Научная статья на тему 'Комплексная система мер государственной поддержки сельских семейных хозяйств Республики Башкортостан'

Комплексная система мер государственной поддержки сельских семейных хозяйств Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давлетбаева Л. Р.

Предложен и обоснован механизм государственной поддержки сельских семейных хозяйств с учетом особенностей их развития в Республике Башкортостан. Даны рекомендации по совершенствованию системы кредитования и страхования семейных сельских хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Давлетбаева Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная система мер государственной поддержки сельских семейных хозяйств Республики Башкортостан»

Развитие АПК

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКИХ СЕМЕЙНЫХ ХОЗЯЙСТВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Л. Р.ДАВЛЕТБАЕВА,

кандидат экономических наук, доценткафедры бухгалтерского учета и анализа E-mail: davletbaeva. [email protected] Башкирский государственный аграрный университет

Предложен и обоснован механизм государственной поддержки сельских семейных хозяйств с учетом особенностей их развития в Республике Башкортостан. Даны рекомендации по совершенствованию системы кредитования и страхования семейных сельских хозяйств.

Ключевые слова: семейное сельское хозяйство, государственная поддержка, субсидирование, кредитование, эффективность.

Поддержка малых форм хозяйствования в сельской местности становится все более актуальным вопросом, так как у таких хозяйств больше возможностей смягчить острые последствия экономического кризиса и реформирования аграрной сферы экономики страны, расширить сферу приложения труда.

Действенные меры государственной поддержки семейных сельских хозяйств были заложены в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК» (2006—2008гг.), они получили дальнейшее развитие в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012гг.

Основными направлениями данной программы в отношении поддержки малых форм хозяйствования на селе стали:

• обеспечение доступа их к кредитным ресурсам;

• развитие системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации;

• создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции.

За 2008 г. годовой прирост продукции в семейных сельских хозяйствах составил 2,2%, а в крестьянских (фермерских) хозяйствах — 27,2%. Объемы кредитов и займов, полученных малыми формами хозяйствования в 2008 г. в кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных кооперативах, составили более 48 млрд руб. при целевом показателе 30 млрд руб.

В Республике Башкортостан в 2008 г. малым формам хозяйствования было предоставлено более 416 млн руб. кредитныхресурсов.

Исходные данные для оценки экономической эффективности государственной поддержки, оказанной семейным сельским хозяйствам по природно-экономическим зонам республики (по обследованным районам), приведены в табл. 1.

Методика оценки экономический эффективности государственной поддержки предполагает расчет соотношения темпа прироста валовой продукции АВПи общей суммы поддержки семейных сельских хозяйств Эп по формулам:

3

Эп =-100,

ОП

где ВП — объем валовой продукции, произведенной семейными сельскими хозяйствами в фактически действовавших ценах, тыс. руб.; ОП — объем государственной поддержки семейных сельских хозяйств, тыс. руб.; 3—затраты на производство продукции семейных сельских хозяйств, тыс. руб. Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что в исследуемых районах республики государственная поддержка семейных сельских хозяйств является эффективной. В то же время наиболее эффективно используется государственная поддержка семейными сельскими хозяйствами Кармаскалинского района, где на 1 руб. государственной поддержки хозяйства получают 0,53 руб. валовой продукции. Наименьший эффект отмечается в Буздякском и Бурзянском районах, где на 1 руб. государственной поддержки производство валовой продукции семейных сельских хозяйств составило 0,14 руб.

В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства на семейные сельские хозяйства распространяются те же меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, что и д ля всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Однако эти мероприятия практически не реализуются. К ним относятся:

• субсидирование части процентных ставок по краткосрочным и долгосрочным (инвестиционным) кредитам;

• государственная поддержка программ и мероприятий по племенному животноводству и элитному семеноводству;

Экономическая эффективность государственной

• государственная поддержка программ и мероприятий по развитию растениеводства;

• компенсация части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур;

• субсидии на компенсацию затрат на приобретение минеральныхудобрений;

• финансирование мелиоративных работ;

• финансирование в рамках федеральных целевых программ мероприятий по газификации, водоснабжению, жилищному и дорожному строительству ит.д.;

• бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота (в порядке диспансеризации), борьба с особо опасными инфекционными болезнями животных (профилактика заболеваний). Объемы и виды государственной поддержки

