меньшие значения упорядочивающих индексов соответствуют более высоким приоритетам), ФОУР0 = 0 (по определению).
Следует признать, что в условиях так называемого «дикого капитализма», как практического господства «либеральной идеи», при почти что полном невмешательстве государства в дела предпринимателей, в общем-то нет никаких обязательных общественных этико-экономических норм:
- ни в отношении содержания полного перечня функционально обусловленных расходов финансовых
лиц;
- ни в отношении объема каждого из видов функционально обусловленных расходов (в расчете на единицу учета выпуска продукции или в расчете на одного занятого на предприятии либо одного жителя страны);
- ни в отношении упорядоченности функционально обусловленных расходов по степеням значимости каждого из них в случае невозможности осуществления платежей по всем позициям полного перечня в желательном (запланированном) объеме, т.е. в случае вынужденного отказа от платежей по некоторым из позиций перечня полностью или частично.
Однако надо понимать, что по отношению ко всякому предприятию должны определяться:
• состав перечня его функционально обусловленных расходов;
• объемы платежей по каждой позиции перечня (в том числе и возможные нормативы, определяющие параметры макроэкономического регулирования, т.е. величины функционально обусловленных расходов, приходящихся на единицу учета выпуска продукции на одного занятого на предприятии или на одного жителя и т.п. в зависимости от целей задания нормативов или экономического анализа);
• упорядоченность по степеням значимости и соответственно упорядоченность по допустимости и очередности сокращения перечня или объемов платежей по каждой из его позиций;
• перспективы развития предприятия и характер его соучастия в процессах технологической интеграции, а также и характер поддержки предприятием процессов жизни и развития общества и его культуры.
На граничном уровне интеграции - уровне интеграционного комплекса внутригосударственной локализации - статистика функционально обусловленных расходов иерархически низших по отношению к нему интеграционных комплексов и всего множества предприятий базисного уровня определяет общественно-экономический уклад жизни людей в государстве и его перспективы, как народнохозяйственного комплекса, так и общества, жизнь которого государственность и производственно-потребительский комплекс обеспечивают.
----------♦'-------------
УДК 338.1.1.009.02 И.В. Кулинин
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
В статье рассматриваются виды и формы конкуренции в аграрной сфере экономики. По выводам автора, высококонкурентные условия в сельском хозяйстве ведут к тому, что цены на сельскохозяйственные продукты держатся близко к издержкам производства. В этой ситуации роль государственного регулирования заключается в обеспечении ценового паритета.
Конкуренция на агропродовольственном рынке достаточно разнообразна. Здесь формируется конкуренция продуктов, которая возникает между альтернативными и заменяющими друг друга товарами, такими, например, как говядина и свинина. Развивается конкуренция производств, выражающаяся в соперничестве продавцов аналогичных видов товаров и проявляющаяся в конкуренции торговых марок в пределах каких-то групп продукции. Набирает динамику межрегиональная конкуренция (соперничество между регионами) и институционная, проявляющаяся в соперничестве между конкурирующими предприятиями и учреждениями маркетинга - продовольственными магазинами и пр. Функциональная конкуренция возникает в случаях, когда две фирмы или более состязаются за право выполнять конкретную маркетинговую функцию, например, хранение, финансирование, перевозки.
Развиваются и другие формы и виды конкуренции. Горизонтальная конкуренция возникает между предприятиями на одном уровне - переработки, оптовой торговли или розничной торговли. Вертикальная -при договорных отношениях в рамках сделок между покупателями и продавцами продовольствия при распределении выручки, поступающей от потребителей продуктов питания.
На деятельность предприятия влияет структура отрасли, в которой она работает. Структура по уровню конкуренции характеризуется числом представленных предприятий, сходством предложений продукции и услуг и легкостью, с которой новые предприятия могут вступать в отрасль или выходить из нее. Образ действий предприятий в области ценообразования и выпуска продукции в рамках этих структур отличается от других, как и деятельность данной отрасли.
