Научная статья на тему 'СОСТАВ И СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ, ИХ ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

СОСТАВ И СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ, ИХ ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3203
539
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / МЕХАНИЗМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ / ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ / ПРАВА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ / FEDERAL TAX SERVICE / TAX CONTROL / MECHANISM OF TAX CONTROL / FUNCTIONS OF THE FEDERAL TAX SERVICE / RIGHTS OF TAX AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайдулаев Д.Д.

В статье рассмотрены элементы механизма налогового контроля, дан краткий обзор истории развития налоговых органов России, дана характеристика функциям и задачам Федеральной налоговой службы РФ и правам налоговых органов. В работе сделан вывод, что организация качественной и результативной работы налоговых органов необходима для обеспечения возможности максимального полного и своевременного исполнения налогоплательщиками своих фискальных обязательств для обеспечения формирования бюджета государства в необходимом объеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITION AND STRUCTURE OF THE RUSSIAN TAX AUTHORITIES, THEIR FUNCTIONS AND POWERS IN THE FIELD OF ADMINISTRATION

The article considers the elements of the tax control mechanism, gives a brief overview of the history of the development of the tax authorities of Russia, describes the functions and tasks of the Federal tax service of the Russian Federation and the rights of tax authorities. The paper concludes that the organization of high-quality and effective work of tax authorities is necessary to ensure the possibility of maximum full and timely fulfillment by taxpayers of their fiscal obligations to ensure the formation of the state budget in the required amount.

Текст научной работы на тему «СОСТАВ И СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ, ИХ ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

СОСТАВ И СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ, ИХ ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Д.Д. Сайдулаев, канд. экон. наук, доцент Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11126

Аннотация. В статье рассмотрены элементы механизма налогового контроля, дан краткий обзор истории развития налоговых органов России, дана характеристика функциям и задачам Федеральной налоговой службы РФ и правам налоговых органов. В работе сделан вывод, что организация качественной и результативной работы налоговых органов необходима для обеспечения возможности максимального полного и своевременного исполнения налогоплательщиками своих фискальных обязательств для обеспечения формирования бюджета государства в необходимом объеме.

Ключевые слова: федеральная налоговая служба, налоговый контроль, механизм налогового контроля, функции федеральной налоговой службы, права налоговых органов.

Одним из элементов экономической безопасности страны выступает налоговая безопасность, которая реализуется через действенный механизм налогообложения и систему налогового контроля, за реализацию которых отвечают налоговые органы страны.

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ, в соответствии со ст. 57 которой каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Определение налога данное в Налоговом Кодексе базируется на следующих сущностных признаках налога:

- императивности (обязательности);

- индивидуальной безвозмездности;

- уплате в целях финансового обеспечения деятельности государства.

В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в об-

ласти налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют:

- с федеральными органами исполнительной власти;

- с органами исполнительной власти субъектов РФ;

- с органами местного самоуправления;

- с государственными внебюджетными фондами

- посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Система налогового контроля состоит из следующих элементов механизма налогового контроля:

1. Уполномоченные органы, ответственные за администрирование налоговых отношений в системе управления налоговыми процессами на государственном уровне - налоговые органы, органы внутренних дел, таможенные органы, Счетная палата РФ и Минфин РФ.

2. Субъект налогового контроля, которым могут быть как контролирующие органы, так и налогоплательщики.

3. Объект налогового контроля, которым может быть финансово-хозяйственная деятельность физических и юридических

5S

лиц, так или иначе затрагивающая вопросы налогообложения.

4. Предмет налогового контроля, в свою очередь, которым выступают денежные документы, бухгалтерские отчеты, планы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней.

Налоговые органы можно определить, как систему централизованного характера по контролю за исчислением и уплатой налогов и сборов, которой присуща целостность.

Работа налоговых органов страны организована в соответствии с Федеральным законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 г. № 943-1.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 «главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах».

В 1990 году создана государственная налоговая инспекция в составе Министерства финансов. В 1991 году Государственная налоговая служба учреждена как самостоятельное ведомство. В 1998 год: Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. 19 марта 2004 года в ходе административной реформы по оптимизации функций органов исполнительной власти МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу;

% и cu pq u u 1 о 1993 год: Создан Государственный реестр предприятий, Начата разработка программы информатизадииГосударственнойналоговой службы Российской Федерации и ее территориальных органов как составной части: федеральной программы информатизацииРоссии. На налоговые органы возложены функции контроля за применением контрольно-кассовых машин.

CJ я

К

о R Ù 1996 год: Введена в действие упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

ГО Gh G\ i—i

и

4 о Я 1997 год: Создана первая версия общедоступного Интернет-сайта Госналогслужбы России. Разработана концепция создания АПС «Налог-2».

u К

я и с j о PL, 1998 год: Госналогслужба России преобразована в Министерств о Российской Федерации по налогам и сборам (Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 года № 1635).

