Шиян Валентина Ивановна
кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ВНИИ МВД России
(тел.: 88612583596)
Состояние и динамика мошенничеств, совершаемых женщинами
Аннотация
В статье приводятся качественные и количественные показатели мошенничеств, совершаемых женщинами за период с 2000 по 2009 гг.
Annotation
The article presents qualitative and quantitative indicators of frauds committed by women for the period from 2000 to 2009.
Ключевые слова: показатели преступности, женская преступность, корыстная преступность, мошенничество.
Key words: crime indicators, female criminality, criminality for profit, fraud.
Актуальность изучения мошенничеств, совершаемых женщинами, обусловлена следующими основными обстоятельствами. Во-первых, мошенничество является одними из самых высокопрофессиональных проявлений корыстной женской преступности. Во-вторых, несмотря на незначительный удельный вес (в среднем от 5% до 17%), по сравнению с кражами (21 % - 55%), в структуре корыстной женской преступности, эта форма хищения приносит ощутимый материальный ущерб как конкретным лицам, учреждениям, предприятиям, так и обществу в целом. В-третьих, мошенничество трудно раскрывать и расследовать. В-четвертых, значительное место в анализируемом посягательстве занимает рецидив преступлений.
Повседневная деятельность
правоохранительных органов ставит немало вопросов в сфере предупреждения женской преступности. Без полной и достоверной информации об объектах предупредительного воздействия невозможно эффективное осуществление деятельности по предупреждению преступлений, совершаемых женщинами.
Разработка эффективных мер предупреждения
мошенничеств, соверш аемых женщинам и, находится в прямой зависимости от объективных закономерностей их совершения, количественных и качественных сторон этих явлений, механизма совершения преступлений, познание которых необходимо для успешного противодействия женской преступности. В этой связи следует указать на необходимость проведения анализа мошенничества, совершенного лицами женского пола в рамках его криминологической характеристики.
Анализируя мошенничества совершаемые женщинами, проследим их состояние и динамику за период с 2000 г. по 2009 г. При этом проведем сравнительный анализ с аналогичным преступным деянием, совершаемым лицами мужского пола.
Изучение статистических данных ГИАЦ МВД России показало, что динамика женской преступности, носит волнообразный характер. Так, доля женщин, среди всех совершивших преступления в 2000 г. составляла 16,3%, 2001 г. - 17,0%, 2002 г. - 17,8%, 2003 г. - 16,6%, в 2004 г. - 13,4%, а в 2005 г. - 13,8%, в 2006 г. -15,1%, 2007 г. - 15,2%, 2008 г. - 16,0%, 2009 г. -15,9% [1].
На фоне волнообразного характера женской преступности и общего снижения преступности
167
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ наметившегося с 2007 г. количество мошенничеств, совершаемых женщинами, на протяжении последних десяти лет неуклонно растет (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Доля женщин и мужчин, выявленных за совершение мошенничества, в структуре корыстной женской и мужской преступности с 2000 по 2009 гг.
Доля женщин и мужчин, выявленных за совершение мошенничества в структуре корыстной женской и мужской преступности с 2000по2009гг
Женщины Мужчины
2000 5,3% 2,1%
2001 4,8% 2,0%
2002 5,5% 2,5%
2003 5,7% 2,7%
2004 13,7% 4,1%
2005 15,2% 5,9%
2006 17,3% 7,5%
2007 17,7% 7,3%
2008 17,8% 7,0%
2009 17,9% 6,9%
Прирост (снижение) к 2000 году +237,7% +228,6%
Анализ данных таблицы 1.1 показывает, что с 2000 по 2009 гг. наблюдается тенденция стабильного увеличения доли лиц, совершивших мошенничество в структуре корыстной женской преступности [2]. Такая же тенденция характерна и для мошенничеств совершаемых мужчинами. Однако показатель темпа прироста доли лиц женского пола, совершивших мошенничество выше.
При оценке состояния мошенничеств, совершаемых женщинами, необходимо учитывать латентные деяния, число которых может в 3 - 5 раз и более превышать количество официально зафиксированных преступлений. Считаем необходимым, обратить внимание на то, что женская преступность обладает высокой степенью латентности - 47% - 54%. При этом на долю корыстной преступности женщин приходится 75% - 83% [3].
