Научная статья на тему 'Теоретико-психологическая модель экологичного самосознания современных подростков'

Теоретико-психологическая модель экологичного самосознания современных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / IDENTITY / ECOLOGICAL SELF-AWARENESS / Я-КОНЦЕПЦИЯ / SELF-CONCEPT / ОБРАЗ МИРА / WORLD IMAGE / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / CYBERSPACE / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / INTERNET RESOURCES / КИБЕРТЕХНОЛОГИИ / CYBERTECHNOLOGY / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ЭКОЛОГИЧНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Раева Д.А.

Статья посвящена изучению экологичного самосознания современных подростков. Вводится определение понятия «экологичное самосознание» современных подростков. Рассматривается теоретическая модель исследования экологичного самосознания современных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and Psychological Model of Ecoconsciousness of Modern Teenagers

The article presents a study of the ecological consciousness of modern teenagers. The definition of "ecological consciousness" of modern teenagers is introduced. The theoretical model of the study of ecoconsciousness of modern teenagers is examined.

Текст научной работы на тему «Теоретико-психологическая модель экологичного самосознания современных подростков»

ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГИЧНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ

ПОДРОСТКОВ

Раева Д. А.

Статья посвящена изучению экологичного самосознания современных подростков. Вводится определение понятия «экологичное самосознание» современных подростков. Рассматривается теоретическая модель исследования экологичного самосознания современных подростков.

Ключевые слова: самосознание, экологичное самосознание, Я-концепция, образ мира, киберпространство, Интернет-ресурсы, кибертехнологии, подростки.

XXI век - век преобразований духовной, социальной, экономической и политической сфер жизни общества. Жизнедеятельность человека определяется широким использованием компьютерных технологий, в частности использования Интернет-ресурсов. Киберпространство - развивающаяся область деятельности человека. На сегодняшний день происходит широкое применение Интернет-технологий в профессиональной и социальной жизни личности. Удовлетворение разнообразных потребностей человека, в том числе физиологических, социальных, духовных, потребностей в признании, самосовершенствовании и самоактуализации осуществляется за счет кибертехнологий. Образовательные стандарты нового поколения средней и высшей школы предполагают использование в образовательном процессе интерактивных методов обучения. Появляется установка относительно того, что чтобы эффективно существовать в данных условиях общества, современному человеку необходимо быть социально активной, мобильной личностью, способной к творческому преобразованию окружающей действительности, что возможно на основе пребывания в кибер-пространстве.

По мнению В. А. Плешакова, жизнедеятельность и взаимодействие с другими людьми и миром в целом осуществляется человеком XXI в. параллельно в двух социализирующих

средах: классической объективной (материальной) реальности и инновационной альтернативной реальности киберпространства (киберреальности), обе из которых потенциально и реально влияют на становление и трансформацию субъективной (явления психики) реальности [3, с. 10]. В подобных условиях формируется картина мира личности, самосознание, Я-концепция.

Особенно популярным является пребывание в киберпространстве (проведение досуга) у молодежи, в частности среди подростков. Подростки приобретают из данной среды жизненные идеалы, ценности, не соответствующие общим правилам нравственности, духовности, не раскрывающие особенности здорового взаимодействия, зачастую несущие деструктивный характер. Ведущим типом деятельности в подростковом возрасте является общение со сверстниками, появляются хобби-реакции, на основе чего формируется представление о себе, самосознание подростков.

Актуальными становятся вопросы о развитии самосознания современных подростков, в частности экологичного самосознания в условиях киберпространства; оказания им психологической помощи и поддержки в обстоятельствах виртуальной реальности.

Особую значимость приобретает исследование содержательных и структурных компонентов экологичного самосознания современных

ВЛИЯНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА ВОЗРАСТНУЮ И ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

подростков. Д. И. Фельдштейн отмечал, что «именно подросткам предстоит перестраивать общество, создавать не просто отдельные конструкты, но принципиально отличную историческую действительность, располагая той необходимой дистанцией своего развития-осуществления, на которой выстраиваются новые системы отношений» [4, с. 10].