U 3? 0

S о о 1999 год: Введена в действие I часть Налогового кодекса Российской Федерации. устанавливающая основные принципы налогообложения,

Q е 0J Ч 04 Я а О

2001 год: Введена в действие]! часть Налогового кодекса Российской Федерации (глава 21 «Налог на добавленную стоимость». Глава 22 ((Акцизы», Глава23 «Налог на доходы физических лиц»,Глава 24 ((Единый социальный налог(взнос)». 19 марта 2004 года МНС преобразовано в Федеральная налоговая служба РФ

н и S

Рис. 1. История деятельности ФНС в период с 1993 г. по настоящее время

Структура налоговых органов, сформированная в стране, включает следующие структуры, показанные на рисунке 2.

1 ФНС по субъектам РФ,

1

m о -► Межрегиональные инспекции ФНС.

и a. о

Инспекции ФНС по районам.

3

m о

hi о Инспекции ФНС по районам в городах.

M

a Ь Инспекции ФНС по городам без районного деления,

й

О Инспекции ФНС межрайонного уровня,

Рис. 2. Структура налоговых органов страны

Во главе ФНС находится руководитель, который назначается на должность и освобождается от нее Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.

Структура Федеральной налоговой службы имеет следующий вид:

Руководство и Центральный аппарат ФНС России; межрегиональные инспекции ФНС России:

- по федеральным округам (8 округов);

- по крупнейшим налогоплательщикам (№1-9);

- по ценообразованию для целей налогообложения;

- по централизованной обработке данных;

- по камеральному контролю Функции Федеральной налоговой службы

(ФНС) приведены на рисунке 3.

г---. о —

е

щ

&

3S о m о

о д

ЗК С

R СЗ CL ■"J

rJ е

X X

и

о

m с-

; )

О

контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и ссорах

контроль н надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов н сборов

контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей

* контроль и надзор за производством и оооротомтаоачной продукции

контроль и надзор за соолюдением треоовании к контрольно-кассовой технике (онлайн кассам), порядком и условиями ее регистрации и применения

контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей

контроль и надзор за проведением лотереи, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей

другие

Рис. 3. Функции ФНС

во

Права деятельности налоговых органов, оговоренные ст. 7 Федерального закона

Организация качественной, действенной и результативной работы налоговых органов страны необходима для того, чтобы обеспечить возможность максимального полного и результативного исполнения налогоплательщиками своих обязательств для того, чтобы обеспечить пополнение бюджета государства в необходимом объеме. Основной источник доходов бюджетов всех уровней (как консолидированного, так и федерального) являются именно налоги с физических и юридических лиц.

В современных условиях нестабильной экономической обстановки в России, влияния санкционных ограничений и политической нестабильности укрепление финансовой системы, бюджетной и, в частности, налоговой составляющих не вы-

РФ от 21.03.1991 г. № 943-, систематизированы далее по тексту на рисунке 4.

зывают сомнений. Стабильность налоговой системы России, организация качественного и результативного налогового контроля дают возможность укрепить налоговую безопасность, что является одним из рычагов укрепления национальной безопасности в общем.

Итак, за администрирование налоговых отношений в системе управления налоговыми процессами на государственном уровне в Российской Федерации несут ответственность налоговые органы страны, прежде всего, ФНС РФ и территориальные налоговые органы. Важно достижение баланса администрирования налоговых отношений в системе управления налоговыми процессами на государственном и региональном уровнях, в целом деятельно-

В случаи и порядке. которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, производить е органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки документов. связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также обязательных платежей, не являющихся налогами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

О существ лять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок. а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Обследовать с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации три осуществлении своих полномочий производственные. складские, торговые и иные помещения организаций и граждан.

Требовать от руководителей и других должностных лип проверяемых организации, а также от граждан устранения выявленных нарушении законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации нарушений законодательства Российской Федерации. регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указ энных требований.

В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов. плательщиков страховых взносов и налоговых агентов в банках и налагать греет на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов, птательпшков страховых взносов и натоговых агентов.

Выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушении в порядке, установленном НЕ РФ.

Взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном НК РФ.

Рис. 4. Права налоговых органов

сти налоговых органов страны всех уров- реализуемыми нормативно-правовыми до-ней иерархий. Деятельность налоговых кументами, прежде всего, это НК РФ и органов Российской Федерации организо- Федеральный закон от 21.03.1991 г. вана в соответствии с разработанными и № 943-1.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Электронная правовая база «Консультант-Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

2. Сайдулаев Д.Д., Курбанов С.А. Налоговый контроль: сущность, предмет и формы // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 11-3 (76). - С. 280-286.

3. Сайдулаев Д.Д., Агаева И.Х. Сущность налогового контроля и основные принципы его осуществления // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - № 11-2. - С. 64-67.

COMPOSITION AND STRUCTURE OF THE RUSSIAN TAX AUTHORITIES, THEIR FUNCTIONS AND POWERS IN THE FIELD OF ADMINISTRATION

D.D. Saidulaev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. The article considers the elements of the tax control mechanism, gives a brief overview of the history of the development of the tax authorities of Russia, describes the functions and tasks of the Federal tax service of the Russian Federation and the rights of tax authorities. The paper concludes that the organization of high-quality and effective work of tax authorities is necessary to ensure the possibility of maximum full and timely fulfillment by taxpayers of their fiscal obligations to ensure the formation of the state budget in the required amount.

Keywords: Federal tax service, tax control, mechanism of tax control, functions of the Federal tax service, rights of tax authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.