В структуре корыстной женской преступности мошенничество относится к числу преступлений, для которых характерна гиперлатентность, означающая, что незарегистрированная часть объема мошенничеств несопоставимо (на несколько порядков выше) больше зарегистрированной. По данным различных исследований латентность мошенничества колеблется в пределах от 1 000% до 9400% [4].
Причинами высокого уровня латентности данного вида преступлений, на наш взгляд, являются:
новизна и достаточно высокий интеллектуальный уровень многих мошенничеств,
совершаемых женщинами в современных условиях, в результате чего уголовные дела о таких преступных деяниях не возбуждаются, а даже по тем немногим заявлениям, которые доходят до ОВД, принимаются решения об отказе в возбуждении уголовного дела;
низкий профессиональный уровень сотрудников органов внутренних дел, сложность доказывания и длительность расследования уголовных дел о мошенничествах, отсутствие налаженной системы возмещения вреда, как следствие, отсутствие у пострадавших веры в реальность возмещения вреда и нежелание обращаться в правоохранительные органы. Современные мошенники используют указанные факторы для совершения мошенничеств;
специфика самого мошеннического способа хищения, который зачастую невозможно отличить от неисполнения гражданско-правовых обязательств, особенно при обмане в намерениях, когда отсутствуют сопутствующие ему обманы (подделка документов, обман в личности и т.д.). Как результат по заявлениям потерпевших принимаются решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Если при краже, грабеже и разбое сам способ совершения преступления свидетельствует о противоправном обращении чужого имущества и данная противоправность видна непосредственно при совершении преступления (незаконное проникновение в жилище, насильственное изъятие имущества), то при мошенничестве способ интеллектуален и его противоправность зачастую прослеживается только при последующем анализе произошедших событий и их сопоставлении с другими.
Следующей причиной повышенного уровня латентности мошенничества является то обстоятельство, что уже после незаконного обращения чужого имущества в пользу виновного, мошенник продолжает обманывать потерпевшего, но уже с целью не допустить обращения последнего в правоохранительные органы. Как следствие с заявлениями в ОВД о привлечении виновных к ответственности обращаются те лица, которые надеются, что мошенники понесут заслуженное наказание и от этого потерпевшие получат хоть какую-то моральную компенсацию.
Однако неправильная, слишком либеральная уголовно-правовая политика, существующая в нашей стране, когда наказание неадекватно совершенному преступлению, чрезмерно применяется условное осуждение, освобождение от наказания и т.д., создает еще одну причину латентности мошенничества, которая выражается
168
в том, что люди не верят в справедливое наказание, поэтому не видят смысла обращаться в ОВД.
Помимо вышеприведенных причин существуют и иные, связанные с совершением должностных проступков и преступлений со стороны сотрудников правоохранительных органов, призванных бороться с мошенничествами. Так, согласно исследованиям Ю.М. Антоняна «правоохранительные органы стараются не регистрировать корыстные преступления, чтобы не обременять себя их расследованием; большинство мошенничеств совершается в условиях неочевидности, виновных в их совершении трудно установить, поэтому лучше, чтобы такие преступления не попадали на страницы официальной отчетности... многие корыстные преступления совершаются с участием коррумпированных чиновников правоохранительных органов и уже в силу этого не выявляются и не регистрируются; в наши дни в совершении крупных корыстных преступлений часто бывают замешаны лица влиятельные и богатые, их изобличение грозит правоохранительным органам серьезными неприятностями, да и привлечь их к уголовной ответственности далеко не просто» [5].
Высокий уровень латентности порождает безнаказанность, что приводит к росту количества совершенных мошенничеств, в конечном итоге растет и количество зарегистрированных преступлений.
В соответствии со статистическими данными ГИАЦ МВД России и нашим исследованием мошенничество (хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием) является одним из привлекательных корыстных посягательств в женской преступной среде.
Мошенничество относится к городскому виду женской корыстной преступности. 98% таких посягательств совершается в городах и поселках городского типа. В сельской местности - 2%. Думается, что это обусловлено более высоким уровнем имущественного благосостояния жителей городов, а также концентрацией в городах наиболее развитого промышленного потенциала и финансового капитала. Сельская местность характеризуется более прочными, чем в городе, социальными связями, которые сами по себе являются элементом социального контроля.
Характеризуя место совершения преступления, отметим, что 49% мошенничеств совершено женщиной в сфере труда, 21% - в почтовом отделении, 1 9% - в квартире знакомого потерпевшего, 6% - на улице. Чаще всего
анализируемое посягательство совершается в будние дни (97%). Соответственно 3% в выходные и праздничные. Как показало наше исследование, женщины совершают хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество исключительно в дневное время (с 10 до 18 часов).
