Научная статья на тему 'Организация культуроориентированной исследовательской деятельности школьников на уроках словесности'

Организация культуроориентированной исследовательской деятельности школьников на уроках словесности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
209
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КУЛЬТУРА ЦВЕТА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / CULTURE-ORIENTED EDUCATION / LINGUALCULTURAL RESEARCH / LINGUAL-CULTURAL ANALYSIS / CULTURE OF COLOR AS THE COMPONENT NATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Остренкова Марина Анатольевна

В статье рассматриваются продуктивные методы и приемы, позволяющие организовать на уроках словесности поиск культурной информации, содержащейся в слове, фразеологизме, тексте. В качестве примера приводится лингвокультуроведческое исследование, в ходе которого учащиеся знакомятся с символикой цвета в русской культуре и семантикой цветоименований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture-oriented choolchildren's research activity organization at lessons of language

The article touches upon productive methods that allowing to organize the research of cultural information at the lessons of philology. In the capacity of an example lingual-cultural research is presented. In the course of the lingual-cultural research, students get to know the symbolism of color in the Russian national culture and semantics of the names of the colors.

Текст научной работы на тему «Организация культуроориентированной исследовательской деятельности школьников на уроках словесности»

3. Махмутов М.И. Проблемное обучение. -М.: Педагогика, 1975. - 368 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 24-е издание. - М.: Оникс XXI век «Мир и образова-

ние», 2004. - 896 с.

5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ 2003. - 416 с.

УДК 373.5.016:811.161.1

Остренкова Марина Анатольевна

кандидат филологических наук Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

[email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРООРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ

В статье рассматриваются продуктивные методы и приемы, позволяющие организовать на уроках словесности поиск культурной информации, содержащейся в слове, фразеологизме, тексте. В качестве примера приводится лингвокультуроведческое исследование, в ходе которого учащиеся знакомятся с символикой цвета в русской культуре и семантикой цветоименований.

Ключевые слова: культуроориентированное обучение, лингвокультуроведческое исследование, лингвокуль-туроведческий анализ, культура цвета как составляющая национальной культуры.

Актуальность темы взаимосвязанного изучения русского языка и националь-. ной культуры в школе, активно разрабатываемой в последнее время в отечественной методике преподавания русской словесности (труды А.Д. Дейкиной, Е.А. Быстровой, Л.И. Новиковой, Н.Л. Мишатиной и др.), побуждает методистов и учителей-словесников в процессе её творческого осмысления осуществлять аспектную коррекцию имеющихся образовательных технологий, подходить более требовательно к отбору таких методических форм и дидактического материала, которые в полной мере удовлетворяли бы принципу культуросообразности обучения. Тема данной статьи и исследования, проводимого автором, непосредственно связаны с поиском, определением и апробацией методических форм, обеспечивающих достижение приоритетной цели в области культуроориентированного обучения школьников русскому языку, - научить школьников «воспринимать язык не как чистую грамматическую схему <...>, но как спрессованные веками феноменальные стороны философии, психологии, истории» [8, с. 41], духовной и материальной культуры народа.

К числу инновационных форм, обеспечивающих органичную интеграцию языка и культуры на уроках изучения русской словесности, мы относим лингвокультуроведческое исследование и лингвокультуроведческий анализ, которые,

во-первых, стимулируют субъектную позицию школьника, проявляющуюся в поиске новой информации, в исследовательской инициативе школьников, в становлении познавательного интереса и к объекту исследования и к самому процессу добывания нового; а во-вторых, способствуют инкультурации школьников, осуществляемой средствами предмета «русский язык». Линг-вокультуроведческое исследование понимается нами как комплексное упражнение, в котором содержится модель познавательной деятельности (этапы исследования, методы его организации, приемы решения познавательных задач и достижения цели) и необходимый для осуществления этой деятельности дидактический материал, обеспечивающие последовательный поиск и получение школьником культурной информации. Линг-вокультуроведческий анализ текста, используемый как самостоятельный вид работы и как составляющая лингвокультуроведческого исследования, направлен на выявление ключевых слов текста, фразеологизмов и паремий, репрезентирующих константы русской культуры, и на осознание их (констант) понятийных и ценностных смыслов; включает анализ языковых единиц разных уровней (выступающих в роли стилистических средств в тексте) как носителей культурной информации.

