Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение понимания и реализации подозрения'

Психологическое сопровождение понимания и реализации подозрения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДОЗРЕНИЕ / SUSPICION / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / SUSPECT / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / ТЕОРИЯ / THEORY / ЗАКОН / LAW / ПРАКТИКА / PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сопнева Е.В.

Любой вид человеческой деятельности сопровождают психологические процессы. Весь период формирования подозрения как теоретического, законодательного и практического явления это процесс реализации психологических факторов, свойственных конкретному лицу, как профессиональной и физической единице, как элементу индивидуального и коллективного понимания. Такому процессу необходимо придать объективный характер. Решение сформулированной задачи возможно при выяснении факторов, влияющих на соответствующие процессы, понимании создаваемых ими последствий, и принятии компенсационных мер, позволяющих устранить негативные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF UNDERSTANDING AND REALIZATION OF SUSPICIONS

Any kind of human activity is accompanied by psychological processes. The entire period of forming the suspicion of theoretical, legislative and practical phenomenon is the process of realization of psychological factors typical of a specific person, as a professional and the item’s individual and collective understanding. Such process is necessary to give an objective character. The solution to the formulated problem is possible with the elucidation of the factors influencing the relevant processes, understanding their resulting effects, and the adoption of compensatory measures to address negative results. Psychological support suspicions of development process is designed to ensure a high professional and moral level of scientific understanding of the suspicion in relationship to contemporary needs, historical and international experiences, achievements in various sectors.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение понимания и реализации подозрения»

Библиографический список

1. Климов Е.А. О среде обитания человека глазами психолога. 2-ая Российская конференция по экологической психологии: материалы, 12-14 апреля. Москва: Экопсицентр РОСС, 2000. 167 - 169.

2. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология. Социальная психология и общество. 2013; 3. 13 - 28.

3. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. Москва: МПСИ, 1999.

4. Розенберг А.Г. Августовские тезисы о социальной и глубинной экологии. Самарская Лука: проблемы региональной и глубинной экологии. 2012, Т. 21, № 2. 195-220.

5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.

6. Лихачев Д.С. Экология культуры. Памятники Отечества. 1980; 2.

7. Калита В.В. Введение в экологическую психологию. Часть 1. Феномен экологичности в эколого-психологических исследованиях. Владивосток: ДВГМА, 2000.

8. Раева Д.А. Психологическое содержание экологичного самосознания современных подростков. Современные проблемы науки и образования. 2015; 2.

9. Черемисова И.В. Музыкально-семантическая модель развития творческой личности как составляющая экологии личности. Научные труды Нижегородского филиала Института бизнеса и политики. Вып. 3: Право, психология, экономика. 2012; 134 - 146.

References

1. Klimov E.A. O srede obitaniya cheloveka glazami psihologa. 2-aya Rossijskaya konferenciya po 'ekologicheskojpsihologii: materialy, 12-14 aprelya. Moskva: 'Ekopsicentr ROSS, 2000. 167 - 169.

2. Panov V.I. 'Ekopsihologicheskie vzaimodejstviya: vidy i tipologiya. Social'naya psihologiya i obschestvo. 2013; 3. 13 - 28.

3. Deryabo S.D. 'Ekologicheskaya psihologiya: diagnostika 'ekologicheskogo soznaniya. Moskva: MPSI, 1999.

4. Rozenberg A.G. Avgustovskie tezisy o social'noj i glubinnoj 'ekologii. Samarskaya Luka: problemy regional'noj i glubinnoj 'ekologii. 2012, T. 21, № 2. 195-220.

5. Deryabo S.D., Yasvin V.A. 'Ekologicheskaya pedagogika i psihologiya. Rostov-na-Donu, 1996.

6. Lihachev D.S. 'Ekologiya kul'tury. Pamyatniki Otechestva. 1980; 2.

7. Kalita V.V. Vvedenie v 'ekologicheskuyu psihologiyu. Chast' 1. Fenomen 'ekologichnosti v 'ekologo-psihologicheskih issledovaniyah. Vladivostok: DVGMA, 2000.

