Научная статья на тему 'Экологизация общественного сознания как фактор, влияющий на управление природопользованием'

Экологизация общественного сознания как фактор, влияющий на управление природопользованием Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
661
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Вечерская Е. С.

На основе эволюционно0исторического подхода прослежены основные этапы развития общественного экологического сознания. Гуманистические идеи, заложенные изначально в отношении человека к природе в различные исторические периоды (в том числе мировыми религиями) постепенно уступили место потребительским. И только в последние десятилетия в связи с мировым экологическим кризисом начался поворот к начальным истокам, то есть к согласию в системе общество-природа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental public awareness as a factor impacting the nature resources management

The evolutional and historical approach is used to identify the main development stages of public awareness of environmental issues. Human ideals initially backing men attitude to nature indifferent historic periods (including world religions) were gradually substituted by the consumption attitude. Only in last decades due to the world ecological crisis turning back to the initial sources took place, i.e. to the agreement in the system man nature.

Текст научной работы на тему «Экологизация общественного сознания как фактор, влияющий на управление природопользованием»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

УДК 504

Е. С. ВЕЧЕРСКАЯ

Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, г. Хабаровск

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА УПРАВЛЕНИЕ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ_____________________

На основе эволюционно-исторического подхода прослежены основные этапы развития общественного экологического сознания. Гуманистические идеи, заложенные изначально в отношении человека к природе в различные исторические периоды (в том числе мировыми религиями) постепенно уступили место потребительским. И только в последние десятилетия в связи с мировым экологическим кризисом начался поворот к начальным истокам, то есть к согласию в системе «общество-природа».

Взаимоотношения человека с природой на протяжении всей истории находились в тесной связи с общественным развитием, отражаясь в его психологии, сознании. Мы выделяем несколько этапов эволюции экологического сознания человека в системе взаимодействия «общество-природа».

В первобытном обществе, основой которого явились охота и собирательство, восприятие и понимание человеком природы было целостным, неантагонистическим, что вытекало из его образа жизни в неразрывной связи с экологической системой и подчинения её законам [10]. Это нашло свое отражение в анимистических концепциях тотемизма, подчеркивающих единство существования общества, природы, животных и человека.

Из религиозных представлений, одушевляющих землю, солнце, растительность, возникли мифы многих народов. Эти религиозные концепции основывались на коллективном бессознательном человечества — архетипах. По К. Юнгу, архетипы представляют собой структурные элементы психики, которые передаются из поколения в поколение как неосознаваемые образы и символы и являются психическими коррелянтами инстинктов [27].

О. В. Курис [11] считает, что каждой исторической эпохе присущ свой архетип восприятия природного окружения, именно он и определяет природопреобразующую деятельность общества. В период зарождения рабовладельческого строя появляются некоторые противоречия в отношениях общество — природа, в основе которых находятся социальные причины. Они связаны с появлением общественного неравенства, разделением труда, формированием классового общества и государства, природа стала рассматриваться человеком уже не как единое целое, а схематично и несколько отдаленно от него. В период рабовладельческого строя восприятию человеческого сознания были присущи антропоморфизм и персонификация (олицетворение). Антропоморфизм — это перенесение присущих человеку свойств на внешние силы природы, он является более развитой формой представлений по сравнению с анимизмом и в

своем измененном виде присущ большинству современных религий [22].

Мифологическое сознание явилось важнейшей частью осмысления человеком мира, которое в связи с ростом производительных сил, накоплением материальных богатств и знаний, изменялось и тансформи-ровалось в сложные образы и символы [15]. Оно вбирало в себя все лучшее, что накопили предыдущие эпохи. Из мифов впоследствии выделилась философия и наука. Проблема единства природы и общества в античной науке не ставилась, так как природа стала рассматриваться рационализированно и общество вступило в фазу отчуждения от нее. Некоторые особенности мифологического мышления продолжают сохраняться в массовом сознании, в различных сферах общественного и научного знания, пронизывая всю современную культуру и искусство [4].

