УДК 36.1/5 ББК 65.261.41-212.1
ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ Солехзода Аюбджон Маъруф, к. э. н,
ПОДХОДОВ И ПРИОРИТЕТОВ ПРИ Российско-Таджикский (славянский)
ОЦЕНКЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО университет (Таджикистан, Душанбе) АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
МАСЪЛА^ОИ ТАРЙИРЁБИИРАВАНДВА Солерода Аюбцон Маъруф, н.и. и.,
АФЗАЛИЯЩО ДАРАРЗЁБИИНИЗОМИ Донишго^и славянии Россия ва
МАЪМУРИКУНОНИИАНДОЗ Тоцикистон (Тоцикистон, Душанбе)
PROBLEMS BESET WITH Solekhzoda Ayubjon Maruf, candidate of
TRANSFORMATION OF APPROACHES the sciences of economics,Russian-Tajik
AND PRIORITIES IN THE ASSESSMENT (Slavonic) University
OF TAX ADMINISTRATION SYSTEM E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: трансформация подходов и приоритетов, налоговое администрирование, оценка фискальных показателей, проблемы категориально-терминологического и методического аппарата, налоговые платежи, реформирование налогового администрирования
Исследованы основные проблемы трансформации подходов и приоритетов при реализации мер по совершенствованию системы налогового администрирования в Республике Таджикистан. Рассмотрено социально-экономическое значение налогового администрирования и содержание концептов, то есть базовых принципов, формирующих нормативные паттерны (образцы) поведения в эффективной модели налогового администрирования. Проанализированы фискальные показатели, характеризующие выполнение налоговых обязательств в экономике Таджикистана: объем налоговых поступлений, расходы и доходы государственного бюджета, а также доля налоговых доходов в отношении к ВВП. Аргументирована важность улучшения фискальных индикаторов при оценке эффективности налогового администрирования. Выявлены нарушения в исполнении налогового законодательства и перечислены проблемы, влияющие на процесс налогового администрирования. Сформулированы научные предпосылки, направленные на реформирование налогового администрирования в отечественной экономике.
Калидвожа^о: тацдиди муносибатуо ва афзалиятуо, маъмурикунонии андоз, арзёбии нишондиуандауои фискалии кишвар, масъалауои дастгоуи механизмуои катего-риявй-истилоуй ва методологи, пардохтуои андоз, ислоуоти маъмурикунонии андоз
Масъалауои асосии тацдиди муносибатуо ва афзалиятуо уангоми амалигардонии тадбируо оид ба ислоуоти низоми маъмурикунонии андоз дар Цум^урии Тоцикистон баррасй шудаанд. Ауамияти ицтимой-ицтисодии маъмурикунонии андоз ва мундарицаи консептуо, яъне принсищои пойгоуй, ки паттернуои (намунауои)меъё'рии рафторро
дар амсилауои самарабахши маъмурикунонии андоз ташаккул медиуанд, ба риштаи таулил кашида шудааст. Нишондиуандауои фискалии зерин, ки ицрои уудадориуои андозиро ба ицтисодиёти Тоцикистон тавсиф мекунанд, таулил шудааст: уацми воридоти андози, хароцоту даромади буцети давлатй, уамчунин уиссаи даромадуои андози нисбат ба ММД. Ауамияти такмил додани нишондиуандауои фискалй уини арзёбии самарабахшии маъмуриконии андоз мудаллал гардидааст. Камбудиуои ицрои цонунгузории андоз ошкор ва масъалауое, ки ба раванди маъмуриконии андоз таъсир мерасонанд, номбар карда шудаанд. Заминауои илмй, ки ба ислоуи маъмурикунонии андоз дар ицтисодиёти ватанй нигаронида шудаанд, тасвия гардидаанд.
Keywords: transformation of approaches and priorities, tax administration, assessment of the
country's fiscal indicators, problems of categorical-terminological and methodological
apparatus of tax administration, tax payments.
The article dwells on the main problems concerned with transformation of approaches and priorities in the implementation of measures aimed at the tax administration system improvement in Tajikistan Republic. The author considers the socio-economic importance of tax administration and the content of concepts lying in the basic principles that form the normative patterns of behavior in an effective model of tax administration, upon the whole. In his article the author canvasses the fiscal indicators characterizing the fulfillment of tax obligations in the Tajik economy: volume of tax revenues, expenditures and revenues of state budget, share of tax revenues in relation to GDP as well. The importance of improving fiscal indicators in regard to assessment of the effectiveness of tax administration is augmented. Violations in the implementation of tax legislation have been identified and problems affecting the tax administration process have been listed. Scientific prerequisites to reform tax administration in the domestic economy are formulated.
Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своем ежегодном Послании к Маджлиси Оли Республики Таджикистан связывает социально-экономические вопросы, в том числе повышение качества и уровня жизни населения, с усилением экономического и производственного потенциала страны.
Принятие Концепции формирования электронного правительства в Республике Таджикистан на период 2012-2020 гг., находящейся на стадии завершения, было связано с рядом стратегических целей по переводу экономических систем в цифровой формат, созданию взаимосвязанных баз данных, по обеспечению электронного оборота информации практически во всех сферах жизни общества. Налоговое администрирование не является исключением, скорее наоборот, от эффективности его мер зависит упрощение доступа граждан и налогоплательщиков к качественным услугам налоговой службы. Налоговое администрирование является важным фактором, влияющим на укрепление экономического и производственного потенциала страны. Все меры, связанные с налоговым администрированием: от регистрации налогоплательщиков и до создания баз данных и их электронного координирования, являются звеньями общей цепи задач по внедрению цифровых технологий. Обеспечение успешного выполнения задач во многом позволяет сократить, а то и устранить личный контакт между налоговыми служащими и налогоплательщиками [6].
Мы ранее отмечали: «Налоговое администрирование как основной регулятивный инструмент реализации налоговой стратегии и налоговой политики Республики Таджикистан выполняет широкий спектр функций, связанных с формированием бюджетных ресурсов, и встроено в архитектуру налоговой системы страны. Эффективность работы налогового администрирования как регулятора налоговой системы представляет собой центральное звено в общей модели оценки её эффективности в Республике Таджикистан и форм ее функционирования» [4; 5]. Между тем, освещение проблем, связанных с применением современных методов налогового администрирования и инновационных механизмов обеспечения электронного оборота информации, находится на недостаточном уровне. Недостаточно современна система мониторинга теоретических аспектов налогового администрирования, осуществляемых в практике деятельности налоговых органов Республики Таджикистан, и их организационно-методическое воплощение в нормах права, в административном устройстве органов, наделенных полномочиями налогового администрирования. «Эффективность работы налогового администрирования как регулятора налоговой системы представляет собой центральное звено в общей модели оценки её эффективности и форм ее функционирования в Республике Таджикистан. Широко освещенные проблемы категориально- терминологического и методического аппарата налогового администрирования как в РТ, так и за рубежом, тем не менее, не охватывают во всей полноте проблемы оценки эффективности реализации налогового администрирования как регулятивного инструмента по сбору налоговых платежей, взаимодействия с субъектами налогового администрирования, налогоплательщиками и т.д.» [4, с. 71].
Исходя из целей и задач налогового администрирования, связанных с исполнением таких ключевых функций, как учет, регулирование, планирование и администрирование сбора налоговых платежей и формирование бюджетных ресурсов страны, прямая оценка их эффективности связана с исполнением субъектами-налогоплательщиками их налоговых обязательств и с уровнем налоговой ответственности, характеризующим налоговую дисциплину и налоговую культуру в Республике Таджикистан. Следует отметить, что сам процесс налогового администрирования в Республике Таджикистан, его предмет, функции, принципы, организационно-методический аппарат на сегодняшний день претерпевают серьезные трансформации, вызванные влиянием общемировых тенденций на изменение функциональной роли налогового администрирования и с необходимостью реформирования указанной системы с учетом национальных, исторических и правовых особенностей. Поэтому значимые элементы и цели налогового администрирования нуждаются в систематическом мониторинге и актуализации принципов, методов, показателей и инструментария оценки его эффективности как национальной модели налогового регулятора. Его реализация с позиций вновь появляющихся элементов и процессов взаимодействия с налогоплательщиками требует серьезного пересмотра и расширения теоретико-методологического аппарата оценки эффективности налогового администрирования.
