Научная статья на тему 'Состояние государственной поддержки агропромышленного комплекса Красноярско го края'

Состояние государственной поддержки агропромышленного комплекса Красноярско го края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко Е. М.

В статье рассмотрены объемы государственной поддержки аграрного сектора края за период с 2003 по 2006 год. Дана оценка влияния бюджетного финансирования на производственные и экономические показатели в целом по региону, отраслям и отдельным товаропроизводителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние государственной поддержки агропромышленного комплекса Красноярско го края»

лать это без последствий. Однако, если все производители сельскохозяйственной продукции попытаются увеличить производство, то рыночные цены и прибыли упадут.

Высококонкурентные условия в сельском хозяйстве ведут к тому, что цены на сельскохозяйственные продукты держатся близко к издержкам производства. Данная проблема имеет два аспекта. С одной стороны, падающие цены на сельскохозяйственную продукцию не будут столь опасными для производителей, если они смогут приспособить использование факторов производства к снизившимся ценам. Но увеличившаяся зависимость сельскохозяйственных производителей от промышленных средств производства оставляет им слишком малый запас времени на адаптацию к падающим ценам на сельскохозяйственную продукцию. С другой стороны, увеличивающиеся цены на сельскохозяйственную продукцию повышают выгодность хозяйств и ведут к подъему цен на факторы производства, особенно на пахотные земли. Иной случай, когда предприятия оказываются под давлением связки «издержки - цены сельскохозяйственной продукции». В этих условиях роль государственного регулирования заключается в обеспечении ценового паритета.

----------♦'-------------

УДК 631.164 Е.И. Коваленко

СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

В статье рассмотрены объемы государственной поддержки аграрного сектора края за период с 2003 по 2006 год. Дана оценка влияния бюджетного финансирования на производственные и экономические показатели в целом по региону, отраслям и отдельным товаропроизводителям.

Государственная поддержка субъектов агропромышленного комплекса края - это совокупность мер финансового, экономического, управленческого, информационного, организационного, правового характера, осуществляемых органами государственной власти края в целях создания условий для стабильного и эффективного функционирования и развития агропромышленного комплекса края. Планирование и рациональное использование бюджетных средств невозможно без анализа распределения финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в прошлые годы. Исследование структуры бюджетных расходов выполнено по информационно-аналитическим материалам, подготовленным специалистами агентства сельского хозяйства администрации Красноярского края.

Сумма государственной поддержки сельскому хозяйству Красноярского края составила в 2006 году 1907,8 млн рублей (табл. 1). Она увеличилась в сравнении с 2005 годом на 892,2 млн рублей, то есть на 88%, и стала почти в 4 раза больше уровня 2003 года. Основная часть финансовой помощи осуществляется за счет краевого бюджета. Доля средств, выделяемых краем аграрному сектору на безвозвратной основе, возросла за последние четыре года с 67 до 85%, что превышает размеры местного бюджетного финансирования других регионов страны. В 2006 году с учетом краевых целевых программ оказана государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в объеме 1612,7 млн руб., что на 815 млн руб. больше уровня 2005 года и на 1282,9 млн руб. значения 2003 года. За период с 2003 по 2006 год размеры краевой государственной поддержки агропромышленного комплекса увеличились почти в 5 раз.

По годам объем перечислений из федерального бюджета возрастает, но в меньшей степени, чем краевое финансирование. В 2006 году на развитие агропромышленного комплекса края выделено денежных средств в сумме 295,1 млн руб., что на 80% больше чем в 2003 году. Централизованная государственная поддержка использовалась в 2006 году в растениеводстве в качестве предоставления субсидий на уплату части взноса при страховании урожая сельскохозяйственных культур, на поддержку элитного семеноводства, на закладку и уход за многолетними насаждениями. Также осуществлялось финансирование целевой программы "Повышение плодородие почв России". В животноводстве федеральные средства выделялись для поддержки племенного дела.

Таблица 1

Объемы финансирования организаций АПК Красноярского края за счет федерального и краевого бюджетов, млн руб

№ п/п Направление государственной поддержки Год 2006 г. к 2003 г.

