Педагогика
УДК: 378
кандидат биологических наук Алтынова Надежда Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Таланцева Валентина Кузьминична
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары)
ОБ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Аннотация. В статье приводятся данные о необходимости создания педагогических условий направленных на повышение адаптивных способностей к обучению в вузе с учетом региональных особенностей Чувашской Республики (на примере ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА). Особый интерес для исследователей представляет корригирование параметров социально-психологической адаптации и степени поражения щитовидной железы. Полученные результаты дают предпосылки о необходимости разработки педагогических условий для повышения адаптационных возможностей организма с учетом биогеохимических особенностей Чувашской Республики по содержанию микроэлементов.
Ключевые слова: студенты, эндемический зоб, социально-психологическая адаптация, учебная деятельность.
Annotation. The article outlines the pedagogical conditions aimed at improving the adaptive capacity of students of the Chuvash State Agricultural Academy. ^e correction of parameters of social and psychological adaptation and the degree of thyroid gland lesions is of particular interest for researchers. The obtained results provide the prerequisites for the need to develop an additional theoretical course for students aimed at preventing endemic goiter and increasing the adaptive capacity of the body, taking into account the biogeochemical characteristics of the Chuvash Republic on the content of trace elements.
Keywords: students, endemic goiter, prevention, social and psychological adaptation, pedagogical activity.
Введение. Необходимым условием успешной адаптации студента к учебной деятельности является освоение новых для него особенностей обучения в вузе, что позволит устранить ощущение внутреннего дискомфорта и блокировать возможность конфликта со средой. Резкая «ломка» многолетнего привычного школьного рабочего стереотипа иногда может стать причиной нервного срыва. По этой причине период начальной адаптации в вузе может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других -ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако и социальные факторы также имеют здесь определенное значение [7].
Успешное решение проблем педагогической организации процесса адаптации связано с внедрением такой формы взаимодействия со студентами, которая способствовала бы более эффективной адаптации первокурсников на разных уровнях: 1) образовательном (адаптация к учебной деятельности); 2) психологическом (развитие мотивации к обучению, уверенности в себе); 3) межличностном (обеспечение процессов эффективного межличностного взаимодействия) [3].
Педагогические условия повышения адаптационных возможностей студентов необходимо рассматривать как совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы, зависящих от ее целей, задач, содержания, форм и методов без ущерба здоровью [4].
В связи с этим актуальность работы заключается в комплексной оценке состояния здоровья студентов и их вхождении в новую социальную среду.
Чувашская Республика является местностью, эндемичной по зобу. Регион характеризуется сниженным содержанием йода в почве, воде, воздухе, продуктах питания, поэтому население имеет йодный дефицит легкой и средней тяжести и более широкое распространение болезней эндокринной системы по сравнению с показателями по Приволжскому федеральному округу и России [1].
Содержание этого микроэлемента в организме очень мало, примерно 30 мг, но это не снижает важности его значения. Получить необходимую порцию йода можно только извне. Поэтому важно знать, какая пища им богата.
Доля пораженности щитовидной железы в структуре эндокринных заболеваний в Чувашии составила в 2016 году 33,4% [6]. Эндемический зоб - увеличение щитовидной железы, связанное с дефицитом йода в среде обитания. Физиологическое действие гормонов щитовидной железы (тиреоидных гормонов) проявляется не только в обмене йода и кальция, поддержании оптимальной температуры тела, влиянии на рост и непосредственный контроль деятельности сердечно-сосудистой системы в ответ на меняющиеся потребности организма, но и на процессы выхода из стрессовой ситуации (как поставщик энергоресурсов одновременно с гормонами корковой части надпочечников). При дефиците гормонов щитовидной железы нарушается дифференцировка корковых нейронов, что отражается на умственных способностях человека, задерживается обмен веществ, физическое развитие, снижается иммунитет, теряется здоровое состояние кожи, зубов, волос, ногтей, любая инфекция хронизируется, снижается детородная функция [5].
Поскольку в последние годы отсутствует плановая профилактика эндемического зоба, которая проводилась во времена Советского Союза, (сейчас лишь в родильных домах проводится скрининг-тест на гипотиреоз - на выявление пониженной функции щитовидной железы), поэтому населению Чувашии необходимо самостоятельно возмещать дефицит йода в пище. Анализ отечественной литературы и собственный опыт показал, что лишь в единичных семьях проводится профилактика микродозами йода.