Отчуждение человека от природы в последующие эпохи культивировалось в религиозных системах, что было связано с особенностями проживания человека в определенных географических условиях [13]. В пустыне человек вступал в борьбу с природой, в тропиках жил в более гармоничных отношениях с нею. Постоянное преодоление сложных климатических условий среды и было причиной появления таких антропоцентрических религий, как иудаизм и генетически связанные с ним христианство и ислам (Валимова, 1997). Буддизм же представлял собой религию единения человека, общества и природы. Возможно, антропоцентрические религии впоследствии способствовали более экстенсивному освоению природы, росту промышленности и производительных сил.

В средневековье общественное экологическое сознание было в основном антропоцентрическим. В христианской картине мира все имело строгую и иерархическую структуру подчинения Богу, в том числе человек, растительный и животный мир. Наука в средневековье была на задворках религии, и только период Возрождения и расцвет наук в ХV — ХVII вв. (Галлилей, Декарт, Кеплер, Ньютон и др.), открыли дорогу к познанию картин мира. Это положило начало новым взглядам на природу и ее законы [14]. Учё-

ным эпохи Возрождения, который обосновал антропоцентризм с точки зрения философии, был Рене Декарт [7]. Взгляды Декарта вылились в философское течение картезинства, которое утверждало абсолютную ценность человеческого разума. Некоторые постулаты учения продолжают существовать и в наши дни в форме общественных представлений, в технократическом мышлении и связанным с ними подходом к природопользованию. О. В. Курис [11] отмечает, что Новому Времени и эпохе Просвещения мы обязаны становлением гуманных идей в отношении «общество — природа». Этому способствовали деятельность французских просветителей, расцвет литературы, искусства, накопленный эпохой Возрождения, демократические идеи ученых о более гуманном устройстве общества.

Последняя культурно-историческая ступень развития человечества, известная под названием «промышленная революция», началась примерно 150 лет назад. Применение техники, использование биологических законов природы, появление индустриального общества и развитие промышленности способствовали уничтожению не только природного ландшафта, но и ранее сформировавшегося антропогенного ландшафта на обширных территориях планеты [20]. Это определило утилитарно-прагматический подход, основанный на архетипе восприятия природы общественным экологическим сознанием как источника богатства. Особое положение человека, его специфическая социально-агрессивная активность по отношению к природе породили ярко выраженный антропоцентризм и забвение того, что человек является результатом событий, которые привели к развитию различных форм жизни [24].

С другой стороны, в недрах общественного экологического сознания зарождались новые течения научной и философской мысли. Важную роль на рубеже Х1Х—ХХ вв. в понимании взаимоотношений общество-природа сыграл русский космизм. К нему относятся идеи К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, В. И. Вернадского, Н. А. Умова [2]. Космисты противопоставляли традиционному антропоцентрическому восприятию человека, как центра вселенной, концепцию непрерывного развития всех форм жизни.

На рубеже Х1Х — ХХ вв. в России начали закладываться основы современной науки — экопсихологии. Ученый П. Ф. Каптерев [8] намного опередил развитие прогрессивных экологических и экопсихоло-гических идей. Он писал, что природа, кажется, отодвинута на задний план, а на первом месте стоит общественность. Он разрабатывал решение проблем формирования личности человека в гармоничном взаимодействии с природой на стыке экологии, педагогики и психологии. Начала экологической психологии, как науки, мы находим в трудах А. Ф. Лазурско-го, С. Л. Франка, разрабатывающих систему отношений человека к различным объектам среды [12].

В этот период за рубежом начали формироваться новые подходы к осмыслению взаимоотношений «человек-среда». В конце Х1Х — начале ХХ веков, в США возникает новая мировоззренческая ориентация — американский инвайроментализм. Среди данного направления выделяют консервационизм, охранительное движение, экологизм, которые проявились во многих областях общественной жизни (социология, философия, политэкономия, правоведение, этика, эстетика), и в различных движениях. Кон-сервационизм явился первым этапом развития общественного экологического сознания за рубежом. Его представители выступали за правильную органи-

зацию управления природопользованием на длительную перспективу [7].

