Научная статья на тему 'Совершенствование мер государственного регулирования крестьянских (фермерских) хозяйств в Краснодарском крае'

Совершенствование мер государственного регулирования крестьянских (фермерских) хозяйств в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улыбина Л. К., Чайка И. А.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, чьи конечные результаты производства напрямую зависят не только от вложенных материальных и трудовых ресурсов, но и от погодно-климатических условий и различных бедствий, особо нуждаются в организации действенной страховой защиты. По мнению авторов статьи необходимо в целях массового развития сельхозстрахования предусмотреть возможность использования государственных средств как на субсидирование страховых взносов, так и на компенсацию убытков товаропроизводителей, если их имущество застраховано, а также если убытки носят чрезвычайный характер. Существует потребность повысить долю участия государства в страховании, например, путем участия региональных бюджетов в субсидировании страховых взносов наряду с федеральными. Вместе с тем следует внедрить групповое страхование урожая на основе объединения усилий страхователей в пределах сельского административного района. Это приведет к некоторому снижению страхового тарифа либо использованию в договоре льгот и различных скидок. Применение ассоциированного договора страхования позволит сельским страхователям сократить страховые платежи каждого из участников ассоциации, даже при использовании специального банковского кредита. Внедрение такой программы позволит государству отказаться от прямых бюджетных вливаний в сельскохозяйственную отрасль при наступлении масштабных стихийных бедствий. Программа помощи в случае стихийных бедствий с использованием механизма страхования будет более конкретной и адресной, избавит государство от проведения собственной экспертной оценки и внесет ясность в экономические отношения государства и крестьян при наступлении крупных стихийных бедствий и катастроф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Улыбина Л. К., Чайка И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование мер государственного регулирования крестьянских (фермерских) хозяйств в Краснодарском крае»

Развитие АПК

1 (58) - 2008

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

л.К. улыбина, кандидат экономических наук, профессор Кубанский государственный аграрный университет

И.А. ЧАйКА

Кубанская государственная медицинская академия

В 1991 г. реформа сделала первые практические шаги в формировании многоукладной аграрной экономики. Одним из таких укладов стало фермерство — малая форма агробизнеса.

Фермерский бизнес имеет семейно-предпри-нимательскую природу и характеризуется сравнительно небольшими размерами. Эти особенности обусловливают применение принципиально иных подходов и методик для обоснования целесообразности ведения фермерского производства, его планирования и оценки эффективности в отличие от тех, которые адаптированы для крупных сельскохозяйственных предприятий.

В 2006 г. в Краснодарском крае насчитывалось 17,3 тыс. КФХ, что на 0,6 тыс. меньше, чем в 2005 г. Но при этом произошло увеличение общей площади, предоставленной фермерским хозяйствам земли, до 755,5 тыс. га, что способствует обеспечению жизнеспособности сельских территорий и сохранению почвенного плодородия, а также поддержанию сельских ландшафтов.

Несмотря на численное сокращение КФХ в Краснодарском крае, происходит увеличение производимой ими валовой продукции сельского хозяйства (в 2006 г. оно составило 9 %).

В ходе аграрной реформы фермерские хозяйства приобрели полную экономическую самостоятельность, однако их возможности в повышении производительности труда, организации высокоэффективного производства сельскохозяйственной продукции остаются невостребованными из-за нерешенных проблем.

Острый недостаток финансовых ресурсов и средств, несвоевременность расчетов государства за продукцию, высокие процентные ставки по кредитам и налоговый прессинг — главные причины того, что многие фермеры не видят выхода из создавшейся обстановки, теряют интерес к самостоятельному хозяйствованию.

Для достижения эффективности и конкурентоспособности агропроизводства необходимо укреплять производственный потенциал сельскохозяйственных товаропроизводителей, который сократился с 1990 г. примерно вдвое, а оставшаяся техника и другие фонды изношены на 70—75 %. Поэтому требуются значительные инвестиции в аграрную сферу. Однако сельскохозяйственные предприятия, кредиторская задолженность которых составляет 350 млрд руб., таких средств не имеют, что повышает актуальность использования долгосрочных кредитов.