Современные условия общества предъявляют сегодняшнему выпускнику вуза высокие требования не только к его знаниям, умениям и компетентности в области профессиональной сферы, но и к его психофизической готовности к дальнейшей профессиональной деятельности, которая во многом зависит от уровня адаптированности к учебе и состояния здоровья [8].
Формулировка цели статьи. Исходя из вышеизложенного, целью нашего исследования явилось выявление педагогических условий для повышения адаптационных возможностей студентов с учетом биогеохимических особенностей Чувашской Республики.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Провести анализ поражаемости эндемическим зобом студентов 1 курса.
2. Изучить особенности адаптационного процесса обучающихся по методике К. Роджерса и Р. Даймонда.
3. Выявить педагогические условия, способствующие повышению адаптационных возможностей студентов к учебной деятельности с учетом региональных особенностей республики, эндемичной по зобу.
Изложение основного материала статьи. В обследовании приняло участие 125 студентов первого курса ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА, из них 65 человек очной формы обучения (возрастной диапазон испытуемых 17-20 лет) и 60 человек заочной формы обучения (возрастной диапазон - 21-65 лет).
Эндемический зоб определялся пальпаторно (I-V степени). Следует отметить, что увеличение I-II степени называется гиперплазией, и только с III степени трактуется как зоб. В то же время и токсический зоб может быть при II степени увеличения, поэтому любое увеличение щитовидной железы требует тщательного обследования.
Данные о поражаемости обследованных студентов эндемическим зобом представлены в табл. 1. Результаты свидетельствуют о том, что эндемический зоб у девушек очной формы обучения выявлен у 92,8%, у юношей - 71%; у студентов заочной формы обучения соответственно - 81% и 67,8%.
Таблица 1
Структура поражаемости эндемическим зобом студентов очной и заочной форм обучения ФГБОУ
ВО Чувашская ГСХА (в %)
контингент очная форма обучения заочная форма обучения
степень увеличения щитовидной железы степень увеличения щитовидной железы
I II III узловой I II III Узловой
женщины 78 11,1 - 3,7 53 25 3 -
мужчины 50 21 - - 46,4 21,4 - -
Меньший процент поражаемости у студентов заочной формы обучения вероятнее всего связан с «возрастным» контингентом обучающихся, у которого уже завершилась стадия физиологического роста и развития организма.
Большой процент поражаемости эндемическим зобом среди обучающихся очной формы характеризуется напряжением в работе щитовидной железы. Студенческая молодежь данной группы - это, как правило, люди чаще занимающиеся физической культурой (во первых, обязательные учебные занятия по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)»). Кроме того, они посещают спортивные секции, участвуют в соревнованиях и т.д. Все это требует повышенную активность щитовидной железы, которая зачастую усугубляется недостаточным поступлением микроэлемента с пищей.
Следует обратить внимание на то, что соотношение мужчин и женщин в группах составляло: 1:1,2 и 1:1,9. Это указывает на легкую степень эндемии. Тем не менее, любой зоб проходит через I и II степень, и в нашем случае, узловой зоб у девушек был выявлен при увеличении щитовидной железы II степени.
Исследования прошлых лет позволили выявить, что наибольшее количество эндемического зоба было зафиксировано у населения Цивильского, Ядринского, Чебоксарского и Порецкого районов Чувашии. В наших текущих исследованиях такая закономерность не подтвердилась, так как процент заболеваемости наблюдался у жителей всех районов. Следовательно, с профилактической целью микродозы йода должны принимать все жители Чувашской Республики.
На основании методики Роджерса-Даймонда - личностного опросника, мы выявляли особенности личности тестируемого и степени его социально-психологической адаптации, в частности к новой среде, условиям и правилам поведения. Опросник включал в себя 101 обезличенное утверждение, и тестируемый должен был выразить свое согласие или несогласие с ними в соответствии с 7-балльной шкалой ответов [2].
Первый блок вопросов, направленных на выявление адаптивных способностей показал (рис. 1), что большинство респондентов очной формы обучения - около 86% имеют крайне низкие показатели адаптации. Это свидетельствует о том, что студенты чувствуют себя недостаточно комфортно в учебных группах, испытывают трудности в освоении учебных дисциплин и, возможно, сложности бытового плана, что особенно характерно для иногородних граждан.
