Научная статья на тему 'Профилактика психологического здоровья и формирование толерантности у воспитанников как необходимое условие процесса здоровьесбережения в детском доме'

Профилактика психологического здоровья и формирование толерантности у воспитанников как необходимое условие процесса здоровьесбережения в детском доме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОЛЕРАТНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ДЕТСКИЙ ДОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайличенко Татьяна Александровна

В статье описан опыт формирование установок толерантного поведения детей на основе гуманистического воспитания подрастающего поколения, воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика психологического здоровья и формирование толерантности у воспитанников как необходимое условие процесса здоровьесбережения в детском доме»

шечная ткань). Выясняем, что контролю сознания и воли человека подчинено сокращение только поперечно-полосатой мышечной ткани.

5. Что заставляет дыхательные мышцы ритмично сокращаться и расслабляться (Системы органов -> Дыхательная система ->Дыхательный центр, регуляция дыхания)

Таким образом, происходит не просто изучение новой темы, устанавливаются связи между системами органов, в изучении нового повторяем изученное, а создаем систему знаний.

Применение информационных технологий позволило подойти к обучению биологии с качественно новой стороны. Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.

Проведенное исследование качества знаний, уровня обученности выявило следующие результаты (табл. 1)

Таблица 1

Уровень обученности по школьному курсу «Биология. Человек» и сформированности информационной компетентности учащихся за период с 2009-2010 по 2011-2012 уч. годы_

2009-2010 2011-2012

качество знаний 27% 43,3%

уровень обученности 42,8% 56,1%

уровень информационной компетентности 53,2% 71%

Также было проведено анкетирование школьников, позволившее определить мнение самих учащихся о наиболее интересной и предпочтительной форме подачи учебного материала. В табл. 2 представлены вопросы анкеты и результаты опроса выпускников 9 класса МБОУ СОШ № 6 им.И.Н. Ульянова г. Ульяновска

Таблица 2

Результаты анкетирования школьников_

Вопросы анкеты и предлагаемые варианты ответов Ответы учеников

Какая форма подачи учебного материала тебе больше нравится в плане понимания, наглядности, прочности

усвоения учебного материала?

Традиционная 8%

С использованием Комплекса мультимедийных презентаций 92%

Использовал ли ты «Комплекс» для самостоятельного изучения пропущенных во время болезни тем?

Да 80%

Нет 8%

Не болел 12%

Является ли использование «Комплекса» простым и понятным?

Да 54%

Нет 38%

Затрудняюсь ответить, плохо владею компьютером 8%

Ваши предложения по улучшению содержания и структуры комплекса

Большинство учащихся (71%) предложили внести в структуру «Комплекса» вопросы и тестовые задания для подготовки к

ГИА и ЕГЭ

Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образованию, значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования [8, 9]. Библиографический список

1. http://www.referent.ru/1/151776.html - приказ об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (от 5 марта 2004 г. N 1089)

2. Каймин, В. А. Информатика: Учебник/ В.А. Каймин. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 232 с.

3. Новиков, Ф. Microsoff Office 2000/ Ф. Новиков, А. Яценко. СПб: «БХВ - Петербург», 2002. - 727 с.

4. Преппернау, Дж. Microsoft Office Word 2007: Русская версия/ Дж. Преппернау, Дж. Кокс (пер. с англ. Моргуновой С.). М.: «ЭКОМ Паблишерз», 2007. - 544 с.

5. Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. Биология. 8 класс Учебник/ А.Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. - М.:Вентана-Граф, 2008. - 272 с.

6. Колесов Д. В. Биология. Человек. 8 класс. Учебник/ Д.В. Колесов. - М.: Дрофа, 2002. - 336 с.

7. Пасечник В.В. Биология. 8 класс. Учебник. / В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2010. - 256 с.

8. http://www.openclass.ru/forums/52996.html

9. http://festival.1september.ru/articles/508067// (Петрова Т.В. «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ»).!^!

Михайличенко Татьяна Александровна,

воспитатель, ГКОУ РО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом, х. Большой Лог

Профилактика психологического здоровья и формирование толерантности у воспитанников

как необходимое условие процесса здоровьесбережения в детском доме Аннотация. В статье описан опыт формирование установок толерантного поведения детей на основе гуманистического воспитания подрастающего поколения, воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности. Ключевые слова: толератность, здоровьесбережение, детский дом.

Актуальность. Формирование у воспитанников ответственности, в том числе и за свое здоровье - воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач образовательного учреждения и детского дома в том числе. Современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу - самому научиться не болеть. Быть здоровым, как физически, так и духовно.

Подготовка подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни, к семейной жизни и социальному взаимодействию должна осуществляться на всех этапах возрастного развития и неотделима от общих проблем воспитания.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома в приобщении их к здоровому образу жизни предполагает помощь и содействие развитию детей не только в понимании и улучшении физического здоровья, но и обеспечивает поддержку психического здоровья.

