе оптимальной упаковки мнения респондентов распределились следующим образом: 48% опрошенных считают лучшей бумажную или картонную упаковку, 23% — пластиковую, 4% — полиэтиленовый пакет и 25% не имеют особых предпочтений.

Необходимо отметить, что доплачивать за упаковку яи готовы только 23% респондентов, 51% не хотят платить больше, а 26% затрудняются ответить на данный вопрос (табл. 4).

Таблица 4 — Готовность потребителей доплачивать за упаковку яи и обогащение яи витаминами и микроэлементами

Варианты ответов Г отовы ли Вы доплачивать за упаковку яиц ? Г отовы ли Вы платить больше за яй а, обогащенные витаминами и микроэлементами?

число ответов в % к итогу число ответов в % к итогу

Да 102 26,5 128 37,2

Нет 196 50,9 110 32,0

Не знаю 87 22,6 106 30,8

Всего ответов 385 100,0 344* 100,0

* 41 респондент из 385 не ответили на данный вопрос

В большинстве развитых стран и в некоторых регионах России распространены так называемые «функциональные яйца», обогащенные естественным способом, - когда курам-несушкам дают корм с функциональными и биологическими добавками. Это полиненасыщенные жирные кислоты из семейства омега-3, витамины А и Е, селен, йод, кремний и др. Ученые считают, что витамины и минералы из обогащенного ими куриного яй а лучше усваиваются, чем витамины из аптеки, поскольку поступают в организм естественным путем — вместе с пищей и равномерно, а не «залповым вбрасыванием» [1].

Для определения возможного объема рынка «функциональных яиц» в Иркутской области респондентам был задан вопрос о том, готовы ли они платить больше за яй а, обогащенные витаминами и микроэлементами. 32,0% отказались доплачивать за новый товар, 37,2% - согласились и 30,8% ответили «не знаю» (табл. 4). Таким образом, более 1/3 всех опрошенных готовы приобретать «функ иональные яй а» за более высокую (относительно обыкновенных яи ц) ц ену.

Исходя из того, что марка и производитель яи являются значимым фактором при покупке яи , нами были определены потребительские предпочтения в разрезе конкретных производителей: 45% ответов респондентов были отданы в пользу СХ ОАО «Белореченское», 32% - за домашние (деревенские) яйца, 18% - за СПК «Окинский» и 5% - не Ьу.п особых предпочтений.

Немаловажным фактором продвижения продукции и бренда производителя является реклама. Наиболее «распространенной» рекламой нового товара на рынке яи является сам товар, лежащий на полках магазина. Именно таким способом узнают о новинках 28% респондентов, 20% потребителей получают

информа ию от других людей («сарафанное радио»).

Наименее эффективной рекламой является реклама в печати, по Интернету и радио - так посчитали 9%, 6% и 2% опрошенных соответственно.

Таким образом, существующая реклама яиц и яичной продук ии является малоэффективной и

воздействует лишь на половину опрошенных потребителей. Причем из представленных

тради ионных методов рекламы наиболее запоминаемыми оказались реклама в точках продажи и по телевидению — так отметили 18% и 17% респондентов соответственно. Хотя реклама в точках продажи и является сравнительно дешевой, ее недостаток заключается в том, что она воздействует только на посетителей данной торговой точки.

Проведенный анкетный опрос включал также вопросы о некоторых конкретных видах яичной продукции СХ ОАО «Белореченское»: яйц а

"Домашние-Белоречье" с эмблемой домика (полученные от родительского стада), перепелиные яйца и сухие яичные омлеты. Результаты опроса свидетельствуют о наличии значительного уровня спроса на яй а "Домашние-Белоречье" (40%

респондентов) и перепелиные яй а (28%). Сухие яичные омлеты практически не пользуются спросом.

На вопрос «Какую яичную продук ию Вы бы хотели видеть на прилавках магазинов?» 15 человек ответили — яичный порошок; 4 человека пожелали, чтобы в магазинах продавали сухие яичные омлеты; и по одному опрошенному высказались за порошок из скорлупы, вареные яй а и яй а страусов.

Основными пожеланиями и предложениями респондентов были снижение ен на яй а и повышение их качества, регулярные поставки свежих яи , улучшение качества кормов (отказ от различных добавок, использование натуральных компонентов) и повышение качества обслуживания в магазинах и т.д.

