СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ОРФОГРАФИЯ» И «КУЛЬТУРА РЕЧИ» Прутко Н.И. Email: [email protected]
Прутко Наталья Ивановна — учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лагутнинская средняя общеобразовательная школа, х. Лагутники, Волгодонский район, Ростовская область
Аннотация: в статье рассмотрено содержание электронных учебных пособий «Орфография» и «Культура речи». Значительное место занимает характеристика разделов и тем пособий. Обращается внимание на разнообразные интерактивные упражнения и тесты, которые позволяют осуществлять на уроке разные типы контроля. Кроме этого, рассматриваются различные подходы к использованию электронных учебных пособий: организация самостоятельной работы учащихся и деятельность в режиме работы со всем классом. Отмечается практическая значимость пособий. Статья будет интересна учителям русского языка и литературы и начальных классов.
Ключевые слова: электронные учебно-методические пособия, интерактивные упражнения, компьютерная проверка, тест.
THE COMPOSITION AND CONTENT OF ELECTRONIC TEXTBOOKS IN THE RUSSIAN LANGUAGE "SPELLING" AND "SPEECH CULTURE"
Prutko N.I.
Prutko Natalya Ivanovna - Teacher of the Russian language and literature, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION LAGUTNINSKAYA SECONDARY SCHOOL, ST. LAGUTNIKI, VOLGODONSKY DISTRICT, ROSTOV REGION
Abstract: the article discusses the content of electronic textbooks "Spelling" and "Speech Culture". A significant place is taken by the characterization of sections and topics of manuals. Attention is drawn to a variety of interactive exercises and tests that allow you to exercise different types of control in the lesson. In addition, various approaches to the use of electronic textbooks are considered: the organization of students' independent work and activities in the mode of work with the entire class. The practical importance of benefits is noted. The article will be interesting to teachers of the Russian language and literature and elementary grades.
Keywords: electronic teaching aids, interactive exercises, computer verification, test.
УДК 372.881.161.1
В школе традиционным средством обучения является учебник, который вмещает в себя определенное количество теоретических материалов и упражнений для самостоятельной работы обучающихся. Он не включает задания для углубленного изучения дисциплины. Содержание учебника строго ограничено автором. Данную проблему можно решить путем разработки дополнительных практических материалов, таких как карточки, сборники упражнений, тесты. Все эти материалы распространяются учителем в бумажном или электронном виде, но сами по себе они статичны: практическая часть представляет собой всё тот же набор упражнений, проверка которых ложится на плечи учителя.
Этих недостатков лишены электронные средства обучения. Они позволяют учащимся усваивать программу с индивидуальной скоростью, в зависимости от способностей и подготовки. Содержание электронных разработок легко дополнять, изменять. Электронные учебные пособия обладают интерактивностью, при этом обучающийся становится субъектом образовательного процесса [1]. Педагог, в свою очередь, - координатором информационного потока: он направляет и активизирует творческую деятельность учащегося.
После проведенного анализа существующих электронных учебных пособий по русскому языку я приняла решение о создании собственной интерактивной разработки, которая объединила бы в себе краткие теоретические сведения и обширную практическую часть.
Для этого был подготовлен необходимый теоретический и практический материал. Всю программную составляющую на языке С++ написал школьный программист. В результате было создано два электронных учебных пособия: «Орфография» и «Культура речи».
Авторские электронные учебные пособия «Орфография» и «Культура речи» предназначены для отработки навыков правописания и совершенствования общей речевой культуры школьников. Возможности электронных учебных пособий раскрываются при самостоятельной работе обучающихся [2]. Здесь востребованы интерактивные компоненты:
• открывать разделы содержания в любой последовательности;
• быстро переходить из одного раздела в другой и находить нужный теоретический материал, упражнение, тест через систему гиперссылок;
• самостоятельно выбирать последовательность выполнения заданий и темпа работы;
• проводить самопроверку усвоенного материала.
Каждая тема пособий представляет собой отдельный модуль, состоящий из теоретического блока, блока упражнений, блока тестов. Для запуска модуля достаточно выбрать его в главном окне программы.
Теоретический блок содержит структурированный учебный материал, представленный в виде слайдов. Правила объединены в наглядные логические блоки, схемы, которые позволяют вспомнить изученный материал или углубить знания по определенной теме.
