2. Фроловская М.Н. Становление профессионального образа мира педагога: Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Новокузнецк, 2011.
3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл, 2007.
4. Яницкий М.С., Серый А.В. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности: учебное пособие. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010.
5. Ладзина Н.А. Влияние национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации (На материалах изучения казахов и русских в Республике Казахстан): Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 2002.
6. Орел А.А. Направленность и ценностно-смысловая сфера личности как условия ее самореализации в процессе профессионального становления. Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2011: 2. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/napravlennost-i-tsennostno-smyslovaya-sfera-lichnosti-kak-usloviya-ee-samorealizatsii-v-protsesse-professionalnogo-stanovleniya
References
1. Zhumagalieva B.K. 'Etnokul'turnye osobennostikognitivnogo stilya ikartiny mira lichnostis razlichnojpolusharnoj asimmetriej: Na materialah izucheniya kazahovirusskih: Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2002.
2. Frolovskaya M.N. Stanovlenie professional'nogo obraza mira pedagoga: Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Novokuzneck, 2011.
3. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. Moskva: Smysl, 2007.
4. Yanickij M.S., Seryj A.V. Diagnostika urovnya razvitiya cennostno-smyslovojsfery lichnosti: uchebnoe posobie. Novokuzneck: MAOU DPO IPK, 2010.
5. Ladzina N.A. Vliyanie nacional'nojpsihologii na vzaimodejstvie ipovedenie lyudej v organizacii (Na materialah izucheniya kazahovi russkih vRespublike Kazahstan): Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2002.
6. Orel A.A. Napravlennost' i cennostno-smyslovaya sfera lichnosti kak usloviya ee samorealizacii v processe professional'nogo stanovleniya. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3: Pedagogika i psihologiya. 2011: 2. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ napravlennost-i-tsennostno-smyslovaya-sfera-lichnosti-kak-usloviya-ee-samorealizatsii-v-protsesse-professionalnogo-stanovleniya
Статья поступила в редакцию 30.03.18
УДК 159
Gunina D.A., postgraduate, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
"ECOLOGY" AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON IN PRESENTATIONS OF YOUTH AND GIRLS. The article describes a new approach to the study of personality. The article reveals a problem of theoretical understanding and practical study of the "ecology" of the individual. An understanding of the contents of "environmental friendliness" as a special psychological phenomenon reflecting the harmony or balance of the internal environment of a person, ensuring its adequate self-image and self-relation, is offered. The results of empirical research have shown that the concept of "environmental friendliness" in modern boys and girls carries positive semantic load. The associations that carry the positive semantic load are greater than the associations that carry the negative semantic load.
Key words: I-concept, ecology, ecological.
Д.А. Гунина, аспирант ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград,
E-mail: [email protected]
«ЭКОЛОГИЧНОСТЬ» КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
Статья описывает новый подход к исследованию личности. В статье раскрывается проблема теоретического понимания и практического исследования «экологичности» личности. Предложено понимание содержания «экологичности» как особого психологического феномена, отражающего гармоничность или равновесие внутренней среды человека, обеспечивающее его адекватное представление о себе и отношение к себе. Результаты эмпирического исследования показали, что понятие «экологичность» у современных юношей и девушек несёт позитивную смысловую нагрузку. Ассоциаций, несущих позитивную смысловую нагрузку больше, чем ассоциаций, несущих негативную смысловую нагрузку.
Ключевые слова: я-концепция, экологичный, экологический.
Глобализация инновационных процессов во всём мире затрагивает вопрос о психологической безопасности и сохранении психического здоровья личности. Жизнедеятельность личности определяется системой «Человек-среда». Нестабильность среды (изменение социально-экономической и политической обстановки в обществе, информационный поток, кризис семейных ценностей) приводит к разрушению качественного соотношения системы «Человек - Среда» [1]. Изменяется самосознание личности: деструктивные мысли и негативные эмоции порождают деструктивное поведение. Эколого-нравственная проблема встаёт сегодня как проблема сохранения психологического здоровья личности, адекватного восприятия себя, включающая качественное отражение окружающей действительности. Это возможно благодаря формированию «экологичной Я-концепции» личности, перехода с антропоцентрического к экоцентрическому типу взаимодействия [2; 3].
