Научная статья на тему 'Методологические принципы экологической психопедагогики в процессе экологического образования'

Методологические принципы экологической психопедагогики в процессе экологического образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
359
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические принципы экологической психопедагогики в процессе экологического образования»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В.М. Усков, профессор, д.м.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж,

И.В. Теслинов, к.м.н., Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж,

О.Н. Болдырева, доцент, к.т.н., ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж,

Н.Г. Сапожникова, доцент, д.м.н., Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец

Экологический кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропоцентрическим экологическим сознанием. Экологическая психология характеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не "природная среда", а "мир природы".

Перед экологической психологией стоят следующие задачи: создание технологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики, — которые решаются в рамках каждого из четырех направлений исследований, а также задача изучения функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы [1, 2, 3].

Субъективное отношение к природе — это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.

Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.

В субъектном восприятии выделяются три аспекта: а) гносеологический, б) установочный, и в) функциональный.

При анализе гносеологического аспекта рассматривается, является ли нечто в мире для воспринимающего субъектом в соответствии с его собственной системой представлений. При анализе установочного аспекта рассматривается, относится ли воспринимающий к чему-либо в мире как к субъекту, сформирована ли у него по отношению к этому объекту или явлению мира "субъектная установка". При анализе функционального аспекта рассматривается, выполняет

354

ли нечто в мире по отношению к воспринимающему специфически субъектные функции и рефлектируются ли они воспринимающим.

Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играют психологические релизеры. Психологический релизер — это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему.

Результатом действия механизмов перцептивного канала является влечение личности к природным объектам. В рамках когнитивного канала субъективное отношение к природному объекту начинает формироваться под влиянием двух групп релизеров: 1) социальных психологических релизеров и 2) экологических фактов.

Социальные психологические релизеры — это специфические вербальные стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которых обусловлено заключенными в них социально выработанными эмоционально маркированными значениями [1, 2, 3].

Выделяются четыре типа экологических факторов: надорганизменные, организменные, внутриорганизменные и молекулярно-клеточные.

Механизмом обработки социальных психологических релизеров является эмоциональная реакция, механизмом обработки экологических фактов — лабилизация и эмоциональная оценка.

Психологическими релизерами практического канала являются "ответы" — специфические стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, являющиеся ответными проявлениями природного объекта различного характера на активность личности, направленную на взаимодействие с ним.

Выделяются пять типов "ответов": антропоморфные, поведенческие, морфологические, физиологические и геофизические (механические).

К трансканальным механизмам обработки психологических релизеров относятся общие перцептивные механизмы (или установочные эффекты): "эффект первичности", "эффект новизны" и "эффект ореола", а также экологические установки личности.

Характер формирующейся модальности по оси "прагматическая — непрагматическая" определяется характером деятельности с природным объектом, в которую включен человек. Характер формирующейся модальности по оси "объектная — субъектная" определяется возможностью или невозможностью возникновения субъектификации природного объекта.

Развитие экологического сознания в процессе социогенеза наиболее адекватно может быть охарактеризовано по трем параметрам: а) психологическая "противопоставленность — включенность", б) "объектно — субъектное" восприятие природы, в) "прагматический — непрагматический" характер взаимодействия.

В социогенезе общественного экологического сознания выделяются две разнонаправленные тенденции: антропоцентрическая и экоцентрическая. Антропоцентрическая тенденция описывается такими "узловыми точками", как

355

"архаическое сознание ^ античное сознание ^ христианство ^ картезианство". Альтернативная экоцентрическая тенденция описывается такими "узловыми точками", как "инвайроментальный консерватизм ^ русский космизм ^ учение о ноосфере, экологизм ^ универсальная этика, биоцентризм" [3].

Основной методологический принцип экологической психопедагогики заключается в строгом соответствии педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания. К методам формирования экологических представлений относятся методы: экологической лабилизации, экологических ассоциаций, художественной репрезентации природных объектов и др. К методам формирования субъективного отношения к природе относятся методы: экологической идентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии и др. К методам формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой относятся методы: экологических экспектаций, ритуализации экологической деятельности, экологической заботы и др.

Таким образом, процесс формирования экологического сознания личности проходит три этапа: а) лабилизации, б) освоения адекватных экологических технологий и в) субъектификации природных объектов. Формирование экологичной личности в рамках экологического образования не может опираться на религиозно-философский опыт, оно должно искать свои технологии экологизации личности, адекватные особенностям современного восприятия.

Список использованной литературы

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. - 368 с.

2. Усков В.М. Особенности психопрофилактики состояний дезадаптации у участников экстремальных ситуаций / В.М. Усков, М.В. Усков, И.В. Теслинов // Сибирский медицинский журнал. Приложение 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». Т. 26, 2011. С. 262.

3. Хесле В. Философия и экология. М., 1993. - 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.