8. Raeva D.A. Psihologicheskoe soderzhanie 'ekologichnogo samosoznaniya sovremennyh podrostkov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 2.

9. Cheremisova I.V. Muzykal'no-semanticheskaya model' razvitiya tvorcheskoj lichnosti kak sostavlyayuschaya 'ekologii lichnosti. Nauchnye trudy Nizhegorodskogo filiala Instituta biznesa ipolitiki. Vyp. 3: Pravo, psihologiya, 'ekonomika. 2012; 134 - 146.

Статья поступила в редакцию 04.07.17

УДК 343.1

Sopneva E.V., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Stavropol Branch of Krasnodar University of MIA of Russia (Stavropol,

Russia), E-mail: esopneva@mvd.ru

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF UNDERSTANDING AND REALIZATION OF SUSPICIONS. Any kind of human activity is accompanied by psychological processes. The entire period of forming the suspicion of theoretical, legislative and practical phenomenon is the process of realization of psychological factors typical of a specific person, as a professional and the item's individual and collective understanding. Such process is necessary to give an objective character. The solution to the formulated problem is possible with the elucidation of the factors influencing the relevant processes, understanding their resulting effects, and the adoption of compensatory measures to address negative results. Psychological support suspicions of development process is designed to ensure a high professional and moral level of scientific understanding of the suspicion in relationship to contemporary needs, historical and international experiences, achievements in various sectors.

Key words: suspicion, suspect, psychology, theory, law, practice.

Е.В. Сопнева, канд. юр. наук, доц., нач. каф. уголовного процесса, ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет

Министерства внутренних дел Российской Федерации», Ставропольский филиал, г. Ставрополь,

E-mail: esopneva@mvd.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОНИМАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОДОЗРЕНИЯ

Любой вид человеческой деятельности сопровождают психологические процессы. Весь период формирования подозрения как теоретического, законодательного и практического явления - это процесс реализации психологических факторов, свойственных конкретному лицу, как профессиональной и физической единице, как элементу индивидуального и коллективного понимания. Такому процессу необходимо придать объективный характер. Решение сформулированной задачи возможно при выяснении факторов, влияющих на соответствующие процессы, понимании создаваемых ими последствий, и принятии компенсационных мер, позволяющих устранить негативные результаты.

Ключевые слова: подозрение, подозреваемый, психология, теория, закон, практика.

Психология - неотъемлемый спутник любого вида человеческой деятельности, влияющий на ход и результативность соответствующего процесса. Подозрение как объективное явление уголовного судопроизводства формируется, реализуется различными субъектами. В свою очередь, субъекты формулирования подозрения характеризуются различными психологическими установками и ценностными ориентирами, что влечет создание возможности внутренней противоречивости такой деятельности в целом и прогнозируемого результата в частности. Необходимость придания пониманию и реализации подозрения в уголовном процессе объективного характера создает необходимость осознания роли психологических факторов в этом процессе. Обращение к психологическим основам подозрения позволя-

ет выделить, систематизировать обстоятельства, влияющие на соответствующую деятельность. Психологическое сопровождение процесса понимания и реализации подозрения позволяет, используя психологические закономерности такого процесса, исключить или минимизировать субъективную составляющую формирования представлений о подозрении, их адекватного законодательного установления, реализации на практике.

Психологизация подозрения, на наш взгляд, включает в себя деятельность на трех последовательных, взаимосвязанных уровнях (теория, закон, практика).

