Научная статья на тему 'Состояние экологического сознания в гуманитарной культуре на рубеже тысячелетий'

Состояние экологического сознания в гуманитарной культуре на рубеже тысячелетий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Condition of ecologist consciousness in humanitarian culture on the border of millennium.

This issue contains the analysis of condition of ecologist consciousness in humanitarian culture on the border of millennium. While analyzing was founded the role of ecologist consciousness in forming of ecocentric and biocentric type of personality. This type of personality is orientated to everybody's realization of his role in solution of global problems, including ecologists.

Текст научной работы на тему «Состояние экологического сознания в гуманитарной культуре на рубеже тысячелетий»

Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 3 (19). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (СПЕЦВЫПУСК)

сто человека в природе в свете взаимоотношений его с Космосом на основе естественнонаучных знаний и философского осмысления. В широком плане можно говорить об изучении экологии человека, а имея в виду закономерности взаимодействия человека и общества с окружающей средой, включающей и мировое пространство, Космос, - о «космической антропоэкологии», исследования которой тесно связаны с изучением антропного космологического принципа, имеющего огромное не только научное, но и мировоззренческое значение. В рамках целостного мировоззрения идея взаимосвязи человека и космоса получает более полное развитие: человек, представляя одну из органических частей мира, духовно возвышая свои потребности, гармонично вписывается в космосоциогенез, обес-

1.

2.

3.

4.

5.

6. 7

Одной из глобальных проблем развития общества на современном этапе, проблем, создающих угрозу всему человечеству, является экологическая: проблема взаимодействия общества и природы. В этом смысле сбывается гениальное предсказание В.И. Вернадского о том, что «никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда еще это влияние не было так разнообразно и так сильно. Человек настоящего времени представ 1яет из себя геологическую силу (выделение автора. - Н.Е.). и сила эта сильна именно тем, что она возрастает и предела ее возрастанию не видно» [1, с. 15].

В настоящее время различным аспектам экологической безопасности посвящено достаточно большое количество публикаций как прикладной, узковедомственной направленности, так и анализирующих данную проблему в рамках системного кризиса, характерного для цивилизации в целом. Кризисное состояние современного общества побуждает ученых, политиков, педагогов, организа-

печивая тем самым свое устойчивое развитие. Основываясь на целостном мировоззрении, человек может найти ключ к своему подлинному бытию и действительному духовно-нравственному и физическому здоровью как проявлениям двух важнейших ипостасей единого Здоровья, о чем говорили не только русские космисты. но еще и древние мыслители Востока.

Таким образом, метафизическим контекстом решения бытийных проблем человека, его здоровья, условием становления современной медицины является целостное мировоззрение, снимающее противопоставленность духовного и материального в рамках парадигмальной субстанции - процесса взаимопроникновения материального и духовного, своеобразной онтологизации духа.

торов и инженеров активизировать свои усилия в поисках путей выхода из него.

В России, по мнению многих исследователей, экологический кризис усугубляется экономическим и политическим кризисом общества. Однако наличие социально-экономической основы обострения экологических проблем не снижает в сложившихся условиях значимости субъективного фактора, роли гуманитарной и экологической культуры. Вообще, термин «культура» происходит от латинского слова cultura - возделывание, обработка, воспитание, развитие и означает совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности [2, с. 147; 3, с. 430].

По мнению видного томского ученого Б.Г. Погашена, «культура - понятие социальное и выражает совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики. Культура развивается, обогащаясь новыми элементами. Эколо-

Литература

Петров В.И., Седова H.H. Антропологический кризис в зеркале медицины II Человек в современных философских концепциях. Волгоград, 1998.

Гундаров И.А. Парадоксы российских реформ. Уроки исторического идеализма. М., 1997.

Мантатов В,В., Доржигушаева О.В. Экологическая этика: буддизм и современность. Улан-Удэ, 1997.

Акимов А,Е., Карпенко Ю.П. Место сознания в системе научного знания II Сознание и физическая реальность. 1999. Т. 4. № 5.

Балханов В.А. Синергетика и целостное мировоззрение II Вестник Бурятского университета. Сер.: Философия. 1999. Вып. 3.

Силин А,А, Творение нового как переход от возможного к действительному II Философские науки. 1999. № 3-4.

Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек как космопланетарный феномен, Ростов-на-Дону, 1993.

H.H. Егорова

СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ

НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

Томский государственный педагогический университет

КН. Егорова. Состояние экологического сознания в гуманитарной культуре на рубеже тысячелетий

гическая культура - одно из таких новых явлений, возникших на современном этапе развития общества, когда обострились взаимоотношения человека и природы и требуются глубокое понимание и выработка соответствующего поведения людей» [4, с. 12]. В целом понятие «экологическая культура» можно определить как способ поддержания гармонического (в единой) бытия общества и природы, способность регулирования их здорового соотношения. Данная трактовка понятий «культура» и «экологическая культура», по нашему мнению, отражает их глубинную суть. Понятие культуры предстает как исторический процесс создания человеком материальных и духовных ценностей. Экологическая культура возникает и развивается только с обострением взаимоотношений человека и природы. Этот печальный факт является нормой современной технизированной экологической кулыу-ры, которая может быть представлена как система, способы и методы разрешения возникших противоречий общества и природы: загрязнения окружающей среды, сведения лесов, обмеления рек и т.д.

Поэтому в настоящее время все большее число исследователей приходит к выводу о том. что экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис. Это кризис техногенной цивилизации, которая основана на классической рациональности человека - победителя природы. С этой точки зрения решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания. В этом смысле справедливо высказывание Э.В. Гирусова о том, что «экологическим сознанием является не любое отражение людьми своего отношения к природе, а лишь такое, которое направлено на обеспечение ее жизнепригодных свойств, на сохранение и совершенствование ее как среды жизни» [5, с. 153-154]. Сущность экологического сознания исследована еще недостаточно глубоко, но, по сравнению с другими элементами гуманитарной и в том числе экологической культуры, в наибольшей степени.

Сознание, как определяют его философы, представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком субъективного мира и своего собственного бытия. Поэтому его можно определить как субъективный образ объективного мира. Сознание вторично по отношению к материи по времени своего существования, потому что материя существует вечно, сознание же появляется только с появлением человека с появлением общества. Антропология определяет возраст homo sapiens (человека разумного) в 40-50 тыс. лет. Сознание формировалось в ходе развития человека в процессе его обособления от животных в течение порядка 2,5-3 млн лет. Так что

сознание (по словам авторов книги) - «это сравнительно молодой, недавно появившийся на Земле феномен, порожденный материей в ходе ее развития» [3, с. 246].

Современный объективный мир находится под сильным хозяйственным воздействием, и бытие человека зависит от оптимизации его отношений с природой: каждого человека в отдельности и общества в целом. Поэтому выработка экологического сознания становится жизненно необходимой. Мышление же не существует изолированно от сознания человека, и потому способность экологически мыслить должна стать неотъемлемым качеством и потребностью каждого.

Существует несколько объемных определений экологического сознания. На наш взгляд, следующее определение в наибольшей степени отражает его суть. По мнению Э.В. Гирусова, экологическое сознание - это совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы общества и природной среды в плане оптимального их решения применительно к конкретным социальным и природным возможностям [5. с. 150]. Подобное определение экологического сознания (или аналогичное ему по смыслу) используется в работах Н.Г. Васильева, О.В. Куриса, А.Н. Кочергина, Ю.Г. Маркова, А.Д. Урсула и других ученых. Существенной характеристикой экологического сознания, как полагает большинство из указанных авторов, является «осознание причин ухудшения и путей улучшения природной среды, а также необходимости оздоровления этой среды» [6, с. 121].

Большой интерес к изучению экологического сознания психологами и педагогами вызван тем, что в основе человеческого понимания взаимодействия системы «человек-природа» лежат различные ценностные ориентации. В этом смысле, по нашему мнению, права Т.В. Иванова, которая пишет о том, что «с одной стороны, природная среда, понимаемая в качестве ресурса для развития экономики и промышленности, выступает как нечто вторичное и подчиненное по отношению к социокультурному развитию общества... С другой стороны, возможно понимание природной среды как обладающей ценностью вне зависимости от ее включенности в социокультурную реальность» [7, с. 84].

