Научная статья на тему 'Составляющие педагогического процесса самообразования преподавателя по дисциплине "иностранный язык"'

Составляющие педагогического процесса самообразования преподавателя по дисциплине "иностранный язык" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УПРАВЛЯТЬ / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башлуева Н.Н.

В статье предлагаются дифференцированные варианты решения проблемы по организации предоставления наиболее высокого уровня знаний курсантам и слушателям по учебной дисциплине «иностранный язык» в образовательных учреждениях системы МВД России. Также предлагается анализ современной концепции непрерывного педагогического образования в России и различных подходов к предложенной теме с указанием преимуществ и недостатков. Значительным направлением в проблеме повышения уровня предоставляемых в образовательных учреждениях системы МВД России знаний является создание и толкование научной сути проблемы самообразования как одного из показателей профессиональной компетентности преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Составляющие педагогического процесса самообразования преподавателя по дисциплине "иностранный язык"»

Составляющие педагогического процесса самообразования преподавателя по дисциплине «иностранный язык»

Башлуева Наталья Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, bashlueva@mail.ru

В статье предлагаются дифференцированные варианты решения проблемы по организации предоставления наиболее высокого уровня знаний курсантам и слушателям по учебной дисциплине «иностранный язык» в образовательных учреждениях системы МВД России. Также предлагается анализ современной концепции непрерывного педагогического образования в России и различных подходов к предложенной теме с указанием преимуществ и недостатков. Значительным направлением в проблеме повышения уровня предоставляемых в образовательных учреждениях системы МВД России знаний является создание и толкование научной сути проблемы самообразования как одного из показателей профессиональной компетентности преподавателя.

Ключевые слова: самообразование, профессиональная компетенция, качество процесса обучения, профессиональная подготовка, управлять, субъект, объект.

о

Е

СП

0

(Ч «9

01 г

Построение нынешней системы образования исходит из уровня самообразования личности и прогрессивно его самообразованию. Существует также и конкретная концепция педагогического образования, которая направлена на:

- изменяющиеся потребности личности, общества, государства;

- развитие образовательного пространства современных педагогов.

Чтобы реализовать множество задач, поставленных перед преподавателями он должен обладать высоким уровнем профессионализма и компетентности.

Осознание преподавателем его некомпетентности и стремление заполнить пробелы знаний является основным толчком к самообразованию.

Проблема самообразования является особо актуальной именно в наше время-время технотронного общества, когда главной ценностью является информация, которая в свою очередь оформляется в знания в процессе преобразования, а люди заинтересованы в сфере предоставления услуг. Рамки входа в информационное общество заметно ограничены. Основным условием является высокий уровень самообразования.

На сегодняшний день преподавателям предлагается широкий спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, курсы повышения квалификации, как в образовательном учреждении, так и дистанционно, семинары, веби-нары и т.д.

Только тот преподаватель является профессионалом и специалистом в своём деле, который непрерывно занимается самообразованием. Изучив методы современного образования, проведя определенный анализ, педагог строит свою модель образования.

Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «самообразование, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки,

техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Общество всегда предъявляло определенные требования. Поэтому для того, чтобы педагог мог свободно переходить с одной темы обсуждения на другую, имея исчерпывающие знания, он обязан стремиться к самосовершенствованию. Данное стремление является обязательным. Ведь позиции студентов, курсантов постоянно меняются в связи с развитием общества. Способность к самообразованию не лежит в основе получения диплома об образовании. Эта замечательная способность основана на волевых и интеллектуальных критериях личности, которые служат отличным мотивом самообразования. Основным толчком является постоянное взаимодействие педагога с информацией. Синтез, анализ (в том числе и исторический) вычленение информации - все эти инструменты безусловно помогут преподавателю и облегчат его путь самообразования.

Желание творчества. Работа преподавателя не может не требовать творческого подхода. Ведь, не каждый человек может работать по одному и тому же сценарию много лет. Тем более, педагог стремиться, как и любой другой живой человек к повышению материального стимулирования своей деятельности. Общество непрерывно изменяется. И чтобы не выглядеть в глазах студентов «несовременным», нужно соответствовать требованиям информационного общества ,тем самым формируя в студентах определенное мировоззрение и стержень саморазвития . При организации самообразования следует выбрать методику исходя из общих критериев и личностных качеств преподавателю .

