Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ'

СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каргаполов В.П., Колесникова А.П., Золотарев С.К., Верещагин А.М.

В статье рассматриваются состояние и направления спортивно-массовой работы в Дальневосточном регионе. Целью работы заключается выявление приоритетных направлений спортивно-массовой работы в Дальневосточном регионе. Практическая значимость работы состоит в получении данных, которые могут использоваться в практической работе как преподавателей физической культуры в вузах, так и региональных руководителей спорта при планировании своей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каргаполов В.П., Колесникова А.П., Золотарев С.К., Верещагин А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND DIRECTION OF SPORTS AND PUBLIC WORK IN THE FAR EASTERN REGION IN THE EYES OF STUDENTS

The article discusses the state and directions of mass sports work in the Far East region. The aim of the work is to identify priority areas of mass sports work in the Far East region. The practical significance of the work lies in obtaining data that can be used in the practical work of both physical education teachers in universities and regional sports leaders when planning their work.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ»

3. Исмиянов В.В. Спортивное воспитание обучающихся сирот как фактор социально-образовательной адаптации в системе профессионального образования: монография / В.В. Исмиянов. -Чурапча : Чурапчинский ГИФКиС, 2022. - 256 с.

4. Леонтьева М.С. Методика подготовки детей-сирот к профессиональной деятельности средствами физической культуры / М.С. Леонтьева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2011. - № 3 (2). - С. 148-155.

5. Магомедова А.Н. Психологические особенности детей-сирот / А.Н. Магомедова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №3 (46). - С. 27-29.

6. Радина Н.К. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в современных исследованиях / Н.К. Радина, Т.Н. Павлычева // Социальное обслуживание семей и детей. - 2015. -№ 4. - С. 8-103.

REFERENCES

1. Doskin, V.A., Lavrentieva, N.A., Sharai, V.B. and Miroshnikov, M.P. (1973), "Test of differentiated self-assessment of functional state", Questions of psychology, No. 6, pp. 141-145.

2. Ismiyanov, V. V. (2014), Theory and practice ofpsychophysical development of orphan students in the process of organizing physical activity, monograph, Irkutsk.

3. Ismiyanov, V.V. (2022), Sports education of orphans as a factor of socio-educational adaptation in the system of vocational education, monograph, Churapcha.

4. Leontieva, M.S. (2011), "Methodology of preparation of orphans for professional activity by means of physical culture", Izvestiya TulSU. Humanities, No. 3 (2), pp. 148-155.

5. Magomedova, A.N. (2014), "Psychological features of orphaned children", The world of science, culture, education, No. 3 (46), pp. 27-29.

6. Radina, N.K., Pavlycheva, T.N. (2015), "Orphans and children left without parental care in modern research", Social service of families and children, No. 4, pp. 8-103.

Контактная информация: ismiyanov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.03.2023

УДК: 796.011.3

СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Валерий Павлович Каргаполов, доктор педагогических наук, профессор, Анна Петровна Колесникова, старший преподаватель, Сергей Константинович Золотарев,

старший преподаватель, Александр Михайлович Верещагин, ассистент. Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация

В статье рассматриваются состояние и направления спортивно-массовой работы в Дальневосточном регионе. Целью работы заключается выявление приоритетных направлений спортивно-массовой работы в Дальневосточном регионе. Практическая значимость работы состоит в получении данных, которые могут использоваться в практической работе как преподавателей физической культуры в вузах, так и региональных руководителей спорта при планировании своей работы.

Ключевые слова: спортивно-массовая работа, Дальневосточный регион, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p218-222

STATE AND DIRECTION OF SPORTS AND PUBLIC WORK IN THE FAR EASTERN REGION IN THE EYES OF STUDENTS Valery Pavlovich Kargapolov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Anna Petrovna Kolesnikova, the senior teacher, Sergey Konstantinovich Zolotarev, the senior teacher,

Alexander Mikhailovich Vereshchagin, the assistant. Pacific State University, Khabarovsk

Abstract

The article discusses the state and directions of mass sports work in the Far East region. The aim of the work is to identify priority areas of mass sports work in the Far East region. The practical significance of the work lies in obtaining data that can be used in the practical work of both physical education teachers in universities and regional sports leaders when planning their work.