С точки зрения биоцентризма, экологизма и охранительного движения, защита окружающей среды должна основываться на глубоких ценностных ориентациях личности. Биоцентризм способствовал формированию биоэтики, которая составляет раздел этики и рассматривает область отношений человека к живым формам жизни. В настоящее время при правительствах многих стран существуют центры по биоэтике, которые привлекают ученых для решения многих вопросов, связанных с целесообразностью деятельности человека в живой природе [16].

Противоречия во взаимоотношениях общество-природа особенно дали о себе знать в 50—60 годы XX столетия, когда в результате бурного развития техники вся биосфера земли оказалась под воздействием антропогенного загрязнения. Эти события послужили толчком к переосмыслению стратегий взаимодействия человека с природной средой. В это время новые философские картины и стили мышления — такие, как социально-экологический тип мышления и соответствующая картина мира, определяют научное мировоззрение, и развитие гуманитарных наук и влияют на формирование общественного экологического сознания.

В западных странах с середины 50-х годов разворачиваются научные дискуссии, проходят конференции по вопросам разрешения противоречий между научно-техническим прогрессом общества и экологическим благополучием окружающей среды. Наиболее выдающимися из научных объединений был Римский клуб, возглавляемый Аурелио Печчеи. Ученый считал, что суть проблемы, которая встала перед человечеством, заключается в том, что люди не успевают адаптировать свою культуру, образ жизни, стереотипы поведения к тем постоянным изменениям, которые сами вносят в этот мир, и источники этого кризиса находятся внутри человеческого существования, а не во внешних причинах [19].

После всемирного конгресса социологов в 1966 г. и 1970 г., в Америке, была организована отдельная секция экологической, или инвайроментальной, социологии (от англ. слова 1пу1гопшеп1а1 — окружающая среда). К концу 80-х годов, (после докладов Римскому клубу и идей комиссии ООН «Наше общее будущее»), относится окончательное становление инвайроментальной социологии на западе [25]. В современном виде инвайроментальная социология сопоставима с формационными и цивилизационными парадигмами, изменяющими общественное сознание. За рубежом инвайроментальное движение является управляющей силой общества, влияющей на управленческие, производственные, политические решения, так как 80 % общества сочувствуют «зелёным», и представители этого движения есть во всех социальных группах, вплоть до высших эшелонов власти [3]. Инвайроментализм является прогрессивным общественным движением, которое включает в себя социал-демократические и неокоммунистические элементы. Инвайроментального направления придерживается вся западная социология и в целом гуманитарная наука.

В нашей стране инвайроментальное движение находится на начальном этапе. В последние 20 лет, особенно после перестройки, в России стали появляться научные работы по инвайроментальной социологии, социальной экологии, экологической психологии. Экологизация общественных наук приводит не только к экологизации массового сознания, но и психоло-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

гической науки в целом. В 60-70 годы в Европе и США сформировалось определенное направление психологической науки — экологическая психология. Западная экопсихология основывается на изучении влияния между окружающей средой и сознанием, переживанием, поведением человека и обратным влиянием этого поведения на среду [26].

В 60-х гг. изучением влияния среды на человека в плане психологического и социально-психологического подхода в экологии занимались американские ученые Ittelson и др., [28]. В 1974 американские ученые W. H. Ittelson, H. M. Proshansky, L. G. Rivlin., G. H. Winkel выпустили монографию «Введение в психологию окружающей среды», где рассматривались проблемы истощения природных ресурсов в условиях сознательного отношения человека к оптимальному использованию богатств земли.

Западная экологическая психология охватывает огромный круг вопросов, изучающих влияние техно-физических факторов среды, антропогенной деятельности, культуры, исторического опыта, социальнопсихологического климата — мнений, норм, ценностей, установок на человека [21]. Большое значение придается изучению различных пространственных отношений — общественных и жилых помещений, их архитектурных форм, геометрических размеров, освещенности и влияния этих факторов на изменение поведения человека, его психику [29].

