Научная статья на тему 'Комплекс мультимедийного сопровождения к школьному курсу «Биология. Человек»'

Комплекс мультимедийного сопровождения к школьному курсу «Биология. Человек» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЛЕКС МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ / КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ / УРОВЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартыненко Ольга Сергеевна, Марчик Людмила Антоновна

В статье дано обоснование необходимости создания комплекса «Анатомия, физиология и гигиена человека в мультимедийных презентациях» к школьному курсу «Биология. Человек». Кроме того, показана структура комплекса, порядок работы с ним, эффективность использования в одной из общеобразовательных школ г. Ульяновска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартыненко Ольга Сергеевна, Марчик Людмила Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс мультимедийного сопровождения к школьному курсу «Биология. Человек»»

Этимология. Ребенок - только русское. В русском языке слово «ребенок» с начала 18 века, произошло от «робенок», сохраняющемся в говорах.

Существительное «ребенок» является производным от «робя». Происходит от общеславянского корня orb - слабый, беспомощный.

У Е.Евтушенко

В ребенке взрослые видят счастье. Ребенок счастлив от того, что замечает все вокруг, все кажется ему удивительным. Ощущение этого счастья передается и взрослому. Ребенок - это душевное богатство. Жизнь без ребенка - нищета. Ребенок - это непорочность, святость. День, когда взрослые проводят с ребенком, кажется святым от ощущения этой чистоты, которую олицетворяет в себе ребенок. Ребенок - это полнота мира. У ребенка непосредственное восприятие жизни, поэтому в стихотворении приобретают значение образы верстака, сада и арбуза. Концептуальный портрет слова

1. Ребенок что воск - что хочешь, то и сольешь.

2. Дети не в тягость, а в радость.

3. У кого детей много, тот не забыт от Бога.

4. Легко дитятко нажить, нелегко вырастить.

5. Ребенок что теленок.

6. Больной что ребенок.

7. И баба смекает, что ребенка качает.

8. Ребенку дорог пряник, а старцу - покой.

9. Умный ребенок боится грозы, а глупый - лозы.

10. Дом с детьми - базар, без детей - могила.

11. Дети - цветы жизни.

12. Мед сладок, а ребенок еще слаще.

Яд 1. Вещество, вызывающее отравление. 2. Злоба и ехидство, язвительность (перен.) (С.И.Ожегов)

Яд - отрава; вещество, вредоносное в пище, дыхании; снадобья, зелья, могущие причинить смерть. (В.И.Даль)

Синонимы - отрава, ядовитое вещество, токсин, злость, озлобление, желчь.

Антонимы - противоядие.

У Е. Евтушенко

Слово «яд» в стихотворении приобретает новые оттенки смысла. Яд - это и зло, которое будет всегда в мире, так как не могут люди быть всем довольны, и корысть, так как постоянно завидуют друг другу, и жестокость, и равнодушие. Особенно эти качества свойственны современным людям, которые на первое место ставят собственные интересы в ущерб другим. Яд - это зло, корысть, жестокость, равнодушие.

Концептуальный портрет слова

1. Большой яд - большое лекарство.

2. Корова пьет воду - дает молоко, змея пьет воду - источает яд.

3. Правители подобны змеям: они обладают и ядом, и лекарством.

4. Человеческий яд равен 10 змеиным.

5. С одних и тех же губ стечет однажды яд, однажды мед.

6. Господь из одного кувшина льет кому-то горький яд, кому-то мед.

7. Пища пчелы превращается в мед, а паука - в яд.

8. Со змеей яд не умирает.

9. Змеиный яд на змею не действует.

10. Из одного и того же цветка змея делает яд, пчела - мед.

11. В душе яд, на устах - мед.

12. Ядовитый язык. Библиографический список

1. Задорнова В. Я. Словесно-художественное произведение как предмет лингвопоэтического исследования. - М.:МГУ, 1992, с.34.

2. Липгарт А. А. Лингвопоэтическое сопоставление: теория и метод. - М.: Московский Лицей, 1994, с.12-13.

