Научная статья на тему 'Лингвокультурологический анализ художественного текста на уроках словесности'

Лингвокультурологический анализ художественного текста на уроках словесности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1195
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КОНСТАНТА КУЛЬТУРЫ / АРХЕТИП / АККУМУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ / LINGVOKUL''TUROVEDCESKIJ / CONSTANT ANALYSIS OF CULTURE / ARCHETYPE / THE ACCUMULATIVE FUNCTION OF LANGUAGE AND CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Остренкова Марина Анатольевна

В статье представлен опыт использования методики лингвокультуроведческого анализа художественного текста с применением понятия «архетип», позволяющего осмыслить константу национальной культуры дом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lingvo-cultural analysis of a literary text in the classroom literature

The article presents the experience of use of 2 analysis of a literary text using the term "archetype" to reflect the constant national culture House.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурологический анализ художественного текста на уроках словесности»

УДК 37.0

М. А. Остренкова

Лингвокультурологический анализ художественного текста на уроках словесности

В статье представлен опыт использования методики лингвокультуроведческого анализа художественного текста с применением понятия «архетип», позволяющего осмыслить константу национальной культуры дом.

Ключевые слова: лингвокультуроведческий анализ, константа культуры, архетип, аккумулятивная функция языка и культуры.

M. A. Ostrenkova

Lingvo-cultural analysis of a literary text in the classroom literature

The article presents the experience of use of 2 analysis of a literary text using the term "archetype" to reflect the constant national culture House.

Key words: lingvokul'turovedceskij, constant analysis of culture, archetype, the accumulative function of language and culture.

Нет необходимости доказывать, что изучение художественного текста на уроках словесности в школе - процесс эвристический, познавательный вектор которого должен быть направлен на актуализацию разного рода информации (биографической, культурно-исторической, концептуальной, эстетической, связанной с реализацией ведущей функции художественной речи). Одним из востребованных и популярных в современной методике преподавания русского языка аспектов анализа художественного текста является лин-гвокультуроведческий, предполагающий изучение языка как феномена культуры и восприятие культурной информации в языковом знаке и тексте. Приобщение школьников к национальной культуре происходит, во-первых, в процессе осмысления художественного текста как эстетически совершенной формы: язык, являясь составляющей национальной культуры, в своем высшем проявлении - художественной речи - обнаруживает свой потенциал в полном виде - в полифонии языковых средств и жанров, в творчески мотивированной ретроспекции в сферу языка и «авторской проспекции», заявленной в новом слове, форме, сочетаемости, в новом «обертоне смысла» - так организуемая учителем, развиваемая в процессе проведения лингвопоэтического анализа языковая рефлексия формирует чувство

языка как культурного феномена. Во-вторых, художественный текст является аккумулятором и хранителем идей, смыслов и констант культуры - следовательно, лингвокультуроведческий анализ способствует развитию у школьников и культурной рефлексии, проявляющейся в том числе в умении размышлять над языковыми и речевыми единицами, содержащими культурную информацию, в способности обобщать единичные факты, обнаруживая устойчивые культурные смыслы, и присваивать лингвоментальные ценности национальной культуры.

В поиске путей, обеспечивающих эффективное культуроориентированное обучение школьников русскому языку и русской словесности, мы обратились к изучению такой единицы культуры, как константа («устойчивый концепт культуры» [8, с. 78]), которая, являясь информативно содержательной, позволяет декодировать «постоянные смыслы» конкретного художественного текста с опорой на другие тексты, в которых она также представлена. Обращение на уроках словесности к литературным образцам, содержащим художественные образы, репрезентирующие константу культуры, во-первых, позволяет организовать наблюдения над вечными и вариативными признаками понятия культуры, над его ценностным содержанием и эстетиче-

© Остренкова М. А., 2012

ским значением, то есть овладеть информационной базой константы; во-вторых, будучи эмоционально и экспрессивно нагруженным, это «обращение» (и общение с текстом) способствует присвоению не только знания, но и духовного содержания константы. Следовательно, анализ текста с применением понятия «константа» направлен не только на осмысление школьниками ведущих констант национальной культуры на уровне языка и речи, на овладение ими культурной информацией, эксплицируемой «константой культуры», но и через постижение ее ценностных смыслов - на формирование у школьников уважительного отношения к национальной культуре, на усвоение мировоззренческих основ, необходимых для развития когнитивной сферы и совершенствования их духовного мира.

