Научная статья на тему 'Монополии и конкуренция'

Монополии и конкуренция Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19713
748
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монополии и конкуренция»

МОНОПОЛИИ И КОНКУРЕНЦИЯ

И. В. ДОЛГОВА, кандидат экономических наук, Н.В. ШВЕЙКО, кандидат экономических наук

1. Экономическая природа конкуренции и монополии

В условиях стремления каждого субъекта рынка к максимизации прибылей и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке потребителей.

Возникновение монополий - исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием централизации, концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Несмотря на негативные явления, монополии прочно вошли в экономику большинства стран.

Примерно до середины XIX века для экономики развитых стран была характерна совершенная конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Но со второй половины века картина начинает существенно меняться: крупные предприятия постепенно захватывают все большую долю рынков. Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии, привело к образованию крупных и сверхкрупных предприятий. Об усилении концентрации производства на рубеже XIX -XX веков свидетельствуют следующие данные. В Германии крупные предприятия (с числом рабочих более 50) составляли в 1882 году 0,3% всех предприятий, причем на них было сосредоточено 22% всех рабочих страны; в 1925 году на долю крупных предприятий приходилось уже 1,2% общего числа предприятий и 48% общего количества рабочих. В американской промышленности в 1904 году крупнейшие предприятия с объемом производства в 1 млн дол. составляли 9,9% от общего числа, на них было занято 25,6% рабочих. В

1909 году таких предприятий было уже 1,1% от общего числа, и на них было занято 30,5% всех рабочих, которые производили 43,8% всей промышленной продукции страны.

Эти процессы привели к существенному изменению характера конкурентной борьбы на рынках.

Наиболее глубокий и полный анализ кардинально новых моментов в поведении экономических агентов на рынках и новой рыночной конъюнктуры был дан в фундаментальных работах "Экономическая теория несовершенной конкуренции" Джоан Робинсон и "Теория монополистической конкуренции" Эдварда Чемберлина.

2. Виды конкурентной борьбы

Условия, в которых протекает экономическая конкуренция, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее, достоверностью информации.

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре модели рынка: совершенная и несовершенная конкуренция, включающая монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирм воздействовать на рыночную структуру. Чем меньше это влияние со стороны отделений фирмы, тем более конкурентным считается рынок.

Представленная характеристика типов рыночных структур (табл. 1) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия, фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкурен-

ция ц олигополия реально присутствуют на всех существующих рынках мира.

При совершенной конкуренции на рынке присутствует большое число продавцов, конкурирующих между собой. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать Заметного влияния на рыночные цены.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, то есть все продавцы имеют представление о цене и возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах. Существует свобода входа и выхода на рынок.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде - явление редкое. Но существует ряд отраслевых рынков, которые имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки ряда услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рынрчного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка.

Несовершенную конкуренцию подразделяют на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие товары это-

го назначения, как правило, действуют в условиях монополистической конкуренции.

Товары одного назначения являются близкими заменителями, один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала каждого участника. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией затруднен.

Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, так как оли-гополистический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка.

Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на олигопольный рынок значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших - величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.

Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью нескольких соперников. Так как на рынке конкурируют лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать экономические последствия своих решений.

Совершенная конкуренция Редкая модель рынка Несовершенная конкуренция

Реальные модели рынка Редкая модель рынка

Чистая конкуренция Монополистич. конкуренция Олигополия Чистая монополия

Число фирм Очень много мелких фирм Множество фирм Небольшое количество фирм, есть крупные Одна фирма

Таблица 1

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ТИПА МОДЕЛЕЙ РЫНКА

Характер продукции Однородная, стандартная Разнородная, дифференцированная Однородная или дифференцированная Уникальный

Контроль над ценой Отсутствует, действуют цены спроса и предложения Некоторый, в довольно узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью: значительный при тайном сговоре Значительный

Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.п. Очень типична, особенно при дифференциации продукта В основном реклама связи фирмы с общественными организациями (с потребностями общества)

Доступность информации Равный доступ ко всем видам информации Некоторые затруднения Некоторые ограничения Некоторые ограничения

Условия вступления в отрасль Очень легкие препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Существенные препятствия Блокированы

Примеры Сельское хозяйство, мелкий сервис Розничная торговля, производство одежды, обуви, компьютерный и другие виды венчурного бизнеса Чистая олигополия: пр-во стали, меди, алюминия и т. п. Дифференцированная: пр-во автомобилей, с/х инвентаря, бытовой электроники и т.п. Предприятия общественного пользования, коммунальных услуг, телефонные компании, издание учебников, кабельное IV

В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную.

Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.

Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительского назначения, это - автомобили, покрышки, камеры, электробытовая техника, сигареты.

К олигополии как рыночной структуре относят картель, который представляет собой сговор нескольких фирм по поводу цен и объемов выпуска продукции в целях максимизации совместной прибыли. Если в картель объединяются все предприятия отрасли, то он ведет себя как фирма-монополист.

Олигополия в значительной степени имела место в командной экономике СССР и сохранилась в России, несмотря на деятельность антимонопольных государственных органов.

3. Монополия (чистая монополия)

Монополия представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение

в определенной сфере национального хозяйства, что определяет экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель - монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на рынке невелика.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему полностью устанавливать цену, приносящую максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих аналогов, как правило, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.п.

Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизиро-

ванный рынок. Реальные барьеры, препятствующие входу в отрасль, следующие.

Во-первых, это эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию часто называют "естественной монополией", то есть отраслью, в которой средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений, а фир-ма-монополист, имея более низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции и уничтожить конкурента.

'Во-вторых - представление исключительных пра?. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца на транспортные услуги, услуги связи, газоснабжение и т.п. Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монопо-лийь чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы немонопо-лизированных отраслей и населения.

В-третьих - патенты и лицензии. Правительству гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке.

В-четвертых - собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса.

Иногда в целях получения дополнительного дохода монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Практика применения различных цен со стороны фирмы называется ценовой дискриминацией. Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географическими или тарифными барьерами, но и становится реальным вследствие разной реакции спроса на изменение цены (эластичность спроса) на этих обособленны^ рынках, а, следовательно, готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше рыночной.

Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа.

Во-первых, дискриминация по типам продаваемой продукции. Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага. Так, цена на товары, при-

обретаемые в розницу, всегда выше, чем на те же товары при оптовых закупках.

Во-вторых, дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, готовы платить за один и тот же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать каждую единицу товара по высокой цене, то общий доход был бы выше, но фирма проиграла бы в объеме продаж. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены за один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, по времени и т.п. Так, многие покупатели предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных распродаж, когда цены ниже, что, в конечном счете, выгодно фир-мам-производителям.

