Маркина Наталья Васильевна
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №136», г. Н. Новгород Schola136nn@list.ru
Составление лингвокультурологического словаря на уроках литературы как одна из инновационных форм работы в современной школе Аннотация. В статье описываются преимущества использования лингвокультурологического словаря к художественным произведениям на основе лингвопоэтического анализа текста, как одной из инновационных форм работы на уроках литературы. Лингвопоэтическое изучение художественных текстов направлено на выявление роли каждого конкретного элемента языковой организации текста в передаче определенного идейно-художественного содержания. Создание собственного словаря позволяет учащимся ощутить себя причастными к исследовательской работе, а также решить ряд других задач: воспитать толерантность, развить интерес к урокам русского языка и литературы, раскрыть творческие способности учащихся.
Ключевые слова: лингвокультурологический словарь, ключевые слова, лингвопоэтика, межпредметные связи, культура, творчество, метод проекта, исследовательская работа.
В начале XXI века все чаще говорят об уменьшении места и роли литературы в жизни современного общества. Все это стало следствием глубокой трансформации, происходящей в обществе, и обусловленных ею процессов в развитии культуры XX века. Современную цивилизацию представляют массмедиа, которые взяли на себя функции литературы и искусства. Как показали исследования литературных интересов учащихся, у учеников ослаблена память на прочитанное, резко снизились качество и скорость чтения. Среди прочитанных книг учащиеся практически не называют лирических сборников, пьес, с трудом самостоятельно работают с различными источниками информации. И как следствие этого - снижение грамотности, косноязычие современной молодежи. В подобной ситуации и школьному учителю, и вузовскому преподавателю приходится искать инновационные формы работы, чтобы привлечь учащихся к постижению загадок художественной литературы. Одной из таких форм является создание лингвокультурологического словаря к художественным произведениям на основе лингвопоэтического анализа текста.
Такой анализ помогает учащимся овладеть многими видами умений и навыков филологического цикла, развивает языковое чутье, что является основой орфографических навыков, позволяет рассмотреть языковое явление со стороны семантики.
Смысл слова в художественном произведении никогда не ограничен его прямым номинативно-предметным значением. Буквальное значение слова здесь обрастает новыми, иными смыслами. Для нас важно восприятие учащимися текста, проникновение в его смысл. Вчитывание в слова, создание их концептуальной характеристики позволяет сделать это. Для того чтобы учащиеся ощутили поэтическое слово, необходимо определенным образом организовать работу с художественным текстом. Методическим приемом, способствующим восприятию слова в его эстетической функции, является лингвистический комментарий слова, словарная работа с последующим рассмотрением этого слова уже в художественном контексте, где оно приобретает дополнительные смысловые или стилистические оттенки.
Лингвопоэтическое изучение художественных текстов направлено на выявление роли каждого конкретного элемента языковой организации текста в передаче определенного идейно-художественного содержания. «Предметом лингвопоэтики является совокупность использованных в художественном произведении языковых средств, при помощи которых писатель обеспечивает эстетическое воздействие, необходимое ему для воплощения его идейно-художественного замысла» [1].
Этот метод анализа подразделяется на два направления: лингвопоэтика текста и лингвопоэтика приема. Первый исследует те элементы текста, «утрата которых влекла за собой изменения на содержательном уровне и свидетельствовала об эстетической их значимости..., а второй - различные формальные элементы, содержательная значимость которых изучалась на обширном материале» [2].
Эффективность лингвопоэтического анализа, прежде всего, объясняется желанием ребенка проникнуть в тайну слова, потребностью разгадать незримую связь явлений, запечатленную в нем, интуитивной способностью проводить семантико-структурные параллели между родственными словами.
Создание собственного словаря позволяет учащимся ощутить себя причастными к исследовательской работе, а также решить ряд других задач: воспитать толерантность, развить интерес к урокам русского языка и литературы, раскрыть творческие способности учащихся.
Использование словаря на уроках создает у учащихся целевую установку на усвоение школьной программы, формирует убежденность не только в учебной значимости, но и в практической пользе навыков по русскому языку и литературе, развивает интеллект, приобщает к истории и культуре своего народа. Занятия с лингвокультурологическим словарем позволяет увидеть слово под новым углом зрения, позволяет интерпретировать художественный текст.
Наше время ставит перед каждым человеком задачу непрерывного образования, решение которой в большей мере определяется умением работать со словарями и справочной литературой. Даже обращаясь к словарям, учащиеся не всегда учитывают в должной мере всех сведений о слове. Формирование умений пользоваться словарем, читать словарную статью, воспитание потребности обращаться к словарю связаны с воспитанием бережного отношения к языку, чуткого внимания к слову.
Создавая на уроках собственный словарь, ученики пользуются несколькими словарями (толковым, словообразовательным, этимологическим, синонимов, антонимов), сравнивают их, узнают, какая информация и с какой степенью полноты содержится в том или ином словаре.