2003 2004 2005 2006

1 Государственная поддержка из бюджетов всех уровней 493,6 635,1 1015,6 1907,8 Рост в 3,9 раза

Федеральный бюджет 163,8 192,8 218,0 295,1 Рост в 1,8 раза

Краевой бюджет 329,8 442,3 797,6 1612,7 Рост в 4,9 раза

2 Средства краевого бюджета направляемые на: поддержку животноводства 11,8 137,2 339,1 594,1 Рост в 50,3 раза

развитие растениеводства 154,3 204,6 251,6 364,9 Рост в 2,4 раза

возмещение процентной ставки по краткосрочным и среднесрочным кредитам 33,0 17,7 52,2 75,6 Рост в 2,3 раза

компенсацию части затрат при страховании сельскохозяйственных культур ** 10,0 10,0 11,9 Рост в 1,2 раза

В последние годы средства краевого бюджета используются в животноводстве для субсидирования части затрат на производство и реализацию молока, мяса свиней, развитие племенного дела. Отрасль растениеводства стимулируется через безвозмездную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям для приобретения средств химизации, развития элитного семеноводства, создания многолетних насаждений, проведения агрохимического исследования земель и возмещения части процентных ставок по полученным кредитам. В 2005 году впервые размер выделенных из краевого бюджета средств на развитие животноводства был больше чем в растениеводстве. Эта закономерность сохраняется при планировании финансовой поддержки на перспективу.

В Красноярском крае использование государственной поддержки всех уровней способствовало увеличению количества прибыльных сельскохозяйственных организаций. За период с 2002 по 2006 год их доля стала больше на 93,1 %. Наиболее благоприятным был 2004 год, в течение которого произошло увеличение прибыли на 1705,2 млн руб., а количество прибыльных сельскохозяйственных организаций составило 269. Положительные результаты деятельности большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей края получены за счет значительного увеличения объемов государственной поддержки аграрного производства (табл. 2).

Таблица 2

Влияние субсидий на финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций края

№ Показатель Год 2006 г. в % к

п/п 2002 2003 2004 2005 2006 2002 г.

1 Число сельскохозяйственных организаций 445 418 392 426 414 93,0

2 Получено всего, млн руб.: прибыли убытка 659.2 806.3 985,8 751,5 2691,0 449,1 2339,4 404,9 2438,9 367,5 Рост в 3,7 раза 45,6

субсидий из бюджетов различных уровней 366,1 493,6 635,1 1015,6 1907,8 Рост в 5,2 раза

Получено в среднем на 1 сельскохо-

3 зяйственную организацию, млн руб.: прибыли убытка субсидий из бюджетов различных ,5 ,8 ,4 ,8 2, 1, 6,9 1,1 5,5 0,9 5,9 0,9 Рост в 3,9 раза 50

уровней 0,8 1,2 1,6 2,2 4,6 Рост в 5,7 раза

В период с 2002 по 2006 год суммы бюджетных ассигнований, поступивших из различных бюджетов, возросли в 5,2 раза и составили в 2006 году 1907,8 млн руб. Наблюдается четкая закономерность между суммами государственных средств, безвозмездно направленных на сельскохозяйственное производство, и финансовыми результатами предприятий. Бюджетные вливания позволили увеличить прибыль сельскохозяйственных организаций за анализируемый период в 3,7 раза и снизить убытки от производственной деятельности на 55%.

Увлечение объемов государственной поддержки аграрного сектора края и рост количества прибыльных хозяйств не свидетельствуют о том, что сокращаются финансовые проблемы сельскохозяйственных товаропроизводителей. На протяжении последних четырех лет в крае сохраняется устойчивая тенденция роста задолженности по долгосрочным и краткосрочным обязательствам. Так, по состоянию на 1.01.2007 года задолженность сельскохозяйственных организациях края по кредитам и займам, а также кредиторская задолженность, составила 8118,4 млн руб., что в 1,5 раза превышает уровень 2003 года. В 2006 году общая закредитованность хозяйств составила 69,6%. В сравнении с предыдущим годом произошло увеличение этого показателя на 3,2%. Наряду с увеличением кредиторской задолженностью в хозяйствах края наблюдается значительный рост дебиторской задолженности. За четыре анализируемых года значение данного показателя увеличилось на 86,6% и составило в 2006 году 2413,5 млн руб.

