Научная статья на тему 'Формирование ключевых компетенций учащихся: поэтический Текст в лингвокультурологическом аспекте'

Формирование ключевых компетенций учащихся: поэтический Текст в лингвокультурологическом аспекте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
565
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА / ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА / LINGVOCULTUROLOGICAL TEXT ANALYSIS / CULTURE PHENOMENON / ART PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лучанинова Светлана Николаевна

В статье представлен фрагмент работы по формированию лингвокультурологической компетенции в процессе восприятия поэтического текста на уроках литературы в старших классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the core competencies of students: the poetic text in lingvoculturological aspect

The fragment of work of formation of competence of process of perception of the poetic text is presented in article at literature lessons in the senior classes.

Текст научной работы на тему «Формирование ключевых компетенций учащихся: поэтический Текст в лингвокультурологическом аспекте»

ГОТОВИМСЯ К УРОКУ

УДК 81-1+81 ББК 4426.83

С. Н. Лучанинова

Екатеринбург, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ: ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ В ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Аннотация. В статье представлен фрагмент работы по формированию лингвокультурологической компетенции в процессе восприятия поэтического текста на уроках литературы в старших классах.

Ключевые слова: лингвокультурологический анализ текста, феномен культуры, художественная картина мира.

S. N. Luchaninova

Yekaterinburg, Russia

FORMATION OF THE CORE COMPETENCIES OF STUDENTS: THE POETIC TEXT IN LINGVOCULTUROLOGICAL ASPECT

Abstract. The fragment of work of formation of competence of process of perception of the poetic text is presented in article at literature lessons in the senior classes.

Keywords: lingvoculturological text analysis, culture phenomenon, art picture of the world.

В настоящее время в практике школьного обучения литературы сложным остается вопрос лингвокультурологического анализа художественного текста. Традиционный подход к анализу художественного произведения «от формы к содержанию», представленный именами известнейших исследователей, составивших его основу (М. Л. Гаспаров, В. В. Виноградов, Б. В. Томашевский, Ю. М. Лот-ман, Л. А. Новиков и мн. др.), не теряет своей актуальности и поныне. Однако анализ практики работы учителей литературы в общеобразовательной школе показывает наиболее типичный недостаток при анализе произведений художественной литературы -поверхностное восприятие и понимание материала на уровне его языкового значения, когда вне внимания обучающихся остается культурно-ассоциативный и культурно-понятийный компоненты в структуре содержания лингвистической единицы, т.е. культурологический концепт языковой сущности, без осмысления которого невозможно полноценное восприятие и осознание языковых фактов художественного текста, его языковой системы.

Кроме того, сегодня литературное образование имеет другой вектор направленности, обусловленный целью духовно-нравственного воспитания на основе приобщения школьников к национальной культуре и овладения общечеловеческими ценностями. В этом случае целью анализа художественного произведения на уроках литературы в школе является развитие социокультурной, коммуникативной и лингвокультурологической компетенций школьников, а одним из востребованных в современной методике преподавания литературы аспектов анализа художественного текста становится лингвокультуроведческий анализ, предполагающий изучение языка как феномена культуры и восприятие культурной информации в языковом знаке и тексте. Такой подход эффективен так как, «художе-

ственный текст является аккумулятором и хранителем идей, смыслов и констант культуры - следовательно, лингвокультуроведческий анализ способствует развитию у школьников и культурной и языковой рефлексии» [Бабенко 2003: 17]. Это вид рефлексии, которая организуется учителем в процессе лингвокультуроведческого анализа художественного текста формирует у учащихся чувство языка как культурного феномена, проявляющегося в умении размышлять над языковыми и речевыми единицами, содержащими культурную информацию, в способности обобщать единичные факты, обнаруживая устойчивые культурные смыслы, и присваивать лингвоментальные ценности национальной культуры.

По мнению М. А. Остренковой, приобщение школьников к национальной культуре происходит в процессе лингвокультурологического анализа художественного текста, так как «язык, являясь составляющей национальной культуры, в своем высшем проявлении - художественной речи - обнаруживает свой потенциал в полифонии языковых средств и жанров, в творчески мотивированной ретроспекции в сферу языка и авторской проспекции» [Остренко-ва 2012: 31].

Важным для нашего исследования является мнение В. А. Масловой о том, что изучение художественного текста на уроках словесности в школе -процесс «эвристический, целью которого является актуализация разного рода информации (биографической, культурно-исторической, концептуальной, эстетической), что возможно только при лингвокультурологическом анализе» [Маслова 2004: 48].