Данная проблема носит междисциплинарный характер, в частности изучается в рамках экологической психологии (Г.Д. Грачев, С.Д. Дерябо, Е.А. Климов, Н.Н. Моисеев, В.И. Панов, В.А. Ясвин и др.).
В настоящее время нет однозначного понимания сущности «экологичной Я- концепции» как психологического феномена. Однако изучение данного феномена имеет широкое практиче-
ское значение [4]. Следует термин «экологичность» разграничивать с термином «экологическое», поскольку они несут разную смысловую нагрузку. Произведя теоретический анализ значений данных терминов, мы можем предположить, что «экологич-ность», в психологическом понимании, - это гармоничность или равновесие внутренней среды человека, обеспечивающее его адекватное представление о себе и отношение к себе; «экологический» ориентированный на внешнее взаимодействие человека и среды, предполагающий сохранение внешней среды и бережное отношение к среде обитания [5].
Цель исследования - выявить представления об экологич-ности у современных юношей и девушек; разработать методологический комплекс полномасштабного исследования «экологичной Я-концепции» личности.
Выборку исследования составили 60 юношей и девушек (18 - 20 лет), обучающиеся в высшем учебном заведении по направлению «психология», «социальная работа», «реклама и связи с общественностью».
Нами использовались опросные методы исследования, проведен ассоциативный эксперимент. Испытуемым предлагалось ответить на ряд вопросов:
1. С чем у Вас ассоциируется термин «экологичность» / «не-экологичность»?
2. С чем у Вас ассоциируется термин «экологичнная ситуация» / «неэкологичная ситуация»?
3. С чем у Вас ассоциируется термин «экологичное поведение» / «неэкологичное поведение»?
4. С чем у Вас ассоциируется термин «экологичное мышление» / «неэкологичное мышление»?
5. С чем у Вас ассоциируется термин «экологичная личность» / «неэкологичная личность»?
Выбор ассоциаций осуществляется по частоте встречаемости (от 2 и более раз), что составило 291 ассоциацию. Из них 89 ассоциаций - оценка понятия, 36 ассоциаций - оценка состояния, 63 ассоциаций посвящены индивидуально-психологическим качествам личности, 50 ассоциаций посвящены поведенческим особенностям личности, 53 ассоциации - стиль мышления личности.
Выявлено, что понятие экологичность у современных юношей и девушек несёт позитивную смысловую нагрузку (чистота, естественность (36%), польза (18%), рациональное (14%),
жизнелюбие (9%)). Понятие неэкологичность несёт негативную смысловую нагрузку (грязь (55%), апатия (17%), вред (13%)). При этом ассоциаций, несущих позитивную смысловую нагрузку больше (63%), чем ассоциаций, несущих негативную смысловую нагрузку (37%).
Выяснилось, что понятия экологичность, неэкологичность имеют как частные, так и общие компоненты. По мнению респондентов понятия экологичность, неэкологичность включают компоненты, относящиеся к внешней окружающей среде (чистота (36%), взаимосвязь с окружающим миром (2%), грязь (55%) и др.) и к внутренней среде личности, а в частности, имеющие отношение к психическим явлениям личности: психическим свойствам (развитие способности - 7%), состояниям (апатия - 17%), процессам (рациональность - 14%). Результаты отражаются в таблице 1.
Анализ сформированных понятий позволяет говорить о достаточно устойчивом представлении об экологичности / неэколо-гичности современных юношей и девушек.
