Этимология. Ребенок - только русское. В русском языке слово «ребенок» с начала 18 века, произошло от «робенок», сохраняющемся в говорах.
Существительное «ребенок» является производным от «робя». Происходит от общеславянского корня orb - слабый, беспомощный.
У Е.Евтушенко
В ребенке взрослые видят счастье. Ребенок счастлив от того, что замечает все вокруг, все кажется ему удивительным. Ощущение этого счастья передается и взрослому. Ребенок - это душевное богатство. Жизнь без ребенка - нищета. Ребенок - это непорочность, святость. День, когда взрослые проводят с ребенком, кажется святым от ощущения этой чистоты, которую олицетворяет в себе ребенок. Ребенок - это полнота мира. У ребенка непосредственное восприятие жизни, поэтому в стихотворении приобретают значение образы верстака, сада и арбуза. Концептуальный портрет слова
1. Ребенок что воск - что хочешь, то и сольешь.
2. Дети не в тягость, а в радость.
3. У кого детей много, тот не забыт от Бога.
4. Легко дитятко нажить, нелегко вырастить.
5. Ребенок что теленок.
6. Больной что ребенок.
7. И баба смекает, что ребенка качает.
8. Ребенку дорог пряник, а старцу - покой.
9. Умный ребенок боится грозы, а глупый - лозы.
10. Дом с детьми - базар, без детей - могила.
11. Дети - цветы жизни.
12. Мед сладок, а ребенок еще слаще.
Яд 1. Вещество, вызывающее отравление. 2. Злоба и ехидство, язвительность (перен.) (С.И.Ожегов)
Яд - отрава; вещество, вредоносное в пище, дыхании; снадобья, зелья, могущие причинить смерть. (В.И.Даль)
Синонимы - отрава, ядовитое вещество, токсин, злость, озлобление, желчь.
Антонимы - противоядие.
У Е. Евтушенко
Слово «яд» в стихотворении приобретает новые оттенки смысла. Яд - это и зло, которое будет всегда в мире, так как не могут люди быть всем довольны, и корысть, так как постоянно завидуют друг другу, и жестокость, и равнодушие. Особенно эти качества свойственны современным людям, которые на первое место ставят собственные интересы в ущерб другим. Яд - это зло, корысть, жестокость, равнодушие.
Концептуальный портрет слова
1. Большой яд - большое лекарство.
2. Корова пьет воду - дает молоко, змея пьет воду - источает яд.
3. Правители подобны змеям: они обладают и ядом, и лекарством.
4. Человеческий яд равен 10 змеиным.
5. С одних и тех же губ стечет однажды яд, однажды мед.
6. Господь из одного кувшина льет кому-то горький яд, кому-то мед.
7. Пища пчелы превращается в мед, а паука - в яд.
8. Со змеей яд не умирает.
9. Змеиный яд на змею не действует.
10. Из одного и того же цветка змея делает яд, пчела - мед.
11. В душе яд, на устах - мед.
12. Ядовитый язык. Библиографический список
1. Задорнова В. Я. Словесно-художественное произведение как предмет лингвопоэтического исследования. - М.:МГУ, 1992, с.34.
2. Липгарт А. А. Лингвопоэтическое сопоставление: теория и метод. - М.: Московский Лицей, 1994, с.12-13.
3. Маймин Е. А., Сенина Э. В. Теория и практика литературного анализа. - М: Просвещение, 1984.
4. Маслова В. А. Лингвокультурология. - М, 2001.
5. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе.6 класс. - М: Московский Лицей, 2004.
6. Пушкинский альманах. Сборник научно-методических материалов. - Н. Н.,2006.
7. Человек и его внутренний мир: Материалы «Комплексного лингвокультурологического словаря для школьников». Учебно-методическое пособие. Составители: Рацибурская Л. В., Лаврова Н. Н. и др. - Н.Н., 2005.
Мартыненко Ольга Сергеевна,
учитель химии первой квал. категории МБОУ СОШ №6 им.И.Н. Ульянова, г. Ульяновск
ffluere@rambler.ru
Марчик Людмила Антоновна,
к.б.н., доцент кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова», г. Ульяновск
Комплекс мультимедийного сопровождения к школьному курсу «Биология. Человек» Аннотация. В статье дано обоснование необходимости создания комплекса «Анатомия, физиология и гигиена человека в мультимедийных презентациях» к школьному курсу «Биология. Человек». Кроме того, показана структура комплекса, порядок работы с ним, эффективность использования в одной из общеобразовательных школ г. Ульяновска.
Ключевые слова: изучение биологии в школе, современные информационные технологии, комплекс мультимедийных презентаций, качество знаний, уровень обученности.
Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения, сельского хозяйства и физической культуры, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новых перспектив в технике. Это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. Особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе и вузе.
На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется формированию у учащихся традиционного подхода познания окружающего мира: теоретического и экспериментального, что не всегда интересно учащимся. Современные школьники и студенты все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из Интернета. Использование мультимедийных технологий в процессе преподавании биологии значительно поднимает уровень знаний и мотивации учащихся.