На уроках литературы в старших классах проведение лингвокультуроведческого анализа стихотворений М. Цветаевой дает возможность развивать лингвокультурологическую компетенцию школьников. Покажем, как это происходит на примере концепта «огонь».

На первом этапе лингвокультуроведческого анализа учитель совместно с учащимися исследует культурологический смысл символики огня, используя для этого мифологический словарь, словарь символов. В результате обучающие приходят к пониманию, что огонь в разных культурах символизирует очищение, обновление жизни, силу, мощь, энергию. Пламя олицетворяет духовную силу, озарение, свидетельствует о наличии божества или души. Огонь и пламя - типичные символы сердца. Оба они амбивалентны: с одной стороны, они божественные и творческие, с другой - демонические и разрушительные: огонь пожирает все созданное и возвращает его к первоначальному единству. Огонь и пламя олицетворяют истину и знание, поглощающие ложь, невежество.

На втором этапе лингвокультуроведческого анализа стихотворений М. Цветаевой учитель обращает внимание учащихся на то, что символ огня проходит практически через все творчество Марины Цветаевой, и дает задание найти примеры стихотворений, написанных в разные годы.

В результате поисково-исследовательской деятельности учащиеся находят стихотворения 19131926 гг. и убеждаются в том, что на протяжении 14 лет символ огня постоянно используется поэтом для создания художественного мира и передачи авторской позиции.

На следующем этапе учащиеся самостоятельно проводят лингвокультуроведческий анализ стихотворений М. Цветаевой в хронологическом порядке, для того чтобы понять, как символ огня трансформируется в творчестве поэта, каково его основное назначение и почему именно огонь - один из важнейших символов в творчестве Цветаевой.

В результате учащиеся делают следующие выводы.

Символ огонь Цветаева начинает активно использовать в сборнике «Юношеские стихи» (1913-1915).

В стихотворении «Вы, идущие мимо меня...» огонь - символ творческого горения поэта, символ принесения себя в жертву:

... Если б знали вы, сколько огня,

Сколько жизни, растраченной даром,

И какой героический пыл На случайную тень и на шорох.

И как сердце мне испепелил Этот даром истраченный порох!

(«Вы, идущие мимо меня.», 1913)

Причем здесь в символике огня присутствует некий трагический оттенок - «даром истраченный порох», некоторая горечь от этого жертвоприношения, которое не ценят другие.

Символика огня у Цветаевой напрямую связана с образом поэта. Она называет жизнь и творчество поэта самосожжением: «Герострат, чтобы прославить свое имя, сжигает храм. Поэт, чтобы прославить храм, сжигает себя». Эта связь выражается даже во внешнем облике описываемой ею творческой личности через такие синонимы к слову огонь, как факел, луч, солнце. Это можно проследить на примере целого ряда стихотворений. Вот, например,

строчки, посвященные Байрону, в которых взгляд поэта ассоциируется с факелом: «Я думаю о том, как Ваши брови // Сошлись над факелами Ваших глаз...» (Байрону. 1913). В стихотворении, посвященном Блоку, весь облик поэта является огненосным - лучезарным, животворящим:

Шли от него лучи -Жаркие струны по снегу!

Три восковых свечи -Солнцу-то! Светоносному!

(«Думали - человек!..», 1916.)

В стихотворении «Не моя печаль, не моя забота.» (1916) огонь символизирует бунтарское начало в поэте: «Так от сердца к сердцу, от дома к дому // Вздымаю пожар». Это пожар чувств, переживаний, мыслей. Огонь является здесь символом творчества, вдохновения, перемещения от низшего к высшему, от земного к небесному.

Все пронизано символикой огня стихотворение «Пожирающий огонь - мой конь!» (1916). Здесь огонь - символ жертвоприношения, поэтому он «пожирающий», символ разрушения жизни поэта («родник не бьет», «трава не растет»). Причем любых жертв недостаточно, предела нет («конь - несытый едок», «огонь на нем - несытый ездок»). Кроме того, огонь здесь символ связи поэта с высшим миром («огневая полоса - в небеса»).

В стихотворении «В черном небе слова начертаны...» (1918)огонь - символ творческой самоотдачи, которая награждается недоступным для других состоянием вдохновения, ради достижения которого поэт готов пожертвовать всем:

И не страшно нам ложе смертное,

И не сладко нам ложе страстное.

В поте - пишущий, в поте пашущий!

Нам знакомо иное рвение!

Легкий огнь, над кудрями пляшущий, -Дуновение - вдохновения!

