Научная статья на тему 'Состав и структура информационно-аналитической компетентности будущего сотрудника ФСИН России'

Состав и структура информационно-аналитической компетентности будущего сотрудника ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION-ANALYTICAL COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / INFORMATION-ANALYTICAL SKILLS / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION-ANALYTICAL ACTIVITY / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / PENITENTIARY SYSTEM / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / БУДУЩИЙ СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / FUTURE EMPLOYEE OF THE PENITENTIARY SYSTEM / ФУНКЦИЯ / FUNCTION / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ELECTRONIC DOCUMENT FLOW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Улендеева Наталия Ивановна

Необходимость формирования и развития информационно-аналитической компетентности будущих сотрудников пенитенциарной системы продиктована современными требованиями к организации информационно-аналитической работы и к использованию современных информационных технологий при исполнении наказания в виде заключения под стражу, а также исполнения наказания без изоляции от общества. У будущих сотрудников пенитенциарной системы должны быть сформированы знания, умения и способы действий по работе с электронными документами, так как основной поток ведения, систематизирования, разработки, согласования, отправки и хранения документов обеспечивается системой электронного документооборота между структурными подразделениями одного пенитенциарного учреждения и межведомственном взаимодействии организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы. Структура информационно-аналитической компетентности будущего сотрудника пенитенциарной системы имеет сложный состав, в статье проанализированы компоненты рассматриваемой компетентности у менеджеров, учителей, психологов, офицеров-инженеров, будущих юристов-аналитиков. Отдельно рассмотрены функции информационно-аналитической составляющей в деятельности различных специальной сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые представлены для трех групп специальностей: 1 группа сотрудники-операторы, 2 группа специалисты информационно-аналитических отделов, 3 группа руководители среднего и старшего начальствующего состава. Выделены общие информационно-аналитические умения для первой и второй групп и специальные информационно-аналитические умения, которые необходимы для разработки и принятия управленческого решения для третьей группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Улендеева Наталия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPOSITION AND STRUCTURE OF INFORMATION-ANALYTICAL COMPETENCE OF THE FUTURE EMPLOYEE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The need to develop the information and analytical competence of future employees of the penitentiary system is dictated by modern requirements for the organization of information and analytical work and the use of modern information technologies in the execution of punishment in the form of detention, as well as the execution of punishment without isolation from society. The future employees of the penitentiary system should have knowledge, skills and methods of action on work with electronic documents, as the main flow of maintaining, systematization, development, coordination, sending and storage of documents is provided by the system of electronic document flow between the structural units of one penitentiary institution and interdepartmental interaction of organizations and institutions of the penitentiary system. The structure of information and analytical competence of the future employee of the penitentiary system has a complex composition, the article analyzes the components of the competence of managers, teachers, psychologists, officers, engineers, future lawyers and analysts. Separately, the functions of information and analytical component in the activities of various special officers of the prison system, which are presented for three groups of specialties: 1 group-employees operators, 2 group-specialists of information and analytical departments, 3 group heads of middle and senior management. General information and analytical skills for the first and second groups and special information and analytical skills that are necessary for the development and management decision-making for the third group are highlighted.

Текст научной работы на тему «Состав и структура информационно-аналитической компетентности будущего сотрудника ФСИН России»

Ulendeeva Natalia Ivanovna

THE COMPOSITION AND STRUCTURE .

pedagogical sciences

УДК 378.09

СОСТАВ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СОТРУДНИКА ФСИН РОССИИ

© 2018

Улендеева Наталия Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Управления и

информационно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы» Самарский юридический институт ФСИН России (443022, Россия, Самара, улица Рыльская, 24 В, e-mail: nulendeeva@mail.ru)