Исходя из результатов проведенного маркетингового исследования рынка яи Иркутской области, для совершенствования производственной и сбытовой политики яичных пти ефабрик можно рекомендовать следующее.

1. Рекомендации по внедрению в производственные процессы:

— урегулировать вес яй а в соответствии с потребительскими предпочтениями (т.е. снизить долю мелкого и увеличить долю более крупного яй а отборной и высшей категорий);

— повысить качество очистки яичной скорлупы;

— увеличить долю мытого яйца на рынке путем реализа ии по сниженным енам.

2. Рекомендации по рекламной деятельности и стимулированию спроса:

— довести до потребителей информа ию о различиях между столовым и диетическим яй ом, что можно обеспечить за счет проведения соответствующей рекламной кампании в СМИ (телевидение, радио, Интернет и т.п.), а также за счет нанесения информа ии на упаковку;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— использовать различные виды упаковки яиц с нанесением на нее отличительных фирменных знаков (повышение узнаваемости бренда) и информа ии о полезных свойствах яи ;

— ак ентировать внимание на малоиспользуемых каналах рекламы: радио, Интернет, телевидение и печатная реклама;

— активно проводить различные мероприятия по стимулированию спроса на яй а и продукты их

переработки (сельскохозяйственные ярмарки и выставки; дегустации в фирменных сетях, магазинах системы франчайзинга и крупных супермаркетах; мероприятия по связям с общественностью: презента ии, конферен ии, брифинги и т.д.);

3. Рекомендации по переработке яиц:

— расширить ассортимент реализуемой яичной

продук ии за счет вывода на рынок

«функциональных» яиц. Номенклатуру и

оптимальные объемы производства можно

установить, опираясь на дополнительные

маркетинговые исследования по данному направлению и практический опыт других птицефабрик России. При этом важно разработать соответствующие бренды, провести рекламную кампанию, дифферен ировать ены согласно

биологической енности продукта и реализовывать

только упакованные «функ иональные яй а» (с

описанием «новых» полезных свойств и т.п.);

— завозить во все фирменные магазины и магазины системы франчайзинга хотя бы небольшие партии яичного порошка и пастеризованного меланжа, а также проводить активную рекламу данных продуктов в местах продажи (например, подчеркнуть безопасность жидкого яй а для любителей сырых яи );

— в елях развития переработки яи рекомендуется

провести дополнительное маркетинговое

исследование, а для закрепления полученных результатов и выявления действующих тенден ий —

провести повторное анкетирование покупателей яи Иркутской области.

4. Рекомендации по внедрению в фирменную торговую сеть:

— для увеличения объемов реализа ии необходимо хотя бы незначительно, но снизить уровень ен на яйца в фирменной торговой сети;

— для объективной оценки и улучшения качества обслуживания покупателей (соблюдение стандартов обслуживания) рекомендуется воспользоваться методикой «тайного покупателя»;

— наладить систему «обратной связи» с покупателями фирменной торговой сети (например, проводить регулярное мини-анкетирование, включающее 2-3 вопроса).

Литература

1. Жарких, А. Вначале было яйцо [Электронный

ресурс] / А. Жарких // Интернет журнал «Третий возраст» — Режим доступа: ИЯЬ:

http://www.3vozrast.ru/article/energia/pitanie/3716/

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 августа 2010 г. N 593н "Об утверждении рекоменда ий по ра иональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания" [Электронный ресурс] — Режим доступа: ИЯЬ: http://base.garant.ru/12179471/

3. Центральная База Статистических Данных

Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] — Режим доступа: ИЯЬ:

http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi.

УДК 619:616-092.19:619:616.3:619:618.7:636.22.034

Н.И. Ярован, доктор биологических наук И.А. Новикова, аспирант ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»

ОКИСЛИТЕЛЬНЫЙ СТРЕСС У ВЫСОКОПРОДУКТИВНЫХ КОРОВ ПРИ СУБКЛИНИЧЕСКОМ КЕТОЗЕ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ

Представлены результаты исследований физиологобиохимического статуса у высокопродуктивных коров с субклиническим кетозом в условиях промышленного содержания. Показано наличие окислительного стресса у коров с субклиническим кетозом.

Ключевые слова: высокопродуктивные коровы,

промышленное содер ание, окислительный стресс, свободно-радикальное окисление, антиоксидантная

защита, субклинический кетоз, кетоновые тела.