Поэтому понимание экологического сознания невозможно без уяснения его роли в историческом процессе, т.е. необходимо проследить механизм взаимоотношений человека и общества на протяжении всей истории. Долгое время экологическое содержание человеческой деятельности оставалось на периферии философского сознания и не формулировалось в виде особой проблемы. Этот факт объясняется тем, что со времени Ф. Бэкона в европейском мышлении утвердилась идея о безграничных возможностях человека. В итоге происходит

Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 3(19). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (СПЕЦВЫПУСК)

совершенствование деятельности по преобразованию природы, а не по ее сохранению, «и в силу неразвитости последней, осознание процессов взаимодействия системы «природа-общество» почти не входит в прерогативу естественнонаучного и гуманитарного знания» [8, с. 123]. Взаимоотношения человека и природы до XX в. рассматривались не как глобальная проблема, а как дополнительный аргумент в рассуждениях о разумности или неразумности существующих общественных институтов. Поэтому экологическая ситуация, как и всякая другая, существует в меру того, насколько она осмыслена. Первое, с чем сталкивается и во что упирается экологическое сознание, это факты неучтенных и неконтролируемых последствий техногенного воздействия на природные процессы. Имея дело со сложными деятельностными системами, мы постоянно находимся в ситуации расхождения, «разрыва» между целями действия и его реальными последствиями и результатами [9, с. 80].

Технократическая парадигма мышления, свойственная XX в. настолько сильна, что выход из эколог ического тупика по-прежнему ищется в привычных путях: контроль за применяемыми в промышленности технологиями, принятие природоохранных законов, контроль за лесоэксплуатацией и т.д. В то же время «ангиэкологические формы поведения человека связываются с преобладанием ценностей технологической цивилизации, базирующейся на императиве неограниченного прогресса и исходящей из парадигмы антропоцентризма. Данный тип цивилизации воспринимает природную среду как условие существования человеческого сообщества и ориентирован на потребление ресурсов природы» [10, с. 15].

Много внимания проблеме антропоцентризма уделяют в своих исследованиях С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин, Они определяют антропоцентрический тип экологического сознания как «систему представлений о мире, для которой характерны:

1. Противопоставленность человека как нысшей ценности и природы как его собственности.

2. Восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека.

3. Прагматический характер мотивов целей взаимодействия с ней» [11. с. 8].

Антропоцентрический тин экологического сознания проходит следующие ггаиы в течение всей истории своего развития: архаическое сознание -античное сознание - христианство - картезианство. Архаическое сознание характеризуется высокой психологической включенностью человека в мир природы, субъективно-объективной неразделенно-стью с ней, доминированием прагматического характера взаимодействия (при этом она, в определенной мере, воспринимается и как духовная ценность). В эпоху античности происходит первое ка-

чественное изменение: утверждение возникшей на поздних этапах архаики психологической противопоставленности человека и мира природы. При этом нарастает доминирование объектного восприятия природы, но в то же время складывается понимание ее непрагматической ценности. Господство христианства, являвшегося идеологическим стержнем общественного сознания в средние века, и затем картезианства, выполнявшего, в сущности, ту же функцию в Повое время, привело к тому, что природа стала восприниматься только как лишенный всякой самоценности объект. Кроме того, они окончательно закрепили противопоставленность человека и природы (христианство - в сфере чувств, Веры, Души; картезианство - в сфере мышления, Знания, Духа) и перевели взаимодействие с природой полностью в прагматическую плоскость. Данная тенденция привела к формированию господствующего в настоящее время антропоцентрического, экологического сознания, являющегося «психологической базой» экологического кризиса [11, с. 206-207].

По данным вышеназванных ученых антропоцентрический тип экологического сознания очень устойчив: около 90 % читателей газет просто избегают статей об экологических проблемах, поскольку они разрушают сложившийся «благополучный» образ мира. Далее ученые делают вывод о том, что для преодоления экологического кризиса необходимо новое видение мира, новый тип экологического сознания, который базируется на новой ин-вайроментальной парадигме. Для него характерны следующие особенности:

1. Ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы.

2. Восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком.

