УДК 130.2:7 (470)
ИНИЦИАЦИЯ ОГНЕМ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
И В. Цуканова
Белгородский государственный институт культуры и искусств e-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме интерпретации акта сожжения первых произведений автором с точки зрения теории инициации как символического умерщвления неофита в одном статусе и его возрождения в другом.
Ключевые слова: инициация, творчество, поэтическое творчество, ритуал, перерождение, вдохновение, поэт, пророк, шаман.
Сожжение стихов - мой ритуал.
Он позволяет мне опять проснуться, В мир новый, бурный, вольный окунуться И унестись туда, где не бывал...
О. Тихомиров
В качестве эпиграфа мы выбрали строки современного нам и не слишком известного поэта Олега Тихомирова, которые являются особенно иллюстративными в аспекте темы исследования. Читая биографии поэтов, художников, философов, мы отметили для себя, что многие из них, так или иначе, причастны к уничтожению артефактов своего первого поэтического опыта. В. Маяковский благодарен жандарму за то, что тот перед выходом поэта из тюрьмы на свободу изымает его первые еще слабые стихотворные опыты; Д. Моррисон сжигает свои юношеские стихи на пляже в Калифорнии на костре, разожженном Манзариком; Н. Некрасов отвергает свою тетрадь с романтическими стихами перед началом реалистической карьеры; император Нерон в поисках поэтического вдохновения поджигает Рим; М.Горький сжигает свои первые романтические стихи, Н. Гоголь сжигает практически весь тираж Ганса Кюхельгартена и второй том Мертвых душ. Данный список может быть продолжен.
На первый взгляд это может показаться простым совпадением, но при ближайшем рассмотрении данный факт наводит на очень интересные аналогии. Считаем, что данная тема может быть рассмотрена с точки зрения теории инициации.
Мы предполагаем, что должен существовать универсальный «механизм» творчества, одинаково репрезентирующийся в различных сферах человеческой практики: искусстве, политике, социальных отношениях. Подобранный нами и изложенный ниже эмпирический материал свидетельствует в пользу того, что первым шагом создания произведений искусства, как правило, является акт самостоятельного уничтожения автором своих ранних произведений. Причем, этот акт всегда имеет ритуальную природу, отсылающую нас к первобытным практикам. Это уничтожение может представать перед нами в разных формах, - чаще всего в форме сожжения, за которым всегда стоит знаково-символический подтекст.
В Таинство творческого процесса пытались заглянуть различные исследователи: Платон, Н. Бердяев1 и другие. Проблеме инициации были посвящены труды В.Я. Проппа, М. Элиаде и труды других исследователей.
Для реализации первой задачи исследования необходимо последовательно рассмотреть следующие понятия и выражения: творчество, поэтическое творчество, инициация.
Начнем с рассмотрения понятия «творчество». Для этого нам необходимо обратиться к различным словарям. Толковый словарь С. Ожегова раскрывает содержание понятия «творчество» следующим образом: создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей3. Философский словарь под редакцией А. А. Ивина трактует творчество как деятельность, которая порождает новые
4
ценности, идеи и даже самого человека как творца .
Перейдем к рассмотрению понятия «поэтическое творчество». Поэзия, в словаре С. Ожегова определяется как многозначное понятие со следующим спектром значений: 1) словесное художественное творчество, преимущественно, стихотворное;
2) стихи, произведения, написанные стихами; 3) красота и прелесть чего-нибудь, возбуждающие чувство очарования5. Соответственно, поэт - это автор стихотворных,
поэтических произведений; человек, который наделен поэтическим отношением к
6
окружающему, к жизни .
Таким образом, понятие поэтическое творчество может быть определено как деятельность, которая порождает новые духовные ценности, идеи, выраженные в стихотворной форме. Но, на наш взгляд, это определение очень сухо и не отражает в полной мере всей гаммы чувств и ассоциаций. Очевидно, что только толкового словаря, чтобы попытаться понять и объяснить факт уничтожения автором своего детища, явно недостаточно. Мы считаем, что необходимо привлечь философско-культурологический материал.