Первоначально происходит теоретическое осмысление подозрения (вырабатываются его определение, основания формулирования, моменты возникновения и окончания, формы ис-

пользования ...), результатом которого должны стать наиболее эффективные и оптимальные варианты его реализации в уголовном процессе. Анализ воззрений ученых в части понимания подозрения, показывает наличие многообразных и противоречивых мнений. С одной стороны, процессуалисты указывают на существование института подозрения [1], обращаются к институту подозреваемого [2]. С другой стороны, учёные пишут, постановление о привлечении в качестве обвиняемого можно и нужно рассматривать всего лишь в качестве уведомления о возникшем подозрении [3], о «замене института предъявления обвинения на нормы о привлечении лица в качестве подозреваемого, аналогичные нормам, регулирующим предъявление обвинения в досудебном производстве» [4] и о превращении подозреваемого в основного участника предварительного следствия [5], уведомление о подозрении в совершении преступления должно стать основным способом вовлечения подозреваемого в уголовное судопроизводство [6].

На данный момент выделим следующие сформированные точки зрения:

1) действующая позиция: подозрение является приложением к статусу подозреваемого, поскольку реализуется согласно статье 46 УПК РФ в процессе создания этого участника уголовно-процессуальных отношений;

2) перспективные модели:

- подозрение наряду с обвинением должно занять автономный статус и рассматриваться как отдельное правовое явление, как первоначальный этап уголовного преследования,

- подозрение - это основание создания статуса подозреваемого,

- подозрение может быть использовано как альтернатива обвинению, как способ доведения информации до суда.

Обратим внимание на результаты опроса [7] практических работников. 97% респондентов, поддержали предложение о необходимости формулирования подозрения в совершении преступления в отношении лица в отдельном документе. При этом на вопрос: «Необходимо ли составлять постановление о привлечении лица в качестве подозреваемого?» 13,3 % ответили - да, и соответственно 86,6 % - нет. Положительный ответ был сопровожден во многих случаях комментарием о том, что такое возможно, если уголовное дело возбуждено по факту. При выяснении мнений респондентов по вопросу: «Необходимо ли оформлять появление подозреваемого в уголовном судопроизводстве постановлением?» 26,6% сочли, что - да и 73,3% - нет, комментируя положительный ответ следующими высказываниями: в качестве альтернативы при неиспользовании иных, установленных УПК РФ способов, в случае возбуждения уголовного дела по факту. Объединение положительных ответов, позволяет сформулировать вывод, что практические работники поддержали идею о необходимости автономизации статуса подозреваемого в отдельном акте. Тем не менее, отказ правоприменителя обусловлен, на наш взгляд, следующим причинами: большой загруженностью следователя, сохранением упрощенной процедуры легализации подозреваемого в уголовном процессе путем использования возможностей одного из четырех решений, стремлением к оформлению минимума бумаг, наличием устоявшейся практики.

Официально признанные (победившие) правила уголовно-процессуального существования подозрения воплощаются в законодательстве. Однако и здесь проявляются психологические факторы, например, определяющие качество формулирования норм закона, соответствие их содержательной части провозглашенной идее, согласованность с иными взаимодействующими положениями. На наш взгляд, уголовно-процессуальное законодательство не согласованно в части правовых установлений подозрения. Несогласованность подозрения просматривается в различных положениях закона, что неизбежно порождает конфликтность реализации подозрения на практике. Так, в нормах УПК РФ содержится ссылка на подозрение. Это п. 2 ч. 4 ст. 46 УПК РФ, в котором указано, что подозреваемый вправе давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения. Или же ч. 1 ст. 91 УПК РФ, в соответствии с которой, орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, ч. 3 ст. 103 УПК РФ, где прописана необходимость разъяснения поручителю существа подозрения. При этом в основных понятиях уголовного судопроизводства (ст. 5 УПК РФ), а также в иных нормах уголовно-процессуального закона определение подозрения отсутствует. При сложившемся законодательном молчании и правовом закреплении обязанности субъектов расследования, например,

разъяснить подозрение, правоприменитель вынужден самостоятельно определять содержание подозрения. Вряд ли такая ситуация является приемлемой, ввиду возможности создания ложного понимания подозрения. Кроме того, анализ положений УПК РФ показывает, что подозрение в уголовном процессе реализуется опосредованно путем принятия процессуальных решений или проведения процессуальных, в том числе следственных действий. Например, при оформлении одного из четырех процессуальных решений, посредством которых создается статус подозреваемого (возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица, задержание по подозрению в совершении преступления, применение меры пресечения, уведомление о подозрении) и осуществления соответствующего комплекса действий, фактически и процессуально происходит легализация подозрения в уголовном деле. Однако их процессуальная состоятельность как способов инициирования в уголовном процессе подозреваемого и реализации подозрения также вызывают критику.

