Научная статья на тему '"экологичный образ-я" личности: теоретическое понимани и практическое исследование'

"экологичный образ-я" личности: теоретическое понимани и практическое исследование Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
364
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
I-IMAGE / ECOLOGICAL I-IMAGE / ECOLOGY / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ / ECOLOGICAL / ОБРАЗ-Я / ЭКОЛОГИЧНЫЙ ОБРАЗ-Я / ЭКОЛОГИЧНЫЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Раева Д.А., Черемисова И.В.

В статье раскрывается проблема теоретического понимания и практического исследования «экологичного образа-я» личности. Произведён анализ и систематизация понимания «экологичного образа-я» личности как психологического феномена. Теоретический анализ показал, что следует разграничивать понятия «экологичный» и «экологический», поскольку они несут разную смысловую нагрузку. Предложено понимание содержания «экологичного образа-я» как особого психологического феномена, отражающего качественно другой уровень «образа-я» личности, ориентированного на гармоничность или равновесие внутренней среды человека, обеспечивающее его адекватное представление о себе и отношение к себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“ECOLOGICAL I-IMAGE”: THEORETICAL UNDERSTANDING AND PRACTICAL RESEARCH

The article reveals a problem of theoretical understanding and practical study of the “ecological I-image” of an individual. The work presents an analysis and systimatization of the understanding of the “ecological I-image” of a personality as a psychological phenomenon. The theoretical analysis has shown that it is necessary to distinguish between the concepts of “ecology” and “ecological”, since they carry a different semantic load. The proposed understanding of the content of “ecological I-image” as a special psychological phenomenon, reflecting a new level of “I-image” of the personality, based on the harmony or equilibrium of the internal environment of the person that gives him an adequate sense of himself and an adequate attitude to himself.

Текст научной работы на тему «"экологичный образ-я" личности: теоретическое понимани и практическое исследование»

следствия влияния Интернета на личность и снизить число Интернет-зависимых.

Таким образом, в настоящее время существуют противоречивые взгляды на проблему Интернет-зависимости или компьютерной зависимости. Одни исследователи считают ее самостоятельным видом аддикции и добиваются включения в медицинские диагностические руководства. Другие, напротив, полагают, что Интернет и компьютер являются не более чем средствами формирования зависимостей иного рода. В ряде стран, в частности в Китае, Интернет-зависимость признается заболеванием, в других - рассматривается как психолого-педагогическая

Библиографический список

проблема, требующая внимания специалистов. Поскольку в случае с Интернет-аддикцией отсутствует физиологическое привыкание к объекту зависимости, именно психолого-педагогическая коррекция данного вида аддикции представляется наиболее эффективной. Снижению числа аддиктов, особенно среди детей школьного возраста, может способствовать формирование у них цифровой компетентности и навыков безопасной работы в Интернете, что, в свою очередь требует повышения информационной культуры педагогов и родителей, часто отстающих от своих детей в овладении информационно-коммуникационными технологиями.

1. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета. Психологический журнал. 2004; Т. 25, № 1: 90 - 100.

2. Янг К.С. Диагноз - Интернет-зависимость. Мир Интернет. 2000; 2: 24 - 29.

3. Goldberg I. Internet addiction disorder: Diagnostic criteria. Available at: http://users.rider.edu/~suler/psycyber/supportgp.html

4. Дроздикова-Зарипова А.Р., Валеева Р.А., Шакурова А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика. Казань: Отечество, 2012.

5. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий. Естествознание в школе. 2005; 4: 35 - 39.

6. Ким В.С. Компьютерные игры и виртуальные миры. Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2011; 4: 166 - 172.

7. Антропова Л.К., Андронникова О.О., Куликов В.Ю., Козлова Л.А. Интернет-зависимость и ее взаимосвязь с межполушарной асимметрией и поведенческими особенностями личности. Медицина и образование в Сибири: Сетевое научное издание. 2011; № 3. Available at: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=485

8. Маслова Ю.В. Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков. Образовательные технологии и общество. 2013; Т. 16, № 4: 493-503.

9. Lenihan F. Computer addiction - a sceptical view: Invited commentary on: Lost online. Advances in Psychiatric Treatment. 2007; Vol. 13: 31 - 33.

10. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition, DSM-V, 2013 Available at: https://psicovalero.files.wordpress. com/2014/06/dsm-v-manual-diagnc3b3stico-y-estadc3adstico-de-los-trastornos-mentales.pdf

11. Ван Ш.-Л., Войскунский А.Е., Карпухина А.И. Психолого-медицинские аспекты применения интернета в Юго-Восточной Азии. Интернет и современное общество: ТрудыXIVВсероссийской объединенной конференции. Под редакцией А.В. Чугунова. Санкт-Петербург: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2011: 117 - 120.

12. Ван Ш.-Л. Проблема интернет-зависимости в Китае: психология, культура, политика. Психология и психотехника. 2012; 12: 53 - 63.

13. Conrad B. What percentage of teens and children are addicted to video games? Available at: http://www.techaddiction.ca/child-video-game-addiction.html

14. Исследование GfK: Тенденции развития Интернет-аудитории в России. Available at: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/ issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii/

15. Солдатова Г. Цифровое детство: новые риски и безопасность. Available at: http://files.runet-id.com/2017/csf17/07feb.csf17-3.3--soldatova.pdf

References

1. Vojskunskij A.E. Aktual'nye problemy psihologii zavisimosti ot Interneta. Psihologicheskij zhurnal. 2004; T. 25, № 1: 90 - 100.

2. Yang K.S. Diagnoz - Internet-zavisimost'. Mir Internet. 2000; 2: 24 - 29.

3. Goldberg I. Internet addiction disorder: Diagnostic criteria. Available at: http://users.rider.edu/~suler/psycyber/supportgp.html

4. Drozdikova-Zaripova A.R., Valeeva R.A., Shakurova A.R. Pedagogicheskaya korrekciya komp'yuternoj zavisimosti u podrostkov gruppy riska: teoriya, praktika. Kazan': Otechestvo, 2012.

5. Pribylova Yu.O. Psihologicheskie problemy sovremennyh shkol'nikov v oblasti informacionnyh tehnologij. Estestvoznanie v shkole. 2005; 4: 35 - 39.

6. Kim V.S. Komp'yuternye igry i virtual'nye miry. Vestnik MGOU. Seriya: Pedagogika. 2011; 4: 166 - 172.

7. Antropova L.K., Andronnikova O.O., Kulikov V.Yu., Kozlova L.A. Internet-zavisimost' i ee vzaimosvyaz' s mezhpolusharnoj asimmetriej i povedencheskimi osobennostyami lichnosti. Medicina i obrazovanie v Sibiri: Setevoe nauchnoe izdanie. 2011; № 3. Available at: http://ngmu. ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=485

8. Maslova Yu.V. Pozitivnye i negativnye aspekty ispol'zovaniya komp'yuternyh tehnologij u detej i podrostkov. Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2013; T. 16, № 4: 493-503.

9. Lenihan F. Computer addiction - a sceptical view: Invited commentary on: Lost online. Advances in Psychiatric Treatment. 2007; Vol. 13: 31 - 33.

10. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition, DSM-V, 2013 Available at: https://psicovalero.files.wordpress. com/2014/06/dsm-v-manual-diagnc3b3stico-y-estadc3adstico-de-los-trastornos-mentales.pdf

11. Van Sh.-L., Vojskunskij A.E., Karpuhina A.I. Psihologo-medicinskie aspekty primeneniya interneta v Yugo-Vostochnoj Azii. Internet i sovremennoe obschestvo: Trudy XIV Vserossijskoj ob'edinennoj konferencii. Pod redakciej A.V. Chugunova. Sankt-Peterburg: Fakul'tet filologii i iskusstv SPbGU, 2011: 117 - 120.

12. Van Sh.-L. Problema internet-zavisimosti v Kitae: psihologiya, kul'tura, politika. Psihologiya ipsihotehnika. 2012; 12: 53 - 63.