3. Маймин Е. А., Сенина Э. В. Теория и практика литературного анализа. - М: Просвещение, 1984.

4. Маслова В. А. Лингвокультурология. - М, 2001.

5. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе.6 класс. - М: Московский Лицей, 2004.

6. Пушкинский альманах. Сборник научно-методических материалов. - Н. Н.,2006.

7. Человек и его внутренний мир: Материалы «Комплексного лингвокультурологического словаря для школьников». Учебно-методическое пособие. Составители: Рацибурская Л. В., Лаврова Н. Н. и др. - Н.Н., 2005.

Мартыненко Ольга Сергеевна,

учитель химии первой квал. категории МБОУ СОШ №6 им.И.Н. Ульянова, г. Ульяновск

ffluere@rambler.ru

Марчик Людмила Антоновна,

к.б.н., доцент кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова», г. Ульяновск

Комплекс мультимедийного сопровождения к школьному курсу «Биология. Человек» Аннотация. В статье дано обоснование необходимости создания комплекса «Анатомия, физиология и гигиена человека в мультимедийных презентациях» к школьному курсу «Биология. Человек». Кроме того, показана структура комплекса, порядок работы с ним, эффективность использования в одной из общеобразовательных школ г. Ульяновска.

Ключевые слова: изучение биологии в школе, современные информационные технологии, комплекс мультимедийных презентаций, качество знаний, уровень обученности.

Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения, сельского хозяйства и физической культуры, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новых перспектив в технике. Это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. Особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе и вузе.

На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется формированию у учащихся традиционного подхода познания окружающего мира: теоретического и экспериментального, что не всегда интересно учащимся. Современные школьники и студенты все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из Интернета. Использование мультимедийных технологий в процессе преподавании биологии значительно поднимает уровень знаний и мотивации учащихся.

Одним из достоинств применения современных информационных технологий в обучении является повышение его качества, за счет новизны деятельности, что делает занятия более наглядными и интересными, работу учащихся активной, осмысленной и разнообразной. Уроки с применением компьютерных систем не заменят учителя, но делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией; задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, видео-звукового сопровождения и других элементов. При этом у школьников развиваются все виды памяти (зрительная, слуховая, моторная), акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала, формируются общебиологические понятия и целостная картина мира. Мультимедийное сопровождение учебного процесса позволит учителю, вместо постоянного обращения к мелу и доске, освободить большое количество времени, которое можно использовать для дополнительного объяснения материала.

Представленные в продаже мультимедиадиски по разным разделам биологии имеют узкую тематическую направленность, и в большинстве своем не вписываются в канву конкретного урока. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.

Нами разработан комплекс мультимедийных презентаций по школьному курсу «Биология. Человек». Этот раздел биологии выбран не случайно. Анатомия человека - наука о форме и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов, включая их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Исторически анатомия послужила фундаментом для ряда биологических дисциплин: цитологии, генетики, гистологии, эмбриологии, физиологии, антропологии - и тесно связана с ними. Все эти дисциплины в различное время возникли в недрах анатомии и впоследствии отделились от неё благодаря появлению новых методов исследования. Школьный курс анатомии не может ограничиться только описанием формы и строения человеческого тела, он учитывает формообразующее воздействие функции на организм, тончайшее строение органов и их развитие в онто- и филогенезе, изучает возможные нарушения в организме человека, порядок оказания доврачебной помощи пострадавшему. Поскольку человек представляет собой существо биологическое, его нормальное существование и жизнедеятельность тесно связаны и взаимообусловлены компонентами окружающей среды, изучение анатомии позволяет четко устанавливать межпредметные связи с другими естественнонаучными дисциплинами (химией, физикой, основами безопасности жизнедеятельности, другими разделами биологии - ботаникой, зоологией, общей биологией, экологией). Все вышесказанное нашло свое отражение в разработанном нами комплексе мультимедийных презентаций «Анатомия, физиология и гигиена человека в мультимедийных презентациях».