И, в заключении, психологизация подозрения проявляется на практике при его выдвижении, разработке, формировании, реализации в конкретном уголовном деле индивидуальным правоприменителем, несущим «отпечаток» подхода, сложившегося в конкретном профессиональном сообществе. Этот этап показывает конфликтность ситуации в части практического воплощения подозрения, уровня адекватности сущности подозрения, заложенного в законе, воспринятого правоприменителем и воплощенного в практику уголовного судопроизводства.

На процесс реализации подозрения влияют внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы, являясь проявлением внешней обстановки, включают в себя:

- уровень законодательства в части регулирования правил реализации подозрения. Можно отметить несогласованность уголовно-процессуального законодательства в части установления подозрения. Например, в п. 4 ч. 2 ст. 46 УПК РФ прописано право подозреваемого давать объяснения по поводу подозрения. Однако определение, а равно содержание подозрения на законодательном уровне не установлено, что существенным образом затрудняет реализацию права подозреваемого;

- общественное правосознание. Указанная единица может сыграть существенную роль в формировании подозрения. Например, при выявлении «громкого», общественно-значимого преступления (дорожно-транспортное происшествие, повлекшее смерть многих людей, педофилия, деяние с участием чиновника, сотрудника правоохранительных органов и др.) и отсутствии очевидного лица, причастного к таким деяниям, им может оказаться так сказать «назначенный на роль подозреваемого»;

- сложившуюся практику. Например, снижение качества формирования подозрения можно прогнозировать при не укомплектованности органов предварительного расследования, существенном увеличении объема работы;

- действующие установки. Например, господство тезиса о неотвратимости наказания может отвлечь от полного получения доказательств, и их всестороннего исследования, обеспечив односторонний подход.

К внутренним факторам, которые показывают влияние ведомственного сообщества, отражающие его интересы, приоритеты, можно отнести:

- климат в коллективе. Например, при благоприятном состоянии наблюдается взаимопомощь, выручка, объединение усилий для решения общих и индивидуальных задач, ответственность за выполняемую работу, стремление выполнить свою функцию качественно. Такой подход увеличивает и усиливает результативность;

- уровень отношений внутри ведомственных профессиональных сообществ. Например, непонимание общности целей, неоправданное обращение следователя к силам и средствам органа дознания снижает исполнительскую дисциплину, а также качество и количество получаемой информации;

- уровень отношений между контрольно-надзорными органами и субъектами реализации подозрения. Например, при низком профессиональном потенциале контрольно-надзорных органов и высокой требовательности при невозможности оказать процессуальную помощь, можно прогнозировать профессиональный конфликт, снижающий уровень реализации подозрения.

Итак, деятельность субъектов (следователя, дознавателя) формирования подозрения - это целенаправленный процесс, в рамках которого восстанавливается картина прошлого по следам, обнаруженным в настоящем. Таким образом, на основе

данных, полученных в настоящем, создается модель прошлого применительно к подозрению.

С процессуальной позиции для формирования подозрения необходимо установить: событие преступления (время, дата, место, способ совершения преступления, отношение лица к преступлению); лицо, причастное к преступлению (фамилия, имя, отчество, дата рождения, возраст, статус по должности, службе). Устанавливая способ совершения преступления, субъект подозрения, должен соотнести его с личностью лица, причастного к преступлению. Именно в способе совершения преступления отражаются психические качества лица. Установив факт преступления субъект подозрения должен его квалифицировать, что позволит выяснить комплекс действий, традиционно проводимый лицом, причастным к преступлению. В том числе определить психологическую характеристику лица.

