Научная статья на тему 'СОСТОИТСЯ ЛИ ОТЧУЖДЕНИЕ САЯНО-ШУШЕНСКОЙ ГЭС ОТ РАО "ЕЭС РОССИИ"?'

СОСТОИТСЯ ЛИ ОТЧУЖДЕНИЕ САЯНО-ШУШЕНСКОЙ ГЭС ОТ РАО "ЕЭС РОССИИ"? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОИТСЯ ЛИ ОТЧУЖДЕНИЕ САЯНО-ШУШЕНСКОЙ ГЭС ОТ РАО "ЕЭС РОССИИ"?»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЭК

А.И.Кузовкин, Зав.лабораторией Института микроэкономики Минэкономики России, доктор экономических наук

Состоится ли отчуждение Саяно-Шушенской ГЭС от РАО «ЕЭС России»?

30 ноября 1999 г, Интерфакс передал, что определен состав Совета директоров объединения АО ЭМО, создаваемого РАО «ЕЭС России» и группой «Сибирский алюминий».

Акционеры Саяно-Шушенской ГЭС и группы «Сибирский алюминий» одобрили проект создания энергометаллургического объединения на совместном собрании а Саянске. Об этом сообщил журналистам руководитель департамента РАО «ЕЭС России» Вячеслав Синюгин. Акции АО «Саяны» планируется распределить по 32% между РАО и группой «Сибирский алюминий», а оставшиеся акции по 18% получат акционеры обеих компаний. РАО «ЕЭС России» в настоящее время принадлежит 78,9% акций Саяно-Шушенской ГЭС. На 01.01.1999 г. структура акционерного капитала АО Саяно-Шушенская ГЭС была такова: РАО «ЕЭС России» - 78, 91%, прочие юридические лица - 6,47%, иностранные инвесторы - 4,96%, физические лица - 9, 66%, в том числе работники АО -7,59%. Государственная регистрация АО ЭМО станет возможной только после выхода постановления правительства РФ, определяющего порядок и сроки отчуждения Саяно-Шушенской ГЭС от РАО «ЕЭС России», подчеркнули представители РАО.

Однако, на самом деле, для отчуждения Саяно-Шушенской ГЭС недостаточно постановления правительства РФ, необходим федеральный закон. Как мы писали в статье -Приватизация энергетики. По-тихому» в «Экономике и жизнь» № 40, 1999 г., особенности реорганизации общества - субъекта естественной монополии, более 25% акций которого закреплено в федеральной собственности, определяются федеральным законом, устанавливающим основание и порядок реорганизации такого общества в соответствии со статьей 15 закона «Об акционерных обществах» (ФЗ № 101 от 24 мая 1999 г.). В данном случае под реорганизацией РАО «ЕЭС России» понимается выделение (отчуждение) дочерней компании - Саяно-Шу-шенской ГЭС из состава естественной монополии - РАО ЕЭС России». Фактически речь идет о частном присвоении государственного имущества. Если сегодня государство имеет контрольный пакет - 52,5% акций РАО «ЕЭС России» и может определять политику в отношении Саяно-Шушенской ГЭС - дочерней компании РАО, то после приватизации ГЭС в составе ЭМО РАО «ЕЭС» будет иметь лишь 32% и государство теряет контроль.

Возможные последствия можно предвидеть. В дальнейшем ЭМО может провести дополнительную эмиссию акций, например, под предлогом продажи этих акций стратегическим инвесторам (в том числе иностранным) по закрытой и открытой подписке. В результате РАО «ЕЭС» потеряет и блокирующий пакет акций (25% + 1 акция). Обоснование эмиссии будет состоять в том, что нужны инвестиции на развитие ЭМО, в том числе Саяно-Шушенской ГЭС, для увеличения экспорта алюминия и электроэнергии. И нынешнее руководство РАО «ЕЭС» не будет возражать против эмиссии акций, мотивируя это увеличением будущих прибылей для РАО. То есть, приводя ту же аргументацию, что и сейчас, - о выделении Саяно-Шушенской ГЭС из состава РАО «ЕЭС». Государство же по-

теряет полностью контроль над Саяно-Шушенской ГЭС,. как это случилось, например, с Красноярской ГЭС.