Одним из достоинств применения современных информационных технологий в обучении является повышение его качества, за счет новизны деятельности, что делает занятия более наглядными и интересными, работу учащихся активной, осмысленной и разнообразной. Уроки с применением компьютерных систем не заменят учителя, но делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией; задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, видео-звукового сопровождения и других элементов. При этом у школьников развиваются все виды памяти (зрительная, слуховая, моторная), акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала, формируются общебиологические понятия и целостная картина мира. Мультимедийное сопровождение учебного процесса позволит учителю, вместо постоянного обращения к мелу и доске, освободить большое количество времени, которое можно использовать для дополнительного объяснения материала.
Представленные в продаже мультимедиадиски по разным разделам биологии имеют узкую тематическую направленность, и в большинстве своем не вписываются в канву конкретного урока. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.
Нами разработан комплекс мультимедийных презентаций по школьному курсу «Биология. Человек». Этот раздел биологии выбран не случайно. Анатомия человека - наука о форме и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов, включая их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Исторически анатомия послужила фундаментом для ряда биологических дисциплин: цитологии, генетики, гистологии, эмбриологии, физиологии, антропологии - и тесно связана с ними. Все эти дисциплины в различное время возникли в недрах анатомии и впоследствии отделились от неё благодаря появлению новых методов исследования. Школьный курс анатомии не может ограничиться только описанием формы и строения человеческого тела, он учитывает формообразующее воздействие функции на организм, тончайшее строение органов и их развитие в онто- и филогенезе, изучает возможные нарушения в организме человека, порядок оказания доврачебной помощи пострадавшему. Поскольку человек представляет собой существо биологическое, его нормальное существование и жизнедеятельность тесно связаны и взаимообусловлены компонентами окружающей среды, изучение анатомии позволяет четко устанавливать межпредметные связи с другими естественнонаучными дисциплинами (химией, физикой, основами безопасности жизнедеятельности, другими разделами биологии - ботаникой, зоологией, общей биологией, экологией). Все вышесказанное нашло свое отражение в разработанном нами комплексе мультимедийных презентаций «Анатомия, физиология и гигиена человека в мультимедийных презентациях».
Предлагаемый комплекс разработан в соответствии с требованиями Министерства Образования [1] для классов с углубленным изучением биологии, медицинских и фармацевтических колледжей, биологических специальностей ВУЗов. Он предусматривает возможность изменения порядка подачи материала самим учителем; носит не традиционный (линейный) характер, а имеет удобную систему навигации и позволяет сделать переходы как внутри одной презентации (темы), так и между ними. Учителю не придется менять несколько дисков, ища необходимый фрагмент.
Комплекс создан в традиционно используемой программной оболочке Microsoft PowerPoint. Несомненными плюсами PowerPoint является ее наличие на каждом компьютере, ее использование более привычно по сравнению с OpenOffice, она дает возможность использования фото-, аудио- и видео-фрагментов. [2, 3, 4]
Предлагаемые мультимедийные презентации дают возможность школьникам, пропустившим занятия или находящимся на индивидуальном обучении, самостоятельно изучить материал; вовлекают учащегося в активную деятельность по овладению знаниями, решению проблемных вопросов по анатомии и физиологии человека, что повышает степень усвоения материала до 75%.
Комплекс имеет традиционную для изучения курса «Анатомия и физиология человека» тематическую структуру [5, 6, 7]:
• Анатомия как наука;
• История анатомии;
• Ткани;
• Системы органов
■ Опорно-двигательная система:
> Костная система
> Типы соединения костей
> Мышечная система
■ Пищеварительная система;
■ Дыхательная система;
■ Выделительная система;
■ Половая система:
> Мужская
> Женская
■ Сосудистая система:
> Кровеносная система
> Иммунная система
> Лимфатическая система
■ Нервная система:
> Спинной мозг
> Головной мозг
> Нервы
■ Эндокринная система:
■ Органы чувств:
> Зрительный анализатор
> Слуховой анализатор
> Обонятельный анализатор
> Вкусовой анализатор
> Кожный анализатор
Каждую тему предваряет видеофрагмент, иллюстрирующий строение и функции изучаемой системы органов; далее идет детальное рассмотрение морфологии, гистологии и физиологии отдельных анатомических структур изучаемой системы; в конце приводится терминологический словарь и перечень вопросов и тестов для самостоятельной проверки знаний. Работа с комплексом подразумевает следующий порядок:
1. Комплекс следует запустить с файла «1. НАЧАЛО», где представлено общее содержание комплекса.
2. Переключая слайды с помощью управляющих кнопок, найти необходимый раздел.
3. При выборе системы органов, происходит вход в выбранную тему.
4. Темы и понятия связаны системой гиперссылок (выделяются в виде подчеркивания), нажимая на которые можно переходить от темы к теме.
5. После перехода по гиперссылке для завершения работы с темой необходимо нажать ESC, что возвращает на слайд, откуда была вызвана гиперссылка.
6. В начале материала по каждой системе органов есть небольшой видеофрагмент, дающий представление учащимся об общих принципах строения системы и выполняемых ею функциях (запускается автоматически)
7. В конце изучения темы приводится терминологический словарь, список контрольных вопросов.