Анализ уголовных дел (602 единицы, расследованные органами предварительного следствия и дознания органов внутренних дел различных регионов страны), опрос следователей, дознавателей [7], показал, что большинство сотрудников не задавались целью отразить в материалах уголовного дела именно подозрение, ограничиваясь фиксацией информации о каждом способе легализации подозрения в адресном процессуальном документе. Анализ структуры и содержания процессуального бланка - постановления о возбуждении уголовного дела показывает, что он выполняет миссию, возложенную на него названием и содержанием названного процессуального решения.

Современный подход к теоретическому пониманию, законодательному регулированию, реализации подозрения программирует уровень формирования подозрения, который не может быть высоким при низком качестве системообразующих факторов. Представляется важным обеспечить качественное единообразное психологическое сопровождение процесса выработки теоретического представления о подозрении, его адекватного законодательного воплощения и практики реализации. Полагаем, что учет психологических факторов является условием продуктивного понимания подозрения и его реализации.

Итак, психологизация подозрения - это процесс проявления человеческих (как отдельно взятой единицы, как элемента профессионального сообщества) качеств, достоинств, ценностей на пути

- понимания и формулирования теоретических представлений о подозрении (определение, объективные и субъективные основания, механизм реализации.);

- введения норм, устанавливающих правила реализации подозрения, в уголовно-процессуальное и иное взаимосвязанное с ним законодательство;

- отражения действительности в сознании субъектов подозрения и, соответственно, в материалах уголовного дела.

Такая деятельность может быть объективной или субъективной, всесторонней или иметь обвинительный, оправдательный уклоны. Предложенная вариативность столь значимого по содержанию и последствиям процесса должна быть минимизирована и сведена к правильным достоинствам. Например, придание процессу познания подозрения высокого психологического уровня обеспечивается выявлением соответствующих закономерностей формирования подозрения, значимых высококачественных требований, их учетом при его осуществлении, созданием гарантий их соблюдения. В противном случае, подозрение, как объективное явление, будет реализовано субъективно на теоретическом, законодательном и практическом уровнях. Такая ситуация снизит социальное значение этого уголовно-процессуального института, не позволит понять явление подозрения, сохранит его «смутное» законодательное регулирование.

Психологическое сопровождение процесса разработки подозрения призвано обеспечить высокий профессиональный и моральный уровень научного осмысления подозрения во взаимосвязи с современными потребностями, историческим и международным опытом, достижениями различных отраслей. Психологическое сопровождение процесса законодательного воплощения подозрения должно повлечь адекватное разработанной идее подозрения правовое регулирование, создающее на всех уровнях надежный и эффективный механизм реализации этого уголовно-процессуального института.

Такой подход, полагаем, сможет «оздоровить» уголовное судопроизводство в части реализации подозрения. Единообразие психологизации подозрения на трех различных, но последовательных и взаимосвязанных этапах: теоретическое осмысление подозрения, его законодательное воплощение, реализация в практике уголовного судопроизводства, запрограммирует преемственность и качество подозрения.

Библиографический список

1. Давлетов А., Войт В. Институт подозрения нуждается в совершенствовании. Законность. 1996; 7: 23.

2. Чупилкин Ю. Гарантии прав подозреваемого в российском уголовном процессе. Автореферат диссертации ... кандидата юридических наук. Краснодар, 200l.

3. Кальницкий В. Привлечение в качестве обвиняемого: современная характеристика и предпосылки реформирования. Уголовное судопроизводство. 2007; 3.

4. Гаврилов Б. Совершенствование досудебного производства в свете реализации основных положений УПК РФ. Уголовный процесс. 2005; 1: 20.

5. Пономаренко С. Современные проблемы реализации процессуального статуса подозреваемого. Автореферат диссертации ... кандидата юридических наук. Волгоград, 2005: 17.