В последние годы в России в молочном животноводстве наблюдается выраженная тенден ия к ввозу и разведению импортного скота, отличающегося высокой молочной продуктивностью, но относительно низкой физиолого-биохимической устойчивостью [3].

В условиях промышленной технологии животноводства отмечается чрезмерное

функ иональное напряжение организма животных, проявляющееся биохимическими, клиническими, морфологическими изменениями в различных органах и тканях, что сказывается на здоровье, воспроизводстве и продуктивности коров. При этом часто возникают заболевания, связанные с нарушениями метаболических процессов [4,6].

Presents the results of researches of physiologic-biochemical status of a highly productive cows with subclinical ketosis in conditions of industrial maintenance. Shown the presence of oxidative stress in cows with subclinical ketosis.

Key words: highly productive cows, industrial maintenance, oxidative stress, free radical oxidation, antioxidant protection, subclinical ketosis, ketone bodies.

Одним из таких заболеваний является кетоз, характеризующийся нарушением белкового,

углеводно-жирового, витаминно-минерального

обменов и гормонального статуса [5,11,12]. Оно сопровождается накоплением в крови, моче и молоке кетоновых тел (бета-оксимасляной, а етоуксусной кислот, а етона), дистрофическими изменениями в печени, серд е, почках, яичниках, органах внутренней секре ии. Это приводит к снижению молочной продуктивности и сроков производственного использования коров [6,7,9].

В условиях интенсифика ии животноводства кетоз проявляется у 23-80% высокопродуктивных коров [8,10] и занимает второе место после маститов [12]. В стойловый период кетоз встречается у 17-45%

Вестник Орел Г Ay

№5(38)

октябрь 2012

Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году

Учредитель и издатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»_______________________________________________________

Редакционный совет:

Парахин Н.В. (председатель) Амелин А.В. (зам. председателя) Астахов С.М.

Белкин Б.Л.

Блажнов А.А.

Буяров В.С.

Гуляева Т.И.

Гурин А.Г.

Дегтярев М.Г.

Зотиков В.И.

Иващук О.А.

Козлов А.С.

Кузнецов Ю.А.

Лобков В.Т.

Лысенко Н.Н.

Ляшук Р.Н.

Мамаев А.В.

Масалов В.Н.

Новикова Н.Е.

Павловская Н.Е.

Попова О.В.

Прока Н.И.

Савкин В.И.

Степанова Л.П.

Плыгун С.А. (ответств. секретарь) Золотухина О.А. (редактор)

Адрес редакции:

302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69.

Тел.: +7 (4862) 45-40-37 Факс: +7 (4862) 45-40-64 E-mail: nichogau@yandex.ru Сайт журнала: http://ej.orelsau.ru Свидетельство о регистрации ПИ 9ФС77-21514 от 11.07.2005 г.

Спе иалист регионального методического центра по УДК: Служеникина А.М. Технический редактор: Мосина А.И.

Сдано в набор 10.08.2012 г. Подписано в печать 23.09.2012 г. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Объём 21,5 усл. печ. л. Тираж 300 экз. Издательство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бульвар Победы, 19. Лицензия ЛР 9021325 от 23.02.1999 г.

Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикаций научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций

Содержание номера

Экономика АПК

Парахин Н.В., Прока Н.И. Адаптация механизма государственной поддержки аграрного сектора

России к условиям ВТО........................................................................2

Гуляева Т.И., Волобуева Т.А. Крестьянские (фермерские) хозяйства Орловской области: состояние

и перспективы развития....................................................................... 10

Иващук О.А., Константинов И.С., Архипов О.П. Подходы к созданию автоматизированной

системы1 управления «умными фермами»......................................................... 15

Проняева Л.И. Состояние и проблемы инновационного развития процесса воспроизводства

основного капитала в АПК..................................................................... 21

Григорьева Н.В. Приоритетные направления развития рынка труда сельских муниц ипальных

образований Орловской области................................................................ 26

Дармограй О.В. Влияние вступления России в ВТО на развитие сельского хозяйства............... 33

Калиничева Е.Ю., Романов А.Д. Экономическая оценка реализации ресурсного потенциала

свеклосахарной отрасли в Орловской области................................................... 36

Сидоренко О.В. Ценовая паритетность зерновой отрасли в условиях присоединения России в ВТО.. 40 Бураева Е.В. Минимальная заработная плата: роль в экономике и проблемы использования в