Генезис системы налогового администрирования Республики Таджикистан характерен для стран постсоветского пространства и несет в себе как позитивный потенциал (например, развитую методологию и инструментарий налогового планирования), так и негативные в современных условиях методы принудительного давления на налогоплательщика. Это связано с экономикой знаний и цифровизацией экономических процессов (в том числе процессов реализации налоговой и социальной ответственности). Проис-
ходящие перемены и трансформация, ориентированные на партнерские отношения, требуют непрерывного отслеживания результатов и изменений, происходящих в органах налогового администрирования на правовом, организационном, методическом уровне. Они происходят и на уровне этнокультурных, экономических, финансовых, психологических, поведенческих аспектов трансформации среды налогового администрирования, уровня налоговой ответственности, изменения установок налогоплательщика и сценариев управленческих решений в области исполнения налоговых обязательств.
Современная методология налогового администрирования, применяемая в нашей стране, строится на принципах, которые стремятся к применению партнерского подхода, который в значительной мере распространен в ведущих странах (США, во многих странах Европы и т.д.). И, наоборот, применение методов административного принуждения при взимании налогов, преобладание контрольной составляющей в налоговом администрировании не всегда дают желаемый результат при увеличении доли налогов в составе доходной части государственного бюджета. То есть, максимизация налоговых поступлений в бюджет может произойти из-за преобладания принципа партнерских отношений, а не от жестких административных мер и реализации мер наказания при обнаружении фактов налоговых сокрытий и др.
При совершенствовании налогового администрирования имеет большое значение характеристика концептов, формирующих нормативные паттерны поведения в эффективной модели налогового администрирования. Концептом в нашем понимании является «совокупность базовых принципов, понятий, терминов, функций, стратегий и тактик поведения регулирования налогового администрирования, норм и правил, сформированных в правовом, этнокультурном, институциональном, политическом, экономическом полях, определяющих конечный сценарий принятия решений и поведенческих траекторий всех участников - субъектов налогового администрирования» [4, с. 74]. Несколько ранее [5] мы давали характеристику концептов, формирующих нормативные паттерны поведения в эффективной модели налогового администрирования. Однако в предыдущих статьях данная характеристика дается не в полном объеме. Поэтому мы представляем эту характеристику в несколько расширенном виде.
Таблица 1. Характеристика концептов, формирующих нормативные паттерны поведения в эффективной модели налогового администрирования_
Концепт Субъекты Характеристика
«Налоговая ответственность и добросовестное взаимодействие» Налогоплательщики (субъекты, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность по исполнению налоговых обязательств) Предполагает формирование налоговой ответственности как базовой модели поведения налогоплательщика, включающего в себя следующие аспекты: - психологический (налоговая ответственность принимается субъектом как позитивный элемент, формирующий его высокий личностный и коллективный статус); - социальный (налоговая ответственность представляет особой имманентный компонент нормативного социального поведения с осознанием значимости собственной роли налогоплатель-
щика в формировании социального, культурного пространства и ресурсов республики); - нормативно-правовой (налоговая ответственность воспринимается как значимый компонент добросовестного поведения налогоплательщика в пределах правового поля, несоблюдение норм налогового права является релевантным компонентом самооценки субъекта)
«Паритетное взаимодействие и эффективность исполнения функций» Органы налогового администрирования, осуществляющие его основные функции в Республике Таджикистан Совокупность норм и паттернов реализации органами налогового администрирования, исполняющих его функции, базирующаяся на принципе паритета и баланса интересов налогоплательщиков, их вовлечении в процесс взаимодействия с налоговыми органами по исполнению налоговых обязательств. Оптимальное сочетание методов воздействия - от принудительных до партнерских. Ориентация на эффективность исполнения своих функций в стратегической перспективе (администрирование на основе планирования и устойчивого роста показателей сбора налоговых платежей в противовес текущим и дискретным эффектам «активного воздействия» на налогоплательщиков с последующим снижением заинтересованности и добросовестности в исполнении ими налоговых обязательств)
«Объективность, добросовестное исполнение обязанностей, высокое качество услуг сопровождения». Субъекты инфраструктуры налогового администрирования (службы аудита, консалтинга, юридического и информационного сопровождения, 1Т- инфраструктура, образовательные, просветительские, научные институты и субъекты) Формирование нормативных паттернов поведения, ориентированных на соблюдение баланса интересов налогового субъекта (налогоплательщика) и социальных интересов, представляемых государственными институтами налогового регулирования и администрирования. Поиск и развитие способов оптимального взаимодействия органов налогового администрирования и налогоплательщиков в таких сферах, как налоговая оптимизация, своевременность исполнения налоговых обязательств, альтернативных деви-антным методам уклонения от налогообложения, работа по культурному, психологическому, научно-практическому и финансовому разъяснению и повышению интенсивности и уровня контакта между всеми участниками налогового администрирования Республики Таджикистан
Источник: Составлено автором, также приводится в некоторых его статьях, изданных в разных изданиях [5, с. 123].
