Научная статья на тему 'Мультимедийное электронное учебное пособие «Русский язык для иностранцев» межкафедральный инновационный проект студентов-информатиков'

Мультимедийное электронное учебное пособие «Русский язык для иностранцев» межкафедральный инновационный проект студентов-информатиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1134
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕСТЫ / INFORMATION TECHNOLOGY / MULTIMEDIA ELECTRONIC MANUAL / RUSSIAN / INTERACTIVE TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыскова Вероника Юрьевна

Статья раскрывает опыт межкафедральных проектов по созданию электронных обучающих пособий по русскому языку студентами-информатиками. Описывается структура мультимедийного электронного учебного пособия «Русский язык для иностранцев», содержание, интерактивный тест и другие аспекты разработки и практического использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лыскова Вероника Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA ELECTRONIC MANUAL RUSSIAN FOR FOREIGNERS -INTER-DEPARTMENT INNOVATIVE PROJECT OF INFORMATION SCIENCE STUDENTS

Article opens experience of inter-department projects on creation of electronic training grants on Russian information studies students. The structure of the multimedia electronic manual Russian for foreigners, the maintenance, the interactive test and other aspects of working out and practical use is described.

Текст научной работы на тему «Мультимедийное электронное учебное пособие «Русский язык для иностранцев» межкафедральный инновационный проект студентов-информатиков»

УДК 378

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ» - МЕЖКАФЕДРАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ СТУДЕНТОВ-ИНФОРМАТИКОВ

© В.Ю. Лыскова

Ключевые слова: информационные технологии; мультимедийное электронное учебное пособие; русский язык; интерактивные тесты.

Статья раскрывает опыт межкафедральных проектов по созданию электронных обучающих пособий по русскому языку студентами-информатиками. Описывается структура мультимедийного электронного учебного пособия «Русский язык для иностранцев», содержание, интерактивный тест и другие аспекты разработки и практического использования.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и перспективность использования электронных учебных пособий в системе образования по предметам гуманитарного цикла не вызывает сомнений. За последние годы создано большое количество электронных образовательных ресурсов, порталов по русскому языку [1-5].

В пользу применения электронных технологий в обучении русскому языку могут быть приведены следующие аргументы:

- возможность компактного хранения большого объема мультимедийной информации с возможностью быстрого доступа к ней учащихся;

- возможность выбора индивидуальной траектории обучения (индивидуализация процесса обучения);

- возможность легкой актуализации учебного материала (дополнение и расширение);

- широкие возможности поиска информации в учебном курсе;

- возможность распечатки учебной информации;

- возможность интерактивного выполнения упражнений и тестов;

- возможность хорошего структурирования материала.

Иностранные языки, которые являются международным средством общения между нациями, в настоящее время стоят в центре внимания. Языковой барьер -главная причина, мешающая интеграции международных составляющих, а потому на преподавание иностранных языков в настоящее время обращается серьёзное внимание, особенно на те языки, которые признаны международными, которые являются рабочими языками в ООН, ЮНЕСКО и т. д. Русский язык входит в число шести международных языков наряду с английским, китайским, французским, испанским и арабским [6].

Из опыта разработки электронных мультимедийных пособий по русскому языку.

Создание электронных учебных пособий по русскому языку студентами-информатиками кафедры ин-

форматики и информационных технологий началось в 2009 г. Профессор кафедры русского языка ТГУ имени Г.Р. Державина, доктор филологических наук, руководитель лаборатории «Инновационные технологии преподавания русского языка в школе и вузе», Блохина Нина Георгиевна предложила поработать совместно над электронной версией ее учебных пособий [7-11].

В 2009 г. студентами-информатиками кафедры информатики и информационных технологий (ИИТ) ТГУ имени Г.Р. Державина разработаны три мультимедийных учебных пособия по русскому языку: «Морфология», «Синтаксис», «Сборник упражнений по русскому языку».