современной России........................................................................... 45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Карлова Е.В., Полянин А.В. Перспективные направления производства побочной продукции

сахарной промышленности...................................................................... 51

Иванова А.А. Основные направления повышения экономической эффективности свиноводства

Орловской области............................................................................ 54

Трясцина Н.Ю. Ключевые направления и вектор развития молочно-продуктового подкомплекса

Орловской области............................................................................ 59

Савкин В.И., Деулина А.В., Крыгин А.А., Ерёмин А.А. Малые формы хозяйствования -

приоритет развития аграрного сектора экономики (на примере Орловской области)................ 66

Лисютченко Н.Н. Оценка формирования и использования производственных ресурсов в отраслях

животноводства Орловской области............................................................. 72

Полухин А.А., Алпатов А.В., Ставцев А.Н. Оценка состояния, использования и воспроизводства

материально-технической базы сельскохозяйственных организаций Орловской области.............. 78

Ловчикова Е.И. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов села как основы

обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами................................... 85

Бычкова С.И. Анализ факторов, сдерживающих формирование механизма эффективного

стратегического управления на современном этапе развития экономики........................... 90

Кравченко Т.С. Показатели экономической эффективности освоения отраслевых инноваций в

растениеводстве.............................................................................. 93

Медолазов А.С. Приоритетные направления социально-экономического развития сельских

территорий Орловской области................................................................. 100

Первых Н.А., Гри шаева О.Ю. Тенден ции формирования и развития трудовых ресурсов в сельском

хозяйстве Орловской области.................................................................. 105

Бухвостов Ю.В., Волков А.А. Экономико-статистический анализ инновационного потенциала

Орловской области............................................................................ 109

Зеленская И.А. Методические аспекты прогнозирования численности трудовых ресурсов в

сельской местности........................................................................... 112

Жаравина О.М. Оценка выполнения руководителями функциональных обязанностей (на примере

сельскохозяйственных организа ц ий).......................................................... 114

Лытнева Н.А., Сысоева О.Н. Развитие инновационных методов в управлении результативностью

хозяйственных систем......................................................................... 118

Рыбалкин Д.А. Возможности инвестирования временно свободных денежных средств................. 123

Куликов И.Н. Состояние и прогноз развития плодоводства в Российской Федерации................ 126

ж ивотноводство

Гамко Л.Н., Шкурманов П.Н. Мергель и белково-витаминно-минеральный кон ц ентрат в рац ионах

молодняка свиней............................................................................. 130

Концевенко А.В., Концевенко В.В. Изучение особенностей остеодистрофии у коров

промышленных комплексов Белгородской области................................................. 133

Усачев К.И., Усачев И.И. Результаты исследований микробиоценоза слизистой оболочки

подвздошной кишки овец....................................................................... 135

Шкурманова Е.С. Изменения параметров роста и развития мышц у цыплят-бройлеров в 10-, 20- и

30-дневном возрасте при разном уровне обменной энергии....................................... 137

Зверева Г.П. Основные тенденции экономического развития отечественного свиноводства.......... 140

Зеленский В.О. Состояние и направления развития рынка яиц Иркутской области.................. 143

Ярован Н.И., Новикова И.А. Окислительный стресс у высокопродуктивных коров при

субклиническом кетозе в условиях промышленного содержания.................................... 146

Нуриев Г.Г., Боровик Е.С. Показатели переваримости и использования питательных веществ при

включении в кормовую смесь зерна тритикале................................................... 149

Технические науки

Пичугин И.Л. Роль энергоаудита при разработке энергосберегающих мероприятий в бюджетных

организациях................................................................................. 151

Блажнов А.А. Многофункциональное производственное сооружение для фермерских и личных

хозяйств..................................................................................... 155

Васильев А.Н., Будников Д.А., Грачёва Н.Н. Экспериментальное исследование сушки зерна

электроактивированным воздухом............................................................... 160

Фомин И.Н., Суров Л.Д. Дистанционный контроль над действиями выключателей в кольцевой сети 163 Чичиланов И.И., Арженовский А.Г., Асатурян С.В. Методика и результаты диагностирования

тракторных дизелей с ГТН..................................................................... 167

Информационное сообщение К юбилею профессора Максимова Владимира Ильича............................................... 171

© ФГБОУ ВПО Орел ГАУ, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.