Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Алешугина Елена Анатольевна
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТОВ
ВУЗА
Аннотация. Поскольку современное образование строится в рамках компетентностного подхода, то в статье рассматриваются методы и средства, которые необходимы при оценке компетенций. Они могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными методами и средствами. Также было установлено определение понятия «результаты обучения». Определены отличия компетенции как результата обучения, от других результатов. Рассмотрены факторы, которые следует учитывать при разработке фонда оценочных средств. Выделены методы и средства оценки сформированности компетенций. Отмечено, что оценить компетентность возможно только в действии и при условии высокой мотивации носителя этого качества для достижения должного результата. Этот процесс является достаточно сложным, поэтому требуются аутентичные способы оценивания. Каждая высшая школа стремится к оптимизации своих процессов, и оценивание не является исключением, поэтому в статье рассмотрена электронная платформа Moodle как средство, предоставляющее большой и эффективный инструментарий в этой области.
Ключевые слова: образовательные результаты, компетентностный подход, компетенции, компетентность, фонд оценочных средств, методы оценки, средства оценки, профессиональное образование, специалист, выпускник.
Annotation. As modern education is built within the competence approach, the article looks at the methods and tools that are needed in the assessment of competencies. They can be used alone or in combination with traditional methods and means. The definition of the term "learning outcomes" was also established. Distinctions of the competence as a result of training, from other results are determined. The factors that should be taken into account when developing the fund of valuation means are considered. Methods and means for assessing the formation of competencies are singled out. It is noted that it is possible to evaluate competence only in action and under the condition of high motivation of the bearer of this quality to achieve the proper result. This process is rather complicated, therefore, authentic methods of evaluation are required. Each higher school seeks to optimize its processes, and evaluation is no exception, so the article discusses the electronic platform Moodle as a tool that provides a large and effective toolkit in this field.
Keywords: educational results, competence approach, competences, competence, fund of valuation tools, assessment methods, assessment tools, vocational education, specialist, graduate.
Введение. Современная педагогическая наука формируется под влиянием компетентностного подхода, установленным ФГОС, традиционное обучение уходит на второй план и как следствие должен меняться и корректироваться процесс контроля знаний студентов. Актуальность рассматриваемой темы бесспорна, поскольку формирование самостоятельного высококвалифицированного специалиста в значительной степени зависит от грамотности создания условий, позволяющих решать специальные задачи, связанные с оцениванием знаний обучающихся.
Формулировка цели статьи. Обобщить и дополнить сведения о методах и средствах оценивания образовательных результатов студентов высшего учебного заведения. Для этого необходимо решить следующие задачи: выделить определение понятия «результаты обучения»; установить факторы, которые следует учитывать при разработке фонда оценочных средств; выделить методы и средства оценки сформированности компетенций.
Изложение основного материала статьи. Под результатами обучения мы будем понимать ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выражающихся с помощью знаний, умений, навыков, компетенций, которые показывают, что студент или выпускник должен продемонстрировать по окончанию части или всей образовательной программы [1].
Результаты обучения определяются для того, чтобы цели обучения были как можно более диагностичными, появилась возможность отслеживания процесса их достижения и своевременной корректировки при необходимости еще в процессе обучения. Формулировка ожидаемых результатов осуществляется преподавателем и в соответствии с требованиями заинтересованных сторон, то есть в этом процессе участвует государство, определившее требования ФГОС, работодатели и студенты [2].
Благодаря строго обозначенным результатам обучения:
- студент легко ориентируется в том, что ему необходимо сделать и понимает что от него требуется, он видит критерии, на которые стоит ориентироваться в процессе обучения;
- преподаватель сосредотачивает внимание и усилия на достижении конкретного результата для его адекватной оценки;
- потенциальные работодатели могут иметь ясное представление о реальных возможностях выпускников [3].
Компетентностный подход заставляет развивать у студентов умения, которые они смогут применить в конкретной ситуации самостоятельно, учитывая при этом ценностные приоритеты и сформированную на их основе систему жизненных отношений.
Рассматривая компетенцию как результат обучения стоит выделить ее отличия от других результатов:
- это, прежде всего, интегрированный результат;
- существует возможность решения целого класса задач;
- компетенция, в отличие от знания, имеет форму деятельности;
- компетенция совершенствуется в процессе интеграции с другими компетенциями через осознание общей основы деятельности, то есть она переносима и связывается с целым классом предметов воздействия;
- компетентностное образование дает возможность наращивать компетенцию, а сам способ действия в этом случае встраивается во внутренние ресурсы (в отличие от умения);
- компетенция проявляется осознанно (в отличие от навыка) [4].
