Научная статья на тему 'СОСТАВНЫЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО - ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СОСТАВНЫЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО - ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОСТАВНЫХ И ДИНАМИЧЕСКИХ ИГРУШКИ В РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Н.С.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития детей. Предметно - игровая деятельность в дошкольном возрасте с составными и динамическими игрушками является основой в формировании познавательной активности, в развитии наглядно - действенного и наглядно - образного мышления детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITE AND DYNAMIC TOYS AS A MEANS OF DEVELOPING OBJECT-GAME ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN

"There is no, and there can be no full-fledged mental development of children without play. Subject - play activity at preschool age with composite and dynamic toys is the basis in the formation of cognitive activity, in the development of visually - effective and visually - imaginative thinking of children.

Текст научной работы на тему «СОСТАВНЫЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО - ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК -373.21

Власова Н. С.

заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 73 комбинированного вида» Россия, Свердловская область, г.Каменск - Уральский

СОСТАВНЫЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО - ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития детей. Предметно - игровая деятельность в дошкольном возрасте с составными и динамическими игрушками является основой в формировании познавательной активности, в развитии наглядно - действенного и наглядно - образного мышления детей.

Ключевые слова: использование составных и динамических игрушки в развитие детей дошкольного возраста.

Vlasova N.S.

deputy head of educational and methodical work Municipal budget preschool educational institution "Kindergarten No. 73 of

combined type"

Russia, Sverdlovsk region, Kamensk - Uralsky city

COMPOSITE AND DYNAMIC TOYS AS A MEANS OF DEVELOPING OBJECT-GAME ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN

Annotation: "There is no, and there can be no full-fledged mental development of children without play. Subject - play activity at preschool age with composite and dynamic toys is the basis in the formation of cognitive activity, in the development of visually - effective and visually - imaginative thinking of children.

Keywords: The use of composite and dynamic toys in the development of preschool children.

Игра — ведущая деятельность дошкольника, в которой складывается его социальная компетентность: в условных обстоятельствах и в обобщенной форме ребенок овладевает смыслом человеческой деятельности и взаимоотношений между людьми. Конкретным выражением социальной компетентности является умение дошкольника выбирать или придумывать игровые сюжеты, принимать на себя роли

персонажей и последовательно разворачивать их, выбирать и создавать игровые атрибуты, строить взаимоотношения с партнерами.

Право ребенка на игру соблюдается почти в каждой семье еще с младенческого возраста. В сюжетные игры — «Козу-дерезу», «Ладушки», «Сороку-ворону» — охотно играют с детьми многие родители.

Но когда ребенок становится старше, родители считают, что теперь он должен играть сам, а их задача состоит только в том, чтобы приобретать для него игрушки.

В результате такого отношения к игре можно наблюдать следующую картину: при малейшей материальной возможности приобретаются разнообразные игрушки, но ребенок не проявляет к ним особого интереса. Гораздо охотнее он смотрит телевизор или играет на компьютере. При этом родители искренне уверены в том, что разнообразные веселые игры их детства со сверстниками (дочки-матери, казаки-разбойники и др.) далеко ушли в прошлое, а теперь наступила эра компьютерных игр, которые призваны решить все задачи, связанные с развитием ребенка.

Такое положение вещей объясняется тем, что большинство родителей не знает, что собой представляет игра в дошкольном детстве и каково ее значение для развития ребенка-дошкольника...

ФГОС ДО в п 2.7. рассказывает что конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка), а именно в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Особенности игровой деятельности детей раннего возраста. Роль игры в воспитательном процессе.

Воспитание всесторонне развитой личности - главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение её во многом зависит от начального этапа педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства, когда у ребёнка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития.

Данные науки говорят об огромных потенциальных возможностях раннего возраста, что даёт основание для поиска рациональных методов воспитания, направленных на стимулирование деятельного творческого познания ребёнком окружающей действительности.

По этому вопросу существует хорошо разработанная методическая литература. Детальное её изучение и собственные наработки позволяют изложить проблему следующим образом.

В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

Ведущая деятельность в раннем детстве - предметная деятельность (иногда ее называют предметно-орудийная или предметно-манипулятивная деятельность). Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению данных предметов. Взрослый учит ребенка тому, как следует использовать ложку и чашку, как держать в руке карандаш и как — совочек, что нужно делать с игрушками — возить машину, укачивать куклу, дуть в дудочку.

