Научная статья на тему 'Трудности усвоения анатомических сведений дефектологами'

Трудности усвоения анатомических сведений дефектологами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. А. Степанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудности усвоения анатомических сведений дефектологами»

коррекционной работы. От этапа к этапу формы и методы работы педагогического коллектива усложняются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. При всём при этом учебная деятельность имеет первостепенное значение в профилактике нарушения поведения, поскольку именно в процессе неё происходит формирование познавательной деятельности и личности в целом, осуществляется коррекция вторичных личностных недостатков. К специфическим особенностям образовательной программы относятся: воспитательная направленность программы, комплексный интегративный характер организации педагогического процесса, вариативность в выборе форм и видов занятий, концентрический принцип построения, многофункциональность.

Образовательная программа является системно-функциональной моделью педагогической деятельности коллектива учреждения по реализации целей обучения, воспитания и развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью, действенным механизмом обеспечения прав ребёнка в получении качественного образования не только в рамках учебного плана, но и за его пределами.

Список литературы

1. Петрынин А.Г., Григорова В.К. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективной творческой деятельности: учеб. пособие. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: АПК «ПРО», 2004. - 236 с.

2. Шипицына Л. М., Иванов Е. С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы. - URL: http://www.koob.ru/shipitsina/

А. А. Степанова

Трудности усвоения анатомических сведений дефектологами

Профессия учителя-дефектолога предполагает хорошее владение основами биологии и русским языком. Учебный план бакалавров-дефектологов включает дисциплину «Медико-биологические основы дефектологии», состоящую из нескольких модулей: возрастная анатомия и физиология, основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности, невропатология, анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения, основы генетики.

Предмет «Возрастная анатомия и физиология» опирается на знания студентов, полученные в школе. По сравнению со школьным курсом анатомии университетский курс расширяется за счет углубления сведений по анатомии систем органов, появляются разделы, посвященные структурно-функциональной характеристике центральной нервной системы плода, новорожденного и детей других возрастов; двигательной

активности плода, новорожденного и формированию двигательных навыков в онтогенезе; участию вегетативной нервной системы в регуляции функций внутренних органов, особо подчеркивается роль блуждающего нерва; роли желез внутренней секреции в регуляции деятельности организма; структурно-функциональной характеристике органов дыхания плода и новорожденного, гигиене органов дыхания детей; особенностям пищеварения детей, гигиене органов пищеварения и питания; обмену веществ и энергии; структурно-функциональной характеристике сердечно-сосудистой системы плода, новорожденного и детей других возрастов, особое внимание уделяется перестройке системы кровообращения у новорожденного; структурно-функциональной характеристике и гигиене органов мочевыделительной системы; половому развитию мальчиков и девочек. Представления студентов о системах органов человека углубляются за счет включения сведений по физиологии, причем делается упор на становление функции в онтогенезе. Особенности детского возраста подчеркиваются сведениями по гигиене.

Гигиенические аспекты курса «Возрастной анатомии и физиологии» включают сведения по организации режима дня, физическому воспитанию и закаливанию, по гигиене органов дыхания и голосового аппарата, заболеваниям уха, горла, носа и органов дыхательной системы, по гигиене органов пищеварения, заболеваниям органов пищеварительной системы, гигиене питания детей разных возрастов.

При воспроизведении материала по возрастной анатомии студенты затрудняются в последовательном изложении сведений по заданной теме, сведения часто носят отрывочный характер, некоторые студенты даже не могут связать их в едином контексте. Так, в теме «Онтогенез» студенты хорошо запоминают определение онтогенеза, его этапы, их длительность, определение возраста, его виды, возрастные периоды, могут сравнить возрастные периодизации 1906 и 1965 гг., дать определение акселерации и назвать ее типы, назвать типы конституции человека и величины, характеризующие физическое развитие человека, перечислить вторичные половые признаки и временные различия в развитии мальчиков и девочек. Однако при характеристике возрастных периодов до 7 лет путают возрастные периодизации 1906 и 1965 гг. В теме «Рост и развитие ребенка» выделяют особенности и этапы роста и развития ребенка в онтогенезе и по сезонам года, дают характеристику каждому этапу детского онтогенеза, знают закономерности роста различных частей тела ребенка в онтогенезе, выделяют группы органов по скорости роста в различные периоды онтогенеза. В теме «Опорно-двигательный аппарат» студенты называют части опорно-двигательного аппарата и его функции, строение кости и развитие в онтогенезе, типы соединения костей, отделы скелета и их возрастные особенности. Однако при характеристике мышечной системы студенты затрудняются назвать свойства и двигательные качества мышц. По теме «Сердечно-

сосудистая система» студенты хорошо знают строение сердца и хуже знают работу сердца, включая движение крови по большому и малому кругам кровообращения - материал школьной программы. В теме «Дыхательная система» студенты называют органы дыхания, объемы воздуха, составляющие жизненную емкость легких, знают особенности дыхательной системы новорожденных и детей дошкольного возраста. Однако материал по работе дыхательной системы и регуляции дыхательных движений вызывает затруднения. В теме «Пищеварительная система» у студентов вызывает интерес особенности функционирования органов пищеварения, возрастные особенности и гигиена пищеварительной системы детей, детские рационы питания.

Что касается изложения материала студентами, необходимо отметить трудности с монологической речью. Как устное, так и письменное изложение материала по заданной теме вызывает затруднения. Многочисленные ошибки как в анатомических терминах, так и в словах, не являющихся терминами, указывают на низкую общую грамотность студентов-дефектологов, что недопустимо.

Список литературы

1. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. - М., 2010.

2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. - М., 2009.

Л. А. Съемщикова

Проектирование индивидуальной траектории развития дошкольников в образовательном процессе ДОУ

В современном дошкольном образовании в рамках ФГОС на первый план выдвигается значимость личности дошкольника и становится важным адаптировать обучение и воспитание ребёнка к особенностям его развития. Такой подход к личности ребёнка нашёл свое отражение в понятии «индивидуализация». Во ФГОС ДО индивидуализация проходит сквозной нитью: п. 1.4 - один из основных принципов стандарта - индивидуализация; п. 3.2.1 - использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующим их возрастным и индивидуальным особенностям; п. 3.2.3 - поддержка ребёнка, построение индивидуальной образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития; п. 3.2.5 - построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития (слайд 2).

Особенности развития ребёнка могут быть связаны с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с тем, что по каким-либо причинам

244

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.