Направление поддержки Группа по эффективности
технологий, в том числе через инвестирование субсидирование лизинга
13. Субсидирование части тела инвестиционных кредитов или лизинговых платежей в рамках областных программ, имеющих высокий эффект масштаба. 3
14. Поддержка участия хозяйств в программах стабилизации финансового состояния хозяйств. 3
15. Бюджетное финансирование развития альтернативных производств 4
16. Частичное финансирование жилищного строительства на селе 4
17. Финансирование программ социального развития на селе (образования, медицины, культуры и т.д.) 4
18. Финансирование обеспеченности жилья газом, электричеством, водопроводом, канализацией 4
19. Кредитование малых форм хозяйствования в рамках программ их развития. 4
20. Частичное бюджетное финансирование экологических программ 4
21. Финансирование программ развития туризма в регионе и программ сохранения ландшафтов 4
22. Субсидирование отдельных видов производимой продукции, которые нуждаются в поддержке для развития. 5
23. Введение налоговых льгот. 5
24. Компенсация затрат по повышению плодородия почв в рамках целевой государственной программы «Повышение плодородия почв» 6
25. Субсидирование затрат на приобретение отдельных видов и ресурсов или работы 6
26. Бюджетное финансирование программ развития транспорта 7
27. Участие в инвестировании индивидуальных проектов, имеющих частное значение и невысокий эффект масштаба. 8
Этот перечень может оказать существенную помощь в разработке конкретных программ государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и их оптимизации. Для конкретного региона этот пере-
чень, естественно, нуждается в дальнейшем «предметном» наполнении, то есть в указании конкретных отраслей, видов продукции, мероприятий, желаемых показателей, выделяемых средств и т.д.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕМ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ (на примере Алтайского края)
Г.М. Гриценко, д.э.н., проф., зам. дир. Алтайского фил. Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства
Алтайский край является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в России. На сельское хозяйство здесь приходится 17% валового регионального продукта. Общая площадь земель сельхозназначения составляет 12,5 млн га, в том числе сельхозугодий - 10,6 млн га, из них пашни -6,3 млн га. (6,7% посевных площадей Российской Федерации). В сельской местности проживает около 50% населения региона [2].
В целом земельные и природно-климатические факторы способствуют возделыванию практических всех видов сельскохозяйственных культур: яровая и озимая пшеница, гречиха, ячмень, в том числе пивоваренный, просо. Край - единственный за Уралом регион по товарному производству подсолнечника, льна, сахарной свеклы с активно развивающимся производством овощей и фруктов. В 2007 г. доля отрасли в общем объеме произведенной сельхозпродукции составила 56%, рентабельность - 42,5%. Животноводство представлено молочным и мясным скотоводством, птицеводством, свиноводством, овцеводством, пантовым оленеводством, коневодством, пчеловодством, звероводством и рыбоводством. В 2007 г. рентабельность отрасли составила 7,5%. Наиболее рентабельным стало производство молока - 25,1% [1, 2].
В растениеводстве в последние два года при сохранении и даже сокращении общего числа фермерских хозяйств, они все больше производят продукции, что объясняется, прежде всего, большей интенсивностью, а, значит, производительностью труда в них, большим внимаем к технологиям производства и умением их руководителей обходить общепринятую систему учета и отчетности, что делает их более конкурентоспособными по сравнению с коллективными сельхозпредприятиями. В животноводстве приоритет до сих пор принадлежит домашним хозяйствам. Однако фермерский сектор
интенсивнее всех развивает отрасль: в производстве скота и птицы в живом весе его объемы увеличились за 5 лет на 74%, в производстве молока - на 46,5%, шерсти - на 25%. В то время как сельхозпредприятия увеличили лишь производство яиц, а домашние хозяйства имели в среднем темпы роста объемов производства меньше, чем другие категории хозяйств. [5]
Сегодня экономическая политика региональных органов управления ориентирована преимущественно на развитие крупного коллективного сектора путем создания новых высокотехнологичных предприятий. И без этого, действительно, сложно производить конкурентоспособную товарную продукцию. Однако следует помнить, что малый бизнес на селе - домашние хозяйства, индивидуальные предприниматели - это форма жизни. Количество индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве за 2006-2007 гг. увеличилось в 1,7 раза, что объясняется, прежде всего, участием в ПНП «Развитие АПК», где понадобилась официальная регистрация для тех, кто ее не имел. [2] Но его рост сдерживается чрезмерным административным прессингом на всех стадиях развития малого предприятия, отсутствием системного подхода и низкой эффективностью мер поддержи.
Уровень карового обеспечения сельскохозяйственного производства сегодня низкий. За 2003-
2007 гг. на 46,7% уменьшилась численность руководителей и специалистов, ежегодно сокращается 3536 тыс. штатных должностей, количество дипломированных специалистов на 100 хозяйств уменьшилось с 2047 до 1385 человек. Уровень обеспеченности руководителями и специалистами с высшим образованием составляет 86,4% [3].