Как отмечалось ранее, за период с 2003 по 2006 год объемы государственных средств, предоставленных из бюджетов всех уровней на развитие сельского хозяйства края, увеличились почти в 4 раза. Однако их величина, приходящаяся на 1 рубль валовой аграрной продукции и 1 рубль выручки, полученной от реализации данной продукции, остается незначительной (табл. 3). Так, доля бюджетных средств, полученных в 2003 году в выручке, составила всего 7 копеек. В 2006 году наблюдается увеличение данного показателя до 16 копеек. Практически такое же значение составляет доля государственной поддержки в стоимости валовой продукции края (2006 год - 14 копеек). Приведенные показатели свидетельствуют о том, что объемы осуществляемого бюджетного финансирования по краю в целом экономически малоэффективны. Существенные размеры бюджетного финансирования за анализируемый период в Красноярском крае не сохраняют численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, и размеры посевных площадей. Происходит сокращение этих показателей соответственно на 24,3 и 12,8%. В связи с этим наблюдается увеличение объемов государственной поддержки, приходящихся на 1 работника и 1 гектар посевных площадей. Значение данных показателей за четыре года возросло в 4,4 раза.

Таблица 3

Оценка государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в целом по Красноярскому краю

Год Государственная поддержка сельского хозяйства, всего, млн руб. Объем государственной поддержки в расчете на Уровень рентабельности с.-х. производства, %

1 руб. валовой продукции, руб. 1 руб. выручки, руб. 1 га посевных площадей, руб. 1 работника, занятого в с.-х. производстве, руб.

2003 493,6 0,06 0,07 333,0 9334,0 9,8

2004 635,1 0,05 0,07 428,5 13631,4 17,6

2005 1015,6 0,09 0,10 714,4 22450,6 10,9

2006 1907,8 0,14 0,16 1476,6 40516,5 6,0

При оценке эффективности оказания государственной поддержки сельскохозяйственным организациям края необходимо рассмотреть влияние объемов бюджетного финансирования на значение основных производственных и экономических показателей по отраслям (табл. 4-5).

Наибольшие бюджетные ассигнования выделяются на поддержку и развитие животноводства. Сумма полученных средств за три года увеличилась в 50 раз, что повлияло на рост показателей продуктивности животных. Среднегодовой надой молока на одну фуражную корову увеличился на 17,7%, выход приплода на 100 коров - на 3,7%, приплод на 100 свиноматок - на 21,3%, среднесуточный привес КРС стал больше на 7,7%, привес свиней - на 20,0%. Однако рост продуктивности коров не приводит к увеличению валового производства молока в крае, происходит наоборот его уменьшение на 9,4%. Это связано с непрекращающимся сокращением поголовья скота.

За анализируемый период в крае поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 22,1%, свиней -на 24,9%. Несмотря на увеличение объема бюджетного финансирования отрасли животноводства, величина государственной поддержки в расчете на один рубль валовой сельскохозяйственной продукции и один рубль выручки незначительна. В 2005 году на каждый полученный рубль выручки от реализации аграрной продукции финансовая помощь животноводства составила всего 5 копеек. В 2006 году данный показатель незначительно увеличился до 7 и 8 копеек соответственно. Представленные показатели в табл. 4 свидетельствует о недостаточной ее величине и влиянии на сельскохозяйственное производство.

Таблица 4

Влияние объемов государственной поддержки на основные производственные и экономические показатели отрасли животноводства

Показатель Годы 2006 г. в % к 2003 г.

2003 2004 2005 2006

Государственная поддержка отрасли животноводства из краевого бюджета, млн руб. 11,8 137,2 339,1 594,1 Рост в 50,3 раза

Стоимость валовой продукции животноводства в текущих ценах, млн руб. 5357,2 6321,4 7022,6 8354,2 155,9

Поголовье скота, тыс. гол.: крупного рогатого скота свиней ,0 ,6 о~ 31 309.5 117.5 285,9 107,2 268,2 119,6 77,9 85,1

Валовое производство, тыс. тонн: молока мяса 369,2 81,4 343,1 86,9 350,2 88,0 334,7 99,2 90,6 121,9

Среднегодовой надой молока на одну фуражную корову, кг 3031,0 3155,0 3466,0 3569 117,7

Выход приплода на 100: коров, гол. свиноматок, гол. 81 1244 82 1216 83 1525 84 1509 103,7 121,3

