Научная статья на тему 'Состав и базовые научные принципы построения системы стратегического управления экономическим развитием региона'

Состав и базовые научные принципы построения системы стратегического управления экономическим развитием региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА / ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ / ПРИНЦИП ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ / ПРИНЦИП АДАПТИВНОСТИ / ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ / ПРИНЦИП ИННОВАЦИОННОСТИ / ПРИНЦИП ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев Владимир Николаевич

В статье выделяются основные составляющие системы стратегического управления экономическим развитием региона, рассматриваются базовые принципы, на которые она опирается: целостности, целенаправленности, системности, адаптивности, инновационности и эффективности. Автором обосновывается использование системного подхода как важнейшего атрибута стратегического управления экономическим развитием региона, дается понятие и классификация управленческих инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состав и базовые научные принципы построения системы стратегического управления экономическим развитием региона»

Состав и базовые научные принципы построения системы стратегического управления экономическим развитием региона (STRUCTURE AND BASIC SCIENTIFIC PRINCIPLES OF THE SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT)

Владимир Николаевич Андреев к.т.н., доцент, проректор по экономике Псковский государственный университет

andreev.ppi@mail.ru

Vladimir N. Andreev Candidate of Science (Engineering), associate professor,

vice-rector for economy, Pskov State University andreev.ppi@mail.ru

В статье выделяются основные составляющие системы стратегического управления экономическим развитием региона, рассматриваются базовые принципы, на которые она опирается: целостности, целенаправленности, системности, адаптивности, инновационности и эффективности. Автором обосновывается использование системного подхода как важнейшего атрибута стратегического управления экономическим развитием региона, дается понятие и классификация управленческих инноваций.

(The article outlines key components of the system of strategic management of regional economic development. It covers the basic principles on which the system is based: principle of entirety, principle of focus, principle of systemacity, principle of adaptability, principle of innovation and principle of efficiency. The author justifies the use of the system approach as a key attribute of strategic management of the regional economic development, the The definition and classification of management innovations is given.)

Ключевые слова: стратегическое управление, экономическое

развитие региона, система стратегического управления экономическим развитием региона, принцип целостности, принцип целенаправленности,

принцип адаптивности, принцип системности, принцип инновационности, принцип эффективности.

Key words: strategic management, regional economic development, system of strategic management of regional economic development, principle of entirety, principle of systemacity, principle of adaptability, principle of focus, principle of innovation and principle of efficiency.

Введение

Актуальность проблемы научного обеспечения построения системы стратегического управления развитием экономики региона обусловлена тем принципиальным обстоятельством, что она объединяет структурные элементы сложной системы «экономика региона» в единое целое и обеспечивает движение к достижению намеченных целей экономического развития. Использование методологического подхода к управлению развитием экономики региона, основанного на взаимодействии между управляемой и управляющей подсистемами, позволяет, во-первых, определить сущность системы стратегического управления региональным экономическим развитием как совокупность объекта и субъекта управления, взаимодействующих на основе управляющего воздействия и обратной связи в целях обеспечения требуемых параметров экономического развития региона; во-вторых, трактовать рассматриваемую систему управления как самоуправляемую систему.

Назначение системы стратегического управления развитием экономики региона состоит в том, что, являясь значимой составляющей государственной системы регионального управления, она осуществляет формирование стратегических целей экономического развития региона и механизма их реализации таким образом, чтобы удовлетворить потребности объекта управления, с одной стороны, и условия и ограничения, налагаемые на развитие экономики региона, с другой.