Аннотация. Необходимость формирования и развития информационно-аналитической компетентности будущих сотрудников пенитенциарной системы продиктована современными требованиями к организации информационно-аналитической работы и к использованию современных информационных технологий при исполнении наказания в виде заключения под стражу, а также исполнения наказания без изоляции от общества. У будущих сотрудников пенитенциарной системы должны быть сформированы знания, умения и способы действий по работе с электронными документами, так как основной поток ведения, систематизирования, разработки, согласования, отправки и хранения документов обеспечивается системой электронного документооборота между структурными подразделениями одного пенитенциарного учреждения и межведомственном взаимодействии организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы. Структура информационно-аналитической компетентности будущего сотрудника пенитенциарной системы имеет сложный состав, в статье проанализированы компоненты рассматриваемой компетентности у менеджеров, учителей, психологов, офицеров-инженеров, будущих юристов-аналитиков. Отдельно рассмотрены функции информационно-аналитической составляющей в деятельности различных специальной сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые представлены для трех групп специальностей: 1 группа - сотрудники-операторы, 2 группа - специалисты информационно-аналитических отделов, 3 группа - руководители среднего и старшего начальствующего состава. Выделены общие информационно-аналитические умения для первой и второй групп и специальные информационно-аналитические умения, которые необходимы для разработки и принятия управленческого решения для третьей группы.

Ключевые слова: информационно-аналитическая компетентность, информационно-аналитические умения, информационно-аналитическая деятельность, пенитенциарная система, информационные технологии, будущий сотрудник уголовно-исполнительной системы, функция, электронный документооборот.

THE COMPOSITION AND STRUCTURE OF INFORMATION-ANALYTICAL COMPETENCE OF THE FUTURE EMPLOYEE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

© 2018

Ulendeeva Natalia Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of «Management and Information Technology operations of the correctional system» Sаmara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (443022, Russia, Samara, Rylskaya street, 24 V, e-mail: nulendeeva@mail.ru)

Abstract. The need to develop the information and analytical competence of future employees of the penitentiary system is dictated by modern requirements for the organization of information and analytical work and the use of modern information technologies in the execution of punishment in the form of detention, as well as the execution of punishment without isolation from society. The future employees of the penitentiary system should have knowledge, skills and methods of action on work with electronic documents, as the main flow of maintaining, systematization, development, coordination, sending and storage of documents is provided by the system of electronic document flow between the structural units of one penitentiary institution and interdepartmental interaction of organizations and institutions of the penitentiary system. The structure of information and analytical competence of the future employee of the penitentiary system has a complex composition, the article analyzes the components of the competence of managers, teachers, psychologists, officers, engineers, future lawyers and analysts. Separately, the functions of information and analytical component in the activities of various special officers of the prison system, which are presented for three groups of specialties: 1 group-employees - operators, 2 group-specialists of information and analytical departments, 3 group - heads of middle and senior management. General information and analytical skills for the first and second groups and special information and analytical skills that are necessary for the development and management decision-making for the third group are highlighted.

Keywords: information-analytical competence, information-analytical skills, information-analytical activity, penitentiary system, information technologies, future employee of the penitentiary system, function, electronic document flow.

Процесс глобальной информатизации, внедрение информационно-технических средств регулирования всех сфер жизнедеятельности человека как в профессиональной деятельности, так и для эффективного функционирования и взаимодействия между различными структурами и ведомствами вносит коррективы в процесс подготовки специалистов на ступени получения средне-профессионального и высшего образования.

Обобщенная профессиональная модель любого специалиста, по мнению Е.И. Атлягузовой [1, с. 44], содержит цели деятельности, функции и индивидуальные качества, которые должны быть сформированы как профессионально важные, навыки в разработке и принятия решений и сформированные представление о личностном смысле деятельности.

Данная модель реализуется через требования Государственных образовательных стандартов высшего образования, содержащие перечень компетенций, которыми должны владеть выпускники в определенной производственной.

Сфера профессиональной деятельности, связанная

с функционированием пенитенциарных учреждений, вносит в вопросы подготовки будущих специалистов свои особенности. Эти особенности связаны в первую очередь с представлением большого массива информации, которая характеризуется банками данных персонального учета спецконтингента, материалы судебных решений, данные по оперативно-розыскной деятельности, которые фиксируются в журналах или отражаются на магнитных носителях как результаты видеосъемок и записей телефонных разговоров, отчетов по взаимному информационному обмену и др. Будущим сотрудникам пенитенциарных учреждений необходимы способности не только в использовании различных программно-технических устройств - средств создания, накопления, хранения, обработки и передачи информации, а также навыки статистического анализа количественной и правовой информации при обработке данных, способности правильно интерпретировать полученные результаты и на основе этого делать верные прогностические выводы и принимать эффективные управленческие решения.