Проблема исследования феноменов экологического сознания и экологического самосознания носит экопсихологический характер (Ю. Г. Абрамова, Б. Т. Лихачев, В. И. Панов,

B. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин). Прежде чем рассматривать данные понятия, проанализируем понятия сознания и самосознания личности.

В отечественной психологической науке исследованием природы сознания и самосознания, их структуры, личностно-смысловых образований занимались В. П. Зинченко (самосознание в мире сознания), А. Н. Леонтьев (зависимость формирования самосознания от выполняемой человеком деятельности),

C. Л. Рубинштейн (самосознание как продукт развития субъекта деятельности).

С общепсихологических позиций Я-концеп-ция рассматривается Р. Бернсом (Я-концепция как совокупность установок на себя), В. В. Сталиным,

С. Р. Пантилеевым (Я-концепция как процесс самоотношения), И. И. Чесноковой (Я-концепция как процесс самопознания) и др.

Исследования содержательных аспектов образа Я в онтогенезе представлены в работах Б. Г. Ананьева (изучалась проблема развития детского самосознания), М. И. Лисиной (происхождение образа Я как результат общения ребенка с взрослым), В. С. Мухиной (развитие образа Я в период дошкольного детства), Л. И. Божович, А. М. Прихожан (образ Я как возрастное новообразование подростков). Значимыми являются научные работы, раскрывающие структуру образа Я в психодинамическом (А. Адлер, Э. Берн, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг), гуманистическом (К. Роджерс), интеракционист-ском (Д. М. Болдуин, Н. Я. Грот, У. Джемс, Ч. Кули, Т. Шибутани) подходах.

В. И. Панов рассматривает экологическое сознание относительно системы «человек-среда». Центральное место в структуре экологического сознания С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин отдают субъективному (личностному) отношению человека к миру природы. Основой субъективного отношения, согласно позиции С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина, является запечатлен-ность в объектах или явлениях мира потребностей личности [2, с. 73].

Система «человек - среда»

Рисунок 1. Модель экологичного самосознания современных подростков

Под экологичным самосознанием мы понимаем аффективно-когнитивное образование, проявляющееся в поведенческой установке, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья, определенной качеством отношений и способом взаимодействия в системе «человек-среда». При этом взаимосвязь должна носить экологичный характер, т. е. духовно-нравственный, ценностно-смысловой в условиях часто агрессивной окружающей среды.

Результаты теоретического анализа позволяют определить характеристики экологичного самосознания современных подростков и построить эмпирическое исследование на основе разработанной модели экологичного самосознания в картине мира, включающей в себя: поведенческий компонент, связанный с особенностями уровня саморегуляции; мотивационный компо-

ЛИТЕРАТУРА

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.

2. Панов В. И. Введение в экологическую психологию. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

3. Плешаков В. А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельность человека в XXI в. // Вестник

нент, представляющий интенциональную часть, побуждающую подростка к новому поведению и деятельности; когнитивный компонент - представления подростка о себе; эмоциональный компонент - переживания подростка относительно себя; компонент «Я-концепция» - как совокупность представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой в контексте разных социокультурных условий жизни.

Далее представим модель экологичного самосознания подростков в системе «человек-среда» (рисунок 1).

Таким образом, экологичное самосознание современных подростков занимает особое место в структуре самосознания наряду с категорией «Я-концепция», представляет собой сложный феномен, представленный когнитивным, аффективным, поведенческим компонентами.

ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2014. -Вып. 4 (35). - С. 9-22. 4. ФельдштейнД. И. Функциональная нагрузка академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества (Доклад на общем собрании РАО 29 октября 2013 г.) // Проблемы современного образования. - 2013. - № 5. - С. 6-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.