хозяйств сельского населения ежегодно определяются при принятии федерального бюджета на очередной год.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при принятии своих бюджетов также разрабатывают и осуществляют меры и программы по развитию семейных сельских хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, определяют форму, размеры и порядок их поддержки, а также обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Необходимо констатировать ряд проблем, препятствующих развитию малых форм хозяйствования:

1) кредиты и займы, привлеченные малыми формами хозяйствования на селе, в 2008 г. составили всего 11,3% от общих кредитов и займов, направленных на развитие сельскохозяйственного производства, что значительно меньше их вклада в производство товарной

Таблица 1

поддержки семейных сельских хозяйств, 2008 г. *

Район Объем государственной поддержки, тыс. руб. Валовая продукция семейных сельских хозяйств, млн руб. Затраты на производство продукции, млн руб. Окупаемость затрат, %

Сельского хозяйства, всего В том числе семейных сельских хозяйств

Кармаскалинский район 15 619 3 124 1 665,6 528,3 315,3

Буздякский район 33 503 6 701 949,0 400,0 237,3

Мечетлинский район 18 044 3 609 871,9 453,4 192,3

Бураевский район 26 760 5 352 1 112,1 645,0 172,4

Бурзянский район 18 642 3 728 526,5 269,0 195,7

Учалинский район 26 379 5 276 1 650,8 745,8 221,2

Итого... 138947 27 790 6 776,0 3 041,5 222,8

* Оценка экономической эффективности государственной поддержки произведена по методике М. А. Шаба-новой [4, с. 34].

продукции (56,6%). Государственная поддержка по-прежнему ориентирована преимущественно на крупные сельскохозяйственные организации;

2) охват малых форм хозяйствования Государственной программой развития сельского хозяйства нельзя признать удовлетворительным. Ее участниками по стране стали всего 13,6% крестьянских (фермерских) хозяйств и лишь 2,5 % семейных сельских хозяйств;

3) наблюдается сильная региональная дифференциация. Так, в Хабаровском крае, Тульской, Астраханской, Волгоградской областях участниками государственной программы стали в среднем 80 % работающих фермеров. В Республиках Башкортостан, Дагестан, Московской и Ленинградской областях — менее 5 % фермеров;

4) по оценкам МинсельхозаРоссии, сельскохозяйственные потребительские кооперативы развиты слабо, их обороты незначительны, а охват семейных сельских и крестьянских (фермерских) хозяйств кооперированием недостаточен;

5) несмотря на то, что в Федеральном законе от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» продекларировано, что на хозяйства сельского населения распространяются все меры государственной поддержки, на практике они могут рассчитывать только на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на развитие малых форм хозяйствования. Очевидно, что на федеральном уровне следует устранить это несоответствие, предусмотрев механизм реализации всех положений указанного закона;

6) с 2009 г. усложнилась процедура выделения бюджетных средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей и сумм, выделяемых на эти средства по причине разделения функций федеральных и региональных органов власти, определенных в Государственной программе развития сельского хозяйства (софинансирование). Федеральный бюджет выделяет субсидии на осуществление каждого мероприятия государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей при условии, если из регионального бюджета будут выделены средства на софинансирование по каждому мероприятию. Например, для субсидирования процентных ставок по кредитам семейным сельским хозяйствам 95 % средств выделяется из федерального бюджета и 5 % — из

регионального. По большинству мероприятий софинансирование из региональных бюджетов должно быть на уровне одной трети от всех средств. При этом ставки софинансирования дифференцируются по субъектам РФ в зависимости от бюджетной обеспеченности и ежегодно изменяются в соответствии с фактической бюджетной обеспеченностью регионов. Наряду с техническим трудностями, переплетение функций федеральных и региональных органов власти по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей ведет к нарушению единства рынка в стране, к стимулированию производства там, где оно наиболее затратно. Например, в 2008 г. на 1 руб. товарной продукции государственная поддержка в Краснодарском крае и Ростовской области составила2коп., в Республике Башкортостан — 4, в Республике Саха (Якутия) — 98 коп., в Чукотском автономном округе — 2,61 руб.

Несмотря на ряд принятых Правительством Российской Федерации нормативных актов по развитию семейных сельских хозяйств, все еще призрачным остается их юридический статус.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», регистрация семейных сельских хозяйств не требуется. Это означает, что оно, по закону, не может быть субъектом предпринимательства, ибо оно не отвечает нормам Гражданского кодекса РФ (п. 1 ст. 2).