Состав системы стратегического управления развитием экономики региона в его наиболее полном виде включает:

во-первых, комплекс нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность системы управления;

во-вторых, совокупность взаимосвязанных подсистем: целевой,

функциональной, обеспечивающей, объектной. При этом состав целевой подсистемы определяется конкретными наиболее значимыми целями развития региональной экономики; функциональной - набором рассмотренных выше ключевых функций управления; обеспечивающей -набором обеспечивающих элементов; объектной - совокупностью элементов объекта управления (развития экономики региона). Состав обеспечивающей подсистемы как блока системы стратегического управления экономическим развитием региона включает, в общем случае, нормативно-правовое, информационно-аналитическое, научно - методическое, финансовое, кадровое и социально-психологическое обеспечение. Содержательное наполнение обеспечивающих подсистем в значительной мере обуславливается спецификой задач стратегического управления развитием экономики региона и установленными властными полномочиями регионального уровня государственного управления;

в-третьих, совокупность организационных структур, осуществляющих и направляющих практическую деятельность в сфере стратегического управления развитием экономики региона.

Построение системы стратегического управления развитием экономики региона должно опираться на систему научных принципов; среди основных (базовых) здесь следует отметить принципы целостности, целенаправленности, системности, адаптивности, инновационности и эффективности.

Принцип целостности

Ведущее место в рассматриваемое системе занимает принцип целостности, существо которого состоит в следующем. Будучи

объединёнными, взаимодействующие элементы образуют систему, которая обладает целостностью, связанной со структурой системы[5]. Проявление целостности системы стратегического управления развитием экономики региона состоит в том, что свойства такой системы не являются только суммой свойств ее составных частей. Система есть нечто большее, система в целом обладает такими свойствами, которых нет ни у одной ее частей, взятых в отдельности. Поэтому следование принципу целостности означает формирование такой структуры системы стратегического управления развитием экономики региона, которая бы позволила разработать совокупность увязанных по управленческой вертикали и горизонтали стратегических документов. Такая совокупность является результатом существования именно системы, но может быть получена только с помощью составляющих систему отдельных элементов.

Действительно, любая система как совокупность взаимосвязанных элементов подразумевает объединение или интеграцию входящих в нее отдельных элементов в единое целое. Именно благодаря интеграционным процессам образуется механизм взаимодействия внутри системы, возникает целостная взаимосвязанная совокупность, разрозненных ранее процессов и документов. Кроме того, важнейшей интеграционной характеристикой любой системы является наличие синергетического эффекта, когда результат функционирования системы значительно превышает сумму результатов функционирования отдельных её составляющих.

Принцип системности

Применительно к рассматриваемой системе стратегического управления развитием экономики региона синергетический эффект образуется за счёт взаимоувязки документов, разработанных на различных иерархических уровнях сложившейся в регионе и стране системы территориального управления. Причем важно отметить, что интегрирующие взаимодействия осуществляются на всех иерархических уровнях управленческой системы по двум направлениям - по вертикали и по

горизонтали. Вертикальные связи системы стратегического управления развитием региональной экономики являются результатом интеграции стратегических плановых документов, разрабатываемых на различных иерархических уровнях российской системы территориального управления, горизонтальные связи представляют собой взаимодействие плановых документов, характеризующих стратегическое развитие экономики административно-территориальных образований, относящихся к одному и тому же уровню управления.

Принцип целенаправленности

Следование принципу целенаправленности означает обусловленную задачами развития экономики региона постановку целей управленческого воздействия, которые должны иметь качественное и количественное выражения. Такие цели призваны развивать и конкретизировать стратегический выбор региона, состоящий в совокупности приоритетных функций (видов деятельности), реализация которых в рассматриваемой перспективе должна обеспечить достижение главных целей регионального экономического развития; способствовать решению существующих и прогнозируемых проблем развития региона.