Таблица 1
Компоненты «экологичности / неэкологичности» личности в представлениях юношей и девушек, %
Группы ассоциаций Ассоциативный ряд
Оценка понятия «экологичность» Чистота, естественность (36 %), польза (18 %), жизнелюбие (9 %); развитые способности (7 %), безвредность (4 %), рациональность (14 %), здоровая система (5 %), хорошее поведение (2 %), взаимосвязь с окружающим миром (2 %)
Оценка понятия «неэкологичность» Грязь (55 %); апатия (17 %); состояние (12 %), вред (12 %); хаос (6 %); плохое поведение (3 %); отсутствие здоровья (3 %), отсутствие взаимосвязи с окружающим миром (3 %), нерациональное поведение (3 %)
Оценка «экологичности» как состояния Счастье (15%)
Оценка «неэкологичности» как состояния Депрессия (8%), стресс (4%)
Индивидуально-психологические качества «экологичной» личности Чистоплотный, аккуратный (15 %); заботливый (15 %); защитник (8 %); здравомыслящий (8 %); рациональный, конструктивные мысли, математичный человек (7 %); пунктуальный, ответственный (5 %); чистые мысли (5 %); общительный (5 %); поддержка (5 %); образованный (5%); любящий (5 %); целостность (5 %); эмпатия (5 %); внутренняя гармония (3 %) хорошее отношение (3 %); порядочность (3 %); производитель (3 %); толерантность (3 %); честный (3 %)
Индивидуально-психологические качества «экологичной» личности Незаботливый (21 %); неаккуратный, нечистоплотный (17 %); вредитель (12 %); лживый (8 %); отсутствие поддержки (4 %); замкнутый (3 %)
Таблица 2
Компоненты «экологичной Я-концепции» личности в представлениях юношей и девушек, %
Группы ассоциаций Ассоциативный ряд
«Экологичное мышление» Правильное, чётко структурированное мышление (29%); созидательное (21%); охрана (11%); здоровое (7%); разумное (7%); сознательное сохранение, отбрасывание ненужного (7%); легкие, светлые (4%); компетентное (4%), воссоздающее, новое (4%); добросовестное (4%).
«Неэкологичное мышление» Неправильное (пошлые мысли), сквернословие (36%); тяжёлые, обременяющие мысли (12%); безответственное (12%); асоциальное (8%); регрессивное (8%); сознательное разрушение (8%); недобросовестное (4%); вредное, (4%); потребительское мышление (4%); неразумное (4%).
«Экологичное поведение» Рациональное, обдуманное, (22%); аккуратное, комфортное (14%); правильное, порядок (14%); приносящее пользу (7%); соблюдение правил (7%); безвредное (4%); забота (4%); контролирующее (4%). ответственное (4 %); помогающее (4 %); правомерное поведение (4 %); примерное (4 %); создающее (4 %); соответствие нормам (4 %); тактичное, вежливое (4 %)
«Неэкологичное поведение» Наносит вред (17 %); отсутствие тактичность, воспитанности, уважения (17 %); девиантное поведение, хамство (17 %); нерациональное поведение (9 %); несоответствие нормам (9%); безответственность (9 %); нарушение правил (8 %); неправильное (5 %); неправомерное поведение (5 %); потребительское отношение (5 %); деструктивное поведение (5 %); беззаботное (5 %).
Аффективные проявления «экологичности» Радость (33 %)
Аффективные проявления «неэкологичности» Конфликт (5 %), страх (3 %)
Появляется необходимость изучения «экологичной Я-кон-цепции» личности в целом - её когнитивные, поведенческие и аффективные проявления, что отражается в таблице 2.
По мнению респондентов «экологичное мышление» ассоциируется с правильным, чётко структурированным мышлением (29%), созидательным (21%), ориентированным на охрану (11%) и сохранение здоровья (7%), что обеспечивает психологическую безопасность личности в условиях глобализации. «Экологичное поведение» рассматривается как рациональное, обдуманное (22%), аккуратное, комфортное (14%), правильное (14%), приносящее пользу (7%), безвредное (4%). В качестве аффективных проявлений «экологичности» можно выделить радость (33%).
Можно предположить, что «экологичное мышление» личности порождает «экологичное поведение» личности, что предполагает качественное и конструктивное взаимодействие.
На основе вышеизложенного материала мы можем предложить рабочее понимание содержания «экологичной Я-кон-цепции» как особого психологического феномена, отражающего
Библиографический список
качественно другой уровень «Я-концепции» личности, ориентированного на гармоничность или равновесие внутренней среды человека, обеспечивающее его адекватное представление о себе и отношение к себе. «Я-концепция» может включать две составляющие: знание о себе и отношение к себе. «Экологичная Я-концепция» предполагает знание о себе как адекватное отражение реальных свойств, качеств и способностей личности. Знание о себе формируются на основе адекватного позитивного самоотношения, основу которого составляет адекватная самооценка.