«ОПЫТ» ПРИВАТИЗАЦИИ КРАСНОЯРСКОЙ ГЭС

В апреле 1994 г. РАО ЕЭС рассталось с контрольным пакетом акций Красноярской ГЭС (51%), передав его в качестве оплаты своей доли в Уставном капитале созда-вавшегося АО «Красноярскэнерго». Бывший генеральный директор «Красноярскэнерго» В.Иванников в 1997 г. продал 23% акций Красноярской ГЭС ФПГ «ТаНАКо» за 17 млрд. руб., т.е. стоимость ГЭС составила 73,9 млрд. руб. или 14 млн. долл. США, в то время как рыночная стоимость ГЭС составляла на этот момент более 4 млрд. долл. «ТаНАКо» (а фактически КрАЗ и Т\МЗ) стали обладать 35% акций ГЭС. У РАО через "Красноярскэнерго" осталось 28% ГЭС. А в результате проведенной в начале,

1998 г. эмиссии акций ГЭС, сохранившихся у "Красноярскэнерго", пакет был уменьшен до 23%, т.е. государство лишалось и блокирующего пакета.

Следовательно, у государства в лице "Красноярскэнерго" не осталось никаких рычагов воздействия на деятельность этой крупнейшей ГЭС. Прежнее руководство РАО "ЕЭС" пыталось восстанавливать справедливость, но своими неграмотными действиями добилось того, что новые хозяева Красноярской ГЭС отстояли свои интересы в суде.

Сейчас администрация Красноярского края и "Красноярскэнерго" пытаются вернуть Красноярскую ГЭС под свой контроль. Шагом в этом направлении стало решение федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, принятое 3 декабря 1999 г. в Иркутске, о взыскании с КрАЗа задолженности в размере более 3 млрд. руб. за поставленную "Красноярскэнерго" электроэнергию за последние 3 года (см. Р.Калинин. Необоснованные тарифы. «Известия», 4.12.1999 г. стр. 5).

Возможность дополнительной эмиссии акций, при ко-, торой ущемляются права других акционеров демонстрирует и "Сибирский алюминий". Так, в статье Р.Калинина "Поднадоевшая игра" («Известия», 8.12. 1999 г., стр. 4) отмечается, что СаАЗ провел дополнительную эмиссию акций весной 1998 г., увеличив почти в 2,5 раза величину своего уставного капитала. Однако крупный акционер СаАЗ - компания Т\ЛЮ Льва Черного дополнительную эмиссию игнорировала. В результате ее доля упала с 37,8 до 14,7%. А всю дополнительную эмиссию выкупили компании, близкие к группе «Сибирский алюминий».

Группа Т\МЗ с потерей своей власти на третьем в России алюминиевом заводе мириться не стала, и началась долгая судебная тяжба. Состоялось 30 судебных разбирательств. Все они признавали законность допэмиссии, а также продажу госпакета осенью 1998 г., в результате чего "Сибирский алюминий" сосредоточил в своих руках более 75% акций Саянского алюминиевого завода. Однако последнее судебное разбирательство 29 ноября

1999 г. в Московском арбитражном суде выиграла Т\Л1&. При такой неопределеннной ситуации с владельцами СаАЗа неопределенны прогнозы прибыли, которую получит РАО "ЕЭС", передав Саяно-Шушенскую ГЭС в но-

вое объединение с "Сибирским алюминием". Зачем это нужно государству, которое лишается контроля над самой крупной гидростанцией России?

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СОЗДАНИЯ ЭМО

1. Основной экономический аргумент представителей РАО «ЕЭС России» в пользу создания ЭМО состоит в том, что у объединения появятся средства на ремонт плотины Саяно-Шушенской ГЭС, стоимость которого оценивается в 400 млн. руб. Однако ФЭК России включает в тарифы для Саяно-Шушенской ГЭС затраты на ремонт плотины; в 1998 г. - 60 млн. руб., в 1999 г. - 42 млн. руб. Если это необходимо, то объем финансирования ремонта плотины может быть увеличен и включен в тариф на электроэнергию. Для этого не нужно отчуждать ГЭС от РАО «ЕЭС России».