Повышению конкурентоспособности продукции региона во многом способствует уровень ее переработки. Имеющиеся на предприятиях пищевой
перерабатывающей промышленности производственные мощности позволяют ежегодно перерабатывать около 4,0 млн т зерна, 1,7 млн т молока, 400 тыс. т масличных культур, 200 тыс. т скота и птицы. Доля отрасли в структуре производства потребительских товаров края превышает 80%. Отрасль обеспечивает региону первое место в стране по производству муки и сычужных сыров, второе - по производству крупы, четвертое - по производству макаронных изделий [2]. Перерабатывающие предприятия расположены на всей территории Алтайского края, но чаще всего сосредоточены в крупных городах, что лишает сельхозтоваропроизводителей доступа к свободной реализации своей продукции, сельские территории - дополнительных источников доходов и занятости местного населения.
Высокие производственные издержки сельхозтоваропроизводителей и переработчиков сель-хозсырья вызваны значительным моральным и техническим износом основных фондов, высоким удельным весом затрат на электрическую энергию и горюче-смазочные материалы в себестоимости продукции и отсутствием ремонтно-сервисных центров в пределах стандартной транспортной доступности (24 часа). Что и предопределяет активное участие государства в развитии отрасли и его основные направления.
К 2007 г. в крае закончилась начатая в 2005 г. работа по формированию целостной региональной системы управления экономикой АПК, основанной на комплексной программно-целевой основе. Постановлением Администрации края от 28.12.2007 г. № 622 одобрена комплексная программа социально-экономического развития Алтайского края, в которую входят: стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 г.; долгосрочная программа социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 г., включая программу социально-экономического развития Алтайского края на 2008-2012 гг. В каждом муниципальном образовании края разработаны и утверждены комплексные программы социальноэкономического развития до 2017 г.
В 2008 г. Правительством РФ утвержден конкурсный проект «Особо значимая аграрная территория «Комплексное развитие Алтайского Приобья», в рамках которого предусмотрено освоить около 600 млрд. рублей, из них около 45% - за счет бюджетов всех уровней. Более 60% средств планируется направить на развитие производственного потенциала территории, около 10% - на развитие социальной инфраструктуры. При этом девять проектов на общую сумму 20024,6 млн руб. - в сельском хозяйстве, два проекта на сумму 7802 млн руб. - в пищевую перерабатывающую промышленность [2].
В 2008 г. принят закон Алтайского края «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае» и ведомственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008-2012 годы», включающая в себя финансирование всех направлений, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2008-2012 гг.
В Алтайском крае действует семь Краевых целевых программ поддержки жителей и товаропроизводителей на селе:
- «Техническое перевооружение сельского хозяйства Алтайского края на 2006-2010 годы» (приоритетные направления - приобретение новых
высокопроизводительных посевных, почвообрабатывающих комплексов и тракторов к ним, модернизация парка зерноуборочных комбайнов, увеличение количества кормоуборочных комбайнов, приобретение новой свеклоуборочной техники и оборудования для молочного животноводства);
- государственной поддержки сельскохозяйственного производства в отдаленных горных районах;
- стабилизации и развития сельскохозяйственного производства Алтайского края (приоритетные направления - поддержка элитного семеноводства, компенсация затрат на средства химизации, субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями, субсидии на поддержку производства льна; в животноводстве - субсидии на поддержку овцеводства, табунного коневодства, субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам, компенсация части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур);
- кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Алтайского края на 2006-2010 гг.;
- развития племенной базы животноводства;
- адресная инвестиционная программа;
- субсидирования налога на имущество. [2]
Из федерального бюджета средства на поддержку агропромышленного комплекса направляются в рамках реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» и федеральных целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы».
По состоянию на 01.10.2008 г. объем средств краевого лизингового фонда составил 546 млн руб. Большая часть сделок 2008 г. пришлась на лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования (зерно- и кормоуборочная техника, тракторы, прицепная техника, сеялки и посевная техника, оборудование для животноводства). [2]
За 2003-2007 гг. из краевого бюджета на поддержку сельского хозяйства выделено 5398111 млн руб., из федерального - 11987194 млн руб., что в общей сложности составило 17385305 млн руб. [1]. Только за 2007-2008 гг. инвестиции в основной капитал региона выросли почти в 1,6 раза (по России в 1,4 раза), более 14% инвестиций в основной капитал вложено в развитие сельского хозяйства. Каждый рубль бюджетных средств, вложенных в реальный сектор экономики стимулировал инвестирование 14,4 руб. заемных ресурсов. В результате реализации проектов создано более 700 рабочих мест. Значительно увеличились налоговые поступления, заработная плата работников предприятий - участников проектов возросла на 17% [2].
В связи с тем, что значительная доля сельскохозяйственной продукции производится в домашних и фермерских хозяйствах, в регионе повышенной внимание уделяется поддержке малого предпринимательства. В 2007 г. Алтайский край стал победителем федеральных конкурсов финансовокредитной поддержки малого предпринимательства по направлениям «Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов)», «Создание
гарантийного фонда для субъектов малого предпринимательства» и «Техническое перевооружение крестьянских (фермерских) хозяйств». В том же году на
эти цели из федерального бюджета направлено 95 млн руб. и 54 млн руб. - из краевого.