Современное общество за последние годы стало более динамичным. Это обусловлено, прежде всего, большей его информативностью и вариативностью социальных взаимодействий, в том числе и социально-педагогических в условиях образовательного пространства. В связи с этим к подросткам предъявляются повышенные требования, связанные с адаптацией в различных социумах, а также требования, направленные на формирование толерантности

Для воспитанников детского дома, как показывают социальные исследования, а в дальнейшем и собственный опыт работы, характерно отставание в следующих областях психического развития:

- в сфере общения с взрослыми, где форма общения в большей степени определяется режимными моментами и условиями групповой жизни детей.

- в сфере общения со сверстниками, где дефицит отношений затрудняет освоение детьми со-циальноОролевых позиций друга, партнера, конкурента;

- в эмоционально-волевой сфере. Это характеризуется пониженным фоном настроения, обедненной гаммой эмоций, однообразием эмоционально-экспрессивных средств общения, склонностью к быстрой смене настроения, неадекватной формой эмоционального реагирования, непониманием эмоционального состояния другого человека;

- в самосознании: «сиюминутное» проживание жизни, где пережитые эпизоды не становятся событиями жизни и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценке и уровню притязаний.

В связи с этим активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.

Приступив к работе и познакомившись с детьми, я столкнулась со следующими противоречиями:

- проблемой взаимоотношения детей в группе друг к другу - часто возникали конфликтные ситуации, в решении которых требовалась помощь взрослого;

- взрослые не всегда могут оказать квалифицированную помощь детям в разрешении конфликтов, в силу отсутствия такого опыта;

- толерантное отношение к другим членам коллектива должно основываться на взаимном уважении, доверии, понимании, а они не возможны, если у детей недостаточны знания о культуре других народов, их традициях;

- недостаточно у воспитанников знаний о правах человека и ребёнка.

Передо мной встала задача: воспитать детей, идущих по миру с миром. Дети, должны знать, что их объединяет с другими, пусть непохожими, даже совсем непохожими на них. Они должны воспитать в себе терпимость, умение любить людей. Что же может дать эту терпимость, толерантность? - Знание, что у всех людей на свете есть нечто общее, то, что нас объединяет. Этим общим является не только биологическое сходство, это ещё и общечеловеческие ценности. Для всех нас, как существ не только материальных, но и духовных, существует нечто, что вызывает однозначно положительные чувства. Это высшие и вечные, общие для всех людей ценности. Они могут положительно влиять на человека, преображать его, возвышать в более гармоничное состояние.

Об общих ценностях говорит и Российское образование. В Законе «Об образовании РФ» сказано: «...гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (ст.2 «Принципы государственной политики в области образования»).

Воспитание на основе вечных истинных ценностей- не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества.

Основная идея опыта: Формирование установок толерантного поведения детей на основе гуманистического воспитания подрастающего поколения, воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Длительность работы над опытом. Вера в правильность вышеизложенных идей и принципов побудила меня взяться за работу по этой теме. Над своей темой я работала на протяжении 3-х лет.

Диапазоном опыта является единая среда «занятия - воспитательная система - взаимодействие с социумом»

Теоретическая база опыта. В своей работе опиралась на такие документы, как «Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребёнка», Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в российском обществе».

Мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность как основополагающий принцип морали: «мы обречены на толерантность». Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека - взрослого и ребёнка - должна стать толерантность.

Для решения задач по формированию установок толерантного поведения ребёнка я выбрала следующие концептуальные идеи:

- обоснование понятия «толерантность», как одного из важнейших направлений гуманистического воспитания;

-формирование понятия «толерантность», как основы новой социальной идеологии, включающей такие понятия, как «личность», «семья», «гражданственность», «общество»;

- развитие понятия «толерантность», как средство глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждение конфликтов, экстремизма и насилия.

Мною были определены основные принципы, которые легли в основу работы:

1.Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для формирования толерантного поведения в детском коллективе.

2. Принцип систематичности и последовательности. Свою работу по формированию толерантного поведения воспитанников веду в определённой системе, последовательности. Исследование провожу поэтапно:

- формирование представлений детей о правах человека и ребёнка.

- формирование у воспитанников умения делать правильный выбор действий,

- формирование представлений о семейных отношениях, традициях, ценностях;

- формирование толерантного, уважительного отношения к людям других рас, национальностей, вероисповедания;

-формирование представлений о целостности окружающего мира, его неповторимости

3. Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.

4. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Я стараюсь правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; формирую у воспитанников нравственную культуру.

5. Принцип прочности. Я стремилась эффективно реализовывать требования вышеперечисленных принципов, повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, применять их на практике.

Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моего педагогического опыта.