Считается, что рынок полностью конкурентен, если удовлетворены следующие условия:
1.Имеется много покупателей и продавцов, ни один из которых не является настолько крупным, чтобы влиять на цены своей деятельностью.
2.Нет дифференциации продуктов. Покупатели не отдают предпочтение продукции одного продавца перед продукцией другого. Это не означает, что отсутствуют различия в качестве товаров. Однако продукты аналогичного качества не дифференцируются торговыми марками или рекламой.
3. Предприятия могут свободно входить в рынок или покидать его без существенных технических, законодательных или финансовых препятствий.
4. Покупатели и продавцы имеют полную и одинаковую информацию обо всех ценах и факторах, влияющих на рынок. Они используют эти сведения рационально, с максимальной выгодой для себя.
При полной совершенной конкуренции предприятие может реализовывать всю свою продукцию по текущей рыночной цене. Если цена предприятия несколько выше рыночной, оно может ничего не продать, а если ниже - не будет отбоя от покупателей. Выпуск продукции каждым отдельно взятым предприятием составляет настолько малую часть общего его объема, что это может не оказывать никакого влияния на цену. Кроме того, в связи с тем, что продукт предприятия точно такой же, как и у любого другого, оно не в состоянии создать предпочтительный спрос на свою продукцию. При полной конкуренции отдельно взятое предприятие не может принимать какие-либо решения по ценам и политике сбыта.
При столь упрощенной сбытовой деятельности предприятие тратит основные усилия на совершенствование и адаптацию производства. Оно будет стремиться так организовать выпуск продукции, чтобы получать максимум прибыли. Другими словами, в условиях полной конкуренции роль индивидуального предпринимательства - принимать как должное господствующие рыночные условия и приспосабливаться к ним.
При полной конкуренции деятельность сельскохозяйственных производителей имеет некоторые особенности:
1. Предприятие принимает любую установившуюся цену, диктуемую кривыми суммарного спроса и предложения. Следовательно, оно не устанавливает цену на свои продукты.
2. Поскольку отдельные предприятия не могут воздействовать на цены, у них появляется стимул к увеличению прибыли путем снижения себестоимости.
3. Предприятия постоянно нацелены на использование разницы между себестоимостью и ценой продукции. Любой кратковременный рост прибыли стимулирует долгосрочное расширение производства, что затем заставляет рыночные цены возвратиться к уровню нормальной прибыли.
4. Предприятия принимают решения по производству самостоятельно, независимо от других.
5.Для предприятий главные решения по маркетингу сводятся к определению сроков и места продажи и, вероятно, формы, в которой реализуется товар.
Сельскохозяйственные предприятия желают сделать рынки более доступными. Для этого требуется поменять условия, которые ставят их в положение соперников. Среди возможных способов - рост размеров хозяйств, попытки консолидировать маркетинг, меры по совместному контролю и регулированию производства и потока продукции на рынках, а также маркировка сельскохозяйственных продуктов товарными знаками. В этой области были достигнуты некоторые успехи, но большинство предприятий все еще работают в условиях полной конкуренции.
Крайними противоположностями полной конкуренции являются монополия и монопсония. Монополия
- это рынок одного продавца, монопсония - рынок одного покупателя. Считается, что монополисты - законодатели цен, поскольку кривая спроса отдельно взятого предприятия и есть кривая рыночного спроса. Следовательно, монополисты располагают защитой от соперников и пользуются некоторой свободой в установлении цен на свою продукцию. В то время как перед конкурентами в условиях полной конкуренции стоит задача выбора подходящего объема выпуска продукции при данной цене на рынке сбыта, целью монополиста является выбор цены и объема производства, которые обеспечивают максимальную прибыль.
Однако не следует полагать, что монополист обладает полной свободой в установлении объемов и номенклатуры производства и цены. С позиций спроса, если назначают слишком высокую цену, потребители могут подыскать заменяющий продукт. Со стороны производства при слишком больших прибылях в сферу деятельности монополий могут вторгаться другие, сторонние фирмы. Следовательно, свобода извлекать монопольные прибыли ограничивается существованием заменяющих продуктов и отсутствием барьеров против вторжения потенциальных производителей.