Мультимедийное электронное учебное пособие (МЭУП) «Морфология» включает разделы: от автора; введение; части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие; служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, междометия. Авторская методика Н.Г. Блохиной на основе принципов систематизации языкового материала реализована в виде 25 таблиц и 3 схем. 7 видеороликов помогают освоить предложенную методику работы со схемами и таблицами. В пособии представлены дидактические материалы, глоссарий, тестовые задания.

Разработанное МЭУП «Синтаксис» включает 13 таблиц и схем, 5 видеороликов по работе с пособием, дидактические материалы, итоговое тестовое задание, глоссарий, фотогалерею.

МЭУП «Сборник упражнений по русскому языку» имеет простой, интуитивно понятный интерфейс и содержит: 238 упражнений по теме «Орфография», 106 упражнений по теме «Пунктуация», краткий орфографический и пунктуационный справочник, методическое пособие по обучению орфографии и пунктуации, итоговое тестовое задание по орфографии, итоговое тестовое задание по пунктуации, 19 схем, 33 фотографии, 8 мультимедийных видеофайлов, глоссарий, условные сокращения, рекомендуемую литературу.

МЭУП «Сборник упражнений по русскому языку» ориентировано на учителей и учащихся средних общеобразовательных школ, на преподавателей и студентов

младших курсов филологических факультетов и факультетов журналистики. Материал располагается в полном соответствии с тематикой теоретических положений учебника и тематикой упражнений, помещенных в нем. Помимо основных упражнений, преследующих практическое закрепление орфографических и пунктуационных законов русского языка, в нем много упражнений, предназначенных для развития лингвистического мышления и совершенствования культуры речи, для развития стилевой дифференциации.

Мультимедийные учебные пособия по русскому языку «Морфология», «Синтаксис», «Сборник упражнений по русскому языку» составляют единый мультимедийный учебно-методический комплекс (УМК) «Современный русский язык» [12]. УМК «Современный русский язык» выполнен коллективом из трех студентов-информатиков в рамках дипломной работы в 2009 г.

В 2010 г. выполнен межкафедральный проект «Русский язык и культура речи» [13] одним студентом-информатиком кафедры ИИТ в рамках дипломной работы и кафедрой русского языка в лице автора пособия

Н.Г. Блохиной.

При организации проектной деятельности студен-там-информатикам необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать электронные издания по русскому языку;

2) выявить и разработать требования к электронному учебному пособию;

3) разработать структуру и дизайн электронного учебного пособия;

4) обосновать средства реализации;

5) подготовить контент и мультимедийную составляющую пособия;

6) создать электронное учебное пособие;

7) разработать инструкцию пользователя.

Со стороны кафедры русского языка проводились консультации студентов-информатиков, просмотр контента пособия, утверждение решений по дизайну, структуре и другим компонентам пособия. Всю работу проводила автор Н.Г. Блохина.

Со стороны кафедры ИИТ проводились консультации, коллективное обсуждение на заседаниях кафедры технологических решений по созданию пособия. При реализации МЭУП использованы программные средства и технологии:

- HTML - язык гипертекстовой разметки;

- Macromedia Dreamweaver 8 - для разработки программного продукта;

- Adobe Photoshop CS2 - для обработки графических изображений;

- Windows Movie Maker - для редактирования видео.

- Microsoft Word 2007 - для набора и форматирования текста.

Мультимедийное электронное учебное пособие «Русский язык для иностранцев». В системе образования сегодня существует острая потребность в цифровых образовательных ресурсах по русскому языку для иностранцев. Это связано как с бурным развитием интернет-технологий, так и с тем, что все больше иностранных студентов приезжают учиться в наш университет. Для того чтобы преподавать русский язык как иностранный, по мнению Н.Г. Блохиной, необходимо

разработать эффективную методику, девизом которой стал бы лозунг - на единицу времени как можно больше информации, а основными принципами стали бы два: 1) систематизация языкового материала (фонетического, лексического, морфологического и синтаксического); 2) минимизация процесса усвоения языковых закономерностей.

«Добро пожаловать в Россию!» - учебник по русскому языку для иностранцев авторов Н.Г. Блохиной, профессора кафедры русского языка, и Ф.А. Блохина создан в тесном сотрудничестве с кафедрой ИИТ [14]. Студенты-информатики (4 человека) подготовили макет рукописи, подобрали иллюстративный материал, принимали участие в форматировании специальных таблиц и схем, выполняли техническую работу.

