имеет столь абсолютного характера, как в подтипах а) и б). Поскольку как подлежащее, так и сказуемое глагол здесь не отрицаются, то сказуемое отношение воспринимается в этих предложениях как утвердительное (аффирмативное) в общем виде, но не реализующееся, т.е. отрицающееся по отношению к тому или иному дополнительному необходимому компоненту предложения. Так, в предложении: Auf der Straße sah er kein einziegen Menschen - само действие смотрения дано как производимое лицом, которое обозначено подлежащим, но оно не распространяется на определенный, обозначенный прямым дополнением предмет. Ведь уже сам факт «невидения» данного предмета оказывается здесь возможным лишь как результат того, что лицо, обозначенное подлежащим, пытается его увидеть, т.е. смотрит. Соответственно в предложении: Er war nicht da - само отрицание пребывания лица, обозначенного подлежащим, в определенном месте возможно лишь на основе утверждения самого факта существования данного лица. Тем самым при строгом смысловом анализе предложения такой структуры сближаются, скорее с предложениями, обладающими частным отрицанием. Ведь и в предложениях подтипа б) отрицание подлежащего не снимает во многих случаях утверждения сказуемого - в том смысле, что, например, процесс, обозначенный сказуемым, даётся здесь как всё же имеющий место, но только при другом подлежащем, т.е. как действительный для другого предмета. Так, предложение: Kein Mensch war zu sehen, предполагает по сути дела, что какие-то предметы (какой-то пейзаж) в соответствующей ситуации -видимы, но среди них отсутствуют люди. Н.А. Булах считает, что грамматическая категория отрицания есть такая синтаксическая категория, которая выражает с помощью специального грамматического средства, несмотря на наличие синтаксической связи между двумя членами предложения, смысловую разъединённость между этими членами, отображающую разъединённость, имеющую место в действительности [1].
Список литературы
1. Булах НА. Средства отрицания в немецком литературном языке. Ярославль, 1962.
2. Синев Р.Г. Грамматика немецкой научной речи. М.: Готика, 2001.
3. Шишкова Л.В. Синтаксис современного немецкого языка. М.: Изд. центр «Академия», 2003.
РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ
ГОВОРЕНИЮ Парпиева М.М.
Парпиева Махсудахон Махмуджановна - старший преподаватель русского языка,
кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается актуальность использования речевых ситуаций при обучении иностранным языкам, ставится задача обучения общению в реальных жизненных ситуациях. Поднимается вопрос неуместности использования в процессе преподавания готовых речевых единиц. Даются рекомендации употребления речевых ситуаций в контексте, по формированию устной иноязычной речи и эффективности обучения свободной и активной устной речи, дающий реальный результат при наличии значимой ситуации общения.
Ключевые слова: речевые ситуации, общение, языковые единицы, коммуникации, процесс говорения, ситуативность.
Обучение иностранным языкам ставит перед нами задачу научить использовать их в реальных ситуациях общения. Плохо, если в ходе этой деятельности преподаватель использует готовые языковые единицы разных уровней, отсутствует самостоятельное программирование предстоящего речевого общения и нет оценивания достигнутых коммуникативных результатов. Вместо непосредственного взаимодействия -повторение реплик, заполнение пробелов в упражнениях, составление диалогов по образцу и т.д., тогда как реальная коммуникация предполагает организацию общения с элементами неподготовленного высказывания.