Например, по мнению русского мыслителя Н. Бердяева «...творческий акт есть всегда освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. Творчество по существу есть выход, исход, победа. Жертвенность творчества не есть гибель и ужас. Сама жертвенность активна, а не пассивна.» . В понимании творчества Н. Бердяевым мы видим накал, борьбу, гибель и возрождение.
Для того, чтобы ещё глубже понять специфику поэтического творчества, нам необходимо привлечь материал статьи Т.А. Бобровниковой8, которая, опираясь на выводы корифеев отечественной этнографии, рассматривает природу поэтического творчества. Исследовательница в первую очередь исследует материал текстов древнегреческого философа Платона (который, кстати сказать, тоже сжег свои первые
1 Бердяев Н. Смысл творчества. М., 2007.
2 Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения / Пер. с франц. К.: София, М., 2002. С.352.
3 Творчество // С. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп . М., 2006 . С.944.
4 Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М., 2004.
5 Поэзия // С. Ожегов, Н.Ю, Шведова // Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп . М., 2006 . С.944.
6 Поэт // С. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп . М., 2006 . С.944.
7Бердяев Н. Смысл творчества. М., 2007.
8 Бобровникова Т.А. «Шаманский призыв» и происхождение поэзии в свете этнографии // Этнографическое обозрение ОпНп. Ноябрь. 2005. ИКЬ:
http://joumal.iea.ras.ru/online/2005/EQQ2005_6b.pdf (дата обращения 21.01.2014).
поэтические и драматические произведения после знакомства с Сократом9) и теоретика китайской поэзии Лу Цзи.
В своей статье Т.А. Бобровникова, ссылаясь на Платона, проводит мысль о том, что поэзия - это божественная сила, которая движет человеком, а поэтические произведения рождаются в состоянии вдохновения и одержимости10. Поэт становится поэтом именно благодаря священному безумию, которое послано Богом. Поэт - это медиатор, посредник между богом и людьми, он сродни пророку и шаману, который также является проводником воли Бога, находясь в исступлении. Делая акцент на поэзии как корреляте шаманского призвания, Т. Бобровникова со ссылкой на более ранних исследователей, отмечает, что шаманское посвящение часто сопровождалось достаточно глубоким, иногда многодневным обмороком будущего шамана, что этот обморок принимали за смерть. Таким образом, шаман как бы умирал и вновь возвращался к жизни, но уже в качественно новом статусе11.
Таким образом, в сфере нашего внимания оказалось понятие «инициация». В самом общей смысле под инициацией принято понимать систему ритуалов и обрядов, обозначающих изменение социального, полового или возрастного статуса. В узком значении слова инициация есть характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности.
Как мы уже отмечали, по проблеме инициации существует много научной литературы. По мнению М. Элиаде, инициация представляет собой совокупность обрядов и устных наставлений, цель которых — радикальное изменение религиозного и социального статуса посвящаемого. В терминах философских посвящение равнозначно онтологическому изменению экзистенциального состояния. К концу испытаний неофит обретает совершенно другое существование, чем до посвящения: он становится другим12. Это означает, что центральным моментом посвящения (или инициации) является обряд, который символизирует смерть неофита и его возвращение к жизни, но это уже новый человек, который, как отмечает М. Элиаде, подготовлен к другому способу существования. Смерть при посвящении означает одновременно конец периода детства как состояния неведения и непосвященности.
В целом М. Элиаде выделяет три типа посвящений:
1) Коллективные обряды, знаменующие переход детства или юношества к взрослому возрасту и обязательные для всех членов общества;
2) Обряды вступления в тайные общества, в союзы или братства, которые объединяют людей одного пола и ревниво охраняют свои секреты;
3) Обряды мистического призвания, которые на уровне первобытных религий представляет собой призвание колдуна, шамана, пророка, знахаря и т.д. Здесь важен именно индивидуальный опыт посвящаемого.