В раннем возрасте у ребенка начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. Они проявляются в рисовании, конструировании, в других видах творческой деятельности. Эти действия называются произвольными потому, что они возникают не под воздействием внешних стимулов в форме реакции на них, а вследствие внутреннего замысла, который руководит действиями ребенка. Произвольные действия — это целенаправленные действия, у детей раннего возраста они могут быть неустойчивыми. Начав их выполнять с определенной целью, ребенок довольно скоро отвлекается, забывает о ней под влиянием случайных внешних обстоятельств.

Развитие предметно-игровой деятельности ребенка раннего возраста

1 год 6 месяцев — 2 года

Развитие речи (как понимание, так и активная речь) вносит существенные изменения в предметную деятельность детей старше 1 года 6 месяцев:

• развитие способности подражать в сочетании с пониманием и активной речью позволяет малышам воспроизводить не только те действия, которым их обучал взрослый, но и те, которые они наблюдали у сверстников;

•взрослый может связывать чувственный опыт малышей со словом, в результате чего совершенствуется восприятие детьми свойств и качеств различных предметов (цвет, форма, положение в пространстве и т.п.);

• взрослый корректирует действия малышей не только в процессе показа, но и с помощью слова. Воспитатель продолжает помогать детям выполнять необходимые действия: разъяснять, уточнять, напоминать их последовательность;

• дети понимают объяснения, инструкции взрослого и в то же время могут проявлять собственную речевую активность («Дай!», «Я сам!» и т. п.);

• малыши уже способны подчинять свое поведение требованиям взрослого. Их действия теперь опираются не на наглядно воспринимаемую действительность, а на содержание услышанных предложений (это первый шаг к развитию произвольности).

Изменяется и характер игровых действий детей. Они старательно долго и увлеченно действуют с предметами по собственной инициативе, упражняясь в закреплении знаний и умений, приобретенных ранее. Так у детей появляются процессуальные действия. Внешне они схожи с манипулятивными (рисунок действий одинаков), но имеют ряд различий и демонстрируют дальнейшее развитие малыша. В отличие от манипуляций процессуальные действия результативны (ведерко наполнено песком), что импонирует ребенку. Малыш вновь и вновь возвращается к одним и тем же действиям (высыпает песок, чтобы набрать его снова), получая удовольствие от того, что может действовать самостоятельно и результативно. Ребенок горд собой и желает еще раз получить подтверждение этому. Он вновь повторяет действия, чтобы пережить чувство удовлетворения от собственных достижений.

Наполнив ведерко, малыш начинает осознавать, что он сам может достичь результата: «Я могу!» Это переживание является первичным самоотношением и чрезвычайно важно для формирующейся личности ребенка.

Взрослый, деликатно подключаясь к действиям малыша, обогащает их, придает им более понятное, логическое завершение, то есть переводит процессуальные действия в план целесообразных, результативных: перевернул наполненное ведерко — получилась башенка. Малыш — внимательный наблюдатель и отличный ученик. Вскоре процессуальные действия с предметами уступают место целесообразным.

Развитие речи на этом возрастном этапе повышает уровень обучаемости детей. Взрослый все реже прибегает к показу детального развития движений и действий, все больше руководит словом: напоминает последовательность действий, уточняет, одобряет, поддерживает активность малыша, радуется его успехам. Конечно, процесс усвоения ребенком инструкций взрослого еще несовершенен в силу слабого

развития произвольности и восприятия речи, поэтому взрослому приходится время от времени прибегать к методу пассивных движений, демонстрируя рисунок и образ действия, помогая осознавать представление о конечном результате.

Малышу все еще трудно удерживать в памяти конечную цель, ему свойственно отвлекаться на более интересное для него занятие. Взрослый собственной заинтересованностью, помощью и поддержкой приучает ребенка справляться со спонтанными импульсами, действовать сосредоточенно, результативно. Этот педагогический трудоемкий процесс требует от взрослого терпения, чуткости, любви к детям, знания объема умений и потенциальных возможностей каждого из воспитанников.