8. Для завершении работы с комплексом необходимо нажать ESC.
Управляющие кнопки:
^^^^^ - переход на предыдущий/ следующий слайд
jTfc.
- переход на титульный лист комплекса «1. НАЧАЛО» (переключение на дру-
гие системы органов)
- возврат к содержанию раздела
Каждая тема подразумевает постановку проблемных вопросов. Например, как может рассуждать ученик, отвечая на вопрос: «Каков механизм дыхания?» (1-5, этапы возможного рассуждения ученика):
1. Легкие находятся в грудной полости, которая ограничена ребрами и диафрагмой. При дыхании происходит движение грудной клетки, следовательно, участвуют мышцы. Возникает вопрос: «Какие?» Логичным является ответ - «те, которые в легких». (Открываем раздел презентации Системы органов -> Дыхательная система -> Легкие -> Анатомия легких);
2. Видим - в легких нет мышечной ткани.
3. Заходит в тему Опорно-двигательная система -> Мышечная система -> Грудная клетка -> Мышцы груди (межреберные и диафрагма)
4. Человек может контролировать процесс вдоха и выдоха (задержать дыхание), следовательно, ткань, образующая эти мышцы - сокращается произвольно. (Входим в тему Ткани -> Мы-
шечная ткань). Выясняем, что контролю сознания и воли человека подчинено сокращение только поперечно-полосатой мышечной ткани.
5. Что заставляет дыхательные мышцы ритмично сокращаться и расслабляться (Системы органов -> Дыхательная система ->Дыхательный центр, регуляция дыхания)
Таким образом, происходит не просто изучение новой темы, устанавливаются связи между системами органов, в изучении нового повторяем изученное, а создаем систему знаний.
Применение информационных технологий позволило подойти к обучению биологии с качественно новой стороны. Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.
Проведенное исследование качества знаний, уровня обученности выявило следующие результаты (табл. 1)
Таблица 1
Уровень обученности по школьному курсу «Биология. Человек» и сформированности информационной компетентности учащихся за период с 2009-2010 по 2011-2012 уч. годы_
2009-2010 2011-2012
качество знаний 27% 43,3%
уровень обученности 42,8% 56,1%
уровень информационной компетентности 53,2% 71%
Также было проведено анкетирование школьников, позволившее определить мнение самих учащихся о наиболее интересной и предпочтительной форме подачи учебного материала. В табл. 2 представлены вопросы анкеты и результаты опроса выпускников 9 класса МБОУ СОШ № 6 им.И.Н. Ульянова г. Ульяновска
Таблица 2
Результаты анкетирования школьников_
Вопросы анкеты и предлагаемые варианты ответов Ответы учеников
Какая форма подачи учебного материала тебе больше нравится в плане понимания, наглядности, прочности
усвоения учебного материала?
Традиционная 8%
С использованием Комплекса мультимедийных презентаций 92%
Использовал ли ты «Комплекс» для самостоятельного изучения пропущенных во время болезни тем?
Да 80%
Нет 8%
Не болел 12%
Является ли использование «Комплекса» простым и понятным?
Да 54%
Нет 38%
Затрудняюсь ответить, плохо владею компьютером 8%
Ваши предложения по улучшению содержания и структуры комплекса
Большинство учащихся (71%) предложили внести в структуру «Комплекса» вопросы и тестовые задания для подготовки к
ГИА и ЕГЭ
Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образованию, значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования [8, 9]. Библиографический список
1. http://www.referent.ru/1/151776.html - приказ об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (от 5 марта 2004 г. N 1089)
2. Каймин, В. А. Информатика: Учебник/ В.А. Каймин. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 232 с.
3. Новиков, Ф. Microsoff Office 2000/ Ф. Новиков, А. Яценко. СПб: «БХВ - Петербург», 2002. - 727 с.
4. Преппернау, Дж. Microsoft Office Word 2007: Русская версия/ Дж. Преппернау, Дж. Кокс (пер. с англ. Моргуновой С.). М.: «ЭКОМ Паблишерз», 2007. - 544 с.
5. Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. Биология. 8 класс Учебник/ А.Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. - М.:Вентана-Граф, 2008. - 272 с.
6. Колесов Д. В. Биология. Человек. 8 класс. Учебник/ Д.В. Колесов. - М.: Дрофа, 2002. - 336 с.
7. Пасечник В.В. Биология. 8 класс. Учебник. / В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2010. - 256 с.
8. http://www.openclass.ru/forums/52996.html
9. http://festival.1september.ru/articles/508067// (Петрова Т.В. «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ»).!^!
Михайличенко Татьяна Александровна,
воспитатель, ГКОУ РО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом, х. Большой Лог
Профилактика психологического здоровья и формирование толерантности у воспитанников
как необходимое условие процесса здоровьесбережения в детском доме Аннотация. В статье описан опыт формирование установок толерантного поведения детей на основе гуманистического воспитания подрастающего поколения, воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности. Ключевые слова: толератность, здоровьесбережение, детский дом.