Ценовая дискриминация также часто используется фирмой и в ходе конкурентной борьбы для привлечения новых покупателей за счет разного рода скидок в зависимости от объема покупки, сезонности и т.п. Хрестоматийным стало описание конкуренции между двумя пароходными компаниями на Волге (до первой мировой войны), когда в погоне за пассажирами один из конкурентов вместо денег за билет выдавал каждому пассажиру белую булку. Затем, после поражения конкурента, цены были резко повышены.

Ценовая дискриминация возможна при выполнении трех условий:

Во-первых, фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;

Во-вторых, должна быть исключена возможность перепродажи товара. Если можно купить товар на одном рынке по низкой цене и перепродать на другом по высокой, то это приведет к изменению спроса и предложения, а в результате - и к выравниванию цен, что подорвет ценовую дискриминацию;

В-третьих, необходимым условием является способность производителя к сегментированию рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифицируя их с учетом характера работы, доходов, пола, возраста, семейного положения, вкусов, места жительства и т. п., выделяя покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар.

Последствия ценовой дискриминации в том, что, с одной стороны,.фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой - монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может способствовать росту эффективное-

ти функционирования рынка, поскольку она ведет к росту объема спроса и предложения.

Отношение к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными компаниями.

Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы.

Крупные монополии играют роль своеобразного "буфера", сдерживая падение производства и, следовательно, сдерживают безработицу в период кризисов.

4. Виды конкурентного поведения

Основная особенность конкуренции во всех ее проявлениях состоит в столкновении интересов субъектов рынка. Причина этих столкновений обусловлена их соперничеством в борьбе за один и тот же сегмент рынка. Если спрос будет удовлетворен товарами одной фирмы, то остальные автоматически лишаются возможности реализовать свою продукцию.

Исторически сложилось несколько различных стратегий конкурентного поведения:

а) виолентная стратегия, когда крупная фирма решает свои отношения с конкурентами с позиции силы. На ее стороне - значительный объем производства, более высокая, чем у кон-

курентов, производительность труда, низкие издержки производства, доступные только гигантам научные исследования и широкое применение маркетинга. Все это обеспечивает крупной фирме монопольное положение на рынке;

стратегия виолентов в том, что, опираясь на свою мощь, они вытесняют конкурентов с занимаемого сегмента рынка. Такая стратегия бесспорного лидерства одной фирмы, иногда в окружении небольшого числа значительно уступающих ей по размерам конкурентов, характерна для отраслей массового производства товаров народного потребления;

б) патиентная (нишевая) стратегия конкурентного поведения характерна для фирм, вставших на путь узкой специализации. Сегмент рынка патиента не требует большого объема производства. Издержки производства, как правило, выше, а выпускаемая продукция дороже. Сила этих фирм в удовлетворении особых запросов потребителей;

в) коммутантная (соединительная) стратегия характерна для производственных предприятий средних размеров. Эти довольно мелкие неспециализированные предприятия лучше всего могут приспосабливаться к удовлетворению часто изменяющихся потребностей.

Совпадение запросов потребителей и наличие возможности организовать производство необходимых товаров в значительных объемах создают основу для массового (виоленты) или специализированного (патиенты) производства. Но эти условия бывают не всегда, и тогда применяется коммутантная стратегия.

Создаваемые каждый раз для конкретного случая многочисленные мелкие предприятия выполняют роль "соединительной ткани" экономики. Они появляются там, где более крупные предприятия неэффективны или физически нет условий для индивидуального подхода к клиенту.

г) эксплерентная (пионерная) стратегия связана с крайне рискованным, но баснословно выгодным в случае удачи революционным решением. Как правило, это связано с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка.

В чистом виде наблюдать пионерную стратегию приходится не так часто из-за ее кратковременной природы. Дело в том, что до того момента, когда удастся достичь решающих успехов, такая фирма больше походит на группу фанатиков-энтузиастов нового направления, чем на коммерческое предприятие. Если изобретатель преодолевает все трудности и закрепляется в созданной им же самим рыночной нише, он вынужден внут-

ренне переродиться и стать предпринимателем. Роль эксплерентов заключается в разработке и внедрении достижений научно-технического прогресса.

Краткий обзор основных стратегий конкурентной борьбы показывает сложность сосуществования и взаимного дополнения компаний различного типа. В каждом случае действуют свои правила игры. Вторгаясь в соседний сегмент рынка, конкуренты наталкиваются на ожесточенное сопротивление, и не всегда отработанные приемы конкурентной борьбы оказываются достаточно эфс^ктивными. История изобилует фактами, когда мощные компании, применяющие стратегию виоленты, терпели поражение при попытках занятый специализированным производством. Их главный козырь - эффективность массового выпуска товаров - не срабатывает на узком рынке -там, где патиент легко удовлетворяет особые запросы покупателей.

При рыночной организации производства всегда имеет место хорошо организованное сообщество компаний разного типа, где каждый имеет свре особое место.

Выбор стратегии конкурентной борьбы в каждой отрасли не ограничивается одним видом. Кроме гигантов-виолентов - в качестве субпоставщиков, изготавливающих отдельные узлы, выступают представители коммутантной стратегии. Высокая эффективность мелких компаний - явление распространенное. Они успешно действуют во многих подотраслях машиностроения.

Опыт многих крупных корпораций свидетельствует о малой эффективности попыток изготавливать все самостоятельно до последнего болта. Второстепенным деталям обычно уделяется мало внимания, и они оказываются некачественными и дорогими. Мелкая фирма идеально приспособлена к решению подобных задач, к тому же она легко может быть заменена другим поставщиком, а значит, корпорации испытывают сильнейшую конкуренцию. Все фирмы стремятся занять определенную рыночную нишу, т. к. ситуация, когда две или несколько фирм занимают одну рыночную нишу, крайне неустойчива. Конкуренция обязательно выбраковывает более слабого, если он не занимает особую рыночную нишу.

Намечая направление своего развития, каждой фирме приходится решать две принципиальные задачи: во-первых, определить стратегию конкурентной борьбы и, во-вторых, подчинить все сторЬны своей деятельности тем правилам игры, которые диктует именно выбранная стратегия.

Расширение выпуска продукции при прочих равных условиях выгодно при любой стратегии

конкурентного поведения, но в реальной обстановке - это приоритетная цель виолента. У крупных фирм обычно велики постоянные издержки - проценты по займам, плата за землю, амортизационные отчисления и т.д. Эти расходы приходится нести независимо от того, сколько товаров в данный момент выпускает фирма. Если товаров продано мало, то груз постоянных издержек становится непомерно велик, приходится повышать цены и продукция становится неконкурентоспособной. Поэтому виолент должен выпускать много продукции - иначе расходов не покрыть.