Системный подход является важнейшим атрибутом стратегического управления развитием экономики региона. Следование требованиям принципа системности означает постановку и решение задач стратегического управления развитием экономики региона в контексте интересов участников процесса преобразований в сфере региональной экономики, расположенных на различных иерархических уровнях сложившейся в стране системы территориального управления. Использование принципа системности в качестве одного из ведущих при формировании системы стратегического управления развитием экономики регионов предполагает применение инструментария общей теории систем. Основоположник этой теории Людвиг Берталанфи предложил достаточно широкую трактовку методологии системного подхода, которая в последующие годы получила существенное

развитие. Некоторые авторы, конкретизируя понятия теории систем, определяют системный подход как общую методологию, а системный анализ - как прикладную квантифицированную методику исследования, ориентированную на применение математического аппарата. Однако получила распространение и иная трактовка, рассматривающая системный анализ как методологию логического упорядочения или структуризации проблемы, которая затем уже может решаться либо с применением математического аппарата, либо без него. В частности, по мнению авторов книги «Системный анализ и управление проектами»[1], практика системного анализа является в значительной степени искусством.

Системный подход следует рассматривать в качестве одного из методов формирования системы стратегического управления развитием экономики регионов. Квалифицирую такую систему управления как некую целостность, мы предъявляем к ней определенные критериальные требования[2]. Системный подход заставляет нас позиционировать систему стратегического управления развитием экономики региона как подсистему системы стратегического управления региональным развитием.

Принцип адаптивности

Результативность экономического развития региона во многом определяется воздействием внешней среды и тем, как экономика адаптируется к изменениям последней. По существу, процесс управления региональным экономическим развитием представляет собой постоянное реагирование на необходимость изменений, обусловленных влиянием внешней среды. Поскольку современная внешняя среда характеризуется все увеличивающейся скоростью изменений, имеющих разнонаправленные влияния на развитие экономики региона, соответствующие управленческие решения в реальном масштабе времени (а лучше с опережением) должны вырабатывать система стратегического управления региональным экономическим развитием.. В условиях нестабильной внешней среды механизм управления развитием экономики региона в значительной мере

становится механизмом приспособления к ней. Как справедливо отмечается в известной работе[4]: «Управление ... - это адаптация. Таков краеугольный камень современной методологии ме неджмента». По нашему мнению этот тезис в полной мере применим к стратегическому управлению развитием экономики региона, ибо адаптивность является одним из ведущих принципов стратегического управления.

Принцип инновационности

При построении системы стратегического управления развитием региональной экономики важное значение имеет принцип инновационности. Речь идёт о широком использовании управленческих инноваций при реализации функций стратегического управления, возникающих в ответ на потребность в разрешении проблемных ситуаций, что нельзя осуществить иначе, как путём целенаправленной модернизации существующей системы управления.

Следует отметить, что в специальной литературе нам не удалось встретить достаточно универсального определения понятия «управленческая инновация», что объясняется, возможно, достаточно широким спектром рассматриваемых объектов управления. Кроме того, под «инновацией» зачастую понимают и процесс создания и внедрения нового, и его конкретный результат, а понятия «новшество» и «инновация» рассматриваются как тождественные.

Мы предлагаем рассматривать новшество как результат научно -технического прогресса, который превращается в инновацию в момент его практического использования. Что касается широко распространенного требования коммерческого применения новшеств как условия их превращения в инновации, сформулированного Й.Шумпетером, то его не следует, на наш взгляд, понимать буквально. Например, представляется затруднительным говорить о коммерческом использовании новшеств в сфере государственного управления, где законы рынка действуют весьма специфично. Значит ли это, что в рассматриваемой сфере деятельности нет

места управленческим инновациям? Думается, что нет. Конструктивным здесь является, на наш взгляд, расширение понятия «управленческая инновация», под которым предлагается понимать готовый к внедрению документально оформленный новый результат научных исследований ( разработок), использование которого в практике управления призвано обеспечить необходимую общественную пользу. Такие управленческие инновации предполагают изменение организационных структур, методов и технологий управления, которые способны существенно позитивно трансформировать сложившуюся практику стратегического управления развитием экономики региона.

В предлагаемой трактовке требование практического использования новшества как условие превращения его в управленческую инновацию заменяется «документально подтвержденной готовностью к внедрению в практику», причем такая готовность рассматривается как начальный этап практического использования новшества, что позволяет в результате отразить в определении управленческой инновации в сфере стратегического управления экономическим развитием региона как «каноническое» (по Й.Шумпетеру) определение инноваций, так и специфику рассматриваемой сферы их использования.