9 Лосев А.Ф. Платон до встречи с Сократом // Комментарии к диалогам Платона. - ИКЬ: http://psylib.org.ua/books/losew06/index.htm (дата обращения 21.01.2014).
10 Бобровникова Т.А. «Шаманский призыв» и происхождение поэзии в свете этнографии // Этнографическое обозрение ОпНп. Ноябрь. 2005. ИКЬ:
http://journal.iea.ras.ru/online/2005/E002005_6b.pdf (дата обращения 21.01.2014).
11 Бобровникова Т.А. «Шаманский призыв» и происхождение поэзии в свете этнографии / Т.А. Бобровникова // Этнографическое обозрение ОпНп. Ноябрь 2005. - иКЬ:
http://journal.iea.ras.ru/online/2005/E002005_6b.pdf (дата обращения 21.01.2014).
12 Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения / Пер. с франц. - К.: София, М.: Гелиос, 2002. С.352.
Здесь следует отметить, что посвящение шамана в аспекте его физического впадения в многодневные трансы (шаманская болезнь) конечно является обрядом посвящения, в ходе которого шаман приобретает новые качества - это мы отмечали выше.
М. Элиаде акцентирует внимание на этой важной особенности архаической психики - веру в невозможность изменить одно состояние, не разрушив предыдущего. Чтобы стать взрослым, ребенок должен умереть в детстве. Смерть в посвящении необходима как «начало» духовной жизни». Мы считаем необходимым подчеркнуть этот момент, который будет очень показательным при анализе фактов сожжения юношеских стихов поэтами.
М. Элиаде пишет: «Что касается элементов посвящения, то их еще можно узнать наряду с другими структурами религиозного опыта, в воображении и мечтах современного человека. Но их можно распознать и в реальных испытаниях, через которые он должен пройти, в своих духовных кризисах, одиночестве и отчаянии, которые не минуют ни одного человека, стремящегося к ответственному, сознательному и творческому существованию. Но даже тогда, когда обрядовый характер испытаний посвящения более не воспринимается как таковой, очевидно, что человек не может стать самим собой, не разрешив ряд безнадежно трудных, подчас опасных ситуаций, то есть он подвергается «пыткам» и «смерти» и пробуждается к другой жизни качественно другим, «перерожденным». Если вглядеться, то вся человеческая жизнь состоит из ряда испытаний, «смертей» и «возрождения»»13.
Теперь обратимся к мифологической символике огня, поскольку нас интересует уничтожение первого поэтического опыта именно в огне. Огонь - одна из четырех стихий. Известный отечественный религиовед С. А. Токарев отмечает, что огонь является самым наглядным и универсальным признаком выделения человека из животного царства. В классовом обществе становится объектом религиозного поклонения, выступает в качестве священной стихии. Огонь почитается как
14
целительная и очищающая сила, грозная и опасная стихия .
Обратимся к этнолингвистическому словарю М. М. Маковского, который в первую очередь отмечает свойства огня как первоэлемента Вселенной, в связи с этим слова, обозначающие «огонь» в индоевропейских языках соотносятся со значением «середина, центр» (греч. тшр «огонь», но литов. puse «половина, середина»; и.-е. *ker-«гореть», но и.-е. *ker(d)- «середина», русск. половина, но и.-е. *pel- «гореть»). Очень интересно отметить соотнесение понятия «огонь» со значением «язык, род», что будет очень показательно при анализе стихотворения А. Пушкина «Пророк» в его отношении к огненной символике инициации (лат. lingua «язык», но др.-англ. lieg «пламя», нем. Geschlecht «род», типологически ср. русск. пламя, но племя; др.-англ. tiohh «род», осет. tug «кровь», англ. stock «род», литов. kalba «язык», но и.-е. *kel-«гореть»). Значение «гореть» может дать и значение «другой»; ср. др.- англ. dryge «trocken», «diirr», но русск. другой; и.-е. *al- «гореть», но *alios «другой»; и.-е. *ater-«Feuer», но нем. anderer «другой»; латыш, kaitet «brennen», но литов. kitas «другой». Очень часто огонь используется в обрядах очищения. В связи с этим, слова со значением «огонь» могут использоваться в значении «чистый» (др.-инд. pavanas «очищающий», но также «огонь»; pavakas «чистый, светлый, очищающий», но также «огонь»; греч. тшр «огонь», но лат. purus «чистый»). М. Маковский отмечает, что происхождение русск. подлинный «истинный» (букв, «очищенный огнем»).
13Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения / Пер. с франц. К., М., 2002. С. 352.
14 Токарев С.А. Огонь // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1982. С. 239-240.
Интересно отметить, что значение «гореть» < «гнуть» может дать значение «целый, невредимый, неискаженный» (ср. литов. kaisti «греть, нагревать», др.-сев. heitr «горячий», др.-в.-нем. heiz, гот. heito, но серб.-хорв. чит, болг. читав «целый, невредимый», литов. kietas «твердый»). Интересно, что значение «гореть» может давать значение «родить; народ», а это последнее переходит в значение «другой» (ср. латыш, kaitet «гореть», др.-сев. heitr «горячий», но литов. kitas «другой»; русск. диал. котить «рожать»); и.-е. *dhem- «гореть»), но хст. damais «другой». Значение «таинство» может соотноситься со значением «огонь» (латыш. lipt «гореть»; «жечь», но sleps «тайна»; др.-арл^м «огонь», но русск. Тайна)15.
Обобщая множество аспектов мифологической символики языка, отметим наиболее важные из них: символизирует жизненную силу; является карательным символом, символом зарождения человеческой цивилизации; источником власти, символизирующим её честь и достоинство; средством испытания веры и невинности; символом религиозной страсти и горения, очистительной стихией, символом перерождения и возрождения.
Огонь часто используют в обрядах посвящения, где он играет одну из самых значимых ролей. В работе М. Элиаде «Тайные общества: Обряды инициации и посвящения» можно найти несколько примеров, которые подтверждают роль огня как стихии, способствующей качественному перерождению человека. Например, при обрядах посвящения вечером зажигается большой костер, и хранители на своих плечах приносят неофитов, которым приказывают смотреть на огонь и не двигаться с места, что бы ни случилось. В другом случае, « ... группа посвящаемых движется в направлении священной выгородки под звуки трещоток, ударяя палками о землю и бросая ветви в огонь. В это время несколько мужчин бесшумно приближаются к мальчикам и уводят их на некоторое расстояние. Когда женщинам и детям разрешают смотреть, они видят вокруг себя только золу и обуглившиеся ветки. Им говорят, что пришедший за новичками Дарамулун хотел их сжечь». По одному из мифов, некий мифологический персонаж говорит отцу или господину Беаме, что во время посвящения он убил мальчиков, разрезал их на куски, сжег и затем вернул их к жизни «новыми существами, но без одного зуба»16.
М. Элиаде подчеркивает, что «мистическая смерть неофитов не несет в себе отрицательного заряда. Напротив, эта смерть в детстве, вне сексуальности, в неведении, в общем состоянии непосвященности — повод для тотального возрождения Космоса и племенной общности»17. По мнению М. Элиаде «магически-религиозный «жар» является чрезвычайно древним явлением. Так, множество первобытных народов представляют себе магическую и религиозную силу как нечто «обжигающее» и пользуются для определения этого феномена терминами, которые означают «жар», «ожог», «очень горячий» и т. п.»18.
Таким образом, основываясь на исследовании М. Элиаде, мы вслед за ученым можем сделать вывод о том, что сгорание неофита в огне и возрождение его в новом качестве является фундаментальным религиозным опытом, засвидетельствованном на древних уровнях культуры, а доступ к сакральности достигается посредством усиления жара.