Меры налогового администрирования, реализуемые в последние годы, показывают, что, с точки зрения финансовых показателей, в том числе собираемости налоговых платежей, доли налоговых платежей в доходах бюджета Республики Таджикистан, эффективность налогового администрирования не может быть оценена как полностью соответствующая целям и задачам дисциплинированности и результативности в исполнении налогоплательщиками своих обязательств.
Налоговые поступления за 2019 год составили 16,3 млрд сомони и по сравнению с аналогичным периодом 2018 года увеличились на 1,9 млрд сомони, или на 11,7 %. Доля налоговых поступлений в общем объеме доходов государственного бюджета в 2019 году составила 91,6 % [1]. Фискальные показатели исполнения налоговых обязательств могут быть положены в основу формирования первого, фундаментального слоя оценки эффективности налогового администрирования, соответствующего его базовой цели -обеспечению своевременного и полного исполнения налоговых обязательств, сбору налоговых платежей в соответствии с установленными законодательством плановыми показателями финансового и бюджетного прогнозирования. В республике ведется активная работа по мониторингу показателей исполнения бюджета, статистический анализ и оценка степени и вклада органов налогового администрирования в общую эффективность налоговой и бюджетной системы Республики Таджикистан [3].
Фискальные показатели РТ, млрд сомони.
Расходы государственного бюджета
Налоговые доходы
Доходы государственного бюджета
21
17
16,3 14,4
15,8
0 5 10 15 20
2020 г. (плановый показатель) ■ 2019 г. ■ 2018 г.
24,2
26,4
I 26,1
25
30
Рис. 1. Фискальные показатели Республики Таджикистан за 2018-2020 гг., млрд сомони Значимым показателем эффективности работы является доля налоговых поступлений в общем объеме ВВП РТ, статистическая оценка, вероятностная и прогностическая оценка налоговых поступлений и корреляционная связь эффективности методов налогового администрирования и итоговых значений формирования внутреннего валового продукта за счет налоговых поступлений, взимаемых в соответствии с применяемыми методами (рис. 3). Однако подход, основанный на статистическом мониторинге, не в полной мере отвечает сложной организации социально-экономических, финансовых, правовых процессов и их связи с процессом налогового администрирования.
Доля налоговых поступлений в ВВП Республики Таджикистан, 2017-2020 гг. [2].
Доля налоговых поступлений в ВВП Республики Таджикистан, 2017-2020, в %
22 -21,6
21,5 -
20,9 20,8
21
20,5 -
20 | 19,5
19,5 -
19 -
18,5 -
18 -
2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. (плановый
показатель)
Доля налоговых поступлений в ВВП Республики Таджикистан за 2017-2020 гг., в млрд сомони
2020 г. (плановый показатель) 2019 г. 2018 г. 2017 г.
87,4
17
78,2
16,3
68,8
14,4
61,1
13,2
60 80
0 20 40 ВВП ■ Доля налоговых поступлений в ВВП
100 120
Рис. 2. Доля налоговых поступлений в ВВП Республики Таджикистан.
Процедура оценки эффективности методов налогового администрирования, сложившаяся в настоящее время и ориентированная на абсолютные и относительные значения собираемости налогов, количественные и качественные характеристики мероприятий, исполненных органами налогового администрирования, с точки зрения потенциала налоговой среды страны не является полной и завершенной. Все это влияет на интеграцию налогового администрирования в международные тренды.
В целом анализ статистических данных, касающихся бюджетной системы Республики Таджикистан, указывает на недостаточную динамику роста налоговых поступлений в их абсолютном (сумма планируемых поступлений) и в относительном значении (доля величины поступления в общем ВВП Республики Таджикистан), а также на слабость индекса прироста налоговых поступлений от одного отчетного периода к другому. Это говорит о том, что ситуация со сбором налоговых платежей носит стагнирующий характер и не имеет потенциала для инновационного прорыва в реализации налогового администрирования.