13. Conrad B. What percentage of teens and children are addicted to video games? Available at: http://www.techaddiction.ca/child-video-game-addiction.html

14. Issledovanie GfK: Tendencii razvitiya Internet-auditorii v Rossii. Available at: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii/

15. Soldatova G. Cifrovoe detstvo: novye riski i bezopasnost'. Available at: http://files.runet-id.com/2017/csf17/07feb.csf17-3.3--soldatova.pdf

Статья поступила в редакцию 06.06.17

УДК 159

Raeva D.A., postgraduate, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: dar.raewa2010@yandex.ru Cheremisova I.V., Doctor of Sciences (Psychology), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: cheremisova.iv@gmail.com

"ECOLOGICAL I-IMAGE": THEORETICAL UNDERSTANDING AND PRACTICAL RESEARCH. The article reveals a problem of theoretical understanding and practical study of the "ecological I-image" of an individual. The work presents an analysis and systi-matization of the understanding of the "ecological I-image" of a personality as a psychological phenomenon. The theoretical analysis has shown that it is necessary to distinguish between the concepts of "ecology" and "ecological", since they carry a different semantic

load. The proposed understanding of the content of "ecological I-image" as a special psychological phenomenon, reflecting a new level of "I-image" of the personality, based on the harmony or equilibrium of the internal environment of the person that gives him an adequate sense of himself and an adequate attitude to himself. Key words: I-image, ecological I-image, ecology, ecological.

Д.А. Раева, аспирант, ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Е-mail: dar.raewa2010@yandex.ru

И.В. Черемисова, д-р психол. наук, доц. ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Е-mail: cheremisova.iv@gmail.com

«ЭКОЛОГИЧНЫЙ ОБРАЗ-Я» ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

В статье раскрывается проблема теоретического понимания и практического исследования «экологичного образа-я» личности. Произведён анализ и систематизация понимания «экологичного образа-я» личности как психологического феномена. Теоретический анализ показал, что следует разграничивать понятия «экологичный» и «экологический», поскольку они несут разную смысловую нагрузку. Предложено понимание содержания «экологичного образа-я» как особого психологического феномена, отражающего качественно другой уровень «образа-я» личности, ориентированного на гармоничность или равновесие внутренней среды человека, обеспечивающее его адекватное представление о себе и отношение к себе. Ключевые слова: образ-я, экологичный образ-я, экологичный, экологический.

Особенности жизнедеятельности человека определяются системой «Человек - Среда». Среда - это особая совокупность условий существования и развития человека. Среда - это не только окружающая человека природа. По мнению Е.А. Климова, среда складывается из соцально-контактной (особенности взаимодействия и сотрудничества с другими людьми), информационной (система передачи информации, отражающая правила внутреннего распорядка сообщества), соматической (взаимосвязь функционирования психики и внутренней среды организма), предметной частей (материальные условия жизни) [1]. Нестабильность данных частей среды (изменение социально-экономической и политической обстановки в обществе, информационный поток, кризис семейных ценностей) приводит к разрушению качественного со-отношения системы «Человек - Среда». Происходят изменения в духовно-нравственной сфере личности, самосознании, образе-я личности, что приводит к отрицательному влиянию человека на окружающую среду. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды, но и как проблема сохранения психологического здоровья личности, адекватного восприятия себя, включающая качественное отражение окружающей действительности.

Описанная проблема носит междисциплинарный характер и её изучение происходит в рамках различных наук: философии, психологии, культурологии, социологии, экологии и др.

Сложившуюся ситуацию невозможно преодолеть без изменения господствующего антропоцентрического типа экологического сознания на экоцентрический, то есть формирование определенной системы представлений о мире, ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы (С.Д. Дерябо, В.И. Панов, Г.Д. Грачев, Н.Н. Моисеев, В.А. Ясвин и др.) [2]. По мнению, С.Д. Дерябо, эко-центрический тип сознания представляет собой кардинальную смену образа мира [3]. Но кардинальная смена образов мира личности невозможна без формирования качественно другого уровня «образа Я» личности, «экологичного образа Я», ориентированного на экологическую целесообразность, обеспечивающее внутреннее равновесие, создающее основу гармоничного взаимодействия человека с природой.

Цель исследования - разработать рабочее понятие «экологичного образа Я» личности. Основная задача исследования -проанализировать и систематизировать понимание «экологичного образа-я» личности как психологического феномена.

Рассмотрим основные научные подходы, занимающиеся данной проблемой.

Экософия (А. Несс, Ф. Гваттари). Экософия - термин, недавно появившийся в философии, буквально означает «экологическая философия». Основные представители - А. Несс, Ф. Гваттари. Термин «экософия» был введен А. Нессом в 1973 г. По мнению А. Несса, экософия - философия экологической гармонии или равновесия. Экософия выявит множество изменений из-за существенных различий, касающихся не только «фактов» загрязнения, исчерпания ресурсов, роста населения, но и ценностных приоритетов личности [4].