2. Второй аргумент РАО в пользу создания ЭМО -прибыль РАО «ЕЭС России» возрастет до 50 млн. долл. в 2000 г. (около 1600 млн. руб. при валютном курсе 32 рубЛдолл. в 2000 г.). Следует полагать, что это может быть сделано только за счет повышения тарифа на электроэнергию Саяно-Шушенской ГЭС, продаваемую на ФОРЭМ, т.е. для других потребителей Сибири, а не за счет Саянского алюминиевого завода, который будет входить в ЭМО. СаАЗ нуждается в инвестициях на расширение производства алюминия, будет брать кредиты. Выплата процентов за кредит значительно уменьшает прогнозируемую прибыль создаваемого ЭМО и получаемые дивиденды, в том числе для РАО «ЕЭС». В табл. 15 приложения 3 бизнес-плана создания ЭМО показано, что в 2000 г. его чистая прибыль составит 4,5 млрд. руб. - в том числе 1,35 млрд. руб. - РАО «ЕЭС России» и 3,15 млрд. руб. - прочих акционеров ЭМО («Сибирский алюминий» и др.). При этом капитальные вложения предусмотрены в объеме 3,4 млрд. руб. (свыше 106 млн. долл.), которые почти все пойдут на расширение мощностей СаАЗа. Поскольку амортизация по предприятиям «Сибирского алюминия» предусмотрена лишь в размере 230 млн. руб. на 2000 г., то финансирование капитальных вложений в размере 3,15 млрд. руб. возможно лишь из прибыли и внешних заимствований (кредитов). Без кредитов вся прибыль предприятий «Сибирского алюминия» в составе ЭМО уйдет на капитальные вложения, а на прочие цели (социальное развитие, дивиденды) - средств не остается. Поэтому ЭМО вынуждено будет брать кредиты, уменьшая свою будущую прибыль (в т.ч. РАО «ЕЭС»), либо снизить долю прибыли РАО «ЕЭС» в 2000 г., мотивируя это необходимостью инвестиций. Известно, что акционерные общества принимают решение на собрании акционеров большинством голосов о дивидендах по оставшейся чистой прибыли. В разделе 3.1. бизнес-плана создания ЭМО записано, что прибыль распределяется по итогам финансового года между РАО «ЕЭС» и акционерами алюминиевых компаний через дивиденды. При этом сумма дивидендов, приходящихся на обыкновенную акцию, не может быть закреплена каким-либо образом. Сле-

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЭК

довательно, эта сумма может быть равна и нулю. При расширении производственных мощностей АО практически вся прибыль распределяется на инвестиции и другие неотложные нужды, и на дивиденды остается минимальная сумма, как это часто и происходит в нашей стране. Действующее законодательство не дает гарантии получения РАО «ЕЭС» прогнозируемой на 2000 г. в бизнес-плане создания ЭМО прибыли в размере 1,35 млрд. руб., как и в последующие годы. Тогда остается другой путь для получения планируемой прибыли - повышение тарифа на электроэнергию, поставляемую на ФОРЭМ. Для крайнего случая, когда вся планируемая прибыль РАО «ЕЭС» - 50 млн. долларов - будет получена за счет повышения тарифа на ФОРЭМ, определим, до какой величины возрастет тогда тариф Саяно-Шушенской ГЭС для ФОРЭМ. Рассмотрим этот аргумент подробнее. ФЭК России утвердил плановую прибыль на 1999 г. для Саяно-Шушенской ГЭС в размере 238 млн. руб. (около 10 млн. долл. при курсе 24 рубЛдолл. в 1999 г.) при себестоимости производства электроэнергии 391 млн. руб. и рентабельности 61%. Плановый объем полезного отпуска электроэнергии Саяно-Шушенской ГЭС на 1999 г. составляет 19419 млрд. кВт.ч, среднеотпускной тариф - 3,2 копЛкВт.ч, себестоимость - 2 копЛкВт.ч. РАО «ЕЭС России» предполагает увеличить прибыль в 2000 г. в 5 раз -с 10 млн. долл. до 50 млн. долл. Тогда рентабельность возрастет в 5 раз и составит более 300%, тариф на электроэнергию Саяно-Шушенской ГЭС, продаваемую на ФОРЭМ, возрастет с 3,2 копЛкВт.ч до 12 копЛкВт.ч в условиях 1999 г. Учитывая, что около 30% электроэнергии Саяно-Шушенской ГЭС будет потреблять Саянский алюминиевый завод по себестоимости электроэнергии, то остальные 70% электроэнергии будут поступать на ФОРЭМ остальным потребителям Сибири по цене 16,4 копЛкВт.ч, что приближается к тарифу для тепловых электростанций ФОРЭМ - Березовской ГРЭС - 19 копЛкВт.ч и Красноярской ГРЭС-2 - 19,3 копЛкВт.ч (см. табл. 1). Открытым остается вопрос, оправдан ли такой рост тарифа для Саяно-Шушенской ГЭС?

