СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТОВ КАК ОДНА ИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ Парпиева М.М.
Парпиева Махсуда Махмуджановна - старший преподаватель русского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы составления текстов для коммуникативных форм работы со студентами и проблемы формирования умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, а также анализировать и совершенствовать написанное, уметь цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии. Также поднимается вопрос развития речи и мышления студентов, формирования интеллектуально и творчески развитой личности, обладающей коммуникативными навыками.
Ключевые слова: текст, коммуникативная форма, компонентность, творческая активность, компетентностность, ресурсность и системодеятельность.
Обучение русскому языку в настоящее время осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для Узбекистана, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность. Современная жизнь ставит перед молодёжью новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии -одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности студентов [1]. Практика показывает, очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. За период своей педагогической деятельности я обратила внимание на то, что у студентов слабо сформированы навыки развития речи. Студенты не всегда могли свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они старались заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Студенты затруднялись в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываниях. Они допускали большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи студентов, их интеллектуального уровня и требованием общества - развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое
высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Работа с текстом на занятиях русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции студентов помогает преодолеть вышеназванное противоречие. Разные виды работы с текстом стимулируют интерес студентов к предмету, развивают творческую активность; и с методической точки зрения, является одним из новых подходов к образованию: компетентностного, ресурсного и системодеятельностного, как основных способов совершенствования качества образования-роста результативности, эффективности обучения, воспитания, развития и успешности участников образовательного процесса. Таким образом, актуальность выбранной методической темы не оставляет сомнений. Как развивать речь и мышление студентов? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на занятиях русского языка как одно из условий развития творческого потенциала студентов, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст - это основа создания на занятиях русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. И.И. Срезневский считал, что цель изучения родного языка - не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь - вообще говоря - невозможна [2].
Список литературы
1. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избранные педагогические труды. М., 2016.
2. Срезневский И.И. Мысли об истории русского языка. М., 1959.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУППАХ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
Умарова Д.З.
Умарова Дилмура Закировна - старший преподаватель русского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье поднимается вопрос общих проблем обучения грамматике русского языка студентов национальных групп неязыковых вузов. А также содержание обучения и изучение русской грамматики и других разделов курса русского языка. Дается практическая направленность изучения грамматики, которая позволит взглянуть на преподавание грамматики русского языка для учащихся с русским (неродным) языком обучения с другого ракурса. Ключевые слова: основы русской грамматики, правила, общение, мышление, речевая деятельность, практическая необходимость.
Как известно, слово «грамматика» имеет несколько значений. В лингводидактических целях это слово целесообразно употреблять в следующем значении: грамматика — это реально существующая совокупность правил, по которым из слов составляются предложения и по которым слова изменяются для включения их в предложения. А предложения — это минимальные сообщения, из