Экологическая психология (В.И. Панов, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин). Одним из новых направлений в психологии является экологическая психология - отрасль психологического знания, которая возникла в 60-х гг. XX века. Основоположник экологического подхода в психологии - Дж. Гибсон. Ключевой идеей экопсихологии является изучение развития личности в контексте «человек - окружающая среда». Основные представители -В.И. Панов, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Е.А. Климов и др. С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин определяют экологическую психологию как направление психологии, исследующее индивидуальное и групповое экологическое сознание. Они считают предметом экопси-хологии экологическое сознание, рассматриваемое в социогене-тическом, онтологическом и функциональном аспектах [5].

Экология культуры (Д.С. Лихачев). Впервые данный термин использует Д.С. Лихачев. Экология культуры признаётся одним из разделов экологической эстетики и предполагает необходимость сохранение культурной среды наряду с окружающей средой. По мнению Д.С. Лихачева, «если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» [6].

В настоящее время нет однозначного понимания сущности «экологичного образа Я» как психологического феномена. Существующая полисемия в трактовке смыслового значения термина «экологичный образ Я» затрудняет его научное исследование.

Выявим теоретическое содержание термина «экологичный образ Я» и разработаем на этой основе логически непротиворечивое, обеспечивающее максимально точное и теоретически конкретное научное понимание «экологичного образа Я» как особого психологического феномена. В настоящее время наблюдается широкое употребление терминов экологическое сознание, экологизация сознания, экологическое самосознание. Проблема исследования феноменов экологического сознания и экологического самосознания носит экопсихологический характер (Ю.Г. Абрамова, Б.Т. Лихачев, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин). Проанализируем содержание данных понятий.

Экологическое самосознание связано с рефлексией человека, на основе чего происходит качественное взаимодействие с окружающей средой.

Актуальным становится формирование описательной составляющей экологичного самосознания, в виде «экологичного образа Я». Поэтому в целях разграничения с другими понятиями, разными по терминологии, но сходными по смыслу, проанализируем данное определение.

Проблема рассмотрения «образа Я» личности в зарубежной психологии рассматривалась в рамках психодинамического (З. Фрейд, К. Хорни и др.), интеракционистского подходов (Д.М. Болдуин, Ч. Кули, М.Л. Раусте фон Врихте, Т. Шибутани и др.), гуманистического направления (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Бернс). Проблема рассмотрения «образа Я» личности в отечественной психологии. По мнению М.Б. Богатыревой, рассматривалась с точки зрения онтогенетического (Б.Г. Ананьев,

Таблица 1

Теоретический анализ определений «экологическое сознание» личности

Критерий соотношения Определение Авторы

Определения «экологического сознания» через отражение «Отражение в психике, разнообразных взаимоотношений человека с окружающей природой» В.П. Беркута, Г.С. Смирнов, В.И. Панов

Определения «экологического сознания» через направленность «Изменение направленности, ориентацию её на более адекватное отражение состояния внешней среды и соответственных ценностных установок, в потребностях деятельности человека» Г.С. Смирнов

Определения «экологического сознания» через поведение «Совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов» В.А. Ясвин

Определения «экологического сознания» через представления «Совокупность экологических представлении, существующего отношения к природе, стратегии и технологии взаимодействия с ней; как совокупность представлений о взаимосвязях в системе человек - природа» В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, Н.Н. Моисеев

Определения «экологического сознания» через мышление «Непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно фиксирующих индивидуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику В.А. Скребец

Таблица 2 Теоретический анализ определений «образ-я» личности

Критерий соотношения Определение Авторы

Определение «образа Я» через включение когнитивного и аффективного компонента «Образ состоит из двух составляющих - знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность образа-я связана с его когнитивной частью, т.е. со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным» К. Хорни

Определение «образа Я» как часть образа мира «Образ Я становится частью образа мира, включая в себя представления как о своем «Я», так и об отношении между «Я» и окружающей действительности» М.Л. Раусте фон Врихте

Определение «образа Я» как подструктуры самосознания «Анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «образе Я» или «Я-концепции», осуществляется либо как поиск видов и классификаций «образов Я», либо как поиск «измерений», т.е. содержательных параметров этого образа» М.Л. Раусте фон Врихте, С.Л.Рубинштейн, В.В. Столин, И.И. Чес-нокова

Определения «образа Я» через отражение «Образ Я - это не просто психическое отражение в формате представлений или понятий, но и социальная установка, разрешаемая через отношение личности к самому себе» И.С. Кон

Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Е.Т. Соколова), структурно-функционального (А.А. Бодалев, Б.В. Зейгарник, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и др.), динамического (И.И. Чеснокова и др.) подхода.