Электронный аналог печатного пособия выполнен студентами-информатиками в рамках дипломных работ 2011 г. Темы работ:

1. Электронное учебное пособие «Русский язык для иностранцев. Часть 1. Фонетика».

2. Электронное учебное пособие «Русский язык для иностранцев. Часть 2. Главные части речи».

3. Электронное учебное пособие «Русский язык для иностранцев. Часть 3. Служебные части речи».

4. Электронное учебное пособие «Русский язык для иностранцев. Часть 4. Материал для развития речи».

Электронное учебное пособие представляет собой целостный курс, состоящий из восьми тем: социальнокультурная деятельность, природа России, Москва -столица России, памятники природы России, памятники русского зодчества, русские художники, русский космос. Каждый тематический блок (модуль) подразделяется на подтемы. Например, социально-культурный блок включает темы: моя семья, мои друзья, образование в России, связь, транспорт.

Каждый из восьми блоков (содержательных модулей) имеет по 5 подтем. Лингвистический материал разделен по 6-ти содержательным блокам, синтаксический материал отражен в страноведческом материале. Всего в пособии 84 урока.

Для разработки пособия использовались программные средства Adobe Dreamweaver CS3, PhotoShop CS5,Microsoft Word 2007, JavaScript.

На главной странице находится основное меню, из которого можно попасть в любой раздел пособия (рис. 1).

Для эффективного усвоения речевых и языковых компетенций и умений использовать их в будущем в практической жизни, разработаны специальные интерактивные упражнения в виде тестов. 220 интерактивных упражнений закрытого типа, которые выполняются и оцениваются в режиме реального времени, а все результаты выполнения формируются на отдельной странице пользователя. Кроме этого, уроки с использованием интерактивных упражнений стимулируют учащихся и вызывают еще больший интерес к русскому языку, при этом работа преподавателя становится более эффективной. Интерактивные упражнения могут использоваться:

- при изучении нового материала;

- на этапе формирования умений и навыков;

- во время закрепления изученного материала;

- для проведения контрольных и проверочных работ.

Рис. 1. Скриншот главной страницы электронного учебного пособия

Выберите слово для анализа

Сочинительные союзы 1) Сочинительные О + О -

2) Противительные о + о -

Подчинительные союзы 3) разделительные о + о -

4) Изъяснительные О + О -

5) Временные О + О -

6) Причинные о + о ■

7) Цели о + о -

8) Условные О + О -

9) Сравнительные О + О -

10) Уступительные о + о -

11) Следствия о + о -

Простые 12) Первообразные о + о -

13) Производные О + О -

14) Составные О + О -

Синтаксические функции 15) Служебные члены предложения О + О -

Рис. 2. Форма интерактивного теста на тему «Союзы»

Опыт показывает, что разработка различных типов интерактивных упражнений является важной составляющей и одной из самых трудоемких при разработке электронных пособий. На рис. 2 представлена форма интерактивного теста на тему «Союзы», на рис. 3 -«Фрагмент кода на Java-Script».

Фрагмент кода Java-Script интерактивного теста на тему «Союзы» показан на рис. 3.

Интерактивные тесты разработаны в соответствии с инновационными схемами преподавания русского язы-

ка Н.Г. Блохиной. Выполнение интерактивных упражнений позволяет: научиться строить грамматически правильные высказывания, используя средства русского языка, пополнить лексический запас русских слов и словосочетаний, научиться правильному произношению, научиться строить диалогические и монологические высказывания с целью передачи или получения необходимой информации, а также для сообщения о своих намерениях и действиях.