15 Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М., 1996. С. 240-245.
16 Элиаде М. Т айные общества: Обряды инициации и посвящения / Пер. с франц. К., М., 2002.
17 Там же.
18 Там же.
Перейдем к анализу ситуации инициации огнем русских поэтов. В числе первых хочется проанализировать стихотворение А. Пушкина «Пророк», которое как никакое другое отражает интуитивное понимание гениальным поэтом своего предназначения и мистически переживающим свое призвание. Рассмотрев выше теорию, мы в стихотворении Пушкина видим все признаки, реально отвечающие моменту инициации как символического умерщвления человека в прежнем качестве и его рождению в новом.
Следует отметить, что данное стихотворение обладает ярко выраженной огненной символикой. «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я томился» -практические все посвящения происходят вдали от жилья и ситуация безжизненной пустыни у А. Пушкина в целом соответствует исторической традиции. Шестикрылый серафим - это персонаж иудейской и христианской мифологии, имеющий огненную природу. В переводе с еврейского языка означают «пламенеющие, огненные». Название происходит от корня со значением «гореть, сжигать»19.
Когда серафим коснулся глаз поэта, с ним произошло то, что традиционно происходит с пророком и шаманом при посвящении. Т. Бобровникова отмечает, что «шаман должен видеть и слышать все происходящее в природе. Для этого избравшие его духи дают ему новые глаза и просверливают новые уши, и он может видеть мир духов, слышать и понимать разговоры растений. Этими глазами и ушами он пользуется в состоянии транса. Обычные же, человеческие глаза ему обыкновенно завязывают20. У А. Пушкина читаем «И внял я неба содроганье, и горний ангелов полет, и гад морских подводный ход.», т.е. пушкинский пророк стал всеведущим. Серафим вырвал язык поэта и дал ему жало змеи, которое жжет также, как и огонь, а вместо сердца дал поэту горящий угль. В целом, можем отметить, что посвящение поэта огнем и превращение его в пророка успешно состоялось. Отныне его задача -также с помощью огня пробуждать других людей, открывать им правду и смысл жизни.
Рассмотрим, как происходила инициация огнем у великого русского писателя
Н.В. Гоголя. Как отмечает биограф писателя, И.П. Золотусский, Гоголь, выпустив в свет свое первое значительное произведение «Ганс Кюхельгартен» и усомнившись в его успехе « .. бросился по лавкам скупать злосчастную поэму. Два тяжелых мешка со свеженькой книжкой они скупили в течение дня. Гоголь нанял номер в гостинице на Вознесенском проспекте, разожгли в номере печь и сожгли все, что было в мешках. Слуга, пришедший на следующее утро убирать номер (в котором никто не ночевал), с недоумением обнаружил жарко натопленную печь (был май) и гору пепла возле нее. Так погибло в огне первое большое творение Гоголя. Его постигла участь всех предшествовавших неудачных творений, раскритикованных как самим автором, так и товарищами»21. На самом деле, мы может сказать, что выход данного произведения в свет является важным рубежом на творческом пути Н. В. Гоголя. Сожжение данного произведения, на наш взгляд, несомненно, можно истолковать как акт умирания в прежнем качестве и рождение в новом - качестве настоящего русского писателя, пророка.
Интересен и такой момент его биографии, который касается его отношения к любви. Н.В. Гоголь настолько дорожил своим внутренним огнем, что боясь потерять
19 Свистунова Н.П. Серафим // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1982. С. 427.
20
Бобровникова, Т.А. «Шаманский призыв» и происхождение поэзии в свете этнографии // Этнографическое обозрение ОпНп. Ноябрь. 2005. ИКЬ:
http://journal.iea.ras.ru/online/2005/E002005_6b.pdf (дата обращения 21.01.2014).
21 Золотусский И.П. Гоголь. Изд. 4-е. М., 2005. С.496.