Приводимое в качестве примера лингвокуль-туроведческое исследование «Символические

значения цвета и цветоименований в русской культуре» (адресованное школьникам старшей школы), цель которого доказать, что цветоимено-вания могут использоваться в речи как метафорически смещенные номинации, а цвета выступать в роли символов, естественно, не претендует на информативную исчерпанность - более того, оно должно восприниматься как начало аспектного диалога школьников с национальной культурой, неотъемлемой частью которой является «культура цвета». Преемственность знаний о национальной культуре в данном её фрагменте в процессе осмысления учащимися семантикосимволической парадигмы белого, черного и красного цветов (первая задача исследования), проявляющаяся в знакомстве со «словарем цвета» (вторая задача) и последовательном овладении им (при выполнении упражнений как на уроке-исследовании, так и на других уроках русского языка), обеспечивает им успешную коммуникацию не только в эстетической сфере (чтение художественной литературы, восприятие живописных образов), и в сфере повседневного общения (продуцирование высказываний с включением цветоименования с сохранением культурного компонента значения). Поскольку учащиеся, выполняя лингвокультуроведческий анализ художественных текстов, в которых репрезентируются цветовые концепты, приходят к выводу, что «словарь цвета» может использоваться в речи как «словарь эмоций» (третья задача - дать представление школьникам о таком способе языковой манифестации эмоций и эмоциональных состояний, как цветоименование), то мы вправе говорить о том, что исследование семантики цвета в русской культуре способствует формированию и «эмотивной компетенции языковой личности», которую В.И. Шаховский определяет как умение «порождать (в практике естественной или обучающей коммуникации) эмотивно корректные тексты», «способность адекватно воспринимать личностные, эмоциональные доминанты чужих текстов» [7, с. 23]. Определив цель и задачи исследования «Символические значения цвета и цветои-менований в русской культуре», обратимся к содержанию этапов и прокомментируем каждый.

Введение в тему и формирование общего тематического контекста исследования организуется методом сообщения: учитель введет определение символа, объяснит, почему символ является составляющей культуры, приведет примеры

символов национальной культуры и сообщит о том, что к артефактам культуры относят и значения названий цвета [2, с. 285]: человек, идентифицируя цветовой признак предмета (черный, синий, красный и др.), связывает его с определенными природными образами - образцами. Предложим школьникам установить, какие образцы стоят за синим (небо), зеленым (растительность), желтым (солнце) цветами. Ограничивая поиск образцов данными фактами, учитель подведет школьников к исследованию архетипической цветовой триады - черный-белый-красный и символических значений цветоименований. Определение первичных значений названных цветов как задача начального этапа исследования осуществляется в процессе выполнения нескольких упражнений. Восстановленный диктант направлен на определение трех основных цветообозначений и поиск природных реалий - их прототипических образов: восстановите предложения из русской народной сказки «Василиса Прекрасная» и определите, с каким образцом соотносятся два противопоставленных в природе и культуре цвета (Вдруг скачет мимо ее всадник: сам белый, одет в белом, конь под ним белый и сбруя на коне белая, - на дворе [стало рассветать]. Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне: подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, -настала [ночь]). Что символизируют белый всадник на белом коне и черный всадник на черном коне? Приведите примеры устойчивых словосочетаний, в состав которых входит имя-образец и его цветовой признак (среди бела дня, чернее ночи). Обращение к другому фрагменту сказки (Идет она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне, -стало восходить солнце) позволит учащимся ответить на вопрос какой еще цветовой эпитет был «закреплен» за днем в народной культуре. Самостоятельный поиск ответа на вопрос чем можно объяснить сближение белого и красного цветов (и не только применительно к реалии день) включает обращение к научным текстам и предполагает создание высказывания с использованием слов-организаторов рассуждения. Приводимые ниже выдержки из работы А.А. Потеб-ни «О некоторых символах в славянской народной поэзии», словарной статьи «Краткого этимологического словаря русского языка» Н.М. Шанского, русской народной песни помогут школь-

никам осознать «поэтические воззрения славян на природу» белого и красного и сделать вывод о нецветовых значениях ‘светлый’, ‘чистый’, ‘красивый’.

«День имеет два эпитета: красный и белый; и оба могли быть первоначально равны между собою. Как белый, так и первообраз слова яркий, ярый, от света и огня (Ярило, солнечный праздник) переходит к белому цвету (ярый воск)» [4, с. 310]. «.белизна - символ красоты, и на этом основании лебедь - символ женщины»; белый -«символ любви: мыть бело значит любить» [4, с. 310]. «Красный. Общеслав. Образовано с помощью суф. -ьн- (совр. -н-) от той же основы, что и краса. Первоначальное значение - «красивый» (ср. красная девица) [6, с. 219]. Вы сажайте красных девушек,/Угощайте моих белых подруженек [5, с. 49].

Включение в дидактическую основу исследования диалектного материала «Ярославского областного словаря» (белотел, бело , белянка) позволит показать устойчивость признаков красоты и чистоты слова белый, сохраненных областным наречием, - вывод, к которому приходят школьники, решая лингвистические задачи:

1) В «Ярославском областном словаре» есть слово белотел - это прозвище ярославцев. Предположите, почему за ярославцами закрепилось такое прозвище? («Ярославцы - народ, по преимуществу, правильного и красивого типа, что усвоило за ними прозвище “белотелов”» [9, с. 50].)