Отмечено, что задолженность по налоговым поступлениям является показателем эффективности работы налоговых органов и свидетельствует о недостаточности мер и способов воздействия на налогоплательщиков в текущей модели налогового администрирования [7, с.123]. Это предполагает поиск альтернативных способов, позволяющих сократить задолженность и вовлечь в данный процесс налогоплательщиков по принципу взаимной заинтересованности, а не только по принуждению и применению санкционной политики при неисполнении налоговых обязательств.
Отмечается, что количество установленной законодательством налоговой отчетности и налоговых платежей в значительной степени зависит от налоговой дисциплины налогоплательщиков и сотрудников налоговых органов, от знания ими налогового законодательства и желания налогоплательщиков уплачивать налоги по принципу самообложения, размеров соответствующих санкций за нарушение порядка уплаты налогов, а также от развитости используемых компьютерных налоговых систем, материально-технических, финансовых и кадровых возможностей налоговых органов по организации действенного налогового контроля [8].
Нарушения налогового законодательства Республики Таджикистан отмечаются по разнообразному спектру, в том числе по таким направлениям, как:
- сокрытие налогооблагаемой базы как по прямым, так и по косвенным налогам;
- сокрытие объектов налогообложения, в том числе непризнание объектов налогообложения в информационной системе бухгалтерского и налогового учета;
- занижение сумм налоговых обязательств путем фальсификации расчетов и отчетных данных;
- нарушение исполнения налоговых обязательств по срокам, объему уплаты;
- нарушение организационного и административного порядка исполнения налоговых обязательств;
- осуществление экономической деятельности без постановки на налоговый учет и т.д.
Выявляются нарушения налогового законодательства, однако, с позиции организации налогового администрирования, такие работы являются трудоемкими и затратными и влекут значительные трансакционные издержки. При этом эффективность налогового администрирования при выявлении нарушений в области налогового законодательства Республики Таджикистан и принуждение к исполнению налоговых обязательств среднего уровня и оценка таких показателей носят субъективный характер и затруднены.
Среди проблем, влияющих на обеспечение эффективности налогового администрирования, следует отметить также недостаточный уровень координации и обмена данными между субъектами государственного регулирования и налогового администрирования на международном, национальном и региональном уровне. Кроме этого отметили низкий уровень доверия налогоплательщиков к нормативно-правовой системе и к субъектам налогового регулирования и контроля, низкий уровень мотивации налогоплательщиков к исполнению налоговых обязательств, технические и организационные барьеры в организации налогового контроля и мониторинга эффективности налогового администрирования в целом.
Вместе с тем имеются серьезные проблемы в организации и деятельности налоговых органов, среди которых:
- порядок самодекларирования и самообложения налогами, используемый в
Таджикистане, нуждается в дальнейшем совершенствовании и упрощении;
- должен быть отрегулирован процесс планирования налогового администрирования (анализ налоговых поступлений и недоимок, оперативное распределение имеющихся материальных и кадровых ресурсов, краткосрочное прогнозирование налоговых поступлений);
- недостаточный кадровый и технический потенциал налоговых органов всех уровней, низкая эффективность работы малочисленных районных налоговых инспекций;
- невысокий уровень обслуживания налогоплательщиков, сохранение проблем в учете налогоплательщиков; используемый в настоящее время порядок самообложения налогами нуждается в упрощении;
- низкий уровень проводимых налоговых проверок, недостаточный учет налогового поведения (риска) при планировании налоговых проверок, неполное использование методов учета риска при разработке планов налоговых проверок;
- постоянный рост и высокий уровень налоговой задолженности, несфор-мировавшийся порядок работы по сокращению налоговой задолженности, слабый уровень знания работниками налогового и иного законодательства.
Количество установленных законодательством образцов налоговой отчетности и налоговых платежей в значительной степени зависит от налоговой дисциплины налогоплательщиков и сотрудников налоговых органов, от уровня знания ими налогового законодательства [6, с. 49]. Сюда относится и желание налогоплательщиков уплачивать налоги на принципе самообложения, размеры соответствующих санкций за нарушение порядка уплаты налогов, а также степень развитости используемых компьютерных налоговых систем, материально-технических, финансовых и кадровых возможностей налоговых органов по организации действенного налогового контроля.