Одной из ведущих констант культуры является константа дом, изучение которой можно организовать на примере анализа стихотворения М. С. Петровых «Сон» (1930 г.), в котором доминантным является образ дома. Выбор автора и стихотворения неслучаен: константа дом представлена в ярославском тексте - в стихотворении образно осмыслены реалии детства Марии и Екатерины Петровых, имеющие культурную ценность в «сверхтексте» Ярославля. Несложное с точки зрения понимания содержания и экспликации темы и концептуальной информации стихотворение интересно именно как авторская реализация инварианта дома и текста о доме, заметим, реализация, которая дает возможность на уроке (русского языка - словесности - краеведения - истории и культуры России) в старшей школе реконструировать фрагмент картины мира, культурного контекста ушедшей эпохи - того, что не только может вызвать познавательный интерес, но и способно привлечь внимание к ценностным составляющим жизни - дому, семье, дружбе, природе. Кроме того, акмеистически ясное и простое слово М. Петровых позволит школьникам преодолеть трудности интерпретации текста в заявленном аспекте, что впоследствии облегчит им понимание семантически более сложных текстов, в которых присутствует литературная ситуация возвращения в дом детства (И. А. Разумова).

Обращение к изучению образа дома потребует введения еще одного имени для идентификации образа: «В начале были д о м и с а д, и были они не отделимы друг от друга: так Рай был для первой человеческой пары и домом и садом одновременно» [9, с. 290]. В стихотворении «Сон» образ старый дом и шиповником заросший сад, с одной стороны, очень личный, поскольку дом и сад существовали «как частное, единственное в своем роде и подлинное» [9, с. 290]; с другой стороны, традиционность образа и сопровождающие его мотивы и смыслы делают его «несвободным» от «причастности древнейшим мифологическим истокам» [7, с. 181], что и допускает, подсказывает интерпретацию текста и образа с опорой на архетипический инвариант.

С. Сендерович определяет архетип как «устойчивый образ, повсеместно возникающий в индивидуальных сознаниях и имеющий распространение в культуре» [2, с. 38], следовательно, чтение художественного текста, в котором присутствует ключевое понятие культуры, не может осуществляться без учета высокой информативности архетипа и требует подтверждения «распространения» как в других поэтических произведениях автора, так и в виде фактографического материала, что мы и сделали, обратившись и к документальным текстам - мемуарам. Обращение к авторским текстам разных жанров, соотнесенным концептуально, в процессе анализа одного текста важно и для того, чтобы показать школьникам, как из нескольких текстов одного автора создается «гипертекст» со своей темой и основным образом, и убедить в необходимости интерпретировать текст в широком речевом контексте.

Конечно, главным был дом, который был изучен Марусей и Катей: «очень мы любили «экспедиции» в кухню и нежилые помещения» [4, с. 130] - В кухню принесем ведро невзгод... («Сон»), А на чердак - попытайся один!... но ты, чердак, / Самый любимый свидетель детства; Дремлет средь хлама садовая ваза («А на чердак - попытайся один!»), освоен и поэтому понятен и подвластен Кате и Марусе (... ведро невзгод /На расправу под водопровод; Грустно здесь, закроем эту дверь) - более того, метафорически одухотворенный дом (дом встречает; манит кори-

дор; радостен паркет; подтверждающие зеркала), выполняя ведущую - защитную - функцию (В зал - он весь неверию ответ; В нашу детскую не смеет злость), рождал «чувство устойчивого мира как "бытия", а не "быванья"» [5, с. 132]. Работа с художественными и документальными текстами, соотнесенными тематически, становится исследовательской по своей сути: школьники осмысляют дом как биографическую частность и как элемент культуры в поисках ответа на следующие вопросы: докажите, что дом воспринимался сестрами Петровых как одушевленное существо; с помощью каких языковых средств одухотворяется дом; найдите ключевые слова в текстах стихотворений, с помощью которых можно было бы составить «портрет дома»; найдите подтверждение мысли о том, что дом не только материальный предмет, имеющий утилитарную функцию, дом - сакральное пространство; в русской традиционной культуре предметы дома имели символическое значение (учитель может рассказать, к примеру, о символике стола, матицы, лавки); какие предметы, части дома, по-вашему, также имеют символический смысл; подтвердите текстом, что с образом дома связаны мотивы свободы, защищенности, «устойчивости мира»; почему в приведенной цитате противопоставлены слова «бытие» и «быванье» и др. Конечно, определяющим в осознании школьниками «истории» художественного образа и реалии культуры будет введение культуроведческого комментария учителя (о витальных и этических ценностях дома, о востребованности реалии и образа, о «вечных» смыслах дома), помогающего воспринять образ в контексте культуры.

