Научная статья на тему 'Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений: состав, структура, правила составления'

Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений: состав, структура, правила составления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2104
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / БЮДЖЕТНЫЕ И АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УЧРЕДИТЕЛЬ / НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / ИНСТРУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалов М.В.

С вступлением в силу нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все бюджетные и автономные учреждения обязаны представлять бухгалтерскую отчетность не только своему учредителю, но и налоговому органу. В статье рассматривается процедура формирования бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения, производится сравнение отчетности, представляемой учредителю и налоговому органу. Разбираются особенности представления отчетности при реорганизации и ликвидации учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений: состав, структура, правила составления»

Проблемы учета

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ

И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: СОСТАВ, СТРУКТУРА, ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ

М. В. БЕСПАЛОВ, кандидат экономических наук, доцент, заместитель главного бухгалтера Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

С 1 января 2013 г. в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ) все организации независимо от организационно-правовой формы должны представлять в налоговый орган (по местонахождению) годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключение установлено только для организаций, которые в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) бухгалтерского учета вести не обязаны. При этом бюджетные и автономные учреждения к организациям, которые не обязаны вести бухгалтерского учета, не относятся (ч. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ), поэтому они должны представлять в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность.

Отчетность в налоговые органы необходимо представить не позднее трех месяцев после окончания отчетного года в составе следующих форм, утвержденных приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (далее — Инструкция № 33н):

— баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);

— отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности

(ф. 0503737) — в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности);

— отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

— сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) — в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности);

— сведений об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) — в разрезе деятельности с целевыми средствами, деятельности по оказанию услуг (работ), по средствам во временном распоряжении (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, ч. 4 ст. 14 Закона № 402-ФЗ, письмо Минфина России от 28.03.2013 № 02-06-07/9937).

Бюджетные и автономные учреждения могут представлять бухгалтерскую отчетность как на бумажном носителе, так и в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи). В свою очередь на бумажном носителе учреждение может сдать отчетность лично налоговому инспектору или по почте. Если учреждение отправляет отчетность по почте, то дата ее сдачи определяется по почтовому штемпелю. Поэтому отчетность признается сданной своевременно, если она отправлена до 24 ч последнего дня, установленного для ее представления.

Документами, подтверждающими отправку отчетности по почте, являются:

— квитанция почтовой службы о приеме письма;

— опись вложения, заверенная почтовой службой.

Для того чтобы почта выдала квитанцию, учреждению следует отправить отчетность заказным или ценным письмом (п. 32 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи»).

Форматы бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений в электронном виде утверждены приказом ФНС России от 21.03.2013 № ММВ-7-6/128 @ «Об утверждении форматов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в электронной форме».

При пересылке отчетности по телекоммуникационным каналам связи (по электронной почте) датой представления отчетности в налоговую инспекцию считается дата ее отправки. Такой вывод следует из п. 216 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)».

Для сдачи отчетности в электронном виде необходимо заключить договор с оператором связи на оказание услуг. После этого учреждение будет подключено к системе передачи отчетности по электронной почте. Специальная программа должна быть защищена от несанкционированного доступа к передаваемым сведениям.

В целом бухгалтерская отчетность бюджетным учреждением составляется ежеквартально и за год, при этом в ИФНС следует представлять только годовой отчет. Квартальная отчетность является промежуточной и составляется по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года. Годовая же отчетность составляется на 1 января года, сле-

дующего за отчетным. Отчетным годом признается календарный год с 1 января по 31 декабря включительно (п. 2 и 3 Инструкции № 33н).

Следует отметить, что состав отчетности бюджетного учреждения шире того перечня, который предоставляется в налоговый орган. Так, в состав общей бухгалтерской отчетности входят следующие формы:

— баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);

— справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);

— справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);

— отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

— отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);

— отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

— пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760);

— разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830), если в отчетном периоде была ликвидация или реорганизация (п. 12 Инструкции № 33н).

Кроме того, учредитель и соответствующий финансовый орган могут установить дополнительные формы отчетности, а также порядок их составления и представления учреждениями (п. 8 Инструкции № 33н).

Отдельно необходимо отметить, что в части некоторых операций бюджетные и автономные учреждения должны вести бюджетный учет (в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению») и составлять и представлять бюджетную отчетность (в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»).