Знание конкретных слов, отдельных фраз идиом, владение фонетикой - не могут полностью соответствовать тому, что мы называем уверенным использованием иностранного языка как средства коммуникации; владение иностранным языком обязательно следует рассматривать в плане возможности принимать активное участие в реальном межличностном взаимодействии. Языковой материал легче запомнить и усвоить, во время реагирования на те или иные слова собеседника на иностранном языке. Значительно уменьшается в связи с конкретной, реальной ситуацией; ситуативный характер речи учащихся, упрощает и «оживляет» процесс говорения. Проблему обучения устному иноязычному речевому общению следует решать в контексте ситуации, имеющей два взаимосвязанных аспекта. Прежде всего, ситуация - это совокупность реальных временных и пространственных условий, которые существуют независимо от нас. Кроме того, ситуация - отраженные в нашем сознании отношения и зависимости, являющиеся важными и значительными для нас: ситуация - то, что нам действительно интересно. Эти две стороны, объективная и субъективная, тесно взаимосвязаны, и это нужно обязательно принимать во внимание при определении ситуативно-смысловых элементов процесса обучения на занятиях иностранного языка. Над вопросом успешного формирования устной иноязычной речи давно работают ученые и учителя-практики. Педагоги активно трудятся над субъект - субъектным взаимодействием (И.И. Рыданова, М.В. Ляховицкий и др.). Психологи изучают и описывают интерактивный аспект общения (Г.В. Андреева, И.А. Зимняя). В методике, учитывая личностно-ориентированный подход, предлагаются новые способы, методы и пути интенсификации учебно-познавательной деятельности учеников (М.Л. Вайсбурд, Р.П. Мильруд, Е.С. Полат и др.); исследуются различные стороны и проблемы межличностной коммуникации (Н.Р. Аниськович и др.). Процессу общения свойственны спонтанность и зависимость от ситуации, в рамках которой он протекает. Ситуативность - одно из основных условий обучения говорению. Ситуация (в широком смысле) - это обстановка, сочетание обстоятельств (явлений, предметов) действительности. Не каждая ситуация содержит побуждение к речи, т.е. может называться речевой. Некоторые ситуации, какими бы жизненными и естественными они ни являлись, нельзя назвать речевыми. Речевая (коммуникативная) ситуация - это те обстоятельства, которые вызывают необходимость использовать устное высказывание с целью взаимного влияния двух или нескольких коммуникантов в ходе взаимодействия. Узкое понимание ситуации подразумевает актуальное присутствие, наличие предмета, человека, движения, события, воспринимаемых нашими чувствами в момент нашей речи. Ситуация в широком смысле включает в себя и всю полноту обстоятельств, сложившихся в данное время, и пересуппозицию соответствующего речевого акта. Проблема выяснения сущности речевой ситуации в методической науке не нова; в научной литературе понятие «ситуация» трактуется по-разному. В.А. Бухбиндер полагает, что ситуация - это что-то внешнее по отношению к вербальным средствам высказывания, и её нельзя смешивать с ними. В состав естественной ситуации, по его мнению, входят предситуация, обстоятельства и отношения, задающие мотивы, стимулы, условия и цели совершения речевого высказывания [3, с. 568].
Список литературы
1. Алексеева Л.В. Использование ситуативных картинок на уроках английского языка // Иностранные языки в школе, 2002. № 6. С. 29 - 32.
2. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М. Просвещение, 1988. С. 334.
3. Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / Под ред. В.А. Бухбиндера. Киев: КГУ, 1980. С. 568.
СТЕПЕНЬ УЧАСТИЯ ЖЕНЩИНЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Умарова Д.З.
Умарова Дилмура Закировна - старший преподаватель русского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье поднимается вопрос роли и степени участия женщин в формировании гармонично развитого молодого поколения. Также задачи, поставленные перед образовательной и профессиональной школой, которые являются дальнейшим развитием педагогического единства действий в воспитании подрастающего поколения. Рассматривается влияние социального окружения, осуществляющееся через процесс социализации. В частности школы, семьи, трудовые коллективы, общественные организации как факторы, формирующие личность человека.
Ключевые слова: воспитание, формирование, поколение, качество, образование, развитие, проблемы, задачи.
Воспитание является важнейшей функцией семьи. Характер и степень участия женщины в общественной жизни служит основой оптимального осуществления ее организаторских и воспитательных функций в семье. Как справедливо отмечал А.С. Макаренко, «настоящей матерью, воспитывающей, дающей пример, вызывающей любовь, восхищение, желание подражать, будет только та мать, которая сама живет настоящей полной человеческой, гражданской жизнью» [5, с. 31]. В Узбекистане последовательно реализуются меры по улучшению положения женщин, усилению их роли в жизнедеятельности нашего общества. С каждым годом особое значение приобретает широкое вовлечение их в процесс активного участия во всех сферах жизни. Актуальное значение приобретает воспитание молодого гармонично развитого поколения в семье и в образовательной системе. Надо следовать логике и здравому смыслу. Сегодня перед человечеством стоят такие жизненно важные задачи, как сохранение природы для будущих поколений, защита её от различных угроз, способных негативно воздействовать на среду обитания людей. Высокие умы человечества размышляли и размышляют над проблемами формирования как физически, так и умственно здорового поколения. Великие деятели и мыслители всех времен, возлагали надежды на своих приемников и наследников. В наше время, благие поступки и помыслы человека говорят о широте его мировоззрения, которое зависит от уровня и качества полученного образования и воспитания. Сегодня, к счастью, в отличие от былых времён, благодаря тысячелетнему процессу развития цивилизации и обществ, процесс получения знаний и всестороннего формирования и воспитания личности доступен почти каждому человеку. Для меня одним из