Тем самым, опытный педагог имеет возможность не только повысить уровень своих знаний, но и выбрать и подкорректировать методику самообразования, улучшить умение использовать его инструменты и методы.

Преподаватель, обладающий стремлением к самосовершенствованию имеет возможность перехода к более высокому уровню профессионализма, который выражается в научно-исследовательской и аналитической деятельно-стях, . Важным условием является правильно спланированная, проанализированная в системе работа по самообразованию. В большинстве случаев преподаватели имеет затруднения с выбором образовательного программы, учебных тем и выработке методологий.

Непосредственно, уровень обучения зависит от педагога, его компетентности и уровня профессиональных качеств. Исходя и из данного подхода преподавателю предъявляются различные требования, такие как:: организация и проведение учебной и учебно-методической работы по всем видам учебных занятий; участие в научно-исследовательской работе кафедры, организация научной деятельности обучаемых; разработка методических пособий по видам проводимых заня-

тий; организация и планирование методического и технического обеспечения учебных занятий; участвует в создании условий для формирования у обучающихся основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников; участие в воспитательной работе с обучающимися, организация их в профессиональной ориентации; контроль и проверка самостоятельной подготовки; участие в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательного учреждения; повышение своей квалификации в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками[1]. Соответственно, мы видим, что уровень профессионализма преподавателя ВУЗа находится в прямой зависимости от уровня его самосовершенствования. Деятельность по самообразованию профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, в том числе и учебных заведений министерства внутренних дел Российской Федерации - это систематический, целенаправленный процесс самостоятельного приобретения знаний в какой-либо области профессиональной деятельности, предполагающий непосредственный личный интерес преподавателя в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Необходимо отметить, что суть самообразования профессорско-

преподавательского состава, заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и что самое главное профессиональным совершенствованием. Самообразование как структурный компонент является неотъемлемой частью общей подготовленности преподавателя ВУЗа, соответственно на самообразование педагога также должно быть предусмотрено время из общих нормативов преподавательской деятельности. Самообразование педагога преследует цель непрерывного обновления педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОСов нового поколения. Однако время эффективной деятельности преподавателя не безгранично, и он не может заниматься самообразованием после проведенного трудового дня, поэтому назрела объективная необходимость, вернутся к хорошо зарекомендовавшей себя системе предоставления методических дней преподавателю для совершенствования своих компетенций.

Специфика работы учителей заключается в том, что для наиболее хорошего и точной работы преподавателя обязан иметь знания своей дисциплины, методиками обучения, психологией и педагогикой, обладать общим, но в то же время развитым уровнем культуры, обладать приемами риторики, основы наблюдения, иметь развитую эрудицию. Такой список ещё не полон. Но без таких умений преподаватель не обладает способностями эффективно предоставлять образование и воспитывать. Необходимо подсчитать фундаменталь-

о о ш и т

г

т

О т э т й А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

о

Е

СП

о

01 г

ные направления, в которых преподаватель обязан повышать собственный уровень навыков и организовывать самообразование.

- профессиональное (предмет преподавания)

- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

- правовое

- эстетическое (гуманитарное)

- историческое

- иностранные языки

- политическое

- информационно-компьютерные технологии

- охрана здоровья

- интересы и хобби

Основываясь на управлении преподавательской деятельностью в университетах, видом осуществления самостоятельного образования выступает две фундаментальные группы: индивидуальная и групповая. Под индивидуальной понимается то, как сам педагог может организовать своё самообразование, также стимулировать этот процесс могут начальники кафедр, секций, руководители. Групповая же форма самообразования в университетах обуславливается в форме функционирования семинаров, конференций, стажировок, переподготовки, и до недавнего времени школы педагогического мастерства.

