Научная статья на тему 'Бюджетное стимулирование развития малого предпринимательства в агропромышленном комплексе Орловской области'

Бюджетное стимулирование развития малого предпринимательства в агропромышленном комплексе Орловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетное стимулирование развития малого предпринимательства в агропромышленном комплексе Орловской области»

симости показателей), что вступает в противоречие с необходимостью в дальнейшем расчета оценки эффективности использования аграрного бюджета, основанной на результатах формирования рейтингов.

Б. Как правило, при разработке методик построения региональных рейтингов выбирается набор информативных показателей, присущих всем регионам. В нашем же случае в силу территориальных, климатических и прочих региональных особенностей наблюдается довольно значительная неоднородность участия регионов в мероприятиях Госпрограммы.

В. Из многоуровневой структуры Госпрограм-мы следует иерархичность методик построения региональных рейтингов выполнения Госпрограммы. При этом возникает необходимость расчета частных рейтингов федеральных и ведомственных целевых программ, входящих в Госпрограмму. Их структура такова, что часть показателей при этом входит в Гос-программу, а часть нет, что накладывает определенные ограничения на методы включения частных рейтингов федеральных и ведомственных целевых программ в обобщенный рейтинг.

Г. Недостаток методик построения региональных рейтингов на основе статистической информации состоит в том, что сбор информации, обработка статистических данных - очень длительный процесс. Например, рейтинги [2], опубликованные в 2008 г., рассчитывались на основании статистических данных за 2006 г., т.е. они отражают ситуацию двухлетней или даже трехлетней давности. Поскольку Госпро-грамма действует с 2008 г., то статистически достоверные рейтинги по выполнению ее могут появиться не ранее, чем через один-два года.

Д. Государственная программа развития сельского хозяйства имеет несколько разнонаправленных целеполагающих установок. Например, поддержка государством некоторых регионов направлена на получение экономического эффекта, некоторых - на получение социального, экологического эффекта, других - на получение совместного эффекта. В такой ситуации представляется проблематичным получе-

ние однородных критериев сравнения всей совокупности показателей на базе глубокого экономического анализа показателей, например, с помощью упоминавшихся выше методов. Данное свойство проявилось при построении Минсельхозом региональных рейтингов субъектов РФ по реализации Госпрограм-мы, который был недавно опубликован. В качестве критерия была выбрана степень достижения плановых показателей по выполнению мероприятий, взвешенных долями полученных средств к общей сумме средств на данное мероприятие. Ничего удивительного не оказалось в том, что места в рейтинге распределились в соответствии с объемами производства регионов. Не нужно никакого экономического анализа, для того, чтобы такой исход предсказать. Такое взвешивание критериев сравнения приводит к ситуации, когда небольшие регионы, но успешно работающие по выполнению какого-либо мероприятия, не займут должного места в рейтинге регионов.

Все вышеперечисленные особенности разработки методики расчета рейтинга субъектов Российской Федерации по реализации Госпрограммы, включая федеральные и ведомственные целевые программы региональных рейтингов, обуславливают необходимость разработки информационной системы, дающей специалисту инструмент, с помощью которого он может сконструировать свой собственный рейтинг, ранжировать регионы с использованием иных критериев, присутствующих в системе. Можно не только гибко использовать различные технологии расчета (статистический, экспертный подходы), но и рассчитывать другие показатели, характеризующие межрегиональные отличия - коэффициенты корреляции, вариации, проводить кластерный анализ и т.д.

Источники

1. Рейтинг развития регионов - Режим доступа: http://www.5-tv.ru/ratina/method.html - Загл. с экрана.

2. Рейтинг субъектов Российской Федерации по показателям развития образования. - Режим доступа: Ь^р/Аззек^Бе.ги/гавпа - Загл. с экрана.

БЮДЖЕТНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.С. Суровцева, к.э.н., нач. отд. Департамента аграрной политики Орловской области

В условиях мирового экономического кризиса вопросы стимулирования развития малого предпринимательства, особенно, в сельской местности, приобретают важное значение, так как именно в рамках данного сегмента бизнеса наиболее возможны начало собственного дела, обеспечение дополнительной занятости населения и рост производства. В соответствии с Федеральным законом от

24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к числу данных субъектов относятся потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства.

В настоящее время в Орловской области имеется 1,3 тыс. К(Ф)Х и 151,3 тыс. ЛПХ с общей площадью сельскохозяйственных угодий 254,2 тыс. га. Они производят более 90% овощей, фруктов, 50% молока, мяса. Указанные формы хозяйствования, их союзы и объединения являются неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом, однако, в силу ряда экономических, социальных и правовых проблем их

производственный потенциал используется недостаточно эффективно, снижаются занятость и доходы сельского населения.