Совершение мошенничеств не подвержено каким-либо сезонным колебаниям. Все четыре сезона происходит примерно равное количество преступлений.
Выяснение способов совершения преступления имеет значение не только для разработки эффективной методики и тактики раскрытия и расследования преступления, но и в криминологическом плане. В частности, позволяет судить об особенностях личности преступника, в том числе и его уровне профессионализма. Знание возможных способов совершения мошенничества необходимо для правильной организации работы по предупреждению рассматриваемого преступного деяния собственниками имущества, их представителями (руководителями предприятия), частными детективными службами, гражданами, а также проведению оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления, раскрытия и расследования данных преступлений.
Говоря о способах совершения мошенничества лицами женского пола, следует отметить, что они характеризуются таким набором средств и методов, которые позволяют осуществить обман настолько убедительно, что порождают искреннюю доверчивость потерпевшего, в силу которой и происходит передача имущества. Кроме того, этому способствуют особенности личности преступницы, которые согласно проведенному нами исследованию, имеют относительно высокий образовательный и социальный статус, обладают значительным жизненным опытом и личным обаянием, склонностью к авантюризму.
В отличие от мужчин у женщины, совершающих мошенничество достаточно распространен способ психологического воздействия на жертву - уличный гипноз. Так как его часто используют цыгане, он еще называется цыганским гипнозом. Цыганский гипноз проводится в состоянии бодрствования и применяется чаще всего для незаметного кратковременного погружения жертвы в состояние управляемого контакта и извлечения корыстной выгоды. Чаще всего цыганский гипноз применяется на пляжах, вокзалах, рынках, в аэропортах, поездах и парках. Психологическое воздействие со стороны мошенницы направлено
169
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ на то, чтобы человек перестал частично или полностью соображать и трезво контролировать свое поведение [6]. Это достигается во многом за счет использования мошенницей состояния повышенного эмоционал ьного напряжения потенциальной жертвы и перераспределения ее внимания, при котором внимание максимально сосредотачиватся на процессе психологического контакта с мошенницей [7].
Среди способов совершения мошенничества преобладает обман, что свидетельствует о чрезмерной доверчивости людей, стремлении обогатиться любым путем, не прикладывая особых усилий. Это позволяет мошенницам легко совершать мошеннические действия. Кроме обмана существует и другой способ -злоупотребление доверием, но он не столь популярен у женщин.
Совершая мошенничество, женщина чаще всего достигает поставленной преступной цели благодаря следующим аргументам: во-первых, сфальсифицированной доверенности (21%); во-вторых, занятию коммерческой деятельностью, в результате которой полученные от потерпевших деньги приносят прибыль (13%); в-третьих, снятию порчи (6%) и содействию в приобретении квартиры (6%), в-четвертых, оформление документов на наследство (4%). В 1998 году было популярным вызывать сострадание к бедственному материальному положению из-за несвоевременной выплаты заработной платы, в счет выплаты которой неоднократно брались у потерпевших определенные суммы (24%). Кроме 1998 года последний аргумент в 1999 - 2003 гг. зафиксирован не был. Характеристика обстоятельств, благодаря которым женщины совершали мошенничество, позволяет констатировать, что данный вид преступного деяния носит характер бытового (потребительского) мошенничества.
В ранних исследованиях отмечалось, что в отличие от женщин мужчины широко используют обман и злоупотребление доверием для расхищения бюджетных ресурсов и кредитных ресурсов коммерческих организаций, а также для коррупционного мошенничества (обман взяткодателя). Таким образом, среди мужчин преобладает коммерческое мошенничество [8].
Однако на современном этапе женщины стали осваивать и эти виды мошенничества. Так, распространенность кредитных операций сделала кредитование весьма привлекательным для лиц женского пола с противоправными устремлениями. Случаи незаконного завладения имуществом (деньгами) банка под видом получения кредита, в том числе мошенничество,
совершаемое лицами женского пола, широко распространены в современной России. С обманным получением и невозвратом кредитов связаны наибольшие потери российских банков. Преступные посягательства этого вида широко распространены в сфере как потребительского кредитования, так и кредитования юридических лиц [9].