Термин «экологичность» используется в экологии, психологии, философии и других науках. Следует термин «экологич-ность» разграничивать с термином «экологическое», поскольку они несут разную смысловую нагрузку. По мнению В.В. Калиты, экологичность можно определить, как некоторую норму или равновесие элементов системы человек (организм) - среда окружения, где с одной стороны, понимается определенное качество отношений, а с другой, - определенный способ взаимодействия с окружающим миром, при которых живые взаимодействующие компоненты экосистем находятся в устойчивом во времени качественном (многообразие) и количественном (численность) состоянии [7].

Произведя теоретический анализ значений данных терминов, мы можем предположить, что «экологичность», в психологическом понимании, - это гармоничность или равновесие внутренней среды человека, обеспечивающее его адекватное представление о себе и отношение к себе; «экологический» ориентированный на внешнее взаимодействие человека и среды,

предполагающий сохранение внешней среды и бережное отношение к среде обитания [8; 9].

На основе вышеизложенного материала мы можем предложить рабочее понимание содержания «экологичного образа Я» как особого психологического феномена, отражающего качественно другой уровень «образа Я» личности, ориентированного на гармоничность или равновесие внутренней среды человека, обеспечивающее его адекватное представление о себе и отношение к себе. «Образ Я» может включать две составляющие: знание о себе и отношение к себе. «Экологичный образ Я» предполагает знание о себе как адекватное отражение реальных свойств, качеств и способностей личности. Знание о себе формируются на основе адекватного позитивного самоотношения, основу которого составляет адекватная самооценка.

Обобщая результаты теоретического анализа исследуемой проблемы можно сделать следующие выводы: 1) произведена систематизация понятий экологического сознания и самосознания, образа-я личности; 2) определено понятие «экологичного образа Я» как психологического феномена. На основе предложенного понятия будет разработана структура «экологичного образа Я» и программа психологического сопровождения формирования «экологичного образа Я» в юношеском возрасте.

Библиографический список

1. Климов Е.А. О среде обитания человека глазами психолога. 2-ая Российская конференция по экологической психологии: материалы, 12-14 апреля. Москва: Экопсицентр РОСС, 2000. 167 - 169.

2. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология. Социальная психология и общество. 2013; 3. 13 - 28.

3. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. Москва: МПСИ, 1999.

4. Розенберг А.Г. Августовские тезисы о социальной и глубинной экологии. Самарская Лука: проблемы региональной и глубинной экологии. 2012, Т. 21, № 2. 195-220.

5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.

6. Лихачев Д.С. Экология культуры. Памятники Отечества. 1980; 2.

7. Калита В.В. Введение в экологическую психологию. Часть 1. Феномен экологичности в эколого-психологических исследованиях. Владивосток: ДВГМА, 2000.

8. Раева Д.А. Психологическое содержание экологичного самосознания современных подростков. Современные проблемы науки и образования. 2015; 2.

9. Черемисова И.В. Музыкально-семантическая модель развития творческой личности как составляющая экологии личности. Научные труды Нижегородского филиала Института бизнеса и политики. Вып. 3: Право, психология, экономика. 2012; 134 - 146.

References

1. Klimov E.A. O srede obitaniya cheloveka glazami psihologa. 2-aya Rossijskaya konferenciya po 'ekologicheskojpsihologii: materialy, 12-14 aprelya. Moskva: 'Ekopsicentr ROSS, 2000. 167 - 169.

2. Panov V.I. 'Ekopsihologicheskie vzaimodejstviya: vidy i tipologiya. Social'naya psihologiya i obschestvo. 2013; 3. 13 - 28.