Высокие прибыли фирмы-патиента обусловлены степенью уникальности его продукции, а не объемом производства. Патиент заинтересован в росте спроса на свою продукцию, но для него более важен выбор ассортимента продукции.

Совершенно особое отношение к этой проблеме у фирмы-эксплерента. Первые образцы принципиально новых товаров изготавливаются в считанном количестве экземпляров. Но в случае успеха возможен взрывной рост спроса на рынке. Это самое уязвимое место таких фирм, когда крупные фирмы часто могут вытеснить их с рынка.

Особое место в условиях конкурентной борьбы отводится качеству выпускаемой продукции. Ориентация на массовый спрос равносильна среднему уровню качества. Но продукция, воспринимаемая как "дешевка", не находит широкого сбыта, несмотря на низкие цены. Неуместна ориентация на повышение спроса. Рынок таких товаров узок, и виоленту трудно проявить на нем свои сильные стороны.

Для патиента товары высокого качества составляют основное поле деятельности. Именно в высших сегментах рынка образуется множество ниш, связанных с появлением узких групп потребителей, которых не устраивает стандартная продукция. Это создает основу для узкой специализации, т. к. состоятельные потребители оплачивают любые усовершенствования, вносимые по их желанию, а также технологические секреты, обеспечивающие высокое качество, служат па-тиенту надежной защитой от вторжения конкурентов в элитный бизнес.

В сфере финансовой политики мир виолента представляет собой крупные доходы и расходы, масштабность финансируемых ими программ. Финансовые условия, в которых действуют па-тиенты, связаны с менее эластичным спросом, поэтому они вынуждены создавать значительные резервы. Финансовое положение коммутантов объективно слабое, что служит поводом частого разорения.

Во многих случаях денежные затраты заменяются личными предпринимательскими способностями руководства фирм.

Если подытожить ситуацию, то наиболее важным в производственной сфере для виолента является успешный выпуск массовой продукции, для коммутанта - приспособление к местным условиям, для эксплерента - перспективные в не слишком отдаленном будущем товары.

5. Государственное регулирование хозяйственной деятельности монополий, его особенности в России

Нарастающая концентрация производства во второй половине XIX века привела к росту монополий во всех странах и их существенному влиянию на экономику.

Такие процессы вызвали негативную реакцию во всех слоях общества. Правительства разных стран, опасаясь усиления кризисных явлений, были вынуждены усиливать давление на деятельность монополий законодательными методами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке; контроль над ценами; защита интересов потребителей; защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса; сохранение конкурентной среды на рынке.

Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам между крупными фирмами. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем, чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

В Западной Европе, которая сегодня практически полностью экономически объединена в рамках Европейского сообщества, антимонопольное регулирование устанавливается Комиссией европейских сообществ, специальный комиссар которой рассматривает и утверждает все крупные соглашения о слиянии и образовании картелей. Слияния поощряются, если они связаны с ускорением научно-технического прогресса и улучшением конкурентных условий деятельности европейских фирм.

В Российской Федерации начало регулирования антимонопольной деятельности относится к марту 1991 года, когда был принят закон "О кон-

куренции и ограничении монополистической деятельности".

Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием следующих основных факторов:

наличие административно-командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, централизации большой доли дохода, назначении "сверху" хозяйственных руководителей; устойчивый и массовый дефицит, который многократно обостряет конкуренцию потребителей и превращает всех производителей в монополистов. Монополия, возникшая из дефицита, может сама его и воспроизводить, так как фирма-монополист не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса;

концентрация и специализация производства. В конце 1980-х годов в руках государства было сосредоточено около 85% массы основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения производилось на предприятиях, на которых было занято свыше 1 тыс. рабочих (для сравнения: в США 60% продукции машиностроения производится на предприятиях, насчитывающих менее 500 рабочих). Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России. Концентрация производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой и, более того, порождает зависимость потребителей от поставщиков-монополистов.

Серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. В теоретическом плане обсуждаются два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, то есть заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монополистического рынка.

Второй вариант - это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь занимают методы рыночного саморегулирования и косвенного регулирования: создание возможностей для протекания в экономике процессов, способствующих демонополизации, что потребовало принятия пакета законов.

На практике их цель - определение организа-

ционных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон дает определение таких понятий, как "товар", "рынок", "хозяйствующий субъект", "конкуренция", "доминирующее положение", "монополистическая деятельность".

Согласно закону, фирма может занимать "доминирующее положение", если ее доля на рынке превышает 35% - величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре 1995 года ГКАП утвердил "Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов", включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен, а также обязательное представление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.

С 1995 года в состав федеральных органов вошли отраслевые комиссии по регулированию цен, установленных монополиями на транспорт, энергию и топливо.

Фирма представляет собой торговое или про-мыщленное предприятие, пользующееся правом юридического лица, позволяющее отличить одно предприятие от другого.

Таким образом, главным действующим лицом экономики Запада является фирма, существующая в виде акционерных компаний, связанных друг с другом так называемой системой участия.

Система участия представляет собой целый ряд Многоступенчатого подчинения одних предприятий другим путем соучастия в их акционерном капитале.

Головная компания - "мать" - скупает контрольные пакеты акций других компаний - "дочерних", которые в свою очередь скупают акции "внучатых" и т.д. Последовательное применение такой системы приводит к тому, что общество-"мать" осуществляет контроль над расширяющейся пирамидой компаний и распоряжается капиталами, которые во много раз превосходят ее собственные средства.

Дочерние, внучатые и т.д. предприятия в правовом отношении являются самостоятельными единицами. Однако большинство финансовых операций регламентируются головной компанией.

Вся совокупность компаний: материнские,

дочерние, внучатые и т.д. - получила название КОРПОРАЦИИ.

В современных корпорациях роль материнской компании, как правило, выполняют финансовые общества - ХОЛДИНГ-КОМПАНИИ, основной деятельностью которых является постоянное приобретение акционерного капитала других фирм, управление контрольными пакетами акций. Путем сосредоточения в своих руках контрольных пакетов акций эти специфические фирмы выступают в качестве главной финансовой и управленческой службы, которая направляет, оказывает услуги и помощь зависимым компаниям. Последние обладают относительной самостоятельностью. Холдинг обеспечивает их финансовую поддержку, определяет стратегию инвестиций, координирует направления развития в соответствии с задачами и целями головного общества.