Все перечисленные способности и навыки связаны с

педагогические науки

Улендеева Наталия Ивановна СОСТАВ И СТРУКТУРА ...

информационной и аналитической составляющей будущей профессиональной деятельности в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Вопросам, связанным с формированием информационно-аналитической компетентности, посвящены работы Е.Э Турутиновой, И.А. Абрамовой, А.В. Секлетова, И.В. Маслова, Н.А. Войновой, А.В. Войнова, Е.С. Гайдамак, И.В. Омельченко и др.

В рассматриваемых работах существуют различные взгляды на определение понятия «информационно-аналитические компетентность». Первый подход характеризует технологическую составляющую при работе с информацией как с процессом: поиск, структурирование, хранение и защита информации с помощью информационных технологий, современных программно-технических комплексов (И.А. Кулантаева, И.М. Паранина, А.Н. Завьялов, А.М. Балак и др).

Второй подход связан с обработкой информации с помощью компьютерных средств: использование прикладных программных продуктов при анализе, преобразовании, статистической обработке, представлении, демонстрации, интерпретации результатов и прогнозировании, формировании отчетов, запросов, составление служебной документации (И.Я. Зимняя, С.А. Писарева, К.А. Кузьмин и др).

Некоторые исследователи связывают информационно-аналитическую компетентность со способностью организовать информационно-аналитическую деятельность (А.Е. Трофименко, Е.С. Тесленко) и информационно-аналитическую работу (И.В. Омельченко, Е.С. Гайдамак).

Мы в своем исследовании придерживаемся подхода при определении информационно-аналитической компетентности как способности будущего сотрудника ФСИН России эффективно организовать информационно-аналитическую работу и способности использовать технические средства и программные продукты при решении профессиональных задач: сбор, переработка, хранение, защита информации, передача информации для обеспечения межведомственного взаимодействия и оперативного принятия управленческого решения.

Структура информационно-аналитической компетентности специалиста имеет сложный состав. Так Р.М. Красовский [2, с. 195] информационно-аналитическую компетентность менеджера рассматривает через структуризацию компетенций, которые представлены в Федеральном Государственном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) и представляет интегративную структуру выделенной компетентности через систему знаний, сформированных умений и ценностей менеджера.

К.В. Каменев и И.Н. Мовчан [3] информационную компетентность представляют как систему взаимосвязанных и взаимообусловливающих составляющих, ключевыми элементами которой, являются: ценностно-мотивационный компонент (создание условий для работы в информационной среде); когнитивный компонент (система теоретических знаний о принципах работы с информацией); практически-деятельностный компонент (умения применять теоретические знания в учебной и профессиональной деятельности); этически-правовой компонент (соблюдение правил работы в информационной среде); рефлексивный (самооценка и самоанализ этапов своей деятельности в информационной среде).

Рассматривая аналитическую составляющую как основную в информационной компетентности, Н.А. Сляднева [4] предлагает выделить в информационной аналитике знания конкретной предметной области (отраслевой компонент), умения и владения определёнными аналитическими методами для анализа информации (функциональный компонент) и формирование определенного типа структуры личности менеджера (личностный компонент). Таким образом, в работе Слядновой Н.А. кроме предметных знаний и сформиро-

ванных умений по работе с информационными материалами появляется личностная характеристика специалиста-аналитика.

Д.С. Ермаков добавляет в систему компонентов информационно-аналитической компетентности эмоционально-волевой компонент (выдержка, организованность, решительность, настойчивость) и ценностно-смысловой компонент (осознание значимости информации и применения средств ИКТ для работы с нее) [5]. Ценностно-смысловой компонент имеет системообразующее знание при формировании информационно-аналитической компетентности.

В работе С.В. Тришиной и А.В. Хуторского [6] рассматривается аналогичная Д.С. Ермакову структура информационно-аналитической компетентности, но выделяется отдельно аксиологический компонент, который формирует способности оказывать помощь в определении наиболее значимых ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.

Подчеркивая важность приобретенных и полученных знаний, Е.В. Петрова [7] выделяет опыт практической деятельности при использовании совокупности методов работы с информацией, который выступает как способ самореализации личности в будущей профессиональной деятельности.