Технология опыта

В современных условиях формирование толерантности детей выдвигается на одно из первых мест, как основа гуманистического

воспитания подрастающего поколения, воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Перед собой я поставила цель: воспитывать дружелюбных, миролюбивых, отзывчивых, тактичных детей.

Сформулировала для себя задачи:

1. Формирование представлений ребёнка о себе как уникальной, неповторимой личности.

2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

Для решения данной задачи я выбрала следующие концептуальные идеи:

- осознание ребёнком своих потребностей (но не в ущерб другим);

- осознание ребёнком своих возможностей;

- осознание своих достоинств и недостатков, проявление самокритичности;

- осознание своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;

- формирование умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других людей;

- определение вместе с детьми правил и норм человеческого общежития;

- развитие умения давать адекватную оценку своим поступкам и поступкам других;

- развитие умения делать свой выбор и принимать решение, мирно решать возникающие проблемы;

- углубление понимания значимости и ценности жизни каждого человека;

- формирование интереса к жизни других людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специфической особенностью толерантного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.

Формирование установок толерантного поведения у воспитанников протекает в процессе многогранной деятельности воспитанников (ролевых играх, тренинговых занятиях, часах общения, в свободное от занятий время), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают со своими сверстниками и взрослыми. Тем не менее, формирование установок толерантного поведения - целенаправленный процесс, предполагающий определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.

Мною разработана и реализована программа «Воспитание толерантности воспитанников детского дома через развитие творческих способностей».

Прежде чем приступить к реализации программы были вычленены с помощью анкетирования «толерантен ли я» недостатки в социальной нормативности. Результаты анкетирования показали, что в группе большей части воспитанникам присуща интертолерантность: -незаинтересованность в учебе; -не способность выносить затруднения;

- не умение слушать;

- имеет место обвинение, оскорбление, упрёки, осуждение;

- отсутствие деликатности;

- неуверенность в себе;

- негативное отношение друг к другу -незнание самого себя.

Отсюда был сделан вывод о необходимости внедрения новых педагогических технологий воспитания толерантности через развитие творческих способностей.

Промежуточная диагностика, проведенная в конце марта 2008г, показала положительные результаты работы по воспитанию толерантности воспитанников. Благодаря работе по формированию толерантности в этом году следует отметить позитивные изменения в отношениях воспитанников друг к другу, окружающим людям. Появились знания базовых ценностей толерантности и умение толерантного общения в повседневной деятельности, в творческих работах воспитанников.

У детей проявилась заинтересованность общими делами группы (БерезякР, Васиненков С, Иваньков Ж). Изменились поведенческие нормы Васиненкова Саши и Березяка Рустама.

Снизилась агрессия, оскорбления по отношению к своим товарищам со стороны Рустама. А также повысилась мотивация обучения в школе у Мурахтановой Валерии, Васиненкова Саши, который добился хороших результатов в обучении и был переведён из коррекционного класса в образовательный.

Акулинечева Зина. Иванова Наташа стали проявлять усидчивость при подготовке учебных занятий, самостоятельность и открытость к своим сверстникам.

Дети 100% посещают спортивные кружки и секции, активно участвуют в оздоровительных мероприятиях в доме и школе, принимают участие в трудовых коллективных делах.

Образовательная и воспитательная работа проводилась на занятиях, в сюжетно-ролевых играх, беседах в свободное от занятий время.

Организованы были экскурсии, походы, дни культуры. Сделаны творческие выставки детей на различные темы, участие воспитанников в конкурсах. Проведены циклы экскурсий в ст. Старочер-касск, г. Ростов - на - Дону, г Аксай.

Формирование толерантности у воспитанников посредством всестороннего развития - процесс непрерывный. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. В своей работе я использовала различные формы работы: -диагностики;

- экскурсии; -часы общения;

- создание искусственных проблемных ситуаций;

- задания для воспитанников с использованием проблемной ситуации;

- выставки;

- целевые прогулки;

- тренинг социальных навык.

Использование таких методов, как рассказ, показ, индивидуальная работа с детьми, наблюдения, беседы помогли мне в работе с детьми по формированию установок толерантности у воспитанников.

Совместная работа воспитанников во всех видах деятельности рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любом коллективе. Это умение согласовывать свои действия с действиями других для достижения общей цели, взаимная поддержка, требовательность в то же время друг к другу, умение критично относиться к себе. Поэтому такие средства, как занятия по изобразительной, творческой деятельности, физической культуре, музыкально, хореографическое помогают детям испытывать удовольствие и радость от успешно выполненной работы, способствуют также формированию толерантности.

Диапазон занятий проведённых мною многообразен, читаем сказки и притчи, проводим дискуссии и беседы.