3. Стоимость основных фондов ГЭС занижена.

Согласно проекту создания ОАО ЭМО, уставной капитал общества составит 9,2 млрд. руб., в том числе 2,95 млрд. рублей или 32% - доля Саяно-Шушенской ГЭС. В соответствии со «Стандартами эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций», утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 11 ноября 1998 г. N9 48, уставной капитал нового Общества сформирован из Уставных капиталов реорганизуемых обществ, остатков фондов специального назначения, нераспределенной прибыли, средств от переоценки основных фондов.

Предполагая, что доля уставного капитала ЭМО, приходящаяся на Саяно-Шушенскую ГЭС, ориентировочно равна стоимости ее основных фондов, получим, что стоимость одного кВт установленной мощности составит (2900 млн. руб.\6721 МВт) = 432 рубЛкВт или 18 доллЛкВт при курсе 24 рубЛдолл.

Таблица 1.

Тарифы на электроэнергию, введенные с 1 июня 1999 г. на ФОРЭМ для электростанций Сибири

Наименование электростанции Тариф на установлен, мощность, рубЛМВт в месяц Тариф на электроэнергию рубЛМВт.ч Среднеотпускной тариф, рубЛМВт.ч Полезный отпуск эл.энергии, млн. кВт.ч Установл, мощность, МВт Базовое число часов использ. установл. мощности |

Саяно-Шушен-ская ГЭС 7414 1,62 32 19419 6721 2890

Березовская ГРЭС 37798 50,44 190 5227 1600 3267

Красноярская ГРЭС-2 21865 88,16 193 3102 1250 2480

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЭК

Таблица 2.

Удельные капиталовложения и себестоимость производства электроэнергии Саяно-Шушенской и Бурейской ГЭС согласно утвержденным Минэнерго СССР техпроекту 1971 г. и ТЭО 1973 г.,

соответственно

Наименование ГЭС Саяно-Шушенская Бурейская

В ценах 1970 г.

Удельные капиталовложения, рубХкВт Коп.ХкВт.ч Себестоимость производства, коп.ХкВт.ч 145 3,94 0,06 326 11,2 0,166

В ценах 1999 г.

Удельные капиталовложения, руб.ХкВт ДоллЛкВт (при курсе 24 руб.Хдолл.) Стоимость основных фондов с учетом износа, доллЛкВт 5560 232 185 (износ 20%) 12500 520 520

Из-за отсутствия данных по восстановительной стоимости основных фондов Саяно-Шушенской ГЭС для оценки заниженности их стоимости целесообразно сравнивать удельные капиталовложения в строительство Саяно-Шушенской ГЭС и Бурейской ГЭС, приведенных в проектах их строительства, утвержденных Минэнерго СССР а 1971 и 1973 гг. соответственно (см. Технико-экономические показатели электростанций СССР, том 1. ГЭС, Минэнерго СССР, 1974 г.). Из этих данных следует, что удельные капвложения (см. табл. 2) у Саяно-Шушенской ГЭС в 2,25 раза ниже, чем у Бурейской ГЭС. Принимаем, что такое же соотношение сохранится и в 1999 г.

Известно, что капиталовложения в строящуюся Бурей-скую ГЭС мощностью 2 млн. кВт составляют 25 млрд. рублей в ценах 1999 г. или 12500 рубЛкВт. Тогда удельные капвложения в Саяно-Шушенскую ГЭС в ценах 1999 г. составят 12500 руб.: 2,25 = 5560 руб. или 232 долл.\кВт при среднем курсе 24 рубЛдолл. в 1999 г. Так как ввод а~регатов Саяно-Шушенской ГЭС осуществлялся в течение 1979-1985 гг., то необходимо учесть износ основных фондов, который приближенно оценивается в 20% при среднем сроке эксплуатации ГЭС 17 лет. Тогда восстановительная стоимость основных фондов Саяно-Шушенской ГЭС с учетом износа составит 4448 рубЛкВт или 185 доллЛкВт в 1999 г. Восстановительная стоимость основных фондов с учетом износа составит: 4448 рубХкВт * 6721 МВт = 29895 млн. рублей, а не 2,9 млрд. рублей, как оценено по вкладу Саяно-Шушенской ГЭС в уставном капитале ЭМО.