В электронных учебных пособиях используется семь типов интерактивных упражнений:
• I тип - тексты с заданием на постановку ударения;
• II тип - заполнение пропусков в тексте (букв, частей слов, слов, словосочетаний, частей предложений);
• III тип - задания на трансформацию слов;
• IV тип - задания на правильное составление словосочетаний (частей предложений);
• V тип - задания на поиск грамматических и речевых ошибок в предложениях;
• VI тип - задания на конструирование предложений с возможностью выбора единственного варианта ответа;
• VII тип - задания на конструирование предложений с возможностью выбора нескольких вариантов ответа.
Упражнения подобраны и составлены так, что при их выполнении можно осуществлять разные типы контроля:
• внешний контроль (осуществляется учителем над деятельностью ученика);
• взаимный контроль (осуществляется учеником над деятельностью товарища);
• самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).
Обратная связь, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики
обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели, помогает определить, на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию и до какой степени они осваивают его по ходу курса.
В разработках используются два вида тестов:
• Тест с выбором единственного варианта ответа.
• Тест с множественным выбором.
При формировании тестов вопросы выводятся в случайном порядке, причем варианты ответов в них также перемешиваются случайным образом. Это исключает списывание, дает возможность проанализировать работу каждого ученика и эффективно провести работу над ошибками.
В электронных разработках реализована компьютерная проверка результатов выполнения упражнений и тестов, после осуществления которой учащиеся сразу видят результат работы. Допущенные ошибки подсвечиваются и выделяются цветом. Такая наглядность позволяет выявить пробелы в рассматриваемой теме и осуществить комплексное повторение теоретического материала. У школьников вырабатывается самоконтроль за усвоением учебного материала.
Выполненные упражнения можно экспортировать в файл формата *.р^, при этом ученик указывает свои фамилию и имя. В данный файл автоматически вносится информация о количестве попыток решения заданий и дата их выполнения. Файлы используются учителем при анализе самостоятельной работы обучающегося.
Но возможен и другой подход к использованию электронных учебных пособий - это в режиме работы учителя со всем классом. В данном случае педагог может подготовить дополнительные упражнения к заданиям-тренажерам, например: составить словосочетания, предложения, небольшой текст (4-5 предложений) по данным первым предложениям или текст с использованием определенных ключевых слов, предложить обучающимся написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Можно использовать интерактивные задания и для выработки навыка правильного ударения.
Таким образом, применение различных методов обучения способствует не только закреплению и углублению теоретических знаний по разделам «Орфография» и «Культура речи», но и формированию орфографических действий и навыка правописания, навыков и умений по нормативному использованию языковых средств, созданию устных и письменных текстов различных стилей речи с учетом их жанровой специфики.
Содержание электронных учебных пособий «Орфография» и «Культура речи» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту, требованиям и содержанию программы «Русский язык». Системно-деятельностный подход обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирует готовность к развитию и непрерывному образованию. Педагогические средства, представленные в электронных учебных пособиях, ориентированы на расширение возможностей обучения, учета особенностей и интересов обучаемого [2].
Эффективность данных электронных учебно-методических пособий в том, что информация в них представлена нелинейно, поэтому открывать разделы содержания можно в любой последовательности. Использование различных шрифтов, выделение цветом, наличие графических изображений способствуют лучшему усвоению материала. А это значит, что авторские электронные учебные пособия «Орфография» и «Культура речи» дают возможность организовать интерактивное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе учащихся со специальными потребностями, проблемами развития, одаренных детей.
Электронные учебные пособия «Орфография» и «Культура речи» могут применяться на различных этапах урока, на занятиях элективного курса, кружка, при организации домашней самостоятельной деятельности. Некоторые разделы могут использоваться на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в начальной школе. Педагог может применять их и для проведения консультаций на личном сайте. Важно то, что обучающийся имеет возможность пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, применение которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемого предмета.
Загрузить авторские электронные учебные пособия можно на личном сайте по адресу www.ruspn.ru в разделе «Мои разработки».
Список литературы / References
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Школа-Пресс, 2002.
2. Гульчевская В.Г. Оценка эффективности педагогических технологий в повышении качества регионального образования: Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010.