Выполняя орудийные и соотносящие действия, дети упражняются в различении свойств и качеств предметов, действуя путем их сравнения, сопоставления, накладывания, группировки, осваивают их сенсорные свойства. Включение в процесс восприятия слуха, зрения, осязания, речедвигательной активности повышает эффективность обучения. Например, различие между понятиями «широкое — узкое» усваивается легче, когда ребенок той или иной гранью кладет на ладошку кирпичик и пытается обхватить его. Знакомство детей с ягодами и фруктами можно провести как увлекательную игру, предложив малышам различать их по форме и цвету, угадать по аромату и вкусовым ощущениям и др. Эти упражнения увлекают малышей, способствуют более прочному освоению материала.

В таких игровых упражнениях, как нанизывание шариков на леску (бусы для мишки), пристегивание пуговиц, действия с крючками, кнопками и молниями при оформлении дидактических панно «Цветочная поляна», «Новогодняя елка» и т.п., совершенствуются движения руки, кисти, пальцев. В этих упражнениях возрастает интерес к играм, самостоятельность и сосредоточенность детей, формируется познавательная мотивация деятельности. Мелкая моторика рук способствует развитию речи, так как двигательный центр мозга возбуждает работу расположенного рядом речевого центра.

Дети начинают действовать не по подражанию, а по образцу взрослого. Это становится возможным, так как они довольно свободно владеют разными способами действий, понимают обращенную к ним речь и сами вступают в речевое общение со взрослым. Например, взрослый говорит: «Красный флажок. А кубик какой? Красный? Красный, как флажок? Нет, не такой! А паровозик красный? Красный, как флажок? Такой? Такой!» И т. п. Так же детей знакомят с величиной и формой предметов. При поддержке взрослого путем разных способов действий ребенок должен сам убедиться в правильности или ошибочности собственных суждений. Состояние успеха, подтвержденного взрослым, укрепляет уверенность малыша в своих возможностях, повышает интерес к

игре. Этому способствует и самостоятельный поиск способов результативных действий. Например, играя с геометрической коробкой, малыш примеривает кубик то к одной, то к другой прорези, повторяя: «Такой? Нет, не такой!», проводит пальцем по ее периметру и т. д. Путем проб и ошибок он устанавливает грибочки на цветном столике. Такие развернутые действия способствуют формированию у ребенка не словесно-формальной, а чувственно-практической ориентировки на свойства и качества предметов.

Дети второго года жизни успешно выполняют классификацию (легковые, грузовые машины), обобщение предметов (большие и маленькие матрешки) и действий (нанизывание колец, бус; нагружают грузовую машину кубиками, усаживают в нее разных мишек, зайцев и перевозят в другое место и др.); выполняют действия более экономным способом, производя лишь зрительный контроль, а затем действуют не только на основе наглядных свойств, но и производят действия, ориентируясь на их смысловую принадлежность к целостному процессу (например, в ходе игры-лото «Кому что нужно?»).

В конце второго — начале третьего года жизни дети большее предпочтение отдают самостоятельным действиям с игрушками. Если раньше предмет диктовал ребенку способы действия с ним, то теперь побудителем к действию становится и сам предмет, и представления о нем. Ранее малыш начинал действовать с теми предметами, которые попадали в поле его зрения. Теперь он подбирает предметы по ходу игры, например, строит берлогу для мишки. Теперь предметы «подчиняются» его желанию действовать с ними так, как он задумал.

Систематическое руководство взрослого, его тактичные побуждения могут вызвать в памяти малыша цепочку последовательных действий, усложняя, обогащая его собственные игровые действия. Ребенок много и подолгу экспериментирует с игрушками, постоянно ищет, как по-новому использовать их: он то насадит на стержень пирамидки резиновую игрушку, то отвинтит колеса паровоза, то вобьет в прорезь геометрической коробки матрешку.

Взрослый должен следить и пресекать нежелательные действия исследователя, подбирать для него необходимый материал.

Чувствуя уверенность в своих силах, ребенок стремится к самостоятельным действиям, начинает отстранять взрослого («Я сам!»).

Об уровне развития предметных действий ребенка в возрасте 1 года 6 месяцев —2 лет свидетельствуют следующие показатели:

• умение разнообразно действовать с предметами на основе их наглядных свойств и смысловой принадлежности;

• стремление выполнять предметно-игровые действия самостоятельно и результативно.

Третий год жизни

У детей третьего года жизни достаточно хорошо развиты речь, память, внимание, наглядно-действенное мышление.