(«В черном небе слова начертаны.», 1918)

В стихотворении «Что другим не нужно -несите мне.» (1918) огонь символизирует жертвенность творчества, причем акт творчества практически приравнивается к самоубийству:

Все должно сгореть на моем огне!

Я и жизнь маню, я и смерть маню В легкий дар моему огню.

В этом стихотворении поэт назван птицей Фениксом, что тоже весьма символично. В греческой мифологии Феникс - «волшебная птица, имеет вид орла и великолепную окраску красно-золотистых и огненных тонов. Предвидя свой конец, Феникс сжигает себя в гнезде, полном ароматических трав, но здесь же из пепла рождается другой Феникс» [Мифологический словарь 1991: 482]. Цветаева убеждена, что личная трагедия часто оборачивается для поэта творческим подъемом. Поэт сам жаждет трагедий и боли для себя, жаждет уничтожить себя ради того, чтобы достичь вершины творчества, а для других людей - обратить тьму в свет:

Птица-Феникс я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю и горю дотла,

И да будет вам ночь светла.

Поэма «На красном коне» (1921) - это поэма-символ, которая почти полностью построена на символике огня. Всадник на красном коне- гений поэзии, символ поэтического вдохновения, мужское воплощение Музы. Он всегда требует от лирической героини жертв, и всегда его появление сопровождается огнем. Он: «Встает, как сам Пожар // Как Царь меж огненных зыбей.». В этой поэме огонь выражает основную идею произведения: он, так же, как и поэтическое творчество, по мнению Цветаевой, имеет двойственную природу - символизирует гибель и очищение.

В «Поэме Лестницы» (1926) огонь - символ очищения всего человечества. В финале поэмы огонь сжигает несправедливый, уродливый земной мир (лестницу, дом, людей) во имя лучшего бытия:

Грязь явственно сожжена!

Дом - красная бузина!

А по лестнице- с жарко-спящими -Восходящие- нисходящие -Радуги.

В результате лингвокультуроведческого анализа стихотворений М. Цветаевой учащиеся приходят к выводу о том, что, по сути, цветаевская трактовка огня полностью совпадает с традиционной. У Цветаевой проявляется и двойственная природа огня (и гибельное, и очистительное начало), и связь его с древним обрядом жертвоприношения. Огонь является символом разрушения и символом возрождения. Все это отражено в творчестве Марины Цветаевой. Особенность же заключается в том, что Цветаева тесно связывает этот символ с природой поэтического творчества.

На заключительном этапе лингвокультуровед-ческого анализа учащимся 10-х классов был предложен вопрос: «Почему именно огонь - один из важнейших символов в творчестве Цветаевой?». Из 30 опрошенных учащихся 10 человек ответили, что огонь, по их мнению, «символизирует горение, борьбу», а в жизни Марины Цветаевой практически не было спокойных периодов. У 8 учащихся огонь ассоциируется с какой-то жертвой: то, что в нем сгорает, освещает и согревает других. 12 человек ответили, что огонь у Цветаевой символизирует борьбу света и тьмы. Лирическая героиня Цветаевой борется за свою любовь. Она страстная, сильная, способная жертвовать собой ради любимого.

Эти ответы учащихся свидетельствуют о том, что с помощью лингвокультуроведческого анализа удалось развить их лингвокультуроведческую компетенцию: включить мифологему огня в картину мира, научить восприятию культурной информации в языковом знаке и тексте, обогатить мировоззренческие и общекультурные знания учащихся, что в целом будет способствовать успеху межкультурной коммуникации.

ЛИТЕРАТУРА

Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. - М., 2003.

Зубова Л. В. Поэзия М. Цветаевой. Лингвистический аспект. - Л., 1989.

Марина Цветаева. Избранное. - М., 1999.

Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетин-ского. - М., 1991.

Осипова Н. О. Художественный мифологизм творчества М. И. Цветаевой и историко-культурном контексте первой трети ХХ века. - М.,1998.

Остренкова М. А. Лингвокультурологический анализ художественного текста на уроках словесности // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 3. Том II. -С.4 -54.

Славянские древности: этнолингвистический словарь: В 5 т. - М., 1995.

Данные об авторе:

Лучанинова Светлана Николаевна - учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ № 175 г. Екатеринбурга.

Адрес: 620140, г. Екатеринбург, ул. Серова, 12.

E-mail: [email protected]

About the author:

Luchaninova Svetlana Nikolaevna is a Teacher of Russian Language and Literature of the Highest Category, School № 175 (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.