Наличие данных негативных факторов свидетельствует об актуальности вопросов бюджетного стимулирования развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. Как показывают мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым и оптимальным вариантом является создание системы сельскохозяйственной потребительской кооперации на основе программноцелевого метода. Так, в регионе реализуется областная целевая программа «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы», утвержденная Законом Орловской области от 22.03.2007 г. № 667-ОЗ (в редакции Закона от 16.06.2008 г. № 786-ОЗ).

Основными направлениями Программы являются:

1) создание и совершенствование методов и механизмов управления многоуровневой системой

сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области;

2) информационно-консультационное обслуживание и научное обеспечение деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

3) кооперация сельскохозяйственных товаропроизводителей для совместного осуществления процессов производства, переработки, сбыта продукции путем создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе последующих уровней.

Всего в регионе создан 81 сельскохозяйственный потребительский кооператив, в том числе 28 - за 2008 г., 4 - за 2009 г. С февраля 2008 г. функционирует Ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов Орловской области «Консалтинг и Аудит», членами которого являются 49 кооперативов.

В 2008 г. Орловская область в числе пяти субъектов Российской Федерации вошла в пилотный проект Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по отработке практических механизмов по созданию региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В рамках этого направления созданы семь кооперативов второго уровня, позволяющих более эффективно осуществлять переработку и сбыт продукции, произведенной малыми формами хозяйствования.

По направлению развития несельскохозяйственной деятельности в сельской местности (сельский туризм, сельская торговля, развитие народных промыслов, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовка и переработка дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений и других пищевых и недревесных лесных ресурсов) в регионе созданы четыре сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооператива.

Для проведения обучающих семинаров и отработки всех аспектов деятельности кооперативов в области организованы три «демонстрационных сельскохозяйственных потребительских кооператива» путем вхождения Департамента имущественной, промышленной политики Орловской области в качестве ассоциированного члена.

Регионом налажено взаимодействие с Департаментом потребительского рынка и услуг Москвы и ОАО «Мосрегионторг» по реализации кооперативами продукции в крытых рынках, на еженедельных «ярмарках выходного дня» на территории г. Москвы. Ведется работа по созданию сельскохозяйственных кооперативных рынков в муниципальных районах области.

Реализация областной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы» невозможна без бюджетной поддержки, в связи с чем общий объем ее финансирования составляет 197,58 млн руб.; в том числе из бюджета Орловской области - 40,26 млн руб. Порядок финансирования мероприятий программы утверждается Постановлением Коллегии Орловской области.

В целях дополнительного привлечения бюджетных ресурсов Орловская область в 2008 г. участвовала в конкурсе Министерства экономического развития Российской Федерации по государственной поддержке малого предпринимательства, в результате чего получены средства федерального бюджета в размере 10 млн руб.

Основными направлениями расходования бюджетных средств по стимулированию развития

малого предпринимательства в АПК Орловской области в 2008 г. стали:

- создание «демонстрационного» сельскохозяйственного кооператива второго уровня;

- разработка Интернет-сайта «Сельскохозяйственная потребительская кооперация Орловской области»;

- разработка документов по современному состоянию, проблемам и перспективам развития малых форм хозяйствования в АПК Орловской области;

- разработка бизнес-плана для создания и осуществления деятельности сельхозкооперативов последующего уровня и методических рекомендаций по его подготовке;

- разработка примерного устава и протокола общего собрания учредителей (членов) сельскохозяйственного потребительского кооператива последующего уровня, методических рекомендаций по их подготовке и государственной регистрации кооператива;

- субсидирование затрат на создание и обеспечение деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов второго и последующих уровней;

- субсидирование затрат на приобретение сельскохозяйственными потребительскими кооперативами второго и последующих уровней сельскохозяйственной техники и оборудования, создание сельскохозяйственных кооперативных рынков, торговых мест, пунктов по приемке, первичной переработке и хранению сельскохозяйственной продукции;

- субсидирование затрат на развитие направлений несельскохозяйственной деятельности в сельской местности, осуществляемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (гранты начинающим на создание собственного бизнеса);

- субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;

- субсидирование затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов на закупку молока, мяса, фруктов, овощей, яиц у членов кооперативов.

По каждому виду работ в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» проводился мониторинг, по результатам которого заключались договоры с организациями, предложившими минимальную цену.

Важное значение имеет привлечение дополнительных финансовых источников. Так, в 2009 г. средства федерального бюджета могут быть получены по конкурсам, проводимым:

- Министерством сельского хозяйства Рос-

сийской Федерации (отбор региональных программ по созданию региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных уровней) Постановление Правительства РФ от

31.12.2008 г. № 1096;

- Министерством экономического развития Российской Федерации (отбор субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках государственной поддержки малого предпринимательства) - Постановление Правительства РФ от 22.04.2005 г. № 249;

- Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (субсидии на реали-

зацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда) Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 1089.