В ходе совместной деятельности взрослый акцентирует внимание детей не на самом процессе выполнения действий, а на их результате. Стремясь выделить в сознании ребенка представление о конечном результате, он переориентирует всю систему предметных действий на их подчиненность конечному результату. Теперь воспитатель не всегда может контролировать правильность выполнения действий, требующих осуществления отдельных операций (например, подбор парных или разрезных картинок), или действий, производимых в строго определенной последовательности (например, игры с матрешкой, пирамидкой), а останавливать внимание уже на конечном результате. Педагог предоставляет детям в свободное пользование игровой материал, который предусматривает поэтапное выполнение определенных действий (например, конструирование). При этом по ходу выполнения действий он учит малышей выделять промежуточные и конечный результаты. Параллельно у детей начинает формироваться способность контролировать собственные действия, оценивая их как «правильные — неправильные».

Теперь ребенок может действовать по предложению взрослого. Умение действовать по речевой инструкции — еще одно новообразование. Ребенок начинает играть, опираясь не на наглядный образец, а на содержание высказываний взрослого. Взрослый, поддерживая возрастающую самостоятельность ребенка, предлагает ему на выбор две игры (пирамидку или пазлы). Выбрав пирамидку, ребенок сам берет ее в определенном месте, выполняет действия в строгой последовательности, доводит действия до прогнозируемого результата.

Предметные действия детей по сути самостоятельные упражнения в тщательном повторении разученных действий с неизменным результатом. И все же возможности малышей действовать самостоятельно и результативно (как способ присвоения опыта взрослого) все еще ограничены. Например, в ходе игры в лото или домино им нужна помощь в умении зрительно соотносить изображение на картинке с образцом на общей карточке. В игре с двух-трехместной матрешкой дети учатся составлять упорядоченный ряд предметов по степени выраженности в них признака величины; упражняются в составлении упорядоченного ряда, включающего в себя чередование и сериацию предметов по одному признаку, а затем нескольким противоположным признакам. Взрослый знакомит их с методом проб и примеривания, соотнося объемные и плоскостные фигуры (пазлы) с дифференцированными понятиями (длинный — короткий, высокий — низкий, узкий — широкий), выделяя каждое из них голосом, называя их в разных вариантах, предлагая детям повторить. Отвечая на вопросы «Зачем?», «Куда?», «Почему?», охотно

рассуждая по поводу совместных со взрослым действий, дети действуют свободно, результативно. В итоге развивается воображение, а затем и творчество малышей. Они увлеченно используют приобретенные знания и умения в собственных играх (мозаика, аппликация, конструирование, изобразительная деятельность); включают предметные игры в канву сюжетных игр (готовят куклам подарки к празднику—нанизывают бусы и т.п.).

К концу третьего года жизни дети демонстрируют умение мыслить образами, вводят в игру предварительный замысел, договариваясь между собой («Давай построим дочкам дачу») и по ходу игры обсуждая задуманное («Моя дача большая, у тебя — маленькая. У тебя и дочка маленькая. А когда она придет ко мне в гости, я посажу ее на такой большой стул. Хочешь?», «У меня будут большие ворота, чтобы твоя и моя машины въехали. Давай, приезжай в гости!»).

Теперь не предмет, а предварительный замысел диктует детям логическое развитие действий. В ходе их выполнения дети демонстрируют целенаправленность поведения, четкое представление о желаемом результате. С помощью только зрительного контроля ребенок оценивает собственное творение, удовлетворенно улыбается и спешит обратиться к взрослому: «Посмотрите, что я построил!» Взрослый, вынося позитивную оценку творчеству малыша, формирует у него положительное отношение и к деятельности, и к самому себе, что ложится в основу самооценки.

В совместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций:

1) дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию;

2) организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действий;

3) через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к усвоению норм и форм поведения взрослых, а далее - к формированию у ребенка определенных личностных качеств. Например, куклу ребенок укладывает спать, кормит ее, везет коляску, гладит, пылесосит, готовит еду и т.п.

Например, уже к концу третьего года жизни дети во многих игровых ситуациях свободно владеют различными способами отображения действительности. Если двухлетний ребёнок, умывая куклу, тщательно воспроизводит все известные ему действия, то на третьем и четвёртом году при благоприятных условиях (то есть при условии правильного руководства играми) он уже способен заменить в игре развернутые, детальные действия обобщённым - жестом, обозначающим умывание, или, не производя действия, заменить его словом ("Кукла уже сама умылась").