В рассматриваемой педагогической модели информационно-аналитической компетентности О.А. Субботенко и И.В. Ильина [8] также выделяют три основных компонента: когнитивный, мотивационный и ценностно-смысловой. Однако когнитивный компонент включает широкий круг знаний, которые формируются в процессе освоения определенных учебных циклов дисциплин, предусмотренных образовательной программной ведомственного вуза (гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного, общепрофессионального и спецдисциплин), ключевых образовательных компетенций (общеобразовательных - ОК) и профессиональных компетенций (общепрофессиональных - ОПК, профессиональных по специализации - СПК). Следовательно, процесс формирования знаниевого компонента реализуется последовательно. Целенаправленно, на всех учебных предметах, обращается внимание на информационную составляющую профессиональной деятельности будущего сотрудника правоохранительных органов.

Л.М. Петренко [9] считает, что информационно-аналитическая компетентность имеет в своей структуре комплекс знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые обеспечивают способность реализовать их в практике подготовки и принятия управленческих решений. В когнитивном компоненте выделяются информационно-аналитические теоретические знания и информационно-аналитические технологические знания. Функциональный компонент объединяет коммуникативные умения (наблюдать за подчиненными, сопереживать их чувствам и эмоциям, выстраивать систему работы коллектива, владеть приемами и методами работы с информацией и уметь использовать информационные технологии при решении задач в процессе учебной и профессиональной деятельности); аналитические умения (умения анализировать и оценивать информацию, выделять существенные и несущественные признаки, рассуждать, принимать решения и организовывать их исполнение) и синтетические умения (устанавливать связи в логическую цепочку, формулировать умозаключения).

Подчеркивая важность формирования информационной компетентности будущих юристов как базового компонента профессиональной деятельности, И.А. Кулантаева [10] выделяет отдельно информационные умения (праксиологический компонент), профессионально-юридические знания (гносеологический компонент) и ценностное отношение будущих юристов к своей профессии (аксиологический компонент).

Ulendeeva Natalia Ivanovna

THE COMPOSITION AND STRUCTURE .

pedagogical sciences

Таблица 1 - Сопоставление общих и специальных информационно-аналитические умений, обеспечивающих выполнение функций по информационно-аналитической деятельности*

Функции информационно-аналитической деятельности Общие информационно-аналитические умения (1-я и 2-я группа специалистов) Специальные информационно-аналитические умения, необходимые для принятия управленческих решений (3-я группа специалистов)

Ведение автоматизированного картотечного учета данных спецконтингента (ПТК АКУС) - умение проводить анализ всей документации ПТК АКУС из комплекта поставки (дистрибутивного пакета); - умение практически работать с комплексом: - первоначальная настройка; - ведение учетных записей пользователей; - разграничение прав доступа пользователей к информации базы данных и объектам; - ведение констант; - ведение буферов; - ведение справочников; - проведение текущих регламентных работ (ревизия, упаковка и т. д.) с базой данных ПТК АКУС; - перенастройка комплекса в процессе эксплуатации (по необходимости); - регулярное резервное копирование базы данных. Умения: - оказать помощь и обучение персонала работе с ПТК АКУС; - изучение всей документации программного средства по обмену данными СИЗО-ИК (УИИ-УИИ); - освоение программного средства по обмену данными СИЗО-ИК (УИИ-УИИ); - умение практически работать с ним (сбор информации для анализа данных); - обновление ПТК АКУС при получении обновленных версий программных средств ПТК АКУС от разработчиков.

Использование системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) - прием и обработка данных от контрольных устройств; - умения осуществлять хранение данных мониторинга в базе данных; -анализ данных мониторинга; - формирование сообщений на основании результатов анализа данных мониторинга и диагностики оборудования; - вывод сформированных сообщений для оператора в специальном окне клиентской программы и в виде отчетов; - протоколирование работы сервера для последующего анализа работы системы. - умение выбрать способ управления сотрудниками при получении данных о нарушениях; - умение определить последовательность действий при исполнении наказания, если зафиксирован факт отказа и сбоя в работе технических средств надзора и контроля; - умение выработать управленческое решение, согласованное с нормативно-правовыми документами о и инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы; - умение разрабатывать специальные мероприятия, направленные на обеспечение исполнения наказания в виде лишения свободы.