Шиповником заросший сад... - еще одна реалия и образ русской культуры - сад был обязательной частью реального пространства, одухотворяемого присутствием человека: сестра Марии Петровых Екатерина Петровых-Чердынцева вспоминает сады Норского посада - «от одного из имений уцелел чудесный липовый сад», «два больших сада», «около каждого дома служащих был обязательно небольшой сад с цветами, кустом сирени или жасмина» и, конечно, родной Сад - «сон»: кедры, клены, липы, березы, жасмин и «огромный куст лиловой сирени» - сад,

окружавший дом с трех сторон. И - «повторение» сада: «белый столб с насаженным на него большим зеркальным шаром, отражавшим сад» [4, с. 119]; и даже в детских «представлениях», разыгрываемых Марусей и Катей, был сад - «составленные с подоконников несколько горшков с цветами изображали цветущий сад» - удвоение, утроение сада размыкало пространство, ретроспективно и проспективно объединяло все сады реального пространства. Предложим школьникам поработать с текстами о садах Норского посада из воспоминаний Е. Петровых-Чердынцевой, чтобы, они смогли представить и оценить обязательность сада как важного, необходимого локуса культуры. Понять его «предысторию» поможет вновь культуроведческий комментарий, который обеспечит связь настоящего образа с инвариантом: учитель расскажет об архаических представлениях о мире, согласно которым создание пространства включало как обязательный элемент сад, и сообщит о мотиве ущербности, соотнесенном с образом сада, приведя, например, отрывок из пермской сказки, героиня которой, приехав на пир, говорит своему свекру: «Все у тебя, тятенька, хорошо, а одно неисправно <...> У тебя вокруг дому саду нет» [6, с. 40].

Содержание стихотворения «Сон» дает возможность обратить внимание школьников и на мотивы, традиционно сопровождавшие в текстах культуры развитие образа дома-сада. Ведущий мотив дружбы может быть выявлен школьниками самостоятельно: чтение дневниковых записей М. Петровых (Какое десятилетие в своей жизни Вы считаете самым счастливым? - спросил меня К[орней] И[ванович] [Чуковский]. - Первое, -ответила я, не задумываясь [3, с. 373]. «Чувство мамы» - вероятно, самое первое. Но «чувство Кати» тоже незапамятно давно [3, с. 342]) и т. д., обращение к посвящению (Кате), наблюдение над личными и притяжательными местоимениями и глаголами совместного действия в форме множественного числа 1 лица (наша дорога, побежим с тобой, мы с тобою, в нашу детскую, закроем и др.). Подтверждение имеющегося в тексте мотива беззаботности школьники смогут найти, во-первых, отвечая на вопрос какие символические образы вводят смыслы безза-

ботность, свобода (в первой строфе появляются

дорога легка, невесомы облака; ); во-вторых, составляя «словарь детства», описывающий «важные» события в жизни Маруси и Кати. Еще один мотив Текста Сада - мотив тайной встречи (Я пока пойду на секретный разговор в саду) может быть обнаружен с помощью текста-ключа из повести А. С. Пушкина «Дубровский»; причем, можно ввести не оригинальный текст, а «текст в тексте» - строчки из стихотворения Б. Ахмаду-линой «Сад»: ты [сад] - дуб, дупло, Дубровский, почта / сердец и слов: любовь и кровь. Предложим школьникам следующие вопросы и задания, предполагающие работу с несколькими текстами: какое событие пушкинской повести (какой?) представлено в поэтической строке в виде слов-цитат; какой мотив определяется рядом существительных; в каких строчках стихотворения М. Петровых он развивается; составьте высказывание по началу «ты (сад) - ....», используя только имена существительные из текста М. Петровых. Поисковое задание «соединит» тексты о саде в один (это «мир свободы, беззаботности, дружбы и любви» [1, с. 332]) - таким образом, школьники сами придут к выводу, что глубина прочтения художественного произведения зависит и от знания других произведений, тематически, образно с ним соотнесенных.

