Научная статья на тему 'Наиболее эффективные направления поддержки на основе опыта Северо-Запада'

Наиболее эффективные направления поддержки на основе опыта Северо-Запада Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наиболее эффективные направления поддержки на основе опыта Северо-Запада»

зацию дополнительных мероприятии, направленных на снижение напряженности на рынке труда) Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 1089.

Участие в каждом из перечисленных конкурсов предполагает софинансирование из регионального бюджета, в связи с чем актуальным является увеличение объемов финансирования программы из областного бюджета.

Важное значение также имеет стимулирование вложения в развитие сельскохозяиственных потребительских кооперативов собственных средств их членов. Так, в 2007-2008 гг. кооперативами получены в кредитных организациях кредиты и займы на сумму 105,143 млн руб. В соответствии с «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 г. № 446, кооперативы при этом вправе получать субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов. Непосредственно на реализацию мероприятий программы в 2008 г. кооперативами направлены 12,2 млн руб. Однако в связи с экономическим кризисом они столкнулись с трудностями в получении кредитных ресурсов, что не позволило осуществить в необходимом размере субсидируемые по программе расходы.

Использование программно-целевого метода позволяет оценить эффективность расходования на программу бюджетных средств. Основные результаты деятельности кооперативов региона за 20062008 гг. представлены в табл. 1.

Основными приоритетами бюджетного стимулирования развития малого предпринимательства в АПК Орловской области на 2009 г. являются:

- расширение направлений субсидирования затрат на приобретение сельскохозяйственными потребительскими кооперативами второго и последующих уровней сельскохозяйственной техники и оборудования, создание сельскохозяйственных кооперативных рынков, торговых мест, пунктов по приемке, первичной переработке и хранению сельскохозяйственной продукции;

- субсидирование затрат на создание и организацию деятельности логистического центра для оказания помощи по сбыту продукции, разработке и регистрации товарных знаков и других атрибутов бренда на продукцию;

- создание сельскохозяйственного кооператива третьего (областного) уровня;

- расширение направлений субсидирования затрат на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности;

- привлечение в установленном порядке кооперативов к системе государственных и муниципальных закупок сельскохозяйственной продукции.

Таблица 1 - Основные финансово-экономические показатели деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов Орловской области, 2006-2008 гг.

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 20082006 гг., раз

Количество кооперативов, ед.* 19 30 49 2,6

Паевой фонд кооперативов, тыс. руб.** 7 735 8 790,5 48 939,8 6,3

Численность членов, человек** 425 7 537,0 9 666,0 22,7

Внеоборотные активы, тыс. руб.*, в том числе 10 125 45 395 76 506 7,6

Основные средства, тыс. руб.* 10 119 35 067 50 825 5,0

Денежные средства, тыс. руб.* 1 179 1 247 4 572 3,9

Нераспределенная прибыль, тыс. руб.* 1 367 3 116 6 924 5,1

Займы и кредиты, тыс. руб.* 56 051 118 844 143 863 2,6

Выручка, тыс. руб.* 37 335 131 716 169 305 4,5

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.* 1 017 5 471 6 222 6,1

По данным сводной бухгалтерской отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных потребительских кооперативов Орловской области. ** По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области.

Реализация программных мероприятий, а также названные направления бюджетной поддержки позволят не только стимулировать предпринимательскую инициативу граждан и обеспечить защиту малого агробизнеса в кризисный период, но и заложить надежную основу для его дальнейшего эффективного функционирования.

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ НА ОСНОВЕ ОПЫТА СЕВЕРО-ЗАПАДА Д.Б. Эпштейн, д.э.н., проф., гл. науч. сотр. Северо-Западного НИИ экономики сельского хозяйства

Наши исследования различий в аграрной политике областей и республик северо-запада позволяют предложить некоторый алгоритм оптимизации выбора направлений аграрной политики и региональных систем поддержки сельского хозяйства (РСПСХ), обеспечивающий повышение эффективности их воздействия при заданной величине выделяемых средств. Ниже приведены основные положения этого алгоритма.

1. Наиболее эффективны направления, аграрной политики которые в наибольшей степени способствуют активизации самостоятельных инновационных инициатив сельскохозяйственных производителей (как, например, субсидирование процентной ставки и части тела инвестиционных кредитов, лизинга передовой техники). Поэтому надо стремиться максимально удовлетворить заявки сельхозпроизводителей на получение субсидируе-

мых кредитов, предоставляя им также организационную поддержку в разработке бизнес - планов. Однако конкретная проверка платежеспособности кредитополучателей должна остаться за банками.

2. Эффективны также направления, которые создают необходимую информационную и рыночную инфраструктуру (информационная поддержка, кадровая поддержка, борьба с криминализацией рынков, помощь в поиске дополнительных рынков сбыта и создании сбытовых кооперативов). Их эффективность связана с широким спектром действия при относительно малых затратах. Поэтому из оставшихся средств необходимо обеспечить максимальное финансирование указанных направлений.