его, отказывается от любви к женщине. Обратимся к книге И. Золотусского: «В декабре 1832 года Гоголь пишет письмо Данилевскому, где в последний раз касается своих сердечных дел: «Очень понимаю и чувствую состояние души твоей, хотя самому, благодаря судьбу, не удалось испытать. Я потому говорю: благодаря, что это пламя меня бы превратило в прах в одно мгновенье. Я бы не нашел себе в прошедшем наслажденья, я силился бы превратить это в настоящее и был бы сам жертвою этого усилия и потому-то к спасенью моему у меня есть твердая воля...». По мнению И Золотусского, Гоголь «... слишком дрожит над своим священным огнем, чтоб расплескать его пламя. Он мономан, он если горит, то горит одним, всепожирающим пламенем»22. Н.В. Гоголь выбрал свои путь и определился, как отмечает И. Золотусский, по отношению к одной из главных обязанностей своей жизни, предпочтя любви творчество. Смеясь над любовью романтической и исступленной любовью своего персонажа Шпоньки, Гоголь не мог удовольствоваться его долей даже на короткое мгновение, поскольку «на краткое счастье он не согласен, не способен: загоревшись однажды, уж не остынет, а сгорит дотла»23.
Отметим, что уничтожение-перерождение писателя состоялось еще один раз и было последним в его жизни, это пламя, в котором сгорел второй том «Мертвых душ», а вскоре ушел из жизни, сгорев за считанные дни и сам писатель.
Подведем итог нашего исследования. К сожалению, формат работы не позволяет проанализировать ситуацию инициации огнем всех указанных выше писателей и поэтов. Сожжение великими поэтами и писателями своих ранних произведений являются своего рода жертвой, инициацией, символическим умиранием в прежнем качестве и рождением в новом качестве великого писателя, который «есть ум, честь и совесть эпохи». Инициация огнем представляет собой некий средний тип инициации, который совмещает переход от детства или юношества к взрослой, профессионально-мистической жизни писателя с обрядами мистического призвания, возвышающим поэта над обыденной жизнью общества и отверзающими ему иной мир. Сожжение первых произведений, одной стороны представляет собой индивидуальный акт, с другой стороны является архетипом.
Список литературы
1. Бердяев Н. Смысл творчества. - М.: АСТ, Хранитель, 2007.
2. Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения / Пер. с франц. - К.: София,
М.: Гелиос, 2002. - 352 с.
3. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. -М. : ИТИ Технологии, 2006 . 944 с.
4. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. - М.: Г ардарики, 2004.
Бобровникова, Т. А. «Шаманский призыв» и происхождение поэзии в свете этнографии
Этнографическое обозрение ОпНп. Ноябрь. 2005. ИКЬ:
http://journal.iea.ras.ru/online/2005/E002005_6b.pdf (дата обращения 21.01.2014).
5. Лосев А.Ф. Платон до встречи с Сократом // Комментарии к диалогам Платона. - ИКЬ:
http://psylib.org.ua/books/losew06/index.htm (дата обращения 21.01.2014).
6. Мифы народов мира. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1982.
7. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских
языках: Образ мира и миры образов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. С. 240 - 245.
8. Свистунова Н.П. Серафим / Н.П. Свистунова // Мифы народов мира. Т. 2. М.: Советская
энциклопедия, 1982. С. 427.
22 Золотусский И.П. Гоголь. - Изд. 4-е. — М.: Молодая гвардия, 2005. С. 496.
23 Там же.
9. Золотусский И.П. Гоголь. Изд. 4-е. М.: Молодая гвардия, 2005. 496 с.
THE FIRE OF INITIATION IN POETIC WORKS
I.V. Tsukhanova
Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]
The article deals with the problem of the interpretation of the act of destruction of the first works by their authors in the light of the theory of initiation as the symbolic mortification of neophyte in one status and the rebirth in another.
Keywords: initiation, creation, poetic creation, ritual, rebirth, inspiration, poet, prophet, shaman.