Однако сельский житель работает на износ, обеспечивая частично продовольственную безопасность страны и вовлекая в активную трудовую деятельность трудоспособных жителей сельских населенных пунктов. В связи с банкротством, сменой форм собственности, ухудшением финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций многие трудоспособные граждане не могут иметь работу и у них остаются три пути: или уезжать из родных мест, или работать где-то вахтовым методом, или заниматься производством сельскохозяйственной продукции на базе своего семейного сельского хозяйства.

Таким образом, существует правовая проблема приведения законодательства о семейных сельских хозяйствах в соответствие с фактическим положением. Очевидно, что для пожилого поколения, проживающего в сельской местности, государство должно создать достойные условия для жизнедеятельности и обеспечить качество ихжизни.

Для тех же семейных сельских хозяйств, владельцы которых решили заняться сельскохозяйственной

деятельностью, необходимо определить их статус как аграрных предпринимателей в соответствии с существующим Гражданским кодексом РФ.

Кроме того, стоит проблема более четкого определения грани между семейными сельскими хозяйствами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, так как в обоих случаях эти хозяйствующие структуры используют в качестве своих членов родственников или бывших работников сельскохозяйственных организаций. Не определив законодательно юридического статуса семейных сельских хозяйств, неправомерно говорить о его предпринимательской структуре.

В рамках реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по содействию в развитии сельскохозяйственного производства переданы на уровень муниципалитетов. На основе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на2008—2012гг активизирован процесс разработки региональных программ развития сельского хозяйства в едином ключе. В то же время, как отмечают многие ученые-экономисты, тот муниципальный уровень управления, который в конечном итоге будет реализовывать полномочия по развитию сельского хозяйства, «выпал» из нормативныхдокументов, ему не определены цели, задачи, а также методологический и методический инструментарий [1, с. 48].

В связи с этим считаем целесообразным для удовлетворения спроса семейных сельских хозяйств на сельскохозяйственную технику, строительные материалы, посевной материал и молодняк скота создать механизм централизованного снабжения хозяйств населения необходимыми ресурсами, при этом мониторинг их потребности полностью ложится на муниципальный уровень.

Однако выделить средства на поддержку семейных сельскиххо-зяйств недостаточно. Необходимы постоянный мониторинг их развития, контроль за распределением суб-

сидий из регионального бюджета, популяризация знаний и пропаганда положительного опыта развития передовых семейных сельских хозяйств и определение перспектив их развития с учетом местных условий. Только это позволит использовать выделенные средства эффективно и действительно поможет их развитию. Поэтому важным этапом в осуществлении мер государственной поддержки владельцев семейных сельских хозяйств является разработка механизма движения средств, выделяемых региональным бюджетом, и контроль за их целевым использованием, что облегчит выдачу субсидий семейным сельским хозяйствам, одновременно обеспечив контроль за правильностью и полнотой документального оформления и целевого ихиспользования (рис. 1).

Кроме отмеченного, органы местного самоуправления должны стимулировать трансформацию и развитие семейных сельских хозяйств, способствуя развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов, обеспечивая доступ к ресурсным и продуктовым рынкам. При этом Закон о муниципальной службе не запрещает главам поселений быть руководителями сельскохозяйственного потребительского кооператива или входить в его совет. Поддержка кооперативных формирований возможна путем передачи в собственность кооператива колхозных рынков, перерабатывающих и обслуживающих предприятий.

Автор предлагает проект Программы государственной поддержки семейных сельских хозяйств «Семейное подворье» по Республике Башкортостан, целью которой является обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности их деятельности, а основные направления изложены в табл. 2.