6. Калинкин А.В. Процедура выдвижения подозрения как гарантия прав личности в уголовном судопроизводстве. Автореферат диссертации ... кандидата юридических наук. Саратов, 2016.

7. Сопнева Е. Подозрение в уголовном процессе: теоретический, законодательный и практический аспект: монография. Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2011.

References

1. Davletov A., Vojt V. Institut podozreniya nuzhdaetsya v sovershenstvovanii. Zakonnost'. 1996; 7: 23.

2. Chupilkin Yu. Garantii prav podozrevaemogo v rossijskom ugolovnom processe. Avtoreferat dissertacii ... kandidata yuridicheskih nauk. Krasnodar, 2001.

3. Kal'nickij V. Privlechenie v kachestve obvinyaemogo: sovremennaya harakteristika i predposylki reformirovaniya. Ugolovnoe sudoproizvodstvo. 2007; 3.

4. Gavrilov B. Sovershenstvovanie dosudebnogo proizvodstva v svete realizacii osnovnyh polozhenij UPK RF. Ugolovnyjprocess. 2005; 1: 20.

5. Ponomarenko S. Sovremennye problemy realizacii processual'nogo statusa podozrevaemogo. Avtoreferat dissertacii ... kandidata yuridicheskih nauk. Volgograd, 2005: 17.

6. Kalinkin A.V. Procedura vydvizheniya podozreniya kak garantiya prav lichnosti v ugolovnom sudoproizvodstve. Avtoreferat dissertacii ... kandidata yuridicheskih nauk. Saratov, 2016.

7. Sopneva E. Podozrenie v ugolovnom processe: teoreticheskij, zakonodatel'nyj i prakticheskij aspekt: monografiya. Stavropol': SF KrU MVD Rossii, 2011.

Статья поступила в редакцию 14.06.17

УДК 37.015.3

Belova N.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Vocational and Technological Education, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: nade-belova@mail.ru

Belokon O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Department of Vocational and Technological Education, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: passionflower@mail.ru

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF GRADUATES OF ORGANIZATIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION. The article presents an analysis of problems of employment in the sector of secondary vocational education among graduates of educational institutions. The problem is very specifically related to psychological and socio-demographic characteristics in this age group: mostly male students, lack of experience, lack of additional skills, special interests and values etc. The article considers the legal aspects of assistance of employment of the category of youth, analyzes the data of empirical studies and regional experiences in this field. The authors conclude that a comprehensive solution is possible in the case of intermediaries between representatives of students and employers in the form of employment assistance centers, organized taking into account modern requirements and with the latest technology, including information.

Key words: psychological problems of employment, graduates, employment.

Н.Ю. Белова, канд. психол. наук, доц. каф. профессионально-технологического образования, Шадринский

государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: nade-belova@mail.ru

О.В. Белоконь, канд. психол. наук, доц., зав. каф. профессионально-технологического образования, Шадринский

государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: passionflower@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен анализ проблем трудоустройства молодых специалистов - выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования. Проблема имеет особую специфику, связанную с психологическими и социально-демографическими особенностями данной возрастной группы: юношеским максимализмом, отсутствием опыта работы, нехваткой дополнительных навыков, особыми интересами и ценностями и др. В статье рассмотрены нормативно-правовые аспекты содействия занятости рассматриваемой категории молодежи, проанализированы данные эмпирических исследований и региональный опыт в данной области. Авторы приходят к выводу, что комплексное решение проблемы возможно в случае возникновения посредников между представителями студенчества и работодателей в виде центров содействия трудоустройству, организованных с учётом современных требований и с применением новейших технологий, в том числе информационных.

Ключевые слова: психологические проблемы трудоустройства, выпускники, содействие трудоустройству.