На промежуточных этапах обучения должны быть сформированы отдельные части компетенции, компоненты, которые и будут являться результатами. Нельзя не отметить важную проблему, возникающую в данном случае [5]. Структуру компетенции определить достаточно сложно. И пока она не определена, не будет ясно что формировать с помощью каких средств оценивать. Но позднее все эти элементы должны соединиться и образовать единый конструкт - компетенцию [6]. Ее-то и должен будет продемонстрировать студент, однако для ее оценки требуется разработка специфических средств.
Оценить компетентность (личностное интегральное качество как таковое) возможно только в действии и при условии высокой мотивации носителя этого качества для достижения должного результата. Этот процесс является достаточно сложным, поэтому требуются аутентичные способы оценивания, например, такие как: наблюдение; экспертиза продукта профессиональной деятельности; защита портфолио [7].
Также необходимо разработать специальные оценочные средства, к которым могут относиться, например, кейсовые задания, которые подразумевают использование реальных профессиональных задач, для более быстрой адаптации выпускников в профессиональных условиях [8].
В Федеральном государственном образовательном стандарте для всех направлений обучения указаны в отдельном разделе требования к освоению основных образовательных программ. Он устанавливает несколько видов контроля: текущий контроль, промежуточный, итоговая аттестация.
Текущий и промежуточный контроль требуют создания фондов оценочных средств, наполненных типовыми заданиями, контрольными работами, тестами и другими методами контроля, помогающих оценить знания и уровень сформированности компетенций.
Рассмотрим факторы, которые следует учитывать при разработке фонда оценочных средств:
- для объективной оценки сформированности компетенций следует создавать условия, которые будут максимально приближены к реальным профессиональным условиям. К этому процессу должны быть привлечены в роли экспертов потенциальные работодатели, студенты выпускных курсов и преподаватели смежных дисциплин;
- проектирование инновационных оценочных средств должно проходить с учетом предрасположенности студентов к творчеству, без которого невозможно решение задач нетрадиционным способом, в случае, если не хватает каких-либо конкретно необходимых знаний и отсутствует общепринятый алгоритм профессионального поведения в реальной деятельности;
- кроме индивидуальных оценок должны быть использованы групповые и взаимооценки. Студенты должны рецензировать работы друг друга, оппонировать при представлении проектов, исследовательских работ. Группы из студентов, преподавателей, работодателей могут давать экспертную оценку;
- итогом оценивания должно стать определение положительных и отрицательных сторон работы, выделение пробелов и корректировка. Анализируются как индивидуальнее, так и групповые результаты, при этом обозначаются дальнейшие пути развития;
- результаты обучения определяет преподаватель, а компетенции приобретают и проявляют студенты и оценить их можно только в процессе деятельности;
- формирование компетенций происходит не только с помощью усвоения содержания образовательной программы, но и с использованием образовательных технологий. Отметим, что и они должны проходить процедуру оценки [9].
Оценивание компетенций, как мы уже говорили, является достаточно сложной процедурой и требует применения универсальных подходов к созданию системы критериев, показателей, шкал, единиц и инструментов оценивания.
Кроме традиционных методов и средств оценки результатов в оценке сформированности компетенций должны применяться следующие:
- тесты, которые помогут определить предметные и межпредметные компетенции;
- рейтинговая модель для того, чтобы студент мог определить степень продвижения в изучении дисциплин;
- мониторинговая модель, предусматривающая создание студентом портфолио достижений;
- обсуждение и дискуссия;
- презентация. Студент должен владеть репрезентативными навыками для представления своей работы на публике;
- анкетирование. Студенты должны собрать необходимую информацию, подыскать нужные данные;
- портфолио документов. Студент может на протяжении обучения заполнять портфолио своих достижений. Тем самым он может наблюдать свои положительные стороны и выявлять пробелы в различных сферах (научная, творческая, спортивная), над которыми требуется поработать [10].
Для оптимизации процесса оценки в системе современного образования используются технические средства. К примеру, электронная платформа МооШе предоставляет возможность обучаться удаленно. То есть преподаватель размещает контрольные материалы в системе и дает к ним доступ обучающимся. В МооШе установлен модуль для контроля знаний обучающихся, который дает возможность оценивать работу в таких элементах курса как «Задание», «Форум», «У1кЬ>, «Глоссарий». Так как основной формой контроля знаний в ЬМ8 МооШе является все-таки тест, то конечно, для их создания, проведения обучающего и итогового контроля, предоставлен обширный инструментарий [11].