3. Также (после задействования указанных выше направлений) способно дать отдачу создание устойчивости системы ведения сельского хозяйства

путем субсидирования селекционно-генетического ядра производства.

4. Далее, при наличии средств, целесообразно осуществлять субсидирование отдельных видов производимой продукции, которые менее рентабельны, но нуждаются в поддержке.

Наконец, на пятом шаге возможно субсидирование отдельных видов работ и ресурсов. Но при этом надо учитывать, что такое субсидирование, если оно «привязано» к стоимости ресурсов, уменьшает стимулы к снижению издержек.

В соответствии с этим алгоритмом мы выделяем 8 групп мероприятий по их эффективности (табл. 1). В этой таблице с увеличением номера группы эффективность снижается.

В соответствии с предложенным алгоритмом мы приведем ниже в виде таблицы (табл. 2) перечень направлений РСПСХ, который может служить в качестве основы для выбора направлений в конкретном регионе. Они упорядочены по эффективности.

Таблица 1 - Определение групп мероприятий региональных систем поддержки по ожидаемой эффективности

Г руппа по эффективности Характеристика группы Примечание, пример

Г руппа 0 Низкозатратные мероприятия, имеющие высокий эффект масштаба и способствующие активизации усилий товаропроизводителей. Разработка и законодательное оформление программ поддержки, проведение семинаров, школ передового опыта, конкурсов, награждение передовиков.

Г руппа 1 Мероприятия, реализация которых существенно активизирует инициативу товаропроизводителей и где бюджет должен покрывать относительно небольшую часть затрат (до 10%). Субсидирование части процентной ставки по кредитам, лизингу.

Г руппа 2 Мероприятия, реализация которых существенно активизирует инициативу товаропроизводителей и где бюджет должен покрывать существенную часть затрат (от 10 до 25%), при этом затраты относительно невелики, но велик эффект масштаба. Развитие информационной инфраструктуры, рыночных институтов, организационная поддержка, субсидирование сохранения селекционною - генетического ядра.

Г руппа 3 Мероприятия, где велик положительный эффект в силу эффекта масштаба, хотя бюджет должен покрывать большую часть затрат, затраты велики Создание новых рыночных институтов, кадровая поддержка, распространение новых технологий, развитие систем консультирования, субсидирование развития селекционно-генетического ядра.

Г руппа 4. Затратные мероприятия, где бюджет является основным инвестором, имеющие существенный социальный и / или экологический эффект Создание альтернативных рабочих мест, поддержка программ экологизации производства.

Г руппа 5. Затратные мероприятия, направленные на существенное субсидирование производства и сбыта отдельных отраслей или видов продукции с целью повышения финансовой устойчивости этих отраслей. Субсидирование отдельных видов продукции. Налоговые льготы.

Г руппа 6. Затратные мероприятия, направленные на субсидирование производства или приобретения отдельных видов ресурсов Субсидирование приобретения ГСМ, работ по повышению плодородия.

Г руппа 7. Высокозатратные мероприятия, финансируемые в основном из бюджета, направленные на развитие транспортной инфраструктуры

Г руппа 8. Участие в инвестировании индивидуальных проектов, имеющих частное значение и невысокий эффект масштаба.

Таблица 2 - Примерный перечень направлений РСПСХ на основе опыта северо-западного региона

с учетом их ожидаемой эффективности

Направление поддержки Группа по эффективности

1. Разработка комплексных целевых среднесрочных программ по отраслям, видам продукции, территориям с конкретизацией желаемых тенденций и показателей. 0

2. Законодательное оформление аграрной политики, РСПСХ, программ развития сельского хозяйства и АПК 0

3. Информационная поддержка сельхозтоваропроизводителей, обеспечение их информацией о ценах, о передовых технологиях, о новых путях сбыта и методах маркетинга. 0

4. Организация обмена опытом в рамках контроля исполнения программ РСОЭПСХТ 0

5. Субсидирование процентной ставки инвестиционных кредитов или ставки по лизингу в рамках обеспечения программ (см. п.1). 1

6. Организационная помощь в поиске дополнительных рынков сбыта и создании сбытовых кооперативов (содействие организации регулярного сбыта молока, картофеля и другой продукции ЛПХ и КФХ посредством бюджетной поддержки создания и работы снабженческо - сбытовых потребительских кооперативов). 1

7. «Расчистка» доступа к рынку местным товаропроизводителям в городах и поселках региона (без дискриминации приезжающих) 2

8. Субсидирование создания и развития селекционно - генетического ядра производства: поддержка и частичное финансирование селекционного семеноводства, закупок высокопродуктивного племенного скота (молочного, мясного КРС, свиней, птиц), 2-3

9. Организация службы консультирования 3

10. Развитие рыночной инфраструктуры путем открытия и контроля новых рынков, бирж и т.д. 3

11. Разработка программ и участие в программах подготовки кадров для АПК 3

12. Организация разработки, пропаганда и содействие по подпрограммам внедрения прогрессивных 3