Предлагаемый комплекс разработан в соответствии с требованиями Министерства Образования [1] для классов с углубленным изучением биологии, медицинских и фармацевтических колледжей, биологических специальностей ВУЗов. Он предусматривает возможность изменения порядка подачи материала самим учителем; носит не традиционный (линейный) характер, а имеет удобную систему навигации и позволяет сделать переходы как внутри одной презентации (темы), так и между ними. Учителю не придется менять несколько дисков, ища необходимый фрагмент.

Комплекс создан в традиционно используемой программной оболочке Microsoft PowerPoint. Несомненными плюсами PowerPoint является ее наличие на каждом компьютере, ее использование более привычно по сравнению с OpenOffice, она дает возможность использования фото-, аудио- и видео-фрагментов. [2, 3, 4]

Предлагаемые мультимедийные презентации дают возможность школьникам, пропустившим занятия или находящимся на индивидуальном обучении, самостоятельно изучить материал; вовлекают учащегося в активную деятельность по овладению знаниями, решению проблемных вопросов по анатомии и физиологии человека, что повышает степень усвоения материала до 75%.

Комплекс имеет традиционную для изучения курса «Анатомия и физиология человека» тематическую структуру [5, 6, 7]:

• Анатомия как наука;

• История анатомии;

• Ткани;

• Системы органов

■ Опорно-двигательная система:

> Костная система

> Типы соединения костей

> Мышечная система

■ Пищеварительная система;

■ Дыхательная система;

■ Выделительная система;

■ Половая система:

> Мужская

> Женская

■ Сосудистая система:

> Кровеносная система

> Иммунная система

> Лимфатическая система

■ Нервная система:

> Спинной мозг

> Головной мозг

> Нервы

■ Эндокринная система:

■ Органы чувств:

> Зрительный анализатор

> Слуховой анализатор

> Обонятельный анализатор

> Вкусовой анализатор

> Кожный анализатор

Каждую тему предваряет видеофрагмент, иллюстрирующий строение и функции изучаемой системы органов; далее идет детальное рассмотрение морфологии, гистологии и физиологии отдельных анатомических структур изучаемой системы; в конце приводится терминологический словарь и перечень вопросов и тестов для самостоятельной проверки знаний. Работа с комплексом подразумевает следующий порядок:

1. Комплекс следует запустить с файла «1. НАЧАЛО», где представлено общее содержание комплекса.

2. Переключая слайды с помощью управляющих кнопок, найти необходимый раздел.

3. При выборе системы органов, происходит вход в выбранную тему.

4. Темы и понятия связаны системой гиперссылок (выделяются в виде подчеркивания), нажимая на которые можно переходить от темы к теме.

5. После перехода по гиперссылке для завершения работы с темой необходимо нажать ESC, что возвращает на слайд, откуда была вызвана гиперссылка.

6. В начале материала по каждой системе органов есть небольшой видеофрагмент, дающий представление учащимся об общих принципах строения системы и выполняемых ею функциях (запускается автоматически)

7. В конце изучения темы приводится терминологический словарь, список контрольных вопросов.

8. Для завершении работы с комплексом необходимо нажать ESC.

Управляющие кнопки:

^^^^^ - переход на предыдущий/ следующий слайд

jTfc.

- переход на титульный лист комплекса «1. НАЧАЛО» (переключение на дру-

гие системы органов)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- возврат к содержанию раздела

Каждая тема подразумевает постановку проблемных вопросов. Например, как может рассуждать ученик, отвечая на вопрос: «Каков механизм дыхания?» (1-5, этапы возможного рассуждения ученика):

1. Легкие находятся в грудной полости, которая ограничена ребрами и диафрагмой. При дыхании происходит движение грудной клетки, следовательно, участвуют мышцы. Возникает вопрос: «Какие?» Логичным является ответ - «те, которые в легких». (Открываем раздел презентации Системы органов -> Дыхательная система -> Легкие -> Анатомия легких);

2. Видим - в легких нет мышечной ткани.