Региональный бюджет

Муниципальный бюджет ■ ■ л-

г -г-

Заготовительный кооператив Семейные сельские хозяйства Сельская администрация

Условные обозначения:

- Документы на оформление денежных средств и субсидий

------------- Поступление денежных средств и субсидий

Рис. 1. Схема движения бюджетных средств, выделяемых семейным сельским хозяйствам

Республики Башкортостан

Таблица 2

Выдержка из Программы государственной поддержки семейных сельских хозяйств «Сельское подворье»

Республики Башкортостан

Этап реализации Мероприятия Ответственные исполнители

1 Разработка и совершенствование нормативных правовых актов по деятельности семейных сельских хозяйств Министерство сельского хозяйства, Законодательное собрание Республики Башкортостан

2 Подготовка приказа Министерства сельского хозяйства «О порядке предоставления субсидий лицам, ведущим семейное сельское хозяйство» Министерство сельского хозяйства

Разработка и реализация механизмов субсидирования средств, направляемых на развитие семейных сельских хозяйств Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов Республики Башкортостан, ОАО «Росагро-лизинг»

4. Формирование целевого фонда финансовой поддержки проектов развития семейных сельских хозяйств населения на конкурсной основе Министерство финансов, муниципальные органы власти, местный бюджет, инвесторы

5. Организация сбыта продукции, поставки производственных ресурсов Сельская администрация, сельскохозяйственные потребительские кооперативы муниципального района

3 Предоставление займов и кредитов семейным сельским хозяйствам ОАО «Россельсхозбанк», потребительские кредитные кооперативы

4 Создание инфраструктуры по поддержке и развитию семейных сельских хозяйств Региональный и муниципальный бюджеты, муниципальные органы власти, Центр занятости муниципального района, инвесторы

5 Информационное обеспечение семейных сельских хозяйств Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», Башкирский НИИ сельского хозяйства

6 Создание пилотных хозяйств по производству продукции сельского хозяйства, а также приоритетных видов производств Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, муниципальные органы власти сельская администрация

Первое направление поддержки — субсидирование производства и продажи молока. Субсидии предоставляются семейным сельским хозяйствам из расчета 2 руб. за 1 л молока, реализованного молокоперерабатывающим предприятиям, заготовительным организациям, в том числе за-готовительно-потребительским кооперативам и индивидуальным предпринимателям — сборщикам молока. Заготовители самостоятельно решают вопрос дальнейшей реализации закупленного у хозяйств населения молока. Предлагается также предоставление субсидий в размере 400—500 руб. за содержание каждой головы крупного рогатого скота и 10 руб. за каждый килограмм сданного мяса (баранина, свинина, говядина). Получателем материальной помощи из бюджета района может быть любой гражданин, проживающий в сельском поселении, производящий и реализующий продукцию животноводства (мясо, молоко).

Объемы производства продукции животноводства в семейном сельском хозяйстве должны подтверждаться справкой администрации сельского поселения за подписью главы поселения. Основаниями для выдачи справки являются запись в похозяйственней книге и справка ветеринарной службы.

Информацию о количестве проданного молока представляют сборщики молока, заверяет ее глава сельского поселения и ветеринарная служба.

Следующее направление — формирование современных семейных сельских хозяйств, которые с учетом действия муниципального залогового фонда должны быть не только высокотехнологичными, но и быстровозводимыми, модульными и без больших затрат могли быть перепрофилированы или демонтированы. В Республике Татарстан, Белгородской области и других регионах страны уже осуществляются на практике варианты компоновочных решений генеральных планов приусадебных участков, примыкающих друг к другу огородами, с размещением сараев в конце огородов и устройства между ними производственно-технологического проезда. Все это позволит применять современные высокотехнологичные конструкции и материалы, сократит затраты на строительство зданий и сроки их возведения, предоставит возможность перепрофилирования зданий, вплоть до демонтажа с минимальными затратами, позволит максимально механизировать ручной труд по раздаче кормов, уборке и вывозу органических удобрений, доению и др. [2,с. 101].

Для повышения деловой активности сельского населения и дальнейшего развития семейных сельских хозяйств необходима ежедневная организационная, комплексная работало каждому селу и подворью. Жители сельской местности очень чувствительны даже к простой заботе и уважению к себе, а минимальная поддержка уже сказывается на их самочувствии, работе их подворий.

В программе «Семейное подворье» ставится задача существенного увеличения поголовья сельскохозяйственных животных у населения. Желающим владельцам семейных сельских хозяйств необходимо увеличить поголовье скота, птицы, развивать тепличное хозяйство и т. д. Министерство сельского хозяйства должно гарантировать возврат уплаченных процентов по кредитам, использованным на эти цели, в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ.

Предлагается усилить работу по выездам на село служб палат экономического перспективного развития, правовой, земельно-имущественной, консультационного центра, Центра занятости населения и других служб с целью проведения разъяснительной и консультационной работы с подведением итогов в конце года.

