Научная статья на тему 'Налоговое администрирование в Российской Федерации и пути повышения его эффективности в современных условиях'

Налоговое администрирование в Российской Федерации и пути повышения его эффективности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
684
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / TAX ADMINISTRATION / TAX CONTROL / TAX REVENUES / FEDERAL BUDGET / TAXPAYERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихметова А.Ф., Мейланова И.А.

В статье изучается теоретическая часть налогового администрирования в России на современном этапе. Отражены функции и методы налогового администрирования. К тому же данная статья приводит анализ поступления налоговых доходов от деятельности налоговых органов в бюджет страны. Данная статья рассматривает современные проблемы, которые стоят перед налоговым администрированием и способы их решения.The article studies the theoretical part of tax administration in Russia at the present stage. The functions and methods of tax administration are reflected. In addition, this article provides an analysis of tax revenue from the activities of tax authorities in the country's budget. This article considers the current problems that tax administration faces and how to solve them.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое администрирование в Российской Федерации и пути повышения его эффективности в современных условиях»

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А.Ф. Шихметова, студент

Научный руководитель: И.А. Мейланова, канд. экон. наук, доцент Дагестанский государственный университет (Россия, г. Махачкала)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10359

Аннотация. В статье изучается теоретическая часть налогового администрирования в России на современном этапе. Отражены функции и методы налогового администрирования. К тому же данная статья приводит анализ поступления налоговых доходов от деятельности налоговых органов в бюджет страны. Данная статья рассматривает современные проблемы, которые стоят перед налоговым администрированием и способы их решения.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый контроль, налоговые доходы, федеральный бюджет, налогоплательщики.

В настоящее время в России налоговое администрирование законодательно не установлено. Читая литературу, связанную с налогообложением, люди пытаются понять сущность налогового администрирования. Оно применяется в официальных документах, где довольно часто под управлением налогообложения подразумевается налоговое администрирование.

Налоговое администрирование является важной частью государственного управления, направленной на реализацию эффективной налоговой политики, которая основывается на максимизации поступлений в бюджет страны и обеспечении своевременного выполнения всех функций налогообложения, что возможно при помощи инструментов налогового администрирования [1].

Система налогового администрирования, которая сегодня существует в России, не всегда обеспечивает своевременное реагирование на различные изменения, происходящие в реальном секторе национальной экономики. В связи с этим встает вопрос модернизации инструментов администрирования налоговой политики, благодаря чему возрастет эффективность системы государственных организационно-управленческих мероприятий в рамках управления налогами, налоговой системой, налоговыми органами и налоговым планированием [3].

Налоговым администрированием является управление налогообложением, осуществляемое на государственном уровне, т.е. администрирование предусматривает организацию исполнения законодательных и нормативных актов, выявляет обстоятельства, которые мешают эффективной работе налоговой системы.

Налоговое администрирование также связано с совершенствованием налогового законодательства. Благодаря чему, регулярно вносятся изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ.

К методам налогового администрирования относятся способы контроля за исполнением налогового законодательства, в частности по: учету налогоплательщиков и плательщиков сборов; контролю применения налогового законодательства; проверке правильности исчисления и уплаты налогов; применению мер ответственности к налогоплательщикам; проверке деятельности налоговых органов.

Самыми важными и объемными методами налогового администрирования являются налоговые проверки налогоплательщиков [3].

В целях сокращения расходов на содержание налоговых органов осуществляется работа по оптимизации взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. К добросовестным налогоплательщикам применяется режим наиболь-

шего благоприятствования, вплоть до освобождения их от выездных проверок. Введено предоставление отчетных документов налогоплательщиками на электронных носителях. Практикуется получение информации из иных источников, не требующих больших трудозатрат. Внедрено применение оптимальных систем хранения документов, облегчающих их поиск и обработку. Постоянно осуществляется повышение профессионального уровня работников налоговых органов, внедряется стандартизация и автоматизация в работе.

Налоговое администрирование предусматривает своей целью побуждение налогоплательщиков и плательщиков сборов к добросовестному исполнению своих обязанностей по уплате налогов и сборов.

В качестве основного количественного показателя, который характеризует деятельность налоговых органов, является сумма дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы и ее динамика нарастающим итогом [2, с. 23].

Вместе с тем, необходимо отметить, что современная отечественная система налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков имеет ряд недостатков, таких как:

1) Создание Межрегиональных инспекций на основе субъектного отраслевого принципа, т.е. они контролируют налогоплательщиков, которые заняты в определенной отрасли производства и территориальное расположение налогоплательщика не имеет значения.

2) Отсутствие отраслевых знаний сотрудников по крупнейшим налогоплательщикам.

3) Проблема двойного учета крупнейших налогоплательщиков.

4) Проблема несоблюдения принципа единства налоговых органов в рамках контрольной деятельности [6, с. 105].

Первым пунктом в плане деятельности ФНС Росси на 2018 год выделяется: «совершенствование налогового администрирования и инструментов для повышения качества налогового контроля и выполнения надзорных функций».

То есть можно говорить о том, что данная задача является ведущей, а, следовательно, интересной для рассмотрения. Несмотря на то, что во многих публикациях ФНС встречается понятие «налоговое администрирование», оно не зафиксировано ни в одном законодательном акте.