И групповая и индивидуальная форма процесса сообразования имеет ряд объективных и субъективных проблем. К объективным проблемам самообразования можно отнести несовершенство руководящих документов определяющих объем нагрузки преподавателя ВУЗа, высокая временная загруженность преподавателя, возросший объем отчетных документов требуемых от преподавателя ВУЗа, не современность процесса организации и проведения повышения квалификации. К субъективным проблемам самообразования относят профессиональную деформацию педагога выражающуюся в нежелании тратить время на самообразования, завышение своей самооценки как профессионала, также можно отнести к субъективным причинам.Отсутствие материальной базы для самообразования, как на рабочем месте, так и в бытовых условиях, т.е. нет возможности использовать всемирную компьютерную сеть, информационные сервисы. Отсутствие выплат на приобретение специализированной литературы преподавателем во многих высших учебных заведениях также можно отнести к субъективным причинам.

Рассмотрим часто используемые формы повышения компетенций преподавателя при помощи самообразования.

1. Повышения уровня подготовки и умений преподавателя.

Фундаментальным преимуществом данного вида самообразования -функция получения специализированной помощи от компетентного в таковых вопросах преподавателя, также функция обмена

навыками и умениями между взаимодействующими коллегами.

Недостатки:

- Длительный период между проведением повышения уровня квалификации, которая в свою очередь проходит раз в 5 лет.

- Время проведения - в большинстве случаев повышения квалификации происходит одновременно с учебным периодом, что сказывается в переделе функционирования кафедры.

- Отсутствует дифференциация, которая бы учитывала различия между разным уровнем способностей слушателей. Данный вопрос обуславливается проблемой предоставляемого лекционного материала.

- Обучение без учета следующих особенностей: категории обучающихся (составляют в основном взрослую аудиторию), имеющих различный жизненный и педагогический опыт, свои устоявшиеся взгляды на социальную среду, свои убеждения и привычки, имеющие индивидуальный опыт профессиональной деятельности (не всегда положительный) и профессиональные убеждения.

Изучая повышение квалификации необходимо выделить то, что педагогика приобретает уровень науки решения преподавательских задач во взаимодействии людей не только в рамках образования, но и в бытовых моментах, поэтому специфика профессионального обучения по программам повышения квалификации педагогов должна соответствовать современным потребностям практики.

2. Научная работа над диссертационными исследованиями, монографиями, учебными пособиями, также получение ещё одной педагогической специальности и обучение с целью получение второго высшего образования. Преимущества данного самообразования:

- Индивидуализация в подборе образования, ибо строение большего количества программ состоит из модульного характера: какие-то имеют безусловный характер изучения, другие основываются на индивидуальном подборе;

Минусы:

- Сокращение и недостаток времени сотрудников.

- Психологические и моральные затраты.

3. Интерактивное обучение, курсы осуществляющиеся на расстоянии для повышения уровня умений и квалификации.

Преимущества данного вида самообразования:

- Вариант подбора наиболее благоприятного и удобного времени для педагогов время;

- Актуализация процесса образования, а именно наиболее удобный подбор интересующей темы.

- Минусы:

- Платная основа таких курсов;

- документы, которые символизируют об обучении на расстоянии, в большинстве случаев не имеют юридической силы и не учитываются при прохождении квалификационной аттестации.

4. Индивидуальная работа вбирает в себя:

- Исследовательскую работу в сфере обозначенной проблемы;

- Изучение необходимой обучающей литературы и посещение библиотек;

- Взаимодействие с другими обучающими в различных методических сборах, научных объединениях;

- Участие обучающихся в процессе диагностики прошедших открытых семинаров и занятий, анализ проведения обучения и процесса преподавания;

- Создание необходимых методических материалов, а именно докладов, лекции, создание различных видов и форм проведения аудиторных занятий.

Если в процессе какой-либо деятельности не создаётся что-то новое, функциональное, своего рода новый продукт, не достигается какая-либо цель, то такая деятельность не имеет под собой смысла. Учитель обязан имеет некую структуру цели и список достижения определённых результатов за определённый установленный срок.