Направление поддержки Группа по эффективности

технологий, в том числе через инвестирование субсидирование лизинга

13. Субсидирование части тела инвестиционных кредитов или лизинговых платежей в рамках областных программ, имеющих высокий эффект масштаба. 3

14. Поддержка участия хозяйств в программах стабилизации финансового состояния хозяйств. 3

15. Бюджетное финансирование развития альтернативных производств 4

16. Частичное финансирование жилищного строительства на селе 4

17. Финансирование программ социального развития на селе (образования, медицины, культуры и т.д.) 4

18. Финансирование обеспеченности жилья газом, электричеством, водопроводом, канализацией 4

19. Кредитование малых форм хозяйствования в рамках программ их развития. 4

20. Частичное бюджетное финансирование экологических программ 4

21. Финансирование программ развития туризма в регионе и программ сохранения ландшафтов 4

22. Субсидирование отдельных видов производимой продукции, которые нуждаются в поддержке для развития. 5

23. Введение налоговых льгот. 5

24. Компенсация затрат по повышению плодородия почв в рамках целевой государственной программы «Повышение плодородия почв» 6

25. Субсидирование затрат на приобретение отдельных видов и ресурсов или работы 6

26. Бюджетное финансирование программ развития транспорта 7

27. Участие в инвестировании индивидуальных проектов, имеющих частное значение и невысокий эффект масштаба. 8

Этот перечень может оказать существенную помощь в разработке конкретных программ государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и их оптимизации. Для конкретного региона этот пере-

чень, естественно, нуждается в дальнейшем «предметном» наполнении, то есть в указании конкретных отраслей, видов продукции, мероприятий, желаемых показателей, выделяемых средств и т.д.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕМ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ (на примере Алтайского края)

Г.М. Гриценко, д.э.н., проф., зам. дир. Алтайского фил. Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства

Алтайский край является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в России. На сельское хозяйство здесь приходится 17% валового регионального продукта. Общая площадь земель сельхозназначения составляет 12,5 млн га, в том числе сельхозугодий - 10,6 млн га, из них пашни -6,3 млн га. (6,7% посевных площадей Российской Федерации). В сельской местности проживает около 50% населения региона [2].

В целом земельные и природно-климатические факторы способствуют возделыванию практических всех видов сельскохозяйственных культур: яровая и озимая пшеница, гречиха, ячмень, в том числе пивоваренный, просо. Край - единственный за Уралом регион по товарному производству подсолнечника, льна, сахарной свеклы с активно развивающимся производством овощей и фруктов. В 2007 г. доля отрасли в общем объеме произведенной сельхозпродукции составила 56%, рентабельность - 42,5%. Животноводство представлено молочным и мясным скотоводством, птицеводством, свиноводством, овцеводством, пантовым оленеводством, коневодством, пчеловодством, звероводством и рыбоводством. В 2007 г. рентабельность отрасли составила 7,5%. Наиболее рентабельным стало производство молока - 25,1% [1, 2].

В растениеводстве в последние два года при сохранении и даже сокращении общего числа фермерских хозяйств, они все больше производят продукции, что объясняется, прежде всего, большей интенсивностью, а, значит, производительностью труда в них, большим внимаем к технологиям производства и умением их руководителей обходить общепринятую систему учета и отчетности, что делает их более конкурентоспособными по сравнению с коллективными сельхозпредприятиями. В животноводстве приоритет до сих пор принадлежит домашним хозяйствам. Однако фермерский сектор

интенсивнее всех развивает отрасль: в производстве скота и птицы в живом весе его объемы увеличились за 5 лет на 74%, в производстве молока - на 46,5%, шерсти - на 25%. В то время как сельхозпредприятия увеличили лишь производство яиц, а домашние хозяйства имели в среднем темпы роста объемов производства меньше, чем другие категории хозяйств. [5]

Сегодня экономическая политика региональных органов управления ориентирована преимущественно на развитие крупного коллективного сектора путем создания новых высокотехнологичных предприятий. И без этого, действительно, сложно производить конкурентоспособную товарную продукцию. Однако следует помнить, что малый бизнес на селе - домашние хозяйства, индивидуальные предприниматели - это форма жизни. Количество индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве за 2006-2007 гг. увеличилось в 1,7 раза, что объясняется, прежде всего, участием в ПНП «Развитие АПК», где понадобилась официальная регистрация для тех, кто ее не имел. [2] Но его рост сдерживается чрезмерным административным прессингом на всех стадиях развития малого предприятия, отсутствием системного подхода и низкой эффективностью мер поддержи.

Уровень карового обеспечения сельскохозяйственного производства сегодня низкий. За 20032007 гг. на 46,7% уменьшилась численность руководителей и специалистов, ежегодно сокращается 3536 тыс. штатных должностей, количество дипломированных специалистов на 100 хозяйств уменьшилось с 2047 до 1385 человек. Уровень обеспеченности руководителями и специалистами с высшим образованием составляет 86,4% [3].

Повышению конкурентоспособности продукции региона во многом способствует уровень ее переработки. Имеющиеся на предприятиях пищевой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.