Рисунок 1. Адаптивные способности студентов
У 10% испытуемых показатель адаптации был удовлетворительным и лишь у 4% зафиксирован её высокий уровень. Эти категории обследованных студентов практически не испытывают серьезных проблем в процессе обучения, они достаточно легко осваивают учебные дисциплины, успешно и вовремя сдают учебные задания; при особой необходимости могут обратиться за помощью к преподавателю, совершенно спокойно выразить свои мысли, проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях.
У студентов заочной формы обучения наблюдалась абсолютно иная тенденция: крайне низкий уровень адаптации имели лишь 20% студентов, 48% - характеризовались удовлетворительной адаптацией, а высокая и нормальная адаптация была у 32% испытуемых.
Следующим очень важным показателем адаптационного процесса является «нервно-психическая устойчивость» (рис. 2). Диаграммы свидетельствуют о том, что у 68% опрошенных первокурсников очной формы присутствует высокая вероятность возникновения нервно-психических срывов даже при незначительных стрессовых ситуациях (контрольная работа, выступление у доски, защита лабораторной работы и т.д.), а также отсутствие адекватной самооценки и реального восприятия действительности. Все это может стать причиной возникновения различных заболеваний (язвенной и гипертонической болезней), а также психических расстройств. Данный показатель для студентов заочной формы обучения составил всего 12%. У 28% очников наблюдался средний уровень нервно-психической устойчивости и у 4% выше среднего. Для студентов заочников 53 и 35% соответственно. Полученный результат свидетельствует о высокой нервно-психической устойчивости обучающихся заочной формы обучения (на 31% превышает по уровню выше среднего и на 56% уступает по уровню ниже среднего). То есть взрослые люди менее подвержены нервным срывам и готовы адекватно воспринимать реальность. У них имеется определенный жизненный опыт и сформированы определенные ценности и взгляды (дом, семья, дети). Большая часть студентов заочной формы обучения пришли за вторым и последующими высшими образованиями, поэтому они более «спокойно» относятся к учебе и педагогам. Заочники могут общаться на равных с преподавателями, без какого-либо чувства тревоги. Статусность на основном месте работы дает заочнику большую уверенность в себе (например, специалист-практик по заявленному направлению обучения после среднего профессионального образования обучается с полным осознанием сферы его профессиональной деятельности, в то время как первокурсник очной формы обучения, поступивший после школы лишь «примеряет» на себя азы специалиста с вероятной долей сомнений «А правильно ли я выбрал профессию?»). Таким образом, студенты заочной формы обучения характеризуются высокой работоспособностью и вовлеченностью в учебный процесс.
Рисунок 2. Нервно-психическая устойчивость студентов
Третьим показателем адаптации являлись «коммуникативные способности» первокурсников (рис. 3), которые выступают важным условием формирования, развития и реализации профессионализма будущих специалистов. Наличие их у студента способствует более эффективному восприятию учебного материала,
например, общительный студент - экстраверт (человек открытый миру) может попросить помощи у своих сокурсников, повторно обратиться за помощью в освоении не понятного материала. Гораздо труднее приходится первокурсникам - интровертам (совершенная противоположность экстраверта, зажатый и погруженный в себя человек), которым сложно наладить контакт с окружающими людьми. По данным исследований 4% первокурсников-очников против 42% студентов-заочников легко устанавливают контакты с однокурсниками, окружающими, они не конфликтны и открыты для общения. У 68% очников против 45% заочников довольно хороший уровень коммуникабельности, характеризующийся как средний. Про них можно сказать, что студенты в меру общительны и не очень интересуются проблемами окружающих. В общении в качестве психологической защиты студенты 1-го курса предпочитают избегать сближения с одногрупниками, экономя внутренние интеллектуальные и эмоциональные ресурсы, но в целом миролюбивы, не агрессивны, в конфликтных ситуациях предпочитают компромисс; 28% опрошенных студентов очной формы обучения против 13% студентов заочной формы обладают значительными затруднениями в построении контактов с окружающими и предпочитают держаться отстраненно.