3. Заходит в тему Опорно-двигательная система -> Мышечная система -> Грудная клетка -> Мышцы груди (межреберные и диафрагма)

4. Человек может контролировать процесс вдоха и выдоха (задержать дыхание), следовательно, ткань, образующая эти мышцы - сокращается произвольно. (Входим в тему Ткани -> Мы-

шечная ткань). Выясняем, что контролю сознания и воли человека подчинено сокращение только поперечно-полосатой мышечной ткани.

5. Что заставляет дыхательные мышцы ритмично сокращаться и расслабляться (Системы органов -> Дыхательная система ->Дыхательный центр, регуляция дыхания)

Таким образом, происходит не просто изучение новой темы, устанавливаются связи между системами органов, в изучении нового повторяем изученное, а создаем систему знаний.

Применение информационных технологий позволило подойти к обучению биологии с качественно новой стороны. Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.

Проведенное исследование качества знаний, уровня обученности выявило следующие результаты (табл. 1)

Таблица 1

Уровень обученности по школьному курсу «Биология. Человек» и сформированности информационной компетентности учащихся за период с 2009-2010 по 2011-2012 уч. годы_

2009-2010 2011-2012

качество знаний 27% 43,3%

уровень обученности 42,8% 56,1%

уровень информационной компетентности 53,2% 71%

Также было проведено анкетирование школьников, позволившее определить мнение самих учащихся о наиболее интересной и предпочтительной форме подачи учебного материала. В табл. 2 представлены вопросы анкеты и результаты опроса выпускников 9 класса МБОУ СОШ № 6 им.И.Н. Ульянова г. Ульяновска

Таблица 2

Результаты анкетирования школьников_

Вопросы анкеты и предлагаемые варианты ответов Ответы учеников

Какая форма подачи учебного материала тебе больше нравится в плане понимания, наглядности, прочности

усвоения учебного материала?

Традиционная 8%

С использованием Комплекса мультимедийных презентаций 92%

Использовал ли ты «Комплекс» для самостоятельного изучения пропущенных во время болезни тем?

Да 80%

Нет 8%

Не болел 12%

Является ли использование «Комплекса» простым и понятным?

Да 54%

Нет 38%

Затрудняюсь ответить, плохо владею компьютером 8%

Ваши предложения по улучшению содержания и структуры комплекса

Большинство учащихся (71%) предложили внести в структуру «Комплекса» вопросы и тестовые задания для подготовки к

ГИА и ЕГЭ

Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образованию, значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования [8, 9]. Библиографический список

1. http://www.referent.ru/1/151776.html - приказ об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (от 5 марта 2004 г. N 1089)

2. Каймин, В. А. Информатика: Учебник/ В.А. Каймин. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 232 с.

3. Новиков, Ф. Microsoff Office 2000/ Ф. Новиков, А. Яценко. СПб: «БХВ - Петербург», 2002. - 727 с.

4. Преппернау, Дж. Microsoft Office Word 2007: Русская версия/ Дж. Преппернау, Дж. Кокс (пер. с англ. Моргуновой С.). М.: «ЭКОМ Паблишерз», 2007. - 544 с.

5. Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. Биология. 8 класс Учебник/ А.Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. - М.:Вентана-Граф, 2008. - 272 с.

6. Колесов Д. В. Биология. Человек. 8 класс. Учебник/ Д.В. Колесов. - М.: Дрофа, 2002. - 336 с.

7. Пасечник В.В. Биология. 8 класс. Учебник. / В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2010. - 256 с.

8. http://www.openclass.ru/forums/52996.html

9. http://festival.1september.ru/articles/508067// (Петрова Т.В. «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ»).!^!

Михайличенко Татьяна Александровна,

воспитатель, ГКОУ РО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом, х. Большой Лог

Профилактика психологического здоровья и формирование толерантности у воспитанников

как необходимое условие процесса здоровьесбережения в детском доме Аннотация. В статье описан опыт формирование установок толерантного поведения детей на основе гуманистического воспитания подрастающего поколения, воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности. Ключевые слова: толератность, здоровьесбережение, детский дом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.