Научная статья на тему 'Составление текстов как одна из коммуникативных форм работы со студентами'

Составление текстов как одна из коммуникативных форм работы со студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / КОММУНИКАТИВНАЯ ФОРМА / КОМПОНЕНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНОСТЬ / РЕСУРСНОСТЬ И СИСТЕМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парпиева Махсуда Махмуджановна

В статье рассматриваются вопросы составления текстов для коммуникативных форм работы со студентами и проблемы формирования умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, а также анализировать и совершенствовать написанное, уметь цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии. Также поднимается вопрос развития речи и мышления студентов, формирования интеллектуально и творчески развитой личности, обладающей коммуникативными навыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Составление текстов как одна из коммуникативных форм работы со студентами»

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТОВ КАК ОДНА ИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ Парпиева М.М.

Парпиева Махсуда Махмуджановна - старший преподаватель русского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы составления текстов для коммуникативных форм работы со студентами и проблемы формирования умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, а также анализировать и совершенствовать написанное, уметь цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии. Также поднимается вопрос развития речи и мышления студентов, формирования интеллектуально и творчески развитой личности, обладающей коммуникативными навыками.

Ключевые слова: текст, коммуникативная форма, компонентность, творческая активность, компетентностность, ресурсность и системодеятельность.

Обучение русскому языку в настоящее время осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для Узбекистана, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность. Современная жизнь ставит перед молодёжью новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии -одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности студентов [1]. Практика показывает, очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. За период своей педагогической деятельности я обратила внимание на то, что у студентов слабо сформированы навыки развития речи. Студенты не всегда могли свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они старались заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Студенты затруднялись в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываниях. Они допускали большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи студентов, их интеллектуального уровня и требованием общества - развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое

высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Работа с текстом на занятиях русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции студентов помогает преодолеть вышеназванное противоречие. Разные виды работы с текстом стимулируют интерес студентов к предмету, развивают творческую активность; и с методической точки зрения, является одним из новых подходов к образованию: компетентностного, ресурсного и системодеятельностного, как основных способов совершенствования качества образования-роста результативности, эффективности обучения, воспитания, развития и успешности участников образовательного процесса. Таким образом, актуальность выбранной методической темы не оставляет сомнений. Как развивать речь и мышление студентов? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на занятиях русского языка как одно из условий развития творческого потенциала студентов, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст - это основа создания на занятиях русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. И.И. Срезневский считал, что цель изучения родного языка - не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь - вообще говоря - невозможна [2].

Список литературы

1. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избранные педагогические труды. М., 2016.

2. Срезневский И.И. Мысли об истории русского языка. М., 1959.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУППАХ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Умарова Д.З.

Умарова Дилмура Закировна - старший преподаватель русского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье поднимается вопрос общих проблем обучения грамматике русского языка студентов национальных групп неязыковых вузов. А также содержание обучения и изучение русской грамматики и других разделов курса русского языка. Дается практическая направленность изучения грамматики, которая позволит взглянуть на преподавание грамматики русского языка для учащихся с русским (неродным) языком обучения с другого ракурса. Ключевые слова: основы русской грамматики, правила, общение, мышление, речевая деятельность, практическая необходимость.

Как известно, слово «грамматика» имеет несколько значений. В лингводидактических целях это слово целесообразно употреблять в следующем значении: грамматика — это реально существующая совокупность правил, по которым из слов составляются предложения и по которым слова изменяются для включения их в предложения. А предложения — это минимальные сообщения, из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.