Наиболее подходящим для создания лингвокультурологического словаря стал метод проекта. Метод проекта позволяет учащимся раскрыть свои творческие способности, выразить свои мысли в удобной для них форме.
В качестве примера рассмотрим алгоритм работы по созданию лингвокультурологического словаря на уроке внеклассного чтения «Сохраните в себе детство» в 6 классе по стихотворению Е.Евтушенко «Прогулка с сыном».
Урок проводился с использованием групповой формы работы. Деятельность учащихся была направлена на распознавание в тексте языковых знаков и осмысление передаваемой ими образной информации. Накануне урока учащиеся получили задание прочитать стихотворение и выписать 3 группы слов: непонятные, ключевые, необычные. В начале урока класс делится на группы по 4-6 человек на основе дифференцированного подхода.
I этап. Первичное восприятие текста. Учащиеся отмечают, что стихотворение проникнуто любовью, какими-то нежными чувствами добра и красоты, ощущениями счастья, понимания. В стихотворении говорится о взаимоотношении взрослых и детей. Стихотворение построено на антитезе: взрослый - ребенок. Противопоставление выражено на лексическом уровне с помощью отрицательной частицы «не». Ребенок взрослым не чета.
Подбор к словам «ребенок», «взрослый» ассоциаций, которые возникают у учащихся. С образом ребенка у учащихся связаны счастье, радость, беззаботность, с образом взрослого - ответственность, строгость, опыт.
II этап. Работа с непонятными словами (упрек, чета, верстак).
III этап - обсуждение ключевых слов в группах.
Учитель во время работы групп консультирует учащихся через систему вопросов.
IV этап. Каждая группа представляет свой список слов, один человек от группы рассказывает о них.
IV этап. Каждая группа представляет свой список слов, один человек от группы рассказывает о них.
Ключевые слова 1 группы: ребенок, природа, жизнь без ребенка - нищета, кто не ребенок -
мёртв. Ключевые слова 2 группы: ребёнок, детский, счастливый, жизнь, блестят. Ключевые слова 3 группы: жизнь, ребенок, нищета, мёртв, упрёк природы. В процессе работы с текстом учащиеся отмечают, что все лексемы можно разделить на две группы. Одна группа связана с образом ребенка и имеет положительную коннотацию: счастливый, пречистый, блестят, будущее, жизнь, прекрасный, свежи, мед. Другая группа слов связана с образом взрослого человека и имеет отрицательную семантику: упрек, нищета, бунтовщик, ложь, яд, мертв. В процессе анализа стихотворения учащиеся выделили слова, которые употребляются в несвойственном им значении: «мед», «яд», «искристый». Слово «яд» в стихотворении используется в следующих значениях: зло, обман, предательство, эгоизм. Значение слова «мед» в стихотворении - это добро, помощь, дружба, любовь, доброта, понимание.
VI этап. Создание лингвокультурологического словаря к стихотворению Е.Евтушенко «Прогулка с сыном». Главная задача учителя - показать учащимся образец составления словарной статьи: 1) выяснение значения слова по толковым словарям; 2) подбор синонимов; 3) подбор антонимов; 4) этимологический анализ; 5) выяснение значения слова в тексте изучаемого произведения; 6) подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, в составе которых есть слова-ключи. Так как работа объемная, внутри группы учащиеся самостоятельно распределяют обязанности. Итогом работы учащихся стал лингвокультурологический словарь, в который вошли 10 слов: «ребенок», «взрослый», «жизнь», «мед», «мертвый», «нищета», «свежий», «упрек», «чистый», «яд».
Таким образом, работа по составлению словаря к стихотворению Е.Евтушенко «Прогулка с сыном» оказалась плодотворной. Во-первых, ученики получили навык работы со словарями. Во-вторых, достигнуты развивающие цели: развивать навыки мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать, обобщать). В-третьих, в процессе работы над анализом стихотворения был составлен словарь, позволяющий глубоко проникнуть в духовный мир Е.Евтушенко и понять смысл художественного произведения. В тексте стихотворения противопоставляются ребенок и взрослый, но не по возрастному критерию, а по отношению к жизни, восприятию мира. Каждый человек, по мнению Е.Евтушенко, должен сохранить в себе детство, детское восприятие жизни. В детском возрасте мир существует в другом качестве, чем в зрелые годы. Поэтическое восприятие мира, всего окружающего нас, ощущение жизни как непрерывной новизны - величайший дар, доставший от поры детства. И важно не растерять этот дар на протяжении долгих лет.
Лингвокультурологический словарь к стихотворению
Е.Евтушенко «Прогулка с сыном» (2 словарные статьи)
Ребенок - мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества. (С.И.Ожегов)
Ребенок - ребя и робя (ребятко), дите, детище, девочка, мальчик, малютка, малолетний человек. Младенец, отрок, отроковица до юношества (В.И. Даль).
Синонимы - малолетний, малютка, маленький, малыш, крошка, кроха, малявка (разг.), клоп, карапуз, ребятенок, дитя (устар.), ангельская душка (устар. разг.).