Успех здесь зависит от совместной работы глав поселений, консультационного центра, управления сельского хозяйства, органов местного самоуправления.

Органам государственного управления и местного самоуправления следует добиваться введения дополнительных льгот на газо-, водо-, электроснабжение для лиц, занятых в семейных сельских и крестьянских (фермерских) хозяйствах, производящих товарную продукцию, а также введения льгот на получение сенокосных угодий, лесных участков для заготовки древесины и побочного пользования ими (пчеловодство, сбор и заготовка недревесной продукции леса). С введением дополнительных льгот для семейных сельских и крестьянских (фермерских) хозяйств необходимо сформировать информационную базу о деятельности малых форм хозяйствования на селе. Это обусловливается тем, что основанием для предоставления льгот будет являться достоверная информация о деятельности хозяйств населения и фермеров.

Стимулирование сельскохозяйственного производства малых форм хозяйствования в Республике Башкортостан обеспечит комплексное развитие сельских территорий. Экономическим рычагом для этого послужит система межбюджетных отношений.

Суть такой системы заключается в следующем. Все налоговые сборы, которые ранее перечислялись в республиканский бюджет, целесообразно передавать органам местного самоуправления для формирования местных бюджетов, из которых финансируются социальная сфера, фонды оплаты труда учителей, медработников, работников культуры. В республике ежегодно утверждается сумма средств, передаваемых из республиканского бюджета местным бюджетам, не обеспеченных собственными финансовыми ресурсами. Фактическая величина такой дотации определяется пропорционально проценту выполнения намеченных показателей социально-экономического развития муниципальных образований.

Одним из основных показателей при установлении суммы дотации из республиканского бюджета в местный должен стать объем закупок молока и скота от сельскохозяйственных организаций и населения. Поэтому обеспечение кормами, увеличение поголовья скота, повышение его продуктивности станут предметом особой заботы не только сельскохозяйственных организаций, но и администраций сельских муниципальных образований.

За каждый процент снижения поголовья предлагается снимать 5 % с трансферта. Если закупки молока возрастут, то и трансферт увеличится ровно на тот процент, на какой увеличатся закупки молока и мяса от населения и сельскохозяйственных организаций всех видов собственности муниципального района.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система формирования зарплат менеджеров должна быть идентична системе формирования бюджета. Если собственные доходы выполнены всего лишь на 80 %, то премиальная часть, которая может составить до 40 % заработной платы менеджера, не выплачивается полностью. При превышении собственного дохода за каждый процент увеличения закупок молока и мяса к заработной плате добавится 2%, но при условии сохранения поголовья. Каждый процент снижения поголовья сокращает премию на5 %.

В рамках реализации Программы «Сельское подворье» с целью сокращения сельской безработицы безработному гражданину, достигшему 18-летнего возраста, имеющему право на получение пособия по безработице и изъявившему желание организовать собственное дело в сельской местности, целесообразно:

• заключить договор с Центром занятости населения муниципального района о содействии

Государственная поддержка семейных сельских хозяйств

Финансовая помощь

Создание сельской инфраструктуры

Организация занятости сельского населения

Безвозвратная

I

Возвратная

Предоставление целевых займов и субсидий на производстве сельскохозяйственной продукции и приоритетных производств. Поощрение семейных сельских хозяйств, добившихся лучших результатов в производстве продукции. Субсидирование процентных ставок по кредитам.

Субсидирование страховых расходов по агрост-рахованию

I

Льготное кредитование на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для животноводства в лизинг.

Разработка оптимальной схемы кредитования владельцев семейных сельских хозяйств. Предоставление жилья по льготным ценам в рамках программы «Свой дом». Предоставление льготных кредитов на пополнение оборотных средств

Страхование семейных сельских хозяйств.

Информационно-консультативное обслуживание.

Обеспечение производственными ресурсами, организация закупок и реализации сельскохозяйственной продукции. Организация искусственного осеменения сельскохозяйственных животных. Создание потребительских кооперативов по совместному использованию техники, обработке земли, производству и транспортировке продукции. Проведение конкурсов сельских поселений по показателям, способствующим повышению их социально-экономического развития. Реализаций мероприятий по программам «Социальное развитие села» и «Свой дом»

Консультирование и информационное обеспечение владельцев семейных сельских хозяйств по вопросам организации малого предпринимательства.

