Проблемы экономики и менеджмента
УДК 336.225.673
Г.А. Терентьева
ст. преподаватель, кафедра налогов и налогообложения, ФГБОУ ДПО «Приволжский институт повышения квалификации Федеральной налоговой службы», г. Нижний Новгород
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СУБЪЕКТОМ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ
Аннотация. Представление в налоговые органы промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности не предусмотрено ни законодательством о налогах и сборах, ни Законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ. Цель данной статьи - рассмотреть основания, свидетельствующие о необходимости представления в налоговые органы промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Задача статьи - найти путь решения возникшей проблемы.
Ключевые слова: налоговый контроль, промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, налоговая декларация (расчет).
G.A. Terentyeva, Institute for Advanced Studies Volga Federal Tax Service of Russia, Nizhni Novgorod
ABOUT REPRESENTATION ECONOMIC ACTORS INTERMEDIATE ACCOUNTING (FINANCIAL) REPORTING TO THE TAX AUTHORITIES
Abstract. Presentation to the tax authorities of the intermediate accounting (financial) statements provided by any legislation on taxes and fees, nor the Law «On Accounting» № 402-FZ. The purpose of this article is to examine the reasons which prove the necessity of submission to the tax authorities of the interim accounting (financial) statements. The aim of this article is to find a way to solve the problem.
Keywords: tax control, intermediate accounting (financial) statements, annual accounting (financial) statements, tax declaration (calculation).
Федеральным законом от 29.06.2012 № 97-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс: с 2013 г. отменена обязанность организаций представлять в налоговые органы промежуточную бухгалтерскую отчетность [5]. В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики-организации должны сдавать в инспекцию только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Такие разъяснения дает МФ РФ в Письмах от 27.02.2013 № 03-02-08/13, от 28.02.2013 № 03-02-08/5904, Информации от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 [13, 14, 15].
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с 2013 г. промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, за отчетный период менее отчетного года [2]. В силу ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете ее состав устанавливается федеральными стандартами. Согласно ст. 30 Закона 402 ФЗ, до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов применяются Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Цен-
№ 2 (42) - 2015
111
Проблемы экономики и менеджмента
тральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ. Соответственно, в отношении промежуточной бухгалтерской отчетности большинства экономических субъектов по-прежнему будут действовать различные положения подзаконных нормативных правовых актов и НК РФ.
Общие правила оценки статей промежуточной бухгалтерской отчетности, содержание ее составляющих определяются ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н (Приложение к Письму Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01) [8].
Согласно п. п. 49, 51 ПБУ 4/99 промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками) организации, и формируется не позднее 30 дней по окончании отчетного периода. Отчетный период для составления такой отчетности согласно ч. 4 ст. 15 Закона о бухучете - с 1 января по отчетную дату включительно. Представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством или учредительными документами (п. 52 ПБУ 4/99).
Однако в целях выполнения основной задачи налоговых органов - в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» -осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, необходимо представление налогоплательщиками в налоговые органы, наряду с налоговой отчетностью и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности [4].
Обязанность представления налогоплательщиками в налоговые органы промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности необходима и для целей мониторинга контроля формирования бюджетных назначений, для расчета поступлений платежей в бюджетную систему на среднесрочную перспективу.
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет судить и о текущем финансовом состоянии предприятия и его платежеспособности.
В целях эффективного осуществления одной из форм налогового контроля - камеральной налоговой проверки, также необходимо наличие промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В ходе камеральной налоговой проверки используются как внутридокументные, так и междокументные контрольные соотношения.
Внутридокументные контрольные соотношения, определяющие соответствие показателей, отраженных в различных разделах налоговой декларации, проверяются в
112
№ 2 (42) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
автоматизированном режиме.
Кроме автоматизированного арифметического контроля в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов) в ходе камерального контроля должна быть проверена взаимоувязка показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
В связи с отсутствием промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности возникает необходимость истребования пояснений у налогоплательщика, информации из внешних источников, что приводит к возникновению дополнительного документооборота, к дополнительным трудозатратам как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налогового органа.
При проведении предпроверочного анализа, который является подготовительным этапом, необходимым для проведения выездного контроля налогоплательщика, с целью выбора оптимальных направлений его проведения, сопоставляются сведения, содержащиеся в налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщика, с показателями деятельности аналогичных налогоплательщиков, а также всей имеющейся в налоговом органе информации о деятельности налогоплательщика.