3. Deryabo S.D. 'Ekologicheskaya psihologiya: diagnostika 'ekologicheskogo soznaniya. Moskva: MPSI, 1999.

4. Rozenberg A.G. Avgustovskie tezisy o social'noj i glubinnoj 'ekologii. Samarskaya Luka: problemy regional'noj i glubinnoj 'ekologii. 2012, T. 21, № 2. 195-220.

5. Deryabo S.D., Yasvin V.A. 'Ekologicheskaya pedagogika i psihologiya. Rostov-na-Donu, 1996.

6. Lihachev D.S. 'Ekologiya kul'tury. Pamyatniki Otechestva. 1980; 2.

7. Kalita V.V. Vvedenie v 'ekologicheskuyu psihologiyu. Chast' 1. Fenomen 'ekologichnosti v 'ekologo-psihologicheskih issledovaniyah. Vladivostok: DVGMA, 2000.

8. Raeva D.A. Psihologicheskoe soderzhanie 'ekologichnogo samosoznaniya sovremennyh podrostkov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 2.

9. Cheremisova I.V. Muzykal'no-semanticheskaya model' razvitiya tvorcheskoj lichnosti kak sostavlyayuschaya 'ekologii lichnosti. Nauchnye trudy Nizhegorodskogo filiala Instituta biznesa ipolitiki. Vyp. 3: Pravo, psihologiya, 'ekonomika. 2012; 134 - 146.

Статья поступила в редакцию 04.07.17

УДК 343.1

Sopneva E.V., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Stavropol Branch of Krasnodar University of MIA of Russia (Stavropol,

Russia), E-mail: esopneva@mvd.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF UNDERSTANDING AND REALIZATION OF SUSPICIONS. Any kind of human activity is accompanied by psychological processes. The entire period of forming the suspicion of theoretical, legislative and practical phenomenon is the process of realization of psychological factors typical of a specific person, as a professional and the item's individual and collective understanding. Such process is necessary to give an objective character. The solution to the formulated problem is possible with the elucidation of the factors influencing the relevant processes, understanding their resulting effects, and the adoption of compensatory measures to address negative results. Psychological support suspicions of development process is designed to ensure a high professional and moral level of scientific understanding of the suspicion in relationship to contemporary needs, historical and international experiences, achievements in various sectors.

Key words: suspicion, suspect, psychology, theory, law, practice.

Е.В. Сопнева, канд. юр. наук, доц., нач. каф. уголовного процесса, ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет

Министерства внутренних дел Российской Федерации», Ставропольский филиал, г. Ставрополь,

E-mail: esopneva@mvd.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОНИМАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОДОЗРЕНИЯ

Любой вид человеческой деятельности сопровождают психологические процессы. Весь период формирования подозрения как теоретического, законодательного и практического явления - это процесс реализации психологических факторов, свойственных конкретному лицу, как профессиональной и физической единице, как элементу индивидуального и коллективного понимания. Такому процессу необходимо придать объективный характер. Решение сформулированной задачи возможно при выяснении факторов, влияющих на соответствующие процессы, понимании создаваемых ими последствий, и принятии компенсационных мер, позволяющих устранить негативные результаты.

Ключевые слова: подозрение, подозреваемый, психология, теория, закон, практика.

Психология - неотъемлемый спутник любого вида человеческой деятельности, влияющий на ход и результативность соответствующего процесса. Подозрение как объективное явление уголовного судопроизводства формируется, реализуется различными субъектами. В свою очередь, субъекты формулирования подозрения характеризуются различными психологическими установками и ценностными ориентирами, что влечет создание возможности внутренней противоречивости такой деятельности в целом и прогнозируемого результата в частности. Необходимость придания пониманию и реализации подозрения в уголовном процессе объективного характера создает необходимость осознания роли психологических факторов в этом процессе. Обращение к психологическим основам подозрения позволя-

ет выделить, систематизировать обстоятельства, влияющие на соответствующую деятельность. Психологическое сопровождение процесса понимания и реализации подозрения позволяет, используя психологические закономерности такого процесса, исключить или минимизировать субъективную составляющую формирования представлений о подозрении, их адекватного законодательного установления, реализации на практике.

Психологизация подозрения, на наш взгляд, включает в себя деятельность на трех последовательных, взаимосвязанных уровнях (теория, закон, практика).

Первоначально происходит теоретическое осмысление подозрения (вырабатываются его определение, основания формулирования, моменты возникновения и окончания, формы ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.