Итогом самообразования учителя будет являться:

- увеличение уровня преподавания дисциплин;

- созданные им и публикованные различные пособия, программы, исследования;

- создание новых интерпретаций способов и приёмов обучения;

- создание разнообразия в процессе обучения посредством подготовки докладов, выступлений, сообщений, также других форм обучения новым знаниям и передачи опыта по своей теме самообразования;

- создание комплекса рекомендаций по использованию и взаимодействию с новыми информационными технологиями;

- Введение новшеств, в процесс обучения технологиям по проведению открытых;

- создание комплектов педагогических разработок;

- проведение занятий, семинаров, конференций, создание общего представления о пройденном материале;

- увеличение и повышение статуса образовательного учреждения.

Наилучший метод и способ демонстрации итогов и результатов творчества учителей, это размещение материалов в сети. Большое количество материалов пылится на наших полках и никак не могут оказаться в общем доступе. Размещение своих работ в Интернет, даёт возможность учителю аккумулировать все свои труды в виртуальной библиотеке, в которой коллеги имеют возможность ознакомиться с труда учителя, использовать результаты, дополнить, дать собственную оценку, дискутировать по данной работе. В данном моменте высокая степень и роль педагогического опыта размывает пространство и время и становится независимыми от них.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключении, хотелось бы отметить, что самообразование преподавателя высшего учебного заведения является и процессом самовоспитания, так как благоприятствует успешного достижения поставленных целей. Для улучшения процесса самообразования профессорско-

преподавательского состава в высших учебных заведениях в рамках профессиональной подготовки необходимо хотя бы раз в три месяца предусмотреть выступление педагогов центра интерактивных технологий, для ознакомления с новыми современными технологиями обучения и методами их использования в процессе обучения.

Литература

1. Башлуева Н.Н. Сущность и состояние развития межкультурной коммуникации в отечественной и зарубежной вузовской практике системы МВД. -Черные дыры в Российском законодательстве. 2014.№3. С. 142-145.

2. Башлуева Н.Н. Оптимизация современных педагогических технологий в процессе образования в системе МВД. - Черные дыры в Российском законодательстве. 2015. №2. С. 137-140.

3. Башлуева Н.Н. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в системе профессиональной подготовки. - Социально-гуманитарное обозрение. 2017. №2-3. С. 72-73.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю. Шведовой.-М.: Рус. яз., 2017. - 917 с.

5. Башлуева Н.Н. Некоторые вопросы методики составления контрольных заданий в системе заочного обучения в учебных заведениях МВД России. - Социально-гуманитарное обозрение. 2018. Т.1.№ 1. С.19 - 22.

Structure of the educational process of self - education of a

teacher in the subject «foreign language» Bashlueva N.N.

Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named

after V.Ya. Kikotya The article is devoted to the analysis of different points of view and opinions of the problem of the high quality management of foreign languages teaching of cadets in educational establishments of the of the Ministry of the Interior of Russia. Just as the author of the article suggests the analysis of modern concept of continuous education in Russia and different points of view to suggested theme mentioned advantage and disadvantage. One of the most impotent and fundamental way of improving of teaching quality of cadets in educational establishments of the of the Ministry of the Interior of Russia is developing and substantiation of science basis of the problem of self education as one of the index of quality level of teachers. Key words: self education, professional competence, quality of the educational process, professional training, manage, subject, object. References

1. Bashlueva N.N. The essence and state of the development of

intercultural communication in the domestic and foreign university practice of the Ministry of Internal Affairs system. -Black holes in Russian law. 2014.№3. S. 142-145.

2. Bashlueva N.N. Optimization of modern pedagogical technologies in the process of education in the system of the Ministry of Internal Affairs. - Black holes in Russian law. 2015. No2. S. 137-140.

3. Bashlueva N.N. Formation of foreign language communicative

competence in the vocational training system. - Social and humanitarian review. 2017. No. 2-3. S. 72-73.

4. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. Ed. N.Yu.

Shvedovoy.-M .: Rus. Yaz., 2017 .-- 917 p.

5. Bashlueva N.N. Some questions of the methodology for the preparation of control tasks in the system of distance learning in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - Social and humanitarian review. 2018.V.1.№ 1. S. 19 - 22.

о о m n m S m

О m n m й А

S £ m

О

x О m

О DI n А ы о ш А X

s m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.