Для их реализации постановлением Администрации края от 07.11.2007 г. № 507 в крае принята ведомственная целевая программа «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 20082010 годы». Общий объем финансирования программы за счет средств краевого бюджета составит 174,1 млн. руб. [2]
Создан Алтайский краевой бизнес-инкубатор и при его участии и участии органов местного самоуправления и Общественных советов по развитию предпринимательства при главах сельских районов края создаются информационноконсультационные центры. Наиболее эффективно их работа осуществляется в Ребрихинском, Немецком национальном, Родинском, Кулундинском районах, городах Бийске и Яровом.
Однако Мониторинг реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2008-2012 гг. в Алтайском крае (проводился с 20 по 31 октября
2008 г. рабочей группой в составе сотрудников Алтайского филиала ГНУ СибНИИЭСХ СО Россельс-хозакадемии) показал, что только объемы финансирования не решают проблем отрасли.
Приведем лишь результаты экспертного опроса, в котором приняли участие заместители начальника главного управления сельского хозяйства края, депутаты краевого законодательного собрания, представители от регионального представительства «Росагролизинг», региональных офисов «Россельхозбанка» и «Сбербанка» и их районных офисов, краевого Агропромсоюза, краевого союза сельских потребительских кооперативов, научноисследовательских институтов Сибирского отделения Россельхозакадемии, главы администраций и начальники районных управлений сельского хозяйства, представители районных средств массовой информации. Всего 28 человек, среди которых было 2 доктора экономических наук, 2 заслуженных экономиста РФ. На вопрос анкеты: «Как Вы оцениваете мероприятия Госпрограммы в 2008 году?» При общем положительном отношении к ней они отметили целый ряд недостатков: большая часть краевых целевых программ, кроме программы технического перевооружения и компенсации стоимости отдельных ресурсов, носят точечный характер, позволяя развиваться и без того финансово устойчивым хозяйствам, имеющим залоговую базу для кредитования; в Программе нет глубины, основополагающего
подхода; пассивность и отстраненность отдельных чиновников на местном уровне от реализации тех разделов программы, которые не имеют непосредственного отношения к сельхозпроизводству; низкие ставки субсидий и их несвоевременная выплата, в результате технического и технологического перевооружения отрасли - обострение проблемы сбыта произведенной продукции.
28.02.2008 г. между Администрацией Алтайского края и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации заключено Соглашение о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., в рамках которого краем принят ряд обязательств по увеличению валового производства продукции в среднем за год на 3,6%, в том чтсле мяса - на 18%, молока -на 7,4%, и объема инвестиций ежегодно в среднем
- на 10,3% [2]. Аналогичные соглашения заключены между регионом и каждым сельским муниципальным районом. Однако эти соглашения носят достаточно формальный характер, ибо не обеспечены организационным механизмом реализации произведенной продукции, т.е. не включен механизм государственного заказа. И если такого механизма нет на уровне Федерации, значит, его реально не может быть и на уровне регионов и муниципальных образований, без чего не может быть и активной аграрной политики. Значит, все попытки разработки программ социально-экономического развития сельских территорий практически превращаются в формальность, ибо в них отсутствует главное - определение позиции территорий на тех или иных товарных рынках, прогнозных объемов реализации на них своей продукции, а значит, заказа на этот объем производства своим товаропроизводителям.
Источники
1. Данные Главного управления сельского хозяйства Алтайского края.
2. Экономика Алтайского края. - 2008. - № 4.
3. Экономическое поведение сельского населения в условиях сокращения занятости [Текст]: монография / М. Л. Акишина [и др.]; под ред. А. М. Зубахина, В. А. Бородина; М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, ФГОУ ВПО «АГАУ». -Барнаул: Изд-ва АГАУ, 2007 (Азбука). - 136 с.
4. Этим гордится Алтай: Агропромышленный комплекс Алтая / Е.М. Ельникова, Н.Н. Чистяков, А.И. Овсиенко и др. Под общ. ред. д.т.н. проф. М.П. Щетинина, Барнаул. - 2008. - 191 с.
5. http://www.gks.ru - сайт Федеральной службы государственной статистики.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОМ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
С.А. Пахомчик, к.э.н., проф. Тюменского нефтегазового университета, Е.Г. Канев, гл. спец. управления экономики Администрации г. Салехарда, Р.В. Фракин, асп. Тюменской сельскохозяйственной академии
Аграрному сектору Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) уделяется достаточно большое внимание со стороны региональных органов власти, которое выражается в реализации программ развития отрасли и финансовой, правовой и организационной поддержке [1, 5].
Внимание к проблемам сельского хозяйства и его субъектам определяется не чьими-либо субъективными желаниями, а продиктовано самой жизнью.
Магистральным направлением поддержки аграрного сектора является то обстоятельство, что оно имеет этносохраняющее значение для коренных народов Севера проживающих на территории округа. Основная часть занятых в отрасли сельского хозяйства территории (оленеводство, охотопро-мысел, рыболовство, пушное звероводство) это представители малочисленных народов Севе-ра(ненцы, ханты, селькупы, коми-зыряне) [6].