Переход от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у малыша способности к абстрактному мышлению, а, следовательно, и о важнейших преобразованиях его интеллектуальной сферы.

Начальный этап игровой деятельности - ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры: для неё характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.

В условиях содержательного (делового) общения со взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета, и это новое знание он переносит в свою игру.

На рубеже второго и третьего годов жизни игра малыша становится сюжетно-отобразительной. Меняется и её психологическое содержание: действия ребёнка, оставаясь предметно-опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

К трём годам у малышей должны быть сформированы зачатки сюжетно-ролевой игры - основного вида деятельности дошкольника. Игра начинает приобретать развёрнутый характер, в ней единым смыслом связывается несколько задач. Дети охотно принимают для игры предлагаемые взрослыми предметы-заместители. Играя, они много разговаривают, дополняя игровые действия словом.

СОСТАВНЫЕ ИГРУШКИ

Цель игры с составными игрушками - создать целое изображение из отдельных частей. Такие игрушки могут быть представлены в самых разных вариантах игр-головоломок. Составные картинки могут развивать как познавательно-исследовательские навыки, когда ребенку нужно найти способ соединения частей для получения целого, так и продуктивную деятельность - создание целого из разрозненных частей.

Собирание таких игрушек позволяет научить малыша созданию мысленных образов, ведь перед тем, как получить результат, ребенок представляет себе конкретный образ и, руководствуясь им, составляет изображение. Соотнесение отдельных кусочков с целым изображением, понимание взаимодействия частей между собой, поиск нужного места для детали - все это позволяет ребенку научиться оперировать мысленными образами на основании наглядных материалов.

Из всего многообразия составных игрушек для развития этих навыков более всего подойдут игрушки-вкладыши и разрезные картинки.

как

Игрушки-вкладыши предназначены для малышей от 1,5 лет. Принцип действия таких игрушек в том, что в рамку помещается картинка с недостающими частями или предмет такой же формы, задача ребенка - найти эти части и вложить их в нужные места так, чтобы получилось полное изображение. Занятия с вкладышами способствуют развитию наглядно-образного мышления, которое начинает формироваться раз в этом возрасте.

Разрезные картинки представляют собой

изображение, разрезанное на части по прямым линиям или по контуру рисунка (например, изображение кошки, где части -голова, туловище, хвост, лапы). В этом случае основное внимание уделяется не форме частей, а непосредственно созданию изображения, поскольку умение ориентироваться сразу на два признака в этом возрасте может еще не проявляться, оно формируется несколько позднее.

Рекомендации по выбору составных игрушек и играм с ними.

- Первые игрушки или картинки могут состоять всего из 2-3 частей. Постепенно это количество будет увеличиваться.

- При выборе картинки важно помнить о том, что в первую очередь это именно изображение. Лучше подобрать изображение знакомого малышу простого предмета - домик, чашка, мишка. Усложнение сюжета картинки происходит по мере взросления ребенка. - Увеличивать количество частей составной игрушки не стоит слишком быстро, гораздо важнее в этом возрасте, чтобы Ваш малыш хорошо научился именно составлению целого, построению схемы каких-либо объектов.

Составные игрушки - прекрасная возможность увлечь, заинтересовать малыша, при этом развивая важнейшие навыки и умения.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ

Поскольку данный класс игрушек отражает законы динамики, их можно назвать динамическими. Значительная их часть - это традиционные деревянные игрушки, которые сегодня обретают новую жизнь.

Ключевая характеристика таких игрушек - непосредственный двигательный ответ игрушки на движение и действие человека. Динамические игрушки, с одной стороны, дают возможность почувствовать ребенку собственное движение и его результат, а с другой -отображают важнейшие физические закономерности окружающего предметного мира.

В игре с ними возможно наблюдение и восприятие различных видов движения в кон- центрированном виде. Ребенок же может наблюдать и

осваивать не только очевидные свойства, но также действие сил, которые в чистом виде недоступны наблюдению: силы инерции, силы трения, силы тяжести, скольжения. Кроме того, все эти явления связаны с действием гравитации, поскольку любое движение испытывает ее действие, соотносится с ней или ее преодолевает. Естественно, ребенок ее не видит, но по собственному опыту восприятия переживает ее действие.