Помощь в подготовке и оформлении документов. Помощь в подготовке бизнес -планов и проектов по развитию семейных сельских хозяйств. Проведение семинаров, конференций и круглых столов по вопросам развития семейных сельских хозяйств. Профессиональное обучение. Содействие в самозанятости сельского населения

Рис. 2. Система мер государственной поддержки семейных сельских хозяйств в Республике Башкортостан

самозанятости в части организации собственного дела (откорм сельскохозяйственных животных, приоритетные виды деятельности, агротуризм и др.);

одновременно предоставить бизнес-план, который должен получить положительную оценку при прохождении экспертизы в территориальном управлении сельского хозяйства; зарегистрировать предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту проживания;

получить в течение 30 календарных дней после регистрации в налоговом органе предпринимательской деятельности безвозмездную финансовую помощь для реализации бизнес-плана в

размере суммы годового (12-кратного) размера пособия по безработице (около бОтыс. руб.). Кроме безвозмездной финансовой помощи, предоставляемой индивидуальным предпринимателям Центром занятости населения, из регионального бюджета индивидуальному предпринимателю предоставляются субсидии на приобретение специализированных автомобилей для осуществления закупок сельскохозяйственной продукции из семейных сельских хозяйств.

Система государственной поддержки семейных сельских хозяйств на региональном уровне представлена на рис. 2.

Для осуществления предложенных мероприятий потребуются денежные средства и соответствующие им источники финансирования (табл. 3).

Таблица 3

Общая потребность в финансовых средствах и источники финансирования Программы государственной поддержки «Семейное подворье» в Республике Башкортостан, млн руб.

Финансирование по направлениям программы Всего В том числе по годам

2010 2011 2012 2013 2014

Субсидирование муниципальных бюджетов на поддержание производства продукции животноводства семейным сельским хозяйствам 2 641,3 486,3 500,0 525,0 551,0 579,0

Субсидирование муниципальных бюджетов на возмещение семейным сельским хозяйствам затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным из коммерческих банков РФ 131,4 24,4 25,0 26,0 27,3 28,7

Окончание табл. 3

Финансирование по направлениям программы Всего В том числе по годам

2010 2011 2012 2013 2014

Компенсация части затрат семейных сельских хозяйств на 1 451,5 267,5 275,0 288,0 303,0 318,0

покупку по лизингу молодняка сельскохозяйственных жи-

вотных, а также сельскохозяйственной техники

Субсидирование муниципальных бюджетов на производстве 49,1 9,0 9,3 9,8 10,3 10,7

сельскохозяйственной продукции и приоритетных произ-

водств в семейных сельских хозяйствах

Выделение средств на поощрение семейных сельских 10,3 1,7 1,9 2,0 2,2 2,5

хозяйств, добившихся лучшихрезультатов в производстве

продукции

Выделение средств на поощрение сельских поселений по 30,6 5,6 5,8 6,1 6,4 6,7

показателям, способствующим повышению их социально-

экономического развития

Выделение средств на организацию собственного дела с 58,8 10,8 11,1 11,6 12,3 13,0

целью сокращения безработицы в сельской местности

Создание и функционирование информационно-консульта- 19,6 3,6 3,7 3,9 4,1 4,3

ционного центра

Итого финансовых средств... 4392,8 809,0 831,8 872,4 916,6 963,0

Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей: повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства; устойчивому развитию сельских территорий, повышению занятости и уровня жизни сельского населения. Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач сельского хозяйства Российской Федерации, являются увеличение численности субъектов малых форм хозяйствования на селе, увеличение числа товарных семейных сельских хозяйств и рост объемов производства в них.

Список литературы

1. Лысенко Е. Г. Эволюция личных подсобных хозяйств населения: современность и перспективы. М.: Россельхозакадемия, 2005. 149 с.

2. Прауст Р. Э. Апология и проблематика семейного сельского хозяйства. Исторические и социально-экономические очерки. М.: ВИАПИ, 2008. 336 с.

3. Хабиров Г. А., Насырова Л. С. Эффективность использования кредитных ресурсов в сельском хозяйстве. Уфа: БГАУ, 2006. 50 с.

4. Шабанова М. А. Добровольная и принудительная адаптация // Социальные исследования. Выпуск 37, № 6 (1998). С. 48-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.