Одним из основных показателей преступности является ее удельный вес в структуре групповых преступлений. Результаты нашего исследования свидетельствуют, что женщины редко совершают мошенничество в группе (13%). Группы большей численностью нами выявлены не были, во всех случаях они состояли из 2 человек. Соучастниками выступали подруги (59%), близкие родственницы (29%) или мужчины (12%).
Следует обратить внимание на особую роль мужчины-соучастника и отметить, что в такой группе женщина выступает в качестве своеобразного «орудия преступления» при помощи которого достигается преступная цель. Мужчина всегда выступает «мозговым центром» преступного деяния (недаром все известные миру мошенники были мужчинами). Направляющая рука мужчины прослеживалась даже в тех уголовных делах, где в качестве обвиняемых привлекались только женщины.
При групповом совершении мошенничеств четко прослеживается разделение ролей. При мошенничестве, в смешанной группе организатором становится, как правило, мужчина. В чисто женских группах роль организатора выполняет та, которая отличается хитроумностью и выдумкой, нестандартностью мышления, ловкостью, находчивостью, артистизмом. Судимость и возраст основополагающими не являются.
Характеризуя потерпевших от мошеннических действий, отметим, что 40% составили женщины, 18% - мужчины, 8% - несовершеннолетние (причем исключительно женского пола). 58% потерпевших были знакомы с мошенницами.
Мошенничество в отличие от других корыстных преступных деяний, не характеризуется внезапно возникшим умыслом. Только 5% мошенничеств совершено таким образом, это скорее исключение, чем закономерность. Данные преступные деяния, как правило, тщательно планируются, это подтверждается выводами нашего исследования. Так, умысел формировался в течение месяца в 75% мошенничеств, в 22% умысел формировался от 1 до 6 месяцев.
Проведенное исследование показало, что предмет преступного посягательства при
170
совершении мошенничества лицами женского пола не отличается разнообразием: деньги (88%), антиквариат (5%), драгоценности (4%), продукты питания (2%), меховые изделия (1%), а также не имеет принципиального отличия от аналогичного показателя мошенников-мужчин, которые по данным Н.Д. Ковбенко в качестве предмета преступления избрали: деньги (62%),
автотранспорт (19%), антиквариат (11%). За ними следуют носильные вещи, аудио-, видеоаппаратура [10].
В исследовании была предпринята попытка определить доходность совершения мошенничеств.
Результаты исследования свидетельствуют, что для 67% совершение анализируемых посягательств - высокодоходное дело. В среднем сумма, полученная в результате совершения преступлений, составляет 15 тыс. рублей. Второе место (25%) занимают мошенники, обогатившиеся на сумму 6 тыс. рублей, и, наконец, третье место (8%) отведено криминальным профессионалам обмана, которые выручают свыше 20 тыс. рублей.
Все вышеизложенное свидетельствует о неблагоприятной ситуации, сложившейся в сфере предупреждения мошенничества, поэтому требуется принятие срочных и эффективных мер, направленных на исправление данной ситуации и снижение количества мошенничеств совершаемых женщинами.
2. К корыстной женской преступности мы относим все преступления в сфере экономики, совершаемые женщинами. То есть преступления против собственности (глава 21 УК РФ), преступления в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ), преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ).
3. См.: Акулина Е.А., Тарло Е.Г Латентная преступность в Российской Федерации. М., 2003. С. 23.
4. См.: Ежов Ю. А. Преступления в сфере предпринимательства. М., 2001. С. 42.
5. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М.: Издательство «Логос», 2004. С. 242 - 243.
6. См.:Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 360.
7. См.:Христенко В.Е. Указ. соч. С. 125.
8. См.: Мельников А.А. Мошенничество и борьба с ним. М., 2002. С. 41, 64; Шиян В.И. Предупреждение корыстных преступлений, совершаемых женщинами. М., 2006. С. 24.
9. См.: Ларичев В.Д., Спирин Г.М. Коммерческое мошенничество в России. Способы совершения. Методы защиты. М.: Экзамен, 2001. С. 57-60; Ларичев В.Д. «Банкроты» и «мошенники» // Национальный банковский журнал. 2006. Март. С. 80.
10. См.: Ковбенко Н.Д. Состояние и структура мошенничества в России // Российская юстиция. 2008. № 7. С. 31.
1. Исходные данные для анализа преступности были получены из формы № 492- отчет о лицах, совершивших преступления (статистическая отчетность ГИАЦ МВД России).
171