Для оценки вклада «Сибирского алюминия» также необходимо оценить восстановительную стоимость основных фондов его предприятий с учетом износа. Доля уставного капитала ЭМО, принадлежащая «Сибирскому алюминию», составляет 6,3 млрд. руб., в том числе примерно 5 млрд. руб. - доля СаАЗа.

Предполагаем, что вклад СаЗа в размере 5 млрд. рублей в уставной капитал ЭМО и составляет стоимость его основных фондов. Завод выпускает 380 тыс. т алюминия в 1999 г., следовательно, удельные основные фонды равны 13160 рубЛт или 550 доллЛт при курсе 24 рубЛдолл. Дадим оценку заниженности стоимости основных фондов СаАЗа. Согласно бизнес-плану создания ЭМО в ближайшие 4 года будет затрачено 380 млн. долл. для строительства новых цехов, которые обеспечат производство алюминия 230 тыс. т, дополнительно. Тогда удельная стоимость новых основных фондов составит 1652 доллЛт. Это и будет восстановительная стоимость действующих сегодня основных фондов на СаАЗе без учета их износа, а с учетом износа в 20% - 1652 долл.\кВт*0,8 = 1322 доллЛт. Следовательно, действующие основные фонды СаАЗа занижены в 1322X550 = 2,4 раза. Тогда восстановительная стоимость основных фондов СаЗа составит не 5 млрд. руб., а 12 млрд. руб. Предполагаем, что

и основные фонды в размере 1,3 млрд. руб. двух других предприятий «Сибирского алюминия», Самарского алюминиевого завода и «Саянской фольги» также занижены в 2,4 раза и их восстановительная стоимость с учетом износа 20% составляет 3,12 млрд. руб.

Мы предполагаем, что уставной капитал ЭМО формируется на основе суммарной стоимости основных фондов, входящих в него всех предприятий в размере 45,015 млрд. рублей. Тогда доля Саяно-Шушенской ГЭС в уставном капитале ЭМО составит 29895X45015 = 0,664 (66,4%). Поскольку РАО ЕЭС принадлежат 78,9% акций Саяно-Шушенской ГЭС, то доля РАО ЕЭС в уставном капитале «ЭМО» составит 52,4%, т.е. РАО ЕЭС должно обладать контрольным пакетом акций в ЭМО.

Согласно постановлению ФКЦБ России от 11.11.1998 г. N° 48 уставной капитал создаваемых АО формируется на основе стоимости основных фондов с учетом переоценки, а также нераспределенной прибыли. Однако учет нераспределенной прибыли незначительно изменит наши расчеты, так как в таких фондоемких объектах, как ГЭС и СаАЗ, ее вклад незначителен.

В уставном капитале ЭМО доля РАО ЕЭС составляет 32%, т.е. значительно меньше 52,4%.

Очевидно, в дальнейшем рыночная стоимость основных фондов ГЭС будет значительно повышаться, будет расти и цена акций ЭМО. Может быть, это и является главным стимулом для «Саянского алюминия» приобрести такой объект? Ведь странно было бы ожидать, что «Саянский алюминий» будет отдавать свою прибыль в размере 40 млн. долл. в 2000 г. РАО «ЕЭС России»? После создания ЭМО доля прибыли РАО «ЕЭС» составит около 50 млн. долл., в то время как до слияния прибыль РАО «ЕЭС» составляет 10 млн. долл. от деятельности Саяно-Шушенской ГЭС отдельно от «Сибирского алюминия». Ведь основные фонды предприятий «Сибирского алюминия» недооценены в значительно меньшей степени, и доля Саяно-Шушенской ГЭС в уставном капитале ЭМО должна быть не 32%, а значительно выше.

«Сибалюминии» получает практически бесплатно 6721 МВт мощности ГЭС стоимостью 1243 млн. долларов (при удельной стоимости 185 долл. кВт). Отметим лишь, что за все годы (1992 - 1999гг.) экономических реформ в России было введено около 3,5 млн. кВт, т.е. всего лишь половина мощности Саяно-Шушенской ГЭС и затрачено при этом было свыше 100 млрд. рублей инвестиции в ценах 1999г. или свыше 4 млрд. долларов.