И еще один мотив, важный для понимания данного текста и Текста Дома и Текста Сада русской культуры, - мотив утраты - учащиеся смогут определить, если учитель сделает отсылку к словам В. Топорова («Рай был для первой человеческой пары и домом и садом их одновременно») и предложит назвать два ведущих «райских» мотива - мотив гармонии (В каких мотивах стихотворения «Сон» отражен мотив гармонии? - мотив дружбы, мотив беззаботности, мотив любви к родине: О, какая родина вокруг!) и мотив изгнания из Рая (мотив изгнания в тексте стихотворения - это мотив утраты дома-сада; как вы это понимаете; найдите подтверждения в тексте; можно ли в качестве примера привлечь строки «И как найти дорогу к дому, которого на свете нет?» из стихотворения 1955 г. «Зима установилась в марте»; с каким мотивом (мотивами) и как связано название стихотворения - «Сон»; какими словами пере-

дается трагическая интонация утраты - учитель обратится и к воспоминаниям Е. Петровых-Чердынцевой [4], чтобы поэтическое слово и художественный мотив были осмыслены и «биографически»). В последнем цитируемом контексте слово дом получает расширительное толкование, как и слово сад в строке «Не беда, что сад мой смяли грозы» («Не взыщи, мои признанья грубы» (1941 г.)), - это наблюдение позволит раздвинуть границы денотативных пространств слов и продолжить изучение образов дома и сада в русской литературе в их символическом развитии.

В качестве домашнего задания можно предложить школьникам обобщить результаты работы и высказать свое отношение к образу и реалии дом, значимой в жизни любого человека, в эссе «Но счастлив тот, кто в детстве видел сад.» (К. Бальмонт) или написать рассуждение «Просторней слово, чем окрестность.» (Б. Ах-мадулина) о способности слова накапливать и сохранять культурную информацию с привлечением примеров из разных литературных произведений.

Лингвокультуроведческий анализ текста, содержащего реализацию константы дом-сад, воплощенной в авторском образе, вырастающем из личного опыта переживаний и связанном с тематическими образами других текстов, поможет школьникам осознать аккумулятивную функцию языка и культуры, обеспечивающую текстам непреходящую ценность и высокую информативность; понять включенность конкретного текста и образа в парадигматические отношения с другими и необходимость изучать его в реальном контексте порождения.

Что касается введения в терминологический словарь урока понятия «архетип», на наш взгляд, это не должно ни утяжелить, ни усложнить диалог с текстом на уроке словесности в школе. Само понятие может нацеливать и учителя, и ученика на более глубокое прочтение художественного текста (и понимание художественного образа), обяжет рассматривать текст и образ не изолированно: исследуемый текст - как единицу сверхтекста; познаваемый образ - как единицу образной парадигмы, что будет способствовать формированию у школьников взгляда

на словесную культуру как на систему «определенных формул», «устойчивых мотивов», «исстари завещанных образов» [А. Н. Веселовский].

Библиографический список:

1. Лихачев, Д. С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. [Текст] / Д. С. Лихачев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Согласие: ОАО «Тип. "Новости"», 1998. - 471 с.

2. Маслова, В. А. Лингвокультурология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. - М. : Академия, 2001.

3. Петровых, М. С. Избранное [Текст] : стихотворения: Переводы: Из письменного стола / М. С. Петровых ; сост., подгот. текста А. Головачевой, Н. Глен ; вступ. ст. А. Гелескула. - М. : Худож. лит., 1991. -383 с.

4. Петровых-Чердынцева, Е. С. Маруся и все наши [Текст] / Е. С. Петровых-Чердынцева // Русский путь на рубеже веков. - 2004. - №3(5). - С. 87-144.

5. Разумова, И. А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История [Текст] / И. А. Разумова. - М. : Индрик, 2001. - 376 с.

6. Русская мифология. Энциклопедия [Текст]. - М. : Эксмо; СПб. : Мидгард, 2006. - 784 с.

7. Свирида, И. И. Время сада [Текст] / И. И. Сви-рида // Знаки времени в славянской культуре: от барокко до авангарда. - М. : Институт славяноведения РАН, 2009. - С. 181-193.

8. Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования [Текст] / Ю. С. Степанов. - М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. -824 с.

9. Топоров, В. Н. Ветхий дом и дикий сад: образ утраченного счастья (страничка из истории русской поэзии) [Текст] / В. Н. Топоров // Облик слова. Сб. статей / РАН Ин-т рус. яз. - М. : Русские словари, 1997. - С. 290-318.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.