Среднесуточный привес: крупного рогатого скота, г свиней, г 400.0 195.0 411.0 199.0 437.0 207.0 431 234 107,7 120,0

Уровень рентабельности (убыточности) производства продукции животноводства без учета предоставленных субсидий, %: молока мясо (свиней) 12,2 -7,3 27,2 -2,4 28,6 14,4 20,5 11,3 168,0 Рост в 2,5 раза

Объемы государственной поддержки на: 1 руб. валовой продукции, руб. 1 руб. выручки, руб. 0,002 0,003 0,02 0,03 0,05 0,05 0,07 0,08 Рост в 38 раз Рост в 26 раз

Бюджетное финансирование растениеводства за рассматриваемый период увеличилось в меньшей степени. В 2005 году сумма средств, полученная хозяйствами края, составила 364,9 млн руб. В расчете на один рубль валовой продукции растениеводства приходится 7 копеек государственных средств, на один рубль выручки - 12 копеек (табл. 5).

Незначительный уровень государственной поддержки объясняет сокращение размера почти всех производственных показателей данной отрасли. В крае наблюдается снижение урожайности большинства сельскохозяйственных культур: зерновых - на 25,8%, картофеля - на 9,5%, овощей открытого грунта - на 2,6%. Это свидетельствует о неэффективном и рациональном использовании бюджетных средств, поскольку урожайность является комплексным критерием (индикатором), отражающим состояние отрасли. Данный показатель учитывает особенности технологий, используемых при производстве сельскохозяйственных культур, качество земель и их плодородие.

Несомненно, аграрный сектор края нуждается в бюджетных ассигнованиях. В связи с этим возникает необходимость в проведении оценки рационального и эффективного использования бюджетных средств их получателями. Детальное изучение объемов государственной поддержки и результатов производственной

деятельности в конкретных хозяйствах позволит разработать общие подходы в использовании бюджетных средств.

Таблица 5

Влияние объемов государственной поддержки на основные производственно-экономические показатели отрасли растениеводства

Показатель Год 2006 г. в % к 2003 г.

2003 2004 2005 2006

Государственная поддержка отрасли растениеводства из краевого бюджета, млн руб. 154,3 204,6 251,6 364,9 Рост в 2,4 раза

Стоимость валовой продукции растениеводства в текущих ценах, млн руб. 3283,0 6965,7 4758,7 5155,9 157,0

Посевные площади, тыс. га: всего зерновые 1482,4 880,5 1420,2 872,9 1421,7 906,3 1291,9 842,1 87,1 95,6

Валовой сбор, тыс. т: зерна картофеля овощей 1912,6 19,1 20,0 2143,1 23,4 23,7 1687,8 22,5 19,1 1603,7 24,0 15,4 84.0 125,6 77.0

Урожайность, ц/га: зерновых картофеля овощей 21.7 121.7 154,9 20,9 120,0 207,8 16,1 115.8 150.9 16,1 110,2 159,5 4,2 90,5 102,9

Наличие с.-х. техники, ед.: тракторов комбайнов 10846 4652 9902 4523 9220 4374 8462 4064 78,0 87,4

Энергообеспеченность на 100 га с.-х. угодий, л.с. 126,0 132,0 131,3 139,9 111,0

Уровень рентабельности (убыточности) производства продукции растениеводства без учета предоставленных субсидий, %: зерно картофель овощи 30,3 48,0 -0,8 63,5 31,8 4,3 12,1 76,9 15,6 5,4 91.0 47.1 17,8 189,5 Рост в 59 раз

Объемы государственной поддержки на: 1 руб. валовой продукции, руб. 1 руб. выручки, руб. 1 га посевной площади, руб. 0,05 0,07 104,1 0,03 0,06 144,1 0,05 0,09 177,0 0,07 0,12 282,4 140.0 171.0 Рост в 2,7раз

Анализ данных в целом по краю не позволяет сделать вывод об эффективности оказания финансовой помощи сельскохозяйственным организациям, поскольку государственная поддержка предоставляется не всем товаропроизводителям. В крае сложилась практика субсидирования эффективно работающих аграрных предприятий с высокими производственными показателями. Хозяйства, результативно использующие ресурсы, как правило, получают субсидии в крупных размерах, что способствует их экономической заинтересованности в наращивании производства.