А - очная Б - заочная форма обучения
Рисунок 3. Коммуникативные способности студентов
А - очная Б - заочная форма обучения
Рисунок 4. Моральная нормативность студентов
Изучив «моральную нормативность» (рис. 4) мы выявили следующее: у 14% опрошенных очников по сравнению с 39% заочников наблюдался высокий уровень параметра. Они реально оценивали свою роль в коллективе, ориентировались на соблюдение общепринятых норм поведения, а также достаточно уважительно относились к своим однокурсникам, не испытывая никакой неприязни и нетерпимости. Интеллигентные и воспитанные люди. У 75% - средний уровень и у 11% первокурсников очной формы обучения наблюдается низкий уровень моральной нормативности, у студентов заочников 46 и 15% соответственно, что подразумевает несоблюдение общепринятых норм поведения, этики.
Результаты проведенных исследований показали, что у первокурсников ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА наблюдалась прямая зависимость между заболеваемостью эндемическим зобом различной степени и трудностями в адаптации к образовательной среде. Качественно высокие показатели адаптации отмечены у студентов заочной формы обучения как в плане самостоятельно осознанной профилактики йодом (как эссенциального элемента без которого организм не может расти, развиваться и совершать свой естественный жизненный цикл), так и в плане вхождения в новый социум.
На основании изложенного выше, мы можем заключить, что для поиска путей повышения адаптационных возможностей студентов к учебной деятельности потребуется дальнейшее проведение преобразующего эксперимента по данной проблеме, так как обучение в вузах происходит без учета регионального компонента, что зачастую усугубляет состояние здоровья студенческой молодежи.
В начале учебного года необходимо проводить снятие адаптационных показателей студентов первого курса и обследование их на наличие эндемического зоба.
Следующим этапом предусматривается внедрение в учебный процесс дисциплины «Физическая культура и спорт» дополнительного курса «Эндемический зоб - краевая патология, влияние гормонов щитовидной железы на физическую и умственную работоспособность человека». Цель данного курса будет заключаться в оказании теоретической и методической помощи студентам в профилактике заболеваний щитовидной железы, в том числе и эндемического зоба. Разработанный курс рассчитан на 6 часов теоретических и семинарских занятий по следующим темам:
1. Влияние гормонов щитовидной железы на функциональное состояние организма человека.
1.1. Щитовидная железа и физическое здоровье человека.
1.2. Щитовидная железа и психическое состояние человека.
2. Общая характеристика заболеваний щитовидной железы. Их классификация.
3. Адаптационные возможности студентов в регионе, эндемичном по зобу.
4. Рекомендации по проведению профилактики заболеваний щитовидной железы с учетом региональных особенностей.
Данный курс позволит студентам решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы влияния гормонов щитовидной железы на состояние организма человека;
- рассчитать адаптационный потенциал каждого испытуемого;
- вооружить знаниями о заболеваниях щитовидной железы, распространенности среди населения Чувашской Республики эндемического зоба и его профилактике.
Предложенные в рамках курса темы предполагают повышение уровня знаний студенческой молодежи и привитие им навыков по профилактике заболеваний щитовидной железы (в том числе и эндемического зоба), что позволит осознать значимость и необходимость повышения адаптационных возможностей всех систем органов к условиям обучения в вузе. Ведь программа направлена на получение высоких результатов в обучении с наименьшими затратами для организма человека, в условиях йододефицита в республике.
Наиболее эффективным методом повышения адаптационных возможностей студентов к учебной деятельности, нам представляется, использование индивидуально-дифференцированного подхода.
Мы полагаем, что создание следующих педагогических условий позволит студентам повысить их адаптационный потенциал и успешно освоить основную профессиональную образовательную программу высшего образования:
- диагностика адаптационных показателей студентов;
- внедрение в учебный процесс по дисциплине «Физическая культура и спорт» дополнительного курса «Эндемический зоб - краевая патология, влияние гормонов щитовидной железы на физическую и умственную работоспособность человека»;
- использование индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения студентов.
Выводы. В дальнейшем в ходе преобразующего эксперимента мы планируем апробировать
эффективность предложенных педагогических условий по повышению адаптационного потенциала студентов к учебной деятельности в регионе, эндемичном по зобу.
Литература:
1. Алтынова Н.В., Тюнюкова А.Н. Анализ эколого-биохимических зон Чувашии // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 5 частях. - Пермь: Изд-во ООО «Аэтерна», 2018. С. 29-32.