Что касается классификации управленческих инноваций, то их можно разделить на две группы, существование которых обусловлено используемой формой материализации результатов инновационной деятельности в сфере стратегического управления развитием экономики региона. Одна из них связана с расширением масштаба использования (тиражированием) уже освоенных ранее управленческих нововведений, базирующихся на результатах вновь проведенных научных исследований. По существу, речь идет об эволюционной (развитие «внутрь» или «по горизонтали» ) и о революционной (развитие «вглубь» или «по вертикали») формах инновационного развития системы стратегического управления развитием экономики региона.

Использование управленческих инноваций той или иной группы обусловлено ожидаемой проектной эффективностью их внедрения в сферу стратегического управления региональным экономическим развитием. Между тем, если портфель эволюционных управленческих инноваций оказывается исчерпанным или их практическое использование не может принести требуемых результатов, возникает объективная необходимость формирования «заказа науке» на разработку революционных управленческих инноваций. В последнем случае речь идет об управленческих инновациях, использование которых призвано привести к значимым качественным изменениям в системе управления, оказывают существенное положительное влияние на объект управления.

Принцип эффективности

Соблюдение требований принципа эффективности является важным условием построения и функционирования системы стратегического управления развитием экономики региона. В связи с этим отметим, что понятие «эффективность управления» не имеет однозначного толкования. Если рассматривать эффективность как соотношение затрат и результатов управления, то необходимо использование количественных характеристик, обоснованность которых вызывает известные сомнения. Например, можно ли относить результаты развития экономики региона целиком на счет системы управления. Если нет, то каков все же вклад системы управления в конечные результаты экономического развития и т.п.

Если же отталкиваться от известной классификации эффективностей, которая предусматривает выделение целевой, технологической и ресурсной эффективности, то следует признать, что отмеченные виды эффективности в определенной мере присутствуют в различных компонентах системы стратегического направления развитием экономики региона. Между тем попытки оценки таких эффективностей также приводят к достаточно спорным результатам.

По-видимому, по-прежнему не теряет актуальности соображение, высказанное некогда чл.-корр. РАН В.А.Медведевым: «Что касается

политической экономии, то здесь необходимо до конца изжить недооценку категории эффективности...Отрицание единого выражения эффективности оказывает плохую услугу хозяйственной политике»[3]. В этой ситуации представляется более конструктивным использовать пусть и спорные методы оценки эффективности управления, чем вообще отказаться от этого важнейшего принципа построения системы стратегического управления развитием экономики региона.

Библиографический список:

1. Kleland D. King W. Systems Analysis and Project Manadgement/ - N.Y.?

1968, 486 p.

2. Андреев В.Н., Рохчин В.Е. Развитие экономики российского региона : сущность, критериальные требования и условия.- Псков, ПГПИ, 2009.

3. Медведев В.А. Управление социалистическим производством: проблемы теории и практики.- М.: Политиздат, 1983.-270 с.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М.: Дело, 1992 - 702с.

5. Перегудов Ф.И. Основы системного анализа: Учеб. 3-е изд. / Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко - Томск: Изд-во НТЛ, 2001.- 396 с.

Literature:

6. Kleland D. King W. Systems Analysis and Project Manadgement/ - N.Y.?

1968.

7. Andreev V.N., Rohchin V.E. The development of economy of Russian region: nature, criteria requirements and conditions. - Pskov, PSPI, 2009.

8. Medvedev V.A. Socialist production management: problems of theory and practice. - M. Politizdat, 1983

9. Meskon MH, Albert M., Hedouri F. Principles of Management / trans. from English. M. Delo, 1992

10. Peregudov FI, FP Tarasenko Fundamentals of systems analysis. - Tomsk: NTL, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.