2) Определите значение диалектного слова бело , исходя из контекста: Пол из осиновых досок бело моется. (Бело ‘чисто’ [9, с. 49].) 3) В одной ярославской частушке поется Посидико-те, мальчишки, я так насиделся, - моей беля нки нет,- на ваших нагляделся. Предположите, кто назван диалектным словом белянка? (Белянка ‘любимая де-вушка’[9, с. 52].)

Обогащение представления школьников о семантике цветоименований, репрезентирующих архетипические цвета, происходит за счет наблюдений над контекстами из древнерусских и церковно-славянских памятников (в исследовании были использованы примеры из монографии Н.Б. Бахилиной «История цветообозначений в русском языке»): школьники, наблюдая над сочетаемостью слова белый со словами ризы (белые ризы), конь св. Георгия (белый конь св. Георгия), осознают сакральные коннотации слова бе-

лый: «цвет является лишь средством выразить главное - причастность к святости» [1, с. 27], и получают новое знание о символическом значении белого - значении спасения [3, с. 246]. На вопрос каково символическое значение прилагательного «черный» в христианской символике учащиеся находят ответ в тексте из «Повести временных лет», где «кудесник говорит о своих богах, т.е.

о бесах, что они черны и крылаты» [1, с. 29]. Наблюдения над примерами из названной монографии позволят сделать вывод об использовании «белый - черный в противопоставлениях добро и зло, греховность и невинность, радость и горе» [1, с. 29]. Обращение к непереводным контекстам средневековой русской письменности вызывает неподдельный интерес школьников и к древнерусскому литературному языку, и к тематике текстов, способствует развитию языковой догадки; дает возможность учителю обратить внимание на динамический характер языка (что доказывается и исследованием семантико-симво-лической парадигмы цветообозначений). Выявление символической нагрузки красного цвета и цветообозначения красный (красный «соотносился с идеей власти» [3, с. 247]) возможно после чтения и интерпретации текста из «Слова о полку Игореве» (Темно было в третий день: два солнца померкли, оба багряные столба погасли, и с ними два молодых месяца - Олег и Святослав - тьмою заволоклися <...>): прочитайте текст, найдите образные наименования князей Игоря и Всеволода, какое цветообозначение используется для создания образов князей; обратитесь к Словарю древнерусского языка Х[-Х^ вв. (Словарь древнерусского языка Х-Х^ вв.: в 10 т. / АН СССР Ин-т рус. яз. - М.: Русский язык. - Т. 1. -1988) и узнайте значение слова «багряница» (2. ‘одежда багрового цвета, первоначально царская’), сделайте вывод о символическом значении использованного в тексте цветообозначения.

Имеются ли выявленные символические значения у цветоименований в современном русском языке? - ответу на этот вопрос посвящен следующий этап исследования. Групповая работа школьников с лингвистическими словарями (толковым, фразеологическим), предполагает выборку фразеологизмов с цветообозначениями белый, черный и красный, выявление ключевых слов в толковании фразеологизмов, определение основных семантических компонентов. Так, употребляемые в современной речи фразеологизмы

со словом черный (черная зависть, черная душа, черная неблагодарность, видеть все в черном цвете и др.) передают отрицательные смыслы низменности, враждебности, подавленности и т.п. Анализ фразеологизмов со словом красный позволяет школьникам сделать вывод, во-первых,

об устойчивости положительных качеств, выражаемых словом красный (проведение компонентного анализа слова в составе фразеологизмов красное словцо, красная цена, красные дети и др. помогает выявить семантические признаки ‘красивый’, ‘превосходный’, ‘лучший’, ‘праздничный’, ‘главный’, а также эмоционально-оценочную архисему ‘хорошо’); во-вторых, о преемственности социальной семы красного («в языковом сознании средневекового человека <...> красный - был социологизирован, так как соотносился с идеей власти [3, с. 247]») в устойчивых словосочетаниях с идеологической нагрузкой красная армия, красный командир, красный флаг. Выборка и анализ фразеологизмов (количественный и качественный) и проведенный опрос (на этапе подготовки к исследованию школьники обращались к респондентам - друзьям, знакомым, родным - с вопросом какие фразеологизмы с цветообозначениями вы знаете/используете в речи) позволили сделать вывод о продуктивности цветоименований черный и красный как узуальных оценочных средств.