О родном ребенке - кровинка (прост. и нар.-поэт.), чадо, детище.
Антонимы - взрослые, родители.
Этимология. Ребенок - только русское. В русском языке слово «ребенок» с начала 18 века, произошло от «робенок», сохраняющемся в говорах.
Существительное «ребенок» является производным от «робя». Происходит от общеславянского корня orb - слабый, беспомощный.
У Е.Евтушенко
В ребенке взрослые видят счастье. Ребенок счастлив от того, что замечает все вокруг, все кажется ему удивительным. Ощущение этого счастья передается и взрослому. Ребенок - это душевное богатство. Жизнь без ребенка - нищета. Ребенок - это непорочность, святость. День, когда взрослые проводят с ребенком, кажется святым от ощущения этой чистоты, которую олицетворяет в себе ребенок. Ребенок - это полнота мира. У ребенка непосредственное восприятие жизни, поэтому в стихотворении приобретают значение образы верстака, сада и арбуза. Концептуальный портрет слова
1. Ребенок что воск - что хочешь, то и сольешь.
2. Дети не в тягость, а в радость.
3. У кого детей много, тот не забыт от Бога.
4. Легко дитятко нажить, нелегко вырастить.
5. Ребенок что теленок.
6. Больной что ребенок.
7. И баба смекает, что ребенка качает.
8. Ребенку дорог пряник, а старцу - покой.
9. Умный ребенок боится грозы, а глупый - лозы.
10. Дом с детьми - базар, без детей - могила.
11. Дети - цветы жизни.
12. Мед сладок, а ребенок еще слаще.
Яд 1. Вещество, вызывающее отравление. 2. Злоба и ехидство, язвительность (перен.) (С.И.Ожегов)
Яд - отрава; вещество, вредоносное в пище, дыхании; снадобья, зелья, могущие причинить смерть. (В.И.Даль)
Синонимы - отрава, ядовитое вещество, токсин, злость, озлобление, желчь.
Антонимы - противоядие.
У Е. Евтушенко
Слово «яд» в стихотворении приобретает новые оттенки смысла. Яд - это и зло, которое будет всегда в мире, так как не могут люди быть всем довольны, и корысть, так как постоянно завидуют друг другу, и жестокость, и равнодушие. Особенно эти качества свойственны современным людям, которые на первое место ставят собственные интересы в ущерб другим. Яд - это зло, корысть, жестокость, равнодушие.
Концептуальный портрет слова
1. Большой яд - большое лекарство.
2. Корова пьет воду - дает молоко, змея пьет воду - источает яд.
3. Правители подобны змеям: они обладают и ядом, и лекарством.
4. Человеческий яд равен 10 змеиным.
5. С одних и тех же губ стечет однажды яд, однажды мед.
6. Господь из одного кувшина льет кому-то горький яд, кому-то мед.
7. Пища пчелы превращается в мед, а паука - в яд.
8. Со змеей яд не умирает.
9. Змеиный яд на змею не действует.
10. Из одного и того же цветка змея делает яд, пчела - мед.
11. В душе яд, на устах - мед.
12. Ядовитый язык. Библиографический список
1. Задорнова В. Я. Словесно-художественное произведение как предмет лингвопоэтического исследования. - М.:МГУ, 1992, с.34.
2. Липгарт А. А. Лингвопоэтическое сопоставление: теория и метод. - М.: Московский Лицей, 1994, с.12-13.
3. Маймин Е. А., Сенина Э. В. Теория и практика литературного анализа. - М: Просвещение, 1984.
4. Маслова В. А. Лингвокультурология. - М, 2001.
5. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе.6 класс. - М: Московский Лицей, 2004.
6. Пушкинский альманах. Сборник научно-методических материалов. - Н. Н.,2006.
7. Человек и его внутренний мир: Материалы «Комплексного лингвокультурологического словаря для школьников». Учебно-методическое пособие. Составители: Рацибурская Л. В., Лаврова Н. Н. и др. - Н.Н., 2005.
Мартыненко Ольга Сергеевна,
учитель химии первой квал. категории МБОУ СОШ №6 им.И.Н. Ульянова, г. Ульяновск
ffluere@rambler.ru
Марчик Людмила Антоновна,
к.б.н., доцент кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова», г. Ульяновск
Комплекс мультимедийного сопровождения к школьному курсу «Биология. Человек» Аннотация. В статье дано обоснование необходимости создания комплекса «Анатомия, физиология и гигиена человека в мультимедийных презентациях» к школьному курсу «Биология. Человек». Кроме того, показана структура комплекса, порядок работы с ним, эффективность использования в одной из общеобразовательных школ г. Ульяновска.
Ключевые слова: изучение биологии в школе, современные информационные технологии, комплекс мультимедийных презентаций, качество знаний, уровень обученности.
Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения, сельского хозяйства и физической культуры, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новых перспектив в технике. Это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. Особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе и вузе.