Участие холдинг-компании в акционерном капитале других фирм приводит к дальнейшему усложнению системы участия. Ведущие компании не только имеют акции других компаний, но и вынуждают последние закупать свои собственные ценные бумаги. Таким образом, зависимая фирма превращается в общество, принимающее участие в акционерном капитале основной компании. Такая система усложняется еще тем, что материнские компании приобретают акции не только дочерних, но и внучатых, правнучатых и т.п. компаний. В свою очередь последние покупают акции ведущего общества.

С развитием системы участия холдинг-ком-пании по своим функциям и характеру все больше сближаются с финансовыми институтами. Они принимают участие в эмиссии ценных бумаг, открывают счета, концентрируют свободные денежные средства, кредитуют одни фирмы за счет других, представляют им гарантии для получения кредитов и т.д.

Эти отношения настолько осложняются, что нередко эксперты, занимающиеся расследованием деятельности корпораций, заявляют о невозможности разобраться в запутанной структуре холдинг-компаний.

Как правило, структура современной корпорации включает в себя:

- "чистый" холдинг - держатель акционерных портфелей, осуществляющий общее финансовое руководство;

- субхолдинги - холдинги, подчиненные головному, держатели акционерных портфелей внучатых фирм и т.п. фирм;

- смешанные холдинги - производственно-финансовые группы, осуществляющие не только финансовый контроль, но и соб-

ственно производственную деятельность;

- акционерные компании, занятые непосредственно производственно-сбытовой деятельностью.

Особенностью современного холдинга явилось формирование многоотраслевой структуры. А сам процесс формирования многоотраслевых фирм получил название "диверсификация", которой исторически предшествовали горизонтальная и вертикальная интеграции.

Горизонтальная интеграция - сосредоточение в руках крупных фирм все большей доли производства в отрасли, что характерно для начала XX века.

Вертикальная интеграция - проникновение крупных фирм в другие отрасли. С 1920-х годов по настоящее время она играет главенствующую роль в процессах концентрации и централизации капитала.

На сегодняшний день диверсификация остается главным направлением концентрационного процесса в Японии, где к настоящему времени доля вертикальных слияний составляет 14,2%, горизонтальных - 23,4%, диверсификационного типа - 55%.

Диверсификация привела к образованию концернов и конгломератов.

КОНЦЕРН - это союз, в который объединяются как отдельные предприятия, так и их объединения различных отраслей производства (при наличии одного ведущего направления) и непроизводственной сферы на основе общей финансовой зависимости от головной компании.

КОНГЛОМЕРАТ - крупные объединения разнородных фирм и производств, не связанных ни технологией, ни рынком и не имеющий профилирующей специализации. В новой обстановке они оказались наименее жизнеспособными.

Особенности НТП определяют нецелесообразность большого разброса интересов в различных областях. Главным действующим лицом современной экономики является ДИВЕРТИСИ-ФИКАЦИОННЫЙ КОНЦЕРН.

Целью образования концерна может быть:

- выравнивание определенных отраслевых колебаний и риска (например, для предприятия, изготавливающего лыжи, целесообразно приобрести другое предприятие, выпускающее оборудование для летних видов спорта - теннисные ракетки, парусные лодки и т.п.);

- перемещение капитала из менее перспективных отраслей промышленности.

Так, в 1970-е годы в США каждая фирма из числа 500 крупнейших имела в своем составе 11 отраслей, а наиболее мощные - 30 - 50 отраслей.

В Великобритании из 100 ведущих промышленных фирм 96 были многоотраслевые, во Франции из 100 - 84, в Италии из 100 - 90.

Основные тенденции развития концернов на современном этапе:

1. Децентрализация руководства за счет создания подразделений компаний (усиливает персональную ответственность за число продаж и получение прибыли);

2. Концентрация усилий на получение высокорентабельных товаров, которые исторически формировали производственный профиль компании;

3. Создание в структуре компаний внутренних венчурных предприятий. Они, оставаясь в рамках крупной компании, пользуются свободой малых предприятий, способны быстро внедрять новшества, оперативно реагировать на изменения в технике и технологии;

4. Расширение крупными компаниями контрактных отношений с мелкими и средними фирмами.

Если особенностью современного периода стал диверсификационный концерн, объединяющий огромные капиталы фирм-участников, то еще одной особенностью крупного концерна является вывоз предпринимательского капитала за границу, что привело к образованию международных компаний.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОМПАНИИ бывают:

1. Транснациональные компании (ТНК);

2. Многонациональные компании (МНК).

В первом случае корпорация контролируется

капиталом одного, а во втором - нескольких государств.

В мировой экономической практике большое распространение получили ТНК. Существует целый ряд факторов экономического порядка, затрудняющих формирование и деятельность МНК. Например:

- необходимость определенного согласования юрисдикций государств-участников многонационального предприятия;

- различия в уровне и системе налогообложения, правилах валютного обмена и т.д.

Осуществляя свою деятельность, компании осуществляют перелив капитала вслед за изменением нормы прибыли.

Обмен деятельностью между филиалами осуществляется по ТРАНСФЕРНЫМ ЦЕНАМ, которые устанавливаются централизованно штаб-квартирой ТНК. С помощью систем трансферта и осуществляется перелив капитала внутри ТНК. Такие цены служат важным фактором успеха в

конкурентной борьбе филиала ТНК с национальными монополиями, поскольку позволяют использовать в необходимых случаях средства других дочерних компаний.

В середине 1980-х годов ТНК контролировали 40% промышленного производства, 60% внешней торговли и 80% патентов на мировую технику и технологию в капиталистическом мире.

ЯДром транснационального капитала по-прежнему являются ТНК США. Из 250 крупнейших ТНК 145 - американские.

Сановные тенденции развития ТНК:

1. Тесное научно-техническое сотрудничество в области передовой технологии и обмен научно-технической информацией между ТНК, что характеризует углубление мирохозяйственных связей (стратегический альянс, партнерские соглашения);

2. Создание большого числа совместных предприятий в рамках ТНК. При этом часто вкладом иностранных партнеров служат патент, лицензия или разработка технологии;

3. ТНК в развивающихся странах - "технологический неоколониализм" - привязывает развивающиеся страны к внешним источникам финансирования, научно-техни-ческой информации, проектам.

Наиболее крупным международным концерном ТНК является американский концерн "Дженерал моторе". Его годовой оборот, в последние годы, превышает 100 млрд дол. (половина сто-имости экспорта таких отдельно взятых стран, как США - 252 млрд дол. и Япония - 231 млрд дол.). На "Дженерал моторе" приходится почти 20% мирового производства автомашин. Этому концерну принадлежат 209 заводов в США и Канаде, а также предприятия в других 32 странах. На всех предприятиях концерна занято 813 тыс. человек, а чистая прибыль в 1987 году составила 3,5 млрд дол.