Как было показано выше, ожидаемая годовая прибыль в размере 50 млн. долларов совершенно нереальна. Но даже если предположить такое возможным, то в этом случае приобретения у государства ГЭС окупится лишь через 25 лет (1243X50) и норма прибыли составит 4% / = 50X1243}. Это очень большой срок окупаемости. Нормативный срок окупаемости инвестиций не должен

превышать 10 лет, а норма прибыли составлять не менее 10%. Кроме того, неизвестно, сколько будет получать государство из этих 50 млн. долларов годовой прибыли. 06 интересах государства в бизнес-плане создания ЭМО ничего не сказано. Неизвестно, будет ли государство получать долю прибыли, равную его доле в уставном капитале РАО «ЕЭС России», т.е. 52,3%? По логике -должно. Однако у создателей ЭМО своя логика.

Между тем, в соответствии с п.1 Указа Президента РФ № 923 ст. 15 августа 1992г. не менее 49% акции в уставном капитале каждого из акционерных обществ, учреждаемых на базе предприятии и организации электроэнергетического комплекса, в том числе отдельных ГЭС мощностью 300МВт и выше, принадлежит Российской Федерации. Следовательно, государство имеет не менее 49% акции АО «Саяно-Шушенская ГЭС» и должно получать соответствующую долю дивидендов от прибыли.

В соответствии с п.5 Указа Президента РФ № 1334 от 15 ноября 1992г. акции, принадлежащие Российской Федерации в акционерных обществах, созданных на основе предприятий и имущества , указанных в приложениях №1 и 2, за исключением внесенных в уставной капитал Российского акционерного общества энергетики и электрификации, передаются этому обществу в траст. Следовательно, государство может лишить в любой момент права управления контрольным пакетом акций государства, которое имеет нынешний руководитель РАО «ЕЭС России» А. Чубайс и само государство будет принимать решения о судьбе Саяно-Шушинской ГЭС.

4. Тарифы на электроэнергию для Саянского алюминиевого завода (СаЗ) за последние годы были одними из самых низких среди алюминиевых заводов России и мира (см. табл. 2). В октябре 1999 г. средний тариф на электроэнергию, отпускаемую собственным потребителям Хакасэнерго составляет 10 копЛкВт.ч (0,4 цент\кВт.ч) при тарифе Саяно-Шушенской ГЭС 3,2 копЛкВт.ч.

В соответствии с договором № 107 от 27.11.1997 г. с РАО «ЕЭС России» тариф для СаАЗ устанавливается в зависимости от цены алюминия на Лондонской бирже металлов. В 1999 г. тариф для СаАЗ установлен на уровне 7 доллЛМВт.ч или 16,8 рубЛМВт.ч при среднем курсе 24 рубля за 1 доллар США. Как известно, Красноярский и Новокузнецкий алюминиевые заводы (КрАЗ и НКАЗ) имеют в 1999 г. тарифы, установленные РЭК в размере 10,5 доллЛМВт.ч и 8 доллЛМВт.ч соответственно, т.е. выше, чем у СаАЗа. Хотя эти заводы частично получают электроэнергию от Саяно-Шушенской ГЭС, как и другие потребители АО «Красноярскэнерго» и «Кузбассэнерго». После приватизации Саяно-Шушенской ГЭС в составе АО ЭМО тариф для СаАЗ будет не выше себестоимости производства электроэнергии Саяно-Шушенской ГЭС, а может быть, и ниже, так как Саяно-Шушенская ГЭС будет просто подразделением ЭМО и распределение затрат (трансфертных цен) на промежуточную продукцию (электроэнергию для производства алюминия) является внутренним делом ЭМО. В результате тариф на электроэнергию, поставляемую на ФОРЭМ, т.е. другим потребителям Сибири, будет повышаться, так как доля электропотребления СаАЗ от Саяно-Шушенской ГЭС будет расти с 34,3% в 1999 г. до 47,7% в 2004 г. согласно бизнес-плану создания АО ЭМО, разработанному НИИ экономики энергетики РАО «ЕЭС России». Соответственно будет расти тариф на электроэнергию Саяно-Шушенской ГЭС, поставляемую на ФОРЭМ. ФЭК России при утверждении тарифа на поставляемую электроэнергию от независимого производителя - АО ЭМО будет вынужден утверждать его повышенный тариф, так как он будет все же значительно ниже, чем тариф, поставляемый тепловыми электростанциями на ФОРЭМ. Ведь не сливать же воду на ГЭС и сжигать дорогое топливо.