Keywords: mass sports work, Far Eastern region, students.

ВВЕДЕНИЕ

Поддержание высокого уровня здоровья человека, его физического развития постоянно находились и находятся в центре внимания ученых спортивной науки [1, 2, 3]. В последние годы наблюдается широкое внедрение новых средств, форм и методик, а также новых технологий для развития физической культуры и спорта. Спортивно-массовая и оздоровительная работа направлена, прежде всего, на оздоровление населения и привлечения еще большего количества людей к занятиям спортом, к повышению физической подготовленности, к организации своего досуга и пропаганды здорового образа жизни. Поэтому увеличение числа граждан, занимающихся физической культурой и спортом, актуальная задача нашего государства. Целью работы является исследование приоритетных направлений спортивно-массовой работы в Дальневосточном регионе.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве основных методов настоящего исследования были использованы: теоретический анализ и обобщение литературных источников, анкетирование (опрос), контент-анализ документальных материалов и методы математико-статической обработки.

Исследование проводилось на базе Тихоокеанского государственного университета г. Хабаровска. В ходе исследования был проведен теоретический анализ современной литературы, контент-анализ документальных материалов и опрос студентов по изучаемой проблеме. На основании первого этапа была выдвинута гипотеза, определена цель, задачи и методы исследования. Было опрошено 498 студентов: 312 студентов очного обучения (в возрасте 17-25 лет) и 186 студентов заочного обучения (в возрасте 18-45 лет) из Хабаровского, Приморского краев, Амурской, Сахалинской и Камчатской областей, ЕАО).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Дальневосточный регион является одним из больших регионов страны, территория его составляет 6169,3 тыс. км. Это 36% от территории России, а проживает на территории Дальнего востока более 8 миллионов человек, что составляет 5% от населения России. По данным Министерства спорта Российской Федерации физической культурой и спортом активно занимается 40%. Поэтому Министерством спорта поставлена задача довести этот показатель до 60%.

Как показывают исследования основной причиной недостаточного вовлечения к занятиям физической культурой и спортом является отношение людей. Так, 50,6% студентов очного обучения и 50,3% студентов заочников считают, что физическая культура и спорт не являются для людей важным занятием (таблица 1). Второй причиной является недостаточность свободного времени (38,1% студенты очного обучения и 47,5% студентов заочного обучения). На третье место студенты поставили материальные трудности (40,4% и 38,1% соответственно).

Далее студенты отмечают о недостаточной пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта (16,6% и 20,1% соответственно). Недостаток знаний в области использовании физических упражнений (14,2% и 26,2% соответственно). Советская система физической культуры и спорта была разрушена, а Российская еще не окончательно сложилась. В настоящее время строится много плоскостных сооружений, открываются

фитнес, спортивные клубы, тренажерные залы, лыжные трассы для занятий физической культурой и спортом, но их явно недостаточно. Мало проводится спортивно-массовых соревнований. Произошел перекос в распределении финансовых средств в сторону спорта высших достижений. Снизилось количество выпускающихся специалистов по физической культуре и ряд других причин.