Цифры, отражающие экономическую мощь ТНК] разумеется, весьма внушительные. Но нельзя упускать из виду того, что быть крупным организмом таит в себе и серьезные опасности:

- административная структура становится практически неуправляемой и уязвимой для конкурентов;

- переплетение экономической мощи ТНК с политической властью страны, где работают их предприятия, приводит к тому, что руководство корпораций все больше и больше вынуждено учитывать в своих экономических решениях также и политические факторы. К примеру, если нерентабельный завод находится в экономически

слабом районе, решение о его закрытии может повлечь за собой политические осложнения, ведь рост числа безработных стоит правительству многих голосов на выборах;

- в связи с тем, что ТНК работают во всех ведущих странах мира, они в значительной мере зависят от колебаний мировой экономической конъюнктуры, динамики курсов основных валют и т.п.

Малый бизнес и его роль в современной рыночной экономике

БИЗНЕС (англ.) - любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды.

В нашей стране для определения "малого" предприятия: отраслевая принадлежность и число занятых.

Широкое распространение "малого" бизнеса связано с его неоспоримыми преимуществами.

Малые предприятия гибки и маневренны, сравнительно легко приспосабливаются к конъюнктуре рынка и изменениям в производстве, оперативно реагируют на запросы потребителей, быстро осваивая новые технологии, новые виды продукции и услуг, расположены близко к потребителю; развитие "малой экономики" способствует формированию конкурентной среды; широкое развитие "малых" предприятий делает экономику наиболее восприимчивой к внедрению достижений НТП; на "малых" предприятиях достигается более рациональное использование трудовых ресурсов, "малая экономика" обеспечивает в определенной степени решение проблемы занятости, особенно в малых и средних городах.

Малый бизнес часто возникает на короткое время для удовлетворения сиюминутных потребностей и изготовления комплектующих изделий.

Таким образом, малый бизнес очень многообразен и его следует квалифицировать по следующим признакам:

1. По формам собственности, организацион-но-правовому статусу мелкие фирмы делятся на:

- индивидуальные (основанные на индивидуальном капитале), в том числе семейные;

- общества с ограниченной ответственностью (основанные на долевом участии), среди которых выделяют полные, смешанные и общества с ограниченной ответственностью;

- акционерные общества;

2. Исходя из особенностей образования, можно выделить два вида:

- создаваемые заново;

- образующиеся путем выделения какого-либо подразделения из действующего предприятия.

Важным моментом является возможность образования мелкой фирмы на основе смешанных форм собственности при наличии нескольких учредителей.

3. По уровню доходов и степени коммерческого успеха мелкие фирмы можно разделить на три группы:

- группа, где ее члены не имеют наемных работников и живут за счет собственного труда;

- группа, представленная владельцами небольших предприятий, которые, как правило, имеют наемную рабочую силу. Их относительная хозяйственная устойчивость объясняется тем, что многие из них функционируют как подсобные и вспомогательные специализированные предприятия, работающие по субконтрактам с крупными предприятиями;

- к представителям высшей группы малого бизнеса относятся собственники небольших прибыльных предприятий (10 - 15% от общего числа). Среди них доминируют владельцы фирм и контор, специализирующиеся на оказании профессиональных услуг;

4. По характеру работа в мелких фирмах может быть:

- основной;

- не основной деятельностью, когда наемные работники (врачи, юристы, экономисты, инженеры) образуют собственное дело, которым занимаются часть рабочего дня (недели, месяца) или сезонно. Иногда, "занятие для души", поставленное с размахом (чаще всего спекуляция недвижимостью) приносило владельцу $100 млн. В 1980-е годы такие "парапредпринимате-ли" составили около половины общего числа владельцев "деловых" единиц, а их средний годовой доход приближался к $10 тыс.

5. По взаимодействию с крупным капиталом среди мелких фирм различают:

- независимая фирма. Она может долго просуществовать, успешно конкурируя на рынке. Но такая фирма всегда остается мелкой;

- симбиоз с крупной корпорацией. Различают несколько форм взаимодействия мелких фирм с крупным бизнесом;

5.1 Субподрядная система, в которой мелкая фирма специализируется на выпуске отдельных деталей, узлов и другой мелкосерийной продукции, поставляемой какой-либо корпорации. Мелкие фирмы прочно привязаны к головным компаниям производственной, коммерческой и финансовой зависимостью. Вне последней их шансы организовать производство и выжить в конкурентной борьбе весьма проблематичны. В США в машиностроении и металлообработке более 50% компаний малого бизнеса связаны в своей деятельности с субподрядом. В Японии субподрядная система получила еще большее распространение;

5.2 Система "ФРЭНЧАЙЗИНГ" - это система дилеров, различных продавцов продукции крупных компаний. Фирмы, действующие в этой системе, пользуются фабричной маркой этой фирмы, их владельцы имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товара и приобретении оборудования, получении кредита и т.п. В США на эту систему приходится 40%рознично-го оборота и 1/3 услуг. За 1970 - 1986 годы число фирм, работающих по системе "фрэнчайзинг", увеличилось на 82 тыс., объем продаж - в 4,5 раза, количество занятых - с 3,5 до 5,2 млн человек. Но эти данные одновременно свидетельствуют и об усилении зависимости мелких фирм от крупного капитала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В самой системе "фрэнчайзинг" можно выделить три типа фирм:

- работающие только по системе контрактов. Они обязаны продавать свою продукцию своей головной компании;

- фирмы, в которых крупный поставщик определяет многочисленные стороны их производственной и коммерческой деятельности;

- операторы-предприятия, создаваемые на условиях аренды. Их деятельность полностью регламентирована.

Таким образом, крупный и малый бизнес находятся в тесной, но неравноправной взаимосвязи. Малый бизнес может действовать главным образом в тех сферах экономики, где выгодно монополистам.

Наряду с рассмотренными формами существует особая группа мелких фирм - "генерика", занимающаяся копированием продуктов компаний в различных отраслях производства.

Первоначально это явление возникло в фармацевтике, затем распространилось на электронику и ряд других отраслей. Характерной особенностью является то, что товары мелких фирм являются более дешевыми. Например, в Германии копии известных препаратов оказались вдвое де-

шевле оригиналов. Основную роль в этом выполняют два фактора:

- копируя продукцию крупных компаний, малые фирмы не несут расходы на НИ-ОКР;

- крупные фирмы искусственно завышают цены, а малые обычно довольствуются сравнительно низкой нормой прибыли.

Предлагая равный по действию и назначению продукт гораздо дешевле, мелкие фирмы вытесняют крупные фирмы со значительной части рынка. Деятельность мелких фирм-генериков выступает серьезным ограничителем произвола в монополистическом ценообразовании.