Динамические игрушки следует отличать, с одной стороны, от механических и электронных игрушек, а с другой - от игровых материалов и оборудования для развития движений.

Сегодня на пике популярности среди родителей находятся так называемые интерактивные игрушки, которые по сути своей являются игрушками-роботами.

Например, возьмешь собачку на руки и она завиляет хвостом, положишь на пол - начнет приседать, качать головой или кататься и истошно хохотать.

Движения этих игрушек совершенно не зависят от действий ребенка и не заданы им. Поэтому электрические, электронные, или заводные игрушки нельзя отнести к классу динамических в силу запрограммированности движений и их оторванности от действий играющего.

Итак, в отличие от механизированных и роботизированных игрушек, характерной общей особенностью всех динамических игрушек является то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). При этом характер и особенности движения задаются самим ребенком и, как правило, варьируются или активно повторяются - это зависит от возраста, умений и игровой фантазии ребенка.

Игра осуществляется не ради собственной ловкости, а ради оживления игрушки, вызвав ее «правильные» движения. Направленность на игрушку в раннем и младшем дошкольном возрасте более характерна и понятна, чем направленность на самого себя.

Виды динамических игрушек.

Огромный массив динамических игрушек нуждается в систематизации для более детального анализа их развивающего значения и для определения их возрастной адресации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классификация динамических игрушек возможна по различным основаниям, среди которых можно выделить следующие:

1) наличие образа;

2) характер движения игрушки - персонажей и орудийных действий;

3) сложность управления движением.

Как и всякая классификация, наше разделение на виды условно и не исчерпывает всего ассортимента игрушек, так как каждая игрушка в чем -то неповторима и индивидуальна.

Прежде всего, динамические игрушки делятся по признаку наличия или отсутствия образа, персонажа, который осуществляет движение. Одни динамические игрушки несут определенный образ того или другого существа, другие его не имеют - это просто шарик, стержень с диском или что-то подобное. Образные динамические игрушки воспроизводят движения определенного живого существа (человека или животного).

Ассортимент динамических игрушек без одушевленного образа, на первый взгляд, существенно меньше, зато возможности усложнения движения здесь безграничны.

Волчки, кугельбаны, балансиры чрезвычайно разнообразны - как по своему устройству, так и по сложности движений. Интересно, что для младших дошкольников не существует принципиальных различий между игрушками с образом и без него, так как дети одушевляют и те и другие, одинаково сопереживая как бычку или волчку, так и шарику в пути.

По характеру движения динамические игрушки можно условно разделить на несколько видов. Перечислим их и кратко охарактеризуем.

Колесные каталки - игрушки на колесах, которые ребенок тянет за веревочку или толкает с помощью рукоятки-стержня перед собой, {например, с барабанчиком и перекатывающимися в нем шариками, бусинами на шнурочках, при движении разлетающимися в стороны, «порхающей» бабочкой и пр). Игровой потенциал каталок исчерпывается возрастом примерно от 1,5 до 3 лет.

Шагающие, скачущие фигурки передают характер передвижения персонажей (шагающий человечек, скачущая белка, извивающаяся гусеница, утята, идущие гуськом, и пр.). Некоторые игрушки выполнены в виде каталок. В конструкции одних игрушек смещение центра тяжести поддерживает качание и проявляется действие силы тяготения. В других же своеобразие движению придает «закон некруглого колеса» (авт. термин). Наибольший интерес к этим игрушкам приходится на возраст 2-4 года, когда ребенок может сам придать импульс движению и ощутить себя его источником.

Качающиеся и парящие в воздухе игрушки. В них проявляется закон маятника, а в некоторых - сила земного тяготения. ^ Маленькая лошадка-качалка, как и неваляшка, отклоненная к * * крайней точке, не остается в ней, а качаясь все менее и менее размашисто, приходит в среднее положение равновесия. То же касается и птицы, парящей в воздухе и раскачивающейся на собственных крыльях Есть замечательные напольные игрушки - качалки - конь, петух, верблюд и др., которые приводятся в движение иначе. Малыш, оседлав такого скакуна, с азартом раскачивается, подстегивая его движение. Раскачивание

Г

2.