Монополии могут возникать в результате контроля или завладения единственным источником важного вида сырья, патентного контроля важного процесса за счет радикальной экономии, обеспеченной большими масштабами предпринимательства, или посредством действий правительства. Как и в случае полной конкуренции, примеры полной монополии редки. Там, где монополии существуют какое-то время, по всей видимости, они создаются или сохраняются властью государства.
В условиях олигополии (несколько продавцов) или олигопсонии (несколько покупателей) контроль за сбытом находится в руках небольшого числа крупных предприятий. Концентрация рынка в таком случае настолько велика, что ведущие предприятия могут влиять на рыночные цены через свои решения о выпуске продукции. Каждое предприятие, принимая решения, касающиеся производства и цен, должно изучать влияние своих действий на рыночные цены и реакцию конкурентов. В обстановке взаимозависимости предприятий олигополист должен принимать в расчет потенциальное «возмездие» со стороны соперников по бизнесу.
В ситуации олигополий предпринимательская задача отдельного предприятия сводится к тому, как ужиться с конкурентами и не вести с ними открытую борьбу. Борьба между гигантами может закончиться потерями для всех заинтересованных сторон, ни одна из них не получит выгоды. Осознание этого приводит к стабильности цен и производства, которые могут и не давать максимальной прибыли какому-то одному предприятию, но создают предпосылки и условия, позволяющие обеспечить сносное существование всем олигополиям. Однако иногда между ними возникают войны цен, нарушающие эту стабильность.
Олигополистическая отрасль экономики создает иерархию лидеров и ведомых. Когда лидер изменяет цену, его последователи немедленно поступают таким же образом. Подобная ценовая ситуация не означает, что между предприятиями нет соперничества. Однако такое соперничество принимает форму мер, не связанных с ценами, таких, как дифференциация продукции и инновации, дополнительные услуги, реклама, содействие сбыту товаров.
Конкуренция монополий занимает промежуточное положение между полной конкуренцией и олигополией. В этом случае имеющихся на рынке предприятий недостаточно для соблюдения принципа полной конкуренции - «никакого воздействия на других», но их больше, чем надо, для того, чтобы сделать предприятия такими же взаимозависимыми, как олигополии. Однако каждое предприятие стремится выпускать продукты или оказывать услуги единственные в своем роде, или отличающиеся от того, что предлагают другие предприятия. Таким образом, в каком-то смысле каждое предприятие является маленьким монополистом. Однако это монополия с ограниченным могуществом, поскольку в глазах потребителей продукция конкурентов очень близка, хотя и не полностью заменяема. Спрос в таком случае больше не является горизонтальным, полностью гибким, как при полной конкуренции. Ввиду дифференциации продуктов наблюдается некоторый нисходящий наклон, но спрос остается еще очень гибким из-за близости заменителей. При таких условиях цены также будут близки у разных предприятий, но не из-за боязни контрмер предприятий-соперников, а из опасений потерять потребительские рынки, если цены выйдут из общего ряда.
В обстановке монополистической конкуренции цены не настолько устойчивы, как при олигополии.
Конкурирующие организации и структуры значительно отличаются экономическими показателями деятельности. Хотя в реальном мире полная конкуренция и монополия не встречаются в чистом виде, они служат ориентирами для оценки влияния неполной конкуренции на цены, выпуск продукции и эффективность.
Сельскохозяйственные производители не могут контролировать выпуск своей продукции в той же мере, как несельскохозяйственные фирмы. Это объясняется тем, что: во-первых, общий объем выращенной продукции определяется работой многих относительно небольших производителей, действующих независимо, и, во-вторых, результаты производства в значительной мере зависят от погодных условий и биологических систем. Производители сельскохозяйственной продукции могут желать изменить ее выпуск и для этого попытаются обрабатывать больше или меньше площади, или же откармливать меньшее или большее количество птицы. Однако, конечный результат будет зависеть и от многих других, относительно неконтролируемых факторов, воздействующих на урожай или на продуктивность животных - погоды, природных катаклизмов (засухи, урагана и т.п.). Возможности сельскохозяйственных производителей реагировать на изменение ситуации на рынке довольно ограничены: помимо известного временного лага, вызванного продолжительно-
стью биологических циклов выращивания продукта, издержки по его производству носят, в основном, постоянный характер. Невозможно быстро прекратить или изменить сельскохозяйственное производство. Напротив, предприятия-переработчики и потребители могут приспособиться к изменению предложения сельскохозяйственных продуктов в более короткие сроки, чем хозяйства к изменению факторов производства.