При этом анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности проводится как по годам в целом, так и в разрезе кварталов с целью выявления отклонений в динамике анализируемых показателей. Анализ общих экономических показателей деятельности налогоплательщика проводится, с целью определения степени влияния изменения производственных показателей на величину налоговых обязательств.
В целях реализации материалов налоговых проверок и права на принятие обеспечительных мер, предусмотренных п. 10 ст. 101 НК РФ, в отношении имущества налогоплательщика, также необходимо наличие промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности для определения стоимости имущества.
Стоимость имущества определяется по данным бухгалтерского учета налогоплательщика (абз. 9 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Необходимость представления в налоговые органы промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности обусловлена и тем, что в целях реализации п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 г. № 792 «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности», а также Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 21.04.2006 г. № 104 «Об утверждении методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 13.12.2011 № 730)» [6, 9].
Федеральной налоговой службе поручено осуществлять подготовку результатов проведения учета, текущего и сводного анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности, и представлять сведения в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство фи-
№ 2 (42) - 2015
113
Проблемы экономики и менеджмента
нансов Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, в федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие реализацию единой государственной политики в сфере экономики, в которой осуществляет свою деятельность соответствующее стратегическое предприятие или организация, в федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся соответствующие стратегические предприятия и организации, в Правительственную комиссию по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.
Необходимость представления в налоговые органы промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности следует и из п. 2 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в п. 2 ст. 64 Кодекса.
Наличие основания, предусмотренного в пп. 3 п. 2 ст. 64 Кодекса, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 № 175 [10].
Отсрочка (рассрочка) по уплате налога может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.
В соответствии с п. 2 Методики анализ финансового состояния проводится на основании имеющихся в распоряжении Федеральной налоговой службы и территориальных налоговых органов сведений, в том числе содержащихся в бухгалтерской отчетности, налоговых декларациях (расчетах), документах налогового учета.
Отсутствие ежеквартальной бухгалтерской отчетности не позволяет органу, уполномоченному представлять интересы Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах банкротства (ФНС России), своевременно получать информацию о фактах вывода должниками активов в преддверии банкротства, что в свою очередь существенно осложняет оспаривание неправомерных сделок должника и возвращение имущества в конкурсную массу.
Кроме того, в соответствии со статьей 20.6 Закона о банкротстве (ФЗ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002) сумма процентов по вознаграждению временного и административного управляющего находится в прямой зависимости от балансовой стоимости активов должника [3]. При отсутствии данных промежуточной отчетности об уменьшении активов должника в преддверии банкротства сумма вознаграждения будет рассчитана в большем объеме и взыскана за счет конкурсной
114
№ 2 (42) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
массы в ущерб интересам кредиторов и уполномоченного органа.
В соответствии со статьей 20.7 Закона о банкротстве размер оплаты услуг лиц, привлеченных внешним управляющим или конкурсным управляющим для обеспечения своей деятельности, также рассчитывается исходя из балансовой стоимости активов должника. Отсутствие данных промежуточной отчетности об уменьшении активов должника в преддверии банкротства приведет к завышению лимитов на оплату услуг привлеченных специалистов, что приведет к уменьшению конкурсной массы.
Исходя из изложенного следует, что для эффективного проведения контрольных мероприятий в целях выполнения основной задачи налоговых органов и с целью реализации и надлежащего исполнения указанных выше Постановлений и Приказов внесение дополнения в ст. 23 НК РФ в части обязанности представления экономическим субъектом в налоговый орган промежуточной бухгалтерской отчетности является необходимым.
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части 1 и 2 в ред. от 29.12.2014).
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 04.12.2014) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.11.2014).
3. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
4. Федеральный закон от 21.03.1991 № 943-1 ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О налоговых органах РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.05.2014).
5. Федеральный закон от 29.06.2012 № 97-ФЗ «О внесении изменений в НК
РФ».
6. Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 № 792 «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности».
7. Постановление пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 97 «О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве».
8. Приказ МФ РФ от 06.07.1999 № 43н-ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
9. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 21.04.2006 № 104 «Об утверждении методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций».
10. Приказ Минэкономразвития России от 18.04.2011 № 175 «Об утверждении методики проведения анализа финансового состояния в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога».
11. Приказ Минэкономразвития РФ от 13.12.2011 № 730 «О внесении изменений в Методику проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 21 апреля 2006 г. N 104».
12. Письмо Минфина от 09.01.2013 № 07-02-18/01.
13. Письмо Минфина от 27.02.2013 № 03-02-08/13.
14. Письмо Минфина от 28.02.2013 № 03-02-08/5904.
15. Информация Минфина от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012.
№ 2 (42) - 2015
115