Обеспечение информацион-но-аналитиче-ской деятельности - обработка статистической, оперативно-справочной, архивной информации; - хранение форм государственного и ведомственного статистического наблюдения; - ведение баз данных нормативно-справочной информации и классификаторов, относящихся к объектам учета; - обработка персональных данных специализированных учетов УИС; - разработка, внедрение и сопровождение информационных систем сбора, обработки и анализа статистической отчетности. - работа с информационно-правовыми системами для поиска нормативных источников и использования методических рекомендаций и комментариев по их использованию; - рассмотрение и ознакомление с документами, которые получены через систему СЭД; - работа с получениями, согласование и подписание документов в системе СЭД; - разработка нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность всех служб и подразделений исправительного учреждения с использованием системы внутреннего документооборота; - анализ, планирование и организация управленческих решений с учетом полученной информации по оценке оперативной обстановки.

Обеспечение межведомственного взаимодействия (ведение системы электронного документооборота) Умения работы с поручениями: - принятие поручения к исполнению; - создание документа в качестве отработки поручения; - создание отчета об исполнении поручения; - групповое исполнение поручений; Умения по подготовке документа и отправка по маршруту: - анализ информации; - изучение нормативно-правовых документов; - разработка проекта документа; - согласование проекта со всеми участниками отношений, регламентированных в документе; - доработка документа; - обеспечение отправки документа по маршруту и получение уведомления о доставке. умение работам с интерфейсом программы электронного документооборота в роли руководителя: - приемы работы с входящими документами в программе: - открытие электронного документа; - рассмотрение электронного документа в системе через функции получения; - приемы работы с поручениями: - принятие поручений к исполнению; - создание дочернего поручения; - создание групповой резолюции; - контроль исполнения поручения; - утверждение отчета об исполнении поручения; - отмена поручения; - согласование документа через систему пересылки сотрудникам и отделам; - подписание документа (отклонение, отправка на доработку) в системе.

Разработка управленческого решения

- сбор информации; - анализ информации с использованием статистических методов; - обобщение информации; - формулирование проблемы или описание проблемной ситуации. - изучение отчетов по линиям работы служб; - прогностическая оценка проблемной ситуации; - разработка предложений по решению проблемы.

Принятие управленческого решения

Разработка, принятие и организация исполнения управленческого решения - формирование проекта управленческого решения; - согласование проекта управленческого решения или выработка дополнительных предложений для включения их в проект решения; - редактирование окончательной формы и текста документа. - детализация и регламентирование деятельности исполнителей; - выбор наиболее рационального проекта управленческого решения - проверка окончательной формы и текста документа; - утверждение управленческого решения.

Организация исполнения управленческих решений

- определение критерия оценки успешного исполнения управленческого решения; - уяснение основной цели управленческого решения и разработка плана (алгоритма) необходимых действий (мер).

* Составлено автором

В исследовании А.В. Секлетова [11] представлен структурный план аналитической компетентности юристов, формируемый в процессе профессиональной подготовки в вузе как единство знаний (когнитивный компонент), умений, навыков и способов профессиональной аналитической деятельности (операционный компонент). Основой для формирования и развития аналитической компетентности будущих юристов в процессе обучения в вузе являются «индивидуальные личностные характеристики» (стремление, готовность к аналитической деятельности, отношение к содержанию аналитической деятельности и ответственность за ее результаты, индивидуальные способности) и специфика аналитической деятельности в юридической практике.

Таким образом, проанализировав исследования по рассматриваемой проблеме [12-18], мы пришли к выводу о том, что на современном этапе развития педагогической мысли существуют различные теоретические подходы к формулировке компонентного состава и структуры информационно-аналитической компетентности, в которых названия компонентов варьируются из-за специфики профессиональной деятельности. Однако во всех исследованиях выделены следующие компоненты структуры информационно-аналитической компетентности: когнитивный (приобретаемые знания по информатике, информационным технологиям, нормативно-правовым актам, этапам разработки, принятия и организации управленческого решения), операционно-деятельностный компонент (приемы и способы работы с документами, умения и навыки по работе с пакетами программ, программными комплексами, техническими средствами, способы действий при организации информационно-аналитической работы) и личностный компонент (мотивация будущих сотрудников ФСИН России использовать информационные технологии для решения профессиональных задач и сформированные личные качества: ответственность, аккуратность, организованность и др.).