На следующем этапе работы школьники, выполняя анализ (частичный) поэтических текстов А. Блока и Н. Рубцова, осмысляют цветообозна-чение как средство передачи переживаемых чувств, эмоциональных состояний человека, формирования эмоциональной тональности текста. Анализ текста стихотворения А. Блока «Сирин и Алконост» с опорой на изобразительную наглядность - «претекст» - картину В. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» направлен на выявление эмотивного компонента цветоименований: какие слова поэтического текста создают образы райских птиц; выпишите из текста слова, соотнесенные по смыслу радость, и слова, соотнесенные по смыслу печаль; раскрывают ли эти слова известные вам символические смыслы белого и черного; мотивируйте ответ (чтобы доказать смысловую связь слов луч, весна и белый, обратитесь к «Краткому этимологическому словарю русского языка» Н.М. Шанского: в словаре дается следующее объяснение происхождения слова белый: «Образовано по-

средством суф. -l- от индоевр. *bha - «светить, сиять, блестеть» [6, с. 41]); найдите цветообозна-чения, которые усиливают в тексте интонацию тревоги (багровый, окровавленный); что имел в виду критик, говоря о том, что в стихотворении - «предчувствие грядущих катастроф» (А. Турков)? Коннотативные значения цветоиме-нований, переданные через денотацию, могут быть выявлены в ходе анализа других текстов, демонстрирующих, в первую очередь, символическую нагруженность цвета в поэтике символизма (это может стать предметом и специального исследования школьников). Обращение к текстам стихотворений Н. Рубцова позволит показать еще одну эстетическую роль цветоименований белый и черный в художественном тексте - формирование эмоциональной тональности текста: народнопоэтические цветовые эпитеты, выступая в роли стилистических средств, реализуют номинативное значение, однако «культурная память слова» (Е.С. Яковлева) и контекст актуализируют символические коннотации печали, покоя, умиротворения; тревоги, смятения, смерти. Этому будут способствовать поиск ключевых слов, выявление повторов (семантических - например, по признаку ‘свет’ соотнесены слова белый, огонь, сверкнет, лед и - ассоциативно - слово непорочный в пределах одного предложения; лексических - меж белых листьев и на белых стеблях) с целью показать, что эмоциональность текста создается за счет увеличения веса релевантного семантического признака (признаков) даже стилистически нейтральных слов - например, в стихотворении «Над вечным покоем» в одной строфе на 18 знаменательных слов приходится 7 слов (похорон, белые, смертный, свято погребен, (в) белой горестной [книж.] (рубашке)), семантически соотнесенных по признакам ‘смерть’ и ‘покой’, которые и определяют элегическую интонацию умиротворения, мудрого и спокойного принятия смерти, формируют эмоционально-экспрессивное содержание с доминантой «печаль». Отметим и эффективность наблюдений над сочетаемостью слов (белая горестная рубашка), узуальными и окказиональными антонимами (черный затон/белая рубашка; черный дым/светлые русские деревни и др.), позволяющие обнаружить символические «со-значения», влияющие на эмо-тивность текста.

Обобщение результатов исследования организуется с помощью ответа на вопрос какие сим-

волические значения имеют черный, белый, красный цвета в русской культуре? Вопрос к каким дополнительным источникам необходимо обратиться, чтобы составить более полное представление о символических значениях цвета в национальной культуре может определять перспективу исследования «культуры цвета» на уроках словесности, а может решать частную задачу, связанную с выполнением домашнего здания -составьте словарную статью символических значений одного из цветоименований, используйте в качестве примеров, иллюстрирующих определенное значение, материалы исследования и самостоятельно подобранные примеры из лексикографических и литературных источников.

Изучение школьниками символики цвета в национальной культуре может стать содержанием системы упражнений уроков по разным программным темам или системы уроков-исследований, объединенных в модуль «Культура цвета».

Востребованность лингвокультуроведческих исследований в школьной практике культуроориентированного обучения русскому языку определяется не только необходимостью решать в современной образовательной ситуации задачу формирования у школьников уважительного отношения к истории, культуре русского народа, русскому языку как хранителю национальной культуры, но и возможностью совершенствовать метапредметные умения и навыки организации эвристической деятельности школьников, столь

необходимые для формирования активной, творческой личности, способной к поиску, самостоятельному осмыслению явлений материальной и духовной сфер.

Библиографический список

1. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. - М.: Наука, 1975.

2. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. -М.: Русские словари, 1996.

3. Вендина Т.Н. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. - М.: Индрик, 2002.

4. Потебня А.А. Слово и миф. - М.: Правда, 1989.

5. Хроленко А. Т. Лексика русской народной поэзии (на материале лирической песни): Пособие для студентов-филологов по лингвофолькло-ристике. - Курск, 1976.

6. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. - М., 1975.

7. Шаховский В.Н. Эмоции: Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

8. Юлдашева Л.В. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно-исторической среды // Русский язык в школе. - 1990. - №> 4. - С. 41-47.

9. Ярославский областной словарь: Учебное пособие / под ред. Г.Г. Мельниченко. Вып. 1. -Ярославль: Я1ПУ 1981-1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.