В настоящее время в качестве приоритетного направления развития государственной политики, прежде всего, выделяют: обеспечение гарантий трудоустройства студентов. Актуальной задачей является эффективное использование потенциала, знаний и навыков молодых специалистов. Сегодня рыночные реформы нередко противоречиво влияют на систему профессионального образования. Рынок труда предъявляет высокие требования к профессиональному и производственному опыту соискателей вакансий, выпускники образовательных организаций среднего профессионального и вузов вынуждены самостоятельно трудоустраиваться в условиях конкуренции. Поэтому возникает необходимость содействия их трудоустройству и психологической адаптации к рыночным условиям [1].

Молодые специалисты - это основной «продукт», поставляемый профессиональными образовательными организациями на рынок труда. Для них должны быть созданы условия, при которых выпускники могли бы наиболее эффективно применять свои знания [2]. На планирование карьеры молодых людей некоторое влияние оказывает имущественное и социальное положение родителей, но многое зависит от собственных усилий: отношения к учебе, целеустремленности, позиции и активности на рынке труда, что в немалой степени определяет возможность трудоустройства по специальности.

Теоретический анализ, существующих на сегодняшний день исследований позволил выделить три блока проблем психологического характера, связанных с трудоустройством выпускников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, молодой специалист не может найти работу и трудоустроиться сразу после окончания учебного заведения. С одной стороны, это объясняется тем, что обучающиеся не полностью информированы о ситуации на рынке труда. С другой, имеют место причины психологического характера, такие как нарушения формирования личности, нарушения в системе притязаний, ценностей и потребностей, в результате чего - дезадаптация человека.

Во-вторых, неадекватная самооценка личности. Юноши и девушки, имеющие проблемы с трудоустройством, нередко демонстрируют высокий уровень конфликтности, немотивированной мнительности и обидчивости, гиперпогруженности в собственные переживания. Им не хватает чувства самоуважения, чувства личного достоинства и собственной значимости, т. е. вырабатывается комплекс неполноценности.

В-третьих, высокая мотивация студентов к материальным благам, завышенные зарплатные ожидания и низкий стимул к накоплению любого трудового опыта (а не только по специальности) и стажа работы. Здесь мы сталкиваемся с завышенными требованиями выпускников, плохо владеющими информацией в сфере рынка труда [3].

С целью выяснения специфики проблемы трудоустройства выпускников организаций среднего профессионального образования нами был проведен анализ работы одного из ведущих колледжей нашего города. Исследование включало в себя ряд этапов:

1. Изучение нормативной базы колледжа по вопросам содействия трудоустройства выпускников.

2. Беседа с сотрудниками.

3. Анкетирование студентов выпускных курсов.

На базе колледжа существует Центр содействия трудоустройству студентов и выпускников.

Центр содействия трудоустройству студентов и выпускников создан по решению совета колледжа. Основные функции центра: аналитическая, информационная, координационная, консультационная.

Центр содействия трудоустройству студентов и выпускников осуществляет следующие виды деятельности:

1. Работа с обучающимися:

- Проведение работы с обучающимися в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда посредством профориентации, информирования о ситуации на рынке труда, индивидуального психологического и юридического консультирования;

- Взаимодействие со студенческими и молодежными организациями;

- Создание условий для трудоустройства и вторичной занятости обучающихся;

- Проведение консультационной и информационной деятельности по вопросам трудоустройства;

- Организация и проведение выставок, презентации, конкурсов, семинаров, тренингов;

- Разработка программ и курсов по технологиям трудоустройства, подготовка методических рекомендации по вопросам трудоустройства;

- Проведение работы с обучающимися по профессиональному целеполаганию, обучению навыкам самопрезентации, деловой коммуникации;

- Обучение навыкам написания резюме и размещение его в СМИ;

- Обучение элементам собеседования при трудоустройстве;

- Проведение анкетирования студентов, выпускников и работодателей, социологических исследований по вопросам трудоустройства;

2. Взаимодействие с работодателями:

- Осуществление постоянного взаимодействия с организациями региона, органами службы занятости населения;

- Проведение анкетирования работодателей;

3. Научно-методическая работа:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.