Кроме отмеченных проблем приспособления в краткосрочном периоде, необходимо учесть, что существуют длительные периоды для изменения производства некоторых сельскохозяйственных продуктов. В отличие от других отраслей, на рынках сельскохозяйственной продукции при резком повышении спроса со стороны потребителей невозможен моментальный всплеск роста продукции и соответственно прибыли для ее производителей. Этот процесс - уравновешивание спроса и предложения - имеет известный временной лаг. Фруктовые деревья растут несколько лет, прежде чем они начнут плодоносить, но рыночные условия могут существенно измениться за этот период. Увеличение производства молока также является медленным процессом. Даже значительное уменьшение сельскохозяйственного производства является медленным и трудным. Если инвестиции в сельскохозяйственные постройки, оборудование и в другой реальный основной капитал уже сделаны, то изменения в них очень сложны и дорогостоящи.
Неспособность быстро приспособиться к изменяющимся условиям создает элемент высокого риска в сельском хозяйстве. Так, рынок, для которого в течение длительного времени выращивается продукт, может измениться к периоду его рыночной поставки. Изменения в потребительских вкусах и предпочтениях могут привести к переоценке распределения хозяйствами сельскохозяйственных ресурсов, так как они, возможно, уделяли слишком много внимания производству тех продуктов, которые больше не требуются. Высокие цены, образовавшиеся в результате временного дефицита сельскохозяйственного продукта, могут изменить покупательское поведение и сократить потребительский рынок на этот продукт, когда в конце концов будет выращено его прежнее количество. Эти относительные непредсказуемость и неконтролируемость создают многие маркетинговые и конкурентные проблемы для сельскохозяйственных производителей.
Большая часть продовольственной продукции относится к предметам первой необходимости. Это означает, что возрастание спроса на сельскохозяйственные продукты происходит медленнее, чем рост доходов. В частности, семьи, имеющие в начале низкий доход, расходуют на питание большую часть своего дохода, но по мере роста доходов они стабилизируют свои расходы на предметы первой необходимости (прежде всего на питание). Более того, четко просматривается в соответствии с законом Э. Энгеля тенденция: чем уровень семейных доходов в стране выше, тем доля расходов на питание ниже (и наоборот).
Из того факта, что потребление продуктов питания (как предметов первой необходимости) занимает устойчивую нишу в структуре расходов населения, отнюдь не следует, что на каждом рынке того или иного сельскохозяйственного продукта сохраняется стабильная ситуация. Основной опасностью для рынка отдельного продукта является заменяемость пищевой продукции. Потребители предпочитают приобретать не «килограмм еды», а конкретные хлеб, огурцы, молоко, говядину и т.п. Поэтому при изменении цены (например, в сторону повышения) на какой-либо продукт потребители в рыночной экономике всегда могут заменить его другим (видовая и марочная конкуренция).
Производители сельскохозяйственной продукции, пытаясь повлиять на цены через свои коллективные и индивидуальные действия, постоянно сталкиваются с трудностями. На рынке они являются в большинстве случаев «ценополучателями». Для того чтобы увеличить цены через контроль предложения или рекламную компанию, сельскохозяйственные производители должны действовать как согласованная группа. Но чем больше число участников и чем более различны их экономические условия, тем труднее им организоваться и действовать на рынке сообща. Так, пригородные хозяйства, расположенные рядом друг с другом, согласовывают цены на овощи, но, иногда, хозяйства, располагающие большим объемом продукции, снижают цены, подрывая тем самым общую политику.