Таким образом, теоретическая значимость эмпирического исследования выражается в анализе эколого-психологической проблемы развития Я-концепции личности; разработке рабочего определения «экологичная Я-концепция» личности, рассмотрены составляющие данного понятия в виде «экологичного мышления», «экологичного поведения» и аффективных проявлений «экологичности». Практическая значимость эмпирического исследования позволяет создать программу оказания психологической помощи личности.
1. Климов Е.А. О среде обитания человека глазами психолога. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Материалы, 12-14 апреля, Москва: Экопсицентр РОСС, 2000: 167 - 169.
2. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология. Социальная психология и общество. 2013; 3: 13 - 28.
3. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. Москва: МПСИ, 1999.
4. Суворова О.В., Черемисова И.В., Мамонова Е.Б. Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка. Вестник Минского университета. 2016; 2: 36.
5. Раева Д.А., Черемисова И.В. «Экологичный образ-я» личности: теоретическое понимание и практическое исследование. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4: 209 - 211.
References
1. Klimov E.A. O srede obitaniya cheloveka glazami psihologa. 2-aya Rossijskaya konferenciya po 'ekologicheskoj psihologii. Materialy, 12-14 aprelya, Moskva: 'Ekopsicentr ROSS, 2000: 167 - 169.
2. Panov V.I. 'Ekopsihologicheskie vzaimodejstviya: vidy i tipologiya. Social'naya psihologiya i obschestvo. 2013; 3: 13 - 28.
3. Deryabo S.D. 'Ekologicheskaya psihologiya: diagnostika 'ekologicheskogo soznaniya. Moskva: MPSI, 1999.
4. Suvorova O.V., Cheremisova I.V., Mamonova E.B. Privyazannost' k materi kak faktor Ya-koncepcii podrostka. Vestnik Minskogo universiteta. 2016; 2: 36.
5. Raeva D.A., Cheremisova I.V. «'Ekologichnyj obraz-ya» lichnosti: teoreticheskoe ponimanie i prakticheskoe issledovanie. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4: 209 - 211.
Статья поступила в редакцию 28.03.18
УДК 159.923.2.
Kovalchuk N.N., teacher, Department of Psychology, Transdniestrian State University (Tiraspol, Transnistria),
E-mail: [email protected]
Staver T.G., teacher, Department of Psychology, Transdniestrian State University (Tiraspol, Transnistria,
E-mail: [email protected]
IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCY APPROACH IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION (THEORETICAL ASPECT). The article deals with the formation and specifics of the introduction of the competence approach into modern higher education. The work focuses on training a successful, flexible, competitive professional, capable of effective professional activity in both standard and non-standard conditions. The main definitions of the key theoretical constructs of this approach are analyzed: competence as readiness for the use of your acquired knowledge, skills and experience and competence as a set of personal qualities of a pupil, determined by his experience in particular socially and personally meaningful sphere. The main types of competences are described, structural components of competence are examined, and an overview of studies on the formation of competencies in the system of higher professional education is given.
Key words: competence approach, competence, higher education.
Н.Н. Ковальчук, преп. каф. психологии, Приднестровский Государственный Университет, г. Тирасполь,
E-mail: [email protected]
Т.Г. Ставер, преп. каф. психологии, Приднестровский Государственный Университет, г. Тирасполь,
E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
В статье рассматриваются становление и особенности реализации компетентностного подхода в современном высшем образовании, ориентированном на подготовку успешного, гибкого, конкурентоспособного профессионала, готового/способного к эффективной профессиональной деятельности как в стандартных, так и в нестандартных условиях. Анализируются основные определения ключевых теоретических конструктов данного подхода: «компетенция» и «компетентность». Описываются основные виды компетенций и компетентностей, рассматриваются структурные компоненты компетентности, приводится обзор исследований формирования компетенций в системе высшего профессионального образования.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, высшее образование.