Особое место в малом бизнесе занимает венчурный бизнес, представленный фирмами, занимающимися коммерческим освоением нововведений.

Ряд причин, в том числе переход на новые технологии, развитие сферы услуг, новая волна научно-технических нововведений, наличие "избыток капитала" стимулировали создание "рисковых" инновационных, "стартовых" внедренческих компаний, которые объединяет одно: стремление извлечь максимум прибыли от коммерческого освоения нововведения любого вида - принципиально нового (открытие, изобретение) и модификации уже освоенного товара. Венчурный капитал готов на любую сферу приложения, но тогда, когда есть шанс получить сверхвысокую прибыль.

Обычно создание рисковой инновационной комцании предполагает наличие трех условий:

- идеи нововведения;

- предпринимателя, готового на основе такой идеи организовать новую фирму;

- капитала.

Деятельность начинающих венчурных фирм финансируется из так называемых фондов венчурных капиталов, в которых участвуют венчурные корпорации.

Малый бизнес выполняет многообразные функции в рыночной экономике:

- соединяет экономику в единое целое;

* формирует конкурентные отношения в экономике;

- обеспечивает восприимчивость экономики к достижениям ТИП;

г обеспечивает занятость населения.

Бесчисленные мелкие предприятия выполняют роль соединительной ткани экономики. Они появляются там, где другие предприятия неэффективны и не развивают своей деятельности (местная "ближайшая" бензоколонка, магазин, кафе, парикмахерская), а также там, где прочие

фирмы не обеспечивают достаточно индивидуализированного подхода к клиенту.

Без мелких предприятий возникла бы "лоскутная" экономика, где одни потребности населения удовлетворялись бы полностью, а другие нет. Напротив, постоянный поиск новых общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним - основа стратегии малого бизнеса. Не случайно мелкие фирмы не занимаются планированием своей деятельности, а если и составляют план, то гибкий и краткосрочный.

Для экономики в целом деятельность мелких фирм оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса можно судить о способности страны приспосабливаться к окружающей обстановке в мировой экономике.

Не менее важна роль мелких фирм в формировании конкурентных отношений в экономике. Мелкие независимые производители конкурируют со вспомогательными подразделениями гигантских концернов и успешно вытесняют их с рынка. Мелкий бизнес выступает в роли скальпеля, срезающего малопроизводительные подразделения концернов.

Мелкие фирмы слабы поодиночке, но вместе они представляют значительную силу, способную воздействовать на конъюнктуру рынка. Не будь постоянного конкурентного давления со стороны мелких компаний, крупные фирмы могли бы совместно повышать цены, сохранять технологии и т.п. Всему этому препятствует мелкий бизнес, эффективно сдерживая тенденцию к застою, свойственную фирмам-гигантам.

Беспрецедентна роль малого бизнеса в ускорении внедрения достижений ТНП. Хотя подавляющая часть научных исследований осуществляется крупными компаниями (в странах Общего рынка 2/3 всех промышленных исследований выполняются крупными фирмами), однако принципиальные нововведения, меняющие лицо всей промышленности, оказываются результатом деятельности мелких, ранее неизвестных фирм. Все современные концерны возникли из мелких пионерских фирм в начале века.

Масштабная цель и крайне трудный, рискованный путь к ней - вот условия, в которых возникают и действуют фирмы-новаторы. Хорошая приспособленность именно к этим условиям часто позволяет им обгонять в научно-техническом соревновании даже ведущие концерны.

Действительно, эксплеренты, как правило, малы и бедны ресурсами, но их усилия предельно сосредоточены на решении главной задачи. Фирма-новатор заведомо идет на коммерчески

невыгодные условия и затраты, так как в новом деле риск неизбежен, но в случае успеха ей гарантированы сверхвысокие прибыли.

Однако путь фирм-эксплерентов очень тернист. В своем развитии они проходят несколько этапов.

Первый этап. Процесс внедрения или коммерциализации открытия. Обычно этот этап проходит незамеченным для других фирм, и большинство малых предприятий заканчивает свое существование уже на этом этапе.

В последнее десятилетие появились новые организационные формы, позволяющие существенно поддерживать и ускорять процесс внедрения и коммерциализации открытий:

- технологические парки, которые служат общей "крышей" для многих независимых фирм-новаторов. Только в США имеется 150 технологических парков, среди которых особенно известна "кремниевая долина", которая объединяет 3 ООО мелких и средних предприятий электронной промышленности и 200 тыс. работников;

- венчурный капитал - система финансирования, снижающая для инвесторов риск вложений в пионерские компании, а значит, обеспечивающая "пионерам" доступ к инвестициям. Размеры венчурного капитала в США в 1985 году составили $18 млрд.

Посредством развития этих новых организационных форм стал очевиден вклад эксплерен-тов во внедрение технологических новшеств принципиального характера.

Второй этап. Бурное развитие и увеличение производства на тех предприятиях, где был достигнут коммерческий успех.

Третий этап. Рост производства становится значительным, и нововведение полностью доказывает свою состоятельность, и наступает перелом: в новое дело вторгаются фирмы-гиганты и своей мощью, как правило, вытесняют фирмы-эксплеренты, которые все еще ограничены в финансовых ресурсах, имеют сравнительно узкую сбытовую сеть, и им не хватает опыта в проведении маркетинговой стратегии.

Четвертый этап. Редкие компании-пионеры, которым удается пройти эти испытания, доходят до четвертого этапа развития и превращаются в крупные, специализированные фирмы или даже превращаются в виолентов.

Таким образом, мелкие фирмы-новаторы (эк-сплеренты) играют исключительную роль в процессе развития НТП в обществе, а весь сложный механизм осуществления НТП представляется следующим образом.

Нельзя не отметить важную роль малого бизнеса в решении проблемы занятости населения. По данным статистики, 80% рабочих мест обеспечивает мелкое предпринимательство (коммутанты).

Проблема занятости населения становится все более актуальной и для нашей страны в условиях рыночной экономики. Поэтому широкое развитие малых предприятий позволит значительно смягчить эту проблему. Также через мелкое предпринимательство в общественно полезную деятельность можно включить и наименее обеспеченные слои общества (пенсионеры, инвалиды, учащиеся), которые не могут работать полный рабочий день, а нуждаются в дополнительных заработках.

Из всего вышеизложенного следует:

несмотря на определенную ограниченность и недостатки, малый бизнес имеет бесспорные преимущества перед крупным производством и выполняет многообразные функции в современной рыночной экономике. Этим определяется его место в общей экономической системе.