Современная система налогового администрирования в России переживает период своего становления. В этом процессе приходится преодолевать значительные трудности, связанные с рядом проблем, которые можно условно разбить на три группы:

- необходимость налаживания налогового администрирования, наличие пробелов и недоработок в общих принципах налогового права;

- недостатки в формулировках и режимах налоговых законов, регулирующих применение конкретных налогов. Среди них следует выделить законы, регулирующих налоги на доходы и имущество физических лиц и НДС;

- устранить недостатки в работе налоговых органов: в управлении и организационной структуре налоговых органов, в отношениях между вышестоящими и нижестоящими налоговыми органами, в отношениях налоговых органов с органами власти соответствующих административно-территориальных образований, в организации использования информационных возможностей других органов государственной власти и информации, находящейся в распоряжении «третьих лиц», а так же в практическом применении некоторых действующих режимов, правил и норм, формально закреплённых налоговым законодательством, но используемых либо с отклонениями, либо с недостаточной эффективностью [8, с. 82].

Можно предложить следующие меры для повышения системы налогового администрирования:

- налоговое администрирование нуждается в постоянном совершенствовании с целью создания оптимального баланса прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего администра-

тивного воздействия, а с другой-сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства;

- для повышения действенности администрирования имущественных налогов необходимо улучшение взаимодействия между налоговыми органами и Росреест-ром.

Это возможно, если органы Росреестра будут использовать единый классификатор адресов, применяемый сейчас в налоговых органах.

- не менее важным и мало проработанным остается налоговое администрирование доходов физических лиц, особенно вторично занятого населения. Соответственно, данное направление пока не охвачено эффективными методиками налогового администрирования и требует особого внимания, так как вторично занятое население получает около 40% совокупных доходов.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

Во-первых, уровень собираемости налогов является ярким показателем состояния системы налогового администрирования РФ.

Из чего следует второй вывод, что система налогового администрирования в РФ имеет ряд проблем, которые приводят к невозможности обеспечения полноты и своевременности сбора налогов. Именно поэтому, сумма начислений и поступлений налогов растёт, а уровень собираемости остаётся прежним или даже сокращается.

В-третьих, наибольшее внимание следует обратить на налоговое администри-

рование для региональных и муниципальных бюджетов, поскольку именно в отношении этих бюджетов присутствует отрицательная динамика в собираемости налогов. Поступления налогов в местные бюджеты во многом зависят не только от увеличения налоговой базы или числа плательщиков, но и от налоговой дисциплины последних, что также указывает на состояние налогового администрирования.

Все эти выводы указывают на то, что качество налогового администрирования, в особенности меры, принимаемые налоговыми органами в отношении обеспечения налоговых поступлений в бюджетную систему, имеет немаловажное значение.

Именно поэтому необходимо совершенствовать систему налогового администрирования и внедрять её во весь налоговый механизм, для обеспечения должного контроля за исполнением налогоплательщиками своих обязанностей, повышения собираемости налогов и снижения задолженности по уплате налогов в бюджетную систему РФ, а также одновременного поддержания относительно низких налоговых ставок [2, с. 25].

На основании вышеизложенного можно сказать, что управление и обеспечение всестороннего развития системы государственного налогового администрирования основывается не только на историческом и научном опыте, но и на применении усовершенствованных инструментов налогового администрирования, адаптированных под постоянно меняющуюся внутреннюю и внешнюю экономическую ситуацию страны, что позволяет достичь высокого темпа роста российского общества.

Библиографический список

1. Кузнецов Л.Д. Налоговое администрирование как элемент налоговой системы России // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - С. 170-172.

2. Лесовая Н.В., Андрухова С.В. Уровень собираемости налогов в РФ как показатель качества налогового администрирования страны // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2019. - С. 23-25.

3. Налоговый контроль - это эффективный инструмент налоговой политики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/130959/nalogovyiy-kontrol—еШ-еГГекйУпу1у-т8^теп^па1о§оуоу-ро1Шк! (дата обращения 22.03.2020)

4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: na1og.ru (дата обращения 21.03.2017)

5. Официальный сайт Министерство финансов Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения 21.03.2017)

6. Осташкин Р.А. Проблемы налогового администрирования в РФ // Фундаментальные и прикладные научные исследования: инноватика в современном мире. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 100-105.

7. Сайдулаев Д.Д. Эволюция системы налогового администрирования в России / Д.Д. Сайдулаев, А.В. Тагирова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 9-2. - С. 124-129.

8. Тагиева К.Т., Шадурская М.М. Перспективы реализации новых возможностей налогового администрирования в РФ // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки Материалы XVIII международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 80-82.

TAX ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS TO IMPROVE ITS EFFICIENCY IN MODERN CONDITIONS

A.F. Shikhmetova, Student

Supervisor: I.A. Meylanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Dagestan State University (Russia, Makhachkala)

Abstract. The article studies the theoretical part of tax administration in Russia at the present stage. The functions and methods of tax administration are reflected. In addition, this article provides an analysis of tax revenue from the activities of tax authorities in the country's budget. This article considers the current problems that tax administration faces and how to solve them. Keywords: tax administration, tax control, tax revenues, federal budget, taxpayers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.