Во многих странах мира высокая эффективность сельского хозяйства в значительной степени обусловлена существенной поддержкой развития фермерского хозяйства государством (25—30 % доходов фермеров формируется за счет государственной поддержки). Государство финансирует и осуществляет строительство дорог, крупных мелиоративных сооружений, средств электрификации и телефонизации, выделяет крупные средства на проведение почвозащитных мероприятий, развитие сельскохозяйственной науки и внедрение ее достижений в практику. Фермеры имеют широкий доступ к результатам научно-технического прогресса. Высокая результативность науки в сельском хозяйстве обеспечивается в значительной мере за счет повышения уровня образования и профессиональной подготовки фермеров. Кроме того, государство поддерживает денежные доходы фермеров через систему гарантированных цен, которая распространяется примерно на половину сельскохозяйственной продукции, в основном на товары с длительным сроком хранения.

Государственная поддержка сельского хозяйства в России осуществляется через выделение средств из федерального и региональных бюджетов сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также выражается в принятии соответствующих законодательных мер и мер организационного характера,

Развитие АПК

1 (58) - 2008

направленных на привлечение негосударственных инвестиций в сельское хозяйство.

В рамках национального проекта «Развитие АПК» и краевой целевой программы на крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), как одну из форм малого сельского предпринимательства, распространяются определенные виды государственной поддержки, направленные на повышение их экономической эффективности.

Увеличиваются ежегодно выделяемые средства из бюджета Краснодарского края на развитие крестьянских хозяйств — за последние два года направлено свыше 4,1 млрд руб.

Оценка результатов реализации Программы поддержки развития КФХ Краснодарского края в 2003—2005 гг. выявила, что финансирование, предусмотренное данной программой, происходило не в полном объеме. Так, Программой развития КФХ региона в 2005 г. планировалось выделить 35 млн руб., в том числе:

• капитальные вложения в сумме 15 млн руб. на обустройство КФХ;

• на мелиоративные, осушительные и восстановительные работы — 10 млн руб.;

• на поддержку развития кредитной кооперации на возвратной основе — 10 млн руб. Фактически профинансированы только расходы на проведение мелиоративных, осушительных и восстановительных работ в размере 65 % от заложенной суммы.

Из федерального бюджета в 2003 г. финансирование по статье «Прочие расходы», составило 45,6 млн руб. из запланированного объема 81,2 млн руб., в том числе:

• на приобретение техники на условиях лизинга— 14,7 млн руб.;

• субсидирование процентных ставок по кредитам банков — 5,5 млн руб.;

• компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений — 24,1 млн руб.;

• субсидии на различные виды продукции — 1,3 млн руб.

Расходы, финансируемые из краевого бюджета, в 2003 г. составили 35,6 млн руб., в том числе:

• на товарное кредитование КФХ — 17,6 млн руб.;

• дотации и компенсации на отдельные виды продукции — 3,1 млн руб.;

• субсидии по процентным ставкам кредитов банков — 8,3 млн руб., мелиоративные работы — 6,5 млн руб.

Основной финансовый ресурс, который поддерживается со стороны федерального правительства

и региональных властей — это субсидирование процентных ставок кредитов, которые сельскохозяйственные производители могут брать в любых банках Российской Федерации.

Субсидирование процентных ставок по кредитам не решило в полной мере проблемы кредитования КФХ. Для многих фермеров такая форма государственной поддержки оказалась труднодоступной, поскольку остается нерешенной проблема обеспечения возвратности кредитов (из-за трудностей с поручительствами, гарантиями, залогом земли), сохраняется довольно сложная процедура оформления кредитов и т. д. Это требует дальнейшего совершенствования механизма кредитования КФХ.

Необходимо упростить порядок субсидирования части процентной ставки по кредитам коммерческих банков для КФХ с учетом их специфики, поскольку в нем предъявлены требования, по которым многие хозяйства не могут их выполнить, и остаются без этой меры поддержки.

Так, анализ эффективности использования в Краснодарском крае субсидирования процентной ставки для КФХ в 2004 г. показывает, что ими получено только 13,8 млн руб., что составило 3,5 % от запланированных 396 млн руб.

Перспективной мерой финансовой поддержки субъектов малого и среднего агробизнеса, включая фермерские хозяйства, является стимулирование развития сельской кредитной кооперации. Необходимо совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей взаимоотношения между коммерческим банками и кредитными кооперативами.

В 2003 г. в Краснодарском крае осуществляли деятельность 7 кредитных кооперативов, через них в 2004 г. 250 КФХ получили займы на сумму 15,7 млн руб. В ходе собраний краевой ассоциации КФХ желание создать кредитные кооперативы высказали фермерские ассоциации 10 районов края.