Таким образом, сферы деятельности крупных и мелких предприятий не пересекаются. Они дополняют друг друга, каждый выполняет свои функции в экономике.

Если Германия является ярким примером расцвета малого бизнеса, то для России развитие малого бизнеса является проблемой.

Начиная с 1989 года, на государственном уровне принимаются решения по поддержке малого бизнеса.

Однако, несмотря на это, малый бизнес развивается неравномерно и непоследовательно. Можно отметить два крупных всплеска в его развитии в последние годы. Первый вызван перерегистрацией кооперативов, возникших во второй половине 1980-х годов, в малые предприятия, и был связан с ограничением видов деятельности, которой могли заниматься эти кооперативы, ужесточением их налогообложения, с одной стороны, упрощением регистрации и расширением возможности выхода на внешний рынок, льготами по материально-техническому снабжению и налогообложению для малых предприятий, с другой стороны. Второй - в форме свободной торговли, после ее разрешения в январе 1992 года. В настоящее время малый бизнес развивается преимущественно в торгово-посреднической сфере.

По данным социальных обследований работников профсоюзов малых и средних предприятий в 1993 году, 50% зарегистрированных предприятий не начинают работу, 30% едва сводят концы с концами, 10% живут более или менее сносно, всего 3-4% процветают, 37%, из ус-

пешно действующих связано с теневой экономикой, а 40% не платят налоги.

Правительством в 1993 году сделан существенный щаг в понимании экономических проблем малого бизнеса, в изменении налоговой системы, в выделении кредитных ресурсов на приоритетное производство ТНП и продовольствия, в создании фондов поддержки из федерального бюджета, организации сети специализированных банков с участием государственных средств, страховании программ с высокой степенью риска из государственных страховых фондов и резервов, обеспечении гарантий для иностранных инвестиций, использовании зарубежного опыта и привлечении зарубежных специалистов.

Но это не может дать каких-либо значительных результатов, так как эти мероприятия потребуют значительных средств из казны государства. Дело усугубляется тем, что управленческая структура малого бизнеса на федеральном уровне пока не найдена.

В настоящее время появилось еще одно обстоятельство, которое необходимо учитывать в ситуации с малым предпринимательством и его поддержкой государством - быстрый рост криминально-уголовного характера многих процессов, который стал наблюдаться в самой этой сфере и в связи с ней. Ряд условий, при которых возникают ситуации с криминальным оттенком или завершением, связанных с малым производством, известны:

- отсутствие норм и правил предпринимательской этики внутри хозяйственных организаций самого малого производства, которые приводят к внутреннему разрыву многих хозяйственных структур, к борьбе в них за накопленное имущество и средства производства между организаторами, за распределение прибыли, за лидерство;

- это так называемый "государственный рэкет" по отношению к предприятиям малого бизнеса;

- это уголовный рэкет, связанный как с общей криминализацией экономики, так и имеющий своей основой первые два условия - внутреннюю борьбу в самом малом бизнесе, опирающуюся на помощь криминальных структур, а также допущение в бизнес нарушений в законодательстве.

В настоящее время в России отсутствуют условия развития производства вообще, независимо от его малых, средних и крупных форм и масштабов. До тех пор пока основой хозяйственного механизма не станет производственное предпринимательство, а государство всеми доступными

ему экономическими, производственными, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться или будет развиваться однобоко.

Можно с определенностью сказать, что становление малого бизнеса в России - это сложный процесс. В ходе его осуществления возникает множество проблем, которые необходимо решать, ибо в противном случае развитие малого бизнеса постоянно будет наталкиваться на непреодолимые препятствия.

Крупные корпорации, подобно мамонтам, сильны своей всесокрушающей мощью, мелкие - жалящие, словно москиты, - неизмеримым числом. Могут ли, борясь на два фронта, выжить в этом окружении средние компании? Эти компании оцениваются как "умирающие".

Но в этом "умирающем" классе компаний есть важное исключение - преуспевающая группа фирм. Придерживающаяся так называемой нише-вой (или патиентной) специализации.

Оставаясь небольшой по размерам, компания может стать одним из ведущих поставщиков узкоспециальной продукции, общий спрос на которую сравнительно невелик. Смысл этой стратегии, используемой не только средними компаниями, состоит в сосредоточении усилий на пользующейся ограниченным спросом продукции.

Средняя американская компания "Грейт Лейк Кемикалс" является крупнейшим в мире производителем брома, а мелкая норвежская фирма "КАМеВа" удовлетворяет 30% мировой потребности в гребных винтах для военных кораблей. Не каждая патиентная фирма является мировым лидером, но любая имеет весьма специфический конек, сферу, в которой ее позиции очень сильны.

Что заставляет патиентов столь узко ограничивать свою производственную программу?

Прежде всего, конечно, стремление уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями своей отрасли. Борьба с гигантами в производстве стандартной продукции заведомо обречена на провал: именно в массовом выпуске товаров эффективно крупное производство. Однако в учете специальных запросов потребителя преимущества на стороне той фирмы, которая посвятила свою деятельность их изучению и удовлетворению, и здесь роли меняются.

Так, например, крупный металлообрабатывающий концерн навряд ли будет заниматься производством режущих цепей для электропил. Между тем средняя фирма "Омарк" (США) только режущими цепями и занимается, являясь всемирным лидером в этой области. Успех приходит

не к объективно более сильной, а к более приспособленной к конкретной обстановке компании. Мелкие фирмы, даже при самом удачном для них развитии событий, не могут серьезно подорвать позиции крупного концерна. Иное дело, специализированные компании. Уступая им один за другим сегменты некогда контролируемого рынка, крупная корпорация постепенно сужает сферу своего бизнеса. Единый рынок как бы распадается на сегменты, в каждом из которых крупный концерн уже не занимает ведущих позиций.

Проблемы такого рода возникли в середине 1980-х годов в деятельности крупнейшего электронного концерна ИБМ. Уступив специализированные рынки суперкомпьютеров и средних ЭВМ, отстав в разработке персональных компьютеров, компания по-прежнему многократно превосходила любого из соперников, но почти нигде уже не была лидером. Потребовались чрезвычайные усилия, чтобы вернуть утраченные сегменты рынка.

И все же прямые схватки специализированных фирм и ведущих монополий - скорее исключение, чем правило.

Рынок товаров, производимых патиентом, слишком узок, чтобы привлекать гигантов. А масштабы производства последнего слишком велики, чтобы небольшая специализированная фирма рискнула соревноваться с ним в производстве массовых продуктов.

Вспышка борьбы происходит лишь при вторжении одной из сторон в чужую область.

Специализированные компании имеют свои преимущества перед мелкими компаниями. Они связаны с их повышенной устойчивостью. Рынок, на который работает специализированный производитель, меньше подвержен колебаниям, так как компания выпускает особый товар.