Таблица 1 - Почему молодежь Дальневосточного региона не занимается массовой физической культурой и спортом, в %_

№ Ответы респондентов Студенты оч. обуч. п=312 Студенты заоч. обуч. п=168

1 Не считает для себя важным 50,6 50,3

2 Недостаточная пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта 16,6 20,1

3 Недостаток свободного времени 38,1 47,5

4 Материальные трудности 40,4 38,1

5 Недостаточное количество спортивных и оздоровительных клубов, спортивно-оздоровительных услуг 0,4 9,5

6 Разрушение сложившейся системы физкультурно-оздоровительной работы с населением 0,9 14,2

7 Недостаток числа плоскостных спорт площадок во дворах, парковых зонах 0,4 14,2

8 Использование спортсооружений не по назначению. 0,4 9,5

9 Перекос в распределении финансовых средств в сторону большого спорта 0,9 10,2

10 Недостаток знаний в области использования физических упражнений 14,2 26,2

11 Другие причины 0,4 0,2

На вопрос: «Существуют ли взаимосвязь системы образования, здравоохранения, физической культуры спорта в деле укрепления здоровья населения в Дальневосточном регионе?», положительно отметили 33,3% студентов очного и 35,8% студентов заочного обучения (таблица 2). Настораживает тот факт, что 14,4% студентов очного и 4,7% заочного обучения отметили отрицательно. 28,5% очников и 35,8% заочников ответили, что каждая система работает обособленно и недостаточная взаимосвязь систем (23,8% и 28,5% соответственно).

Таблица 2 - Существуют ли взаимосвязи систем образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в деле укрепления здоровья населения, в %_

№ Ответ респондентов Студенты очного обучения п=312 Студенты заочного обуч. п=168

1 Да, существует 33,3 35,8

2 Нет, не существует 14,4 4,7

3 Каждая система работает обособленно 28,5 35,8

4 Недостаточная взаимосвязь 23,8 28,5

На вопрос: «Имеется ли возможность получать информацию о проводимых спортивно-массовых мероприятиях в городе, поселке, селе?», утвердительно отметили 54,7% студентов очников и 50% студентов заочников (таблица 3). 23,8% очников и 16,7% заочников отметили отрицательно. Анализ показал, что такую информацию в основном получают из телевизионных программ и газет.

Таблица 3 - Имеется ли вы возможность получать информацию о проводимых спортивно-массовых мероприятиях в вашем городе, поселке, селе, в %_

№ Ответ респондента Студенты очного обучения п=312 Студенты заочного обуч. п=168

1 Да 54,7 50,6

2 Нет 23,8 16,7

3 Затрудняюсь ответить 21,5 33,3

В последние годы появилось достаточное число фитнес-клубов, спортивных организаций, тренажерных залов, работающих на коммерческой основе. 40,4% очников и 28,5% заочников отметило, что цены на спортивные услуги доступные (таблица 4) и 30,9%

очники и заочники отметили слишком высокую стоимость таких услуг. Необходимо также отметить, что инструкторами в этих организациях нередко работают без специального физкультурного образования, а прошедшие определенные семинары или курсы.

Таблица 4 - Доступность коммерческих цен на посещение спортивных секций, спортивных сооружений, в %_

№ Ответ респондента Студенты очного обучения п=312 Студенты заочного обуч. п=168

1 Да (цены оплаты доступны) 40,4 28,5

2 Нет (слишком высокая стоимость) 30,9 30.9

3 Затрудняюсь ответить 28,7 40,6

Необходимо чаще проводить аттестацию таких должностей. Поэтому основными направлениями развития физической культуры и спорта студенты как очного, так и заочного обучения (таблица 5) считают обеспечение, прежде всего, ценовой доступности для всего населения Дальневосточного региона занятий физической культурой и спортом (отметили 71,4% очников и 66,6% заочников). Так, студенты очного обучения считают, что нужно предоставить льготы по налогообложению клубам, связанных с физической культурой и спортом (38,1%). Активнее популяризировать активный образ жизни, разрабатывать больше оздоровительных программ (35,7%). Чаще проводить бесплатные медицинские обследования населения, занимающегося физической культурой и спортом (35,7%), увеличить число спортивных клубов, центров для детей, подростков и молодежи (30,9%) и другое.