Участие в каждом из перечисленных конкурсов предполагает софинансирование из регионального бюджета, в связи с чем актуальным является увеличение объемов финансирования программы из областного бюджета.

Важное значение также имеет стимулирование вложения в развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов собственных средств их членов. Так, в 2007-2008 гг. кооперативами получены в кредитных организациях кредиты и займы на сумму 105,143 млн руб. В соответствии с «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 г. № 446, кооперативы при этом вправе получать субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов. Непосредственно на реализацию мероприятий программы в 2008 г. кооперативами направлены 12,2 млн руб. Однако в связи с экономическим кризисом они столкнулись с трудностями в получении кредитных ресурсов, что не позволило осуществить в необходимом размере субсидируемые по программе расходы.

Использование программно-целевого метода позволяет оценить эффективность расходования на программу бюджетных средств. Основные результаты деятельности кооперативов региона за 20062008 гг. представлены в табл. 1.

Основными приоритетами бюджетного стимулирования развития малого предпринимательства в АПК Орловской области на 2009 г. являются:

- расширение направлений субсидирования затрат на приобретение сельскохозяйственными потребительскими кооперативами второго и последующих уровней сельскохозяйственной техники и оборудования, создание сельскохозяйственных кооперативных рынков, торговых мест, пунктов по приемке, первичной переработке и хранению сельскохозяйственной продукции;

- субсидирование затрат на создание и организацию деятельности логистического центра для оказания помощи по сбыту продукции, разработке и регистрации товарных знаков и других атрибутов бренда на продукцию;

- создание сельскохозяйственного кооператива третьего (областного) уровня;

- расширение направлений субсидирования затрат на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности;

- привлечение в установленном порядке кооперативов к системе государственных и муниципальных закупок сельскохозяйственной продукции.

Таблица 1 - Основные финансово-экономические показатели деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов Орловской области, 2006-2008 гг.

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 20082006 гг., раз

Количество кооперативов, ед.* 19 30 49 2,6

Паевой фонд кооперативов, тыс. руб.** 7 735 8 790,5 48 939,8 6,3

Численность членов, человек** 425 7 537,0 9 666,0 22,7

Внеоборотные активы, тыс. руб.*, в том числе 10 125 45 395 76 506 7,6

Основные средства, тыс. руб.* 10 119 35 067 50 825 5,0

Денежные средства, тыс. руб.* 1 179 1 247 4 572 3,9

Нераспределенная прибыль, тыс. руб.* 1 367 3 116 6 924 5,1

Займы и кредиты, тыс. руб.* 56 051 118 844 143 863 2,6

Выручка, тыс. руб.* 37 335 131 716 169 305 4,5

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.* 1 017 5 471 6 222 6,1

По данным сводной бухгалтерской отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных потребительских кооперативов Орловской области. ** По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области.

Реализация программных мероприятий, а также названные направления бюджетной поддержки позволят не только стимулировать предпринимательскую инициативу граждан и обеспечить защиту малого агробизнеса в кризисный период, но и заложить надежную основу для его дальнейшего эффективного функционирования.

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ НА ОСНОВЕ ОПЫТА СЕВЕРО-ЗАПАДА Д.Б. Эпштейн, д.э.н., проф., гл. науч. сотр. Северо-Западного НИИ экономики сельского хозяйства

Наши исследования различий в аграрной политике областей и республик северо-запада позволяют предложить некоторый алгоритм оптимизации выбора направлений аграрной политики и региональных систем поддержки сельского хозяйства (РСПСХ), обеспечивающий повышение эффективности их воздействия при заданной величине выделяемых средств. Ниже приведены основные положения этого алгоритма.

1. Наиболее эффективны направления, аграрной политики которые в наибольшей степени способствуют активизации самостоятельных инновационных инициатив сельскохозяйственных производителей (как, например, субсидирование процентной ставки и части тела инвестиционных кредитов, лизинга передовой техники). Поэтому надо стремиться максимально удовлетворить заявки сельхозпроизводителей на получение субсидируе-

мых кредитов, предоставляя им также организационную поддержку в разработке бизнес - планов. Однако конкретная проверка платежеспособности кредитополучателей должна остаться за банками.

2. Эффективны также направления, которые создают необходимую информационную и рыночную инфраструктуру (информационная поддержка, кадровая поддержка, борьба с криминализацией рынков, помощь в поиске дополнительных рынков сбыта и создании сбытовых кооперативов). Их эффективность связана с широким спектром действия при относительно малых затратах. Поэтому из оставшихся средств необходимо обеспечить максимальное финансирование указанных направлений.

3. Также (после задействования указанных выше направлений) способно дать отдачу создание устойчивости системы ведения сельского хозяйства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.