Более чем в 30 районах Краснодарского края работают фермерские объединения (ассоциации), Они информируют КФХ по таким направлениям, как предложения по продаже сельскохозяйственной техники, семян, ГСМ, СЗР, а также предлагают услуги по ведению бухгалтерского учета, консультации по налогообложению. Информационная и консультационная помощь КФХ также является важнейшим направлением государственной поддержки.

По мнению многих аграрных политиков, сельское хозяйство следует развивать, опираясь только на крупные сельскохозяйственные организации, что не соответствует аграрной теории и мировой практике, а также полученным результатам сельско-

Развитие АПК

1 (58) - 2008

хозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности. Поэтому необходимо ввести механизм квотирования средств государственной поддержки по категориям сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая фермеров, что позволит повысить товарность хозяйств и доходы занятых в них граждан.

Путем немалых усилий АККОР добилась установления фермерской квоты в бюджетных средствах на субсидирование выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям процентных ставок за пользование кредитами коммерческих банков.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, чьи конечные результаты производства напрямую зависят не только от вложенных материальных и трудовых ресурсов, но и от погодно-климатических условий и различных бедствий, особо нуждаются в организации действенной страховой защиты.

Необходимо в целях массового развития сельскохозяйственного страхования предусмотреть возможность использования государственных средств, как на субсидирование страховых взносов, так и на компенсацию убытков товаропроизводителей, но только в случае, если их имущество застраховано, а также, если убытки носят чрезвычайный характер

Существует потребность повысить долю участия государства в страховании, например путем участия региональных бюджетов в субсидировании страховых взносов наряду с федеральными.

Вместе с тем следует внедрить групповое страхование урожая на основе объединения усилий страхователей в пределах сельского административного района. Это приведет к некоторому снижению страхового тарифа либо использованию в договоре льгот и различных скидок. Применение ассоциированного договора страхования позволит сельским страхователям сократить страховые платежи каждого из участников ассоциации, даже при использовании специального банковского кредита.

Внедрение такой программы позволит государству отказаться от прямых бюджетных вливаний в сельскохозяйственную отрасль при наступлении масштабных стихийных бедствий. Программа помощи в случае стихийных бедствий с использованием механизма страхования будет более конкретной и адресной, избавит государство от проведения собственной экспертной оценки и внесет ясность в экономические отношения государства и крестьян при наступлении крупных стихийных бедствий и катастроф.

К сожалению, современное финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий и КФХ не позволяет им обновить свой машинно-тракторный парк. Новая техника для них остается все еще недоступной.

В современных условиях необходимо развивать вторичный рынок техники. Во всех развитых странах мира более половины механизированных работ у фермеров выполняется подержанными машинами. Новую технику приобретают в основном экономически крепкие крупные предприятия, которые через 3 — 5 лет использования продают ее менее обеспеченным хозяйствам через дилерскую сеть. При этом машины проходят качественное предпродажное обслуживание и ремонт.

Крайне важно продолжать развитие федерального и регионального лизинга новой техники. Но при этом необходимо, чтобы финансирование лизингового фонда осуществлялось не в форме бюджетного кредита, который требуется возвращать, а в виде субсидий, позволяющих активнее проводить лизинговые операции за счет возвратных лизинговых платежей.

Помощь государства необходимо осуществлять по следующим направлениям:

• создание надежной правовой базы для организации и функционирования кооперативов;

• финансово-экономическая поддержка кооперативов и их объединений, особенно на стадии становления;

• содействие формированию трехуровневой системы сельской кредитной кооперации;

• содействие концентрации финансовых ресурсов в системе сельской кредитной кооперации, увеличение собственных капиталов кредитных кооперативов путем создания гарантийных, резервных и страховых фондов;

• развитие партнерских отношений сельских кредитных кооперативов с коммерческими банками, зарубежными инвесторами, фондами и другими финансовыми организациями, основанных на равенстве и взаимном сотрудничестве;

• обеспечение государством поддержки хозяйств в предоставлении льготных кредитов, дотаций и компенсаций при производстве необходимой для государственных нужд сельскохозяйственной продукции, приобретение по лизингу сельскохозяйственной техники и племенных животных;

• организация сбыта и гарантирование минимального уровня закупочных цен на производимую продукцию.

Таким образом, меры государственного регулирования поддержки фермерских хозяйств позволяют снизить социальную напряженность на селе, повысить эффективность деятельности КФХ в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.