Таблица 5 - Основные направления развития спортивно-массовой работы в Дальневосточном регионе глазами студентов, в %___

№ Ответы респондентов Студенты очн. обучения п=312 Студенты заочн. обучения п=168

1 Обеспечить целевую доступность занятий физической культурой для различных категорий населения 71,4 66,6

2 Расширить сеть спортивных школ 21,4 23,8

3 Увеличить число спортивных клубов и центров для детей, подростков и молодежи 30,9 26,1

4 Развивать спортивные клубы по месту жительства, ориентированных семейный досуг пенсионеров 28,5 52,3

5 Предоставить льготы по налогообложению клубам, связанных с физической культурой 38,1 23,8

6 Активнее популяризировать здоровый образ жизни, разрабатывать больше оздоровительных программ 35,7 38,1

7 Больше проводить физкультурно-оздоровительных и массовых мероприятий, спортивных праздников для населения 30,9 35,8

8 Обратить внимание на профессиональную компетентность тренеров, инструкторов спортивных учреждений 28,5 21,4

9 Проводить бесплатное медицинское обследование населения, занимающиеся физической культурой и спортом 35,7 26,1

10 Улучшить качественную подготовку специалистов в вузах физической культуры 26,0 33,3

11 Другое 0,2 2,3

Студенты, отучившиеся заочно, предлагают развивать спортивные клубы по месту жительства, ориентированные на семейный досуг и пенсионеров (52,3%). Активнее популяризировать здоровый образ жизни (38,1%), больше проводить физкультурно-оздоровительных массовых мероприятий, спортивных праздников для населения (35,8%). Улучшить качественную подготовку специалистов вузах физической культуры (33,3%) и ряд других направлений.

ВЫВОДЫ

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы, чтобы довести в спортивно-массовых занятиях процент занимающихся в Дальневосточном регионе до 60%

необходимо:

- оптимизировать налоговую политику в коммерческих структурах, связанных с физической культурой и спортом;

- предоставить льготы по налогообложению спортивным организациям, обеспечивающих коммерческие услуги по обеспечению оздоровительных и других спортивных

услуг;

- развивать спортивные клубы по месту жительства, ориентированных семейных досуг и пенсионеров;

- популяризировать здоровый образ жизни;

- увеличить число спортивных клубов и центров для детей, подростков и молодежи;

- увеличить число проводимых спортивно-массовых мероприятий для различных слоев населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова О.А. Физическое развитие и адаптирования возможности студентов первокурсников московского государственного областного университета / О.А. Борисова, А.И. Бойко, А.И. Кол-дашов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 48-51

2. Григорьев В.И. Физическая культура глазами студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давыденко // Ученые записок университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1(59). - С. 31-34

3. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза / В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина, Н.В. Балышева, А.Н. Усатов, Д.А. Скруг // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18861 (дата обращения: 01.03.2023).

REFERENCES

1. Borisova, O.A., Boyko, A.I. and Koldasho,v A.I. (2020,) "Physical development and adaptation of the possibility of first-year students of the Moscow State Regional University", Uchenye zapiski univer-siteta im. P.F. Lesgafta. No. 10 (188). pp. 48-51.

2. Grigoriev, V.I. and Davydenko, D.N. (2010), "Physical culture through the eyes of students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. No. 1,(59), pp. 31-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kondakov, V.L., Kopeikin,a E.N., Balysheva, N.V., Usatov, A.N. and Skrug, D.A. (2015), "The attitude of students to physical culture and sports in the educational space of a modern university", Modern problems of science and education. No. 1-1, available at; https://science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=18861.

Контактная информация: ancha-74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.03.2023

УДК 796.422.14

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ У ЮНЫХ БЕГУНОВ НА

СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Юрий Борисович Кашенков, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва; Мария Олеговна Одинцова, старший преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Сергей Дмитриевич Старостин, преподаватель, Московский архитектурный институт, Москва; Раиль Хадиярович Бекмансуров, старший преподаватель, Елабужский

институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга

Аннотация

Цель исследования - определить возможность использования прыжковых упражнений в сочетании с беговыми средствами у юных бегунов на средние дистанции. Исследование проводилось

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.