<link rel="stylesheet" type="text/css" href="../styles.css"> <script src="../script.js"></script>

<body>

<div width=100% align=center>

<script language="JavaScript"> document.forms["proverka"].reset();

</script>

<form name="proverka" action=index.htm method=post> <table border=1 bordercolor=red cellpadding=2 cellspacing=0 width=100%>

<tr>

<td colspan="2">

<p align="center" style="font-size: 14pt; color:red; font-style: italic; margin-top: 0; margin-bottom: 0">Выберете слово для анализа</td>

<td width="16%" align="center">

<select name="slovo" onchange="set_slovo(this.value, 7);"> <option value=0 selected>Bbi6epeTe слово</option> <option value="id_5">Когда</option>

</select>

</td>

</tr>

Рис. 3. Фрагменты кода интерактивного теста

Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей (звук, качественные иллюстрации, интерактивные тесты и т. д.) процесс обучения языку становится более эффективным и интересным. Преподаватель может сам конструировать уроки из имеющегося материала.

Электронное учебное предназначено для иностранных студентов, изучающих русский язык, может использоваться как пособие для самостоятельного изучения русского языка как иностранного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Описанное мультимедийное учебное пособие решает инновационную задачу обучения русскому языку как иностранному с применением информационных технологий. Интерактивность представленного материала, взаимосвязь различных компонентов, наглядность - вот те черты, которые делают пособие незаменимым помощником как для студента, так и для преподавателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Межкафедральный опыт, полученный при разработке электронных учебных пособий по русскому языку, в настоящее время активно используется в создании электронных учебных пособий студентами-информатиками совместно с другими кафедрами. Раз-

работка межкафедральных проектов по созданию электронных учебных пособий - одно из направлений активизации познавательной деятельности студентов-информатиков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Компьютерные обучающие программы «Русская грамматика. Первые шаги». URL: http://www.interedu.vsu.ru/rusofl/lab_site.swf (дата обращения 20.11.2011).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык для всех». URL: http://www.gramota.ru (дата обращения 20.11.2011).

3. Культура письменной речи. Русский язык. URL: http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 (дата обращения 20.11.2011).

4. Русский язык и культура речи / Голуб И.Б. URL: http://i.hi-edu.ru/cdo/vlib/xbook083/01/index.html ((дата обращения 20.11.2011).

5. Кафедра истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Синтаксис русского языка. URL: http://www.lit.phil.pu.ru/ prog.php?id= (дата обращения 20, 20.11.2011).

6. Вербицкая Л.А. Язык и общество // Мир русского слова. 2001. № 2. С. 15.

7. Блохина Н.Г. Краткий справочник по русской орфографии и пунктуации для поступающих в вузы. Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 1995. 30 с.

8. Блохина Н.Г. Методическое пособие по обучению орфографической и пунктуационной грамотности в школе и вузе. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 97 с.

9. Блохина Н.Г. Сборник упражнений по русскому языку. Ч. 1. Орфография; Ч. 2. Пунктуация. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 266 с.

10. Блохина Н.Г. Современный русский язык. Часть 1. Морфология. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 206 с.

11. Блохина Н.Г. Современный русский язык. Часть 2. Синтаксис. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 215 c.

12. Блохина Н.Г., Лыскова В.Ю. и др. Современный русский язык: учебно-методический комплекс. 1 электрон опт диск ^D-ROM). Регистрационное свидетельство № 18733 от 25.03.2010 г.

13. Блохина Н.Г., Лыскова В.Ю. и др. Русский язык и культура речи: электронное учебно-методическое пособие для студентов Института права. 1 электрон опт диск ^D-ROM). Регистрационное свидетельство № 18728 от 24.03.2010 г.

14. Блохина Н.Г., Блохин Ф.А. «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РОССИЮ!» Учебник по русскому языку для иностранцев. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011. 147 с.

Поступила в редакцию 16 ноября 2011 г.

Lyskova V.Yu. MULTIMEDIA ELECTRONIC MANUAL “RUSSIAN FOR FOREIGNERS” -INTER-DEPARTMENT INNOVATIVE PROJECT OF INFORMATION SCIENCE STUDENTS

Article opens experience of inter-department projects on creation of electronic training grants on Russian information studies students. The structure of the multimedia electronic manual “Russian for foreigners”, the maintenance, the interactive test and other aspects of working out and practical use is described.

Key words: information technology; multimedia electronic manual; Russian; interactive tests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.