это

ладонные и

«внутреннего маятника» при уподоблении движению игрушки или в собственном движении дает возможность более ясно почувствовать крайности и точку покоя между ними. Такие игрушки актуальны от 2 до 6 лет.

Вращающиеся игрушки - мобили, волчки, вертушки - движутся вокруг своей оси (быстро или медленно), и это кружение завораживает, побуждает к повторению. Возрастной диапазон для вращающихся игрушек очень широк. Они появляются над колыбелью ребенка в младенчестве и остаются интересными на протяжении всего дошкольного и школьного детства.

Типичные вращающиеся игрушки разнообразные ручные волчки: большие - для запуска при помощи двух ладоней, специального держателя и/или шнура, маленькие - для запуска пальцами. Волчки -пальцевые Этот вид игрушек реализуют законы центробежного и центростремительного движения, а также равновесия и инерции.

Волчки- вертушки бывают также магнитными, могут иметь образ яблочка, танцовщицы, пропеллера. Вращение в каждом цикле движения может быть завершенным, а может быть и возобновляемым, поддерживаемым.

Катящиеся предметы. Катание разных предметов - мячиков, банок, колес и пр. - любимое занятие детей на протяжении многих лет. Существует множество различных конструкций для катания под общим «международным» названием кугельбан (Кл^е1Ьа1т (нем.) - дорожка для шариков). Они бывают стационарные (желобки, параллельные стержни, тарелочки, сконструированные в виде стойки той или иной формы, и сборно-разборные (своего рода конструктор для катания с открытыми, закрытыми и поворотными участками).

Предназначены они (в зависимости от своей сложности) для детей от 1 года до 10-12 лет и старше. Другие катящиеся игрушки по способу управления сложнее. Это, например, игра «лови колесо», катящееся по земле, или «удержи колесо», балансирующее на шнуре. Действие сил тяжести, инерции, трения и качения проявляется в таких игрушках наиболее ярко и разнообразно.

Кувыркающиеся фигурки - это гном- кувыркунчик на горке, акробат на лестнице, на перекладине или на брусьях, ныряющий дельфин и подобные. Такие игрушки движутся под действием сил гравитации и инерции, а в некоторых работает закон маятника. Центр тяжести при движении по

инерции у них смещается то в верхнюю часть фигурки, то в нижнюю, что и позволяет ей кувыркаться. Есть кувыркунчики, чье действие в каждом цикле движения может быть завершенным - сверху вниз, а может быть и возобновляемым, поддерживаемым. Возрастная адресация - от 2 до 6 лет.

Лазающие фигурки - это медведь или клоун-верхолаз (для подъема такой игрушки с помощью веревочек требуется две руки), скалолаз, трубочист (подъем одной рукой) и т. п. Нужно приспособиться, задавать рукам верный ритм движения и его амплитуду. Сила трения и ритмичное движение позволяют фигуркам забираться наверх, преодолевая силу тяжести, а сила тяжести спускает фигурки вниз. Ребенок может справляться с такими игрушками примерно с 3 лет - с «одноручными», примерно с 4,5 лет - с «двуручными».

Стучащие фигурки совершают возвратно-поступательное движение (клюющие курочки, стучащие молотками кузнецы, стучащий передними копытами конь, дятел, спускаясь, стучит клювом по «дереву» и др.). Игрушки двигают качание подвеса, противоход опорных планок или пружинный механизм. Более простой способ движения - качающийся -доступен детям около 2,5 лет, а более сложный -планочный - старше 3 лет.

Динамические игрушки существенно различаются по сложности управления. Можно выделить пять уровней сложности действий с динамическими игрушками:

-первый уровень - элементарное целенаправленное действие и наблюдение. Действие играющего ребенка здесь минимально - нужно только верно соотнести предмет и поверхность его действия. Например, шарик положить в же- лобок и наблюдать за его перемещениями;

-второй уровень - двухтактное действие. Например, поставить на лестницу кувыркунчика, соотнеся прорезь фигурки и планку, и отпустить; или потянуть и отпустить шнурок, чтобы птица взмахнула крыльями; или поставить бычка на наклонную плоскость и качнуть в нужном направлении, чтобы начал шагать. Сюда относится также действие с каталкой: соотнесение движения игрушки со своим собственным направлением движения на местности;