2. Алтынова Н.В., Синичкин К.Г. Психофизиологические особенности организма студентов 1 курса ФГБОУ ВО «Чувашская ГСХА» // Роль и место информационных технологий в современной науке: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Магнитогорск: Изд-во ООО «ОМЕГА САЙНС», 2017. С. 136-140.
3. Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 52-56.
4. Баданина Л.П. Анализ современных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 99-108.
5. Волкова Т.И. Клинические проявления и особенности обмена нейромедиаторов у детей с эндемическим зобом: дисс. канд. мед. наук. - Чебоксары, 1980. - 179 с.
6. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Чувашкой Республики в 2016 году», утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.06.2017 № 261
7. Таланцева В.К. Изучение состояния готовности первокурсников к здоровьесбережению (на примере ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА) // Актуальные проблемы физической культуры и сорта в современных социально-экономических условиях: материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 118-121.
8. Таланцева В.К., Волкова Т.И., Суриков А.А. О путях совершенствования процесса формирования психофизической готовности бакалавров экономики к профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2017. 57-8. С. 247-257.
Педагогика
УДК 796.01
кандидат педагогических наук, доцент Андреенко Татьяна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград); ассистент Павленко Елена Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград); ассистент Серженко Елена Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный аграрный университет» (г. Волгоград)
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ «ФИТНЕС-АЭРОБИКА» КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье проведён анализ содержания дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» для студентов неспециализированного высшего учебного заведения - Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Особое внимание в публикации уделено элективным курсам по направлениям оздоровительной физической культуры (фитнеса).
Ключевые слова: «Элективные курсы по физической культуре», Федеральный государственный образовательный стандарт, студенты, виды спорта, оздоровительная физическая культура.
Annotation. The article analyzes the content of the discipline "Elective courses in physical culture" for students of non - specialized higher education-Volgograd state socio-pedagogical University. Special attention in the publication is paid to elective courses in areas of health and physical education (fitness).
Keywords: "Elective courses in physical culture", Federal state educational standard, students, sports, recreational physical culture.
Введение. В настоящее время актуальность приобретает профессиональное образование, которое, как всякая социальная система, может эффективно функционировать только при условии непрерывного саморазвития. К числу наиболее актуальных проблем относится использование средств и методов физической культуры для формирования профессиональных качеств специалистов разного профиля подготовки и положительное воздействие на развитие двигательных и морально-волевых качеств студентов [3].
Необходимость введения фитнесса в дисциплину «Физическая культура» обусловлена тем, что он оказывает универсальное воздействие на организм: улучшает состояние здоровья, совершенствует физическое развитие, способствует воспитанию волевых и нравственных качеств, помогает в организации активного отдыха [5].
Особое место данной дисциплины в профессиональной подготовке студентов обусловлено профессиональной направленностью занятий фитнес-аэробикой, что обеспечивает понимание роли физической культуры в формировании социальных качеств личности, ее психофизических качеств и двигательных способностей. Потребность в физическом самовоспитании и самосовершенствовании необходима для успешного выполнения педагогической деятельности, организации и ведения здорового образа жизни. Научно-обоснованное использование средств фитнеса помогает в воспитательной работе с учащимися, в укреплении их здоровья, организации активного отдыха и досуга, что отражено в структуре учебных планов направлений подготовки бакалавров [7].
Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для правильной организации спортивно-массовой и оздоровительной работы, для использования в организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом, в ведении здорового образа жизни, внедрения в профессиональную деятельность [8].
Формулировка цели статьи. Изучение влияния дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» (фитнес-аэробика) на овладение студентами знаний, умений и навыков для дальнейшего саморазвития и применение их в дальнейшей профессиональной деятельности.
Изложение основного материала статьи. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 3+ (ФГОС ВО 3+) общая трудоёмкость (объём) учебной дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» составляет 328 часов и изучается студентами в ВГСПУ соответственно на 1-3 курсах дневной формы обучения.
В результате освоения дисциплины у студента формируются следующие компетенции:
Компетенция Знания Умения Навыки
ОК-8 - способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности - знать методы и средства ведения здорового образа жизни, в условиях коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта. - уметь проводить самостоятельные занятия с физическими упражнениями с общей развивающей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью. - владеть навыком составления комплекса подготовительной части базовой фитнес-аэробики, направленных на укрепление здоровья, обучение двигательным действиям и развитие физических качеств.