На основе данных факторов можно сформулировать основные предпосылки к реформированию подходов при определении эффективности налогового администрирования:
1) признание сложностей и барьеров в обеспечении высокого уровня исполнения налоговых обязательств и собираемости налоговых платежей путем усиления принудительных и санкционных мер налогового контроля и налогового регулирования (расширение инструментов налогового и административного давления);
2) актуальность реформирования концептуальных основ взаимодействия всех субъектов налогового администрирования на основе баланса экономических, социальных и правовых интересов всех участников;
3) внедрение новых методов взаимодействия с налогоплательщиками и осуществления налогового администрирования;
4) более конструктивное и корректное и, самое главное, - открытое использование информационных технологий, которые автоматизируют процедуру налогового администрирования (регистрация налогоплательщиков, консультирование, использование «единого окна», личного кабинета, контрольно-кассовых машин с фискальным модулем и др.).
Трансформация налогового администрирования Республики Таджикистан из инструмента принуждения к исполнению налоговых обязательств в инструмент стимулирования и мотивации налогоплательщиков к добровольному участию в процессе налогового администрирования на равных правах при уплате налогов является перспективным этапом развития системы налогового администрирования.
Список использованной литературы:
1. www.stat.tj - Официальный сайт Государственного комитета по статистике Республики Таджикистан.
2. www.andoz.tj - Официальный сайт Налогового комитета Республики Таджикистан.
3. www.minfin.tj - Официальный сайт Министерства финансов Республики Таджикистан.
4. Солехзода А.М. Развитие концептуальных подходов к оценке эффективности налогового администрирования в РТ // Экономика Таджикистана. - Душанбе, 2019. - №1. - С. 71-79. ISBN978-99947-1-473-5.
5. Солехзода А.М. Технологии мониторинга в развитии налогового администрирования Республики Таджикистан. // Журнал Экономика Таджикистана -№4.2018. ISBN 97899947-1-473-5. -Душанбе, 2018. -С. 119-126.
6. Аристархова М. К. Организационное, методическое, цифровое развитие налогового администрирования: учебное пособие для студентов всех форм обучения, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение» / М. К. Аристархова, О. К. Зуева, А. Ю. Шеина. - Уфа: Редакционно-издательский комплекс УГАТУ, 2019. - 143 с.
7. Ефремова, Т. А. Налоговое администрирование в России: организация, современное состояние, перспективы развития: монография / Т. А. Ефремова. - Саранск : Рузаев-ский печатник, 2015. - 123 с.
8. Колесов, Е. С. Концепция риск-ориентированного внутреннего контроля эффективности хозяйственной деятельности / Е. С. Колесов //Инновационное развитие экономики. - 2016. - № 1. - С. 178-183.
Reference Literature:
1. www.stat.tj - Official Website of the State Committee for Statistics of Tajikistan Republic.
2. www.andoz.tj - Official Website of the Tax Committee of Tajikistan Republic.
3. www.minfm.tj - Official Website of the Ministry of Finances of Tajikistan Republic.
4. Solekhzoda A.M. Development of Conceptual Approaches to the Assessment Beset with the Effectiveness of Tax Administration in Tajikistan Republic // Economy of Tajikistan. -Dushanbe, 2019. - No. 1. - pp. 71-79. ISBN 978-99947-1-473-5.
5. Solekhzoda A.M. Monitoring Technologies in the Development of Tax Administration in Tajikistan Republic. // Journal of Economics. Tajikistan, No. 4., - 2018. ISBN 978-99947-1473-5 Dushanbe, 2018, pp. 119-126.
6. Aristarkhova M.K. Organizational, Methodological, Digital Development of Tax Administration: a textbook for students of all forms of training studying under the cipher 38.03.01 "Economics", profile "Taxes and Taxation" /M. K. Aristarkhova, O. K Zueva, A. Yu. Sheina. - Ufa: Editorial and publishing complex of USATU, 2019. - 143 pp.
7. Yefremova, T. A. Tax Administration in Russia: Organization, Current Status, Development Prospects: monograph / T. A. Yefremova. - Saransk: Ruzaev printer, 2015. - 123 pp.
8. Kolesov, E. S. The Concept of Risk-Based Internal Control of the Efficiency of Economic Activity /E. S. Kolesov //Innovative Development of Economy. - 2016, No. 1. - pp. 178-183.