Электронное тестирование обеспечивает следующий перечень:
- независимую оценку учебных достижений студентов для определения уровня знаний обучающихся в соответствии с образовательным стандартом;
- оценку эффективности и результативности организации учебного процесса;
- обеспечение непрерывного контроля знаний студентов в процессе обучения [12].
Необходимо отметить рейтинговую систему оценки знаний как один из инструментов, помогающих реализовать поставленные задачи формирования и оценки компетенций.
Эта система позволяет:
- устанавливать уровень подготовки каждого студента на каждом из этапов процесса обучения;
- проследить объективную динамику усвоения знаний на протяжении не только учебного года, но и за весь период бучения;
- отражать оценкой объем деятельности студента в течение периода обучения;
- повышать объективность оценки знаний.
К средствам оценивания текущего и рубежного контроля следует отнести коллоквиум. Даже в рамках компетентностного подхода он не утратил свою значимость. В целом его можно считать репетицией экзамена, поэтому целесообразно применять к нему те же критерии, что и к экзамену. Оценивание в форме опроса позволяет определить кругозор студента, умение логически выстраивать свой ответ. Для обучающегося - это возможность показать свои коммуникативные навыки.
Следующим средством оценивания является контрольная работа. Она является средством проверки знаний для решения задач определенного типа по теме или разделу. Здесь оценивается соответствие предполагаемым ответам, правильность использования алгоритма действий, логика рассуждения, нестандартный подход.
Доклад - публичное выступление. Как мы уже говорили, при компетентностном подходе важно, чтобы студент умел презентовать свою работу, мог высказывать свои идеи при наличии большой аудитории слушателей. Эти качества важны при приеме на работу, показывают конкурентоспособность выпускника.
В процессе обучения также должны использоваться кейс-метод, содержащий реальную профессиональную задачу, которую студенты должны решить самостоятельно и творчески. Нельзя не отметить метод проектов, призванный максимально раскрыть потенциал студента. Каждый обучающийся оказывается вовлеченным в рабочий процесс, поскольку группа делится на подгруппы и в каждом таком мини коллективе распределяются роли. Таким образом, оценивается работа как индивидуальная, так и групповая.
Выводы. Приведенные нами рекомендации, каждому преподавателю следует корректировать, для того, чтобы образовательный процесс был эффективен именно в их сфере, для проверки сформированности конкретных компетенций. Методы и средства для оценки деятельности студентов должны отвечать требованиям компетентностного подхода, могут быть как современными, так и традиционными. Однако совместное использование традиционных и современных методов и средств производят наибольший эффект для формирования высококвалифицированного специалиста.
Литература:
1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.
2. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (6). URL:http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_de.
3. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, №2(19). С. 97-99.
4. Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная образовательная среда» / О.Н. Прохорова, А.В. Гущин // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. № 3 (11); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/formirova...
5. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 2.
6. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, №2(15). С. 80-82.
7. Коновалова М.П. Комплекс ГТО в современных условиях и его влияние на молодежь России // В сборнике: Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.С. Яшин. 2016. С. 54-55.
8. Коновалова М.П. Разработка и реализация комплекса мероприятий по вовлечению студентов в систему ГТО (на примере Саратовского социально-экономического института) // В сборнике: «...И помнит мир спасенный.» Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 74-75..
9. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. - 186 с.
10. Угодчикова, Н. Ф. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе: монография / Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 192 с.
11. Fedorov, A.A., Paputkova, G.A., Ilaltdinova, E.Y., Filchenkova, I.F., Solovev, M.Y. Model for employer-sponsored education of teachers: Opportunities and challenges (2017) Man in India, 97 (11), pp. 101-114.
12. Яковлева Е.И., Шобонов Н.А. Индивидуализация образовательного процесса в рамках модульной модели программы повышения квалификации при применении дистанционных образовательных технологий // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.