-третий уровень - действие, требующее более тонкой координации движений и согласованного движения рук, - клюющие курочки, запуск волчка двумя ладонями, кузнецы- дровосеки и пр. К этому уровню можно отнести и действия пальцами - маленькие волчки; четвертый уровень -ритмичное действие одной или двумя руками (одновременное или попеременное) - подъем верхолазов. К этому уровню относятся ритмичные действия ладонью (сжимание-разжимание). Например,

суставная куколка-акробат на веревочном турнике, качающие движения руками и ногами. Сюда также относятся игрушки, которые приводятся в движение ногами;

-пятый уровень предполагает сложную сенсомоторную координацию - своевременное адекватное действие, учитывающее многие факторы (инерцию, расстояние, переднее и заднее пространство собственного тела, изменение равновесия, моторику ног и т. п.). Это различные игрушки с балансом, сложные манипуляции с волчками и пр.

Поистине виртуозные действия предполагают такие современные и действительно сложные игрушки, как кугельбан-подъемник, где шарик не скатывают по дорожке, а поднимают, прокатывая с этажа на этаж, преодолевая силы тяготения.

Развивающее значение динамических игрушек.

Что же дают динамические игрушки для детского развития? На первый взгляд, они достаточно просты, не требуют особых умственных или физических усилий. Педагоги часто относят игры с данными игрушками к забавам. Однако помимо удовольствия данный вид игрушек вносит значительный вклад в развитие, в особенности в младшем возрасте.

У маленьких детей при игре с динамическими игрушками можно наблюдать интересный феномен: они как бы уподобляются движущемуся предмету, воспроизводят его движения. Например:наблюдая вращение волчка, двухлетний малыш в такт с его движением заворожено покачивается вместе с ним. Трехлетний ребенок, увлекшись запуском волчков, играет в юлу своим телом - раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок.

У детей при активном наблюдении движений происходит их внутреннее телесно- чувственное проигрывание и последующее воспроизведение

В динамических игрушках в потенциальном виде соединяются два вектора: развитие самовосприятия и познавательное развитие - движение вовнутрь и вовне. Это обстоятельство придает особый статус развивающему значению динамических игрушек в развитии ребенка.

Исходя из вышесказанного мы составили перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста, которые используем в своей работе.__

Тема Цель

Игрушки-каталки Развитие координации движений ребёнка, умение различать предметы, которые катятся впереди, сзади, управление движением.

Картинки-вкладыши Ознакомление с предметами окружающего мира. Развитие настойчивости, сообразительности, мелкой моторики рук.

Качающиеся игрушки Ознакомление со свойствами предметов, развитие внимания, создавая настроение.

Парные картинки Формирование умения находить предметы по типу "Найди такую же", развитие внимания, ознакомления с окружающим миром.

Конструкторы: напольный Лего" "Мозаика напольная "Поляна" "Мягкий конструктор" "Большой деревянный конструктор" Формирование умений сравнивать предметы по величине, сравнивать и подбирать. Развитие моторики рук. Обогащение представлений детей об объектах окружающего мира.

Игрушки-стучалки Развитие глазомера, мелкой моторики рук, формирование усидчивости, наблюдательности, координации движений.

Пирамидки Развитие любознательности, умений различать предметы по форме, величине, цвету, мелкой моторики рук.

Игрушка-шнуровка Развитие мелкой моторики рук и координации движений. Обогащение словарного запаса, знакомство с окружающим миром.

Кубики Развитие мелкой моторики рук, концентрации внимания, пространственного мышления.

Разрезные картинки Развитие целенаправленного действия у ребёнка (действовать по образцу, доводить начатое до конца. Развитие мелкой моторики рук, активной речи. Ознакомление с окружающим миром.

Игрушки двигающиеся Развитие наблюдательности, сообразительности, внимания, расширение кругозора, обогащение словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук.

Игрушки-лабиринты Развитие мелкой моторики рук, координацию движений ребёнка, воображение, памяти. Расширение кругозора.

Составные игры Формирование логического мышления. Развития речи, памяти, мелкой моторики рук.

Использованные источники:

1. Абдулаева Е. А., Смирнова Е. О. Роль динамических игрушек в развитии ребенка

2. Примерная программа воспитания дошкольного образования "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

3. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аскарина -М. Медицина 2007 г.

4. Губанова Н.Ф. "Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада." - М. Мозаика-Синтез, 2007-2010 г.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.