В России экопсихологические исследования стали развиваться лишь в последние 10 — 20 лет (Ю. Г. Абрамова, С. Д. Дерябо, В. А, Ясвин, Б. Т. Лихачёв и др.) [17]. В основе роста экопсихологических исследований лежит сложная экологическая ситуация в стране, экономический кризис, социальная незащищеннось россиян и поиск выхода из связанных с ними психологических проблем. Наиболее интенсивное развитие экопсихологического направления в нашей стране берет свое начало от изучения социологических и психологических последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986). Группой ученых исследовались социологические и психологические аспекты катастрофы, затем стали развиваться комплексные экспертизы (Чернобыль, 1986—1990; Киев, 1988; Новосибирск, 1995 и т.д.) [23], направленные на эффективное социально-экологическое управление региональными проблемами и связанные с промышленным загрязнением и отражением этого риска массовым экологическим сознанием [5].

Методологической основой экологической психологии в отечетственной науке является экологическое сознание, основанное не на противопоставлении человека и природы, а на восприятии ее как равноправного парнтнера по взаимодействию [6]. Эко-психологические исследования последних десятилетий можно объединить в несколько блоков. Теоретическими основами экологического сознания занимаются С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин [6, 7], В. И. Панов [17]. Педагогической психологией экологического сознания также занимаются С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин [6, 7], Д. Ф. Петяева. [18] и мн. др. Социальной психологией Г. М. Андреева [1], А. И. Валитова [4], В. Д. Стол-бун, В. П. Стрельцова, К. О. Чедия [21], А. У. Хараш [23] и др. Наряду с психологическими исследованиями экологического сознания личности необходима разработка социально-психологических подходов, связанных с общественным содержанием, с решением научно-практических задач, основанным на изучении системы экологических знаний, представлений, отношений к природопользованию различных социально-возрастных групп населения.

Мы считаем, что в настоящее время происходит переориентация общественного экологического сознания в сторону архетипа восприятия человеком общества и природы как единой, глобальной экосистемы. Как следует из изложенного, в современных условиях происходит постепенный переворот в общественном сознании в сторону реализации идеалов общества, которое сознательно строит себя.

Одним из показателем научного подхода мирового сообщества к управлению природопользованием является проведение конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992), где отмечалось, что рыночная экономика, демократия не могут существовать без интегрированной, рациональной и сбалансированной сиситемы отношений между производством, потреблением и окружающей средой [9]. Мы вступаем в новый этап взаимодействия общества и природы на основе гуманизации и экологизации общественного сознания и возможной перестройки управления природопользованием на более экологически целесообразных и научно-обоснованных позициях.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.

2. Баландин Р. К. Поиски истины (Жизнь и творчество В. И. Вернадского). М.: Научно-художественная литература, 1983. 302 с.

3. Баньковская С.П. Инвайроментальная социология. - Рига: Зинатне, 1991. — 130 с.

4. Валитова А.И. Социально-психологический анализ экологического сознания кадров гос. управления. Дисс....канд. психологических наук. М., 1997.

5. Вечерская Е.С. К вопросу о гуманитарной экспертизе в решении экологических проблем. / Исследования водных и экологических проблем Приамурья. Владивосток — Хабаровск: Даль-наука, 1999. С. 25-27.

6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии. // Психологический журнал. — Т. 17, № 6, 1996. — С. 4—18.

7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 480 с.

8. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. Спб., 1905 — С. 101.

9. Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. // Экос-информ. — 1995 — № 3 — 4. — С. 8 — 30.

10. Куракова Л. И. Беседы о природе, обществе и человеке. М.: Знание, 1975. 305 с.

11. Курис О.В. Философский анализ становления экологического сознания: Дис.канд. филос. наук. — М., 1992.

12. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: 1997. —446 с.

13. Маркарян Э. С. К характеристике человеческого общества как «универсальной адаптивно-адаптирующей» системы. // Теория и методика географических исследований экологии человека М.: 1974.

14. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Социальная экология. Уфа: ВЭГУ, 1994. 89 с.

15. Мифы народов мира. Энциклоп.: в 2-х т. —М.: НИ: Большая Российская энциклопедия, 2000. — Т.1.