3. «Баланс прагматического и непрагмати-чсского взаимодействия с приподпи» [11, с. 11]. Данный тип экологического еозн шия проходит совершенно другие, более узкие вре ценные рамки своего развития: инвайроментальный консервацио-низм - русский космизм - учение о ноосфере, эко-логизм - универсальная этика, биоцентризм. Кон-сервационизм не привел к качественным изменениям, но принципиально изменил вектор развития экологического сознания. Прагматизм сменяется «дальним прагматизмом», утверждается необходимость консервации природных ресурсов для будущих поколений. Существенный шаг был сделан русским космизмом, а также в учении о ноосфере и таком направлении американского инвайромента-лизма, как экологизм. Русский космизм утвердил включенность человека в мир природы скорее на религиозном, трансцендентальном уровне, а учение

H.H. Егорова. Состояние экологического сознания в гуманитарной культуре на рубеже тысячелетий

о ноосфере - инвайроментальный экологизм - на кусства. Поэтому более восприимчивыми к новым

собственнонаучном. Следующий качественный экологическим ориентациям в исследовании у

скачок связан с возникновением «универсальной Т.В. Ивановой оказались лица с техническим об-

этики» и биоцентризма. Для них характерно непро- разованием.

ведение в ценностном отношении каких-либо раз- Вследствие этого неслучаен наш выбор в иссле-

личий между человеческим и природным, воспри- довании экологического сознания и ценностных

ятие в качестве равноправного, самоценного субъ- установок у лиц, получающих профессионально-

екта, доминирование непрагматического характера техническое образование. Они непосредственно,

взаимодействия с природой. «вживую», общаются с природой (в большей сте-

Таким образом, новое экологическое сознание, пени это можно отнести к специалистам лесных

ориентированное на новую инвайронментальную техникумов).

парадигму, кардинальным образом меняет пове- По нашему мнению, такие типы экологического

дение людей по отношению к природе. Исследо- сознания, как биоцентризм и рационализм, в боль-

вание данной проблемы показывает существова- шей степени определяют его сущность в настоящее

ние неоднозначного отношения к природной среде время. Хотя в основу экологического воспитания,

[12, 13]. Аналогичные рассуждения можно найти обучения и просвещения должны быть положены

и у Т.В. Ивановой, которая поводила исследова- принципы, исключающие антропоцентрическую

ние с целью «изучения структуры экологических направленность сознания человека, напротив, они

ориентации в общественном сознании у лиц с гу- должны формировать биоцентрическую ориентацию

манитарным и техническим образованием» [7, личности. Поэтому взаимодействие с природой дей-

с. 84]. В результате получилось то, что у испы- ствительно имеет большой психолого-педагоги-

туемых с гуманитарным образованием восприятие ческий потенциал. Но проблема заключается в том,

природы располагается по оси «непосредственное что без готовности личности «видеть», без соответ-

взаимодействие с природной средой (биоцен- ствующей внутренней активности он так и останется

тризм) - восприятие природы как элемента экоси- потенциалом, не становясь осуществившейся воз-

стемы (рационализм)». У лиц с техническим обра- можностью. Следовательно, каждый человек сам

зованием образы природы опосредованы в боль- или при помощи других должен прийти к осознан-

шей степени. Она воспринимается либо через ма- ной необходимости изменения своего «Я», а затем

териально-бытовые формы жизнедеятельности взаимоотношений в системе «человек-природа», человека, либо через взаимодействие с миром ис-

Литература

1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. У.: Наука, 1989.250 с.

2. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина, М.: Политиздат, 1979.413 с.

3. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М.: Юристъ, 1998.520 с.

4. Вопросы совершенствования экологического образования и природоохранительной подготовки студентов I Под ред. Б.Г. Иоганзена. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983.68 с.

5. Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию II Взаимодействие общества и природы (фипософско-методологические аспекты экологической проблематики). М,: Наука, 1986. С. 144-158,

6. Ожегов Ю.П., Никанорова Е.В. Экологический импульс: проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.; Молодая гвардия, 1990.271 с.

7. Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании II Вопросы психологии. 1999. № 3. С, 83-89.

8. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. Новосибирск: Наука, 1987.

9. Козловская В.А. Экологическая культура инженера (теоретико-методологические аспекты): Дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 1999.164 с.

10. Рили Э., Гэллап Д.Г. Здоровье планеты II Социологические исследования. 1992. № 12. С.11-32.

11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.480 с.

12. Дерябо С .Д. Антропоморфизация природных объектов II Вопросы философии. 1991. № 3. С. 29-42.

13. Ясвин В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе II Психологический журнал. 1995. № 3. С. 70-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.