"Серые мыши" - мелкие или средние фирмы, с низким уровнем специализации, для которых кризисы губительны, не имеют коронных продуктов, сталкиваются в период кризисов с падением выручки, а нехватка денег лишает их возможности вести производство дальше.

В итоге специализированная фирма значительно жизнеспособней равной и даже большей по размерам универсальной.

Сильные стороны компаний патиентов связаны с доминирующим положением в рамках занимаемой ниши. На этом рынке они являются мини-моиополиями: пусть их товар резко специфичен и редко кому бывает нужен, но, если потребность возникла, то обращаться приходится к узкому кругу компаний. Здесь бессилен любой к: -к курент.

Исследования показывают, существует прямая зависимость между контролируемой фирмой долей рынка и успехом ее деятельности. Но путь патиентной компании при всех ее преимуществах не является легким, так как найти и создать собственную нишу не так легко.

Владельцам средних фирм приходится: подразделить рынок по отдельным товарам, потребителям, ценам, качеству, маркам, способам сбыта, географии, сервису; сделать свою фирму совершенно непохожей на конкурентов, стремиться к оригинальности, добиваться различий в каждом функциональном аспекте, влияющем на покупателя.

Патиент процветает, пока существует "ниша". Так в 1950-е годы американская фирма "Скрип-то", которая специализировалась на производстве дешевых письменных принадлежностей (автоматические карандаши), успешно процветала. Но в 1960 - 1970-е годы произошла революция в этой области, и французская фирма "Биг" выпустила шариковые ручки, также дешевые. Это привело к падению спроса на продукцию фирмы "Скрипто".

Еще большее воздействие на деятельность специализированных фирм оказывают структурные перестройки хозяйства, которые "уничтожают" сразу десятки и сотни патиентов. Так, выпуск кварцевых часов обусловил ликвидацию многих фирм, производящих механические часы.

С общеэкономических позиций видна связь функций специализированных фирм на рынке. Своим возникновением они обязаны сложности и многообразию экономических потребностей, в том числе и существованию редких и нетипичных, но от этого не менее важных. Приспособившиеся к их удовлетворению фирмы процветают, но одновременно теряют способность менять род деятельности.

Если фирма процветает, так как "ниша" защищена от конкурентов, то увеличивается и сама фирма вместе с ростом "ниши". Увеличение размеров, однако, порождает свои особые проблемы. Для многих нишевых компаний становится прелюдией поглощения. Критический размер предприятия - от 200 до 500 занятых. В этом случае патиентная компания привлекает внимание крупных корпораций и захват ее - единственный путь доступа к патентам, ноу-хау, специализированной сбытовой сети. Специализированную компанию легче поглотить, чем победить. Но иногда сами специализированные компании желают быть поглощенными, так как им требуются большие капитальные вложения, если они желают выйти за пределы своей ниши. Они предпочитают скорее влиться в крупную корпорацию на

выгодных условиях, чем обречь себя на застой или пойти на значительный риск.

Западногерманская компания "НАТТЕР-МАН" - крупный производитель растительных лекарственных средств в Западной Европе, после наступления кризиса предпочла быть поглощенной французским концерном "Ронк-По-уленк", став дочерней компанией с высокой степенью автономности.

Деятельность патиентов, избежавших поглощения, может развиваться по трем направлениям: умеренный рост в рамках "ниши"; превращение в ведущую монополию с сохранением нишевой специализации;

превращение в массового производителя с выходом за пределы "ниши".

Первое направление. Типично для большинства патиентов. Их деятельность подчиняется уже описанной стратегии узкой специализации. Качество фирмы не меняется, лишь растут ее размеры.

Второе направление. Используется лишь немногими компаниями. Для этого недостаточно усилий самого патиента. Необходимо благоприятное стечение обстоятельств. Нужна редко встречаемая параллельность роста самого патиента и того сегмента рынка, который он обслуживает. Если рынок растет слишком медленно, патиент всегда останется небольшой фирмой. Если растет слишком быстро, патиенту не удержать его за собой: туда вторгнутся наиболее мощные конкуренты.

Но почему средние компании, превратившись в монополию, остаются верны нишевой специализации? Многие крупные компании руководствуются мотивом - лучше быть первым на деревне, чем вторым в Риме, выбирая нишевую стратегию и уклоняясь от противоборства с доминирующей компанией.

Два типичных приема позволяют приспособить патиентную стратегию к крупным размерам фирмы.

Дервый прием (компания "Даймлер-Бенц"). Состоит в сосредоточении производства на выпуске изделий наивысшего уровня сложности и обеспечении его крупных масштабов за счет международной реализации продукции. Дорогие автомобили "Мерседес" могут приобрести в мире достаточно много богатых людей.

Второй прием. Заключается в формировании уникального производственного профиля компании (один мощный производитель электрических приборов для автомобилей "Роберт Бош"). Удержаться позволяет выпуск массовой продукции, существенно превосходящей по качеству другие изделия поточного производства.

Третье направление. Используется лишь некоторыми патиентами - это выход за пределы "ниши". Удачливые патиенты нередко накапливают необходимые ресурсы для рывка в массовое производство.

Наиболее общей проблемой, которую должны решить покидающие "нишу" патиенты, является необходимость ускоренного роста. Выход патиента за пределы "ниши" тесно связан с радикальной перестройкой структуры отрасли. Шведский концерн "Электролюкс" выпускает пылесосы, холодильники, стиральные машины, кухонные приборы (белый товар). Более 15 лет назад рынок бытовой электротехники находился в сильно сегментированном состоянии, ведь бытовые привычки потребителя весьма консервативны. Этот концерн был небольшим нише-вым производителем. Затем произвел серию захватов: "Артур Мартин" (Франция 1976 год), "Хуксварна" (Швеция 1978 год), "Тэппен" (США 1979 год), затем ведущие компании -"Занусси" (Италия 1984 год), "Вайт" (США 1993 год), "Торн-ЭМИ" (Англия 1987 год). Всего было захвачено около 400 фирм, и концерн "Электролюкс" стал самым крупным производителем "белого товара".

Анализ деятельности компаний-патиентов позволяет понять одну из функций весьма распространенной в современной капиталистической экономике тактики захватов и поглощений. Нишевая стратегия столь эффективно предохраняет контролируемый компанией сегмент рынка от вторжения извне, что в иной форме часто просто не может осуществляться процесс концентрации производства, даже если объективные условия для него созрели. Вышедший за пределы своей ниши патиент или мощная монополия должны поглотить предприятия ведущих конкурентов, чтобы открыть путь эффективному массовому производству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.