16. Павлова Т.Н. Биоэтика в высшей школе. — Серия: Охрана дикой природы: Киевский эколого-культурный центр, 1998. — Вып. 10. — 128 с.

17. Панов В.И. Экологическая психология: состояние и перспективы (вместо предисловия от программного комитета). 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. —С. 3—12.

18. Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: Автореф. канд. дис. М., 1991.

19. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. 312 с.

20. Реймерс Н. Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 638 с.

21. Столбун В.Д., Стрельцова В.П., Чедия К.О. Социальноэкологическая психология как иерархия уровней, воздействующих на становление и развитие человеческой личности. // Сб. Записки практических психологов города Твери и области. — Вып. № 4. — Тверь, 1997. — С. 359-398.

22. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. Изд. 3-е. М: Политиздат, 1972.496 с.

23. Хараш А.У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных условиях: идеология, методология, процедура // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Смысл, 1996, 373 с.

24. Чарльз Дарвин. Происхождение видов. М., 1871.

25. Яницкий О.Н. Экологическая социология (программа курса). // Социологические исследования. — 1997. — № 5. — С. 122— 132.

26. Pawlik K., Stapf K.H. Perspektiven und Ergebnisse okopsy-chologischer Forschung // Umwelt und Verhalten. Verlag Hans Huber, 1992.

27. Jung, Carl. 1984. Man and his symbols. - New-York: Doubleday.

28. Ittelson W.H., Proshansky H.M., Rivlin L.G., Winkel G.H. An Introduction to Environmental Psichology. USA, Holt, Rinehart & Winston, INC, 1974.

29. Barker R.G. On the nature of the environment // Jounal of Social Issues, 1963. № 19.

ВЕЧЕРСКАЯ Елена Семеновна, научный сотрудник.

Статья поступила в редакцию 04.02.08 г.

© Е. С. Вечерская

УДК 316 Т. С. ГУСЕВА

Алексеевский филиал Белгородского государственного университета

ОТНОШЕНИЕ К ИННОВАЦИЯМ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ)

В данной статье освещаются результаты социологического опроса, предмет которого — отношение работников сферы профессионального образования к инновациям, осуществляемым за последние годы в этой сфере — к ЕГЭ (Единому государственному экзамену), росту платных образовательных услуг, введению двухуровневой системы высшего образования «бакалавр-магистр», дистанционному обучению, созданию единой информационной сети образовательных учреждений, введению новых образовательных стандартов, созданию единого образовательного пространства в регионе, повышению роли самостоятельной работы студентов. Опрос проводился среди преподавателей и сотрудников учреждений профессионального образования Белгородской области (опрошено 500 респондентов).

Система профессионального образования в России находится в состоянии затянувшегося реформирования. Продолжается процесс поисков оптимальных организационно-управленческих моделей. Успешность данного процесса зависит от налаженной обратной связи, т.е. учета мнений и реакций работников учреждений профессионального образования, их управленческого и преподавательского персонала.

Цель данной статьи — ознакомить читателя с результатами социологического опроса, предмет которого — отношение работников сферы профессионального образования к инновациям, осуществляемым за последние годы в этой сфере.

Опрос проводился в феврале — апреле 2007 года среди работников учреждений профессионального образования Белгородской области — преподавателей вузов (опрошено 200 респондентов), колледжа (150 респондентов) и профессионально-технических лицеев (150 респондентов).

В ходе исследования было предложено респондентам выразить свое отношение к нововведениям в сфере профессионального образования, а именно к ЕГЭ (Единому государственному экзамену), росту платных образовательных услуг, введению двухуровневой системы высшего образования «бакалавр — магистр», дистанционному обучению, созданию единой информационной сети образовательных учреждений, введению новых образовательных стандартов, созданию единого образовательного пространства в регионе, повышению роли самостоятельной работы студентов.

С учетом полученных данных, а также дифференцированных ответов по возрасту и полу, представим оценочную характеристику каждого образовательного нововведения.

Единый государственный экзамен. Это нововведение имеет низкий оценочный индекс. Отрицательно оценивают его 68 % работников вузов, 58 % работ-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.