В 2005 году 103 сельскохозяйственных организации получили субсидии на компенсацию части затрат при производстве молока. В предшествующий год таких хозяйств в крае было 115. Им выделялось из местного бюджета по данному направлению финансирования в 2004 году 78983 тыс. руб., в 2005 году 85000 тыс. рублей. Выручка от реализации молока, произведенного в этих хозяйствах, составляла в 2005 году 1727 млн руб., в 2004 году - 1491 млн руб., сумма производственных затрат соответственно 1295 и 1096 млн руб. По предприятиям размеры финансовой помощи варьировали в 2005 году от 7 тыс. руб. (ОАО "Кучердаевское" Иланского района) до 7385 тыс. рублей (ЗАО "Назаровское" Назаровского района).

Выделенные краевым бюджетом средства были направлены на компенсацию 6,4% затрат в 2005 году и 9,2% - в 2004 году. В сельскохозяйственных организациях этот показатель менялся в первый анализи-

руемый год в пределах 1-9%. В предшествующий год варьировал сильнее - от 4 до 24%. Полученные ассигнования использовались с коэффициентом эффективности, равным в среднем по товаропроизводителям, получившим субсидии на молоко, 1,33 - в 2005 году и 1,36 - в 2004 году. Это свидетельствует о том, что каждый дополнительный бюджетный рубль обеспечил прирост товарной продукции в 1 рубль 33 копейки (2005 г.) и 1 рубль 36 копеек (2004 г.). По годам и хозяйствам коэффициент эффективности использования субсидий колебался от 0,43 до 2,43 в 2005 году и в пределах 0,68 - 2,15 в предшествующий год.

Сельскохозяйственные предприятия, получившие государственную поддержку на производство молока за период с 2004 по 2005 год, увеличили поголовье молочного стада. В среднем на одно хозяйство в 2005 году приходилось 629 голов, что на 1,6% больше предыдущего года. За анализируемый период в аграрных предприятиях, субсидируемых из краевого бюджета, возросла среднегодовая продуктивность одной коровы (на 9,9%). Средние надои в рассматриваемой группе товаропроизводителей в 2005 году составили 3553 кг, что на 2,5% выше значений по всем хозяйствам края. Произошло незначительное увеличение валового производства молочной продукции (на 0,7%).

По результатам оценки эффективности использования краевых бюджетных ресурсов можно сделать вывод, что в регионе происходит становление и формирование механизма распределения государственной поддержки, имеющего стимулирующий характер. К бюджетополучателям предъявляется ряд требований по производственным и экономическим показателям. Использование данного подхода при оказании государственной поддержки позволяет мотивировать сельскохозяйственных товаропроизводителей рационально использовать бюджетные средства.

Литература

1. Сборник основных показателей производственно-финансовой деятельности организаций агропромышленного комплекса Красноярского края за 2002-2003 годы. - Красноярск, 2004.

2. Агропромышленный комплекс Красноярского края в 2005 году. - Красноярск: Енисей-Знак, 2005. - 130 с.

3. Агропромышленный комплекс Красноярского края в 2006 году. - Красноярск: Енисей-Знак, 2006. - 146 с.

----------+------------

УДК 65.012.123 С.Н. Масаев, М.Г. Доррер

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

В научном исследовании делается попытка оценки эффективности принятых руководством решений при распределении инвестиционных и капитальных вложений в развитие компании.

Для современного корпоративного мира характерно усиление процессов интеграции, результатом которых явилась целая серия объединения, слияний и поглощений. Холдинговые компании, как продукт этих процессов, возникают по всему миру, и Россия не является исключением. На роль основных двигателей отечественного бизнеса претендуют финансовые группы, которым удалось диверсифицировать сферы деятельности и наладить взаимодействие компаний внутри групп. К настоящему времени этот процесс близится к завершению: большинство крупных предприятий находятся в сфере влияния той или иной группы. Однако далеко не завершен другой процесс - выстраивание бизнес-модели управления, позволяющий считать российские холдинги не просто собранием разнородных активов, а по-настоящему работоспособными организмами.

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

• выделить функциональные системы: управления персоналом, менеджмента качества, информационных технологий и т.д.;

• описать функциональные системы;

• распределить ресурсы по системам (размер финансирования);

• оценить влияние управления на достижение цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.