Рассмотрим операционно-деятельностный компонент представленный информационно-аналитическими умениями и навыками, входящими в состав информационно-аналитической компетентности будущих сотрудников ФСИН России. Для этого выделим содержание профессиональных видов деятельности будущих сотрудников пенитенциарных учреждений, имеющих информационно-аналитическую составляющую в профессиональной деятельности.

педагогические науки

Улендеева Наталия Ивановна СОСТАВ И СТРУКТУРА ...

Сотрудники-операторы, использующие в профессиональной деятельности программно-технические средства контроля и надзора за спецконтингентом (первая группа).

Специалисты отделов информационно-аналитического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, использующие в профессиональной деятельности системы электронного документооборота, аналитические системы для статистического анализа данных (вторая группа).

Средний и старший начальствующий состав пенитенциарных учреждений, которые используют результаты деятельности первой и второй групп для анализа, разработки, принятии, организации и прогнозирования управленческих решений (третья группа).

Сопоставим функции информационно-аналитической деятельности будущих сотрудников ФСИН России и общие и специальные информационно-аналитические умения по их выполнению, представлено в таблице 1.

Данный анализ функций информационно-аналитической деятельности будущих сотрудников ФСИН России и информационно-аналитических умений позволяет сделать вывод о том, что для успешного формирования операционно-деятельностного компонента информационно-аналитической деятельности целесообразно внести соответствующие изменения в обобщенную ком-петентностную модель специалиста, а именно в состав его информационно-аналитической компетентности. Данное исследование имеет продолжение в части анализа когнитивного и личностного компонента в структуре информационно-аналитической деятельности. необходимо выделить систему знаний и индивидуальные качества всех трех групп специалистов, чтобы сформировать педагогическую модель технологии формирования информационно-аналитической компетентности будущих сотрудников ФСИН России в процессе обучения в ведомственном вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Атлягузова Е.И. Компетентностная модель специалиста технического профиля//Вектор науки ТГУ. 2012. № 1 (8). С 43-47.

2. Красовский Р. М. Информационно-аналитическая компетентность как компонент профессиональной подготовленности менеджера//Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 193-198.

3. Каменев К.В., Мовчан И.Н. Структура информационной компетентности // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11937 (дата обращения: 28.05.2018).

4. Сляднева Н. А. Информационная аналитика -эзотерическое искусство или современная профессия? [Электронный ресурс]. URL: http://www.fact.ru/www/ arhiv7s6.html (дата обращения 15.05.2018).

5. Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. М., 2011. № 1. С. 4-8.

6. Тришина С.В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. URL: http://www.eidos.ru/journal /2004/0622-09.htm (дата обращения: 21.05.2018).

7. Петрова Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. М., 2012. № 2. С. 37-43.

8. Субботенко О. А., Ильина И. В. Педагогическая модель формирования информационно-аналитической компетентности у обучающихся в ведомственном вузе// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 2 (42). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29821345 (дата

обращения: 28.05.2018).

9. Петренко Л.М. Содержание информационно-аналитической компетентности руководителя профессионально-технического учебного заведения // АПН Украни, Кшв, 2014. С.88-93.

10. Кулантаева И.А. Формирование информационной компетентности студентов-юристов: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2004. 199 с.

11. Секлетов А.В. Формирование аналитической компетентности юридических кадров в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2015. 205 с.

12. Донина И.А. Информационно-аналитический компонент маркетинговой компетентности руководителей образовательных организаций // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 48-50.

13. Артюшина Е.А. Проектирование хранилища данных для информационно-аналитической системы обеспечения качества подготовки бакалавров // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 36-38.

14. Коваль Н.Н. Современные информационно-коммуникационные технологии в аналитической управленческой деятельности: проблемы и перспективы // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 39-44.

15. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.

16. Коваль Н.Н. Модель формирования аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 166-174.

17. Коростелев А.А. Современные подходы к моделированию технологии аналитической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 334-337.

18. Ярыгин О.Н., Рябова В.М. Неявное знание как компонент компетентности в аналитической деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 131-134.

Статья поступила в редакцию 21.03.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.