5. Учитывая важность ГЭС в обеспечении надежности энергоснабжения, регулировании частоты в Единой энер-

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЭК

госистеме России, федеральные органы государственной власти и РАО «ЕЭС России» считали необходимым сохранить ГЭС наряду с системообразующими линиями электропередачи в составе РАО «ЕЭС России». Создание независимых генерирующих компаний предусматривалось в Указе Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 426 только на базе тепловых электростанций РАО ЕЭС. Отчуждение Саяно-Шушенской ГЭС может привести к снижению надежности энергоснабжения в ОЭС Сибири, так как РАО ЕЭС не будет обладать контрольным пакетом в создаваемом ЭМО.

6. Необходимо учитывать режим работы ОЭС Сибири при формировании тарифов на электроэнергию. Годовое число часов использования установленной мощности Саяно-Шушенской ГЭС составляет 2800-3300 часов, а рабочей мощности - 4500-5000 ч., т.е. Саяно-Шушенская ГЭС работает как полупиковая электростанция. В то же время СаЗ потребляет электроэнергию в базисном режиме с годовым числом часов использования максимума нагрузки более 7500 часов в год. Следовательно, кроме электроэнергии Саяно-Шушенской ГЭС, завод использует и электроэнергию тепловых базисных электростанций с более высокой стоимостью электроэнергии, чем на Саяно-Шушенской ГЭС. Эти проблемы требуют отдельного рассмотрения.

Наконец, следует учитывать и зарубежный опыт. В США крупные ГЭС входят в состав государственных энергокомпаний - Бонневильское энергетическое управление, ГЭС реки Теннеси и др.). Например, Бонневильское энергоуправление обеспечивает дешевой электроэнергией ГЭС 10 алюминиевых заводов на северо-западе США, потребляющих 30% производимой им электроэнергии. Поучительна история конфликта, возникшего среди различных групп потребителей в связи с тем, как распределить ограниченное количество дешевой электроэнергии ГЭС Бонневильского федерального энергоуправления. После двухлетних дискуссий Конгрессом США был принят закон о сохранении федерального Тихоокеанского се-веро-западного электроэнергетического комплекса и планировании его работы (Закон о Северо-Западном энергетическом комплексе 1980 г.). В соответствии с Национальной энергетической стратегией США крупные ГЭС входят в состав Главного федерального энергетического управления США [Вестник ФЭК, № 5, 1999 г.].

С другой стороны, в Канаде алюминиевой фирме "Ал-кан" (65% производимого в стране алюминия) принадлежат несколько ГЭС и алюминиевых заводов в провинции Квебек. Однако эти ГЭС фирма построила на собственные средства, а не получила у государства по бросовой цене. В то же время следует отметить, что в Канаде, как и в США, крупные гидростанции принадлежат именно государственным энергетическим компаниям (см. Старостенко H.H. О государственном регулировании в Канаде и Японии [Вестник ФЭК, № 9, 1999 г.]). Крупные ГЭС являются стратегическими объектами и в интересах национальной безопасности находятся в ведении государства.

Выводы:

1 .Отчуждение Саяно-Шушенской ГЭС от РАО «ЕЭС России» юридически возможно только на основании отдельного федерального закона согласно закону 101-ФЗ от 24 мая 1999 г.

2.Отчуждение Саяно-Шушенской ГЭС экономически нецелесообразно, так как:

приведет к росту тарифов на электроэнергию других потребителей Сибири, в то время как тариф для СаАЗ в настоящее время является одним из самых низких для алюминиевых заводов России;

государство лишается собственности и контроля за деятельностью Саяно-Шушенской ГЭС;

превращение Саяно-Шушенской ГЭС в независимого производителя электроэнергии приведет к дальнейшему росту тарифов на электроэнергию потребителей Сибири, так как объем электроэнергии, потребляемой ЭМО, возрастет с 6 до 12 млрд. кВт.ч к 2004 г.

3.Крупные ГЭС являются стратегическими объектами и в интересах национальной безопасности находятся в ведении государства.

п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.