Один из фрагментов занятия я хочу представить Упражнение «Дерево толерантности»

Упражнение «Дерево толерантности»

Цель: создать детский дом толерантности.( формы модели поведения в толерантном детском доме)

На листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева напишите, что надо сделать, чтобы детский дом стал «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается . воспитатели и воспитанники, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей группе или детском доме и не забудут о «Дне толерантности».

Такую форму модели создали вы. Хочу представить новозеландскую модель (одобренная и принятая ЮНЕСКО), в которой представлены формы модели поведения в толерантном и интоле-рантном классах.

новозеландская модель (одобренная и принятая ЮНЕСКО), в которой представлены формы модели поведения в толерантном и интолерантном классах.

Толерантный класс Интолерантный класс

Умение внимательно слушать и слышать Перебивание, неумение слушать

Стремление разобраться, расспрашивание Игнорирование

Совет, предложение Отстранение

Похвала, согласие Обзывание

Подбадривание Обвинение, упреки

Благожелательность Осуждение, критика

Утешение Морализирование, проповедь

Уважение Угрозы

Эмпатия Предостережение, предупреждение

Поддержка Приказ, указание

Имея модель толерантной группы , вы, можете проработать ее на часах общения .

Нужно помнить: чтобы создать благоприятную для развития толерантности атмосферу, воспитатель должны понимать невербальный язык, влияющий на межличностные отношения.

«Жила-была на земле девушка по имени Любовь»

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на

свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто

лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и

видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

? А кого выбрали бы вы?

? Почему?

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

? Почему Любовь выбрала Доброту?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Истоки толерантности - в принятии общечеловеческих ценностей, ценностей добра, любви, справедливости. Это то, что стремятся привить детям родители. Это то, о чем постоянно напоминаем им мы, воспитатели. Это то, что все мы ЖДЕМ от окружающих.

«На свете жил один король». Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

На свете жил один король, Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой. Бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить. Бедняге надоело. Вскричал король: «Нельзя так жить!» - И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел. Не в королевской власти?

И вот король в карету сел. - И покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, Карета бодро катится. Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

- О всемогущий мой король, Подать хоть грошик мне изволь. - Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду!

Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл... Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону. Вдруг на пути стоит солдат, Израненный, оборванный.

- О мой король, - вскричал солдат, - Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой. Меня ты в услужение, Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! - Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл...

Карета мчит во весь опор, Конь скачет, что есть духу. Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король, Старуху одинокую. Мой дом - вон, видишь, за горой, С утра ушла далеко я. Ношу из лесу я дрова - Тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто-то...

- А ну, старуха, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! - Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл...

Вот лето кончилось. Жара. Сменяется ненастьем. Король торопит: - В путь пора, Еще немного - и ура! Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой - Сомнений в этом нету. Да старец с белой бородой Остановил карету. Перекрестившись, не спеша, Торжественно и строго Сказал: «Заблудшая душа, Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя, Ты странствуешь по свету. Но, только ближнего любя, Найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми, Солдата в сторожа найми, Все это сделай, но сперва Старушке ты поможешь: До дома довезешь дрова. Распилишь и уложишь...» -

Тут вышла полная луна. И осветила путь она. Нелегкий путь, обратный

путь. Путь к счастью, не куда-нибудь. Король поныне во дворце Всем людям помогает. И счастье на его лице, Как ясный день, сияет!

? Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

? Как вы думаете, почему изменился король?

? Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

? Чему насучит эта сказка?

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок

ПРАВИЛА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

(по материалам ЮНЕСКО)

Существуют правила, которые могут помочь каждому в развитии этого качества.

1. Безразличие к людям порождает соответствующее отношение с их стороны. Отношение окружающих к нам зависит только от нас самих.

2. Не буду искать «соринку в чужом глазу», а обращусь в себе, к своей ответственности за человечность своих поступков.

3. Права свои лучше начинать отстаивать тогда, когда хорошо понял и помнишь свои обязанности.

4. Насилием и силой можно подчинить себе другого, но это лишь иллюзия успеха.

5. Люди судят о нас не по нашим словам или намерениям, а по реальным делам.

6. Постоянно бояться ошибок, думать об ошибках (своих или чужих) вредно. Ошибки - наша обратная связь, которую предоставляет нам сама жизнь. Для того чтобы эта обратная связь была конструктивной, ошибку надо найти и исправить, думая больше о будущем, чем о прошлом.

7. Общаясь, вместо повелительного наклонения полезнее чаще употреблять сослагательное («Было бы хорошо сделать еще то-то», «Я был бы рад, если бы ты...»).

8. Полезно не допускать перерастания критики в элементарную ссору и не преследовать за критику - это избавит от ошибок и только укрепит авторитет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Здоровый юмор скрашивает темные стороны нашей жизни и подбадривает других, вселяет в них веру.

10. Успешный человек хорошо взаимодействует с людьми и тем самым оказывает на них положительное влияние. Уважайте людей, не унижайте их достоинства (77).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.