Например, вести бюджетный учет и представлять бюджетную отчетность должны все учреждения (независимо от уровня бюджета, из которого они

финансируются), если они выполняют полномочия государственного органа (органа местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств перед гражданами в денежной форме (ч. 3.12 — 3.14 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», п. 2 приказа Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений», п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 590 «О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления»).

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств учреждения (п. 9 Инструкции № 33н).

Бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой (п. 4 Инструкции № 33н). Показатели бухгалтерской отчетности, имеющие отрицательное значение, указываются со знаком минус.

Если все показатели формы не имеют числового значения, составлять и представлять такую форму в составе бухгалтерской отчетности не нужно. При этом в пояснительной записке за отчетный период необходимо указать информацию о непредставленных формах (п. 10 Инструкции № 33н).

Сформированную бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер учреждения. Если форма отчетности содержит плановые (прогнозные) и аналитические показатели, ее также подписывает руководитель финансово-экономической службы.

Сформированная бухгалтерская отчетность представляется учредителю для формирования им сводной бухгалтерской отчетности подведомственных учреждений и ее представления финансовому органу соответствующего бюджета (п. 6 и 11 Инструкции № 33н). Представлять годовую бухгалтерскую отчетность в территориальное статистическое управление учреждениям не нужно (ч. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

Учредитель не вправе отказать учреждению в принятии отчетности. По просьбе учреждения, которое представило отчетность, учредитель должен проставить на сопроводительном письме отметки о дате ее представления.

Если отчетность представляется по телекоммуникационным каналам связи, учредитель направит учреждению уведомление о ее получении (принятии) в виде электронного документа (п. 6 и 11 Инструкции № 33н).

Далее учредитель проводит камеральную проверку представленной ему бухгалтерской отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению, установленным Инструкцией № 33н и правовыми актами, которыми утверждены дополнительные формы бухгалтерской отчетности.

В ходе камеральной проверки может быть выявлено, что отчетность не соответствует установленным требованиям. В такой ситуации учредитель должен уведомить об этом учреждение, которое представило отчетность. Устранить нарушения учреждение должно в течение срока, определенного учредителем. Также ошибки могут быть выявлены самим учреждением или иным органом, осуществляющим финансовый контроль. Исправленную бухгалтерскую отчетность в этом случае необходимо представить учредителю (иным пользователям отчетности) вместе с сопроводительным письмом, содержащим указания о внесенных изменениях (п. 11 Инструкции № 33н).

При реорганизации, изменении типа учреждения или ликвидации бухгалтерскую отчетность необходимо сформировать и представить на дату проведения этих мероприятий в следующем составе:

— разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);

— справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);

— справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);

— отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

— отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);

— отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

— пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760). В текстовой части Пояснительной записки дополнительно должны быть раскрыты сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого (преобразуемого) учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства, которые оспариваются в суде, а также раскрывается другая информация, существенная для учредителя, которая характеризует показатели деятельности реорганизуемого учреждения за отчетный период.

Данные, отраженные в отчетности, сформированной при реорганизации, преобразовании или ликвидации учреждения, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств (п. 79 Инструкции № 33н).

Список литературы

1. Беспалов М. В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и Финансы. Научно-практический журнал центра подготовки персонала ФНС России, Санкт-Петербург. 2011. № 1.

2. Беспалов М. В. Общие принципы учета нефинансовых активов в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 17. С. 2—9.

3. Беспалов М. В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 14. С. 2—9.

4. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

5. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

6. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

7. О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления: постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 590.

8. О требованиях к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения: приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н.

9. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

10. Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов): приказ Минфина России от 02.07.2012 № 99н.

11. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

12. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

13. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

14. Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи: постановление Правительства РФ от 15.04.2005 № 221.

15. Об утверждении форматов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в электронной форме: приказ ФНС России от 21.03.2013 № ММВ-7-6/128 @.

16. Письмо Минфина России от 28 марта 2013 г. № 02-06-07/9937.

17. URL:http://budget. 1gl. ru.

18. URL:http://www. consultant. ru.

19. URL:http://www.garant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.