Педагогика
УДК: 378
кандидат биологических наук Алтынова Надежда Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Таланцева Валентина Кузьминична
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары)
ОБ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Аннотация. В статье приводятся данные о необходимости создания педагогических условий направленных на повышение адаптивных способностей к обучению в вузе с учетом региональных особенностей Чувашской Республики (на примере ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА). Особый интерес для исследователей представляет корригирование параметров социально-психологической адаптации и степени поражения щитовидной железы. Полученные результаты дают предпосылки о необходимости разработки педагогических условий для повышения адаптационных возможностей организма с учетом биогеохимических особенностей Чувашской Республики по содержанию микроэлементов.
Ключевые слова: студенты, эндемический зоб, социально-психологическая адаптация, учебная деятельность.
Annotation. The article outlines the pedagogical conditions aimed at improving the adaptive capacity of students of the Chuvash State Agricultural Academy. ^e correction of parameters of social and psychological adaptation and the degree of thyroid gland lesions is of particular interest for researchers. The obtained results provide the prerequisites for the need to develop an additional theoretical course for students aimed at preventing endemic goiter and increasing the adaptive capacity of the body, taking into account the biogeochemical characteristics of the Chuvash Republic on the content of trace elements.
Keywords: students, endemic goiter, prevention, social and psychological adaptation, pedagogical activity.
Введение. Необходимым условием успешной адаптации студента к учебной деятельности является освоение новых для него особенностей обучения в вузе, что позволит устранить ощущение внутреннего дискомфорта и блокировать возможность конфликта со средой. Резкая «ломка» многолетнего привычного школьного рабочего стереотипа иногда может стать причиной нервного срыва. По этой причине период начальной адаптации в вузе может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других -ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако и социальные факторы также имеют здесь определенное значение [7].
Успешное решение проблем педагогической организации процесса адаптации связано с внедрением такой формы взаимодействия со студентами, которая способствовала бы более эффективной адаптации первокурсников на разных уровнях: 1) образовательном (адаптация к учебной деятельности); 2) психологическом (развитие мотивации к обучению, уверенности в себе); 3) межличностном (обеспечение процессов эффективного межличностного взаимодействия) [3].
Педагогические условия повышения адаптационных возможностей студентов необходимо рассматривать как совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы, зависящих от ее целей, задач, содержания, форм и методов без ущерба здоровью [4].
В связи с этим актуальность работы заключается в комплексной оценке состояния здоровья студентов и их вхождении в новую социальную среду.
Чувашская Республика является местностью, эндемичной по зобу. Регион характеризуется сниженным содержанием йода в почве, воде, воздухе, продуктах питания, поэтому население имеет йодный дефицит легкой и средней тяжести и более широкое распространение болезней эндокринной системы по сравнению с показателями по Приволжскому федеральному округу и России [1].
Содержание этого микроэлемента в организме очень мало, примерно 30 мг, но это не снижает важности его значения. Получить необходимую порцию йода можно только извне. Поэтому важно знать, какая пища им богата.
Доля пораженности щитовидной железы в структуре эндокринных заболеваний в Чувашии составила в 2016 году 33,4% [6]. Эндемический зоб - увеличение щитовидной железы, связанное с дефицитом йода в среде обитания. Физиологическое действие гормонов щитовидной железы (тиреоидных гормонов) проявляется не только в обмене йода и кальция, поддержании оптимальной температуры тела, влиянии на рост и непосредственный контроль деятельности сердечно-сосудистой системы в ответ на меняющиеся потребности организма, но и на процессы выхода из стрессовой ситуации (как поставщик энергоресурсов одновременно с гормонами корковой части надпочечников). При дефиците гормонов щитовидной железы нарушается дифференцировка корковых нейронов, что отражается на умственных способностях человека, задерживается обмен веществ, физическое развитие, снижается иммунитет, теряется здоровое состояние кожи, зубов, волос, ногтей, любая инфекция хронизируется, снижается детородная функция [5].
Поскольку в последние годы отсутствует плановая профилактика эндемического зоба, которая проводилась во времена Советского Союза, (сейчас лишь в родильных домах проводится скрининг-тест на гипотиреоз - на выявление пониженной функции щитовидной железы), поэтому населению Чувашии необходимо самостоятельно возмещать дефицит йода в пище. Анализ отечественной литературы и собственный опыт показал, что лишь в единичных семьях проводится профилактика микродозами йода.
Современные условия общества предъявляют сегодняшнему выпускнику вуза высокие требования не только к его знаниям, умениям и компетентности в области профессиональной сферы, но и к его психофизической готовности к дальнейшей профессиональной деятельности, которая во многом зависит от уровня адаптированности к учебе и состояния здоровья [8].