Сельскохозяйственные производители могут попытаться увеличить цены через усиление контроля над предложением сельскохозяйственной продукции, рекламные усилия, или через ассоциацию фермеров по ведению переговоров. Если все завершится успешно, то результирующая цена принесет выгоды всем сельскохозяйственным производителям, безотносительно к тому, что участвуют они в групповых действиях или нет. Поэтому на практике иногда бывает трудно добиться группового участия и необходимой поддержки для достижения успеха. Также, если цена на товар и соответственно прибыли будут высоки, то отдельные сельскохозяйственные производители будут стремиться расширить выпуск, и несколько из них могут сде-
лать это без последствий. Однако, если все производители сельскохозяйственной продукции попытаются увеличить производство, то рыночные цены и прибыли упадут.
Высококонкурентные условия в сельском хозяйстве ведут к тому, что цены на сельскохозяйственные продукты держатся близко к издержкам производства. Данная проблема имеет два аспекта. С одной стороны, падающие цены на сельскохозяйственную продукцию не будут столь опасными для производителей, если они смогут приспособить использование факторов производства к снизившимся ценам. Но увеличившаяся зависимость сельскохозяйственных производителей от промышленных средств производства оставляет им слишком малый запас времени на адаптацию к падающим ценам на сельскохозяйственную продукцию. С другой стороны, увеличивающиеся цены на сельскохозяйственную продукцию повышают выгодность хозяйств и ведут к подъему цен на факторы производства, особенно на пахотные земли. Иной случай, когда предприятия оказываются под давлением связки «издержки - цены сельскохозяйственной продукции». В этих условиях роль государственного регулирования заключается в обеспечении ценового паритета.
----------♦'-------------
УДК 631.164 Е.И. Коваленко
СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
В статье рассмотрены объемы государственной поддержки аграрного сектора края за период с 2003 по 2006 год. Дана оценка влияния бюджетного финансирования на производственные и экономические показатели в целом по региону, отраслям и отдельным товаропроизводителям.
Государственная поддержка субъектов агропромышленного комплекса края - это совокупность мер финансового, экономического, управленческого, информационного, организационного, правового характера, осуществляемых органами государственной власти края в целях создания условий для стабильного и эффективного функционирования и развития агропромышленного комплекса края. Планирование и рациональное использование бюджетных средств невозможно без анализа распределения финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в прошлые годы. Исследование структуры бюджетных расходов выполнено по информационно-аналитическим материалам, подготовленным специалистами агентства сельского хозяйства администрации Красноярского края.
Сумма государственной поддержки сельскому хозяйству Красноярского края составила в 2006 году 1907,8 млн рублей (табл. 1). Она увеличилась в сравнении с 2005 годом на 892,2 млн рублей, то есть на 88%, и стала почти в 4 раза больше уровня 2003 года. Основная часть финансовой помощи осуществляется за счет краевого бюджета. Доля средств, выделяемых краем аграрному сектору на безвозвратной основе, возросла за последние четыре года с 67 до 85%, что превышает размеры местного бюджетного финансирования других регионов страны. В 2006 году с учетом краевых целевых программ оказана государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в объеме 1612,7 млн руб., что на 815 млн руб. больше уровня 2005 года и на 1282,9 млн руб. значения 2003 года. За период с 2003 по 2006 год размеры краевой государственной поддержки агропромышленного комплекса увеличились почти в 5 раз.
По годам объем перечислений из федерального бюджета возрастает, но в меньшей степени, чем краевое финансирование. В 2006 году на развитие агропромышленного комплекса края выделено денежных средств в сумме 295,1 млн руб., что на 80% больше чем в 2003 году. Централизованная государственная поддержка использовалась в 2006 году в растениеводстве в качестве предоставления субсидий на уплату части взноса при страховании урожая сельскохозяйственных культур, на поддержку элитного семеноводства, на закладку и уход за многолетними насаждениями. Также осуществлялось финансирование целевой программы "Повышение плодородие почв России". В животноводстве федеральные средства выделялись для поддержки племенного дела.